Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической наукиразнообразными источниками педагогической, технической, туристской информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Ь Информационная культура менеджера туризма как педагогическая проблема
    • 1. 1. Современное состояние подготовки менеджера туризма
    • 1. 2. Роль и функции учебного плана в формировании содержания обучения менеджера туризма
    • 1. 3. Сущность и содержание понятий информационной культуры в педагогической науке
    • 1. 4. Зарубежный опыт подготовки менеджера туризма
  • Глава 2. Содержание, формы и методы формирования информационной культуры в процессе профессиональной подготовки менеджеров туризма
    • 2. 1. Обучение студентов информационным технологиям в туризме
    • 2. 2. Методы и формы приобретения профессионально значимых навыков и умений в области информационной культуры менеджеров туризма
    • 2. 3. Итоги опытно — экспериментальной работы

Формирование информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема подготовки менеджеров туризма для туристской индустрии России является одной из важнейших на современном этапе. В подготовке специалистов этого профиля необходимым фактором является информационная культура будущего менеджера, как способность адекватно воспринимать достижения научно-технического прогресса в сфере информационного обеспечения своей профессиональной деятельности, умения их выбирать и рационально использовать для повышения эффективности и качества обслуживания туристов.

Сложившийся стихийно в последние годы российский рынок туристских услуг во многом из-за отсутствия координирующего начала находится в кризисном состоянии. Российские туристские объекты, имеющие огромный рекреационный потенциал, до сих пор не включены в постоянные международные туристские цепи. Одной из важных причин этого является отсутствие надежной и достоверной информации о состоянии рынка и привычного для западного клиента сервиса, обеспечиваемых современными средствами связи.

По данным ЮНЕСКО, информатизация общества в целом происходит с темпом, вдвое превышающим темп прироста валового национального продукта, и приносит хорошую экономическую отдачу. В России разработка информационных технологий ограничивается, как правило, созданием небольших групп по оформлению документов в машинном исполнении, некоторой их систематизации на уровне секретарской работы, и в лучшем случае автоматизацией рутинных процессов и созданием локальных баз данных для удовлетворения узких практических и научных потребностей.

Вместе с тем, в отечественной туристской индустрии имеются разработки систем, интегрирующих современные сетевые и внутриофисные технологии для решения задач менеджмента туроперейтинга формирования туровтурагентской деятельности (реализации туров) — задач учета и анализа экономической деятельности турфирмменеджмента гостеприимства (гостиничного и ресторанного обслуживания). Однако отсутствуют научные исследования по разработке теоретических и методических основ подготовки менеджеров туризма, обладающих необходимым уровнем информационной культуры специалиста.

Обобщающего научного исследования проблемы формирования информационной культуры менеджера туризма с точки зрения ее современного понимания по существу проведено не было. Нет, в частности, четко обоснованной научной позиции о содержании, формах и методах формирования информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки.

Проблема исследования определяется, с одной стороны, острыми потребностями практики в научно обоснованном решении задачи формирования информационной культуры менеджера туризма, с другой стороны, отсутствием исследований в этой области, позволяющих обосновать приоритетные направления в процессе подготовки менеджера туризма, упорядочить систему учебных курсов профессиональной подготовки менеджеров туризма, адекватных задачам каждого направления формирования информационной культуры на всех этапах обучения, обосновать методические подходы к содержанию учебных программ.

Объектом исследования является профессиональная подготовка менеджера туризма.

Предмет исследования — формирование информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки.

Цель исследования — разработать теоретические и методические основы формирования информационной культуры менеджеров туризма в процессе их профессиональной подготовки.

Л.

Гипотеза исследования: формирование информационной культуры менеджера туризма будет более эффективным, если в процесс профессиональной подготовки будут включены специализированные учебные программы, предусматривающие формирование компьютерных знаний и включающие методики обучения студентов с применением возможностей локальной сетивведены методы и формы обучения, обеспечивающие необходимые условия для самообразования будущих менеджеров туризма.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание информационной культуры как составной части профессиональной подготовки менеджера туризма.

2. Выявить роль и значение информационной культуры в профессиональной деятельности менеджера туризма.

3. Разработать программы обучения, нацеленные на формирование информационной культуры менеджеров туризма.

4. Определить эффективность методов и средств формирования информационной культуры в процессе профессионального обучения менеджеров туризма.

5. Выявить оптимальные условия формирования информационной культуры в процессе обучения.

В процессе работы над диссертацией для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: изучение и анализ философской, научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследованиясравнительный анализ учебных программ и зарубежного опыта в подготовке менеджера туризма, экспериментальное преподавание, наблюдение за ходом учебного процесса и деятельностью студентов. Методологической основой исследования послужил системный подход к познанию явлений и процессов педагогической деятельности, который получил развитие в работах педагогов Ю. Л. Егорова, В. И. Жолдака, В. А. Кальней, М. С. Кагана, В. А. Кабачкова, В.М.

Коротова, Б. Т. Лихачёва, A.A. Остапец-Свешникова В. А. Сластёнина, В. Д. Чепикаисследования в области преподавания информатики и основ программирования, которые получили отражение в работах И. Н. Антипова, B.C. Леднева, В. М. Монахова, С. И. Шварцбурда, В. В. Щенникова, A.A. Кузнецова и др.- профессиональный аспект представляют работы теоретиков и практиков туризма И. В Зорина, В. А. Квартальнова, В. С Преображенскогофилософской базой являются труды Е. А. Бодиной, С. А. Козловой, К. В. Кулаева, И. Г. Хангельдиевой, Б. П. Юсова и других.

Этапы исследования:

I этап (1995г.) — теоретический анализ педагогической, психологической, философской и специальной литературы по проблеме исследования, обоснование актуальности, сформулирована тема исследования, определены цели, задачи, научный аппаратII этап (1995;1997 гг.) — проводилась опытно — экспериментальная проверка основных положений гипотезыIII этап (1997;1999 гг.) — анализ результатов и их апробация, оформление результатов исследования и выводов.

Опытно-экспериментальная работа по данному исследованию проводилась в рамках эксперимента по обучению студентов в Российской Международной академии туризма. Всего в нашем исследовании принимали участие около 250 студентов. В процессе обучения проводился мониторинг знаний студентов в виде анкетирования на входе и контрольных заданий на выходе.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования определяются: обоснованием модели формирования информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки;

• обоснованием трехуровневого подхода к определению качества знаний и умений будущих менеджеровразработкой и обоснованием содержания курса по изучению информационных технологий в туризме, разработкой и апробацией содержания нескольких основных курсов, входящих в цикл специальных дисциплин.

Достоверность, обоснованность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: логикой исходных методологических позиций автораиспользованием системного подходаопорой на данные современной педагогической наукиразнообразными источниками педагогической, технической, туристской информациисравнительным анализом данных, полученных с помощью независимых различных методов педагогического исследования, адекватных его предметуцеленаправленным анализом реальной педагогической практики и положительного опытакомплексным характером поэтапного педагогического экспериментаподтверждением концептуальной непротиворечивости использования методов, соответствующих задачам и специфике этапа исследовательской работыподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных изменений в процессе профессионального обучения с применением модели формирования информационной культуры.

Практическая значимость исследования. Обоснована возможность формирования информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки. Разработана модель и система критериев и показателей для оценки уровней информационной культуры. Подготовлены программы, методические рекомендации по применению информационных технологий в туризме.

На защиту выносятся:

1. Содержание учебной программы, формирующей у студентов необходимые знания и уровень информационной культуры в области компьютерных технологий.

2. Совокупность форм, методов и учебных средств, направленных на формирование информационной культуры будущего менеджера туризма.

3. Методика контроля учебных достижений студентов с применением локальной сети.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством обсуждения основных положений, хода и предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры «Информационных технологий и туристского программирования» РМАТ, на Всероссийской конференции преподавателей информатики, Москва, 1998 г., II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы туризма» 1998 г. и др.

Выводы по главе 2.

Ориентиром при разработке процесса обучения специалиста информационным технологиям может служить квалификационная характеристика, в которой описываются знания, умения и навыки, которые необходимы будущему персоналу. Примерный перечень квалификационных требований предлагается автором при рассмотрении модели формирования информационной культуры менеджера туризма.

Разработанный в исследовании подход позволит решить ряд методологических проблем организации учебного процесса, основными из которых являются: -разработка собственно системы (модели) обучения информационным технологиям- -оформление содержания обучения в виде учебных, учебно-тематических планов и учебных программ- -разработка методических пособий по каждой дисциплине, изучаемой в рамках обучения информационным технологиям- -разработка и применение различных методов обучения данной дисциплине с учетом содержания и технологий изучаемого предмета, а также на основе научно-педагогического подхода- -организация тренинга по профессии в виде ознакомительной, производственной и преддипломной практики- -подготовка профессорско-преподавательских кадров по каждой изучаемой дисциплине курса «Информационные технологии в туризме».

Понятия информационной культуры имеет трехуровневую структуру, включающую: на первом уровне — знание современных офисных технологий, навыки работы с ПК, владение сервисными программами обслуживания ПК, умение работать с дистрибутивами пакетов программна втором уровне — знание информационных технологий, ориентацию на рынке программных продуктов, владение справочными и консультационными информационными технологиями, использование возможностей работы в локальных и глобальных сетях, владение программами распознавания текстов и программами — переводчикамина третьем уровне — владение издательскими программами и программами создания презентаций, навыки работы с офисным оборудованием, владение экспертными системами и деловыми играми, совместное использование компьютерных и коммуникационных технологий.

Всем элементам информационной культуры соответствуют профессиональные действия и исполнение обязанностей.

В итоге проведенных исследований автор пришел к выводу, что предлагаемая модель формирования информационной культуры менеджера туризма дает положительные результаты по итогам обучения и востребованности специалистов.

Разработанная нами модель формирования информационной культуры менеджера туризма, дает возможность поэтапно в течение семестров изучать основные программные продукты и оборудование туристского предприятия, составляющие в комплексе необходимый набор знаний для профессиональной деятельности специалиста.

Пакет учебно-тематических планов и программ, входящих в систему обучения информационным технологиям в туризме, включает личные разработки автора по курсам: «Программа по курсу „Программное обеспечение“ „Изучение пакета программ Microsoft Office 97“ для факультета переподготовки специалистов», «Учебно — тематический план подготовки менеджера туризма по курсу „Информационные технологии в туризме“».

Автором исследования подготовлены учебные пособия по ряду курсов данной системы обучения: «Локальные сети Microsoft Windows for Workgroups v.3.11» — «Сборник лабораторных работ по информатике»;

Компьютерные сети. Серия Windows" — «Популярный пакет подготовки презентаций Microsoft PowerPoint».

Анализ анкетирования студентов, проведенных контрольных и самостоятельных работ, их итоговых оценок, а также трудовой востребованности выпускников академии, обучавшихся по данной специализации, приводит к выводу о положительных результатах проводимого эксперимента по внедрению данной модели формирования информационной культуры менеджера туризма.

Заключение

.

Исследования, представленные в данной диссертационной работе, по формированию информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки, проводимые в рамках эксперимента в Российской международной академии туризма, позволяют прийти к следующим заключениям:

1. Необходимость формирования информационной культуры менеджера туризма определяется востребованностью профессиональной подготовки квалифицированных специалистов. В данном исследовании научно обоснована модель формирования информационной культуры менеджера туризма. Понятия информационной культуры имеет трехуровневую структуру, включающую в себя: знание современных офисных технологий, навыки работы с ПК, владение сервисными программами обслуживания ПК, умение работать с дистрибутивами пакетов программ, знание информационных технологий, ориентацию на рынке программных продуктов, владение справочными и консультационными информационными технологиями, использование возможностей работы в локальных и глобальных сетях, владение программами распознавания текстов и программами — переводчиками, владение издательскими программами и программами создания презентаций, навыки работы с офисным оборудованием, владение экспертными системами и деловыми играми, совместное использование компьютерных и коммуникационных технологий.

2. В основу концепции формирования информационной культуры менеджера туризма положен принцип взаимосвязи туристского образования и передовых информационных технологий, определяющий структуру и содержание подготовки студентов. Проанализированы основные уровни информационной культуры, оказывающие влияние на структуру обучения. Мы определили таких уровней три. Данный перечень включает в себя общие требования к специалисту, к его профессиональным качествам, требования к уровню его подготовки по видам деятельности в сфере управления.

3. Автором исследования разработана модель формирования информационной культуры и представлен перечень профессиональных требований к менеджеру туризма в его трудовой деятельности, теоретически обосновывающий уровень знаний, умений и навыков по данной специальности. В перечне обозначено профессиональное назначение и условия использования приобретенных навыков в области информационных технологий в туризме, основные виды и задачи его деятельности, сферы использования специалиста, а также проблемы прогресса в области общественной практики, связанной с деятельностью менеджера туризма.

4. Создана методика проверки знаний студентов с применением локальной вычислительной сети, включающая в себя алгоритм взаимодействия преподавателя и студентов в процессе контроля уровня знаний студентов. Используя данную методику, преподаватель имеет возможность оперативно проверять усвоение нового материала с помощью контрольных и самостоятельных работ или с помощью тестов определить рейтинг знаний студентов в группе, на курсе.

5. Рассмотрена специфика содержания обучения информационным технологиям и разработано содержание основных курсов: «Программа по курсу „Программное обеспечение“ „Изучение пакета программ Microsoft Office 97“ для факультета переподготовки специалистов», «Учебно — тематический план подготовки менеджера туризма по курсу „Информационные технологии в туризме“».

6. Модель формирования информационной культуры менеджера туризма обеспечивается учебно-методическими разработками в виде учебно-тематических планов и программ обучения, ряда учебных пособий по курсам изучаемых дисциплин, подготовленных в ходе данного исследования: «Локальные сети Microsoft Windows for Workgroups v.3.11" — «Сборник лабораторных работ по информатике" — «Компьютерные сети. Серия Windows" — «Популярный пакет подготовки презентаций Microsoft PowerPoint».

7. Предлагаемая модель формирования информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки дает положительные результаты по итогам обучения и востребованности специалистов. Уровень умений и навыков студентов может повышаться от 25% до 70% от общего числа обучаемых по предлагаемой программе (Приложения 1,2).

8. Итоги опытно-экспериментальной работы в рамках данного исследования подтверждают успешность предлагаемой модели формирования информационной культуры менеджера туризма в Российской международной академии туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Н. Организационно-экономический механизм формирования рынка туристских услуг: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1996.-29 с.
  2. Актуальные проблемы туризма: Сборник научных трудов / Науч. ред. И. В. Зорин. -М., 1997.-402 с. Вып. 1.
  3. Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. -М., 1998.
  4. А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.368 с.
  5. А. Г., Ягодин Г. Л. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. С. 6−13.
  6. А. М., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996. — 242 с.
  7. А. Я. Обучение топ-менеджеров: опыт российско-шведской программы «Развивай свою фирму» // Бизнес-образование. 1998. № 1.С. 17−20.
  8. Н. М. Гуманизация образования: направление и проблемы // Педагогика. 1996. № 4.
  9. Э. 3. Формирование практической готовности студентов педагогических вузов к воспитательной работе в школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1990. 15 с.
  10. Ю.Бердников И. Г. Теоретические основы формирования валеологи-ческой культуры личности учителя: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1998.-33 с.
  11. П.Богомолов С. А., Долгоруков А. М., Щенников С. А. Дистанционное обучение в бизнес-образовании // Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 36−40.
  12. В. В., Конаков Г. В. Региональные системы повышения квалификации //Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 36−40.
  13. Л. Имидж путь к успеху. — Спб.: Питер, 1996. — 280 с.
  14. М.Бушмарин И. Н. Современный капитализм: развитие трудовых ресурсов творческого типа // МЭ и МО. 1990. № 2.
  15. Е. Г. Формирование профессионально-правовых знаний и умений студентов ИФК методами имитационного моделирования: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. Омск, 1995.
  16. П. А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Туризм и здоровый образ жизни // Основы физической культуры: Учеб. пособие. -Челябинск, 1997. Ч. 4.
  17. М. Я. Физическая культура в научной организации труда студентов: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993.
  18. Власова Т, И., Богданов Ю. В. Проблемы повышения профессионального уровня туристских кадров // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы научно-практической конференции. Минск, 1997. — С. 155−158.
  19. Вуз и рынок: коммерческая деятельность в системе высшей школы России: В 3 кн. М., 1992.
  20. Высшая школа России. Тула, 1994.
  21. А. И. Связь высшего образования и производства в странах Запада // Экономические науки. 1991. № 3.
  22. А. И., Тарасюк Л. Н., Цейкович К. Н. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах. М., 1998.
  23. Т. С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высш. шк., 1989.
  24. Т. С. Образование как сфера культуры: пути обновления: Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. М., 1992.
  25. К. К. Методы изменения устойчивых стереотипов мышления у менеджеров территориального управления // Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 111−115.
  26. В. В. Новые информационные технологии в бизнес-образовании//Бизнес-образование. 1997. № 1. С. 70−73.
  27. В. В. Компьютерные технологии в бизнес-образовании // Бизнес-образование. 1997 № 2. С. 61−66.
  28. Государство и образование, опыт стран Запада. М.: ИНИОН РАН, 1992.
  29. М. Т. Педагогические основы образования взрослых. -М., 1993.- 164 с.
  30. М. Т. Адаптация незанятого населения к изменяющимся социальным условиям. М., 1994. — 61 с.
  31. М. Т. Если вы преподаватель. Позиция. модели. технологии. -М., 1998. — 152 с.
  32. Деловое образование: Технологии Морозовского проекта. М., 1997.-268 с.
  33. С., Яценко В. Концепция краткосрочного и долгосрочного прогнозирования потребности в специалистах в новых экономических условиях. М., 1993.
  34. И. А. Обеспеченность туристской отрасли кадрами и прогноз их потребности в системе непрерывного образования // Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. М., 1997.
  35. А. П. Активные методы обучения в повышении качества подготовки туристских кадров // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы НПК. Минск, 1997. — С. 158−160.
  36. Л. И., Филонович С. Р. Новая государственная программа подготовки управленческих кадров // Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 26−30.
  37. Тенденция развития образования в современном мире: Социально-экономический аспект. -М., 1992.
  38. Е. Н., Егоров Е. В., Бабич А. М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М., 1993.
  39. В. В. Компьютерные технологии в экономическом и бизнес-образовании // Бизнес-образование. 1997 № 2. С. 66−72.42.3абов А. М. Ситуационное обучение: проблемы метода // Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 56−61.
  40. И. В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме.-М., 1997.
  41. И.В., Квартальнов В. А. Толковый словарь туристских терминов. Москва — Афины, 1994, 407 с.
  42. М., Старцев Б. Диплом кармана не тянет // Ком-мерсант-Dayly. 1996. 22 февраля.
  43. В. М., Свищев И. Д. Интеграция теории и практики в образовательных программах профессиональной переподготовки специалистов по физической культуре и спорту. М., 1998.
  44. В. Н., Лесников Г. П., Зайченко В. Л. Проблемы информатизации социального пространства (Механизмы сбалансированности федеральных и региональных программ). М., 1994.
  45. Л. М. Культура управления: сущность, генезис, мета-управление. Чебоксары, изд. Чебоксарского ун-та, 1992.
  46. Е. Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтенгу: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. 24 с.
  47. Информатизация и технологизация социального пространства // Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям. М.- Н. Новгород, изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1994.
  48. Информационное общество и интеллектуализация вычислительных систем. М., 1992.
  49. Информационные технологии в народном образовании. Метод, разработка. Вып.5 / НИИ информатики и вычисл. техники АПН СССР- А. А. Абдукадыров и др.- Под ред. И. М. Бобко. Новосибирск, 1991.- 186 с.
  50. И. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М., 1975. — 346 с.
  51. В. А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М.: Высш. шк., 1991. — 222с.
  52. Р. Д. Психологическая систематика профессий типа «человек-человек» в целях профессиональной ориентации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1981. — С. 16−24.
  53. В. А. Становление системы образования для целей туризма: Содержание эксперимента на примере Российской международной академии туризма. М., 1997. — 75 с.
  54. В. А. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 1. — 286 с.
  55. В. А. Социальный туризм // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -Т. 2.-256 с.
  56. В. А. Новые цели и функции туризма // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т. 3.-384 с.
  57. В. А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика: Избр. труды: В 5 т. М.: Финансы и статистика, 1998. -Т. 5.-248 с.
  58. В. А. Туристский бизнес и система обучения кадров предприятий обслуживания: Зарубежный опыт. М., 1990. -80 с.
  59. В. А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма.-М., 1997.-Вып. 1.
  60. В. А., Солодухин И. Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма в России: Из опыта образовательных учреждений социального туризма: 1987−1997 гг. М., 1997. — 212 с.
  61. Классификатор направлений и специальностей подготовки специалистов в вузах РФ // Бюллетень Государственного Комитета РФ по высшему образованию. 1993. № 9.
  62. М. В. Инновационные методы обучения в высшем образовании //Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 46−53.
  63. В. А., Кузнецова Э. И., Рычкова А. К., Хотунцева Ю. Л. Концепция перехода к многоуровневой системе высшего педагогического образования // Высшее образование в России. 1993. № 3.
  64. Э. М. Креативное образование современного менеджера //Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 34−43.
  65. Ковалев-Кривоносов П. А. Проблематизация при обучении взрослых в системе бизнес-образования // Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 115−118.
  66. В. Ж., Мешалкин В. И., Наводнов В. Г., Савельев Б. А. О компьютерной технологии качества знаний // Высшее образование в России. 1993. № 3.
  67. Н. Н. Основы психологических знаний: Учеб. пособие для студентов, изучающих курс «Основы психологии и педагогики». М., 1997.
  68. Н. Н. Психология менеджмента: Практикум по курсу «Основы психологии и педагогики» М., 1998.
  69. А. Ю. Проблемы формирования личности специалиста в многоуровневом туристском учебном комплексе // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Материалы научно-практической конференции. Минск, 1997.-С. 170−175.
  70. П. С. Новые педагогические технологии // Триместр. 1996. № 1. С. 32−35.
  71. В. Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр. 1996. № 1. С. 36−41.
  72. В. С., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепция информатизации высшего образования России // Высшее образование в России. 1994. № 1.
  73. Н. Н. Второе высшее образование в системе подготовки кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. -М., 1998. С. 90−92.
  74. Л. Л. Экономическое образование в России: есть ли выход? // Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 12−21.
  75. А. Ю. Бизнес-образование и потребности предпринимателей //Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 57−68.
  76. А. Кадры для рынка // Экономические науки 1991.9.
  77. И. В. Роль личностного фактора в современном инновационном процессе (на примере развитых капиталистических стран): Ав-тореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1995.
  78. Материалы Международной конференции «Гибкость рынка труда и реформа занятости в СССР». М.: Госкомтруд СССР, 1990.
  79. С. Н. Организационно-экономический механизм подготовки специалистов по антикризисному управлению в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. экон. наук. -М., 1997.
  80. А. А. Экономика в задачах и тестах. М.: Вита-пресс, 1995.-316 с.
  81. Э. Л. Потенциальные возможности развития управления и бизнес-образования в странах Центральной и Восточной Европы: Аналитический обзор // Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 43−52.
  82. Е. В. Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 25 с.
  83. А. В. Критерий развития личности // Триместр. 1997. № 2.
  84. С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высш. шк., 1995.-206 с.
  85. Новые условия хозяйствования в сфере культуры: Сборник документов. -М., 1989.
  86. Обучение обучающихся в туризме // Сборник материалов Всемирной туристской организации. Мадрид, 1996.
  87. Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране. М., 1987.
  88. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса. М.: Изд-во Университета гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса, 1997.
  89. Подготовка кадров для рыночной экономики: Образовательные программы Морозовского проекта. М., 1996. — 223 с.
  90. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: Материалы для сравнительного анализа. М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, 1995. — 88 с.
  91. Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов от 27.12.95 г. № 12 // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998.
  92. О. П., Яценко В. Е. Квалифицированные кадры в условиях перехода к новым экономическим отношениям // Экономика высшей школы: Обзор Инфор./НИИВО. М., 1992. Вып. 3.
  93. . Т. Профессиональное образование: Опыт, противоречия и тенденции реформирования. М.: Изд-во Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 1995.
  94. . Т. Профессиональная школа в становлении менеджмента и цивилизованного рынка // Российский экономический журнал. 1995. № 1.
  95. Е. Н., Воронин А. А., Журавлева JI. А. Об организации государственного финансирования образовательных учреждений в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» // Экономика высшей школы: Обзор. Инфор./НИИВО. -М. 1993. Вып. 2.
  96. Е. Н., Евстигнеева Т. А. Проблемы финансирования образовательных услуг // Финансы СССР. 1991. № 11.
  97. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.92 г. № 787 «Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования».
  98. Постановление Комитета по высшей школе Миннауки России от 13.04.92 г. «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации».
  99. Приказ Комитета по высшей школе Миннауки России от 26.10.92 г. № 646 «О формировании федеральной программы «Развитие высшего образования в России».
  100. Профессионально-квалификационная структура и образоваVтельные стандарты в сфере рекреации и туризма // Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. -М., 1998.
  101. Психология обучения: Дайджест российской и зарубежной прессы. -М., 1998.-50 с.
  102. Развитие образования в России: Федеральная программа: Раздел «Высшее образование». М., 1993.
  103. Развитие образования в России: Государственная научно-техническая программа России. М., 1993.
  104. Рекомендации II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы совершенствования повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов». М., 1998.
  105. Рекомендации по организации и проведению стажировки специалистов от 15.03.96 г. № 18−34−44 лн/18−10 // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998.
  106. Р. Культура предпринимательства. -М.: Эком, 1992. -238 с.
  107. Сборник учебно-тематических планов и учебных программ по направлению 521 500 «Менеджмент» РМАТ. М., 1996. — Ч. 1, 3, 4, 6.
  108. Социология образования. Дайджест российской и зарубежной прессы.-М., 1998. № 1.-50 с.
  109. А. В., Яковлев Б. Г. Образовательная «ниша» // Высшее образование в России. 1994. № 3.
  110. Ю. Г. Система образования Франции: Аналитический обзор материалов французско-российского семинара. -М.: Логос, 1994.
  111. Ю. Г. Высшее образование в России в XX веке. М., 1994.
  112. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ от 18.06.97 г. № 1221 // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. -М., 1998.
  113. Н. С. Финансовые методы управления высшими учебными заведениями: Автореф. дисс. канд. экон. наук. -М., 1996.
  114. Ф. М. Формирование и использование кадрового потенциала приоритетных направлений науки и техники: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 1991.
  115. Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации» от 26.02.96 г.
  116. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 5.01.96 г. // Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998.
  117. Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.92 г. № 12-фЗ.
  118. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 г. № 132-ф3.
  119. О. Г. Модель идеального специалиста // Триместр. 1998. № 2.
  120. Н. Б. Стратегический менеджмент как системообразующая дисциплина в программах зарубежных стажировок руководителей //Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 68−76.
  121. С. Р. Метод обучения действием в бизнес-образовании //Бизнес-образование. 1997. № 2. С. 53−56.
  122. С. Р. Преподавание менеджмента и управленческое консультирование//Бизнес-образование. 1998. № 1. С. 85−93.
  123. Н. Н. Авторизованное образование. М., 1992.224с.
  124. В. Д., Левченкова Т. В. Содержание образования в системе подготовки специалистов для туризма //Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. -М., 1998, -Ч. 1. С. 70−72.
  125. В. Д., Кальней В. А., Сеселкин А. И. Подготовка научно-педагогических кадров для туризма // Актуальные проблемы туризма-98: Сборник докладов и тезисов сообщений II Всероссийской научно-практической конференции. М., 1998. — Ч. 1. — С. 13−15.
  126. В. Д., Жолдак В. И. Переподготовка кадров на факультете повышения квалификации: Методические указания. М., 1990.
  127. С. Е. О федеральном компоненте государственных образовательных стандартов для образовательных учреждений // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Измерения в педагогике». Санкт-Петербург, 1994.- С. 18−22.
  128. С. Е., Шафиев Р. М. Социально-экономические аспекты развития образования в новых условиях хозяйствования. Москва, РАО, Институт профессионального самоопределения, 1994. — 21с.
  129. С. Е. Образовательные стандарты в контексте прав человека // Сборник научных трудов «Методологические основы разработкирегионального компонента государственных образовательных стандартов». Пермь, 1996. — С. 138−146.
  130. С. Е. Образовательные стандарты и права человека // Сборник научных трудов «Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». Москва, 1996. -С. 116−124.
  131. С. Е. Образовательные стандарты и качество образования // Сборник научных трудов «Образовательные стандарты и контроль качества». Вологда, 1996. — С. 25−34.
  132. С. Е. Образовательные стандарты и контроль качества // Сборник выступлений и статей российских, голландских и датских экспертов «Контроль качества в образовании». Пермь, 1996. — С. 324.
  133. ТГС Туристская деловая газета // подшивка за 1997−1998 гг.-М.167
Заполнить форму текущей работой