Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научные основы развития национальной бурятской школы разработаны в трудах С. Д. Намсараева, Н. К. Елаева, Г. Ц. Молонова, Э. Р. Раднаева, М. Н. Очирова, Д. Б. Бурхинова и др., в которых утверждается, что знание родного языка соответствует коренным интересам ребенка. Возможность говорить, читать, писать на родном языкефундаментальное право человека. Более того, знание языка это своего рода… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
    • 1. 1. СУЩНОСТЬ ДВУЯЗЫЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ ДВУЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДВУЯЗЫЧИЯ И ДВУЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
    • 1. 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ РУССКО-БУРЯТСКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ
    • 2. 1. АНАЛИЗ И СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
    • 2. 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В
  • УСЛОВИЯХ РУССКО-БУРЯТСКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ
    • 2. 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Процесс возрождения бурятской национальной школы связан с рядом существенных особенностей. В частности, в 1975;88 годы обучение всех детей с первого класса осуществлялось только на русском языке, несколько поколений оказались оторванными от родного языка и культуры, были утрачены традиции и опыт обучения на родном языке, забыта национальная терминология. Все это привело к увеличению числа детей-бурят, не владеющих бурятским языком.

В 1992 году в Республике Бурятия был принят закон о бурятском языке, придавший ему статус государственного языка. С этого момента необходимость формирования активного продуктивного двуязычия в Республике Бурятия декларируется на государственно-административном, культурно-антропологическом уровнях. В начальных классах школ начинает осуществляться изучение бурятского языка и обучение на нем, но при этом используются переводные учебники с идеологизированным и денационализированным содержанием, отсутствует методика обучения детей в новых демократических условиях.

Научные основы развития национальной бурятской школы разработаны в трудах С. Д. Намсараева, Н. К. Елаева, Г. Ц. Молонова, Э. Р. Раднаева, М. Н. Очирова, Д. Б. Бурхинова и др., в которых утверждается, что знание родного языка соответствует коренным интересам ребенка. Возможность говорить, читать, писать на родном языкефундаментальное право человека. Более того, знание языка это своего рода и моральная обязанность и исторический долг, ибо речь идет о жизни целого народа. Подлинно демократическая национальная система образования возможна только в условиях новой национальной политики, опирающейся на признание неотъемлемого права каждого народа на самоопределение, независимость, защищенность. Сочетание различных типов культурных влияний определяет своеобразие современного исторически-культурного пространства Бурятии. С. JI. Рубинштейн рассматривает язык как определенную, в ходе исторического развития народа фиксируемую систему анализа, синтеза, обобщения явлений. Овладевая в процессе обучения родным языком, ребенок в умственном отношении делает именно это приобретение — он осваивает определенную систему анализа, синтеза и обобщения явлений окружающего его мира. В концепции бурятской национальной школы (М. Н. Очиров, Э. Р. Раднаев) указывается, что основной целью обучения является формирование этнокультурно определившейся личности, способной к творческой жизни в мире труда и науки в многонациональном демократическом обществе. Для детей, первым языком которых является родной язык, модель национальной школы основана на приоритетном использовании бурятского языка, а для детей, не владеющих родным языком, следует придерживаться русского языка обучения при постепенном бесконфликтном приобщении к бурятскому языку с целью воспитания национального самосознания. Таким образом, концепция бурятской национальной школы тесно связана с проблемой реализации двуязычного образования.

Специфические явления двуязычия, взаимодействие психических процессов при формировании двуязычия и многоязычия, анализ явлений двуязычия (многоязычия) в культурном и социальном контексте освещены в работах Ш. А. Амонашвили, Е. М. Верещагина, Н. В. Имедадзе, Е. И. Негневицкой, В. Пенфильда, А. М. Шахнаровича, JI. В. Щербы и других. Двуязычие способствует формированию социальной мобильности и компетентности личности (И. Г. Балханов, Н. С. Бабушкина), значимо обогащает его умственное развитие (Л. С. Выготский, А. М. Богуш, А. И. Яцикевичус, Э. С. Аветисян). При формировании двуязычия у детей младшего школьного возраста ученые выделяют два основных условия, которые должны учитываться в процессе обучения речи на втором языке: необходимость овладения в совершенстве речью на первом языке (Н. В. Имедадзе, К. Д. Ушинский и др.) и динамика развития общей языковой способности в данном возрасте (Ш. А. Амонашвили, Н. В. Имедадзе, В. Пенфильд и др.).

Для реализации возможностей человека в современном обществе необходим высокий уровень общего развития личности, характеризующийся развитым мышлением, чего можно достичь средствами двуязычного образования. Развитие мышления в процессе формирования полноценных научных понятий у школьников является одной из основных целей начального обучения. Нигде, по мнению JI. С. Выготского, направляющая роль обучения и воспитания не приобретает такого решающего значения для развития ребенка, как в случае билингвизма.

Каждое понятие, открытое народом и названное им словом его родного языка, должно также принадлежать и подрастающему поколению. Ребенок от рождения наделен правом наследования культурных достижений своего народа, чтобы быть достойным его представителем. Культурное наследие бурятского народа должно найти отражение в содержании обучения младших школьников. Нет такого начального научного понятия, которое не было бы освоено народом и не получило бы своего особого имени. К этому имени генетически предрасположены представители данного народа. Поэтому использование национальных терминов в начальном обучении способствует полноценному духовному развитию детей и гуманизации их поведения.

Методическая система начального обучения математике на бурятском языке детей, для которых бурятский язык является первым языком, разработана М. Н. Очировым. Им выполнена систематизация бурятской математической терминологии и методика ее внедрения. Приобщение же к национальной терминологии детей, не знающих родного языка, имеет свои особенности и требует методической разработки. Суть проблемы заключается в том, чтобы дать возможность детям открыть в себе генетически заложенные духовные силы, создав наиболее естественные условия проявления этих сил.

В этой ситуации выявлено немало особенностей и сложностей. Во-первых, это большое различие в речевом опыте детей на бурятском языке: от свободного связного высказывания до понимания отдельных слов и незнания ни одного слова. Такие различия требуют от учителей большой работы: систематического учета вводимых лексических, синтаксических и фразеологических единиц, дифференциации и индивидуализации работы с учащимися на уроках. Следующая трудность заключается в ограниченной речевой среде у некоторых учащихся, особенно у тех, речевой опыт которых не подкреплен вне школы.

Анализ научно-педагогической литературы и состояния терминологической работы в учебном процессе позволил нам обнаружить противоречия между:

— необходимостью обучения детей на генетически родном языке и отсутствием соответствующей педагогической технологии;

— необходимостью разработки технологии обучения младших школьников в условиях билингвизма и недостаточной разработанностью теоретических основ двуязычного обучения;

— практикой обучения в школе и необходимостью создания условий, способствующих формированию понятий при билингвальном обучении.

Потребность приобщения к национальной культуре младших школьников, не владеющих или плохо владеющих родным (бурятским) языком, показала необходимость разработки педагогической системы терминологической работы, обусловила актуальность и определила выбор темы исследования: «Педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия».

Цель исследования заключается в том, чтобы разработать и экспериментально апробировать педагогическую систему терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия.

Объектом исследования является процесс начального обучения детей-бурят в условиях русско-бурятского двуязычия.

Предметом исследования является педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия.

Гипотеза исследования: Педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками при двуязычном обучении будет эффективной при соблюдении следующих условий:

— система базируется на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и культурологическом подходах с учетом поэтапности формирования умственных и речевых действий;

— содержание обучения и система заданий учитывают ! особенности двух контактирующих (русского и бурятского) языков и опираются на первый (русский) язык;

— используются методы и приемы, учитывающие уровни речевой подготовки (рецептивный, репродуктивный, продуктивный) детей и этапы формирования понятий (комплекс — этап изучения частных фактов, предпонятие — этапы обобщения и развития понятий);

— система ориентируется на развитие у младших школьников умения оперировать усвоенными понятиями, то есть свободного переключения с одной языковой системы на другую.

В соответствии с целью и гипотезой были определены основные задачи исследования:

1) изучить и проанализировать теоретические и методические основы терминологической работы в условиях двуязычия;

2) раскрыть сущность терминологической работы с младшими школьниками в условиях двуязычия, ее структуру и функции;

3) выявить условия реализации педагогической системы терминологической работы с младшими школьниками и экспериментально проверить ее эффективность.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— теоретический (изучение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы в целях анализа состояния исследуемой проблемы);

— эмпирический (педагогический эксперимент, ходе которого применялись наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение продуктов учебной деятельности);

— методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются теория взаимосвязи мышления и речи (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.) — мышления и двуязычной речи (Ж. Пиаже,.

A.И. Яцикевичус) — теория развития личности (Ю. К. Бабанский,.

B. В. Давыдов, JI. В. Занков, И. П. Подласый, Д. Б. Эльконин и др.) — теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.) — теория билингвизма (Е. М. Верещагин, Н. В. Имедадзе, М. М. Михайлов, Л. В. Щерба, У. Макки, М. Сигуан и др.).

Этапы исследования: исследование осуществлялось в 3 этапа, в процессе которого было охвачено 145 учащихся. Экспериментальной базой исследования явился Республиканский бурятский национальный лицей-интернат № 1.

На первом этапе был осуществлен анализ современного состояния проблемы, определены исходные параметры исследования, его предмет, цель, задачи исследования, понятийный аппаратначата разработка методики констатирующего эксперимента, сформулирована общая гипотеза исследования.

Проведен анализ педагогических, психологических, философских, социологических исследований, позволивший проанализировать состояние проблемы двуязычия в республике Бурятияраскрыть сущность терминологической работы с младшими школьниками в условиях двуязычия, ее структуру и функцииопределить особенности терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычиявыявить условия реализации педагогической системы терминологической работы с младшими школьниками в условиях двуязычия.

Использовались следующие методы: анализ учебных планов, программ, учебников начальной школы (на русском и бурятском языках) — наблюдение уроков с последующим их ' анализом с точки зрения поставленной проблемынаблюдение за учащимися в процессе обученияанкетированиетестирование.

Второй этап — завершение констатирующего эксперимента и анализ экспериментальных материалов, по результатам которого начата разработка методики проведения формирующего этапа экспериментальной работы в начальных классах Республиканского бурятского национального лицея-интерната № 1 с целью осуществления проверки общей гипотезы. В ходе данного этапа исследования использовались такие методы, как тестирование, опрос, экспериментальная работа и обобщение педагогического опыта.

На третьем этапе были обобщены результаты исследования: а) проведены анализ и обобщение результатов, полученных в ходе теоретических и экспериментальных исследованийб) уточнены и откорректированы теоретические положения исследованияв) сформулированы и обоснованы вытекающие из них методические рекомендацииг) осуществлено текстовое оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

— выявлены особенности терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия;

— разработана педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского билингвизма, включающая цели двуязычного обучения в начальной школесодержание учебно-познавательной деятельности младших школьников в контексте поставленной проблемыпедагогические условия, обеспечивающие эффективность проводимой работы.

Практическая значимость исследования:

— разработана и экспериментально подтверждена педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия;

— определены критерии уровня усвоения понятий младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия;

— разработаны и реализованы программы курса методики преподавания математики с национально-региональным компонентом для студентов Педагогического института Бурятского государственного университета;

— разработан, издан и апробирован двуязычный учебник математики для начальных классов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения психологии и педагогики о творческо-деятельностной сущности личности, применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, логике исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, продолжительностью и репрезентативностью наблюдений, экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций. Общая выборка испытуемых при апробации и проведении эксперимента 145 детей.

Апробация исследования. Материалы диссертации использовались автором в курсе методики обучения математике студентов Педагогического института Бурятского государственного университета. Основные положения и результаты настоящего исследования представлены, в учебнике «Математика для младших школьников, не владеющих родным языком».

Содержание работы и ее фрагменты были представлены на заседаниях кафедры математики и естественных наук Бурятского государственного университета, на ежегодных научно-практических конференциях БГУ (19 992 007гг.), на V межрегиональной научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов (Иркутск, 1998 г.), Международной конференции «Математика в восточных регионах Сибири» (Улан-Удэ, 2000 г.), Региональной конференции «Развитие личности ребенка в условиях Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2003 г.), Международной конференции «Опережающее образование: концепции и технологии» (Улан-Удэ, 2004 г.), Всероссийской конференции «Педагогические перспективы устойчивого развития» (Улан-Удэ, 2005 г.), Международной конференции «Непрерывное образование: методология, концепции, модели» (г.Улан-Удэ, 2007 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая система терминологической работы в условиях русско-бурятского двуязычия реализуется в режиме диалога культур при условии мотивации учения с помощью постоянно создаваемой на уроках искусственной языковой среды;

2. Педагогическая система терминологической работы в условиях русско-бурятского двуязычия будет эффективной при соблюдении следующих условий:

— в основе функционирования данной системы должны лежать принципы содержательности, интегрирования, этнизации и историзма;

— система должна базироваться на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и культурологическом подходах;

— терминологическая работа с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия должна быть ориентирована на формирование у них умения оперировать усвоенными понятиями, то есть свободного переключения с одной языковой системы на другую в зависимости от ситуации (продуктивный уровень двуязычия);

— в процессе изучения понятий должно происходить расширение их объема и содержания за счет этнокультурного наполнения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Текст рукописи проиллюстрирован таблицами и диаграммами.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Резюмируя результаты экспериментальной работы, направленной на исследование содержания, форм организации и условий терминологической работы, представляется возможным сделать следующие выводы.

Необходимость проведения специальной терминологической работы диктуется интересами повышения уровня качества теоретических знаний и практических умений младших школьников.

Данные контрольных проверок качества усвоения учащимися содержания научных терминов, фиксация ответов и их анализ позволили установить, что уровень знаний многих учащихся по терминам данной учебной дисциплины не отвечает программным требованиям.

Многочисленные наблюдения и экспериментальная работа в школе дают также основания для вывода о том, что при изучении учебных дисциплин в школе не уделяется должного внимания терминологической работе с учащимися, учителя недостаточно владеют способами и приемами ее проведения, во многих случаях отмечается низкая терминологическая грамотность самих учителей.

Содержание терминологической работы в процессе билингвального обучения должно включать в себя следующие компоненты: определение явлений или свойств, характеризующихся тем или иным понятиемвыявление основных признаков, соответствующего термину понятиясловесное и математическое (в некоторых случаях) определение термина (понятия) — возбуждение у учащихся наглядных представлений об изучаемом объектеуказание на границы применения терминараскрытие по мере необходимости этимологии терминапрактическое применение термина.

В качестве способов терминологической работы с учащимися в условиях русско-бурятского двуязычия оправдывают себя такие способы и приемы, как упражнения, ориентированные на овладение звуковым образом термина и на усвоение правил его написания в соответствии с нормами бурятского языкаупражнения по переводу терминов с русского на бурятский и с бурятского на русскийдиктанты и контрольные работы с включением в их тексты изученных терминовсоставление сообщенийсамостоятельная работа учащихся в классе и дома с использованием словаряупражнения в решении задач, связанных с употреблением термина.

Результаты экспериментальной работы. свидетельствуют о значительных изменениях в развитии самоконтроля у младших школьников в процессе учебной деятельности: произошло значительное увеличение среднего и высокого и уменьшение нулевого и низкого уровней сформированности понятий в условиях двуязычия в экспериментальных классах.

Достоверность результативности и эффективности педагогической системы терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия подтверждается методами математической обработки результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование посвящено одной из актуальных проблем современной школы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

1.На основе теоретического анализа литературы изучено состояние теории и практики терминологической работы по формированию понятий у младших школьников в условиях русско-бурятского двуязычия.

2. Для эффективной реализации педагогической системы терминологической работы в условиях русско-бурятского двуязычия необходимо выполнение следующих условий: педагогическая система должна базироваться на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и культурологическом подходах с учетом поэтапности формирования умственных и речевых действийсодержание обучения и система заданий должны быть ориентированы на учет особенностей двух контактирующих (русского и бурятского) языков и опору на первый (русский) языкнеобходимо использование методов и приемов, учитывающих уровни речевой подготовки (нулевой, репродуктивный, продуктивный) детей и этапы формирования понятий (комплекс, предпонятие) — система должна быть ориентирована на развитие у младших школьников умения оперировать усвоенными понятиями, то есть свободного переключения с одной языковой системы на другую.

3. Созданная в нашем экспериментальном обучении педагогическая система терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия является доступной и необходимой для целостного развития личности, отвечает, на наш взгляд, потребностям языковой подготовки младших школьников, а также осуществлению ими межличностного и межнационального общения. Отличительные свойства этой системы следующие:

— терминологическая работа удовлетворяет условиям, обеспечивающим ее качество: системность, краткость, точность, преемственность, интернациональность, учет особенностей бурятского языка;

— языковые особенности определяются особенностями бурятского языка и учтены нами при отборе содержания обучения. Система основана на богатых возможностях бурятского языка, в котором отражен культурно-исторический опыт народа;

— обучение ориентировано на достижение различных уровней результатов за счет изменения объема содержания обучения, последовательности изучения учебного материала, выбора методических приемов;

— необходимое условие в предлагаемой системе обучения использование этнопедагогических (национальная культура, традиции, обычаи, нравственные идеалы) и этнопсихологических (национальное самосознание личности) факторов, приводящих в свою очередь, к созданию речевой среды, определению естественных речевых ситуаций, межпредметных связей, различных видов учебной деятельности;

— целесообразен личностно-деятельный подход к обучению, целью которого является партнерское сотрудничество.

4. Разработан и экспериментально апробирован учебник математики для младших школьников, не владеющих родным языком.

5. Результаты формирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что наиболее эффективно проблема формирования понятий на двух языках решается путем реализации выделенных нами, педагогических условий.

Проведенное исследование показало общедидактическую значимость предлагаемой нами педагогической системы терминологической работы с младшими школьниками в условиях русско-бурятского двуязычия. Вместе с тем, предлагаемая работа не претендует на полное и окончательное решение проблемы проведения терминологической работы в условиях билингвального обучения, так как представляет собой первый опыт создания педагогической системы терминологической работы с младшими школьниками, не владеющими родным (бурятским) языком, и требует дальнейшего комплексного изучения психологами, лингвистами, методистами и учителями-практиками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Двуязычие и школа / В. А. Аврорин // Проблемы двуязычия и многоязычия. — М.: Наука, 1972. — С.49−62.
  2. Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками / Ш. А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. 1986. — № 2.-С.24−27.
  3. П.Р. Национальная школа в XXI веке / П. Р. Атутов // Современные проблемы развития национально-региональной системы образования: Тез. докл. регион, научно-практич.конф. Улан-Удэ, 1994. -С. 3−4.
  4. В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В. Ф. Афанасьев. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 182 с.
  5. К.Ш. Философские аспекты гуманистической сущности народной педагогики / К. Ш. Ахияров // Гуманизация образования. 1996. — № 1. — С.20−23.
  6. С.М. Родная и русская речь учащихся-бурят / С, М. Бабушкин. -Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 1996. 60 с.
  7. Н.С. Социальный аспект двуязычия / Н. С. Бабушкина. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1998. — 114 с.
  8. Т.П. Социальный и языковой аспекты формирования раннего (детского) бурятско-русского и русско-бурятского двуязычия / Т. П. Бажеева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — 150 с.
  9. И.Г. Двуязычие: история и современность / И. Г. Балханов. -Улан-Удэ, 1991.-46с.
  10. Л.И. Сущность интерференции и специфика ее проявления / Л. И. Баранникова // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. -С.88−98.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423 с.
  12. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. М.: Просвещение, 1965. — 174 с.
  13. Т.А. Билингвизм и его разновидности в системе употребления / Т. А. Бертагаев // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. — С.82−88.
  14. B.C. Нравственность. Культура. Современность / B.C. Библер. -М.: Знание, 1990. -62 с.
  15. B.C. От наукознания к логике культуры: Два философских введения в 21 век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1991.-412 с.
  16. А.Я., Блох М. Я. О структуре математического языка и его дидактических аспектах / А. Я. Блох, М. Я. Блох // Математика в школе. -1994. -№ 4.-С.52−54.
  17. Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учеб. пособие / Г. И. Богин. Калинин: Изд-во Калинин. госуниверситета, 1977. — 84 с.
  18. Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека / Г. И. Богин. Калинин, 1975. — 78 с.
  19. A.M. Речевая подготовка детей в школе / A.M. Богуш. Киев, 1984.- 134 с.
  20. Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С.33−34.
  21. А.Д. О проблемах языковой политики / А. Д. Болсохоева // Социолингвистические исследования в Бурятии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992,-С.40−46.
  22. М. Я и ты / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с.
  23. .Ж. Социолингвистический аспект двуязычия в Бурятии / Б. Ж. Будаев // Слово в русской народной речи. Улан-Удэ, 1991. — С.70−77.
  24. Л.Д. Современное состояние бурятского языка и меры его сохранения и совершенствования / Л. Д. Бураев // Социолингвистические исследования в Бурятии / Отв.ред. Л. Д. Шагдаров. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992.-С.З-16.
  25. У. Одноязычие и многоязычие / У. Вайнрайх // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1972. — Bbin.VI. — С.25−60.
  26. У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования / У. Вайнрайх. Киев: Выща школа, Изд-во при Киевск. ун-те, 1979. — 263с.
  27. B.C., Чимитова С. Ц. Этнопсихологические основания воспитательной системы современной школы / B.C. Васильева, С. Ц. Чимитова // Вестник Бурятского университета. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1997. — Вып. 1. — С.88 — 99.
  28. Н.К. Практика мышление — знание. — К проблеме творческого мышления / Н. К. Вахтомин — М.: Наука, 1978. — 123 с.
  29. Г. Математическое мышление / Г. Вейль / Пер. с англ. и нем / Под ред. Б. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  30. Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е. М. Верещагин. М.: МГУ, 1969. — 160 с.
  31. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. М, 1976. — 480 с.
  32. Н.Я., Блох А. Я., Таварткиладзе Р. К. Воспитание мыслительных способностей учащихся в процессе обучения математике / Н. Я. Виленкин,
  33. А.Я. Блох, Р. К. Таварткиладзе // Современные методики преподавания математики / Сост.Н. С. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1985. -С.201−221.
  34. Т.М. Билингвизм и его аспекты / Т. М. Вишневская. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 1997. 98 с.
  35. И.Г. Билингвальное обучение: соотношение содержательного и языкового компонентов / И. Г. Владимирова // Тентор.- 1998.-№ 2.-С. 14−17.
  36. Г. Н. Неотъемлемая часть национальной культуры (Родник педагогической мудрости) / Г. Н. Волков // Сов.педагогика. 1989. — № 1. -С.98−103.
  37. Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, книж. изд-во, 1989. — 334 с.
  38. Г. Н. Этнопедагогизация современного воспитания / Г. Н. Волков // Мир образования. 1997. — № 2. — С.66−71.
  39. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  40. Г. Н. Этнопедагогические заметки / Г. Н. Волков // Сов.педагогика.- 1991. -№ 9.-С.89−94.
  41. М.Б. Математика без перегрузок / М. Б. Волович. М.: Педагогика, 1991. — 142 с.
  42. JI.C. Вопросы детской психологии7 Л.С.Выготский. СПб.: Союз, 1997.-220 с.
  43. Л.С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997.- 144 с.
  44. Л.С. Мышление и речь (псих.иссл.) / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.
  45. JT.C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  46. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  47. П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966.-С.236−277.
  48. П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношений языка и мышления / П. Я. Гальперин // Вопросы языкознания. 1977. — № 4. — С.95 — 101.
  49. .В. Математика и математическое образование в современном мире / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение,-1985. — 192 с.
  50. .В. Формирование мировоззрения учащихся при изучении математики / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1982. — 145 с.
  51. B.C. Типы мышления и учебная деятельность / B.C. Гончаров. -Свердловск: СГПИ, 1988. 72 с.
  52. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике / Я. И. Груденов. М.: Педагогика, 1987. — 158 с.
  53. М.Н. К изучению двуязычия в культурно-историческом аспекте / М. Н. Губогло // Национальный язык и национальная культура. М., 1978. -С. 184−208.
  54. В. Язык и философия культуры / В. фон Гумбольдт. М.: Прогресс, 1985.-450 с.
  55. О.В. Проблема соотношения понятий диалога культур и диалога в культуре / О. В. Гуткин // Диалог в культуре. М., 1989. — Вып.5. — С.58−63.
  56. В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.-424с.
  57. В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Б-ка развивающего обучения. Вып. 13. Томск: Пеленг, 1995. — 142 с.
  58. В.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения / В. В. Давыдов // Психологическая наука и образование. 1996. -№ 4. — С.24−28.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  60. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1992. — 112 с.
  61. Ю.А. К методологии теории билингвизма и методика билингвистических исследований / Ю. А. Дешериев // Методы билингвистических исследований. М., 1976. — С.20−32.
  62. Ю.А., Протченко И. Ф. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия / Ю. А. Дешериев, И. Ф. Протченко // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. — С.43 — 53.
  63. Дондуков У.-Ж. Ш. Влияние русского языка на развитие и обогащение лексического состава бурятского языка / У.-Ж. Ш. Дондуков. Улан-Удэ, 1974.- 100 с.
  64. Дондуков У.-Ж. Ш., Пахутова Е. Г. Учебник бурятского языка (для знающих русский язык) / У.-Ж. Ш. Дондуков, Е. Г. Пахутова. Улан-Удэ: Бурят, книж. изд-во, 1990. — 176 с.
  65. Дондуков У.-Ж.Ш. Словообразование монгольских языков / У.-Ж. Ш. Дондуков. Улан-Удэ, 1993. — 196с.
  66. Д. Культура как диалог / Д. Драгунский // Диалог в культуре. -М, 1989.-Вып.5.-С.6−8.
  67. Т.М. Проблема раннего бурятско-русского двуязычия в сельских школах / Т. М. Дугаржапова // Социолингвистические исследования в Бурятии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1992. — С47−53.
  68. Т.Д. Актуализация дидактического потенциала бурятской народной педагогики в учебном процессе / Т. Д. Дугарова. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1997. — 165 с.
  69. Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: проблемы функционирования и перспективы развития / Г. А. Дырхеева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — 188 с.
  70. Г. А., Бажеева Т. П. Исторический аспект бурятско-русского двуязычия в Бурятии / Г. А. Дырхеева, Т.П. Бажеева* // Историко-сравнительное изучение монгольских языков. Улан-Удэ, 1995. — С.34−47.
  71. М.В. Проблемы двуязычия (многоязычия) / М. В. Дьячков. М.: Ин-т нац. проблем в МО РСФСР, 1992. — 102 с.
  72. М.В. Социальные аспекты овладения родным национальным языком / М.В. Дьячков//СОЦИС. 1992. — № 5. с. 123−126.
  73. Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации / Н. К. Елаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского пединститута,' 1994. — 124 с.
  74. Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы / Н. К. Елаев // Педагогика. 1995. — № 2. — С.45−47.
  75. В.Ф. Этнические сведения при изучении математики / В. Ф. Ефимов // Начальная школа. 1994. — № 6. — С.38−40.
  76. А.Н. История психологии: от античности до наших дней /
  77. A.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  78. JI.A. От двух корней: О значении двуязычия в национальной республике / JI.A. Жданов. Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1989. — 63 с.
  79. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин.- М.: Наука, 1982.- 159 с.
  80. Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия) / Е. П. Жирков. М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  81. H.JI. Категории и символика традиционной культуры монголов / H.JI. Жуковская. М.: Наука, 1988.- 195 с.
  82. Жур В. К. Экология языка и культуры / В. К. Жур. // Функционирование языков в многонациональном обществе. М.: Наука, 1991. — С.434−444.
  83. В.И. Анализ базовых понятий в педагогическом исследовании /
  84. B.И. Журавлев // Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  85. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника / А. З. Зак. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  86. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет / А. З. Зак. М.: Новая школа, 1996. — 256 с.
  87. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет / А. З. Зак.- М.: Новая школа, 1996. 336 с.
  88. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет / А. З. Зак.- М.: Новая школа, 1996. 408 с.
  89. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А. З. Зак. М.: Педагогика, 1984. — 152 с.
  90. Зак А. З. Различия в мышлении детей / А. З. Зак. М.: Педагогика, 1992. -128 с.
  91. К. В условиях активного билингвизма / К. Закирьянов // Народное образование. 1998. — № 5. — С.74−76.
  92. Закон Республики Бурятия «Об образовании», 1993.
  93. JT.B. Дидактика и жизнь / JT.B. Занков. М.: Просвещение, 1968. -175с.
  94. JT.B. Избранные педагогические труды / JT.B. Занков. М.: Новая школа, 1996.-426 с.
  95. В.И., Бабушкина Н. С. Двуязычие в современной Бурятии / В. И. Затеев, Н. С. Бабушкина // Социологические исследования. 2000. — JN°10. — С 58−64.
  96. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  97. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1978. — 158 с.
  98. И.А. Психологические основы формирования двуязычия / И. А. Зимняя // Русский язык в национальной школе. 1984. — № 3. — С.27−29.
  99. И.А. Психология обучения иностранному языку в школе / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991.-222 с.
  100. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994.-304 с.
  101. Р.И. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий / Р. И. Иванов. Куйбышев: Б.и., 1978. — 72 с.
  102. И.Н. Социологический аспект понимания ценностей культуры / И. Н. Иванова // Диалог в культуре. М., 1989. — Вып.5. — С.52−58.
  103. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измаилов.-М.: Педагогика, 1991. -256с.
  104. Н.В. К психологической природе раннего двуязычия / Н. В. Имедадзе // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С.60−68.
  105. Н.В. Некоторые вопросы типологии билингвизма / Н. В. Имедадзе // Психологические и лингвистические аспекты языковых контактов. Калинин, 1978. — С.31−41.
  106. Н.В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком / Н. В. Имедадзе. Тбилиси: Генатлеба, 1979. — 229 с.
  107. Н.Н. Россия и Запад: взаимодействие культур / Н. Н. Ионов // Вопросы философии. 1991. — № 5. — С. 17−36.
  108. Н.К. Концепция обучения математике в начальной школе / Н. К. Истомина // Начальная школа. 1996. — № 10. — С.48−51.
  109. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968.-317 с.
  110. М.С. Философия кульуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996. -416с.
  111. З.И. Психологические особенности развивающего обучения учащихся / З. И. Калмыкова. М.: Знание, 1979. — 98 с.
  112. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С. Н. Карпова, И. Н. Колобова. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 165 с.
  113. Ю.М. Задачи в обучении математике / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1977. — ч.2. — 142 с.
  114. Ю.М. Задачи в обучении математике / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1977. — 4.1. — 108 с.
  115. Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного курса математики / Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин / Под ред. А. И. Маркушевича. М.: Просвещение, 1974. — 3 82 с.
  116. В. В диалоге современных культур / В. Костомаров // Народное образование. 1998. — № 5. — С.21.
  117. В. Мой гений, мой язык / В. Костомаров. М.: Знание, 1991. -63с.
  118. Н.Г. Национальная двуязычная школа И.Я. Яковлева / Н. Г. Краснов // Педагогика. 1998. -№> 4. — С.86−92.
  119. В.А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  120. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. — С.3−11.
  121. Ю. Политика образование — язык. / Ю. Кунгуруев // Народное образование. — 1998. — № 5. — С.17.
  122. М.В. Этнокультурные аспекты изучения языков / М. В. Кутьева // Педагогика. 1998. -№ 3.- С.74−79.
  123. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев М.: Академия, 2004. — 352 с.
  124. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 584 с.
  125. А.Н. Язык, речь, речевая деятельность / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  126. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  127. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И.Я. Лернер//Педагогика. 1996.-№ 2. — С.7−11.
  128. И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики / И. Я. Лернер // Сов.педагогика. 1989. — № 11. — С. 10−17.
  129. Л.Н. К обществу образованных людей./ Л. Н. Лесохина // Теория и практика образования взрослых. СПб: ИОВ РАО «Тускарора», 1998−273 с.
  130. Г. Л. Усвоение математических знаний в процессе билингвального образования: лингводидактические аспекты / Г. Л. Луканкин // Проблемы теории и методики обучения. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2005. — № 9. — С.40−46.
  131. У., Гавелка Дж., Кросби С. Зависимость двуязычия от условий усвоения языка / У. Лэмберт, Дж. Гавелка, С. Кросби // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1972. — С.241−253.
  132. А.А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1965. — 363 с.
  133. А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  134. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев,
  135. З.А. Малькова, JT.JT. Супрунова // Педагогика. 1999. — № 4. — С.3−10
  136. С.Г. К вопросу о воспитательном значении родного языка в процессе его изучения / С. Г. Макеева // Начальная школа. 1996. — № 2. -С.68−82.
  137. JI.K. Зависимость математического мышления от характера обучения / Л. К. Максимов // Вопросы психологии. -1979. № 2. — С.57 — 65.
  138. С.М. Этнопедагогика малочисленных народов Сибири и проблема возрождения национальной культуры / С. М. Малиновская // Образование в Сибири. 1994. — № 1. — С.69−75.
  139. И. Методологические основы дидактики / И.Марев.- М.: Педагогика, 1987. 224 с.
  140. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка / Н. А. Менчинская. М.: Знание, 1970. — 32 с.
  141. Н.А., Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
  142. Н.В. Дидактика математики / Н. В. Метельский. Минск: Изд. БГУ, 1982. — 256 с.
  143. Н.Б. Социальная лингвистика / Н. Б. Мечковская. М.: Аспект Пресс, 1996. — 207с.
  144. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся: эксперим. психол. исслед. обучения пониманию предложений при чтении / М. Я. Микулинская. М.: Педагогика, 1989. — 142 с.
  145. Мильяр-Белоручев Р. К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному / Р.К. Мильяр-Белоручев // Иностр. яз. в шк, — 1991.-№ 5. -С.14−16.
  146. А.А. Обучение иностранным языкам в двуязычной аудитории / А. А. Миролюбов // Сов.педагогика. 1991. — № 10. — С.59−63.
  147. Н.К. Подвижные национальные игры при обучении иностранному языку в младших классах. / Н. К. Мирхайдарова // Иностр.яз. в шк. 1991. — № 1. — С.72.
  148. М.М. Двуязычие: проблемы и поиски / М. М'. Михайлов. -Чебоксары, 1989.- 168 с.
  149. М.М. Когда и как обучать второму языку / М. М. Михайлов // Дошкольное воспитание. 1990. — № 1. — С. 18−21.
  150. М.М. Об изучении природы двуязычия / М. М. Михайлов // Язык и общество. М., 1968. — С.23−25.
  151. З.П. Личность в культурах Востока и Запада / З. П. Морохоева. Новосибирск: Наука, 1994.
  152. С.Д. Национально-региональная система образования: теория и практика / С. Д. Намсараев. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — 240 с.
  153. С.Д., Молонов Г. Ц. Развитие регионально-национальной системы образования в Бурятии / С. Д. Намсараев, Г. Ц. Молонов. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. — 128 с.
  154. Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. М.: Наука, 1981. — 111 с.
  155. И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике / И. Л. Никольская // Преемственность в обучении математике. М.: Просвещение, 1978. — С.24−36.
  156. В. Огонь очажного костра / В. Новицкий // Народное образование. 1995. — № 1. — С.95−99.
  157. Образование в конце XX века / Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992. № 9. с.3−23.
  158. A.M. Общество и образование: лекции по социологии образования / А. М. Осипов. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998.-204 с.
  159. М.Н. Краткий русско-бурятский словарь математических терминов / М. Н. Очиров. Улан-Удэ: Бэлиг, 1995. — 32 с.
  160. М.Н., Лубсанова Л. Б., Габеева Л. Н. Математика для младших школьников, не владеющих родным языком / М. Н. Очиров, Л. Б. Лубсанова, Л. Н. Габеева.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского грсуниверситета, 1999.-50 с.
  161. Очиров М.Н. Too бодолго / М. Н. Очиров. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. пединститута, 1995. — 32 с.
  162. Очиров М.Н. Too бодолго hypraxa методико / М. Н. Очиров. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. пединститута, 1994. — 121с.
  163. М.Н., Раднаев Э. Р. Научные основы развития национальной системы образования в Республике Бурятия / М. Н. Очиров, Э. Р. Раднаев. -Улан-Удэ, 1996.- 72 с.
  164. М.Н., Плиева Л. И., Ширин А. Г. Билингвальное обученйе: цели, проблемы, перспективы / М. Н. Певзнер, Л. И. Плиева, А. Г. Ширин // Мир образования. 1997. — № 2. — С. 12−13.
  165. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  166. Педагогика / Под ред.П. И. Пидкасистого.-М. Рос. пед агентство, 1995−640с.
  167. В., Роберте JI. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфильд, Л.Робертс. Л.: Медицина, 1964. — 264с.
  168. . Генетический аспект языка и мышления / Ж. Пиаже // Психолингвистика / Под ред.A.M. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. -С.325−335.
  169. . Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. СПб: Союз, 1997. -250с.
  170. . Схемы действия и усвоения языка / Ж. Пиаже // Семиотика / Под ред.Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. — С.133−136.
  171. И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2001. — 400 с.
  172. Л. К истории денационализации бурятской общеобразовательной школы / Л. Похосоев//Байкал. 1995.-№ 1. — С.88−107.
  173. Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. — 360с.
  174. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации: Начальные классы (1−4 классы одиннадцатилетней школы). -М.: Просвещение, 1992. 223 с.
  175. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации: Начальные классы (1−3). М.: Просвещение, 1993. — 111 с.
  176. Е.Ю. Многоязычие в детском возрасте / Е. Ю. Протасова. -СПб: Златоуст, 2005.-274 с. '
  177. A.M. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах / A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1973. — 208с.
  178. Э.Р. Бурятский язык в условиях двуязычия / Э. Р. Раднаев // Байкал. 1991.- № 3. — С.130−134.
  179. А.И. Управление умственной деятельности младшего школьника / А. И. Раев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — 134 с.
  180. Развитие учащихся в процессе обучения (1-Й классы) / Под ред. Л. В. Занкова.- М.: АПН РСФСР, 1963. 291 с.
  181. В.И., Дырхеева Г. А. Проблемы бурятско-русского двуязычия на современном этапе / В. И. Рассадин, Г. А. Дырхеева.-Улан-Удэ, 1990 98с.
  182. Л.О. Понятие и слово / Л. О. Резников. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. -123 с.
  183. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М.: Просвещение, 1979. — 238 с.
  184. С.А. Основы общей психологии / С. А. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989.- 488с.
  185. .С. Сопоставительная грамматика русского и бурятского языков / Ж. С. Сажинов. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1984. -143 с.
  186. Н.Г. Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с.
  187. Д.Д. Характеристика языковой ситуации в республике / Д. Д. Санжина // Социолингвистические исследования в Бурятии. Улан-Удэ, БНЦ СО РАН, 1992. — С. 16−25.
  188. Г. И. Упражнения в обучении математике / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  189. В.В. Иностранные языки в двуязычном образовании российских школьников (в школах с углубленным изучением иностранных языков) / В. В. Сафонова // Иностр. яз. в школе. 1997. — № 1. — С.2−7.
  190. А.А. Решение математических задач в 1−3 классах / А. А. Свечников. М.: Просвещение, 1976.- 159 с.
  191. М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр./ М. Сигуан, У. Ф. Макки. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  192. М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  193. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике / З. И. Слепкань. Киев: Рад. школа, 1983. — 192 с.
  194. Социолингвистические исследования в Бурятии / СО РАН БНЦ, Ин-т общественных наук. Улан-Удэ, 1992. — 131 с.
  195. А.А. Методы обучения математике / А. А. Столяр. М.: Высшая школа, 1966. — 190 с.
  196. А.А. Педагогика математики / А. А. Столяр.- З изд. Минск: Выш.шк., 1986.-414с.
  197. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов // Педагогика. 1999. -№ 2. — С. 30 -35.
  198. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  199. Г. А. Об основах и проблемах возрождения национальной школы: научно-методическое пособие / Г. А. Тармаев. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1996. — 27 с.
  200. O.K. Психология мышления / О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984.-272 с.
  201. И.И. Психологический анализ взаимовлияния речевого развития на родном и иностранных языках / И. И. Усов // Психология билингвизма.
  202. М.: Изд-во МГПИИЯ им. Мориса Тереза, 1986. -Вып.260. С. 120−129.
  203. А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий / А. В. Усова. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 88 с.
  204. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  205. К.Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский. М.: Карапуз, 2000.-255 с.
  206. Ф.П. Современное общественное развитие и проблемы двуязычия / Ф. П. Филин // Проблемы двуязычия и многоязычия. М., 1972. — С. 13−26.
  207. М.В., Хаустова Н. Н. Дифференциация в обучении математике / М. В. Фоменкова, Н. Н. Хаустова // Начальная школа. -1999.-№ 2. С.50−53.
  208. Формирование двуязычия в национальной школе // Сборник научных трудов / Под ред. Н. М. Шанского. -М.:НИИ КРД АПН СССР, 1991. 231с.
  209. JI.H. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л. Н. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  210. Г. Математика как педагогическая задача / Г. Фройденталь. -М.: Просвещение, 1982. 208 с.
  211. Ф. Проблема возрождения и сохранения языков этносов в поликультурном обществе / Ф. Харисов // Магариф. -1998. № 9. — С.49−51.
  212. Хасаранов Б.Ч.-Ц. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы (1917−1931): дисс. .канд. пед. наук. 13.00.01 / Б.Ч.-Ц.Хасаранов- Бурятский госуниверситет. Улан-Удэ, 1997.- 159 с.
  213. Е.Л. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики / Е. Л. Христова // Сов.педагогика. 1989. — № 7. — С. 103−106.
  214. Р. Что значит билингвальный? Формы и модели двуязычного обучения / Р. Циллиа // Иностр. языки в школе. 1995. — № 6. — С.65−72.
  215. С., Дамдинова Д., Могоева Д. Детям Бурятии двустороннее движение! / С. Чагдуров, Д. Дамдинова, Д. Могоева // Бурятия. — 1996. — 2 июля.
  216. А.Т. Некоторые проблемы этнокультурной истории бурят / А. Т. Шадаева.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 1998.-148 с.
  217. В.Д. Народная школа: о национально ориентированном содержании школьного образования. / В. Д. Шадриков // Высшее образование в России. 1993. — № 2. -С. 105−114.
  218. A.M. Родной язык и двуязычие К вопросу обучения детей неродному языку. / А. М. Шахнарович // Родной язык.-1994.- № 1. С. 13−17
  219. Р.Н. Особенности работы над задачами по системе развивающего обучения / Р. Н. Шикова // Начальная школа. 1999. — № 4. — С.77−85.
  220. А.Н. Логико-гносеологические основы процесса: формирования понятий в обучении / А. Н. Шимина. М.: Б.и., 1981. — 75 с.
  221. Шиф Ж. И. Развитие научных понятий у школьников / Ж. И. Шиф. М.: Учпедгиз, 1935. — 183 с.
  222. Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974.-412 с.
  223. Н.Б. Взаимовлияние языков и развитие двуязычия в национальной школе: Пособие для учителя / Н. Б. Экба. СПб: Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993.-223 с.
  224. Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского) / Д. Б. Эльконин. М.: Тривола, 1994.- 167 с
  225. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко / Сост.Б. Д. Эльконин. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
  226. Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения / Д. Б. Эльконин // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы) / Под ред.Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — С. 13−53.
  227. Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М.: Знание, 1974. -63 с.
  228. П.М. Укрупнение дидактических единиц.в обучении математике / П. М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  229. Языковая ситуация в Российской Федерации. М., 1992. — 223 с.
  230. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  231. И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  232. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
Заполнить форму текущей работой