Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование институциональных условий для развития малых нефтедобывающих предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны направления расширения минерально-сырьевой базы деятельности малых нефтедобывающих предприятий и механизмы их реализации. В качестве одного из направлений предложено использовать гранично-рентабельные запасы, которые определяются как запасы, разработка которых экономически неэффективна при действующей налоговой системе, но эффективна до налогов. Предложен экономический механизм… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ДОБЫЧЕ НЕФТИ
    • 1. 1. Основные характеристики минерально-сырьевой базы нефтяной промышленности России
    • 1. 2. Ан ализ современных тенденций на российском рынке нефти и их влияние на развитие малого бизнеса
    • 1. 3. Государственная политика в отношении малого бизнеса в добыче нефти
  • 2. ФОРМИРОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ МАЛЫХ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Расширение минерально-сырьевой базы малого бизнеса на основе экономической оценки запасов нераспределенного фонта недр
    • 2. 2. Экономический механизм повышения эффективности извлечения запасов нефти (углеводородов)
    • 2. 3. Особенности предоставления прав на добычу нефти малым нефтедобывающим предприятиям
  • 3. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 3. 1. Обоснование предпочтительного экономико-правового режима деятельности малых нефтедобывающих предприятий
    • 3. 2. методические принципы и инструментарий выбора параметров раздела продукции
    • 3. 3. Моделирование результатов применения различных экономико-правовых режимов добычи нефти

Формирование институциональных условий для развития малых нефтедобывающих предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы в развитии нефтяного сектора России сложились качественно новые тенденции, что обусловлено завершением периода первоначального формирования организационной структуры отрасли, а также высокой доходностью компаний за счет благоприятной конъюнктуры мирового рынка нефти.

Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) резко повысили инвестиционную активность, которая проявилась в устойчивом росте объемов добычи нефти. Одновременно, происходит укрупнение ведущих компаний, направленное на расширение сырьевой базы и на повышение обеспеченности собственными мощностями переработки нефти, что вызывает резкое сокращение числа независимых компаний в нефтяной промышленности России. В результате заметно усилилась монополизация в нефтяном секторе, и существовавший на внутреннем рынке страны незначительный сегмент независимых продаж нефти был практически ликвидирован.

Реформирование специального налогообложения в добыче нефти, направленное, в первую очередь, на упрощение налоговой системы и налогового администрирования, усилило его фискальный характер. Это привело к дискриминации предприятий, осуществляющих добычу нефти вне структуры ВИНК, и без того осуществляющих деятельность в менее благоприятных экономических условиях, что становится дополнительной причиной сокращения их числа.

Между тем, происходящее в отечественной нефтяной промышленности вытеснение мелких независимых компаний из нефтяного сектора вовсе не является обычной нормой для стран с развитой рыночной экономикой. Во многих странах действует большое число мелких независимых предприятий, осуществляющих добычу нефти. Более того, одним из приоритетов государственной политики этих стран является поддержка таких предприятий и их защита от вытеснения с рынка или поглощения крупными компаниями.

В России провозглашена политика государства, направленная на поддержку малого предпринимательства и формируется соответствующая законодательная база, однако она не учитывает специфики условий деятельности в сфере добычи нефти. Сказанное предопределяет актуальность исследования, направленного на выявление роли малых нефтедобывающих предприятий (МНДП) в нефтяном секторе России, а также на формирование условий их эффективного развития.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — разработка рекомендаций по совершенствованию экономических и организационно-правовых механизмов недропользования, создающих институциональные условия эффективного развития МНДП.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

— анализ современного состояния и тенденций развития нефтедобывающей отрасли России;

— определение роли МНДП в освоении нефтяных ресурсов, выявление специфических сфер их деятельности и социально-экономической значимости;

— исследование экономико-правовых условий функционирования МНДП и выявление факторов, ограничивающих их эффективное развитие;

— разработка механизмов формирования сырьевой базы деятельности МНДП;

— разработка предложений по совершенствованию институциональных условий деятельности МНДП.

Объектом исследования являются отечественные малые нефтедобывающие предприятия.

Предметом исследования является совокупность экономических и организационно-правовых условий деятельности малого бизнеса в добыче нефти.

Теоретической и методической базой исследования явились общеметодологические принципы научного исследования, законодательные и нормативные правовые акты, научные труды в сфере экономики недропользования и малого предпринимательства. При выполнении работы автор опирался на труды ведущих отечественных ученых в этих областях (Л.Л. Арбатов, В. И. Грайфер, Л. П. Гужновский, М. Л. Даниленко, В. Ф. Дунаев, К. Н. Миловидов, Е. В. Корзун, В. А. Крюков, А. И. Перчик и др.). В работе используются методы теории управления, экономического и инвестиционного анализа, современный инструментарий моделирования показателей разработки нефтяных месторождений.

В качестве информационной базы работы использовались статистические материалы Госкомстата Российской Федерации, официальные данные министерств и ведомств отраслевого и экономического профиля, а также публикации отечественных и зарубежных энергетических организаций.

Основные научные результаты работы заключаются в обосновании совокупности институциональных преобразований, необходимых для эффективного развития МНДП, а также в разработке методических рекомендаций по их реализации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Исходя из современного состояния минерально-сырьевой базы и тенденций развития внутреннего рынка, обоснована приоритетность развития малого бизнеса в нефтяной промышленности России. С учетом отраслевой специфики предложен критерий отнесения предприятия к категории малых нефтедобывающих предприятий.

2. Разработаны направления расширения минерально-сырьевой базы деятельности малых нефтедобывающих предприятий и механизмы их реализации. В качестве одного из направлений предложено использовать гранично-рентабельные запасы, которые определяются как запасы, разработка которых экономически неэффективна при действующей налоговой системе, но эффективна до налогов. Предложен экономический механизм, стимулирующий выделение крупными компаниями участков недр с небольшими запасами, который основан на трансформации части налога на добычу в налог на запасы. Разработаны предложения по предоставлению недр в пользование Ml 1ДП на основе аукционов с типовыми условиями.

3. Обоснованы требования к экономико-правовому режиму, создающему экономические предпосылки для эффективной разработки гранично-рентабельных запасов. Предложен методический подход к выбору параметров такого экономико-правового режима, с использованием которого обоснованы предпочтительные параметры раздела продукции. Исследование свойств экономико-правовых режимов проведено на основе инструментария моделирования динамики технологических и экономических показателей разработки типовых месторождений.

Практическая значимость Реализация выдвинутых предложений обеспечивает интенсивное развитие малого бизнеса в нефтедобыче, что будет способствовать развитию конкурентного рынка нефти в России, повышению эффективности добычи нефти и созданию дополнительных рабочих мест.

Апробация работы. Основные положения диссертации на различных этапах его проведения многократно представлялись в форме научных докладов и сообщений на семинарах, научно-методических и научно-практических конференциях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные исследования, направленные на обоснование и разработку рекомендаций по формированию институциональных условий для эффективного развития МНДП, позволили сформулировать следующие выводы:

1. Позитивное влияние МНДП на эффективность развития нефтяного сектора России в современных условиях, учитывая специфику минерально-сырьевой базы и нефтяного рынка России, определяется следующими, присущими им характеристиками:

— мобильность в применении высокотехнологичных методов добычи нефти, что обусловливает их адаптивность к освоению истощенных или осложненных запасов и является предпосылкой повышения уровня нефтеизвлечения;

— нацеленность на разработку небольших запасов, в отличие от ВИНК, стратегия которых в большей степени ориентирована на мегапроекты;

— более высокая по сравнению с ВИНК прозрачность финансовых результатов от деятельности в добыче нефти;

— участие в рыночных отношениях в качестве самостоятельных субъектов, что повышает степень конкурентности внутреннего рынка нефти;

— создание дополнительных рабочих мест.

Указанные характеристики обусловливают актуальность государственной поддержки развития МНДП.

2. С учетом специфики условий деятельности в добыче нефти к категории МНДП предлагается относить самостоятельные нефтедобывающие предприятия, у которых текущая величина извлекаемых запасов нефти не превышает 3 млн.т.

3. Обоснованы источники расширения минерально-сырьевой базы развития МНДП, включая: запасы нераспределенного государственного фонда недр, относящиеся к категории гранично-рентабельных запасов;

— запасы распределенного фонда недр, передаваемые крупными компаниями ввиду отказа от их освоения в ближайшей перспективе (мелкие неразрабатываемые месторождения и истощенные участки разрабатываемых месторождений).

4. Категорию гранично-рентабельных запасов предложено определять как запасы, разработка которых не эффективна при действующей налоговой системе, но эффективна «до налогов» .

5. В качестве экономического механизма стимулирования передачи запасов распределенного фонда недр предложена трансформация части налога на добычу полезных ископаемых в налог, установленный на единицу текущей величины извлекаемых запасов. Одновременно предложенный налог стимулирует интенсификацию освоения запасов.

6. Автором обосновано требование недискриминационного возмездного пользования объектами производственной инфраструктуры как необходимое условие предоставления МНДП права добычи на освобожденном участке разрабатываемого месторождения.

7. Предложена организационная схема предоставления МНДП прав пользования недрами на основе аукциона с типовыми условиями, сокращающая время и стоимость процедур лицензирования.

8. В диссертации обоснованы основные требования к экономико-правовому режиму разработки гранично-рентабельных запасов:

— обеспечение возможности экономически эффективной разработки гранично-рентабельных запасов;

— простота реализации режима в существующем нормативно-правовом поле;

— гибкость режима, увеличения доходов государства при улучшении экономических условий разработки;

— стабильность экономико-правовых условий;

— низкие затраты государства и инвестора при переходе на режим;

— простота администрирования режима.

9. Диссертантом показано, что предусмотренный законодательством режим СРП в наибольшей степени отвечает сформулированным требованиям к механизму создания приемлемых условий разработки гранично-рентабельных запасов МНДП.

10. В работе предложен методический подход к выбору наилучших параметров СРП при разработке гранично-рентабельных запасов. Он основан на моделировании динамики технологических и экономических показателей разработки типовых объектов.

11. Специфика целей государства при предоставлении участков недр с гранично-рентабельных запасами менее 3 млн. т определяет рекомендуемые в работе типовые параметры СРП. Предложенные параметры позволяют разрабатывать широкий класс гранично-рентабельных участков, и одновременно обеспечивают доходы государства при росте доходности их разработки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики.- М.: Вопросы экономики.-1997.-№ 6.
  2. Г. Д. Роль мелких нефтегазовых компаний в нефтегазовом комплексе России. // Нефть, газ и бизнес, 2002, № 5,6.
  3. А.Ф., Серкерова С. С. Современное состояние геологоразведочных работ в России. // Нефть, газ и бизнес, 2002, № 4.
  4. Н. Инвестиционная привлекательность мелких нефтяных месторождений. // Нефтегазовая вертикаль, 2002, № 7.
  5. А. А. Нефтегазовый комплекс России на новой стадии развития. // Нефть, газ и бизнес, 1999, № 6.
  6. А.А. Современные проблемы нефтегазового комплекса -преимущественно возрастные. Труды научно семинара «Неизвестная экономика». М.: ЦЭМИ РАН, 1999, вып. 8.
  7. А.А., Крюков В. П. Есть ли будующее у «малых» нефтегазовых компаний? // Нефть России, 1999, № 8.
  8. С.М., Перчик А. И. Соглашения о разделе продукции. — М.: Нефть и газ, 1999.
  9. Ю. Мал золотник и не дорог. // Деловой вестник, ТПП РФ, 1999, № 1.
  10. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации. //Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 6.
  11. О. Двойные звезды. // Нефтегазовая вертикаль, 1999,2.3.
  12. О. Как защищаются интересы независимых компаний США. // 11ефтегазовая вертикаль, 2002, № 5.
  13. Н.А. Проблемы и методы государственного регулирования энергообеспечения экономики России. Дисс. на соискание степени док. эконом, наук 2002 г.
  14. Временная методика экономической оценки прогнозных и перспективных ресурсов нефти, М., «ВНИИОЭНГ», 1986.
  15. Г. А. Сырьевая база нефтегазовой промышленности СССР. М.: ВНИИзарубежгеология. Международная информация нефтяной индустрии, 1992, № 1.
  16. А. С. Перспективы развития неинтегрированных нефтегазодобывающих компаний на базе господдержки.// Нефть, газ и бизнес. 2000. № 6).
  17. В.Е., Плужников В. И., Красильникова Т. Б. Вопросы нефтяного законодательства и стимулирование добычи нефти в зарубежных странах. М.: ВНИИОЭНГ, 1994.
  18. М.Х., Волынская Н. А., Ежов С. С. Будет ли создан в российской нефтедобыче благоприятный инвестиционный климат? «Рынок нефтегазового оборудования СНГ», 1997, N 9.
  19. М.Х., Волынская Н. А., Ежов С. С. О налоговой реформе в нефтедобыче. «Минеральные ресурсы», -Москва, 1996, N 4.
  20. М.Х., Волынская Н. А., Ежов С. С., Кравцова Л. Ф. Концепция прогноза экономических показателей ТЭК. Прил. к научному журналу «Экономика топливно-энергетического комплекса России».-Москва: ВНИИОЭНГ, 1994.
  21. . М.Х. Теоретические и методологические проблемы формирования рыночной экономики в отраслях топливно-энергетического комплекса.- М.: ВНИИОЭНГ, 1990.
  22. Горное дело и окружающая среда: мировой опыт гармонизации. Словарь. М.: МО МЛНПО, 2000.
  23. В.И., Даниленко М. А. Малый и средний бизнес в нефтяной промышленности России. М.: Джет Пресс К, 2000.
  24. В.П., Шишкин О. И., Эскин В. И. и др., АСУ, модели, методы, М., «Недра», 1973.
  25. Г. Ф., Аврашков Л. Я. О норме дисконта при отборе инвестиционных проектов для финансирования.-М.: Финансы.-1998.-№ 3.
  26. Э.В. Подарки для маленьких. // Нефтегазовая вертикаль, 2002, № 5.
  27. В., Коноплянник А. Некоторые проблемы подготовки и заключения СРП по так называемым мелким месторождениям и возможные пути их решения. // Нефть, газ и право, 2001, № 6.
  28. Л.П. Экономика разработки нефтяных месторождений. Москва: Недра, 1977.
  29. М.А. Малые предприятия и горный бизнес. // Минеральные ресурсы России, 1997, № 2.
  30. М.А. Малое предпринимательство и нефтяная промышленность России. // Нефть, газ и право, 1997, № 6.
  31. М.А. Частная проблема недропользования, или последствия исключительного права собственности на добытую нефть. // Нефть, газ и право, 1998, № 3.
  32. М.А. Малое и среднее предпринимательство в нефтедобывающей отрасли. // Промышленность России, 1998, № 8.
  33. М.А., Зыков Е. А. Закон «О недрах» и проблемы сервисных предприятий в нефтедобыче. // Нефть, газ и бизнес, 1999, № 1−2.
  34. М.А. Об опыте работы инновационной нефтегазодобывающей компании. // Минеральные ресурсы России, 1999, № 5.
  35. М.А. Развитие малого нефтяного бизнеса В России и США. // Нефть, газ и право, 2000, № 1.
  36. М.А. Сырьевая база малых и средних отечественных нефтегазодобывающих предприятий. // Минеральные ресурсы России, 2000, № 2.
  37. М.А. Еще раз о малом и среднем бизнесе в нефтегазодобывающей промышленности. // Нефть, газ и право, 2001, № 5 (41).
  38. С.С. Налоговое регулирование в нефтяном комплексе. -«Энергетическая политика», Москва: ВНИИОЭНГ, 1996 г., № 1.
  39. О.М., Миловидов К. Н., Чугунов Л. С., Ремизов В. В. «Стратегия развития нефтегазовых компаний». Под ред. Р.И. Вяхирева
  40. Законодательное обеспечение малого и среднего предпринимательства в недропользовании. Парламентские слушания 28 сентября 2001 г. // Нефть, газ и право, 2001, № 5 (41).
  41. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003−1 «О таможенном тарифе». Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821-
  42. Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 879, Парламентская газета, 2001, N 152, 153.
  43. ИнфоТЭК, Изд. ООО «ИнфоТЭК Консалтиг», 2003, № 1, стр. 1213.
  44. В., Потеряев А., Шпильман В. Как получить прибыль с нерентабельных месторождений.-«Нефть и капитал», 1996, № 9.
  45. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». М.: Норма, 2001.
  46. А. А. Основные виды и условия соглашений, действующих в нефтяной промышленности капиталистических государств между ТНК и принимающими странами, БИКИ, 1989.
  47. Е.В. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в российской нефтедобыче. // Нефть и капитал, 2002, № 6.
  48. Е.В. Не обижайте «малышей» // Нефть России, 2002, № 6.
  49. Е.В. О необходимости государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в нефтедобыче. // Нефтяное хозяйство, 2002, № 5.
  50. А.В., Соколов В. И. Основные формы земельной собственности и организация доступа к месторождениям топливно — энергетического и минерального сырья в США. М., 1990.
  51. А.И. и др. Термины и понятия отечественного недропользования. Словарь справочник. — М.: Геоинформмарк, 2000.
  52. В. Институциональная структура нефтегазового сектора. Новосибирск.: ИЭ и ОПП СО РАН, 1998.
  53. А.Н. Малое и среднее предпринимательство в период структурной перестройки экономики. Автореферат, МГУ. -М., 1995.
  54. Малое горное производство. Сборник статей. Межрегиональный Северо — Западный центр развития малого горного бизнеса. Петрозаводск, 1997.
  55. И.И. Эффективность поисково-разведочного бурения на нефть в России в 1996—2000 гг.. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 2002,№ 3.
  56. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция) М.: Экономика, 2000.
  57. Механизмы привлечения инвестиций в условиях России. Практика, правовые основы. М.- Институт риска и безопасности, 1998.
  58. Моделирование развития и размещения нефтяной промышленности /А.П.Крылов, А. М. Алексеев, Л. П. Гужновский, Г. Л. Чудновский/.-Москва: Недра, 1981.
  59. Р.Х. Некоторые вопросы совершенствования проектирования разработки нефтяных месторождений / Развитие методов проектирования, анализа и контроля за разработкой нефтяных месторождений: Сб.ст. Москва, 1984.
  60. Э.Д., Даниленко М. А. Малый и средний бизнес в нефтедобыче. //Нефтепромысловое дело, 1998, № 9−10.
  61. Налоговый кодекс Российской федерации. Общая часть (проект). Комментарии С. Д. Шаталова. Москва: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.
  62. А., Зиновьев А. Неинтегрированные нефтегазодобывающие компании: преференции и контроль. // Нефтегазовая вертикаль, 2001, № 4.
  63. Нефтяная промышленность Российской Федерации, 1993 /под. ред. В. И. Бараза, Ю. В. Вадецкого, Ю. Б. Симонова.-Москва: ВНИИОЭНГ, 1994.
  64. В.П. Геологическое прогнозирование. М.: Недра, 1991.
  65. В.П. Минерально-сырьевая база России в условиях глобализации экономики, http://ga2eta.priroda.ru/
  66. Отчет по проверке влияния развития нефтяного комплекса России на формирование федерального бюджета Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, № 4(52), 2002, http://www.ach.gov.ru/bulletins/2002/4−4.shtml
  67. А.И. Возрастание значимости малых нефтедобывающих компаний. // Нефть и бизнес, 1997, № 4.
  68. А.И. Горное право. Словарь термины, понятия, институты. М.: Квадратум, 2000.
  69. А.И., Авалишвили Г. Д. Определение и организационно -правовой статус малого нефтегазодобывающего предприятия. // Нефть, газ и право, 2002, № 6.
  70. А.И., Авалишвили Г. Д. Освоение мелких нефтяных месторождений консорциумом малых предприятий на условиях СРП. М.: Нефть и газ, 2002. — 224 с.
  71. А.В. Разработка комплекса организационно-экономических мероприятий по совершенствованию договорных отношений нефтегазодобывающего предприятия с поставщиками.// В кн.: Большая нефть: реалии, проблемы, перспективы: Альметьевск: 2001.
  72. А.В., Гужновский Л. П. Формирование институциональных условий для ускоренного развития малых нефтегазодобывающих предприятий // В кн.: Материалы всероссийского симпозиума по миниэкономике. Екатеринбург, 2002.
  73. А.В. Подходы и показатели оценки конкурентоспособности предприятий нефтяной промышленности // В кн.: Проблемы реализации экономического и рыночного потенциала предприятий нефтегазового сектора экономики. Тюмень, 2002.
  74. Г. В Татарстане обижают маленьких. // Нефть и капитал, 1999, № 9.
  75. Постановление Правительства РФ 1994 года «О тарифных льготах в отношении вывозимых нефти и нефтепродуктов»
  76. Практика применения и перспективы развития законодательства о СРП. Парламентские слушания 23 ноября 2001 г. // Нефть, газ и право, 2001, № 6 (42).
  77. Привлечение капитала. М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.
  78. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 2004 годы), Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р
  79. РД 39−17−391−80. Методические указания к составлению планов добычи нефти. Москва, 1980
  80. Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений. Министерство топлива и энергетики 1996 г.
  81. Российские нефтяные компании (Официальное ежемесячное информационное издание). -№ 12, 1996, Москва: МИГ.
  82. А.Б., Киперман В. А. Использование обобщенной модели нефтяного пласта в задаче оптимального управления добычей нефти, // Сб. трудов института проблем управления, М., «Наука», 1977.
  83. Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики. Новосибирск: Наука, 2001.
  84. Ф. ТЭК России в период реформ. Финансовые известия, 1996, № 71.
  85. С.Г. и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. М.: «Евразия», 1998.
  86. Совместные нефтяные предприятия — проблемы роста и развития. — Доклад ассоциации предприятий с иностранными инвестициями в нефтедобыче и нефтепереработке, Москва, март 1999.
  87. С.А. Комментарий к федеральному закону «О соглашениях «О разделе продукции».- Москва: «Юристъ», 1997.
  88. М. А. Государство и инвестор: в поисках согласия.-«Минеральные ресурсы России», 1995, № 1.
  89. К.Н. и др. Горное законодательство России. М.: Изд. АГН, 2000.
  90. Указ Президента РФ 1993 года «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» и Постановлении Правительства РФ 1994 года «О тарифных льготах в отношении вывозимых нефти и нефтепродуктов.»
  91. Указ Президента. РФ от 07.05.95 N 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» «Собрание законодательства РФ», 08.05.95, N 19, ст. 1739.
  92. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» «Российская газета», N 5, 11.01.1996.
  93. К.Э. Новое в отечественной классификации запасов. // Нефть, газ и бизнес, 2002, № 4.
  94. Р. Налоговое стимулирование нефтяников в Татарстане дает реальные плоды. // Нефть и капитал, 1999, № 11.
  95. И.А. Подземная гидрогазодинамика, М., Гостоптехиздат, 1963.
  96. У.Ф., Александер Г. Д., Бэйли Д. В. Инвестиции/ Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 1997.
  97. Ю.К. Основные направления обеспечения энергетической безопасности России // Сборник «Энергетическая политика России на рубеже веков», М.: Папирус ПРО, 2001, т. 2, с. 32−57.
  98. Ю.Н. Проблемы привлечения иностранных инвестиций // Энергетическая политика. М.: ВНИИОЭНГ, 1996, № 1
  99. Л.И. Проблемы формирования договорных отношений поставки в условиях становления в РФ рыночной экономики: Дис. на соискание степени д-ра юрид. Наук. Кемерово, 2001.
  100. Экономика России: Рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей. М: McKinsey Global Institute, 1999.
  101. Энергетическая стратегия России (проект), ИНЭИ РАН, март 2000 г.
  102. В.И., Саховалер Т. А. Качественные свойства оптимальной экономической динамики нефтедобывающего района, М., МИНХ и ГП им. И. М. Губкина, 1982.
  103. Russia Energy Survey, OECD/IEA, 2002.
Заполнить форму текущей работой