Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Демографическое измерение профессионального развития человеческих ресурсов в условиях всероссийской депопуляции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право на образование, вне всякого сомнения, относится к основополагающим ценностям человеческого общества. Впервые зафиксированное в международном праве в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, оно определяло обязанности государств в отношении национальных систем образования и, как следствие, минимальный порог доступности определенных ступеней образования для граждан. Так, в ст. 26 Всеобщей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ: ДЕМОГРАФИЯ, ТРУД, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
    • 1. 1. Демографические факторы формирования человеческих ресурсов северного региона
    • 1. 2. Ресурсы труда Республики Коми: общая динамика, распределение по занятиям и видам экономической деятельности
    • 1. 3. Непрерывное образование, как фактор профессионального развития человеческих ресурсов
  • Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И
  • ОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
    • 2. 1. Социально-демографические характеристики профессиональных кадров управления
    • 2. 2. Профессиональное развитие человеческих ресурсов: социально-демографическое измерение
    • 2. 3. Отраслевые особенности профессионального развития человеческих ресурсов
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ С 120 УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ

Демографическое измерение профессионального развития человеческих ресурсов в условиях всероссийской депопуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях всероссийской депопуляции, ведущей к сокращению численности населения и ресурсов труда, при увеличении потребности страны и европейского сообщества в топливных, лесных и иных редких ресурсах, расположенных в северных районах страны, практически не предпринимались шаги по сбалансированности потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах и реально складывающейся здесь демографической ситуации. Не брались в расчет и возможности улучшения положения с помощью внутренней и внешней миграции.

В то же время никто не отменял в краткосрочной и среднесрочной перспективе главную экономическую задачу — удвоения ВВП. Возникает закономерный вопрос — за счет каких рычагов можно добиться поставленных задач. Исследование макрои микрофакторов развития производства показывает, что самым эффективным способом достижения поставленной цели является организация системы профессионального развития человеческих ресурсов с учетом демографических характеристик участников трудового процесса.

Однако до настоящего времени ни в теории, ни на практике не обращалось должного внимания, что на получение первичных, вторичных и последующих знаний, а также на приобретение специфических производственных навыков и умений оказывают существенное влияние демографические параметры населения.

Нам представляется, что такие базовые характеристики, как пол, возраст, брачное состояние, национальность конкретного участника социально-трудовых отношений оказывают самое непосредственное влияние на то, как эти знания применяются и как эти знания способствуют росту производительности труда.

Бесспорным является утверждение, что постоянное профессиональное развитие работников становится одной из необходимых гарантий полной занятости, отсутствия безработицы. Неизбежное с увеличением возраста ухудшение состояния здоровья, снижение запаса физических сил ставят человека перед необходимостью перемены рода занятий, профессиональной деятельности или ухода с работы на пенсию.

Недостаточная прогнозируемость миграционных потоков из «ближнего» зарубежья на рынки труда (по качеству, профессионализму, образованию), кризисная демографическая ситуация, не позволяющая без потерь возмещать смену трудовых поколений, поиск новых форм адресной социальной политики, ряд других факторов ставят профессиональное образование разных социально-демографических групп населения в число эффективных средств социального управления.

Таким образом, актуальность рассмотрения вопроса о совершенствовании процесса управления профессиональным развитием персонала, с учетом демографической составляющейдостижения баланса интересов между потребностями организаций в ресурсах труда определенного пола, возраста и брачного состояния и системой профессионального образования обусловлены теоретическими положениями, современной практикой и депопуляционным развитием общества.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования: оценить влияние социально-демографических характеристик человеческих ресурсов на их профессиональное развитие, а также обосновать рекомендации по улучшению качества ресурсов труда с учетом пола, возраста и брачного состояния.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— выявить влияние демографических и миграционных процессов на обеспечение отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами;

— раскрыть социально-демографические характеристики ресурсов трудавыявить тенденции и отраслевые особенности их развития на рубеже веков, оценить возможные пути их дальнейшего профессионального роста;

— установить зависимость между социально-демографическими характеристиками ресурсов труда и их готовностью и способностью к обучению, инновационному типу развития;

— доказать, что дифференциация в профессиональном развитии человеческих ресурсов в организациях разной отраслевой принадлежности обусловлена не только техническими и организационными параметрами их состояния, но и социально-демографическим составом рабочей силы;

— обобщить опыт индустриально развитых стран и опыт организаций Республики Коми в развитии внутрифирменного обучения, учитывающий социально-демографические характеристики человеческих ресурсов.

Объект исследования: человеческие ресурсы организаций Республики Коми.

Предмет исследования: демографическое измерение профессионального развития человеческих ресурсов в условиях депопуляции.

Теоретико-методологическую основу работы составляют идеи и выводы, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых — специалистов в области теоретической демографии, воспроизводства и миграции населения, экономики и социологии труда, социологии и экономики образования: Аверина А. Н., Армстронга М.,.

Архангельского В.Н., Беннета Р., Борисова В. А., Бреева Б. Д., Волгина Н. А., Грэхема Х. Т., Добрынина А. И., Друкера П. Ф., Журавлева П. В., Зайончковской Ж. А., Ионцева В. А., Капелюшникова Р. И., Колосовой Р. П., Култыгина В. П., Лаженцева В. Н., Марцинкевич В. И., Одегова Ю. Г., Рыбаковского JI. JL, Римашевской Н. М., Рязанцева С. В., Склярова В. Ф., Соболевой И. В., Тихомирова Н. П., Топилина А. В., Фаузера В. В., Ядова В. А. и др.

Особый интерес представляют работы данной проблематики, выполненные по Республике Коми, авторами которых являются: Акопов В. И., Гаджиев Ю. А., Жеребцов И. Л., Жиделева В. В., Задорожный В. Н., Истомина Е. В., Новиков Ю. С., Попова Л. А., Рожкин Е. Н., Стукалов И. Е., Терентьев В. В., Шихвердиев А. П. и др.

Эмпирической базой исследования послужили данные текущего учета естественного и миграционного движения населения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, материалы переписей населения, характеризующие динамику, половозрастную, брачную, этническую и образовательную структуры населения, распределение населения по занятиям. Дополнительной информационной базой исследования является социологический опрос экспертов, проведенный в 2006 г. В выборке представлены все уровни менеджмента, все отрасли народного хозяйства Республики Коми. По основным социально-экономическим и демографическим характеристикам выборочная совокупность соответствует генеральной совокупности.

Научная новизна диссертационного исследования:

— обосновано, что миграционный обмен населением Республики Коми с другими регионами России не способствует повышению качественных характеристик населения, происходит опережающий рост численности лиц старше трудоспособного возрастакроме того, миграционный прирост формируется преимущественно за счет лиц Средней Азии и Закавказья с невысоким уровнем образования и квалификации, при этом сохраняется миграционная убыль наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов со средним и высшим профессиональным образованием;

— установлена зависимость, что накопление, развитие и успешность применения профессиональных знаний и навыков на практике в значительной степени зависит от пола, возраста, брачного состояния, других характеристик человеческих ресурсов;

— доказано, что в условиях всероссийской депопуляции наиболее радикальным средством решения проблемы ожидаемого дефицита трудовых ресурсов является рост их производительностипоследнее возможно через выявление и использование специфических способностей работников, результата их демографического состояния в каждый конкретный период времени, учет данного фактора позволит организациям получать явные конкурентные преимущества;

— обосновано, что профессиональное развитие должно быть перманентным всем категориям работающих, независимо от пола, возраста, брачного состояния, статуса и должности, стажа работы;

— выявлены общие черты и специфические особенности профессионального развития персонала организаций в отраслевом разрезеданный результат позволил установить, что работники всех обследованных отраслей имеют разный уровень профессиональной подготовки и потенциал дальнейшего развитияфакторами определяющими различия, наряду с технико-экономическими, выступили демографические структуры человеческих ресурсов данных отраслей.

В результате проведенного исследования диссертантом были получены наиболее существенные результаты, которые представляют предмет защиты:

— выявлены недостатки обеспечения отраслей народного хозяйства ресурсами труда нужного качества, вызванные отсутствием учета социальных и демографических характеристик функционирующей и вновь принимаемой рабочей силыв этой связи доказывается, что при разработке концепции непрерывного и внутрифирменного образования необходимость учета социально-демографических характеристик ресурсов труда становится как никогда важным;

— выдвинуто положение, что экономическое благополучие предприятий зависит от профессионального развития человеческих ресурсов, их способности решать задачи стратегического развитиясформулирован вывод, что знания необходимо обновлять и углублять в течение всего периода профессионально-трудовой деятельности, особое внимание должно быть обращено на молодежь, женщин репродуктивного возраста, матерей, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного и пенсионного возрастов, продолжающих работать;

— обобщение опыта организаций республики в профессиональном развитии человеческих ресурсов с учетом их демографических параметров позволило выявить наиболее перспективные направления их развития, разработать рекомендации по его применению в других регионах, то есть сделать его универсальным.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что основные идеи и выводы могут быть использованы при разработке региональных, муниципальных, отраслевых и корпоративных программ профессионального развития человеческих ресурсов с учетом их демографических характеристикпри разработке программ и инструментария прикладных социологических исследованийпри написании учебных пособий для студентов экономического и управленческого профиля.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований кафедры менеджмента факультета управления Сыктывкарского государственного университета. Основные положения и результаты исследования использованы при составлении отчетов по следующим темам НИР: «Управление изменениями в организациях промышленности в период реформирования» (2003;2007 гг., № ГР 01.20.301 810) — «Формирование и использование трудового потенциала в отраслях топливно-энергетического комплекса Республики Коми в процессе реформирования» (2003;2006 гг., № ГР 01.2.306 302) — «Влияние демографических процессов и образовательной системы на экономическое развитие Республики Коми» (2006 г., ГК № 1) — гранта РГНФ «Формирование человеческих ресурсов топливно-энергетического комплекса северного региона с учетом демографической динамики» (2006;2008 гг., № 06−02−228а).

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Управление государственной собственностью, корпоративное управление и экономический рост» (Сыктывкар, 2003) — «Культурная и природная палитра северных территорий России» (Сыктывкар, 2005) — «Этнодемографические процессы на Севере Евразии (XIXX вв.)» (Сыктывкар, 2005) — «Становление и развитие статистической науки и практики (к 100-летию со дня рождения В.Н. Старовского)» (Сыктывкар, 2005) — «Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере (Сыктывкар, 2006), «Актуальные проблемы геологии и разработки месторождений углеводородов» (Ухта, 2007).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Может показаться парадоксальным факт того, что если до середины XX в. мир боролся за всеобщую грамотность, то сегодня — за возможность его получения всеми категориями населения: молодыми и пожилыми, женатым и холостым. На передний план выдвигается равная доступность образования вне зависимости от социального статуса и возраста учащегося — один из основных факторов, определяющих процессы не только в сфере занятости и оплаты труда, но и в таких сферах, как потребление, образ жизни, здоровье, гражданство. Участие в образовании является ключевым индикатором социальной стратификации (расслоения и, следовательно, неравенства) в любом обществе.

Право на образование, вне всякого сомнения, относится к основополагающим ценностям человеческого общества. Впервые зафиксированное в международном праве в 1948 г. Всеобщей декларацией прав человека, оно определяло обязанности государств в отношении национальных систем образования и, как следствие, минимальный порог доступности определенных ступеней образования для граждан. Так, в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого».

Пункт второй данной статьи посвящен социальной направленности образования: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Принципиальным моментом, который нельзя не учитывать, является признание в последние годы большинством стран мира концепции непрерывного и пожизненного образования. Если во время принятия Декларации основным концептом была всеобщность начального образования, то сейчас ситуация изменилась. Значительные изменения содержания понятия «право на образование» нашли отражение в итоговых документах крупных межправительственных и всемирных форумов. Связано это с объективными процессами. Так, по данным ЮНЕСКО, четверо из пяти взрослых в мире уже достигли начального (элементарного) уровня грамотности.

Сейчас ситуация в значительной степени иная. Повышение общей грамотности не гарантирует трудоустройства, а в масштабах государства отнюдь не означает экономического роста. Как отмечается в докладе ЮНЕСКО: «Если грамотность традиционно являлась целью образования, то в соответствии с современными подходами важнее создавать общества, основанные на знаниях, и расширять образовательные сферы. Борьба с неграмотностью напрямую, путем уменьшения ее процента, не может считаться теперь эффективным средством развития общества». В смысле общественной востребованности люди, имеющие относительно высокий уровень общей грамотности, часто остаются функционально неграмотными аутсайдерами. Они не располагают теми знаниями, навыками и информацией, в которых как раз нуждается общество и конкретный работодатель.

В наиболее благополучных в экономическом отношении странах мира по последним данным среди каждых пяти взрослых — один функционально неграмотен. Разумеется, в остальных странах данный показатель будет значительно выше.

В России ситуация значительно улучшилась, вернее в корне поменялась с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании». В 1990;е гг., в условиях динамичных социально-экономических перемен, возникла объективная необходимость в приведении в соответствие с новыми общественными потребностями нормативно-правовой базы института образования. Однако, с точки зрения принципов непрерывности, российское законодательство требует серьезного совершенствования, поскольку регулирует отношения преимущественно лишь в сфере формального детско-юношеского (общего и профессионального) образования. Более подробно государственные гарантии прав граждан в области образования изложены в соответствующем Федеральном законе. Так, в ст. 5 п. 3 государство гарантирует «получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

По сложившейся традиции необходимость обучения в детско-юношеском возрасте не подвергается сомнению, хотя продолжительность, формы и содержание такого обучения являются предметом горячих споров. Обучение взрослых, а если говорить точнее — создание условий, при которых взрослые смогут заниматься учебной деятельностью, остается в нашей стране нерешенной проблемой. Приведем высказывание официального представителя Минобразования РФ на заседании круглого стола Аналитического Совета Фонда «Единство во имя России»: «Под непрерывным образованием часто понимают обучение от рождения и до смерти. В ряде стран, в том числе в США, действительно существует обучение на протяжении всей жизни. Но наша задача более ограниченнаямы ориентируемся именно на профессиональное образование экономически активной части населения. Не в том дело, что большего мы сейчас не осилим, а в том, что само население на большее пока не готово и в нем не заинтересовано. Можно разрабатывать концепции и принимать программы, но они не будут выполнены, если население не видит в них смысла».

В этой связи можно указать на результаты исследований образовательных потребностей не только в нашей стране, но и в европейских государствах. Так, уже в середине 1990;х гг. более половины опрошенных отмечали, что «непрерывное образование и подготовка — это необходимость и способ выживания».

В качестве выводов подчеркнем, что реализация права на образование имеет особое и решающее значение для российского общества. Развитие рыночных отношений, вхождение в мировое экономическое пространство, интенсивное распространение информационных технологий и увеличение доли рисков и непредсказуемых последствий выбора, прежде всего на индивидуальном уровне, — все это адресует вызов существующей образовательной системе. Готова ли она адекватно реагировать на новый тип образовательного поведения населения?

Понимание права на образование и учебу (учебную деятельность) предстоит существенно расширить с учетом международной нормативно-правовой базы, а главноесложившейся в нынешнем российском обществе многообразной практики профессиональной подготовки, информационно-образовательной, воспитательной, гражданской и просветительской деятельности.

Исходя из опыта индустриальных стран, учитывавших вклад образования в обеспечение экономического роста и социального единства страны, можно сказать, что общий уровень инвестиций в образование должен составлять от 4 до 6% валового внутреннего продукта (ВВП). При этом расходы на высшую школу, как правило, составляют от 15 до 20% всех расходов на государственное образование (Непрерывное образование, 2005).

Государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей высшие учебные заведения к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях и на изменения требований рынков труда, которым необходим высокоразвитый человеческий капитал.

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой находятся под воздействием новых важных глобальных тенденций, которые влияют не только на форму и характер функционирования, но и на саму задачу высшей школы. К числу наиболее существенных характеристик этих перемен относятся интегрирующие последствия глобализации, повышение роли знаний как одного из основных двигателей роста и революция в области информации и связи. Накопление и применение знаний стали основными факторами экономического развития и приобретают все большее значение как главное конкурентное преимущество страны в масштабах мировой экономики (Формирование общества., 2003, с. 3−5).

Однако, помимо собственно экономических факторов, которые оказывают влияние на систему образования, приходится учитывать и внерыночные, демографические, этнические, социокультурные особенности. Так, если образование не обеспечивает достойный уровень жизни и социальное положение, его абсолютная ценность падает, как это имеет место в некоторых этнических общинах в условиях мегаполисов и среди городской бедноты. О равенстве возможностей получения хотя бы начального профессионального образования в этих случаях говорить вряд ли стоит.

В заключение еще раз подчеркнем, что без должного развития системы профессионального и дополнительного образования для всех категорий населения, повсеместного (широкого) распространения корпоративного, внутрифирменного обучения российские предприятия не смогут выйти из состояния «вялого» развития или «топтания на месте», составить серьезную конкуренцию иностранному бизнесу. Кроме всего прочего, профессиональное образование должно «компенсировать» демографическую убыль и миграционный отток населения, последнее относится к северным территориям. В настоящее время решение задачи удвоение ВВП, сохранение обороноспособности и целостности экономических пространств страны, в условиях всероссийской демопопуляции, возможно только лишь, и через профессионального развитие человеческих ресурсов общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004 — 280 с.
  2. В.И., Гаджиев Ю. А., Сидорова В. А. Проблемы роста благосостояния населения северного региона.- Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2004.240 с.
  3. Э.Г. Структура персонала на Российских предприятиях в демографическом измерении: Автореф. дис. канд. эконом, наук, — М., 2004−24 с.
  4. М. Практика управления человеческими ресурсами / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 832 е.: ил. — (Серия «Классика МВА»).
  5. В.Н., Елизаров В. В., Зверева Н. В., Иванова Л. Ю. Демографическое поведение и его детерминация (по результатам социолого-демографического исследования в Новгородской области). М.: ТЕИС, 2005 — 352 с.
  6. Я.Р. Организационно-педагогическая система управления маркетинговой деятельностью в профессиональном лицее коммерческого профиля: Автореф. дисканд. пед. наук. СПб., 1998. — 25 с.
  7. М.С. Медико-демографическое изучение народонаселения М., 1979 — 223 с.
  8. Г. Не жалейте денег на людей // Business week. -1996. № 6.
  9. С.С. Управление развитием дошкольного образования в Республике Коми в условиях рыночной экономики: Автореф. дис. .канд. экон. наук. Сыктывкар, 1998.-21 с.
  10. О.А. Как измерить человеческий капитал // Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми. Сыктывкар, 2005 — С. 112−117.
  11. Н.М. Подготовка кадров и социально-экономическое развитие северного региона // Человек на Севере: условия и качество жизни.- Сыктывкар, 1999. С. 264 265.
  12. В.А. Перспективы рождаемости. М., 1976.
  13. .Д., Крюков В. П. Межотраслевой баланс движения населения и трудовых ресурсов. М., 1974.
  14. .Д. Подвижность населения и трудовых ресурсов. М., 1977.
  15. .Д. Человек и производство. М., 1989.
  16. В.А. Образование в системе общественных ценностей // Человек на Севере: условия и качество жизни: Тр. науч.-аналит. конф., 27−28 октября 1998 г., Сыктывкар Сыктывкар, 1999 — 296 с.
  17. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998. — 255 с.
  18. В.Н., Трофимов А. Н. Социальные технологии управления персоналом в ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК // Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми. Сыктывкар, 2005. — С. 29−38.
  19. М. Третья огибающая. Do you speak Russian? // Эксперт.- 2004.- С. 17−22.
  20. В.Н. Вопросы эффективности подготовки руководящих кадров и специалистов в системе Российских железных дорог // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. М., 2005. — Вып. 7 — С. 93−97.
  21. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. И. Кушлина, Н.А. Волгина- редкол.: А. А. Владимирова и др. М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000 — 735 с.
  22. Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ, под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-598 с.
  23. Демографический ежегодник России. 2005: Стат. сб./ Росстат. М., 2006. — 595 с.
  24. Демографическая ситуация в Республике Коми. 2006: Аналит. записка Сыктывкар: Комистат, 2006 — 86 с.
  25. Демографический понятийный словарь / Под ред. проф. Л. Л. Рыбаковского.- М.: ЦСП, 2003.-352 с.
  26. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.-309 с.
  27. Дополнительное профессиональное образование и социально-экономическое развитие регионов: Сборник материалов Всероссийской конференции 6−7 июня 2006 г. -М.: Союз ДПО, 2006.- 229 с.
  28. П. Задачи менеджмента в XXI веке.: Учебное пособие / Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2001 272 с.
  29. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Пер. с англ. М. Котельниковой.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003 288 с. — (Университеты бизнеса).
  30. В.Д. Методологические аспекты изучения трудового потенциала населения. -М.: Экон-информ, 2002. -101 с.
  31. Е.Г., Лищенюк С. Н. Методологические аспекты исследований экономики Севера Новосибирск: Наука, 1987 — 245 с.
  32. Ю. Менеджеры и образование // Платное образование 2004 -№ 5 — С. 46−48.
  33. П.Х. Стратегия и механизмы адаптивно-реабилитационного регулирования экстремальной жизненной среды Российского Севера: Дисс. докт. биол. наук (в форме науч. докл.). Архангельск, 1995.
  34. .А. Образование и квалификация как факторы мобильности и адаптации новоселов. М., 1970.
  35. Женщины и мужчины Республики Коми Статистический сборник // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Сыктывкар, 2005 — 114 с.
  36. П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально-развитых стран: Учебное пособие / П. В. Журавлев, Ю. Г. Одегов, Н. А. Волгин. М.: Издательство «Экзамен», 2002 — 448 с.
  37. Н.В. Система обучения и развития персонала в ОАО «Комитекс» // Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми. Сыктывкар, 2005-С. 39−44.
  38. В.Н. На пути преобразований организаций промышленности. -Сыктывкар, 2005.
  39. .А. Образование и квалификация как факторы мобильности и адаптации новоселов, — М., 1970.
  40. С.Л. Кадры специалистов США в условиях НТР: вопросы структуры, использования и подготовки. М.: Наука, 1985. -157 с.
  41. Н. Внутрифирменная подготовка кадров в экономически развитых странах // Проблемы теории и практики управления. -1992. № 6. -С. 67−72.
  42. В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
  43. А.И. Опыт подготовки и использования квалифицированной рабочей силы в экономике США. М., 1990. — 63 с.
  44. В.П., Акулов А. И., Кисельников А. А., Мингазов И. Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века». 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. академика В.П. Казначеева- Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2002— 463 с.
  45. Т.В. Регулирование профессиональной мобильности персонала на основе управления его вознаграждением: Автореф. дис.. канд. эконом, наук.- М., 200 722 с.
  46. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М.: Наука, 1981.
  47. Ю. От базового образования к непрерывному обучению // Человек и труд2004,-№ 3.-С. 70−75.
  48. Е.М. Социальное развитие северного региона- Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1981- 192 с.
  49. Е.С. Эконометрика: Учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2 005 194 с.
  50. Г. Ф. Человек на Севере. М., 1989. — 219 с.
  51. В.Н., Фаузер В. В. Демография и социальное управление // Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению- М.- Сыктывкар, 2004 С.33−46.
  52. Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования М.: Наука, 2000.-143 с.
  53. Ю.Ф. Пространство северных территорий// Северное регионоведение в современной регионологии: монография/ Отв. ред. Ю.Ф. Лукин- Архангельск: Высшая школа делового администрирования ИУППК ПГУ имени М. В. Ломоносова, 2005.-С. 64−108.
  54. В. Модель демографических процессов развития образования // Образовательная и социально-профессиональная структура населения СССР. Серия «Народонаселение». М.: Статистика, 1975 -104 с.
  55. В.И., Соболева И. В. Экономика человека: Учебное пособие для высш. учеб. заведений- М.: Аспект Пресс, 1995- 286 е.- (Программа: Обновление гуманит. образования в России).
  56. Т.Н. Подготовка управленческого персонала в японских фирмах // Япония.-М., 1992.-С 112−120.
  57. Менеджмент XXI века / Под ред. С. Чоудхари: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М, 2002.-XIV. 448 е.- (Серия «Менеджмент для лидера»),
  58. И. Внутрифирменное обучение кадров специалистов // Экономист. -1993. -N2.-C. 82−87
  59. С. В. Организационные и технологические основы корпоративных систем профессионального обучения в холдинговых структурах // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. М., 2005 — Вып. 7. -С. 46−51.
  60. Н. Внутрироссийская миграция: новая старая картина? // Население и общество.-2002 № 67-С. 1−4.
  61. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М., 2000. -264 с.
  62. Непрерывное образование и потребность в нем / Отв. ред. Г. А. Ключарев- ИКСИ РАН.- М.: Наука, 2005.-173 с.
  63. А., Нещадина О., Царева И. Актуальные проблемы профессионального образования в России // Общество и экономика.- 2005.- № 6 С. 106−122.
  64. О. Преимущества продолженного инженерного обучения // ЮНЕСКО, 1986−178с.
  65. Ю.С. Маркетинг-менеджмент на предприятии Сыктывкар, 2005. -146 с.
  66. Образовательная и социально-профессиональная структура населения СССР. Серия «Народонаселение». М.: Статистика, 1975 -104 с.
  67. З.Н., Конькова Е. Ю. Система развития персонала ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» // Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми Сыктывкар, 2005 — С. 12−21.
  68. О Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Высшее образование сегодня 2005- № 1.- С. 4−11.
  69. Е. Система образования в Японии // Новые знания 2002 — № 4.- С. 45−48.
  70. Е. Кнут и пряник корпоративного обучения // Платное образование-2005.-№ 7−8.-С. 33−34.
  71. Е., Толок Т. Кузница корпоративных кадров // Платное образование-2005.-№ 6.-с. 26−32.
  72. О. Фабрики без звезд // Поиск 2006.- № 28−29 — С. 14
  73. Ф.Г., Подорова Г. Г. Организация работы с персоналом в ООО «Севергазпром» // Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми,-Сыктывкар, 2005 С. 22−28.
  74. А.Н. Новая роль государства в развитии хозяйства регионов Севера// Север как объект комплексных региональных исследований/ Отв. ред. В. Н. Лаженцев.-Сыктывкар, 2005 С. 419−477.
  75. Поверх барьеров: «Профессиональное образование и рынок труда: построение эффективного диалога» // Платное образование 2005 — № 7−8 — С. 14−22.
  76. О.Е. Переподготовка рабочих на крупном предприятии // Социологические исследования-№ 10−2004,-с. 142.
  77. X. Гуманитарное сотрудничество в рамках «Северного измерения»// «Северное измерение»: проблебмы и перспективы сотрудничества- Сыктывкар, 2000 С. 122−124. (Матер. Форума по «Северному измерению», Республика Коми, г. Сыктывкар, 7 июня 2000 г.)
  78. Г. П. Развитие среднего профессионального образования Республики Коми: Автореф. .дис. канд. экон. наук-М., 2001.-22 с.
  79. Л.А. Сущность, причины и последствия современного демографического кризиса (на примере Республики Коми). Екатеринбург: УрО РАН, 2004.-200 с.
  80. С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие М.: Ось-89,2004 -144 с.
  81. Л.А. Распределение населения по группам занятий // Системный анализ социально-экономической ситуации в Республике Коми, структурных изменений по отраслям экономики. -Сыктывкар, 2005. -С.81−86.
  82. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 235 от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» // СП СССР. -1981.-№ 13.-Ст. 75.
  83. Практическая демография / Под редакцией JI.JI. Рыбаковского М.: ЦСП, 2005 — 280 с.
  84. Пул М., Уорнер М. Введение // Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб.: Питер, 2002. — С. 13−16.
  85. Н.Ф. Кадровый менеджмент: зарубежный и отечественный опыт: Учебное пособие / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М., 1996. — 81 с.
  86. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб./ Росстат.-М., 2006.-982 с.
  87. Н. М. «Горячие точки» российской экономики // Экономика и социальная политики: тендерное измерение. М.: Academia, 2002. — С. 9−21.
  88. JI.JI. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика.- М., 1987.
  89. JI.JI., Сердитых Б. Г. Влияние миграции на социальную структуру населения // Социальные проблемы миграции.- М., 1976.
  90. О.Ю. Система обучения персонала в ОАО «Акционерная Энергетическая Компания Комиэнерго»// Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми Сыктывкар, 2005 — С. 45−48.
  91. Российский Север: проблемы социального развития: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004,-896 с.
  92. Россия: на пути к возрождению. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2003 г. / Под ред. Г. В. Осипова, В. Н. Кузнецова, В. В. Локосова М.: РИЦ ИСПИРАН, 2004.-564 с.
  93. О.Л. Влияние внешних факторов на демографическое развитие России в XIX в.-М., 1998.-22 с.
  94. Л.А. Единство объективных условий и субъективных факторов развития системы производственно-технической подготовки рабочих // Показатели социального развития советского общества-М., 1985-С. 170−173.
  95. Я. Что дают инвестиции в высшее образование? // Высшее образование сегодня 2004 — № 4.-С 48−51.
  96. А.И. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в ОАО «Лесопромышленная компания «Сыктывкарский ЛДК» // Управление персоналом: опыт организаций Республики Коми Сыктывкар, 2005.-С. 49−53.
  97. Сколько нас? Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. по Республике Коми: Стат. сборник Сыктывкар: Комистат, 2005 — 111 с.
  98. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт. Перспективы: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. А. Волгина, В. К. Егорова.- М.: Издательско-торговая «Дашков и К0», 2004.-1048 с.
  99. О.В., Шкаратан О. И. Принципы изучения социальных факторов // Рабочий и инженер: Социальные факторы эффективности труда / Под ред. О. И. Шкаратана. М.: Мысль, 1985. — С. 10−37.
  100. С.Г. Наши трудовые ресурсы и перспективы // Проблемы экономики труда. М.: Наука. — Т. 3. -1964.
  101. И.Е. Кадровый дефицит угроза экономической безопасности // Регион. -2003.-№ 3.-С. 9−10.
  102. В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. 2-е изд.- М.: Изд-во РАГС, 2006 — 344 с.
  103. В. Сферы труда в США: новые тенденции и вызовы XXI века // Проблемы теории и практики управления.- 2001.- № 3.- С. 96−101.
  104. США: бизнес и образование: аналит. обзор / РАН ИНИОН. М., 1993 — 36 с.
  105. В.В. Проблемы демографии и занятости сельского населения в Республике Коми // Социально-экономические, демографические и исторические исследования в Республике Коми Сыктывкар, 2004.- С. 69−72.
  106. А.В., Суворов Д. В. Методы стимулирования НИОКР и переподготовки кадров во Франции // Бюл. иностр. коммер. информ. -1990 № 62 — С. 4−5.
  107. А.В. Социально-экономические последствия этномиграционных процессов //Демографическое развитие России и его социально-экономические последствия: Тез. докл. межд. науч. конф. М., 1994.
  108. .Т. Парадоксальный человек. М.: Гардарики, 2001. — 398 с.
  109. Труд и занятость в России. 2005: Сб. стат.- М.: Росстат, 2006 502 с.
  110. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 480 с.
  111. Управление персоналом: Учебное пособие / Под ред. к.э.н., проф. О. И. Марченко.-М.:Ось-89,2004.-224 с.
  112. В.В. Влияние миграции на численность и состав населения Республики Коми Сыктывкар, 1992 — 32 е.- (Научные доклады/ Коми науч. центр УрО РАН- Вып. 293).
  113. В.В. Демографическое развитие финно-угорских народов: общие черты и специфические особенности// Социальная и демографическая политика 2006 — № З.-С. 40−51.
  114. В.В., Климашеская Е. В. Человеческие ресурсы энергетического комплекса Республики Коми Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2004−176 с.
  115. В.В. Проблемы демографического развития Российского Севера: Автореф. дисс. докт. экон. наук. М., 1996. — 34 с.
  116. В.В., Рожкин Е. Н., Загайнова Г. В. Республика Коми в XX веке: демография, расселение, миграция Сыктывкар, 2001.- 124 с.
  117. В.В., Черных А. И. Профессиональное и дополнительное образование: исто-рико-социологический анализ Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2006.-124 с.
  118. В.В., Черных А. И. Социально-демографическое измерение профессионального развития человеческих ресурсов Республики Коми. Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2007. — 262 с.
  119. В.В., Черных А. И. Образовательные проблемы организаций Республики Коми // Качество. Инновации. Образование. 2007. -№ 1. — С. 22−30
  120. В.В., Черных А. И. Система подготовки и переподготовки кадров в организациях Республики Коми: мнение экспертов // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. — № 11. — С. 64−76
  121. Ф.Р. От поколения к поколению: социальная подвижность // Социальная подвижность-М.: Мысль, 1989.-237 с.
  122. Фитц-енц Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала / Пер. с англ. М. С. Меньшикова, Ю.П. Леонова- по общ. ред. В. И. Ярных М.: Верошина, 2006.- 320 е.: ил., таб.
  123. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер с англ. М.: Изд-во «Весь мир», 2003 — 232 с.
  124. Д.Н. Бизнес-планирование инвестиционных проектов разработки мелких месторождений // Социально-экономические, демографические и исторические исследования в Республике Коми.- Сыктывкар, 2004.- С. 221−226.
  125. Человек на Севере: демография, здоровье, экология /Коллектив авторов.-Сыктывкар, 2006 96 с. (Коми научный центр УрО РАН).
  126. Человек на Севере: условия и качество жизни Сыктывкар, 1999 — 296 с. (Тр. науч,-аналит. конф., 27−28 октября 1998 г., Сыктывкар).
  127. Человеческие ресурсы организаций Республики Коми (на примере предприятий нефтегазового сектора)/ Коллектив авторов Сыктывкар, 2006 — 60 с. (ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН).
  128. Человеческие ресурсы организаций Республики Коми (на примере предприятий нефтегазового сектора) / Коллектив авторов Сыктывкар, 2006 — 60 с.
  129. Т.В. Дополнительное профессиональное образование и его роль в повышении качества подготовки менеджеров // Вестник университета.- 2003- № 1- С. 96−100-(Серия: развитие образования в области менеджмента).
  130. А.И. Роль образования и профессиональной переподготовки кадров в решении задач социально-экономического развития региона // Дополнительное профессиональное образование 2006 — № 7(31).- С. 27−32.
  131. Н.И. Трудовой потенциал работника: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 399 с.
  132. JI. Залог трудоустройства качественное образование // Человек и труд-2004.-№ 5.-С. 24.
  133. JI. Ставка на внутрифирменное обучение // Человек и труд 2004.- № 5. -С. 22−23.
  134. А. П. Блинов А.О., Кузнецов А. В. Корпоративное право в системе корпоративного управления. М.: Издательский Центр «Акционер», 2006 343 с.
  135. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т.В. Маринина- СПб.: Питер, 2003 528 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  136. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. П. П. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 623 с.
  137. Этнодемографические процессы на Севере Евразии: Стат. сборник- Сыктывкар: Комистат, 2005 -145 с.
  138. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности М.: Добросвет, 2001.- 596 с. 1. ПРИЛОЛОЖЕНИЕ1. АНКЕТА
  139. ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ВАШЕЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  140. СКОЛЬКО ЛЕТ ВЫ РАБОТАЕТЕ НА ДАННОМ ПРЕДПРИЯТИИ?1 менее 1 года2 от 1 года и до 3-х лет3 от 3-х и до 5 лет4 от 5 и до 10 лет5 от 10 и до 15 лет6 15 лет и более
  141. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ?1 работой вполне доволен2 работой не доволен3 работа для меня безразлична4 затрудняюсь ответить
  142. ИМЕЮТСЯ ЛИ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА?1 да2 нет3 не знаю
  143. СОБИРАЙТЕСЬ ЛИ ВЫ ПОВЫШАТЬ СВОЮ КВАЛИФИКАЦИЮ?1 да2 нет3 не знаю, не думал об этом
  144. СКОЛЬКО РАЗ ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ ПОВЫШАЛИ КВАЛИФИКАЦИЮ?1 ни разу (переходите к вопросу 17)2 один раз3 два раза4 три раза5 четыре раза6 пять и более раз
  145. ГДЕ ВЫ ПРОХОДИЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКУ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ1 непосредственно в организации, где сейчас работаю2 в учебном заведении региона, где живу3 в отраслевом учебном заведении4 за рубежом5 другое, укажите
  146. ВОЗРОСЛА ЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАШЕГО ТРУДА, ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБЫ?1 да, эффективность труда возросла2 нет, отдача от работы осталась прежней3 трудно самому оценить изменения своего труда
  147. А ТЕПЕРЬ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОДГОТОВКОЙ И ПЕРЕПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ
  148. ИМЕЕТСЯ ЛИ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ?1 да, такая программа имеется2 нет такой программы (переходите к вопросу 19)3 затрудняюсь ответить, не знаю
  149. ДАННАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА:1 для всего персонала2 только для руководителей, специалистов и служащих3 только для рабочих
  150. КАК ЧАСТО РУКОВОДИТЕЛИ, СПЕЦИАЛИСТЫ И СЛУЖАЩИЕ ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОХОДЯТ ПЕРЕПОДГОТОВКУ?1 один раз в 3 года2 один раз в 3−5 лет3 один раз в 5−10 лет
  151. КАК ЧАСТО РАБОЧИЕ ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОХОДЯТ ПЕРЕПОДГОТОВКУ?1 не проходят2 один раз в 3 года3 один раз в 3−5 лет4 один раз в 5−10 лет
  152. ГДЕ ОБУЧАЮТСЯ ВАШИ РАБОТНИКИ
  153. Непосредст- В учебных В учебных За рубежомвенно в заведениях заведенияхорганизации Республики России1. Коми 21. РУКОВОДИТЕЛИ 1 2 3 422. СПЕЦИАЛИСТЫ 1 2 3 423. СЛУЖАЩИЕ 1 2 3 424. РАБОЧИЕ 1 2 3 4
  154. НА ВАШ ВЗГЛЯД НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМЫМ РЕЖИМОМ ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ1 с отрывом от работы2 без отрыва от работы3 с частичным отрывом от работы (в вечернее время и выходные дни)4 другой, укажите
  155. НА ВАШ ВЗГЛЯД, НА КАКОМ УРОВНЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ ВСЕГО ОБУЧАТЬСЯ ВАШИМ СОТРУДНИКАМ?
  156. Непосредст- В учебных В учебных За рубежомвенно в заведениях заведенияхорганизации Республики России1. Коми 26. РУКОВОДИТЕЛИ 1 2 3 427. СПЕЦИАЛИСТЫ 1 2 3 428. СЛУЖАЩИЕ 1 2 3 429. РАБОЧИЕ 1 2 3 4
  157. НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМЫМ СРОКОМ ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:1 1−2 недели2 1 месяц3 от 1 до 3 месяцев4 от 3 до 6 месяцев5 от 6 до 12 месяцев
  158. НА КАКИХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ В ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗНИКАЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ?1 на уровне организации в целом2 на уровне структурного подразделения (производства, цеха, отдела)3 на уровне отдельного сотрудника4 другое, напишите
  159. ВЛИЯЕТ ЛИ ОБУЧЕНИЕ ВАШИХ СОТРУДНИКОВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ?
  160. Да, влияет в лучшую сторону2 нет, не влияет3 затрудняюсь ответить
  161. ДОЛЖНЫ ЛИ МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ, ПОЛУЧИВШИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА ОТРАБОТАТЬ ТАМ, ГДЕ ЭТО НЕОБХОДИМО ГОСУДАРСТВУ?1 да, должны2 нет, не должны3 затрудняюсь ответить
  162. СКОЛЬКО ЛЕТ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ, ПОЛУЧИВШИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА1 1 год2 2 года3 3 года4 4 и более лет
  163. НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ
  164. ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ1 менее 202 20−503 50−1004 100−5005 500−10 006 1000−30 007 более 3000
  165. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА:1 государственное2 муниципальное унитарное3 индивидуальное4 ООО5 ОАО6 производственный кооператив7 потребительский кооператив8 разного рода общественные объединения9 другое, напишите
  166. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАПИТАЛА1 российский2 совместный3 иностранный
  167. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ1 близкое к банкротству2 плохое3 удовлетворительное4 хорошее5 отличное
  168. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, МЕШАЮЩИЕ РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ1 финансовые2 персонал, кадры3 маркетинг4 производственные проблемы5 структура управления6 внешние взаимоотношения7 общая экономическая ситуация8 другое, напишите
  169. В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РАБОТНИКОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ (45 ЛЕТ И БОЛЕЕ)
  170. НА ВАШ ВЗГЛЯД, НЕОБХОДИМО ЛИ ПРОВОДИТЬ ПЕРЕПОДГОТОВКУ СОТРУДНИКОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ?1 нет, так как это не выгодно предприятию2 да, необходимо, так как это выгодно предприятию3 затрудняюсь ответить
  171. ПРОВОДИТ ЛИ ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКУ РАБОТНИКОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТОВ?1 да, проводит2 нет, не проводит3 не знаю, затрудняюсь ответить
Заполнить форму текущей работой