Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преемственность в формировании словаря старших дошкольников и учащихся первого класса школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты констатирующего исследования позволили охарактеризовать уровень речевой подготовки современных детей к школе. Большинство из них (74,5%) имеют средний уровень развития речи, 17,2% детей обнаружили низкий уровень речевого развития. Обследование детского словаря выявило, что они достаточно легко соотносят слово с определенным классом предметов, владеют операцией классификации, однако… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ
    • 1. 1. Категория преемственности как предмет исследования в науке
    • 1. 2. Лингвистические основы формирования словаря
    • 1. 3. Психологические особенности овладения лексикой детьми
    • 1. 4. Вопросы преемственности в формировании словаря детей дошкольного и младшего школьного возраста в педагогической литературе
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ШКОЛЫ
    • 2. 1. Состояние преемственности по формированию словаря между дошкольным образовательным учреждением и первым классом школы
    • 2. 2. Характеристика развития речи детей экспериментальной и контрольной групп
    • 2. 3. Содержание и методика экспериментального обучения детей 6 -7 лет
    • 2. 4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ

Преемственность в формировании словаря старших дошкольников и учащихся первого класса школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в научной литературе, в выступлениях педагогов, психологов, медиков и общественных деятелей преемственность системы образования рассматривается в логике обеспечения его непрерывности и поступательного развития ребенка.

Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г. Ананьев, Ш. И. Ганелин, С. П. Годник, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, А. А. Люблинская, М. Р. Львов и др.). Частно-методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях, посвященных обучению математике (Р.А. Должикова, Е. А. Конобеева, Е. Э. Кочурова, И.А. Попова), природоведению и ознакомлению с окружающим миром (Н.Ф. Виноградова, И. В. Потапов, В.Д. Лысенко), нравственному (О.С. Богданова, Л. П. Дашковская, Л. И. Катаева, З. Б. Лопснова, Н.И. Мушенок) и эстетическому воспитанию (Р. Абдукадиров, А. И. Аронина, Р. И. Афанасьева, Т. В. Дябло, О. Р. Лагутина, А. И. Пеленков, В. М. Старостина, Л.В. Шабашов) и др.

Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности.

Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи. Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6 — 7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д.Б. Эльконин). И в младшем школьном возрасте значительные резервы для языкового развития детей заключены в работе над семантикой слова (ЛИ. Айдарова, Т. А. Ладыженская, A.M. Шахнарович), являющейся основой развития речи ребенка (А.Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, Д. Н. Богоявленский и др.). В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.

Однако выявляется много нерешенных проблем. Учителя начальных классов, по результатам проведенного нами анкетирования, не всегда учитывают в работе реальный уровень развития словаря детей, поступающих в первый класс, что приводит к нарушению логики речевого развития. Педагоги недооценивают сенсорную основу формирования словаря, что влечет за собой поверхностное усвоение слов. Такая тенденция прослеживается в некоторых программах детских садов, начальных классов. Изучение практики словарной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) показывает, что она неоправданно ограничивается упражнениями преимущественно над одной из сторон развития словаря.

Некоторые вопросы преемственности в развитии речи и обучении родному языку дошкольников и младших школьников изучались в диссертационных работах Г. Х. Бурангуловой (овладение предложением как единицей речи), Л. А. Калмыковой (грамматический строй речи), Н. А. Халезовой (речевой этикет). Вместе с тем особенности преемственности в работе над словом между ДОУ и начальной школой в исследованиях не освещены.

Данные подходы препятствуют обеспечению поступательного развития ребенка, которое рассматривается в «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» как приоритетное направление работы с детьми 6−7 лет.

Таким образом, наблюдается противоречие между доказанной наукой необходимостью и возможностью преемственности в формировании словаря между дошкольным образовательным учреждением и школой, с одной стороны, и не разработанностью методического аспекта данной проблемы, с другой.

Проблема исследования: каковы педагогические условия осуществления преемственности в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников? Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: словарь детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса школы.

Предмет исследования: преемственность в работе по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.

Гипотеза исследования. Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе формирования словаря будет достигнута при соблюдении следующих условий:

• построения обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики речевого развития детей 6−7 лет;

• определения содержания работы в дошкольном образовательном учреждении и в первом классе школы с учетом перспективности и поступательности развития ребенка;

• формирования лексических значений слова с учетом особенностей его освоения в онтогенезе;

• учета особенностей функционирования слова в речи как единицы лексической системы;

• активизации словаря в связной речи.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический аспект преемственности в формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.

2. Изучить состояние проблемы преемственности в работе над словом с детьми старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса школы в практике образования.

3. Определить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия осуществления преемственности в формировании словаря в дошкольном образовательном учреждении и первом классе школы.

Методологическую основу исследования составляют философские концепции о преемственности как объективной закономерности развитияданные психологии о роли преемственности в формировании личности ребенкаположения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания, о связи развития речи с развитием высших психических функцийтеория речевой деятельности, сформулированная в трудах JI.C. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейнатруды по лингвистике, раскрывающие особенности функционирования слов как единиц лексической системы.

Исследование опиралось на «Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» (научный руководитель Н. Ф. Виноградова, 2000 г.).

В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолингвистической, лингвистической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияанализ документации дошкольных образовательных учреждений и школанкетирование воспитателей и учителей начальных классовпедагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — количественный и качественный анализ высказываний детейанализ и обобщение полученных данных. Этапы проведения исследования.

На первом этапе (1999 — 2000) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и лингвистическая литература, диссертационные работы по проблеме исследованияопределялась основная цель, гипотеза, задачи и методы исследования. Изучалось состояние проблемы в педагогической практике.

На втором этапе (2000 — 2001) проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалась методика экспериментального обученияобобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе (2001 — 2002) проводилось экспериментальное обучение и контрольный эксперимент. Осуществлялась обработка и обобщение полученных данныхформулировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положенияоформлялась диссертация. Научная новизна исследования: охарактеризовано современное состояние преемственности в работе над словом в дошкольном образовательном учреждении и начальной школеполучены новые данные об уровне развития словаря детей, поступающих в первый классопределены особенности содержания и методики работы по формированию словаря детей 6−7 лет в условиях обеспечения преемственностипредставлен анализ словаря современных букварей для обучения в школе. Теоретическая значимость исследования: дополнены имеющиеся научные представления об особенностях развития семантики детской речи в условиях преемственного обучениявыявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия реализации преемственности в формировании словаря в дошкольном образовательном учреждении и первом классе школы: построение обучения на основе единых методических принципов, тенденций и динамики развития речи детей 6−7 летопределение содержания работы с учетом перспективности и поступательности речевого развития ребенкаразвитие значений слов на основе формирования обобщенных представленийрасширение семантических связей слов с другимилексическими единицами языка.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют существенно улучшить процесс реализации преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по формированию словаря, что способствует оптимальной адаптации детей к школе и успешности обучения. Исследование сопровождалось разработкой и апробацией методических рекомендаций, в. которых нашли отражение теоретические положения диссертации. Материалы исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальных классов школы, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов (дошкольное и начальное звено) в педагогических вузах и колледжах.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на философские, психолого-педагогические концепции о роли, сущности и условиях преемственности учебно-воспитательного процессаположения психологии о связи развития речи с развитием высших психических функцийтеорию речевой деятельностиа также применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачамрепрезентативностью выборки испытуемых и объема речевых высказываний на разных этапах экспериментасочетанием количественного и качественного анализа материала.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили учебно-воспитательные комплексы (УВК) №№ 1679, 1874, 1877 г. Москвы. Всего исследованием было охвачено 145 детей и 92 педагога.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты научно-исследовательской работы обсуждались на заседании кафедры методики дошкольного воспитания и обучения Mill У, докладывались на научно-практических конференциях факультета дошкольной педагогики и психологии Mill У (1999 — 2001 гг.) — конференциях, посвященных памяти Ф. А. Сохина (1999, 2000 г. г.) — международных научных конференциях (С-Петербург, 2002 г.- Москва, 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основным условием реализации преемственности и перспективности в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в области формирования словаря является построение программы работы на основе единых методических принципов, с учетом тенденций и динамики речевого развития ребенка 6−7 лет.

2. Формирование словаря детей 6−7 лет необходимо проводить на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий в онтогенезе и функционирования слова как единицы лексической системы.

3. Работа по формированию словаря детей 6−7 лет с учетом освоения сочетаемости слов, расширения семантических связей слов с другими лексическими единицами обеспечивает качественное развитие словаря, положительно влияет на овладение речью и на успешность обучения в целом.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы из 209 наименований и приложений.

выводы.

Преемственность в формировании словаря на этапах дошкольного и младшего школьного возраста осуществляется за счет реализации единой линии речевого развития ребенка 6−7 лет и характеризуется взаимосвязью и согласованностью целей, задач, содержания, методов и форм работы над словом. Подобный подход придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, позволяет двум начальным ступеням образования действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, обеспечивая поступательное речевое развитие ребенка.

Педагогический аспект преемственности формирования словаря в лингводидактике изучен недостаточно. Анализ современного состояния преемственности в работе по развитию речи, формированию словаря показал, что большинство учителей начальных классов и воспитателей ДОУ (68%) под преемственностью понимают общепринятые организационные формы, а не тесную взаимосвязь в содержании, методах, средствах и формах работы. Педагоги-практики положительно оценивают систему организации учебно-воспитательных комплексов и уровень развития детей выпускных групп, прошедших подготовку в данных учебных заведениях. Наиболее информативными показателями речевой готовности к школе учителя и воспитатели считают уровень развития словаря и связной речи детей.

Результаты констатирующего исследования позволили охарактеризовать уровень речевой подготовки современных детей к школе. Большинство из них (74,5%) имеют средний уровень развития речи, 17,2% детей обнаружили низкий уровень речевого развития. Обследование детского словаря выявило, что они достаточно легко соотносят слово с определенным классом предметов, владеют операцией классификации, однако затрудняются в выборе обобщающих слов, неточно употребляют ряд слов природоведческого содержания. При объяснении их значений они обращают внимание на несущественные признаки. Лишь незначительная часть детей знает значения предложенных многозначных слов, наблюдаются трудности в употреблении синонимов и антонимов. Дети затрудняются в использовании слов в связной речи.

Успешная реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе формирования словаря зависит от ряда условий: построение программы работы с учетом тенденций и динамики речевого развития ребенка 6−7 лет на основе единых методических принципов, особо значимыми из которых являются принципы коммуникативно-деятельностного подходавзаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детейразвития языкового чутьяобогащения мотивов речевой деятельности.

Содержание словарной работы в ДОУ и первом классе школы определяется на основе коммуникативной целесообразности слов, тематическому принципу, частотности их употребления в букварях и устной речи. В процессе работы над словом в первом классе школы необходимо опираться на опыт, накопленный дошкольником, и особенности освоения лексических значений слов в онтогенезе. Исследование показало, что примерный тезаурус, включающий слова разных частей речи, доступных по своим лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, многозначные слова, синонимы, антонимы, позволяет более целенаправленно осуществлять преемственность в лексическом развитии старших дошкольников и первоклассников.

В процессе экспериментального обучения выявлено, что точность употребления детьми природоведческой лексики зависит от их сенсорного опыта, от умений выделять существенные признаки предметов. В связи с этим и в ДОУ, и в первом классе школы необходимо обеспечивать связь обогащения словаря с развитием соответствующих представлений и понятий.

Особая роль в процессе формирования словаря детей 6−7 лет принадлежит методам и приемам, направленным на усвоение слова, как единицы лексической системы, его связей с другими словами. Овладение семантикой слова оказывает положительное влияние на развитие связной речи детей.

Экспериментальное обучение показало, что для преемственности в формировании словаря целесообразно использовать игры и упражнения, направленные на выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природыразвитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметовклассификацию и сравнение предметовзакрепление обобщающих наименованийпонимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речиуточнение и объяснение лексических значений мотивированных словформирование лексических значений многозначных словзадания на использование усвоенных слов в связных высказываниях.

Работа по формированию словаря в экспериментальной группе оказала положительное влияние на речевое развитие учащихся, на овладение ими навыками осознанного чтения и на успешность обучения в целом.

Данная работа не исчерпывает решения проблем преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса. Дальнейшего изучения требуют вопросы преемственности в развитии разных сторон речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Преемственность в эстетическом воспитании детей детского сада и учащихся первого класса школы: Автореф.дис. канд.пед.наук. -Ташкент., 1987.-24с.
  2. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.-144с.
  3. М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.- 400с.
  4. .Г. О преемственности в обучении // Сов етская педагогика. -1953.-№ 2, с. 23−25.
  5. Н. Старая новая проблема: школа детский сад// Дошкольное воспитание. — 1994.-№ 1.-С.4−5.
  6. Н. О преемственности в работе ДОУ и школы// Дошкольное воспитание. 1994.-№ 1.-С.5−11.
  7. .С. Методологическая роль принципа преемственности в развитии научных знаний: Автореф.дис.канд. философ, наук. М., 1987.-18с.
  8. А.И. Проблемы преемственности между подготовительной группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1980.-24с.
  9. Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. Рязань: Изд-во РГТТУ, 1996.-170с.
  10. Ю.Асмолов А. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального образования// Дошкольное воспитание. 1994.- № 6.-С.2−5.
  11. П.Афанасьева Р. И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной группы детского сада и учащихся первого класса: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1979.-24с.
  12. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969.-607с.
  13. Г. А. Освоение младшими школьниками лексического значения слова как понятия/ Вопросы филологии и методики ее преподавания: Межвузовский сборник научных трудов.-Киров: Изд-во ВГТТУ, 1999.- С. 10−17.
  14. Э.А. Преемственность в развитии культуры. — М.: Наука, 1969.-294с.
  15. Г. И., Черняева В. Д. Развитие речи. Учебное пособие для первого класса начальной школы.- СПб: Папирус, 2000.- 208с.
  16. М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 191с.
  17. С.Г., Обнорский С. П. Хрестоматия по истории русского языка,— М.: Аспект Пресс, 1999.- 4.1,438с.
  18. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе (теоретико-методологический аспект).- СПб: Ин-т профтехобр-ия, 1996.-79с.
  19. Э. Общая лингвистика.- М.: УРСС, 2002.-446с.
  20. А.Н. Возрастные особенности понимания и употребления слов детьми 3−5 лет: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1970.-15с.
  21. М.И., Шарафутдинов З. Т. Проблема преемственности между детским садом и школой в вопросах воспитания и обучения. — Казань, КГПУ, 1997. 144с.
  22. Н.Е. Значение слова в восприятии младших школьников и принципы составления учебного словаря.- Свердловск, 1975.- 96с.
  23. A.M. Речевая подготовка детей к школе. Киев, 1984.-176с.
  24. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию/ В 2-х томах. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.
  25. Н.М. Преемственность как фактор эффективности учебного процесса (детский сад школа) / Современные тенденции и перспективы реализации преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы.- Смоленск: Изд-во СОИУУ, 1996.- С. 24.
  26. В. Школа и детский сад: парадоксы преемственности// Дошкольное воспитание. 1992.- № 7−8.-С.З-4.
  27. Р.Н. и др Программа по русскому языку для начальной школы (14 и 1−3)/ Школа 2000. Гуманитарный цикл.- М., 2000.- С.73−78.
  28. Р.Н. и др. Моя любимая азбука: Учебник для первоклассников. -М.: Баласс, 2001.-192с.
  29. Р.Н. и др. Моя любимая азбука: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 1997.-64с.
  30. Г. Х. Преемственность между детским садом и школой в овладении младшими школьниками предложением как единицей речи: Автореф.дис.канд.пед.наук. -JL, 1981.-24с.
  31. Г. А. Речецветик: Занимательное пособие по развитию речи и мышления: В 8 книгах.- Екатеринбург: Сократ, 2000.
  32. JI.M. Современная лингвистическая семантика.- М.: Высшая школа, 1990.- 176с.
  33. В.П. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1987.- 400с.
  34. В.В. Основные типы лексических значений слова// Вопросы языкознания.-1953.- № 5.- С. 12.
  35. В.В. Основные типы лексических значений слов// Лексикология и лексикография: Избранные труды. М.: Наука, 1977.-312с.
  36. В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М.: Русский язык, 2001. — 717с.
  37. Н.Ф. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой: Автореф.дис.канд.пед.наук.- М., 1996.-16с.
  38. Н.Ф. Окружающий мир в 1−2 классах четырехлетней начальной школы: Методические беседы: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2000.- 2-е изд.- 64с.
  39. Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. 5-е изд., испр. и доп.- СПб., тип. Э. Гаппе, 1901.- 376с.
  40. JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах.- М., 1982.- Т.2
  41. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий. Доклад на соискание ученой степени д-ра пед. наук. М.: АПН РСФСР, 1965.-51с.
  42. Ш. И. Дидактический принцип сознательности,— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 224с.
  43. Г. В. Энциклопедия философских наук. Т.1 — М.: Мысль, 1975.-452с.
  44. С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф.дис.д-ра.пед.наук.-М., 1990.-32с.
  45. В.Г., Кирюшкин В. А. и другие Русская азбука: учебник для 1 класса.- М.: Просвещение, 2001.-239с.
  46. В.Г. Букварь: (Для трехлетней и четырехлетней начальной школы). М., 2000.-207с.
  47. Р.С., Шкодин М. М. Преемственность как принцип /Теоретико-методологические и практические проблемы.-.М., 1990. С.77−80.
  48. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени// Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3 — 18.
  49. Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детскомсаду/ Педагогические условия формирования социальнойактивности у детей дошкольного возраста. -М., 1989.-С. 66−87. ,
  50. Л.П. Преемственность в развитии естествознания. — Киев, 1988.-125с.
  51. Детский сад по методу Е.И.Тихеевой/ Под ред. Е. И. Тихеевой.- Изд. 2-е перераб., М.-Л., 1930.- 112с.
  52. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.: Изд. З-е, переработанное.-СПб: Детство-Пресс, 2000.- 244с.
  53. Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. -М., 1997.-136с.
  54. Должикова Р. А Преемственность образования детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Автореф.дис.канд.пед.наук. Курган, 1998.-23с.
  55. О.А. Лингвистические теории в развивающих системах обучения русскому языку на начальной ступени образования. Тамбов, 1998.5 7. Ефимова С. П. Дошкольная гимназия плюсы и минусы// Начальная школа. — 1998. — № 10. — С. 86 — 89.
  56. Н.И. Психологические особенности развития речи / В защиту живого слова. -М., 1966.- С. 5−25.
  57. Н.И. Речь как проводник информации. -М., 1982.-157с.
  58. В.И. Лексические значения как объект комплексного описания в словарях: Автореф.дис.доктора.филолог.наук. -Краснодар., 1994.-32с.
  59. А.П. Словарная работа с детьми четвертого года жизни: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1971.-19с.
  60. Н.П. Система словарной работы с детьми четвертого года жизни: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1983.-16с.
  61. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет/ Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. — М.: Просвещение, 2002. — 143с.
  62. Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии. М.: Знание, 1969.- 24с.
  63. Ф.Ю. Преемственность в историческом процессе. Ташкент, 1989.- 173с.
  64. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.- М.: Карапуз, 1997.- 288с.
  65. А.В. Лексика русского языка.- М.: МГУ, 1978.- 232с.
  66. Л.А. Преемственность в формировании грамматического строя речи дошкольников и младших школьников: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1982.-24с.
  67. В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения. -М., 1994.-196с.
  68. П.Ф. Избранные пед. соч. / Под ред. А. М. Арсеньева.- М.: Педагогика, 1982.- 704с.
  69. Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к частям 1 и 2.- М.: «Баласс», 1999.- 144с.
  70. Л.Ф. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы .-М.: Просвещение, 2000.-271с.
  71. Л.Ф., Макеева С. Г. Методическое пособие к комплекту «Азбука первоклассника». Книга для учителя. М.: Просвещение, 1996.-96с.
  72. Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Автореф.дис. канд.пед.наук. -М., 1993.-24с.
  73. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. -144с.
  74. Я.А. Избран, пед. соч., Т.2. Отд. произведения. М. Гос учебно-пед. изд-во Наркомпроса, 1939.- 288с.
  75. Е.А. Преемственность в формировании представлений о величинах (длина, площадь, объем) у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 2001.-17с.
  76. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа. 2000. — № 4. — С. З- 20.
  77. М.И. Обогащение словаря первоклассника: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1969.-24с.
  78. Н.В. Словарная работа на уроках чтения в 1 классе// Развитие речи младших школьников.- М., 1983.- с.31−39.
  79. Е.Э. Преемственность методик обучения математике младших школьников и дошкольников: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1995.-24с.
  80. Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития: Автореф.дис.д-ра психолог.наук. -М., 1996.-33с.
  81. Н.К. Педагогические сочинения в 10 томах/ Под ред. Н. К. Гончарова, М. Изд-во АПН РСФСР, 1959, Т.3−798с.
  82. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии. -1997. № 5. — С. 58−68.
  83. Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1989.-215с.
  84. В. Развитие речи учащихся первого класса // Дошкольное воспитание. -1967. № 1. — С. 8−11.
  85. А.И. Этапы становления антонимических отношений слов в детской речи // Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции. СПб.: Образование, 1994.- 80с.
  86. О.Р. Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Кострома, 1992.-24с.
  87. Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу/ Характеристика связной речи детей 6−7 лет. М., 1979. — 108с.
  88. Т.А. Речь и культура общения, — М., 1994.
  89. Лалаева Р. И, Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи).-СПб: Союз, 1999.- 160с.
  90. A.M. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы// Дошкольное воспитание. 1972.- № 4.- С. 47−52.
  91. Лехтман-Абрамович Р.К., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем возрасте. М., 1949.- 76с.
  92. З.Б. Преемственность в воспитании этической культуры у дошкольников и младших школьников: на традициях народной педагогики бурят: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М, 1997.-17с.
  93. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Московского университета, 1998.- 335с.
  94. В.Я. Преемственность как закономерность развития/ Современные тенденции и перспективы реализации преемственности дошкольного образовательного учреждения и школы.- Смоленск: Изд-во СОИУУ, 1996.- С.З.
  95. В.Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению: Автореф.дис.канд.пед.наук. -Минск, 1975.-24с.
  96. М.Р. Методика развития речи младших школьников.- М.: Просвещение, 1985.- 176с.
  97. М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 472с.
  98. М.Р. Работа учащихся над значением слова// Начальная школа. 1976.- № 1 .-С.45−50.
  99. М.Р. Словарик синонимов и антонимов с толкованием значений, оттенков и многозначности слов. Для поисковой, творческой работы учащихся начальных классов. -М.: Дидакт, 1994.-95с.
  100. А.А. Преемственность в работе детского сада и школы// Начальная школа. 1956.- № 8.-С.23−27.
  101. А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965.-360с.
  102. А.А. Психологические основы школьной зрелости/ Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.- С. 151−154.
  103. Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников. Методические рекомендации к работе по программе «Речь» (1 и 2 классы).- 2-е изд., перераб. и доп. Пенза, 1997.-198с.
  104. В.В. Острота проблемы не снижается. О преемственности между детским садом и школой// Начальная школа, — 1994.- № 11.-С.55−57.
  105. М. Проблема преемственности между детским садом и школой// Дошкольное воспитание. 1998, — № 9 — С.6—11.
  106. И.В. Формирование лексической системности в речевом развитии младших школьников: на материале экологического воспитания: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 2001.-17с.
  107. Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6−10-летних детей: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1995.-16с.
  108. JI. Преемственность между детским садом и начальной школой в изучении окружающей среды// Начальная школа. 1979.-№ 1.-С.72−73.
  109. Н.В. Букварь. Самара, -ч.А — 1996.-48с- ч. Б -1996.-48с.- ч. В -1998.-48с.
  110. А.Б. Детский сад и начальная школа: психологический аспект преемственности// Вопросы психологии 1989.- № 1.- С. 39.
  111. А.В. Преемственность воспитания в дошкольном детстве. -М: Знание, 1960.-3Ос.
  112. Л.А. Семантика русского языка.- М.: Высшая школа, 1982.-272с.
  113. Л.А. Лексикология// Современный русский язык/ Под ред. В. А. Белошапковой.- М.: Азбуковник, 1999.- С. 190−286.
  114. М.И. Пути обогащения словаря устной речи учащихся на уроках чтения в начальной школе: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1963.-21с.
  115. И.В. Научные основы реализации принципа преемственности в непрерывном образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. Ижевск, 2000−18с.
  116. Основы теории речевой деятельности/ Под ред. А. А. Леонтьева М.: Наука, 1974−367с.
  117. И.П. Условный рефлекс // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1954.- 417с.
  118. К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего дошкольного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1955.-16с.
  119. А.И. Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1998.-16с.
  120. Г. Г. Преемственность в обучении между подготовительной к школе группой детского сада и первого класса школы /Педагогика и психология Минск, 1975.- 96с.
  121. Е.Б. Преемственность дошкольников и младших школьников на примере развития речи// Начальная школа 1996.- № 8.-С. 18−22.
  122. Н.А. Вопросы преемственности и перспективности в работе над связной речью// Начальная школа 1980.- № 5.- С.65−67.
  123. М.М. Избранные работы по языкознанию. М.:Изд-во Академии наук СССР. 1959.-382с.
  124. К.И., Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь — М.: Просвещение, 1992- 167с.
  125. Преемственность //БСЭ. 3-е изд. — М., 1974. — Т.20. — С.514.
  126. Преемственность //Педагогический словарь. В 2-х томах/ Под ред. И. А. Каирова. М.: Изд-во АПН СССР, 1960.
  127. Преемственность/ Сост. Н. А. Федосова.- Москва -Псков, ПОИПКРО, 1998.- 48с.
  128. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотека руководителя ДОУ/ Сост. Широкова Г. К.- М.: Ансел-Пресс, 1998.- 96с.
  129. Преемственные связи в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Методические рекомендации/ Сост. Гредасова В.Н.- Челябинск, 1991.-35с.
  130. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников/ Под ред. О. С. Ушаковой.-М.: Просвещение, 1996.-192с.
  131. Проблемы преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа: плюс минус — 2000.- № 2.- С. 13−15.
  132. Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Под ред. А. М Шахнарович.- М., 1993.
  133. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Отв. ред. М. А. Васильева.- М.: Просвещение, 1985. 174с.
  134. Программы образовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−3). -М.: Просвещение, 1998. 192с.
  135. Программы образовательных учебных заведений в Российской Федерации. Начальные классы (1−4). М.: Просвещение, 1998. — 256с.
  136. В.Н. Учебно-воспитательный комплекс в системе непрерывного образования: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1998.-16с.
  137. В.Н. Полисемия и лексико-семантический способ словообразования в современном русском языке. — М.: Изд-во МГУ, 1980.- 88с.
  138. Психолингвистические проблемы семантики/ Под ред. А. А. Леонтьева, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1983.-285с.
  139. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. -М.: Просвещение, 1984.-223с.
  140. С.П. Методика русского языка в начальной школе. Изд. 5-е-М.: Учпедгиз, 1963 -368с.
  141. Резолюция Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования"// Начальная школа.- 1999.- № 1- С.5−18.
  142. В .В. Букварь. Томск: Пеленг, 1995.-191с.
  143. Н.С. Теория и практика в обучении языку// Соотношение теоретического и практического в начальном обучении русскому языку: Межвуз. Сборник научных трудов/ Под ред. М. Р. Львова.-М., 1992.- 163с.
  144. В.Ю. Преемственность и перспективность изучения лексики в начальной и средней школе: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1997.-21с.
  145. C.JI. Основы общей психологии: В 2 томах М.: Педагогика, 1989.-Т.1−322с.
  146. Е.В. Ребенок. Речь. Живопись: Методическое пособие для воспитателей детских садов Рязань, 1998.- 33с.
  147. JI.C. О методах исследования понятий// Психология.- М., 1930.- Т. З, вып1.- С.4−30.
  148. Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика.-М.: Академия, 2001.- 285с.
  149. Ю.А. Преемственность должна строиться по законам развития ребенка// Учительская газета.- 1998.- № 7- С.9−10.
  150. И.М. Избранные произведения. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1952.- Т. 1−772с.
  151. А.С. Связь детского сада со школой // Детский сад.-1866.-№ 4.-С. 121−126.
  152. А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми 5 года жизни: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1992.-18с.
  153. Г. И. Обогащение словаря учащихся 1-го класса на уроках русского языка: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1976.-19с.
  154. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования// Начальная школа.- 2000.- № 1- С.7−13.
  155. М.С. Первые шаги в изучении языка и речи.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.- 104с.
  156. О.И. Усвоение детьми родного языка. М.: Учпедгиз, 1951. — 24с.
  157. В.М. Преемственность в обучении рисованию детей старшей группы детского сада и учащихся первого класса: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1952.-24с.
  158. A.M. Методы активизации мышления дошкольников: в 3 томах.- Обнинск, 1999.
  159. A.M. Росток: Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста: в 2 томах.- Обнинск, 1999.
  160. A.M. Чудеса в природе открываем сами. Рассказы-задачи и игры по экологии для детей и взрослых.- 2-е изд. испр. и доп.- Обнинск, ООО «Принтер», 2001.- 167с.
  161. В. Преемственность решает многое // Дошкольное воспитание.- 1965. № 2. — С. 11−15.
  162. Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1984.-23с.
  163. Е.М. Лексическое развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. -1991.-№ 7.- С. 42.
  164. В.А. Избранные педагогические сочинения: В трех томах.- М., 1980.-Т.2.-383с.
  165. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344с.
  166. О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов: Автореф.дис.канд.пед.наук. Рязань, 1999.-23с.
  167. Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. -М., 1972.-175С.
  168. О.Н., Таскаева Л. С. Влияние речевого развития на обучение детей в школе// Практическая психология: вчера, сегодня, завтра/ Под ред. Шаховской С.Н.- М., 1995.-176с.- С.61−65.
  169. А.П. Дидактические основания связи и преемственности в работе детского сада и школы/ Подготовка детей в детском саду и школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.-276с.
  170. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка. М.: Наука, 1968.-272с.
  171. О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.:ТЦ Сфера, 2001.- 56с.
  172. К.Д. Избранные произведения, вып. 1. Родной язык в начальной школе. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1946.-188с.
  173. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Собрание сочинений. M-JI, 1948.-Т.2- 656с.
  174. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557с.
  175. К.Д. О начальном преподавании русского языка // Педагогическое наследие К. Д. Ушинского. М., 1994.
  176. Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку.- М.: Просвещение, 1964.- 256с.
  177. Н.Л. Преемственность и перспективность в работе по развитию связной речи учащихся // Начальная школа. 1979.- № 7.-С.77.
  178. Философия. Основные идеи и принципы: Популярный очерк/ Сост. А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1985.- 368с.
  179. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1987.-590с.
  180. Философский энциклопедический словарь М.: Инфа — М., 1997−576с.
  181. Е.А. Живое слово в дошкольном учреждении.- М., 1933.- 56с
  182. М.И. Современный русский язык: Лексикология. 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 1990.-414с.
  183. Н.А. Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе изучения русского (родного) языка: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 2000.-21с.
  184. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 560с.
  185. Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в современных условиях// Дошкольное воспитание.- 1993.- № 9.- С. 18−24.
  186. Н.М. Лексикология современного русского языка.- М.: Просвещение, 1964.-316с.
  187. Е.И. Умственная гимнастика// Дошкольная педагогика.-Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.-2001.-№ 1. С.24−27.
  188. A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики: Лексика. Семантика. Грамматика. М.: Ияз РАН, 1999. — 165с.
  189. С.Т. Педагогические сочинения: В 4-х томах- Т.2.- М.: Просвещение, 1964.- 476с.
  190. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации/ Под ред А. А. Леонтьева. Выпуск 3.- М.: Баласс, 1999.- 288с.
  191. Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М.: Просвещение, 1977.-335с.
  192. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989.
  193. ДБ. Букварь: Учебник для четырехлетней начальной школы. 6-е изд.- М.: Просвещение, 2000.-255с.
  194. В.К. Особенности словаря устной речи учащихся 1 класса: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1953.-16с.
  195. Л.А. Готовность к школе: Прогноз и оптимизация обучения// Школьная психология- 1999.- № 1 (40) — С.24−25.
  196. В.И. Словарная работа с детьми пятого года жизни./ Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983, С. 53.
  197. Barret М. Early lexical development // The Handbook of Child Language. Oxford, 1995. P. 362−392.
  198. Nelson K. The Conceptual Basis for Language. Presentation to the Developmental Section of the British Psychological Society, Edinburgh, Sept. 6,1980.
Заполнить форму текущей работой