Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ связей и зависимостей между правильной и своевременной организацией деятельности по развитию творческих способностей учащихся и структурой учебной деятельности, между качеством обученности и процессом становления социально активной личности входит в состав исследований специалистов в области теории воспитания и педагогической психологии. Ученые психологи (А.В. Захарова, А. К. Маркова, В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе как педагогическая проблема
    • 1. 1. Категориальные понятия проблемы исследования
    • 1. 2. Анализ учебных программ и педагогических технологий изучения физики в современной школе в аспекте обеспечения становления и развития творческих способностей учащихся
    • 1. 3. Характеристика состояния уровней развития творческих способностей учащихся в условиях традиционных педагогических технологий
  • Глава 2. Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе
    • 2. 1. Принципы отбора и структурирования содержания образования по физике как средства становления и развития творческих способностей учащихся
    • 2. 2. Основы педагогической технологии формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе

Формирование творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бурная эпоха становления нового российского общества породила быстрые изменения во всех сферах жизни человека: общественно-экономической, культурной, духовной, социальной и других. Серьезные изменения происходят и в сфере образования. Правительством Российской Федерации было сделано заявление о необходимости государственных инвестиций в образование и воспитание новой творческой личности, необходимости духовно-нравственного возрождения человека и общества. В этих целях Государственной Думой и Советом Федерации были приняты Национальная доктрина образования до 2025 года и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В постиндустриальной промышленности произошла смена парадигм: от энергетических технологий к информационнымв науке — от анализа к синтезув образовании — от подготовки узких профессионалов к специалистам, готовым к системному решению фундаментальных проблем.

Все эти изменения обозначили проблему развития творческих способностей учащихся как одну из важнейших. Не являясь новой, данная проблема уже длительное время воспринимается в школе с особой остротой. Ее содержание постоянно углубляется и развивается в сторону социально-педагогического наполнения.

Традиционно проблема развития творческих способностей школьников выделялась как чисто дидактическая, с ней связывались и определенные достижения в результатах обучения. С развертыванием научно-технической революции усилилось внимание к эффекту решения этой проблемы, возможностям через формирование и развитие разнообразных приемов познавательной деятельности личности влиять на становление и развитие ее высших психических функций.

В последние годы в сфере образования все больше стало складываться представление о значимом социально-педагогическом статусе развития творческих способностей детейученые и практики все чаще подчеркивают явную зависимость процессов воспитания от развития способностей учащихся. Именно благодаря правильно и своевременно сложившимся базовым способам познавательной деятельности, успешнее решаются задачи воспитания и самовоспитания личности, повышения требовательности к результатам своего труда и как следствие этого — создаются более благоприятные условия для развития у детей понятия и чувства человеческого достоинства. Так через решение задач обучения и развития познавательных способностей личности оптимизируется процесс ее воспитания.

Осмысление социально-педагогического значения проблемы развития творческих способностей учащихся происходило постепенно. Вначале это наблюдалось в дидактико-методическом плане: в трактовке развития творческих способностей как компонента содержания образования (при этом заметно увеличилось количество исследований, направленных на теоретико-методологическое обоснование данного объекта в структуре общего и специального образования) — затем — в плоскости психолого-педагогических категорий с акцентом внимания на самообразовательной деятельности. Таким образом, в школах накапливался опыт решения проблемы как средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом.

Нормативное выражение этого компонента в конкретных учебных программах было нелегким, многоплановым и поэтапным. Первые, специально выделенные перечни развивающих методик обучения, появились в учебных программах в шестидесятые годы. В одни программы развивающий материал вводился впервые, в других продолжалось его уточнение в составе учебной программы. При этом изменения происходили прежде всего за счет сокращения или расширения в программах объема содержания общеучебных умений и навыков. Одновременно делались попытки сбалансировать соотношение объемов традиционных знаний и знаний развивающего характера в различных программах, на разных ступенях обучения. В методических пособиях для преподавателей, классных руководителей, учащихся стало больше внимания уделяться задаче развития творческих способностей личности.

Вместе с тем, несмотря на заметные перемены в отношении к данной проблеме, в теории и педагогической практике формирования и развития творческих способностей учащихся продолжают сохраняться серьезные пробелы. У учителей нет ясности в том, как развиваются у учащихся те или иные из способностей и в какой взаимосвязи друг с другом они находятся. В теории педагогики не определены возможности использования отдельных учебных предметов в целях их эффективного влияния на развитие творческих способностей обучаемых, отсутствуют необходимые ориентиры систематичности и последовательности управления формированием и развитием творческих способностей школьников. Все это подвигает учителя на поисковую работу и создание собственных авторских программ и технологий формирования и развития творческих способностей личности в процессах обучения и воспитания. Школа нацелена на активное практическое решение этой проблемы. В то же время научные основы формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе изучения различных учебных предметов до сих пор остаются недостаточно исследованными.

Так, в работах Ш. А. Амонашвили, А. Е. Дмитриева, М. Р. Львова, Т. К. Чекмаревой показаны основы развития творческих способностей в системе только начальной школы. Дидактико-методические варианты развития творческих способностей в границах различных учебных дисциплин предложены Е. П. Бруновым, Т. П. Герасимовой, Г. П. Давыдовым, Н. И. Запорожец, Т. А. Ладыженской, А. Ф. Никитиным, В. Н. Руденко, А. В. Усовой в обобщенном варианте. Программа развития обособленных интеллектуальных умений подготовлена В. Ф. Паламарчук. Пути формирования готовности школьников к дальнейшему обучению и самообразованию посредством развития их познавательных способностей исследуются А. К. Громцевой, JI.A. Концевой, Г. Ф. Майстренко, J1.A. Николаевой, И. Т. Федоренко и др.

Анализ связей и зависимостей между правильной и своевременной организацией деятельности по развитию творческих способностей учащихся и структурой учебной деятельности, между качеством обученности и процессом становления социально активной личности входит в состав исследований специалистов в области теории воспитания и педагогической психологии. Ученые психологи (А.В. Захарова, А. К. Маркова, В. В. Репкин, J1.M. Фридман, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская) изучают закономерности становления и развития у детей различных компонентов учебной деятельности в процессе овладения основами эмоциональной, волевой и познавательной культурами. Специалисты в области теории воспитания исследуют процессы и результаты специальных педагогических мер воздействия на формирование социальной активности личности (З.И. Васильева, Б. З. Вульфов, А. В. Иващенко, В. А. Караковский, И. С. Марьенко, Т. Н. Мальковская, Н. И. Монахов, И. А. Невский, М. М. Поташник, С.Е. Хозе), воспитание нравственных привычек у обучаемых посредством развития организационных, коммуникативных умений (О.С. Богданова, Р. Г. Гурова, Г. М. Иващенко, И. Б. Первин, В.И. Петрова).

Исследование проблемы формирования творческих способностей учащихся также обогащается за счет достижений в передовой педагогической практике (И.П. Волков, Т. И. Гончарова, Е. П. Гузик, С. А. Гуревич, С. Н. Лысенкова и др.).

Вместе с тем, проблема становления и развития творческих способностей учащихся в процессе изучения физики остается недостаточно изученной. В последние годы практический опыт и специальные исследования показывают, что уровень развития познавательных способностей выпускников средней общеобразовательной школы в области ориентации и оперирования знаниями основ физики, изучаемой в школе, в большинстве случаев не соответствует требованиям, предъявляемым к ним при поступлении в вуз. Таким образом, существует противоречие между современными социально-экономическими условиями жизни, требующими от человека умений нестандартных, творческих решений жизненно важных проблем и недостаточной разработанностью процесса развития творческих способностей личности в процессе ее образованиямежду потребностью в высоком уровне развития у школьников творческих способностей в освоении учебной программы по физике и не разработанностью соответствующего образовательного процесса, обоснованно целенаправленного на их становление и развитие. Все это определило тему нашего диссертационного исследования «Формирование творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе.

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: образовательный процесс изучения физики в школе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе.

Гипотеза исследования: формирование творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе будет успешным, если:

— уточнены понятия «творческая деятельность» и «творческие способности ученика», конкретно определена их содержательная сущность в процессе изучения физики в школе, разработаны критерии оценки развития творческих способностей обучаемых;

— в образовательном процессе по физике технологически реализованы следующие положения: ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъективного опытаучебная познавательная деятельность ребенка организуется не как производная от обучения, а как самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития- «вектор развития» строится от ученика к определению необходимых индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его дальнейшему развитиюученик совершенствуется в своем развитии не столько на основе воспроизводства общественного опыта, сколько на основе индивидуального;

— разработана и апробирована в процессе обучения модель развития творческих способностей обучаемых, в основе которой использован метод проектов;

— в организации проектной деятельности школьников учтены и ^ органично согласованы ее индивидуальный и групповой характеры, способствующие формированию творческих способностей обучаемыхцелевые ориентиры учебной деятельности системно и пролонгированно определяют целостность процесса изучения физики, направленного на формирование у школьников творческих способностей;

— в образовательном процессе используются нестандартные методы, формы, средства, представляющие компоненты инновационных технологий формирования и развития личности.

Задачи исследования:

1. Разработать категориальные понятия проблемы исследования.

2. Охарактеризовать традиционный процесс изучения физики в школе с позиций возможностей и условий формирования и развития творческих способностей учащихся.

3. Выделить и проанализировать уровни развития творческих способностей учащихся в ходе традиционного процесса обучения физике.

4. Выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе.

5. Разработать практические рекомендации по организации образовательного процесса по физике, ориентированного на становление и развитие творческих способностей учащихся.

Методологической основой исследования являются: общая теория развития и деятельности, принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, JI.C. Выготский, C. JL Рубинштейн и др.) — положения о творческой сущности личности (И.А. Ильин, Г. И. Щукина, Н. В. Кузьмина и др.) — методологические подходы: деятельностный (В.В. Давыдов, М. М. Махмутов и др.) — культурологический (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаев и др.) — аксиологический (З.И. Равкин, Е. Н. Шиянов и др.) — антропологический (Б.М. Бим-Бад и др.) — личностно-деятельностный (В.П. Зинченко, В. А. Сластенин и.

ДР-).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, публицистической литературы, освещающей в целом исследуемую проблемуанализ материалов мониторинга результативности учебной деятельности учащихся, развития их творческих способностей.

— экспериментальные: диагностические (анкетирование, беседы, опросы) — формирующие (педагогический эксперимент) — математические методы обработки данных исследования,.

— обсервационные: наблюдение, обобщение данных педагогического опыта, изучение учебной документации.

В исследовании использован также большой личный опыт работы диссертанта в качестве учителя физики и директора школы.

Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе школы № 1 г. Касимова Рязанской области, где проводилось изучение эффективности обеспечения и реализации необходимых педагогических условий формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики. В сравнительном анализе использовались данные мониторинга учащихся 11-х классов, обучающихся физике по учебнику Г. Я. Мякишева, из 89 регионов России, участвовавших в Федеральном эксперименте «Совершенствование содержания и структуры общего образования».

Исследование выполнялось в три этапа.

Первый этап — поисково-аналитический (1996 — 2000 гг.) — включал изучение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опыта преподавания физики в школах г. Касимова, г. Рязани и других регионах страныуточнение понятийного аппаратаопределение методики опытно-экспериментальной работы, критериев и показателей развития творческих способностей у школьников в процессе изучения физикипроведение констатирующего экспериментавыбор контрольных и экспериментальных групп.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2000 — 2003гг.). На этом этапе в ходе формирующего эксперимента осуществлялась апробация эффективности разработанных диссертантом педагогических условий формирования творческих способностей у школьников в процессе изучения физики.

Третий этап — обобщающий (2003 — 2004гг.). Он включал проверку, обработку и обобщение полученных данныхформулирование теоретических выводов и практических рекомендацийанализ и оформление результатов в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены и охарактеризованы возможности и ориентиры образовательного процесса по изучению физики в школе с позиций формирования и развития творческих способностей учащихся;

— разработана модель-система развития способов познавательной деятельности, формирующей творческие способности учащихся в процессе изучения физики в школе;

— обоснованы и раскрыты педагогические условия эффективного формирования творческих способностей учащихся на всем протяжении образовательного процессе по физике в школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

— дано уточнение категориальных понятий процесса формирования учащихся творческих способностей при изучении физики в школе;

— представлен образовательный процесс по изучению физики, направленный на формирование у школьников творческих способностей;

— разработаны критерии оценки уровней сформированное&tradeтворческих способностей обучаемых физике в школеапробированы выделенные педагогические условия формирования творческих способностей обучаемых, показана динамика их развития в образовательном процессе по физике.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, полученные в ходе эксперимента результаты и разработанные на их основе практические рекомендации могут быть использованы в процессе формирования творческих способностей учащихся средствами учебного предмета по физике на протяжении всего периода его изучения в школе.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретической и практической обоснованностью исходных методологических положенийиспользованием комплекса методологических подходов и методов исследования, адекватных исследуемой проблемеповторной проверкой экспериментальных педагогических условий, давших позитивный результатединством качественного и количественного анализа эмпирического материала, выявляющего динамику формирования творческих способностей у школьников в процессе изучения физики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основными категориальными понятиями процесса формирования у учащихся творческих способностей при изучении физики в школе являются: творчество, определяемое с позиций создания обучаемым образовательной продукции в области учебного предметатворческая деятельность учащегося как процесс взаимодействия ученика с внешними образовательными областями в виде: познания (освоения) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нем, создания учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения, самоорганизации видов деятельности познания и созиданияформирования творческих способностей как процесса специально организованного обучения, обеспечивающего развитие и саморазвитие личности ученика как субъекта познания и предметной деятельности на основе организованной возможности проявить обучаемому избирательность к предметному материалу, его виду и форме, становления личностно значимых ценностей и внутренних установок.

2. Ориентирами образовательного процесса по изучению физики в школе с позиций формирования и развития творческих способностей учащихся выступают следующие положения: развитие индивидуальности личности — это прежде всего развитие потребности и способности ее к саморазвитиюпедагогическая помощь школьнику акцентирована на создание предпосылок развития интереса к самопознанию, осознанию особенностей своего «Я», осмыслению своих интеллектуальных возможностей, умений самоконтроля за результатами своей деятельностистремление к самоопределению в выборе видов учебной творческой деятельности и активной позиции по отношению к саморазвитию способностей к творческой деятельности, потребности в совместном развитии с другими учащимися, развитии себя через развитие другого.

3. Педагогическими условиями формирования у учащихся творческих способностей при изучении физики в школе являются:

— конкретная целенаправленность и определенность содержательной сущности процесса формирования творческих способностей у учащихся при изучении физики в школе, четкие критерии оценки развития уровней творческих способностей обучаемых;

— реализация в образовательном процессе по физике следующих положений: ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъективного опытаучебная познавательная деятельность ребенка организуется не как производная от обучения, а как самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, действенный источник развития- «вектор развития» строится от ученика к определению необходимых индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его дальнейшему развитиюученик совершенствуется в своем развитии не столько на основе воспроизводства общественного опыта, сколько на основе индивидуального;

— использование модели-системы развития творческих способностей обучаемых, в основу которой положен метод проектов;

— в организации творческой проектной деятельности школьников учтены и органично согласованы ее индивидуальный и групповой характерыцелевые ориентиры учебной деятельности системно и пролонгированно определяют многообразие видов творческой деятельности учащихся в целостности процесса изучения физики на всей его протяженности;

— в образовательном процессе используются нестандартные методы, формы, средства, представляющие компоненты инновационных технологий формирования и развития личности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе организации процесса обучения физике в средних общеобразовательных школах № 1, № 6 и № 4 г. Касимова Рязанской области. Материалы исследования обсуждались на международной научнопрактической конференции, посвященной творчеству академика А. В. Перышкина, на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня. Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертационного исследования подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы из 312 наименований и приложений. В работе содержатся таблицы, гистограммы.

Выводы по главе 2.

В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к учебной профессиональной деятельности. Все это говорит о том, что в современных условиях необходима выработка новых подходов к разработке стратегии формирования творческих способностей человека.

Анализ принципов индивидуализации и субъектности применительно к выстраиванию образовательного процесса по физике в средней школе позволяет установить следующее: ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъективного опытаученье есть не производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития- «вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитиюученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.

Технология развития творческих способностей учащихся представляет собой сложную, многоуровневую, иерархизированную модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные виды деятельности. Каждый из видов существует в многообразии составляющих его компонентовподчиняется закономерностям стадиального развитияхарактеризуется определенными связями внутри отдельного вида и с другими видамиа также имеет свою специфику относительно сфер применения.

Педагогическими условиями формирования у учащихся творческих способностей при изучении физики в школе выступают: конкретная целенаправленность и определенность содержательной сущности образовательного процесса, четкие критерии оценки развития уровней творческих способностей обучаемыхреализация в образовательном процессе по физике положений, характеризующих сущность субъектной творческой деятельности ученикаиспользование модели-системы развития творческих способностей обучаемых, в основу которой положен метод проектовв организации творческой проектной деятельности школьников учтены и органично согласованы ее индивидуальный и групповой характерыцелевые ориентиры учебной деятельности системно и пролонгировано определяют многообразие видов творческой деятельности учащихся в целостности процесса изучения физики на всей его протяженностив образовательном процессе используются нестандартные методы, формы, средства, представляющие компоненты инновационных технологий формирования и развития личности.

Заключение

.

Проблема подготовки будущих специалистов различных профессий, готовых к системному решению фундаментальных проблем в науке и технике, актуализирует проблему развития творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе как одну из важнейших. Не являясь новой, данная проблема уже длительное время воспринимается в школе с особой остротой. В последние годы ученые-педагоги и учителя-практики все чаще подчеркивают явную зависимость процессов воспитания от развития способностей учащихся. Признается, что процесс развития познавательных способностей школьников оптимизирует не только процесс их творческого становления и развития, но и процессы воспитания и самовоспитания.

Осмысление социально-педагогического значения проблемы развития творческих способностей учащихся происходило постепенно. В школах накапливался опыт решения этой проблемы как средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом. В методических пособиях для преподавателей, классных руководителей, учащихся стало больше внимания уделяться задаче развития творческих способностей личности. Вместе с тем, несмотря на заметные перемены в отношении к данной проблеме, в теории и педагогической практике формирования и развития творческих способностей учащихся продолжают сохраняться серьезные пробелы. У учителей нет ясности в том, как развиваются у учащихся те или иные и способности и в какой взаимосвязи друг с другом они находятся. В теории педагогики не определены возможности использования отдельных учебных предметов в целях их эффективного влияния на развитие творческих способностей обучаемых, отсутствуют необходимые ориентиры систематичности и последовательности управления формированием и развитием творческих способностей школьников. Все это подвигает учителя на поисковую работу и создание собственных авторских программ и технологий формирования и развития творческих способностей личности в процессах обучения и воспитания. Научные основы формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе изучения различных учебных предметов до сих пор остаются недостаточно исследованными.

В то же время практический опыт и специальные исследования последнего десятилетия показывают, что уровень развития познавательных способностей выпускников средней общеобразовательной школы в области ориентации и оперирования знаниями основ физики, изучаемой в школе, в большинстве случаев не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним при поступлении в вуз. Существует противоречие между современными социально-экономическими условиями жизни, требующими от человека умений нестандартных, творческих решений жизненно важных проблем и недостаточной разработанностью процесса развития творческих способностей личности в процессе ее образованиямежду потребностью в высоком уровне развития у школьников творческих способностей в освоении учебной программы по физике и не разработанностью соответствующего образовательного процесса, обоснованно целенаправленного на их становление и развитие.

Формирование творческих способностей учащихся средней школынаучная проблема, межпредметная по своей природе, имеющая непосредственное отношение к дидактике, педагогической психологии, частным методикам. Постепенно начинает складываться традиция рассматривать эту проблему в логике общепедагогических категорий, все теснее увязывая природу и функции ее составляющих с воспитательными процессами и явлениями.

Формирование творческих способностей — специально организованное обучение, его проектирование и реализация, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика как субъекта познания и предметной деятельности на основе организованной возможности ученика проявить избирательность к предметному материалу, его виду и формеспециально организованное учителем становление духовных, интеллектуальных качеств, личностно значимых ценностей и внутренних установок.

В современной общеобразовательной школе согласно закону РФ «Об образовании» используется достаточно много различных учебных программ по физике. Учителям, работающим в общеобразовательных школах, существующим законом дано право разрабатывать и использовать в практике обучения физике свои авторские или индивидуализированные программы.

Подавляющее большинство программ, особенно экспериментальные, направлены на эффективное усвоение основ физической науки, использование принципа генерализации учебного материала. Анализ учебных программ по физике и предлагаемых для их реализации педагогических технологий выявил методологию конструирования развивающих технологий в целом и позволил диссертанту определить свой авторский подход к научной разработке педагогической технологии формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе. Это — специально организованное обучение, его проектирование и реализация, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика как субъекта познанияобеспечение в процессе учебной деятельности креативного созидания, осуществляемого при интимной глубокой сопричастности к нему творческих личностей (учитель-ученик) — обеспечение предметной деятельности на основе организованной возможности проявить ученику избирательность к предметному материалу, его виду и формеспециально организованное учителем становление духовных, интеллектуальных качеств, личностно значимых ценностей и внутренних установокучет в образовательном процессе природной сущности человеческой души («Всяческая человеческая душа требует деятельности, которая должна быть моя, увлекать меня, выходить из моей души») (171, 106) — обеспечение взаимодействия ученика с внешними образовательными областями (освоение объектов окружающего мира и имеющихся знаний о немсоздание учеником творческих педагогических ситуаций «открытия знаний" — становление умения понять внутреннее через внешнее) — создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращениясамоорганизация видов деятельности познания и созидания.

Анализ данных констатирующего эксперимента о состоянии уровней развития творческих способностей учащихся в классах различной профильной ориентации выявил следующее: традиционный образовательный процесс по физике в школе не оказывает существенного влияния на формирование творческих способностей выпускниковуровень развития творческих способностей учащихся очень мало зависит от выбора ими профиля обученияуровень развития творческих способностей учащихся в пределах статистической погрешности одинаков у всех учащихся, изучающих физику по учебникам различных авторов. Небольшие отклонения от среднестатистических результатов — скорее субъективный фактор (мастерство и творчество учителя), чем потенциал, заложенный автором учебникауровень развития творческих способностей учащихся совершенно не зависит от количества часов, отведенных на изучение физики в 11-х классах. Развитие творческих способностей учащихся при изучении физики в школе предполагает создание специальных педагогических условий и технологий, ориентируемых на становление и развитие у обучающихся творчества.

Ориентирами образовательного процесса по изучению физики в школе выступают следующие положения: развитие индивидуальности личностиэто, прежде всего, развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Педагогическая помощь школьнику в становлении и развитии потребности и способности к саморазвитию создает предпосылки самосовершенствования личности (интерес к самопознанию, осознание особенностей своего «Я», осмысление своих возможностей, контроль за результатами своей деятельностистремление к самоопределению, выбору деятельностей, позиций, отношений в интересах своего развития) — проба самореализации как реализации своего творческого, личностного потенциала в различных видах учебно-познавательной творческой деятельностипотребность в совместном развитии с другими людьми, развитии себя через развитие другого.

Технология образовательного процесса, ориентированного на формирование творческих способностей учащихся в процессе изучения физики в школе, строится в соответствии с принципами гуманистической парадигмы процесса обучения, целостности, индивидуализации и субъектности, развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода, единства типа впечатлений, ценностного подхода. Реализация данных принципов в их системной взаимосвязи и взаимозависимости обусловливает рациональность структурирования образовательного процесса по физике, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Технология развития творческих способностей учащихся представляет собой сложную, многоуровневую, иерархизированную модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные виды деятельности. Каждый из видов существует в многообразии составляющих его компонентов, подчиняется закономерностям стадиального развития, характеризуется определенными связями внутри отдельного вида и с другими видами, а также имеет свою специфику относительно сфер применения. Генезис и иерархизация модели формирования творческих умений и способностей учащихся различных возрастных групп обусловливают целостность и динамичность системы педагогической технологии, выявляют ориентиры узловых этапных моментов ее развития. Все это в целом определяет научные основы технологии обучения.

Основными требованиями к разработке дидактического обеспечения образовательного процесса по физике, ориентированного на формирование творческих способностей учащихся выступают следующие: учебный материал (характер его предъявления) должен способствовать выявлению содержания субъектного опыта ученика в области знаний, подлежащих изучению, а также опыта его предшествующего обучения. Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика в соответствии с задачами его развития. В процессе обучения необходимо системно согласовывать опыт ученика с научным содержанием изучаемых знанийцеленаправленно стимулировать ученика к самоценной творческой образовательной деятельности, обеспечивая ему возможность самообразования и самовыражения в ходе овладения знаниямиучебный материал необходимо представить таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора варианта из ряда предлагаемых задач, заданий, выбора способа их решений. При введении знаний о приемах выполнения учебных действий следует выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии ребенканеобходимо постоянно контролировать и оценивать не только результат усвоения изучаемых знаний, но, главным образом, сам процесс обучения, так как в ходе его происходят те трансформации, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал, вследствие чего формируются и развиваются творческие способности, накапливается опыт творческой деятельности школьника.

Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Содержательную основу исследовательского подхода в педагогической технологии обучения составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальная основа представлена научно-образовательной и поисково-творческой деятельностью, способствующей организованному усвоению учащимися опыта творческой деятельности Исследовательский подход в обучении позволяет школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы.

Разработанная и апробированная в ходе формирующего эксперимента педагогическая технология формирования творческих способностей учащихся в процессе изучения физики выявила необходимость обеспечения следующих педагогических условий: технологии развивающего обучения представлены в виде системы, развивающейся от начальных классов к старшим. Технология формирования творческих умений и способностей у учащихся в процессе изучения физики в школе соответствует их возрастным возможностям и сложности дидактико-воспитательных задач, решаемых детьми в разные годы обученияучебно-воспитательный процесс по физике как целостный организм пронизан системой личностно-ориентированных развивающих методик обучения. Учебная деятельность учащихся и формирование их личностных и общественно значимых качеств осуществляются в целенаправленной взаимосвязи.

Разработанные на основе данных диссертационного исследования практические рекомендации по организации образовательного процесса, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся, раскрывают особенности отбора и структурирования содержания учебного материала по физике, указывают педагогу пути творческой деятельности по решению исследуемой проблемы в практике общеобразовательной школы. Основная задача учителя в развитии творческих способностей учащихсянаходить новые и умело использовать уже имеющиеся подходы к включению детей как можно в большие различные виды учебной творческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. -336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 335 с.
  3. Е.А. Как улучшить качество чтения. // Начальная школа. 1950. -№ 1.- С. 11−16.
  4. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. /Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение. 1979. — 318 с.
  5. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995.-№ 1.-С. 111−131.
  6. Актуальные проблемы теории обучения и воспитания /для ФПК директоров средних общеобразовательных школ/ Программа. М.: МП СССР, УУЗ, 1982.-35 с.
  7. .С. Культура умственного труда. Каунас, 1969.52с.
  8. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 567 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977.-380 с.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд — во ЛГУ, 1968.-339 с.
  11. М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1967. — 251 с.
  12. Л.П. Активность учения школьника. М.: Педагогика,. 1968.-138 с.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-342 с. — (Фундаментальная психология).
  14. А.Г. Психология личности. М., 1995.
  15. Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю. М. Забродина. М.: Прогресс, 1980. — 528 с.
  16. Р. Человеческая память и процесс обучения. М., Прогресс, 1980.-528 с.
  17. П.Р. Технология и современное образование // Педагогика.-1996.-№ 2.
  18. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.-431 с.
  19. В.Г. Человек в управлений обществом. М.: Политиздат, 1977. — 382 с.
  20. М.П. Культура учебного труда школьника. М., 1958.50 с.
  21. М.М. Механика за 70 уроков. М. Просвещение, 1993.
  22. В.В. Как научить детей учиться. М.: Просвещение. — 1969.- III с.
  23. Г. И., Шамова Т. И. Цели образования как основа связи содержания и методов обучения. // Советская педагогика. 1980. — № 8. — С. 71−77.
  24. А.А. Психологическая антропология: История и теория./ РАН, Инт этнологии и антропологии. М.: ИЭИА, 1993. — 190 с.
  25. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.-321 с.
  26. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Отв. ред. Б. М. Кедров. Ростов-на-дону.: Изд-во Ростовского Университета, 1983.-173 с.
  27. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. М. А.П.Н. РСФСР, 1959.
  28. Т.М. Культура учебного труда студента. Томск, 1978.-58 с.
  29. С.М. Учите детей сравнивать. М.: Зна-ние, 1981.-96с.
  30. Т. А. Скорость чтения и стратегия смыслового выражения: Кн.: Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. С. 210−219.
  31. У. Мир света. Мир звука. М. Наука, 1967.
  32. Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации. /Под ред. Лурия А. Р. М.: Прогресс, 1977. — 272 с.
  33. Е.П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. М., 1981.-51 с.
  34. Т.И. Формирование элементов графической культуры у учащихся на уроках алгебры: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1986. — 16 с.
  35. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.214 с.
  36. М.С., Кузнецов В. И. Соотношение законов и принципов в научной теории. Философские науки. — 1990. -№ I. — С. 44−53.
  37. В.В. Методы науки. М.: Наука, 1974. — 215 с,
  38. К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
  39. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение Н.-Новгород. 1991.
  40. Ю.В. Управление целостным учебно-воспитательным процессом. // Советская педагогика. 1986. — № 8. — С. 51−54.
  41. Г. Ф. Формирование организационных умений старшеклассников в учебной работе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Л., 1986.- 16 с.
  42. Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. -Казань, 1975. 160 с.
  43. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 1977. — 159 с.
  44. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. /Под ред. Д. Б. Эльконина и др. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  45. Г. Н. Социология науки. М., 1968. — 325 с.
  46. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. /Под ред. А. А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  47. А.Н. Задачник по физике. М. РОСВУЗИЗДАТ, 1963.
  48. Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельности школьников. /Под ред. М. А. Данилова. Казань, 1972. -314 с.
  49. Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского. М.: 1980. — 120 с.
  50. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1983. — 367с. -С.5−328.
  51. JI.C. Собрание сочинений /в 6 томах/. М.: Педагогика, 1982.-84 с.
  52. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. Томск 1992.
  53. ПЛ. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. -№ 3.-С. 33−38.
  54. П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., 1985.
  55. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. — 52 с.
  56. ПЛ. Экспериментальное формирование внимания. М. Издательство МГУ, 1974.
  57. П.Я., Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974. — 101 с.
  58. Гегель. Сочинения Т. I-M-JI.1929 576 с.
  59. .С. О статусе ведущих дидактических понятий. // Советская педагогика. 1981. — № 7. — С. 95−102.
  60. В.Н. Законы в системе научного знания. М., 1970.231 с.
  61. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991.432 с.
  62. Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. — 321 с.
  63. Л.Ю. Системообразующие методы воспитания. // Советская педагогика. 1986. — № 11. — С. 38−43.
  64. В.Г. Теория и практика обучения чтению учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1986.-38 с.
  65. А.К. Самообразование как социальная категория. Л.: ЛГПИ, 1976.-211 с.
  66. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  67. С.О. Психология творчества. Минск, 1923.
  68. Н.П. Учить учиться. М.: Педагогика, 1981. — 88 с.
  69. С.А. Организация чтения учащихся старших классов. М. Просвещение, 1984. — 206 с.
  70. Р.Г. Выявление отношения школьников к образованию. // Советская педагогика. 1986. — № 8. — С. 47−52.
  71. Р.Г., Рыкова Г. Б. Ориентация старшеклассников на продолжение образования: Сб. Социологические проблемы образования и воспитания. М.,. 1973. — С. 144−161.
  72. И.П. Элементарная физика. М. Наука, 1976.
  73. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.'
  74. В.В. Новое педагогическое мышление. М. 1996
  75. В.В. Психологическая теория учебной деятельности иметодов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск. 1992
  76. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  77. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. // Вопросы психологии. 1981. — № 6. С. 13−26.
  78. В.В., Рубцов В. В. Тенденция информатизации советского образования. //Советская педагогика. 1990. -№ 2. — С. 50−55.
  79. JI.B. Виды общения в обучении М. Педагогика. 1972. С. 172
  80. Деятельностный подход в психологии: Проблемы и перспективы: Сборник научных трудов /АПН СССР- Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. -М.: АПН СССР, 1987.- 178с.
  81. Деятельность: теория, методология, проблемы. М.- Политиздат, 1990.-366 с.
  82. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  83. Динамическое чтение и рациональная работа с книгой: Тезисы докладов Новокузнецк, 1979. — 187 с.
  84. А.Е. Образовательное и воспитательное значение формирования умений и навыков. // Советская педагогика. 1983. № 9. — С. 24−27.
  85. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. — 356с. — (Мастера психологии).
  86. С.Ф. Основные проблемы дидактики в России конца XIX -начала XX В.: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1982. — 29 с.
  87. Н.П. Культура умственного труда. Ярославль 1973. — 112с.
  88. Н.П. Процесс мышления в речевой деятельности /психолого-дидактический аспект/: Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 1971.-60 с.
  89. JI.B. Управление самостоятельной деятельностьюучащихся. Л.: ЛГПИ, 1982. — 73 с.
  90. А.И., Теплов Д. Ю. Некоторые психологические особенности процесса реферирования. // Вопросы психологии. 1974. — № I. -С. 41−46.
  91. . А.А., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться. М.: Просвещение, 1975. — 112 с.
  92. И.К. Через доказательства к убеждениям. М., 1980. — 96с.
  93. Ю.М. и др. Особенности решения сенсорных задач человеком / Забродин Ю. М., Фришман Е. З., Шляхтин Г. С. М.: Наука, 1981.-198с.
  94. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  95. Г. С. Самообразование школьников. Казань, 1974. — 215 с.
  96. Закон РФ «Об образовании».
  97. А.В. Психология обучения старших школьников. М., 1976.-64 с.
  98. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977. — 51 с. ЮО.ЗвереваВ.И. Совершенствование организационно-педагогическойдеятельности руководителей школы в соответствии с задачами школьной реформы. М., 1985. — 73 с.
  99. И.А. Психология слушания и говорения: Автореф. дисс. докт. псих. наук. М., 1973. — 36 с. 102.3инченко В. П. Гуманистический вектор науки. // Коммунист. -1990.-№ 4.-С 82−92.
  100. Л .Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 123 с. 104.3орина Л. Я. Слово учителя в учебном процессе. М.: Знание, 1984.-80 с.
  101. Д.Д. Школьный учебник. М.: Просвещение, 1983. — 240 с.
  102. Юб.Иванова В. П. Как учить урок. М.: Учпедгиз, 1958. — 55 с.
  103. Г. М. Педагогические проблемы формирования у старшеклассников организаторских качеств: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М. 1972.-22 с.
  104. Избранные задачи вступительных экзаменов по физике. В. ВГПУ, 1994.
  105. Избранные задачи вступительных экзаменов по физике. Р. РГРТА, 1995.
  106. Ю.Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. -М., Политиздат, 1984. 320 с.
  107. П.Ильин И. А. Собр. Соч. в 10 т. М.: Русская книга. 1994.
  108. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.-М. 1972.-88 с.
  109. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-91 с.
  110. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. М., 1962.-376 с.
  111. О.Ф. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике. М. Просвещение, 1994.
  112. О.Ф. Факультативный курс физики. М. Просвещение, 1974.
  113. Л.П. Учить учиться. Минск, Вышейшая школа, 1973. — 93с.
  114. Как провести социологическое исследование. М.: Политиздат, 1990.-288 с
  115. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. Нормативный подход. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 168с.
  116. С.Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М. Просвещение, 1989.
  117. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики:
  118. Логико-методологические проблемы. М., 1980. -157 с.
  119. Н.П. Целевая комплексная программа «Целостная система ученического самоуправления в школе». М.: МГПИ, 1988. — 50 с.
  120. В.А. Директор-учитель-ученик. М.: Знание, 1982.86 с.
  121. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования, /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М., 1978. — 208 с.
  122. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение: 1980. — 160 с.
  123. А.А. Культура умственного труда учащихся. Казань, 1968.—146с.
  124. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328 с.
  125. Г. М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., МГПИ, 1975. -13 с.
  126. Р.Б. Учебная управленческая игра как метод обучения на ФППК ОНО. М.: МГПИ, 1987. — 56 с.
  127. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И. Б. Первина. М., 1985.- 143 с.
  128. .Б. Русская педагогическая терминология: Теория и история. М.: Просвещение, 1969. — 311 с.
  129. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика. 1986. -143 с.
  130. Ю.А. Системный подход и анализ воспитательного мероприятия. Челябинск, 1980. — 93 с.
  131. Контрольные работы по физике в VI-x классах средней школы. -М.: Просвещение, 1986. 206 с.
  132. JI.А. Психологический анализ самостоятельной работы школьников с учебником. // Советская педагогика. -1978. № 5. — С. 73−78.
  133. П.В. Гносеологические и логические основы науки. М., 1974.-568 с.
  134. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. // Советская педагогика. 1970. — № 9. — С. 103−116.
  135. В.М. Воспитывающее обучение. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
  136. НО.КоротовВ.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1983. 223 с.
  137. .И. методы учебно-познавательной деятельности учащихся. Автореф. дисс,. докт. пед. наук. М., 1979. — 32 с.
  138. .И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1980.- 119 с.
  139. НЗ.Косилов С. А. Психофизиологические основы научной организации труда. М.: Экономика. 1979. — 176 с.
  140. В., Высоцкая С. И., Шубинский B.C. Умение и навыки как компонент содержания общего среднего образования. // Советская педагогика. 1981. — № 10. — С. 51−55.
  141. В.В. Проблемы научного обоснования обучения /Методологический анализ/. М.: Педагогика, 1977. -264 с.
  142. Н.К. Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин.- Пед. соч. Т. 3. — С. 614−620.
  143. В.П. Воспитание культуры умственного труда учащихся восьмых классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук JI., 1977. — 14 с.
  144. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  145. Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  146. Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и практическая проблема межпредметного характера. // Советская педагогика. -1978.-№ 9.-С. 75−80.
  147. Г. И. Педагогический процесс как целостная система. -Харьков, 1979. 143 с.
  148. B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  149. И.И. Наука как социальный институт. Л., 1971. — 179 с.
  150. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980 — 360с.
  151. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». -Полн.собр.соч. Т.29. — С. 77−218.
  152. В.И. От разрушения векового уклада к творческому нового. Полн.собр.соч. -Т. 40. — С. 314−316.
  153. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат. 1977. — 304 с.
  154. А.Н. и современная психология: Сборник статей // Под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчинниковой, O.K. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1983.-288с.
  155. А.Н. Проблемы развития психики. М.: АПН РСФСР, 1969.-301 с.
  156. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  157. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М.: Просвещение. 1982. — 191 с.
  158. И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.685 с.
  159. М.К. Система работы школы по формированию у учащихся умений и навыков учебного труда: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1979.- 17 с.
  160. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. — 168 с.
  161. Логика и проблемы обучения. М.: Педагогика, 1977. — 215 с.
  162. В.Ф. Категория деятельности в психологии. // Психологический журнал. 1981. — № 5. — С. 3−22.
  163. Н.А. Единство и особенности овладения учащимися знаниями, умениями и навыками в процессе учебной работы: Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. М.: МГПИ, 1976.-С. 115−133.
  164. Н.А. О понятии и видах межпредметных связей. // Советская педагогика. 1972. — № 6. — С. 48−56.
  165. Н.А. О сформированности у учащихся средней школы умения составлять план: Развитие самостоятельности и творческой активности в обучении. М.: МГПИ, 1971, -С. 304−326.
  166. Н.А. Пути совершенствования руководства творческой познавательной деятельностью учащихся с книгой: Методы руководства творческой познавательной деятельностью учащихся в обучении. М., 1980. -С. 104−127.
  167. Н.А. Формирование учебных умений учащихся средней школы: Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. -М.: Просвещение. 1985. С. 20−28 /в соавт./.
  168. Г. Д. Молекулярная физика и электродинамика. М. Просвещение, 1992.
  169. А.Р. Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. М.: Педагогика, 1970. — 496 с.
  170. С.Н. Когда легко учиться. М., Педагогика, 1981. — 135с.
  171. М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985.- 171 с.
  172. З.А., Вульфсон Б. Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. М., 1975. — 263 с.
  173. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1983. — 141 с.
  174. А.К. Учебный труд школьников. // Советская педагогика.- 1984.-№ 8.-С. 3−9.
  175. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  176. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. -479с.
  177. М.И. Современный урок: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981. -191 с.
  178. Методика и опыт развития ученического самоуправления в школе.- М.: НИИ ОПВ, 1986. 113 с.
  179. Методологические проблемы психологического анализа деятельности: системные исследования. М.: 1975. — С. 32−37.
  180. В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М. Просвещение, 1976.
  181. В.М. Тенденция развития содержания общего среднего образования. // Советская педагогика. 1990. — № 2. С. 17−21.
  182. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. М., 1981. — 144 с.
  183. ГЛ., Буховцев Б. Б. Физика 10. М. Просвещение, 1993.
  184. И.А. Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников. // Начальная школа. 1986. — № 3. -С. 13−16.
  185. Т.А. Подготовка подростков к самообразованию в процессе коллективной познавательной деятельности: Автореф.дисс. канд. пед. наук. М., 1986. — 16 с.
  186. А.Ф. Правовая культура школьников. // Советская педагогика. 1984. — № 4. — С. 48−51.
  187. О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. -.Тарту, 1976. 280 с.
  188. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М., 1986.-288 с.
  189. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. -299 с.
  190. В.П. Обучение конспектированию. М.: Просвещение, 1978.-35 с.
  191. В.Ф. Школа учит мыслить: М.: Просвещение, 1987.208 с.
  192. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1−4 тома, 1964−68.
  193. Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988.-472 с.
  194. А.В. Курс физики. 1,2,3 части. М. Просвещение, 1970.
  195. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 239 с.
  196. К.К. Проблема способностей. М., 1972. — 279 с.2Ю.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  197. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучения: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Д., — 1977, — 58 с.
  198. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. -303с.
  199. Н.Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 153 с.
  200. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.-80 с.
  201. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт.-Киев, 1988.- 189 с.
  202. Ю.М. Умственное утомление школьников. М. Медицина, 1964. — 459 с.
  203. К. Языки мозга: Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии. /Под ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1975. — 464 с.
  204. Проблема оптимизации педагогического процесса: Сб. научных трудов.-М.: АПН СССР, 1983.- 127 с.
  205. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. /Под ред. Бабанского Ю. К. и др. М.: Педагогика, 1980. — 224 с.
  206. Проблемы методологии и методики исследований /Под ред. М. А. Данилова и др. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  207. Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1964.-453 с.
  208. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников. //Народное образование. 1982. — № 10. — С. 106−110.
  209. Программы по физике средней общеобразовательной школы. М. Просвещение, 1995.
  210. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1975. — 253с.
  211. Психологические механизмы целеобразования /Отв.ред. O.K. Тихомиров. М., 1977. — 259 с.
  212. Психологические проблемы учебной деятельности школьников /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1977. — 310 с.
  213. В.О. Азбука учебного труда. М.: Просвещение, 1988.144 с.
  214. Развитие общения дошкольников со сверстниками /Под ред. Рузской А. Г. М.: Педагогика, 1989. — 216 с.
  215. А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982. — 303 с.
  216. А.И. Философские проблемы науки: Системный подход. -М., 1977.-270 с.
  217. В.В. О понятии учебной деятельности. // Вестник Харьковского университета. № 132. — 1976. — Вып. 9. -С. 6-Ю.
  218. В.В. Строение учебной деятельности. // Вестник Харьковского университета. № 132. — 1976. — Вып. 9. -С. 10−16.
  219. РотенбергВ.С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.-239 с.
  220. СЛ. О мышлении и путях его исследования / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 347 с.
  221. Руководство творческой познавательной деятельностью учащихся. М.: МГПИ, 1981.- 187 с.
  222. .А. Как научить учиться. Новосибирск, 1974. — 63 с.
  223. Савченко О Л. Задачи по физике. М. Наука, 1981.
  224. Ю.А. Очерки психологии ума. М.: АПН РСФСР, 1962.504 с.
  225. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. -М.: Знание, 1986.-79 с.
  226. Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. — 640 с.
  227. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  228. С л астении В. А. Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1987. -160 с.
  229. А.А. Избранные психологические труды. В 2 томах. М.: Педагогика, 1987.
  230. Советский энциклопедический словарь. М.: «ПАНПРИНТ», 19 981 064 с. (под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемеров).
  231. Современный философский словарь. М: ИНФА М, 1998. — 576 с.
  232. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  233. Г. М. Формирование самоконтроля в процессе овладения первоначальным умением решать простые арифметические задачи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -JL, 1979. -13 с.
  234. A.M. Логическая структура учебного материала. М., 1974.19 с.
  235. Социально-исторический подход в психологии обучения. /Под ред. М.Коула. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  236. Справочник заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе: Сб. документов и нормативных актов. /Сост. Н. А. Ермолаева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  237. Сравнительная эффективность отдельных методов в обучении: Ученые записки. /Под ред. И. Т. Огородникова. М.: МГПИ, 1970. — 290 с.
  238. . Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практикаобучения. /Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.: Педагогика. 1984. — 472 с.
  239. Г. В. Понятийная система психологической теории деятельности. // Психологический журнал. 1981. — № 3. — Т. 2. — С. 12−24.
  240. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 томах. М.: Педагогика, 1979. — 81 с.
  241. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., МГУ, 1975.-348 с.
  242. JI.B. Современная физика в средней школе. М. Просвещение, 1990.
  243. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова и др. М.: Педагогика, 1979. -208 с.
  244. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: 1969. 304 с.
  245. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. ЛГУ, 1980. — 144 с.
  246. Умственное развитие учащихся в процессе обучения. Волгоград. 1967.-260 с.
  247. Управление процессом формирования я развития общих учебных умений у учащихся /Сост. Г. Ельникова. Харьков, 1987. —48 с.
  248. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты. Челябинск, 1983. — 40 с.
  249. К.Д. Родное слово: Организация первоначального обучения. Собр.соч. Т. 6. -М.-Л., 1949. — С. 251−257.
  250. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр.соч. Т. 2. М., 1948. С. 333−361.
  251. И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. Киев, 1975.-94 с.
  252. Г. Н. Методологические проблемы целостного учебно-воспитательного процесса. // Советская педагогика. -1984. № 2. — С. 24−29.
  253. Философия. Основные идеи и принципы /Под ред. А. И. Ракитова.
  254. М.- Политиздат, 1990. 368 с.
  255. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 840 с.
  256. Формирование личности, проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника /Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983.-254 с.
  257. Формирование учебной деятельности школьников. /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
  258. Формирование экспериментальных умений учащихся на уроках физики в 6−7 классах. М.: НИИ СиМО. 1982. — 28 с.
  259. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: 1987. — 224 с.
  260. Фридман J1.M. Учитесь учиться математике. М.: Просвещение, 1985.- 112 с.
  261. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет, М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
  262. И.Ф. Активизация учения школьников. Минск, 1970.158 с.
  263. И.Ф. Педагогика: Курс лекций. Минск- БГУ, 1979. — 462с.
  264. И.М. Формы учебной работы в средней школе. М., 1988. -142 с.
  265. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.-315с.
  266. В.Д. Психологический анализ деятельности. -Ярославль, 1979. 92 с.
  267. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-20 с. 281 .Шамова Т. И. Педагогические основы активизации учения школьников. М.: Педагогика, 1981. — 84 с.
  268. С.А. Обучение и научное познание. М., Педагогика, 1981.-208 с.
  269. Н.М. Физика. М. Просвещение, 1993
  270. С.Т. Как обучать детей умению работать. Пед. соч. — №. 3.- 1964.-С. 43−46.
  271. С.Т. Опыт увязки формальных навыков с комплексными темами. Пед. соч. — № 3. — 1964. — С. 52−73.
  272. JI.M. Психология навыка чтения. М.: Учпедгиз, 1941. -144с.
  273. B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984, — 122 с.
  274. B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. М.: Знание: 1979. — 48 с. 289.1Цукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. 1979. — 160 с.
  275. Эргономика: методологические проблемы доследования деятельности. М., 1976. — 251 с.
  276. .М. Основные вопросы современного школьного курса физики. М. Просвещение, 1990.
  277. .М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования. М. Наука, 1979.
  278. И.Д. Развивающее обучение. М., Педагогика, 1979.144 с.
  279. Ю.И. Дик, В. А. Коровин «Программы. Физика. Астрономия» М: Просвещение, 1994-С.288,
  280. Bauman M. Wissenschaftlich-technischer Fortschritt erfordert rationelles Lernen. Padagogik, Heft 11, 1980, B, 377−389.
  281. Drefenstedt E. Hohe. Qualitat der Unterrichtsergebnisse durch rationelle Nutzung der Zeit. Padagogik, Heft 5, 1980, S. 377−389.
  282. Drews U. Zur Stellung des Schulers im Unterrichtsprozess der sozialistischen Schule" Padagogik, Heft 12, 1978, S. 982−992″
  283. Faust H. Zu Unterrichtstheoretischen Aspekten des Zusammenhangs von Schulertatigkeit und padagogischer Fuhrung.
  284. Padagogische Forschung, Heft 12, 1978, 3.982−992.
  285. Faust H., Wenge H. Probleme der Entwicklung geistiger Fahigkeiten der Schuler im Unterricht der Klassen 5 bis 10. Padagogik, Heft 3, 1968, 3. 780 882.
  286. Lempscher J. Bedingungen der Ausbildung der Lerntatigkeit. Padagogik, Heft 7−8, 1981,3. 644−630.
  287. LompscherJ. (Hrsg) Zur Psychologie der Lerntatigkeit. Berlin, 1977.
  288. Loskareva К .A. Zur sozialpadagogischen Bedeutung302. das Systems allgemeiner Lernfahigkeiten und fertigkeiten der Schuler. Wiss. Z Karl-Marx-Univ. Leipzig. Gesellsch — Wiss. R 37 (1988). 3,-227−231.
  289. Meyendort G. Aktivierung der Schulerarbeit mit Quellen. Padagogik, Heft 10, 1978, S. 833−837.
  290. Wenge Ch., Wenge H. .Erziehung der Schuler zu stabilen Lerneinstellungen. Padagogik, Heft 6, 1981, S. 488−497.
  291. Selz 0. Uber die Gesetze des geordneten Denkverlaufs. Stuttgart, 1913.
  292. Selz 0. Die Gesetze der productiven Tatigkeit. Archiv fur die gesamte Psychologie, 1913″ Bd. 27, H. 1−2.
  293. Selz 0. Uber die Gesetze des geordneten Denkverlaufs Zweiter Teil. Zur Psychologie des produktiven Denkens und des Irrtums. Bonn, 1922.
  294. Bartlett F.S. Programme for experiments of thinking. Quarterly journal of experimental psychologie, 1950, Yll, part. 4.
  295. Bartlett F.S. Thinking. An experimental and social study. London, 1958″
  296. Bartlett F.S. Some problem of scientific thinking. Ergonomies, 1959″ V. 2, N 3.
  297. Flesch. R. The Formula for Readability. In. Schramm W. (ed.). Mass Communication. Urbana, I960.
  298. HamblinD. Teaching Study Skills.-Oxford, 1983. 169
Заполнить форму текущей работой