Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение уровня информационной подготовки студентов-юристов на основе использования технологий хранения и поиска информации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап (2002;2003 гг.) — теоретико-поисковый, его основная задача заключалась в анализе состояния информационной подготовки студентов-юристов в вузе. С этой целью изучалось содержание курса информатики и выявлялись возможности его совершенствования в рамках, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 21 100. Изучалась… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. 1. Информационная подготовка как средство формирования информационной культуры личности в эпоху информационного общества
    • 1. 2. Проблемы информационной подготовки студентов вузов к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Сущностные характеристики информационной основы деятельности юристов-правоведов и их отражение при проектировании информационной подготовки будущих юристов
    • 1. 4. Теоретико-методологическое обоснование использования технологий хранения и поиска информации для повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ХРАНЕНИЯ И
  • ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ

2.1. Системно-деятельностный подход как теоретико-методологическая основа проектирования методики повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов на основе использования технологий хранения и поиска информации. 71

2.2. Определение системы целей информационной подготовки студентов-юристов. 86

2.3. Отбор содержания информационной подготовки студентов-юристов в вузе. 93

2.4. Организация учебной информационной профессионально-ориентированной среды подготовки будущих юристов. 108

2.5. Педагогические методы обучения, используемые при организации информационной подготовки студентов-юристов. 112

2.6. Средства и формы организации информационной подготовки студентов-юристов к профессиональной деятельности. 119

Выводы по второй главе. 128

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

3.1. Критерии диагностики уровня сформированности информационной полготовки будущих юристов. 130

3.2. Подготовка и проведение эксперимента. 137

Выводы по третьей главе. 149

Повышение уровня информационной подготовки студентов-юристов на основе использования технологий хранения и поиска информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результатом человеческой жизнедеятельности является накопление огромных информационных ресурсов. Они хранят в себе большие потенциальные возможности по извлечению новой аналитической информации, на основе которой можно и нужно строить стратегию развития, выявлять тенденции, находить новые решения, обусловливающие успешное развитие в условиях конкурентной борьбы. Способность ориентироваться в огромном потоке информации, осуществлять поиск и получать необходимые данные за малые промежутки времени, с максимальным эффектом использовать сведения, полученные из различных информационных источников, — именно такие требования предъявляют сегодня к выпускникам высших учебных заведений заказчики образованияпредставители рынка труда.

В условиях быстрого развития науки и постоянного усложнения технологий возрастают требования к уровню информационной подготовки выпускников вузов. Для того чтобы соответствовать этим требованиям, содержание информационной подготовки студентов должно проектироваться на основе анализа профессиональной деятельности будущего специалиста и обеспечивать формирование профессионально значимых умений и навыков.

Однако образовательная система, призванная формировать информационный компонент готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, не всегда обеспечивает должный уровень их информационных умений и навыков.

Так, например, анализ информационного поля деятельности юристов-правоведов показал, что наиболее профессионально значимыми для них являются информационные умения и навыки поиска, отбора и обработки нормативной и фактической информации, необходимой для организации профессиональной деятельности. Чтобы на должном уровне решать задачи информационного обеспечения, специалисту этого профиля необходимы инструментарий и методология его применения, в связи с чем резко возрастает • роль персонального компьютера как инструмента, обеспечивающего эффективность работы с данными, и современных технологий хранения и поиска информации как средства формирования информационных умений и навыков.

Этим и обусловлена актуальность нашего исследования, заключающаяся в уточнении подходов к проектированию содержания информационной подготовки студентов-юристов и выяснении целесообразности использования в качестве средства повышения уровня их информационной подготовки технологий хранения и поиска информации.

Вопросы применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовке рассматриваются в работах В. А. Извозчикова, О. А. Козлова, Г. А. Кручининой и др.

Проблемы информационной подготовки юристов рассматривались в исследованиях С. В. Симоновича, В. И. Толстошеева, В. Д. Элькина и др.

Давая общую оценку разработанности проблемы обучения использованию технологий хранения и поиска информации в будущей профессиональной деятельности, следует отметить, что проведенные до настоящего времени исследования в этой области можно разделить по следующим направлениям:

— подготовка специалистов в области проектирования, создания и использования баз данных, главная задача которых заключается в разработке соответствующего программного обеспечения;

— обучение студентов и школьников работе с базами данных при изучении информатики.

Так, создание языковых программных средств баз данных и обучение работе с ними пользователей исследовались в работах российских и зарубежных специалистов в области информационных систем М. С. Диго, Н. Е. Емельянова, К. Дейта и др. Специфике преподавания раздела курса информатики «Базы данных» в технических вузах и университетах посвящены исследования Г. И. Ревункова, М. С. Диго и др. Методические указания по работе с системами управления базами данных приведены в работах Л. Н. Бахтияровой, В. А. Каймина, Н. В. Софроновой и др. Исследование по методике обучения школьников использованию технологии баз данных при изучении основ информатики провел В. Э. Фрейман. Исследование по методике преподавания раздела «Базы данных» в курсе информатики математического и физического факультетов педагогических вузов провели Т. А. Никифорова, Н. В. Сазонова.

Вместе с тем, педагогических исследований, отражающих использование технологий хранения и поиска информации в качестве средства, повышающего уровень информационной подготовки студентов-юристов, обнаружено не было.

Анализ процесса обучения студентов-юристов информатике позволил выявить ряд противоречий между:

1. Предметно-ориентированным содержанием курса информатики и потребностью студентов-юристов в приобретении профессионально значимых знаний, умений и навыков.

2. Стремительно совершенствующейся технической базой компьютеров, улучшающимися дидактическими возможностями программного обеспечения и медленно меняющимся содержанием образования в области информационных и коммуникационных технологий.

3. Объективной необходимостью подготовки студентов к профессиональной деятельности и малым числом педагогических разработок, формирующих целостное представление о профессиональных информационных задачах на начальной стадии обучения.

Таким образом, проблема исследования состоит в разрешении противоречий между потребностью студентов-юристов в освоении профессионально значимых знаний, умений и навыков и отсутствием теоретически обоснованного, профессионально направленного содержания их информационной подготовки, реализующего современные возможности информационного обеспечения.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация методики использования технологий хранения и поиска информации как средства повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов.

Объект исследования — процесс обучения студентов-юристов информационным и коммуникационным технологиям в курсе информатики.

Предмет исследования — содержание информационной подготовки студентов-юристов к профессиональной деятельности средствами использования технологий хранения и поиска информации.

Гипотеза исследования: уровень информационной подготовки студентов юристов будет выше, если:

1. Будут реализованы теоретически обоснованные структуризация и дополнение ее содержания с учетом частных целей информационной подготовки будущих юристов, учитывающих особенности их будущей профессиональной деятельности.

2. В качестве средства повышения уровня информационной подготовки будут использованы технологии хранения и поиска информации, что придаст процессу обучения информатике профессиональную направленность.

3. Будет разработан учебно-методический комплекс, отражающий обновленное содержание.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:

1. Обоснование возможности и целесообразности структуризации и дополнения содержания курса информатики для студентов-юристов.

2. Разработка модели информационной подготовки студентовюристов, отражающей систему целей, содержание, методы, формы и средства ее организации.

3. Разработка и апробирование учебно-м'етодического комплекса, у включающего спроектированное содержание, учебную программу курса информатики, серию учебно-методических пособий, комплекты тестовых заданий и заданий для самостоятельной индивидуальной работы студентов.

4. Проверка эффективности разработанной методики в условиях педагогического эксперимента.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— теория системного подхода к организации педагогического процесса (В.П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Н. В. Кузьмина и др.);

— теория личностно ориентированного подхода (JI.C. Выготский,.

П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.);

— теория деятельностного подхода к обучению и развитию (А.Н.

Леонтьев, С. П. Рубинштейн, П. Г. Щедровицкий и др.);

— теории, посвященные дидактическим основам познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.);

0 — основы проектирования педагогических технологий (В.П.

Беспалько, Е. С. Полат и др.) — - методологические и теоретические подходы внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство (О.А. Козлов, Г. А. Кручинина, И. В. Роберт, А. А. Червова и др.);

— методологии в области преподавания информатики (В.М. Глушков, А. П. Ершов, О. А. Козлов, Е. И. Машбиц, Н. В. Софронова, И. В. Роберт и др.) — л — методологические и теоретические вопросы профессионального образования (С.М. Маркова, A.M. Новиков, Ю. Н. Петров и др.) — - принципы проблемного обучения (И.Я. Лернер, М. И. Махмутов, C.JI. Рубинштейн и др.) и контекстного подхода (А.А. Вербицкий и ДР-).

Методы исследования: для решения задач исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по проблеме диссертацииизучение и анализ педагогического опытанаблюдениеанкетирование, тестирование, проведение педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ его результатов.

Экспериментальная база исследования: Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Исследования проводились в течение 2002;2005 гг. Этапы исследования:

Первый этап (2002;2003 гг.) — теоретико-поисковый, его основная задача заключалась в анализе состояния информационной подготовки студентов-юристов в вузе. С этой целью изучалось содержание курса информатики и выявлялись возможности его совершенствования в рамках, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 21 100. Изучалась психолого-педагогическая, философская, социально-экономическая литература, что в совокупности с результатами анализа состояния информационной подготовки позволило наметить задачи исследованияизучалось теоретическое состояние проблемыформировался понятийный аппарат. Была сформулирована тема исследования, дано обоснование ее актуальности, определены цель, гипотеза, задачи исследования, порядок, методы и формы проведения педагогического эксперимента.

На втором этапе (2003;2004 гг.) проверялись и конкретизировались ключевые понятия и теоретические положения исследования, проектировалась модель информационной подготовки студентов-юристов, анализировались и систематизировались полученные данные, разрабатывался учебно-методический комплекс повышения уровня информационной подготовки на основе использования технологий хранения и поиска информации, проведен констатирующий эксперимент, обобщены его результаты.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) был уточнен и доработан учебно-методический комплекс повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов на основе использования технологий хранения и поиска информации, проводились формирующий и контролирующий эксперименты, были обработаны их результаты. Формулировались выводы, оформлялись результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Проблема повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов решается использованием технологий хранения и поиска информации как средства формирования у будущих специалистов профессионально значимых информационных умений и навыков.

2. Теоретически обоснована необходимость проектирования содержания курса информатики для студентов-юристов на основе принципа профессиональной направленности, с учетом частных целей информационной подготовки будущих юристов, выявленных в исследовании.

3. На основе предпринятого теоретического и опытно-экспериментального исследования разработана методика использования технологий хранения и поиска информации как средства повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— на основе анализа профессионально значимых умений и навыков определены частные цели обучения информатике студентовюристов, уточнено содержание информационной подготовки, реализующей принцип профессиональной направленности информационной подготовки будущих специалистов в этой области;

— спроектирована модель информационной подготовки будущих юристов, включающая систему целей, содержание, методы, средства и организационные формы обучения;

— теоретически обоснована целесообразность использования технологий хранения и поиска информации для решения задачи совершенствования информационной подготовки студентов-юристов к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования:

— разработан, апробирован и внедрен в учебный процесс учебно-методический комплекс, отражающий содержание спроектированного курса, включающий учебную программу, серию учебно-методических пособий, комплекты тестовых заданий и заданий для самостоятельной индивидуальной работы студентов.

— экспериментально подтверждена целесообразность >fi использования технологий хранения и поиска информации для совершенствования информационной подготовки студентов к профессиональной деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование возможности и целесообразности использования технологий хранения и поиска информации как средства повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов.

2. Модель информационной подготовки студентов-юристов в вузе, спроектированная с учетом частных целей информационной подготовки студентов-юристов, выявленных при анализе информационной основы деятельности специалистов этого профиля.

3. Методика повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов на основе использования технологий хранения и поиска информации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются адекватностью используемых методов целям и задачам исследования, сочетанием методов теоретического и экспериментального исследования, использованием статистических методов обработки экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, теоретические и практические результаты докладывались и обсуждались на I Международнбй Интернет-конференции «Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования» (Екатеринбург, РГППИ, 2005 г.), XV Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании» (Пенза, ПГТА, 2005 г.), IV V, VI Международных научно-практических конференциях «Высокие технологии в педагогическом процессе (Н.Новгород, ВГИПА, 2003;2005 гг.), Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы развития непрерывного многоуровневого профессионального образования» (Н.Новгород, ВГИПА, 2004 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Использование информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов» (Н.Новгород, ВГИПА, 2004 г.), IV, V, VI научно-практических конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н. Новгород, ВГИПА, 2003;2005 гг.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В диссертации имеется 10 таблиц, 4 рисунка и 4 сравнительные диаграммы.

Список литературы

содержит 170 наименований. Приложения включают анкеты для студентов и практикующих юристов.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Выбраны критерии диагностики, позволяющие оценить уровень информационной подготовки студентов-юристов: коэффициенты усвоения знаний, умений и навыков по трем уровням усвоения (по В.П. Беспалько) и рейтинговая оценка шести мотивов к учебной деятельности (по А.И. Гебос).

2. Разработаны анкеты для анкетирования практикующих юристов с целью состава и интенсивности использования информационных и коммуникационных технологий в практической деятельности.

3. Получены результаты анкетирования, подтверждающие высокую интенсивность использования средств информационных и коммуникационных технологий в практической деятельности.

4. Выбраны методы определения уровня информационной подготовки: тестирование и анкетирование.

5. Разработана методика оценки уровня информационной подготовки, в которой описаны этапы анкетирования и контроля уровней усвоения опыта.

6. Разработаны тесты для определения уровня информационной подготовки. Разработаны анкеты определения мотивов учебной и профессиональной деятельности в процессе подготовки студентов к организационно-управленческой деятельности.

7. Подтвержден факт повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов сравнительными результатами тестирования контрольной и экспериментальной групп. После проведения эксперимента в экспериментальной группе произошел переход обучаемых на третий уровень усвоения (40%), тогда как в контрольной группе на этом уровне оказалось 9% обучаемых. Большая часть студентов контрольной группы по-прежнему осталась на первом уровне усвоения (48%) против 12% в экспериментальной группе.

Достоверность эксперимента подтверждена данными статистической обработки (х2эмп=10,02, %2кр = 9,21).

8. Проведенное анкетирование выявило положительную динамику изменения отношения к фактору профессиональной направленности учебной деятельности в рамках информационной подготовки у студентов экспериментальной группы: 70% поставили этот мотив учебной деятельности на первое место против 54% в контрольной группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное теоретико-экспериментальное исследование повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов в профессиональной деятельности позволило сделать следующие выводы:

1. В результате анализа современных педагогических исследований по проблеме информационной подготовки студентов к профессиональной деятельности сделан вывод о том, что во многих работах поставлен вопрос о повышении качества этого вида подготовки. Однако работ, посвященных повышению уровня информационной подготовки студентов-юристов в вузе средствами использования технологий хранения и поиска информации, не обнаружено.

2. На основе анализа организации информационной подготовки в вузе и анализа информационной составляющей профессиональной деятельности специалистов в области юриспруденции сделан вывод, что информационная подготовка является важнейшей составляющей системы профессиональной подготовки будущих юристов и должна проводиться с позиций системного, интегративно-целостного, деятельностного и личностно-ориентированного подхода, иметь четко выраженную профессиональную направленность. Целью информационной подготовки является формирование основ информационной культуры, ценностного отношения к информации, потребности к непрерывному образованию и самообразованию.

3. Выделены частные цели формирования информационной подготовки студентов-юристов: овладение умениями сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых нормовладение рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, освоение приемов работы со справочными правовыми системами.

4. На основе выделенных теоретических подходов и частных целей информационной подготовки студентов-юристов в вузе была разработана модель их информационной подготовки, включающая систему целей, содержание, систему принципов, методов, средств и форм обучения. Модель проектировалась с учетом частных целей информационной подготовки студентов-юристов, необходимости реализации принципа профессиональной направленности и использования технологий хранения и поиска информации как средства, повышающего уровень информационной подготовки.

5. Для реализации практических подходов к проблеме повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов был разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя учебную программу курса информатики, серию учебно-методических пособийкомплекты заданий для индивидуальной самостоятельной работы студентов и тестовых заданий.

6. С помощью критериально-диагностической методики экспериментально проверена и подтверждена эффективность использования разработанной методики для повышения уровня информационной подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности. Это доказывается тем, что студенты экспериментальной группы показали лучшие результаты по сравнению с контрольной группой по всем критериям профессионально значимых умений и навыков, повысились качественные показатели обучения и рейтинг мотива, отражающего профессиональную направленность учебной деятельности.

7. Доказано, что использование разработанного учебно-методического комплекса повышения уровня информационной подготовки студентов-юристов на основе использования технологий хранения и поиска информации способствует:

— осознанию студентами-юристами профессиональной значимости использования информационных и коммуникационных технологий и среди них технологий хранения и поиска информации в процессе дальнейшего обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности;

— приобретению студентами опыта творческой деятельности в процессе работы с информационными массивами;

— развитию навыков аналитического мышления;

— повышению самооценки студентов, возникающему в процессе удовлетворения информационных потребностей, приобретения информационных умений, позволяющих свободно ориентироваться в современном информационном пространстве.

8. Предполагается дальнейшее исследование информационного поля юристов-правоведов с целью выявления новых подходов к повышению уровня информационной подготовки будущих юристов и дополнение серии учебно-методических пособий, отражающих организацию информационной подготовки студентов-юристов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Введение в юридическую специальность. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1981.-359 с.
  2. Н.Д. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  3. С.И., Мизинцев В. П. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса. //Новые методы и средства обучения. М.: 1989, № 3
  4. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Наука, 1981.-432 с.
  5. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 138 с.
  6. Ю.М. Информация, общество, право и человек. // Влияние научно-технического прогресса на юридическую жизнь. М: Юрид. лит., 1988.- 121 с.
  7. Л.Н. Информатика. Работа в приложениях Microsoft Office: Пособие к практическим занятиям. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. -92 с.
  8. Л.Н., Червова А. А. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности. Н. Новгород: ВГИПА, 2003.-205 с.
  9. Ю.Белкин Е. Л. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью. Ярославль: ЯШИ, 1974. — 227 с.
  10. П.Бергманн В. Роль юристов в обществе. // Российская юстиция. М.: 1999-№ 4.-С. 85−89
  11. В.П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы. Воронеж: ВГПИ, 1977. — 308 с.
  12. В.В. Формирование информационной культуры учащихся 10 классов в процессе самостоятельной работы.: Автореф.дис. канд. пед. наук. -М.: 1993.-24 с.
  13. Г. А., Извозчиков В. А., Петрунько А. В. Кибернетический подход к информационным технологиям в непрерывном образовании. //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) -СПб.: 1994.-163 с.
  14. Т. А. Концепция школьного курса информатики: Учеб. пособие. СПб.: Высшая административная школа мэрии СПб, 1995.- 68с.
  15. Т.А., Плотник В. Б. Алгоритмическая теория обучения и контроля знаний (обзор методов). //Дидактические основы компьютерного обучения Д.: ЛГУ, 1989. — 212 с.
  16. Ю. С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика. 1993. — № 1 — С.49−53.
  17. Е.В. Методика организации профессиональной подготовки студентов в процессе изучения образовательной области «Правовая информатика»: Автореферат на соиск. степ. канд. пед.наук. Тамбов, 2002. — 27 с.
  18. Ю.Б. Методика формирования информационной основы деятельности специалиста (на примере подготовки специалиста в области организации коммерции): Дис. на соиск. степ. канд. пед. наук. Тамбов, 2000.-210 с.
  19. В.Н., Воронов В. В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования. //Компьютерная революция и информатизация общества. -М.: 1990. 288 с.
  20. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебное пособие / Под ред. Новикова Д. Б. и Камынина В. Л. М.: ЗАО «Консультант Плюс», 1999.- 146 с.
  21. А.В. Основы информатики и компьютерной техники. М.: СОЛОН-Пресс, 2003. — 544 с.
  22. Н.Л. Система самостоятельных работ как средство активизации учебной деятельности студентов в обучении математике: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 164 с.
  23. А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления. М.: Юрид. лит., 1978. — 208 с.
  24. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Наука, 1991. — 207с.
  25. А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. — 1987. № 5. — с. 31−39.
  26. Н. Кибернетика, или управление и связь. М.: 1983.
  27. В.А. Информация и глобальные проблемы современности //Вопросы философии. 1983. -№ 12.
  28. Е.И. Вопросы применения информационных техно логий в сфере образования и обучения.// Информационные технологии. -1998.-№ 2.-С.32−36.
  29. Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий М.: 1995.-220 с.
  30. А.К. Информатизация и культура./ЯСомпьютерная революция и информатизация общества. М.: Наука, 1990. 323 с.
  31. Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  32. Т.В. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1995. -202 с.
  33. О.А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М.: Изд-во «Юридическая книга», 1998. -144 с.
  34. О.А. Основы правовой информатики: Учеб. пособие. -М.: Инст. гос. и права РАН, 1998. 43 с.
  35. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследования мышления в советской психологии.-М.: 1966.-108 с.
  36. А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению//Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч 1.-М.: 1977.-c.54
  37. .С., Пруха Я. Дидактическая прогностика: Некоторые актуальные проблемы теории и практики. Киев: 1979. — 128 с.
  38. .С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. М.: Наука, 1999. — 114 с.
  39. .С. Философия образования. М, Флинт, 1999. — 317 с.
  40. .С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. — М.: Наука, 1993. 287 с.
  41. СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
  42. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Питер, 1992.- 254 с.
  43. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1982.202 с.
  44. .А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 114 с.
  45. Гончаров A. Access 7.0. в примерах СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
  46. В.Ф. Повышение информационной культуры студентов. //Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. М.: 1995. — 190 с.
  47. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 21 100 Юриспруденция — М.: 2000. — 19 с.
  48. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учеб. для юрид. вузов и факультетов. М., Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2001. -384 с.
  49. К. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. М.: Наука, 1980.-464 с.
  50. А.Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов / A.JI. Денисова. Ташкент: Издательско-полиграфическое объединение им. Ибн Сины, 1993. — 195с.
  51. A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Дис.. док.пед.наук. М.: 1994.-445 с.
  52. A.JI. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров работников ОВД на основе новых информационных технологий: Монография. Домодедово: РИПК МВД России, 1995.-83 с.
  53. Д. X. Компьютеры как инструменты познания // Информатика и образование. 1996.- № 4. -С. 117−131.
  54. М.С. Проектирование и использование баз данных. М.: Финансы и статистика, 1995. — 208 с.
  55. Л. И., Грохульский М. С. Пользовательская информатика. Лабораторные работы по теме: Системы управления базами данных (на примере СУБД FoxBase+). Часть Б. Программирование в СУБД: Уч. пособие /Уральский гос. пед. ун-т, — Екатеринбург, 1995. 77 с.
  56. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества. //Коммунист, -1988, № 2.
  57. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре. //Информатика и компьютерная грамотность. -М.: -1988.
  58. А.В. Совершенствование информационного обеспечения оперативного управления органами внутренних дел. Организационные и правовые аспекты: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998. — 206 с.
  59. А.Э. Основы профессиональной деятельности юриста.
  60. Введение в специальность. Смоленск: Изд-во СГУ, 1995. — 56 с.
  61. В.А. Компьютерная революция: проблемы и задачи // Вопр. философии. -1987. № 4.
  62. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 208 с.
  63. В.А. Инфоноосферная эдукология: новые информационные технологии обучения. -СПб.: Питер, 1991. 200 с.
  64. В.А., Козлов К. П. Информационные технологии обучения в системе непрерывного педагогического образования. //Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) СПб.: -1994. -102 с.
  65. В.А., Шилова О. Н. Информационно-педагогический тезаурус. — СПб.: Питер, 1996.
  66. Информатика / под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2003.-767 с.
  67. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории.- М.: Наука, 1984.- 207 с.
  68. Информатика и математика для юристов: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Х. А. Андриашина, проф. С. Я. Казанцева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. — 463 с.
  69. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. с. 41−54.
  70. Е.В. Методика подготовки будущих учителей к использованию информационно-справочных систем. Автореф.дис. канд. пед. наук.1. СПб., 1998.- 25 с.
  71. М.Р. Перспективные технологии информационных систем. -М.: ИТ-Экономика, 2003. 286 с.
  72. Е. Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура» региональный компонент школьного образования // Информатика и образование. — 1995. — № 1
  73. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2000. — 176 с.
  74. О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений: Монография. — М.: МО РФ, 2000.
  75. Компьютерные технологии обработки информации / под ред. С. В. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1995. — 248 с.
  76. JI.C. Познавательная самостоятельность учащихся в условиях компьютерного обучения / JI.C. Коновалец // Педагогика. 1999. — № 2. — с. 46 — 50.
  77. И. Аудиторная самостоятельная работа студентов с учебным текстом. // Высшее образование в России. 1995. — № 1.
  78. Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Теоретические основы, экспериментальные исследования: Монография. М.: Прометей, 1996.- 176 с.
  79. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие.-Л.: ЛГУ, 1980.-431 с.
  80. А.В. Информационное расследование преступлений. — М.: Законность, 1999. 144 с.
  81. М. П. Информатика и технология: Компоненты педагогического образования // Информатика и образование. 1991. — № 6, № 1
  82. М.П. Реализация компонентов информатики и НИТО в учебных планах педагогических вузов. //Информатика и образование. 1996, № 6.
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: 1981.
  84. А.С. О подготовке юристов.// высшее образование в России.-1999.-№ 5.
  85. .Ф. Проблема образа в психологии. В кн.: Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
  86. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  88. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191 с.
  89. Е.А. Основы информационной культуры: Программа курса для вузов // СОЦИС. 1994. № 11. С. 59−65.
  90. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М.: 1996.-35 с.
  91. А.А. Информационно-семантическое структурироване учебного материала : Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ижевск: 1995.-23 с.
  92. Т.А. Комплексная подготовка будущих учителей к использованию систем управления базами данных: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Екатеринбург: 1999. 22 с.
  93. A.M. Профессиональное образование в России: основные направления и векторы развития. М.: ЛПО РАО, 1997 — 431 с.
  94. В. Г. Огарев Е.И. Междисциплинарный словарь терминологии. —1. Спб.: 1995.-435 с.
  95. Основы автоматизации управления в органах внутренних дел: Учебник /под ред. Полежаева А. П. и Минаева В. А. Академия МВД. 1993.- 332 с.
  96. Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М.: Наука, 1980.- 302 с.
  97. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512 с.
  98. Педагогика: Учебник / под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2004. -430 с.
  99. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.- 512 с.
  100. A.M. Дидактические условия становления и развитияком-пьютерной грамотности у студентов: Автореф. Дисс.. канд. Пед. наук. -Калининград: 1996, 16 с.
  101. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и могущественные идеи. М.: Мир, 1989.
  102. Юб.Першиков В. И., Савинов В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: 1991.
  103. А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. -М.: 1986.
  104. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.: 1972.
  105. Н.М., Якунин В. А. Педагогика. Теория обучения. -СПб.: 1993.
  106. Л.Ф. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения.- М.: Педагогика, 1999.-№ 7.
  107. С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике: Автореферат дисс. на соиск.. .д.п.н. М.: МГЛУ, 1998.
  108. Е.С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1997.- 317 с.
  109. А.А. Компьютерно-технологический практикум в профессиональной подготовке инженера-педагога. Дис.. кан.пед.наук.- Екатеринбург: 1997. 135 с.
  110. Правовая информатика и кибернетика: Учеб. / Под ред. Н. С. Полевого. М.: Юрид. лит., 1993. — 528 с.
  111. Прогностическая концепция целей и содержания образования. /Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. -М.: 1994.
  112. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. доклада по монографии «Методика обучения геометрии в начальных классах», предст. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М.: 1975.-36 с.
  113. А.П., Гудыно Л. П., Кириченко А. А. Вычислительные сети и телекоммуникации: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. -400 с.
  114. А.И. Наш путь к информационному обществу. //Компьютерная революция и информатизация общества. -М.: 1990. 101 с.
  115. М.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства: Учеб. Пособие. М.: Юристъ, 1996. — 480 с.
  116. А.А. Психология и педагогика.С СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  117. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы.
  118. М: НИИ ШОТСО АПН СССР, 1990. -36 с.
  119. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994. — 205 с.
  120. И.В. Средства новых информационных технологий -школе. //Информатика и образование. 1989. — № 2
  121. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Просвещение, 1994. — 205 с.
  122. Н.Ф., Тряпицина А. П. Стандарт образования как средство повышения качества подготовки специалиста.//Подготовка специалиста в области образования (структура и содержание) -СПб.: 1994. 181 с.
  123. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования //Сов. педагогика. 1991. № 3. С. 33−38.
  124. Рубинштейн C. J1. Основы общей педагогики: в 2-х тт. / АПН СССР. -М.: Педагогика, 1989.
  125. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II / М: Педагогика, 1989.-328 с.
  126. C.JI. Проблемы общей психологии. -М.: 1976. с
  127. И.В. Курс «Информатика для учителя начальной школы как средство формирования информационной культуры будущего учителя. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. СПб.: 1993.
  128. С.В. Глушаков. Базы данных. Харьков: Фолио, 2002. — 504 с.
  129. А.Я. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ. М.: Знание, 1977. — 124 с.
  130. А.Я. и др. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем: Метод, пособие для преподавателей и студентов вузов /Под ред. Савельева А. Я. М.:Высш. школа, 1986. -176 с.
  131. A. JI. Образование, информатика, компьютеры // Информатика и образование. М.: 1995. — № 5.
  132. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. М.: Наука, 1988. — 176 с.
  133. Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения. //Информатика и образование. М.:1992. № 1.
  134. К.М. Изучение информационных потребностей юристов как условие совершенствования библиографического обеспечения правовой деятельности: Дис.. канд. пед.наук.-М., 1988. -220 с.
  135. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Наука, 1971.-227 с.
  136. Современные проблемы методики преподавания (Методика как теория конкретно-предметной педагогики). /Науч. ред. Г. А. Бордовского. -JL: 1988. -87с.
  137. В.М., Захарова JI.H., и др. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателей. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 160 с.
  138. Н.В. Теория и методика обучения информатике. М.: Высшая школа, 2004. — 223 с.
  139. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня. //Вопросы психологии, М.: 1993, № 1
  140. В. И. Компьютеризация и правовая подготовка специалиста. //Информатика и образование. 1987. — № 5
  141. А. Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. М.: 1994. — № 3.
  142. УшинскийК.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-хт. -М.: Гос. уч.-пед. издат. мин. проев. РСФСР, 1953
  143. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
  144. Философский энциклопедический словарь. /Гл. ред. Л. Ф. Ильичева.1. М.: 1993.-840с.
  145. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В Давыдова. М: Педагогика, 1981. — 176 с.
  146. Ю.Г. Определение основных терминов дидактики высшей школы (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе): Обзор информации. Вып. 4 / Ю. Г. Фокин // НИВО. М., — 1995.-60 с.
  147. В. Э. Методика обучения школьников использованию баз данных при изучении основ информатики: Автореф.дис. канд. пед. наук. М.: НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, 1990. — 25 с.
  148. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 148 с.
  149. В.А. Информационная культура и способность к рефлексии // Высш. образование в России. 1995. № 4. С. 27−36.
  150. Хорошилов, А В., Селетков С. Н. Мировые информационные ресурсы. СПб.: Питер, 2004. — 177 с.
  151. В.М. Телекоммуникационная инфраструктура системы правовой информатизации России: основные принципы и пути создания. // М., «Правовая информатика», выпуск 2, 1997.
  152. Н.Н. Информационная культура в образовательной деятельности высшей школы. Вопросы методологии // НТИ. Сер.1. 2003. № 4. С. 1−14.
  153. А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие для учителей. М.: Вако, 2005. — 285 с.
  154. Ширшова Н. Г Информационные системы как средство организации работы с большими объемами данных:// Дни науки 2005: Труды науч.-практ. конференции, — Днепропетровск, 2005 г.- с. 118−121
  155. Н.Г. Работа в среде СПС КонсультантПлюс: Учебно-методическое пособие для студентов юристов. — Н. Новгород: ВГИПА, 2005 г. -25 с
  156. Н.Г. Технологии поиска и хранения информации: Учебно-методическое пособие для студентов вузов.- Н. Новгород: ВГИПА, 2005 г -35 с.
  157. В.П. Содержание и методика преподавания курса новых информационных технологий при подготовке специалистов в области правоведения: Автореф. на соиск .канд. пед. наук. Орел: 1999. — 24 с.
  158. В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. -JL: ЛГУ, 1988. 160с.
Заполнить форму текущей работой