Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цель и содержание креативного обучения. 
Построение «Дерева решений», как содержания креативного обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Креативная же технология обучения позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. В креативном образовательном процессе доминантной должна быть деятельность студента, которая направлена на самостоятельное решение предметного ядра знаний, на самостоятельную поисковую познавательную деятельность. Структуру, которой составляют такие компоненты как: наличие… Читать ещё >

Цель и содержание креативного обучения. Построение «Дерева решений», как содержания креативного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели обучения определяются потребностями общества, заинтересованного в подготовке всесторонне образованного человека, хорошо владеющего избранной им специальностью.

Традиционная система образования, существующая с советских времен и накопившая богатейший опыт работы, ставит своей целью развитие личности учащихся, однако реально внимание уделяется образованности.

Целью традиционного обучения объявляется усвоение знаковой учебной информации, и чем больше ее усвоено, тем выше считается уровень образованности человека. Но всякая информация, в том числе и учебная, имеет двойственную природу: во-первых, она может быть средством познания мира, а во-вторых, она есть часть, фрагмент самой культуры. Студент же усваивает не саму культуру, например, культуру профессии, а лишь средство ее освоения. [7;18].

Цель творческого обучения более обширная. Она включает усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, и формирование познавательной деятельности ученика с развитием его творческих способностей. Акцент делается на развитие мышления.

" Творческая деятельность — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего" [13, 115]. Особенностью творческой деятельности учащихся является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Креативная педагогика преобразовывает любой предмет в творческий учебный процесс, который воспитывал бы творческих учащихся, умеющих и любящих самообучаться — намного более эффективных, чем выпускаемые традиционной школой.

Главное отличие креативного обучения от традиционного состоит в различном понимании целей обучения. Поскольку цель определяет средства ее достижения, различия проявляются в структурировании содержания учебного предмета, в использовании методов, форм учебной деятельности — в характере организации учебного процесса. Если в традиционной системе целью обучения является усвоение знаний, умений и навыков, то в системе креативного обучения — общее развитие обучаемых, т. е. развитие ума, чувств, воли, что, в конечном счете, направлено на развитие личности учащихся.

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений, навыков и убеждений, а также определенный уровень практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

При таком подходе в центре внимания находятся знания, что способствует социализации личности, вхождению человека в социум, что является жизнеобеспечивающей системой. Однако при таком подходе знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. [10; 139−140].

Креативная же технология обучения позволяет педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. В креативном образовательном процессе доминантной должна быть деятельность студента, которая направлена на самостоятельное решение предметного ядра знаний, на самостоятельную поисковую познавательную деятельность. Структуру, которой составляют такие компоненты как: наличие проблем и нетипичных задач, нестандартные подходы к их решению, неопределенность поиска решения, недостаточность информации, определение тактических действий. [1; 245].

Вместе с тем, креативное обучение не отказывается полностью от стандартных методов изложения, они также могут применяться на уроке. От традиционного его в этом случае отличает методика подачи учебного материала: проблемные задачи ставятся до объяснения усваиваемого материала, а не после. Кроме того, важным отличием является то, что на таком уроке актуализация приобретенных знаний не акцентируется, имеет скрытый характер, так как происходит в процессе подачи нового материала, в процессе решения новых проблемных задач.

Содержание творческого обучения включает в себя две части: инвариантную (базовую), внешне задаваемую и усваиваемую учениками. Это материал, который задается учителем в качестве образовательной среды. И вариативную (творческую) — создаваемую каждым учеником в ходе обучения. [11, 121].

В нашей курсовой работе содержанием креативного обучения выступает «дерево решений», с помощью которого возможно принимать решения в ситуациях трудных и неоднозначных.

Для изучающих в ВУЗах специальности швейного профиля нами было разработано «дерево решений» на тему: «Моделирование школьной формы для девочки с нестандартной фигурой». Предложенное «дерево решений» состоит из базовой и креативной частей.

Материалом, который преподаватель предоставляет студентам в базовой части «дерева решений» является объект (в нашем случае школьная форма для девочек), его характеристики, возникшая проблема (школьная форма подходит не для каждой фигуры) и причины ее возникновения. Данная часть важна, потому что благодаря ей преподаватель конкретизирует и направляет креативную деятельность учащихся.

В креативной части «дерева решений» обучающиеся, под руководством преподавателя, исследуют обозначенную проблему. Можно графически построить различные варианты, которые могут быть приняты и, следуя вдоль построенных «ветвей дерева», оценить каждый вариант пути, выявить все плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно все проанализировать и прийти к совместному решению. Такое содержание обучения позволяет достаточно обоснованно подойти к определению степени риска и выбору оптимального решения проблемы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой