Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профилактика школьной дезадаптации посредством развития индивидуальности дошкольников: концепт Б. Г. Ананьева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальность по Б. Г. Ананьеву это полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства субъекта, личности и индивида, присущие определенному, конкретному человеку. При этом, структура индивидуальности по Б. Г. Ананьеву представляет собой систему субъектнодеятельностных (учебная мотивация, коммуникативность, самооценка, познавательные процессы), индивидных (тип темперамента, а также… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • С
  • I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. с
    • 1. 1. Индивидуальность как системное качество психической организации человека
    • 1. 2. Подходы к исследованию детской индивидуальности
  • A) Особенности психического развития детей дошкольного и 34 младшего школьного возрастов
  • Б) Особенности развития индивидуальности детей дошкольного и 60 младшего школьного возраста
  • B) Психологическая готовность ребенка к школе в контексте С. 76 структуры индивидуальности по Б.Г. Ананьеву
    • 1. 3. Подходы к исследованию проблемы школьной дезадаптации первоклассников. С
    • 1. 4. Вариативность трудностей периода адаптации первоклассника к школе. С
    • 1. 5. Направления работы психолога по сопровождению адаптации детей в школе. С
  • II ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. Ход и организация исследования
    • 2. 2. Обоснование выбора методов исследования. С
    • 2. 3. Обоснование программы развития индивидуальности дошкольников. С
    • 2. 4. Результаты исследования по профилактике школьной дезадаптации через развитие индивидуальности дошкольников. С

Профилактика школьной дезадаптации посредством развития индивидуальности дошкольников: концепт Б. Г. Ананьева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика исследования.

Актуальность проблемы исследования объясняется наличием в образовательном процессе многочисленных проблем, связанных с адаптацией первоклассников к школе. При этом данная проблема проявляется в той или иной степени при обучении детей по различным образовательным программам в любых типах образовательного учреждения. По мнению М. Р. Битяновой, И. В. Дубровиной, Н. И. Гуткиной, Р. В. Овчаровой и многих других авторов адаптация первоклассников к школе является одной из главных проблем современной психологии, и обучение ребенка в школе во многом зависит от успешной адаптации. Таким образом, решение проблемы школьной дезадаптации требует психологической профилактики через определение психологической готовности к школьному обучению [46].

Традиционно под психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Основной целью измерения психологической готовности к школьному обучению в русле традиционного подхода является определение уровня актуального психологического развития ребенка по компонентам готовности к школьному обучению.

Для подготовки детей к школе в психологии были созданы различные коррекционно-развивающие программы, в том числе программы А. Д. Андреевой [159], Р. В. Овчаровой [100], Е. Е. Кравцова [63] и др. Однако, большинство существующих программ направлены на развитие интеллектуальных компонентов школьной готовности, а развитию других составляющих уделяется очень мало внимания.

Кроме традиционного подхода в психологии возможен иной взгляд на проблему профилактики школьной дезадаптации через понятие индивидуальности, основанный на концепции Б. Г. Ананьева [7], в которой индивидуальность определяется как замкнутая система, вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта). В человеческой индивидуальности замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятелъностей. В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимодействие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» -ядро человеческой личности.

На наш взгляд, ключ к решению проблем школьной дезадаптации лежит в развитии индивидуальности дошкольников как фактора профилактики данных проблем. Б. Г. Ананьев [7], рассматривая вопросы детской индивидуальности, подчеркивал, что «основными ранними ее вехами является., что особенно важно, поступление ребенка в школу, которое обуславливает более обширный круг социальных связей.». Б. Г. Ананьев [5] определяет индивидуальность как полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства субъекта, личности и индивида, присущие определенному, конкретному человеку.

При этом, структура индивидуальности по Б. Г. Ананьеву представляет собой систему субъектнодеятельностных (учебная мотивация, коммуникативность, самооценка, когнитивные процессы, саморегуляция, рефлексия), индивидных (тип темперамента, а также психофизиологический компонент, включающий в себя уровень работоспособности, развитие крупной и мелкой моторики ребенка) и личностных (отношение к сверстникам, школе, взрослым) особенностей человека.

Можно заметить, что данная структура индивидуальности сопоставима с компонентами школьной адаптации (мотивационно-личностный и интеллектуальный, психофизиологический, эмоционально-мотивационный). Мотивационно-личностный и интеллектуальный компоненты школьной адаптации представляют собой субъектнодеятельностную составляющую структуры индивидуальности Б. Г. Ананьева. Психофизиологический компонент — это индивидная составляющая, а эмоционально-мотивационный — личностные особенности человека.

Мы считаем, что, развивая индивидуальность дошкольников в рамках системного подхода, как, «глубину личности» (Б.Г. Ананьев) [7], воздействуя на каждую из ее составляющих, а в первую очередь, на субъектнодеятельностную, мы, тем самым, проводим с детьми, готовящимся к поступлению в школу, эффективную психопрофилактическую работу по проблемам школьной дезадаптации, одной из главных проблем первоклассника, так как от состояния школьной адаптации зависит успех ребенка не только в школьной жизни: нерешенные проблемы дезадаптации в школе перерастают, как правило, в проблемы социальной дезадаптации личности в обществе.

Понятие индивидуальности [113] используется в психологии в 2-х аспектах:

1. При анализе индивидуальных различий индивидуальность (как неповторимость, уникальность свойств человека) проявляется как психологические свойства человека, проявляющиеся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности):

• человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей;

• своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимости;

• проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей, способностей индивида.

2. Индивидуальность как высший уровень развития человека. В этом случае индивидуальность представляет собой сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По Б. Г. Ананьеву, личность является «вершиной» структуры психологических свойств (индивид-личность-индивидуальность), а индивидуальность -«глубиной» личности. Целостность индивидуальности в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

В отечественной психологии проблемы индивидуальности разрабатывались в исследованиях Б. Г. Ананьева и B.C. Мерлина, которые принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, дополняли принципом развития.

Актуальность проблемы диссертационного исследования вызвана также и незначительным количеством реально существующих способов практической работы по профилактике проблем школьной дезадаптации первоклассников.

Цель исследования: оказание психологической помощи детям, готовящимся к систематическому обучению в школе.

Задачи исследования: обобщить и систематизировать научные подходы по проблемам профилактики школьной дезадаптации, психологической готовности к школьному обучению и развития детской индивидуальностивыявить возможности использования развития индивидуальности дошкольников в качестве средства профилактики школьной дезадаптации в рамках системного подхода при подготовке детей к школьному обучениюразработать и апробировать авторскую программу по профилактике школьной дезадаптации первоклассников, посредством развития индивидуальности дошкольниковразработать и апробировать диагностический инструментарий исследования показателей школьной адаптации первоклассников и средства определения эффективности программы развития индивидуальности дошкольников.

Объектом исследования является профилактика школьной дезадаптации первоклассников на этапе подготовки к школьному обучению.

Предмет исследования — развитие индивидуальности дошкольников как средство профилактики школьной дезадаптации первоклассников.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что развитие индивидуальности дошкольников (в свете представлений об индивидуальности Б.Г. Ананьева) является эффективным средством профилактики школьной дезадаптации первоклассников, а именно, при условии системной организации подготовки дошкольников, обеспечивающем внутреннюю взаимосвязь компонентов индивидуальности при ведущей роли субъектнодеятельностной составляющей, достигаются более высокие показатели адаптированности первоклассников к школьному обучению, по сравнению с существующей практикой.

Методами данного исследования являются формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, эмпирические методы (наблюдение, опрос, тесты), методы социально-психологического и психолого-педагогического воздействия (методы прямого и косвенного воздействия), организационные методы (сравнительный и лонгитюдный). А также методы, включающие теоретический анализ психологической и педагогический литературы по проблеме исследования, методы математической статистики по обработке экспериментальных данных, качественный и количественный анализ результатов работы. Научная новизна работы:

• выявлены противоречия трактовок понятия индивидуальности различными школами психологии (индивидуальность как неповторимость, уникальность свойств человека проявляется через психологические свойства человека в интеллектуальной, личностной сферах, темпераментеинтегральная индивидуальность как синтез свойств организма, индивида и особенностей психических процессов, свойств личности и метаиндивидуальностииндивидуальность, концепт Б. Г. Ананьева, как система, обладающая внутренней взаимосвязанностью свойств индивида, личности, субъекта деятельности);

• структурированы подходы психологической готовности к школьному обучению, классифицируемые как унитарный, комплексный и системный;

• систематизированы причины, сферы и группы школьной дезадаптации детей (подготовка детей к школе по отдельным компонентам не обеспечивает отсутствия школьной дезадаптации первоклассников, так как в комплексном подходе нет системности, которую обеспечивает подход Б.Г. Ананьева);

• уделяется внимание психопрофилактической работе по проблемам школьной дезадаптации как малоразработанному направлению в деятельности практического психолога (создана психопрофилактическая программа по проблемам школьной дезадаптации первоклассников);

• разработан и апробирован оригинальный диагностический инструментарий по проблемам школьной дезадаптации (анкета для учителей) — на основе известных психодиагностических таблиц была разработана схема (таблица) для изучения типичных трудностей в обучении детей и проблем школьной дезадаптации учащихсядиагностические блоки для исследования психологической готовности к школьному обучению и школьной адаптации/дезадаптации детей, согласно системному подходу) — разработана и апробирована авторская программа по профилактике школьной дезадаптации первоклассников, посредством развития их индивидуальности в дошкольном возрасте, цель которой состоит в развитии социальной, психофизиологической, интеллектуальной и мотивационно-личностной сфер, обеспечивающих школьную адаптацию первоклассниковпрограмма развития индивидуальности дошкольников обеспечивает высокую эффективность воздействия на показатели школьной дезадаптации первоклассников (внутренняя взаимосвязь компонентов индивидуальности при ведущей роли субъектнодеятельностной составляющей), по сравнению с существующей практикойразвивающая программа по подготовке к школе через развитие индивидуальности дошкольников в логике системного подхода проводилась по следующим компонентам: социальному (отношение ребенка к взрослым, сверстникам, школе), мотивационно-личностному (самооценка, коммуникативность, мотивация), интеллектуальному (познавательные психические процессы), психофизиологическому (работоспособность ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, тип темперамента). При этом, в результате освоения программы происходит перенос сформированных навыков, что позитивно отражается на качестве учебной деятельности ребенка в целом, экспериментально доказано, что содержание школьной дезадаптации различно у детей, обучающихся по разным образовательным программам, при этом данная проблема проявляется в той или иной степени при обучении различным образовательным программам детей. Практическое значение исследования состоит в создании, апробации и оптимизации развивающей программы по профилактике школьной дезадаптации первоклассников в контексте детской индивидуальности. Новый подход к подготовке дошкольников к школьному обучению в ДОУ и факультетах дошкольников при МОУ, позволит свести к минимуму показатели школьной дезадаптации первоклассников.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на научных семинарах кафедры социальной психологии, психологии образования и кафедры психологии СамГПУ. Результаты исследования включены в лекционный и практический курсы для студентов факультета психологии СамГПУ, а также являются основой научно-исследовательской работы МОУ школы № 24 города Самары с углубленным изучением отдельных предметов в русле научно-исследовательской деятельности Центра развития образования города Самары.

Этапы диссертационного исследования:

1. Пилотажное исследование проблем школьной дезадаптации первоклассников.

A) Первичная диагностика проблем школьной дезадаптации первоклассников, с целью выявления уровня школьной адаптации детей, обучающихся по разным образовательным программам.

Б) Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками, испытывающие трудности при адаптации к школе.

B) Вторичная диагностика проблем школьной адаптации первоклассников, с целью выявления уровня школьной адаптации детей в конце 1-го года обучения.

2. Исследование уровня психологической готовности дошкольников к школьному обучению.

A) Первичная диагностика уровня психологической готовности дошкольников контрольной и экспериментальной групп, с целью изучения исходного уровня развития детей.

Б) Промежуточное исследование уровня психологической готовности дошкольников экспериментальной группы, с целью внесения корректив в программу развития по подготовке детей к школе.

B) Вторичная диагностика дошкольников контрольной и экспериментальной групп, с целью определения эффективности развивающей программы.

3. Изучение уровня школьной адаптации первоклассников. Итоговая диагностика первоклассников как отсроченная, с целью изучения уровня школьной адаптации первоклассников (бывших дошкольников экспериментальной и контрольной групп).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие индивидуальности дошкольников (в свете представлений об индивидуальности Б.Г. Ананьева) является эффективным средством профилактики школьной дезадаптации первоклассников, а именно, при условии системной организации подготовки дошкольников, обеспечивающем внутреннюю взаимосвязь компонентов индивидуальности при ведущей роли субъектнодеятельностной составляющей, достигаются более высокие показатели адаптированности первоклассников к школьному обучению, по сравнению с существующей практикой.

2 Программа развития индивидуальности дошкольников в логике системного подхода проводится с учетом следующих компонентов: мотивационно-личностного (самооценка, коммуникативность, мотивация), интеллектуального (познавательные психические процессы), социального (отношение ребенка к взрослым, сверстникам, школе), психофизиологического (работоспособность ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, тип темперамента).

3. Программа развития индивидуальности дошкольников обеспечивает высокую эффективность воздействия на показатели школьной дезадаптации первоклассников (внутренняя взаимосвязь компонентов индивидуальности при ведущей роли субъектнодеятельностной составляющей), по сравнению с традиционными (унитарными и комплексными) программами по готовности к школьному обучению дошкольников.

выводы.

На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1. Развитие индивидуальности дошкольников (в свете представлений об индивидуальности Б.Г. Ананьева) является эффективным средством профилактики школьной дезадаптации первоклассников, а именно, при условии системной организации подготовки дошкольников, обеспечивающем внутреннюю взаимосвязь компонентов индивидуальности при ведущей роли субъектнодеятельностной составляющей, достигаются более высокие показатели адаптированности первоклассников к школьному обучению, по сравнению с существующей практикой.

2. Содержание школьной дезадаптации различно у детей, обучающихся по разным образовательным программам. Так, у детей, обучающихся по развивающим программам, преобладают проблемы школьной дезадаптации в интеллектуальной сфере. При традиционной системе обучения к проблемам школьной дезадаптации в интеллектуальной сфере добавляются значительные проблемы в социальной сфере.

3. Профилактика школьной дезадаптации эффективнее традиционной коррекционно-развивающей работы по компонентам школьной дезадаптации.

4. Принцип системности психопрофилактической программы обеспечивает высокую эффективность воздействия, по сравнению с программами, направленными на решение отдельных проблем готовности к школьному обучению.

5. Развивающая программа по подготовке к школе через развитие индивидуальности дошкольников в логике системного подхода проводилась по следующим компонентам: социальному (отношение ребенка к взрослым, сверстникам, школе), мотивационно-личностному (самооценка, коммуникативность, мотивация), интеллектуальному (познавательные психические процессы), психофизиологическому (работоспособность ребенка, развитие крупной и мелкой моторики, тип темперамента). При этом, в результате освоения программы происходит перенос сформированных навыков, что позитивно отражается на качестве учебной деятельности ребенка в целом.

7. В ходе экспериментального исследования было обнаружено, что наиболее чувствительными к развивающему воздействию являют интеллектуальный, мотивационно-личностный и социальный компоненты. Менее чувствительным — психофизиологический компонент.

8. Акцент на развитии индивидуальности дошкольников (концепт Б.Г. Ананьева) ускоряет развитие рефлексии детей, о чем свидетельствует поведение детей во время развивающих занятий.

9. Эффект развивающей программы носит устойчивый характер, что подтверждается отсроченной серией психодиагностических испытаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена проблеме профилактики школьной дезадаптации первоклассников. Средством профилактики является психологическая готовность детей к школе. Подготовка детей осуществлялась через развитие индивидуальности дошкольников по Б. Г. Ананьеву в логике системного подхода. На основе разработок данной научной школы была создана программа развития для детей дошкольного возраста.

Теоретический обзор работы посвящен сравнительному анализу концепций индивидуальности, проблеме развития детской индивидуальности в психологии, психологическим проблемам адаптации первоклассников к школе и готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.

Таким образом, теоретическая и экспериментальная части данного диссертационного исследования позволяет нам сделать вывод о том, что эффективным средством профилактики школьной дезадаптации первоклассников является развитие индивидуальности детей дошкольного возраста по Б. Г. Ананьеву в согласно системному подходу. Индивидуальность как замкнутая система, вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта). В человеческой индивидуальности замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей. В такой относительно замкнутой системе, «встроенной» в открытую систему взаимодействия с миром, образуется определенное взаимодействие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» -ядро человеческой личности.

Индивидуальность по Б. Г. Ананьеву [5] это полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства субъекта, личности и индивида, присущие определенному, конкретному человеку. При этом, структура индивидуальности по Б. Г. Ананьеву представляет собой систему субъектнодеятельностных (учебная мотивация, коммуникативность, самооценка, познавательные процессы), индивидных (тип темперамента, а также психофизиологический компонент, включающий в себя уровень работоспособности, развитие крупной и мелкой моторики ребенка) и личностных (отношение к сверстникам, школе, взрослым) особенностей человека. Развитие индивидуальности сопоставимо с компонентами школьной адаптации (социальный, психофизиологический, мотивационно-личностный и интеллектуальный). Мотивационно-личностный и интеллектуальный компоненты школьной адаптации представляют собой субъектнодеятельностную сферу структуры индивидуальности Б. Г. Ананьева. Психофизиологический компонент — это индивидная сфера, а социальный — личностная сфера.

В исследовании отчетливо проявилось, что в результате освоения программы происходит перенос сформированных навыков, что позитивно отражается на качестве учебной деятельности ребенка в целом. Развивающая программа включает в себя работу по компонентам школьной адаптации через развитие индивидуальности дошкольников в логике системного подхода.

Итак, развитие индивидуальности дошкольников (в свете представлений об индивидуальности Б.Г. Ананьева) является эффективным средством профилактики школьной дезадаптации первоклассников, а именно, при условии системной организации подготовки дошкольников, обеспечивающем внутреннюю взаимосвязь компонентов индивидуальности при ведущей роли субъектнодеятельностной составляющей, достигаются более высокие показатели адаптироваиности первоклассников к школьному обучению, по сравнению с существующей практикой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. (Отв. ред.). Мозг и поведение младенца. М.: Институт психологии РАН, 1993.
  2. Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? -критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. 1993. Т.1.№ 2. С. 9−24.
  3. Э.М. и Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1 прил. С. 41 61.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  5. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева М., Воронеж, 1996.
  6. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  7. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания СПб.: Питер, 2001. -288 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  8. Е. А., Блинова Н. Г., Каган Е. С., Шабашева С. В. Зависимость успеваемости обучения первоклассников от уровня психической и биологической готовности к школе // Физиология и психофизиология мотиваций. 1999. № 3. С. 119 123.
  9. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  12. А.Г. Психология личности. — М. Изд. Моск. ун-та. 1990.
  13. .Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. — 160 с. -(Психология для всех).
  14. Т.Ф. Развитие концепции целостной индивидуальности // Небылицын В. Д.: Жизнь и научное творчество. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996.
  15. А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  16. А.В. Психология индивидуальных различий. М., 2001.
  17. М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. М., 2000.
  18. М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? -М., Просвещение, 1991.
  19. В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности. // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  20. В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997.
  21. М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева H.JI. Практическая психология в образовании. М., 1998.
  22. М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева H.JJ. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
  23. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  24. Божович Л. И Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995.
  25. JI.В. Исследование уровня притязаний. М.: Институт психологии РАН, 1993.
  26. В.П. Основные детерминанты целостно-функционального подхода к анализу индивидуальных проявлений саморегуляции поведения человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988.
  27. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
  28. Л.Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике. «Вопросы психологии», № 5, 1994.
  29. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с.
  30. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под общ. ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998.
  31. Л.М. Психические процессы: В 3 т. JL: Изд-во ЛГУ, 1981. Т.З.
  32. А.Л. Хорошо ли вашему ребенку в школе? // Популярная психология для родителей Под ред. А. С. Спиваковской. СПб.: СОЮЗ, 1997. С. 172.
  33. Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. Т. 2. М., 1982.
  34. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1995.
  35. Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды. М.- Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
  36. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  37. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1994.
  38. Готовность к школе. Руководство практического психолога. / Под ред. И. В. Дубровиной. М. «Наука», 1995. 119 с.
  39. Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С. 24−37.
  40. Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  42. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
  43. Дипломная работа // Школьная дезадаптация первоклассников: исследование и коррекция. Самара, 2000.
  44. Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1995.
  45. И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
  46. И.В. Практическая психология образования. М., 1997.
  47. М.С. Психология индивидуальных различий. М. 1997.
  48. М.С., Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 9 -16.
  49. Н.А. Проблемы исследования стилей социально-психологической адаптации младших школьников // Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов. Омск: Омск. Гос. Ун-т. 2000. С. 62 66.
  50. А.В. Избранные психологические труды. М., 1986.
  51. .В. Патопсихологический метод в изучении личности // Психологический журнал. 1982. № 1. С 43 51.
  52. Н.Е. Адаптация к начальной школе. Особенности психических состояний и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия // Психологическая наука и образование. 2000. № 1. С. 22 29.
  53. Индивидуальность и способности / Сборник научных трудов. М.: Институт психологии РАН, 1993.
  54. Я. Диагностика школьной зрелости / И. Шванцара и кол. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  55. Кабардова J1.H. Самооценка индивидуальных особенностей. / Сборник «Подходы к профориентации». М., 1995.
  56. О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. РПА. 1997.
  57. Г. Дифференциальная психология обучения. М.: Прогресс, 1984.
  58. Е.А. индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969.
  59. А. В. некоторые физиологические и психофизиологические предпосылки развития дезадаптации у учащихся 1−3 классов (Опыт работы в Центре образования / 109 г. Москвы): Автореф. дис. канд. биол. наук. М.: МГУ, 1999. 23 с.
  60. В.А. (Ред.) Когнитивные стили. Таллинн: ТпедИ, 1986.
  61. Кон И. С. В поисках себя. М., Политиздат, 1984.
  62. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.
  63. А.И. подходы к целостной индивидуальности // Небылицын В. Д.: Жизнь и научное творчество. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996.
  64. И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. М.: Изд-во УРАО. 1997. 176 с.
  65. Купер Колин Индивидуальные различия. М., 2000.
  66. А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
  67. С.Н. Об умственной одаренности. М.: АПН РСФСР, 1960.
  68. С.Н. Опыт психологической характеристики темпераментов. В кн.: Психологические особенности высшей нервной деятельности человека (под ред. Б.М. Теплова), т.1, М., АПН РСФСР, 1956.
  69. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  70. А.Н. проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1971.
  71. А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999 г.
  72. Е.В., Либин А. В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совпадение со сложными обстоятельствами? // Либин А. В. (Ред.). Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.
  73. М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. М., Воронеж, 1997.
  74. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.
  75. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  76. .Ф. Системность в психологии. Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной и В. А. Пономаренко. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 384 с.
  77. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: «Наука», 1974.
  78. И.А., Балътюкова Е. М., Шишкина Н. К., Шургая Г. Г. Особенности социальной адаптации детей-левшей // Психофизиологические основы социальной дезадаптации ребенка: Сборник статей. СПб. 1999. С. 205 — 211.
  79. О.А., Львова Е. А. Связь психолого-педагогического сопровождения с успешностью обучения в школе // Особый ребенок: Исслед. и опыт помощи. 1998. № 1. с. 72 82.
  80. М.В. Психология младшего школьника. М. 1976.
  81. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  82. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  83. B.C. Психология индивидуальности / Под редакцией Е. А. Климова М., Воронеж, 1996.
  84. B.C. Роль темперамента в эмоциональной реакции на отметку. «Вопросы психологии», № 6, 1955.
  85. Н.В. Атенционные способности как критерий формирования внимания школьников. / Дисс. на соискание ученой степени кандидата наук. Самара, 1998.
  86. Многофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / под ред. М. В. Антоновой, М. М. Кольцовой, М., 1983.
  87. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М., Воронеж, 1999.
  88. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995.
  89. Л.В. Гуманизация образовательного пространства через работу психолога с учителями начальных классов в период адаптации первоклассников к школе. // Телескоп, вып. 3. Самара, 2003.
  90. В.Д. Жизнь и научное творчество. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1996.
  91. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., «Просвещение», 1968.
  92. Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Сер. 15. Психология. 1988. № 1.
  93. О.А., Заруба Н. А., Быцанова В. Е. Влияние внедрения дошкольного курса «Введение в школьную жизнь» на адаптацию первоклассников к учебной деятельности // Физиология и психофизиология мотиваций. 1999. № 3. С. 118−119.
  94. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992.
  95. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
  96. Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие, М.: Педагогическое общество России. 1999. 442 с.
  97. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера». 1996. 240 с.
  98. Особенности психологического развития детей 6−7-летнего возраста // Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., 1998.
  99. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М., 1988.
  100. И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. 7-у изд. М.: Медгиз, 1951.
  101. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1952.
  102. И.П. Полное собрание сочинений, т.Ш, книга вторая. М.-Л., 1951.
  103. ИМ., Магун B.C. Психологические характеристики личности и предпосылки ее социальных потенциалов // Социальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. С. 90 105.
  104. В. А. Внутренний мир личности и искусство. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990.
  105. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 257 261.
  106. Психологическая служба в школе // Советская педагогика. -1982. № 3,4.
  107. Психологическая служба в школе // Советская педагогика. -1986. -№ 1.
  108. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М. — JI. 1948.
  109. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс. 1996. 440 с.
  110. Психологический словарь / Под ред. В. А. Петровского. М.: Политиздат. 1990.
  111. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте школьной психологической службы, 1994.
  112. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 2000.
  113. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб, 2001.
  114. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1999.
  115. Рабочая книга школьного психолога. М. 1991.
  116. Равич-Щербо И. В. Метод близнецов в психологии и психофизиологии // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1990. С. 22 47.
  117. Равич-Щербо И. В. Психогенетика человека. М., 1988.
  118. Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.
  119. Э.Л. Философский словарь: логика, психология, этика, эстетика и история философии. 2-е изд. М.: Типограф1я «Я.Данкинъ и Я. Хомутовъ», 1913.
  120. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками, 1993.
  121. Развитие детей шестого года жизни в «школе дошкольника». Учебно-методическое пособие. Самара, 1993.
  122. В.И. Влияние силы нервной системы и уровня активации на успешность монотонной работы // Способности: к 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1997.
  123. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. 256 с.
  124. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
  125. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.
  126. В.М. Опросник структуры темперамента. М.: Институт психологии РАН, 1990.
  127. В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. Т. 7. № 4. С. 23 25.
  128. В.М., Дудин С. М. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 5.
  129. X. Психологические особенности детей группы риска с трудностями обучения и поведения (младший школьный возраст): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. психологических наук. М.: МГУ, 2000. 25с. + Библ. 3.
  130. Н.Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
  131. А.А. Проблема междисциплинарного взаимодействия в коррекции школьной дизадаптации // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи 1998. № 1. С. 87 — 103.
  132. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: ОГИЗ, 1947.
  133. Славина J1.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. М., 1958.
  134. Словарь по возрастной и педагогической психологии / Под ред. Гомезо. М., 2001.
  135. Словарь психолога-практика / Под ред. С. Ю. Головина. М., 2001.
  136. Л.Н. ЭВМ и психология // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987. С. 152- 156.
  137. Стреляу Ян Роль темперамента в психическом развитии. М., «Прогресс», 1986.
  138. Н.Ф., Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
  139. .М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986.
  140. .М. Психология: Учебник для средней школы. М., 1946.
  141. С.Н., Соловьев С. В., Соловьев B.C. Адаптация детей семи лет г. Тюмени к обучению в школе // Экология человека. 2000. № 3. С. 49−50.
  142. В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М.: Наука, 1987.
  143. К. Как научить детей сотрудничать? Психология игры и упражнения: Практ. пособие / Пер. с нем.- В 4-х томах. М.: Генезис, 1998.
  144. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.
  145. Г. А. Виды общения в обучении. Томск 1993.
  146. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  147. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1998.
  148. Школьные проблемы глазами психолога: Как оказать помощь дезадаптированному ребенку/ Л. В. Варначева, Т. А. Гусева, Р. Б. Джузепова и др. Ярославль, 1996.
  149. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  150. Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  151. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна. М., Воронеж, 1997.
  152. B.C. Саморегуляция как фактор общей одаренности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972.
  153. И.С. Личностно-ориентированное обучение. М., 1998.
  154. И.С. Системный подход в педагогической психологии // 3 междунар. науч. Ломов. Чтения «Принцип системности в соврем. Психол. науке и практ.», Москва, янв., 1996: Тез. докл. Т.З. М., 1996. — С. 83 — 84.
  155. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1999, с. 256.
  156. М.Г. Психология в XX столетии. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974.
  157. , G.W. (1937). Personality: A Psychological Interpretation. New York: Holt.
  158. , A. (1958). Differential Psychology. 3rd ed. New York: Macmillan.
  159. Ash, S.E., Witkin, H.A. (1948). Studies in space orientation: I. Perception of the upright with displaced visual fields // Journal of Experimental Psychology, 38, 321−337.
  160. Bee, H.L. (1998). Lifespan development. 2nd ed. New York-Addison Wesley Longman, Inc.
  161. Bee, H.L., Mitchell, S.K. (1984). The developing Person: A Lifespan Approach. 2nd ed. New York & Row.
  162. Belsky, J., Fish, R., Isabella, R. (1991). Continuity and discontinuity in infant negative and positive emotionality: Family antecedents and attachment consequences // Developmental Psychology, 27,421 -431.
  163. Block, J., Buss, D.M., Block, J.H., Gjerde, P.F. (1981). The cognitive style of breadth of categorization: Longitudinal consistency of personality correlates // Journal of Personality and Social Psychology, 40, 770−779.
  164. , T.B. (1969). Infants and mothers: Differences in development. New York: Dell.
  165. , T.B. (1984). Neonatal Behavioral Assessment Scale. Philadelphia- Lippincot.
  166. , J.L. (1964). States in newborn infants 11 Merrill-Palmer Quarterly, 10, 313 -327.
  167. Buss, A.H., Plomin, R.A. (1975). A temperament theory of personality development. New York: Willey.
  168. Caspi, A., Elder, G.H., Bern, D.J. (1987). Moving against the world: Life course patterns of explosive children // Developmental Psychology, 23,308 313.
  169. Caspi, A., Elder, G.H., Bern, D.J. (1988). Moving away from the world: Life course patterns of shy children 11 Developmental Psychology, 24, 824−831.
  170. Cheong, G., Wadden, E.P. (1978). The relationship between teachers' experimental and dogmatic attitudes and their pupils' self-concept // Alberts Journal of Educational Research, 14, 121 125.
  171. , C. (1998). Individual differences. London: Arnold.
  172. Dunn, J., Brown, J., Beardsall, L. (1991). Family talk about feeling states and children’s later understanding of others' emotions 11 Developmental Psychology, 27, (3), 448 455.
  173. , P. (1984). Expression and the nature of emotion // K. Sherer, P. Ekman (Ed.). Approaches to emotion. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
  174. , P. (1993). Facial Expression and Emotion // American Psychologist, April, pp. 384 392.
  175. Ekman, P., Davidson, R.J. (Eds.) (1996). The Nature of Emotion Fundamental Questions. New York: Oxford University Press.
  176. Frenkel-Brunswik, E. (1954). Further explorations by a contributor to «The Authoritarian Personality» // R. Christie, M. Jahoda (Eds.). Studies in the scope and method of «The Authoritarian Personality». Glencoe, III.: The Free Press.
  177. , M.E. (1954). Some hypotheses on the role of the congenital activity type in personality development // International Journal of Psychoanalysis, 35, 206 207.
  178. , H.H. (1984). Continuity of personality. A genetic perspective 11 Continuities and discontinuities in development. New York- London: Plenum Press, pp. 401−419.
  179. Hardy-Brown, K., Plomin, R., & DeFries, J.C. (1981). Genetic and environmental influences of the rate of communicative development in the first year of life // Development Psychology, 17, 704 717.
  180. LeVine, R.A. (1974). Parental goals: A cross-cultural view // Teachers College Record, 79, 226 239.
  181. , M. (1967). The meaning of a response, or why researchers in infant behavior should be Oriental metaphysicians / Merrils-Palmer Quarterly, 18,95−121.
  182. Lewis, M. Brooks, J. (1978). Self-knowledge and emotional development // M. Lewis, L.A. Rosenblum (Eds.). The development of affect. New York: Plenum, pp. 205 226.
  183. , R.M. (1982). Motor development in the early years //S.G. Moore, C.R. Cooper (Eds.), The young child- Review of research (Vol. 3). Washington, D.C.- National Association for the Education of Young Children.
  184. Melby, J.N., Conger, R.D. (1996). Parental behaviors and adolescent academic performance: A longitudinal analysis // Journal of Research on Adolescence, 6, 113 137.
  185. Munsinger, H., Douglass, A. (1976). II. The syntactic abilities of identical twins, fraternal twins, and their siblings // Child Development, 47, 40 50.
  186. , К. (1981). Individual differences in language development: Implications for development and language // Developmental Psychology, 17, 170- 187.
  187. Nosal Cz, (1990). Psychologisne modele umyslu. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe.
  188. , A. (1967). Individuality in pain and suffering. Chicago: University of Chicago Press.
  189. Plomin, R.A., Daniels, D. (1987). Why are children in the same family so different from one another? // Behavior Genetics, 9, 505 517.
  190. Royce, J.R., Powell, A. (1983). Theory of Personality and individual Differences: Systems, Factors and Processes. Englewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall.
  191. Rubin, D.S., Wetzler, S.E., Nebes, R.D. (1986). Autobiographical memory across the life span // D.C. Rubin (Ed.). Autobiographical memory. Cambridge, England: Cambridge University Press, pp. 202 -221.
  192. Schaffer, H.R., Emerson, P.E. (1964). The development of social attachment in infancy. Monogr. Soc. Resear. Child Develop., Serial # 94, 29.
  193. , P.W. (1978). Mental imagery // B.M. Foss (Ed.). Psychology survey. New York- London: Allen & Unwin, pp. 58 70.
  194. , J.L. (1966). Daydreaming. New York: Random House.
  195. , S.S. (Ed.) (1951). Handbook of experimental psychology. New York: Wiley.
  196. Strelau, J, (1983). Activity, Personality, Temperament. New York: Plenum Press.
  197. Trudewind, C., Husarek, B. (1979). Mutter-Kind-Interaktion bei der Hausaufgabenfertigung und die Leistungsmotiventwicklung im
  198. Grundschulalter Analyse einer okologishen SchluBelsituation 11 H. Walter, R. Oerter (Hg.), Okologie und Entwicklung. Stuttgart.
  199. , L.E. (1974). Individual differences. Englewood Cliffs, NJ: Prentince-Hall.
  200. , I. (1969). Das Zielsetzungsverhalten von vier ausgewalten Gruppen normaler Kleinkinder in Einzel und in Paarsituationen. Der Dissertation. Abteilung fiir Philisophie, Padagogik, Psychologie der Ruhr-Universitat Bochum.
  201. Webster’s Encyclopedic Unbridged Dictionary of the English Language (1996). New York: Gramercy Books.
  202. , H. (1948). Comparative psychology of mental development. Chicago: Follet.
  203. Within, H.A., Lewis, H.B., Hertzman, M., Machover, K., Meissner, P.В., Wapner, S. (1954). Personality through perception: An experimental and clinical study. New York: Harper.
  204. Witkin, H.A., Moore, C.A., Goodenough, D.R., Cox, P.W. (1977). Field dependent and field independent cognitive styles and their educational implications 11 Review of Educational Research. 47, 1 64.
  205. Zajonc, R., Markus, H., Markus, G. (1979). The birth order puzzle // Journal of Personality and Social Psychology, 37 (8), 1325 1341.
  206. Zelazo, P.R., Zelazo, N., Kolb, S. (1972). «Walking» in the newborn //Science, 176,314−315.
Заполнить форму текущей работой