Формирование и развитие маркетинговых структур в системе управления промышленностью: На материалах Северного промышленного региона Таджикистана
Проблемам формирования и развития маркетинговых структур в системе управления промышленностью в отечественной экономической литературе посвящено сравнительно мало научных работ и публикаций. Общие проблемы формирования и функционирования рыночной экономической системы и рыночного типа производственных отношений рассмотрены в работах Д. Гелбрейта, Дж. Кейнса, К. Макконелла, П. Самуэльсона, С. Брю… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы применения маркетинга в системе управления промышленным производством
- 1. 1. — Характеристика промышленного производства Северного промышленого региона и проблемы его развития в период перехода к рыночным отношениям
- 1. 2. — Принципы использования маркетинга в системе управления промышленностью
- Глава 2. Анализ маркетинговых возможностей промышленных предприятий Северного промышленного региона
- 2. 1. — Преимущества и недостатки действующих служб маркетинга на промышленных предприятиях СПР
- 2. 2. — Маркетинг производственных ресурсов и услуг промышленной инфраструктуры
- 2. 3. — Особенности применения маркетинга в системе управления малыми промышленными предприятиями
- Глава 3. Перспективы развития Северного промышленного региона и формирование маркетинговой стратегии промышленных предприятий
- 3. 1. — Прогноз промышленного производства и оценка тенденций его развития на период до 2010 года
- 3. 2. — Ориентиры создания региональной системы промышленного маркетинга
- 3. 3. — Интернет в региональной системе промышленного маркетинга
Формирование и развитие маркетинговых структур в системе управления промышленностью: На материалах Северного промышленного региона Таджикистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Переход к рынку обуславливает необходимость внесения коренных изменений в системе управления национальной экономикой. Динамичное и эффективное развитие предприятий невозможно в рамках жесткой регламентации всех хозяйственных процессов, оно требует значительной мобильности ресурсов, быстрой реакции ее применения потребностям и возможностям предприятия, спроса и предложения на потребительском рынке. Свободные и самостоятельные предприятия независимо от форм собственности, действуют на свой страх и риск и не связаны никакими обязательствами, кроме договорных, и строят всю свою деятельность, ориентируясь на рынок. Только рынок может определять основные направления хозяйственной деятельности предприятия и оценивать ее результаты величиной полученного дохода. В этих условиях возрастает роль и значение маркетинга в рыночной деятельности предприятий, а также его использования в процессе совершенствования всей системы управления национальной промышленностью.
Северный промышленный регион (СПР) Республики Таджикистан, расположенный на территории Сугдийской области, имеет более 450 промышленных предприятий, в том числе 120 заводов, объединений и комбинатов с преобладающей негосударственной формой собственности. Номенклатура промышленной продукции, выпускаемая в значительных объемах, составляет 70−93 наименований. СПР отличается высоким уровнем развития горнорудной и горнодобывающей отраслей промышленности, обусловленной наличием богатых полезных ископаемых, а также легкой и пищевой промышленности.
Весьма остро встал вопрос об использовании маркетинга на начальном этапе восстановления и рыночного реформирования национальной промышленности, но их решение несколько затормозилось во времени из-за нестабильности социально-политической ситуации в стране. Но вместе с тем за относительно короткий промежуток времени и особенно после подписания мирного договора, в промышленности республики в целом и в СПР в частности, удалось много сделать по формированию рыночных отношений. Принципиальные изменения происходят в производственных отношениях и хозяйственном механизме, складывается новая экономическая ситуация, идет процесс формирования рыночной психологии у большей части руководителей предприятия и нового облика промышленности страны. Кроме того, либерализация внешнеторговой деятельности предприятий и неготовность их к конкуренции, а также низкий уровень конкурентоспособности промышленной продукции обусловили интерес предприятий к маркетингу. В связи с этим актуальным является исследования процессов формирования маркетинговых структур, определения места и их роль в системе управления промышленностью, обеспечение промышленных предприятий методическими инструментами осуществления маркетинговой деятельности, выявление особенностей применения маркетинговых подходов в управлении малыми промышленными предприятиями (МПП). Кроме того, систематизированное и целенаправленное применение маркетинга требуют разработки и принятия цельной концепции промышленного маркетинга, а также необходимость подключения предприятий к Интернету — как современной системе сбора и распространения маркетинговой информации.
Проблемам формирования и развития маркетинговых структур в системе управления промышленностью в отечественной экономической литературе посвящено сравнительно мало научных работ и публикаций. Общие проблемы формирования и функционирования рыночной экономической системы и рыночного типа производственных отношений рассмотрены в работах Д. Гелбрейта, Дж. Кейнса, К. Макконелла, П. Самуэльсона, С. Брю и др. Что касается вопроса стратегии и тактики перехода от командной экономики к рыночной, то они освещены в трудах — Л. Абалкина, А. Аганбегяна, В. Андрия-нова, О. Богомолова, П. Бунича, В. Вашанова, В. Видяпина, Д. Каримова, Н. Каю-мова, Р. Рахимова, С. Шаталина, Г. Явлинского и др. Общие проблемы маркетинга и его использование в системе управления промышленностью рассматривались в трудах: Ф. Котлера, Д. Эванса, А. Абрамашвили, И. Завьялова,.
Б.Соловьева, а также Г. Абдусамадова, А. Байматова, О. Бобоева, Б. Навруззода, С. Комилова, А. Назарова, М. Нурмахмадова, С. Хабибова, А. Рахимова, М. Султановой, М. Тошматова и др. Вместе с тем, проблемы, связанные с совершенствованием управления промышленностью на основе формирования и развития маркетинговых структур в условиях перехода к рыночной экономики, остались недостаточно изученными, что и определило выбор темы исследования.
Целью работы является исследование процессов совершенствования управления промышленностью на основе формирования и развития маркетинговых структур. Для достижения этой цели, на основе полученных результатов и в ходе проведения преобразований в национальной промышленности, поставлены и решены следующие задачи: охарактеризовать современное состояние промышленного производства в СПР и проблемы его развития в переходный периодразработать методические основы использования маркетинга в отечественных промышленных предприятияхвыявить преимущества и недостатки действующих организационных структур управления промышленным маркетингомопределить принципы осуществления маркетинга ресурсов и услуг, особенности их применения в системе управления МППобосновать направления создания региональной системы промышленного маркетинга, определить место и значение Интернета в осуществлении маркетинговой деятельности промышленных предприятий.
Объектом исследования является совокупность отраслей и предприятий, образующих северный промышленный регион страны.
Предметом исследования являются процессы связанные с формированием и развитием маркетинговых структур как органическую часть системы управления промышленным предприятиям.
В работе использованы методы статистического анализа, технико-экономических расчетов, прогнозных оценок и др. При подготовке диссертации использовалась существующая законодательная база Республики Таджикистан,.
Указы Президента и Постановления Правительства, нормативно-инструктивные документы и материалы Комитета по делам промышленности Хукумата области, программы экономических преобразований РТ и Сугдий-ской области. В качестве информационной базы были использованы опубликованные республиканские и областные статистические ежегодники, материалы опроса промышленных предприятий области и др.
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые обоснована необходимость формирования и развития маркетинговых структур для совершенствования системы управления промышленностью в переходный период к рыночным отношениям.
Основные результаты диссертационного исследования, характеризующие научную новизну состоит в следующем:
— проанализировано современное состояние промышленного производства в СПР и выявлены проблемы, решения которых обеспечивают развитие отрасли в переходный период.
— обоснованы методические подходы применения маркетинга на предприятиях СПР;
— выявлены преимущества и недостатки действующих маркетинговых структур на предприятиях СПР;
— определены направления осуществления маркетинга ресурсов и услуг промышленной инфраструктуры, а также выявлены особенности маркетинговой деятельности на МПП.
— разработаны ориентиры для подготовки концепции создания региональной системы промышленного маркетинга (РСПМ), обоснована необходимость в использовании Интернета для сбора маркетинговой информации и осуществления маркетинговой деятельности промышленных предприятий.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование разработанных предложений и рекомендаций будет способствовать ускорению процесса формирования и развития маркетинговых структур и на этой основе повышения эффективности системы управления промышленными предприятиями. Кроме того, отдельные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе осуществления реформы промышленных предприятий на рыночной основе. Разработанные ориентиры концепции могут быть положены в основу организации маркетинговых структур, их взаимосвязи с общей системой управления промышленностью.
Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были использованы при подготовке ежегодных программ действия Хукумата Су-гдийской области и его Комитета по промышленности, а также некоторыми промышленными предприятиями при организации служб маркетинга. Основные положения работы докладывались на научно-практических конференциях Калифорнийского Государственного Университета г. Чико США и Худжанд-ского Государственного Университета им. Б.Гафурова.
Основное содержание изложено в 6 работах общим объемом 3.2 печатных листов.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающие 8 параграфов, заключения, таблиц, схем и рисунков, списка библиографических источников (97 наименований). Объем 137 машинописных страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Характеризуя состояние национальной промышленности в целом, и СПР в частности, автор пришел к выводу, что тенденция снижения объемов производства промышленной продукции, обусловленная многими причинами социально-экономического характера, приостановлена. Важная роль в дальнейшей стабилизации производства и возрождении промышленности на рыночной основе принадлежит маркетинговой службе, основной функцией которой является разработка тактики и стратегии рыночной деятельности промышленных предприятий с учетом влияния внешней и внутренней среды.
Осуществлении новой промышленной политики, основанной на определении приоритетных видов промышленного производства СПР и рационализации его структуры, модернизации и реконструкции промышленного производственного аппарата, финансово-кредитной и налоговой поддержки малых и средних предприятий и др., также вызывает необходимость использования современного маркетинга как единственно правильного подхода к организации и управлению промышленными предприятиями, доказавшим свое превосходство в странах с рыночным типом экономики.
2. Маркетинг — это вид целенаправленной творческой деятельности по планированию, организации и управлению промышленным производством с целью удовлетворения спроса потребителей на товары и услуг, и получение прибыли. Основополагающим принципом маркетинга является организация производства тех товаров, которые, безусловно, пользуются спросом и будут проданы. Кроме этого, маркетингу характерна еще удовлетворенность потребителей и благополучие их сегодня и в перспективе, а также формирование высоконравственного и высококультурного, гармоничного и интеллектуального потребителя и соответствующих этому, его запросов и потребностей.
3. Выделены особенности маркетинга перерабатывающей промышленности, которые определяются, в первую очередь тем, что предприятия при выпуске продукции используют в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию. Далее эти особенности связаны с переплетением природных и экономических процессов, а также несовпадением рабочего периода в сельском хозяйстве с периодом производства. Кроме того, особенности маркетинга перерабатывающих предприятий определяются характеристикой самой продукцией: товар первой жизненной необходимоститовар скоропортящийсяпроизводство экологически чистой, лечебной, диетической продукцииимеющий не только потребительское значение, но и житейское, нравственное.
4. Процесс маркетинга, рассматриваемый как процесс осуществления мероприятий, направленный на оптимизацию своих действий в сфере производства и реализации продукции на совершенствование всей системы управления промышленностью, осуществляется по следующим направлениям:
— исследование рынка (сегментирование и выбор целевого сегмента, анализ спроса и предложения, определение емкости рынка и его сегментов, анализ микрои макросреды);
— анализ деятельности предприятия (финансового положения, использования производственной мощности, анализ материально-технической базы, обеспеченности трудовыми ресурсами);
— анализ комплекса маркетинга (товара, цен, анализ методов распространения и стимулирования).
5. Возможности удовлетворения интегрированных потребностей промышленных предприятий ограничены ресурсным потенциалом, сформированным в его (региона) территориальных границах. Объем, структура и степень использования регионального ресурсного потенциала создают основы для расстановки приоритетов в функциональной ориентации промышленности. Для решения задач связанных с поиском ресурсных источников в систему управления СПР (ныне комитет по промышленности Хукумата области) необходимо иметь специализированное подразделение по управлению ресурсами, которое можно идентифицировать как маркетинг ресурсов.
Маркетинг ресурсов в широкой трактовке может быть представлен как единая взаимосвязанная концепция управления ресурсным потенциалом СПР.
6. Бизнес-стратегия Ml 111 предполагает осуществление комплексной маркетинговой деятельности, имеющей целью удовлетворения спроса потребителей регионального рынка и максимизацию прибыли. В связи с этим в системе управления МПП должны найти применение модели связи, главными структурными компонентами которых являются потребители товара фирмы, информационное содержание и среда их функционирования. При чем деятельность МПП на этапе перехода к рынку должна быть нацелена на организацию и эффективное использование информационно-рыночных коммуникаций и прежде всего, имеющихся объектов рыночной инфраструктуры, а затем на формирование собственной службы маркетинга или маркетинговую фирму, обслуживающую несколько МПП.
7. Важное звено институциональных преобразований в национальной промышленности является реформа предприятий. Для уточнения приоритетов использования инструментария маркетинга в деле совершенствования системы управления промышленным предприятием выделено два, основных взаимосвязанных аспекта — нахождение рыночных ниш и привлечение инвестиций. Показана связь и взаимодействие макрои микромаркетинга и влияние их на ход экономических преобразований в СПР.
8. Вопросы обоснования организации маркетинговых структур в системе управления промышленным предприятием и разработки единой методической базы для осуществления маркетинговой деятельности, отвечающей международным стандартам, решаются в рамках создания региональной системы промышленного маркетинга (РСПМ). Предложены некоторые ориентиры концепции создания РСПМ, целью которой является координация работы маркетинговых структур промышленных предприятий, разработка и апробация маркетинговых методов на макрои микроуровне, подготовка предложения направленное на насыщение рынка товарами и услугами отечественных предприятий, увеличение притока инвестиций на предприятия СПР.
Процесс создания РСПМ охватывает этапы составления базы потенциальных объектов системы, разработки стандартов и организации потоков ин.
128 формации в соответствии с ним, обработки и оформления информации, в соответствии с требованиями потребителя, а также этап координации работы маркетинговых структур в процессе реализации проектов рыночной деятельности предприятий.
9. Определены методические подходы к организации служб маркетинга на промышленных предприятиях СПР, основанные на последовательном выполнении работ, связанных с созданием временной группы специалистов для организации маркетинга и выбора его целевой направленности, определением размера и структуры службы маркетинга, схем управления, соответствующей целям маркетинга.
Апробация методики организации маркетинговой деятельности на ряде промышленных предприятий показала ее целесообразность, а рекомендуемый подход обеспечивает достижение намеченных целей маркетинга, соблюдение его принципов, и, в конечном счете, позволяет найти пути максимального использования производственного потенциала предприятия.
10. Решение задач в области информационного обеспечения маркетинговой деятельности промышленных предприятий обуславливает необходимость использовать систему Интернет, дающую возможность приобщения объектов СПР к международным коммуникативным сетям. Интернет, рассматриваемый как действенный маркетинговый инструмент, позволяет расширить границы рынка и создать новые средства для реализации маркетинговых программ, проводить маркетинговые исследования, устанавливать связи с клиентами, партнерами и дилерской сетью, осуществлять рекламу, обеспечивающую продвижение на рынок товаров и услуг.
Список литературы
- ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- Закон Республики Таджикистан «Об аренде», 1990 г.
- Закон РТ «О банках и банковской деятельности в РТ». 1991 г.
- Закон РТ «О разгосударствлении и приватизации государственнойсобственности», 1991 г.
- Закон РТ «О товарной бирже и биржевой торговле в РТ». 1992 г.
- Закон РТ «О предпринимательской деятельности в РТ»., 1992 г.
- Закон РТ «Об акционерных обществах»., 1992 г.
- Закон РТ «Об иностранных инвестициях в РТ»., 1992 г.
- Закон РТ «О ценных бумагах и фондовых биржах «., 1992 г.
- Закон РТ «О внешнеэкономической деятельности»., 1992 г.
- Закон РТ «Об ограничении монополистической деятельности и развитииконкуренции»., 1994 г.
- Закон РТ «О залоге»., 1994 г.
- Закон РТ «Об основах налоговой системы»., 1994 г.
- Закон РТ «О валютном регулировании и валютном контроле». 1995 г.
- Содружество Независимых Государств в 1996, 1997 и 1998гг. Статистический справочник статкомитета СНГ. М., 1997 г., 1998 г., 1999 г. Страны
- СНГ в 1992—1996 годах. Статкомитет СНГ, М, 1997 г.
- Статистические сборники РТ и Ленинабадской области за 1996−99гг.1.I. КНИГИ, БРОШУРЫ, СТАТЬИ
- Л.И.Абалкин «Страна располагает условиями для вывода экономики напуть устойчивого роста». Экономист, N1,1996 г.
- Л.И.Абалкин «Перспективы экономики России на исходе XX века». Вопросы экономики. N12, 1996 г.
- А.Абдугафаров «Экономическая обособленность и самостоятельностьпредприятий в условиях перехода к рыночной экономике». Худжанд, 1993 г.
- А.Абдугаффаров «Закономерности становления и развития рыночныхотношений в Республике Таджикистан». Душанбе, 1995 г.
- А.Г.Аганбегян «Управлении экономическим и социальным развитием врегионе». Сб. научных трудов Комитета по системному анализу при Президиуме АН СССР. Донецк, 1984 г.
- Ален Ноув «Переход к рынку и экономическая теория» Свободнаямысль, N7, 1992 г.
- Б.Алехин «Системы биржевой торговли» Финансовая газета N3,1992 г.
- М.Ю.Алексеев «Рынок ценных бумаг» М. Финансы и статистика. 1992 г.
- Альтернатива: Выбор пути. Перестройка управления и горизонтырынка. М., Мысль, 1990 г.
- В.Андрианов «Роль государства в формировании рыночной модели динамичной экономики в Южной Корее. Экономист, N2, 1994 г.
- В.Андрианов «Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия)». Вопросы экономики, N9, 1996 г.
- А.Архипов, Г. Батилкина «Государство и малый бизнес». Вопросы экономики, N4, 1997 г.
- И.Д.Барчук «Концепция и рекомендация по реформированию и диверсификации деятельности потребительской кооперации в условиях экономического кризиса». МУПК. М, 1997 г.
- А.А.Байматов «Бизнес-справочник Ленинабадской области 1998−2005 гг.» г. Душанбе, 1998 г.
- А. А. Байматов «Региональный рынок: особенности и проблемы сбалансирования» г. Душанбе, изд."Дониш».
- О.Бобоев, М. Оймахмадов «Асосхои иктисодии сохибкори». Душанбе, ДПП «Анис» 1997 г., 416с.
- О.Бобоев «Логистикаи бозор» Душанбе, 1999 г., 350с.
- А.Е.Бихоцкий «Потребительская кооперация в условиях перехода крыночной экономике. ВО «Наука». Новосибирск, 1993 г.
- Биржевой портфель: Книга биржевика. Книга биржевого коммерсанта. Книга брокера. М., Соминтек, 1992 г.
- А.Блинов «Малое предпринимательство и большая политика». Вопросыэкономики, N7.1996г.
- В.И.Блистер, С. В. Курсак, В.П.ракитских «Научные основы управлениякооперативным хозяйством». М.:Экономика, 1997 г.
- А.А.Богданов «Всеобщая организационная наука» (текстология) 3-еизд.Т.1.М.-Л., 1925 г.
- В.Вашанов «Земельный оборот в России». Экономист N4,1996 г.
- В.И.Видяпин «Предпринимательство: маркетинг и цены». М.: Россияэкон. акад., 1992 г.
- Е.Голубков «Маркетинг и его роль в экономике» М., журнал «Маркетинг», 1. N3, 1995 г.
- А.Динкевич «Республики Средней Азии: трудный путь экономических реформ. Вопросы экономики, N6,1992 г.
- М.Домбровский «От плановой экономики к рыночной: темпы и стадии преобразований». Вопросы экономики, N11,1992 г.
- В.Т.Жигалов «Основы менеджмента и управленческой деятельности». Учебное пособие для кооперативных учебных заведений.
- С.Журавлев «Государственное регулирование экономики в переходныйпериод». Экономист, Ы5,1991 г.
- Н.Зиядуллаев «СНГ: экономическая реинтеграция-история, современность». Вопросы экономики, N10,1996 г.
- В.Иванченко «Государственные регуляторы переходной экономики. N7, 1991 г.
- С.Д.Камилов «Стратегия движения и рыночной экономики». г. Душанбе, 1998 г.
- Н.К.Каюмов «Проблемы эффективности использования материальных ресурсов». Душанбе, Ирфон, 1987 г.
- А.П.Климов «Потребительская кооперация в системе развитого социализма». М.:Экономика, 1980 г.
- Концепция Экономического интеграционного развития Содружества
- Независимых Государств. Информационный вестник «Содружество» N2 (26)СНГ, Минск, 1997 г.
- Э.М.Коротков «Концепция менеджмента «. Учебное пособие. М.:Дека, 1996 г.
- Ю.Ковальков, О. Дмитриев «Эффективные технологии маркетинга"1. М., 1994 г.
- В.И.Кремянский «Определение понятия системы и системногоподхода» .М. :Наука, 1997 г.
- Кзмпбл Р., Маконнел, Стенли Л.Брю. «Экономикс». М.:республика, 1992 г.
- А.П.Макаренко «Эволюция мирового кооперативного движения», диссертация. .д.э.н. в форме научного доклада"М.:1994г.
- Я. Макферсон «Принципы кооперации XXI века. 1998 г.
- В.Маркова «Формирование системы маркетинга на российских предприятиях» Автореферат докторской диссертации, Новосибирск, 1997 г.
- Р.К.Мирзоев «На путях к прогрессу» Душанбе, 1991 г.
- А.Назаров «Основы агробизнесса», Худжанд, Изд. «Вороруд», 2000 г.
- М.Нурмахмадов, С. Д. Комилов «Экономический кризис, оценка, стратегияпреодоления» Душанбе, 1963 г.
- Оймахмадов М, Машхулов М «Основы внешнеэкономическойдеятельности"г. Душанбе,"Ирфон», 1997 г.
- Организационные структуры управления в условиях регулируемогорынка. М, АН СССР, ИЭ, 1991 г.
- А.Орлов «Малое предпринимательство: старые и новые проблемы.
- Вопросы экономики, N4,1997 г.
- В.А.Разыков, О. А. Сангов «Внешнеэкономические связи РТ: анализсостояния и перспективы развития». М, Экслибрисс-пресс, 1996 г.
- З.П.Румянцева и Н. А. Соломатина «Менеджмент организации. Учебноепособие. М,.-Экономика, 1970 г.
- Р.К.Рахимов «Основные направления развития экономики и проблемыповышения эффективности производства в Таджикистане» Душанбе, Дониш, 1983 г.
- Р.К.Рахимов «Региональные проблемы повышения производительности труда» Душанбе, Ирфон, 1986 г., 170с.
- Р.К.Рахимов «Экономика Таджикистана: стратегия развития» Душанбе, Журнал, N1,1998 г.
- М.Меском, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента, перевод с ангел. М, 1992г
- Ю.М.Осипова «Основы предпринимательского дела» Москва, 1992 г.72. «Основы менеджмента». Учебное пособие. М., 1994 г.
- Постановление Правительства Республики Таджикистан от 4 февраля1997r. N59 «Об организации Республиканской хлопковой биржи». 74. «Потребительская кооперация: от тактики выживания к стратегиироста» Москва, 1998 г.
- В.П.Прижигальский «Реформирование потребительской кооперациипроблемы теории и практики) Автореферат. диссертации д-р экономических наук» М., 1998 г.
- И.Семенов, Б. Замятин «О сущности стратегического маркетинга», М., Российский экономический журнал, N3,1987 г.
- Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава и аспирантов университета по итогам научно-исследовательской работы 1994 г. 4.2 МУПК.М., 1995 г.
- Сборник научных статей. Москва 1997 г.13 579. «Содружество независимых государств в 1994г». Москва январь 1995 г.
- Б.А.Соловьев «Экономика торговли». Москва, 1990 г.81. «Статистический ежегодник РТ» 1997 г.
- А.К.Семенов «Современный менеджмент». Волгоград. 1996 г.
- Ш. М.Султанов «Таджикистан на пути экономических преобразований» г. Москва, 1997 г.
- М.М.Султанова «Маркетинг на промышленном предприятии», Душанбе, 1992 г.85. «Словарь-справочник терминов рыночной экономики», Москва, 1992 г.
- О.Т.Тошев, С. О. Тошев «Пути эффективного воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику РТ» г. Душанбе, 1997 г.
- К.А.Ульбин, И. С. Андрюшина «Брокер и биржа» г. Москва, 1991 г. Информ-бизнес.
- М.Х.Усманов «Развитие внешнеэкономических связей как основа антикризисного управления промышленностью Таджикистана» г. Душанбе, 1998 г.
- Р.А.Фатхудинов «Система менеджмента. Учебно-практическое пособие. М., 1996 г.
- С.Х.Хабибов «Основы рыночной экономики» г. Душанбе, 1998 г., на тадж.яз.
- Shick J. Gardner D. «Marketing theory». Перевод с английского.
- Ф.Котлер. «Маркетинг, менеджмент». М. 1998 г.
- Kinscy S. «Marketing in developing countries», 1998.136
- Ж. Ламбен. «Стратегический маркетинг: европейская перспектива», Наука 1996 г., перевод с французского.
- Kosoka Н. «A global marketing strategy», Амстердам, 1992г., журн. «Marketing and research» N4.
- Э.Меркле «Маркетинг на предприятии». М. Финстатинформ, 1994 г.