Развитие творческих способностей учащихся
Структуру учебной деятельности можно представить с учетом уровней развития опыта самостоятельной деятельности учащегося. Начальный этап характеризуется возможностью решения задач, в которых определены цели, условия и действия по их достижению, позволяющие репродуцировать заданные результаты. Когда в задаче установлены цели и условия, а от учащегося требуется применение изученных ранее действий… Читать ещё >
Развитие творческих способностей учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Метод проектов
Успех социально-экономического развития определяют члены общества, способные проявить творческую инициативу и предприимчивость, стремящиеся развить и реализовать свои способности, адекватно воспринимающие действительность, умеющие быстро ориентироваться в окружающем мире и перспективах его развития. Принципиальное различие между традиционным образованием и тем, которое определяется требованиями современности, состоит в том, что первое представляет собой систему наследования общественного опыта, а второе должно стать системой его исследования и развития для последующего применения. В этих условиях формирование и развитие творческой личности становится одной из ведущих задач современной системы образования.
Организация творческой учебной деятельности
Средства и методы учебной практической деятельности могут быть различны в соответствии с планируемыми уровнями обучения:
- • приобретение новых знаний средствами;
- • информационного обучения;
- • приобретение знаний, умений и навыков в процессе репродуктивного практического обучения;
- • приобретение и развитие способностей выполнения самостоятельных практических действий в условиях творческой учебной деятельности.
Развитие способностей учебной деятельности в единстве ее структурных компонентов достигается благодаря тому что по мере образовательного продвижения совершается переход от освоения конкретного к общему, от процессуальных компонентов решения учебных задач к целостной структуре учебной деятельности, от отдельных мотивов к системе образования. Комплексное построение учебного процесса на основе репродуктивного и творческого обучения позволяет школьникам овладевать метаспособами решения задач и переноса их из одной сферы деятельности в другие.
Структуру учебной деятельности можно представить с учетом уровней развития опыта самостоятельной деятельности учащегося. Начальный этап характеризуется возможностью решения задач, в которых определены цели, условия и действия по их достижению, позволяющие репродуцировать заданные результаты. Когда в задаче установлены цели и условия, а от учащегося требуется применение изученных ранее действий, то ему необходимо обладать способностями решения некоторых типовых задач по ранее освоенному алгоритму (правилу), являющемуся базовым элементом определенного вида деятельности. Если в задаче определена цель, но неясны условия, в которых может быть получено решение, от учащегося требуется проведение исследования для определения обстоятельств достижения цели средствами ранее усвоенных действий. В тех случаях, когда в задаче известна лишь в общей форме потребность, а поиску подлежат как цели, так и соответствующие условия и виды деятельности, то такое продуктивное действие «без правил» создает ориентировочную основу учебной деятельности, построенной на применении и развитии способностей исполнителя по созданию новых ценностей.
Репродуктивные и продуктивные аспекты учебной деятельности тесно связаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая в качестве ее «строительного материала». Переход к методам творческой учебной деятельности возможен при достижении определенной базовой подготовки в процессе репродуктивного обучения. Требуемый уровень обученности, обеспечивающий возможности последующего самообучения, определяется целями и задачами предстоящей деятельности. По мнению В. П. Беспалько, в зависимости от содержания учебного материала он должен составлять от 0,7 до 1,0 уровня запланированного результата. На этой основе учащиеся способны в ходе самостоятельной учебной деятельности развивать полученные знания. Недостаточный уровень обученности приводит к систематическим ошибкам учащихся при неспособности к их исправлению.
Большим педагогическим потенциалом обладает коллективная творческая учебная деятельность, которая отличается своими особенностями и предполагает различные ролевые позиции ее участников:
- • обучаемый (кем-либо);
- • учащийся (самостоятельно);
- • обучающий (кого-либо) с последующим их развитием и изменением.
Обеспечение эффективной совместной работы творческого коллектива школьников требует определенных педагогических условий, среди которых могут быть отмечены следующие:
- • наличие общей цели работы;
- • поддержание благоприятного морального климата в группе;
- • создание условий для самореализации всех членов коллектива.
Среди принципов организации творческих коллективов учащихся выделяют:
- • оптимальное ролевое распределение в коллективе, при котором должны реализоваться индивидуальные возможности и учащихся по обеспечению целей, содержания, управления и осуществления творческих работ. Поскольку некоторые учащиеся наделены задатками лидерства, а другие — способностями генерировать идеи либо навыками практической деятельности, то гармоничное сочетание различных качеств исполнителей может содействовать успешной реализации общих задач;
- • оптимальная численность учащихся в творческом коллективе зависит от уровня решаемых задач и может колебаться в определенных пределах, позволяя распределить обязанности членов группы и координировать совместные действия;
- • соответствие сложности деятельности интеллектуальным и физическим возможностям коллектива;
- • обеспечение психологической совместимости членов группы;
- • непрерывное развитие творческого коллектива в процессе совместной деятельности.
Сущность оптимальной организации творческого коллектива состоит в объединении и взаимном усилении положительных качеств его участников.
Основу инновационной деятельности составляет решение творческих задач в поиске ответов на поставленные проблемы.
Методы поиска решений творческих задач можно условно разделить на несколько групп.
- 1. Методы случайного поиска, к которым относятся методы проб и ошибок, мозгового штурма и ряд других. Стратегия такого поиска состоит в выдвижении и проверке большого количества случайных идей. Она не имеет определенной системы, достаточно трудоемка и малоэффективна.
- 2. Ассоциативные методы поиска: аналогии, синектики, каталога, фокальных объектов и другие — основаны на установлении аналогий и закономерностей на основе имеющихся решений.
- 3. Методы систематического поиска: контрольных вопросов, морфологического анализа, комбинаторный и т. п., для которых общая стратегия поиска построена на некоторой системе (схеме) анализа проблемы и проверки решений.
- 4. Методы интенсивного поиска: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), функционально-стоимостный анализ и другие — построены на поиске оптимальных связей между элементами системы в целях повышения ее эффективности.
- 5. Методы логического поиска реализуются путем исследования проблем с целью устранения противоречий и оптимизации связей элементов системы средствами автоматизированного поиска решения задач различных уровней сложности.
Процесс формирования творческой личности в системе непрерывного образования должен учитывать возрастные особенности учащихся. Известно, что развитие ребенка происходит неравномерно, при этом отмечается, что на периоды замедленного физиологического развития приходятся максимумы интеллектуальной и творческой активности человека.
В процессе взросления ребенка периоды активизации его интеллектуальной деятельности чередуются через 4—6 лет и приходятся на детский сад (3—5 лет), начальную (6—7 лет), основную (11—12 лет) и старшую (17—18 лет) школу. В связи с этим программа развития творческих способностей детей должна начинаться в дошкольном возрасте и продолжаться в начальной и основной школе, с тем чтобы к окончанию средней школы были сформированы мотивация и способности детей к активной нестандартной деятельности.
В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учение с опорой на группу референтных, наиболее значимых лиц (учителей, родителей, членов семьи) и соответствующую сферу внеучебной работы.
Обучение подростков и старшеклассников связано с необходимостью учета нарастания роли коммуникативной составляющей образовательной деятельности. При этом ее ведущим видом становятся общение со сверстниками и поиск путей социального и профессионального самоопределения и самоутверждения.
По мере повышения роли внутренних факторов обучения школьников ведущей задачей работы учителя становится организация педагогического процесса на основе консультирования учащихся в групповом или индивидуальном диалоговом режиме. С учетом этого должны определяться характер и организация творческой учебной деятельности, использование различных форм индивидуальной и коллективной работы с учащимися.
По словам К. Д. Ушинского, «наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения предмета: не учить, а только помогать учиться. Метод такого вспомогательного преподавания приучает воспитанника преодолевать тяжесть труда и испытывать наслаждения, которые им доставляются».