Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Компетентностный подход в организации внеклассной работы по физике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В четвёртой главе отображена методика проведения внеклассного мероприятия — вечера. В данной игре разработан ряд конкурсов для двух соревнующихся команд. На все конкурсные задания даны подробные решения и ответы. Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять… Читать ещё >

Введение. Компетентностный подход в организации внеклассной работы по физике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

компетентность внеурочный учащийся Понятие «компетентность» давно используется в психологической и педагогической литературе, однако повышенный интерес к нему наблюдается лишь в последнее время. Возможно, это связано с тем, что оно высвечивает новую, весьма любопытную грань нашей быстро меняющейся реальности. Ведь сегодня не редки случаи, когда человек, имеющий высокие показатели по параметрам интеллекта и креативности, заслуги в научной или художественной деятельности, подкреплённые соответствующими знаниями и степенями, может оказаться весьма непродуктивным или просто некомпетентным в новых для себя условиях.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным явлением, ученик постарается глубже понять его суть, захочет почитать дополнительную литературу.

Внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одаренных учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.

Физическая наука так далеко ушла вперед и столько имеет практических применений, что специально организованная деятельность ученика в наше время должна быть направлена на то, чтобы молодежь, окончившая школу, владела основами физики и имела необходимые навыки по их применению в своей будущей практической деятельности. В свете современной образовательной парадигмы задачи образования не сводятся к тому, чтобы передать некоторую сумму знаний ученикам, подготовить их к жизни, к труду. Современная образовательная парадигма предполагает, что готовность к будущей деятельности должна стать индивидуальной потребностью личности. Человеку можно только помочь — оказать ему образовательные услуги в приобретении знаний, в предоставлении возможности сформировать умения применять полученные знания на практике. Для реализации этой парадигмы необходимо формирование и развитие творческих способностей учащихся, которые в большей степени развивают возможности школьников применять полученные теоретические знания в новых нестандартных ситуациях. Вопросу формирования умения применять знания, посвящены работы многих психологов, педагогов и методистов. Однако они рассматривают пути формирования этого умения на уроках (в процессе решения задач, при выполнении лабораторных или самостоятельных работ и т. д.) и совершенно не уделяется внимание возможностям внеклассной работы по предмету. Проведенный анализ исследования показал, что эта проблема является актуальной, так как выполняя триединую функцию обучения, воспитания и развития, внеклассная работа является неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса для современной школы. Актуальность предлагаемого исследования на современном этапе физического образования обусловлена следующим:

  • · недооценкой рядом методистов и учителей возможностей внеклассной работы по физике как средства для обучения учащихся умению применять знания на практике;
  • · отсутствием методики организации системы внеклассных мероприятий по физике с целью формирования у учащихся умений применять знания.
Цель исследования: разработать и обосновать методику проведения системы внеклассных мероприятий по физике направленную на обучение учащихся умению применять знания, основанную на познавательном интересе и возможностях школьников, а также повышающую и развивающую методологическую компетентность учащихся.

Объект исследования: внеклассная работа по физике.

Предмет исследования: формирование умений применять полученные знания на практике.

Гипотеза исследования: внеклассная работа по физике в свете компетентностного подхода будет эффективна в том случае, если она будет:

  • · удовлетворять индивидуальным особенностям, и способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • · опирается на потребности учащихся, их личностные интересы и достижения, а также на принцип коллективности;
  • · существовать возможность развития достижений учащихся;
  • · реализовывать принцип взаимосвязи классной и внеклассной работы.

Задачи исследования:

  • 1. Определить педагогические и методологические условия, при которых внеклассная работа станет средством повышения компетентности учащихся.
  • 2. Проанализировать состояние проблемы применения знаний по физике в дидактике и методике обучения физике и определить возможности ее решения в рамках внеклассной работы.
  • 3. Добиться формирования у учащихся познавательного интереса к предмету.
  • 4. Разработать методику повышения компетентности учащихся по физике на внеклассных занятиях.
  • 5. Предложить некоторые возможные варианты реализации этой методики.
  • 6. Разработать и апробировать соответствующие технологии.
  • 7. Проверить эффективность разработанной методики.

Научная новизна:

  • · Разработана методика формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики с помощью внеклассной работы и компетентностного подхода.
  • · Выявлены критерии оценки уровня усвоения знаний учащимися при поведении внеклассных мероприятий.
  • · Исследованы условия и сформированы требования к развитию творческих способностей учащихся средних школ при использовании внеклассных работ по физике.
  • · Рассматривание внеклассной работы как средство развития умений учащихся применять знания по физике на практике.

Теоретическая значимость:

  • · Обобщены и систематизированы существующие подходы к организации внеклассной работы, определены ее место и роль в системе общего образования.
  • · Сформулированы основы теории внеклассной работы, которая включает идеи, принципы и закономерности, отражающие особенности обучения в рамках внеклассной работы.
  • · Рассмотрены основные особенности организации обучения в рамках внеклассной работы, направленные на создание условий для более эффективного формирования умений учащихся применять знания на практике.
  • · Предложены новые подходы к построению содержания работы физических кружков, которые заключаются в развитии межпредметных связей и активизации деятельности учащихся по применению полученных знаний.
  • · Сконструировано содержание модели, которая доведена до уровня конкретных методических разработок различных видов внеклассной деятельности и внедрена в практику работы ряда школ.

Практическая значимость:

  • · Уточнены понятия «компетентность» и «компетенция».
  • · Разработан вариант управления внеурочной деятельностью школьников по физике основанной на использовании учащимися внеклассных мероприятий направленных на развитие личности человека;
  • · Разработаны рекомендации по применению предложенной методики.
  • · Определен комплекс разнообразных по содержанию и по форме внеклассных мероприятий по физике в ходе внеурочной работы учеников.

Апробация дипломного исследования:

  • · Обсуждение на заседаниях кафедры «физика, информатика и электроэнергетика «, публикация статьи.
  • · Постановка педагогического эксперимента в средней школе № 17 города Костаная.

Дипломная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе раскрыта история возникновения и развития компетентностного подхода в мире и Казахстане. Даны формулировки компетентностного подхода, компетенции и компетентности. А также указаны основные критерии педагогической компетентности.

Вторая глава посвящена исследованию формирования познавательного интереса на уроках физики, как элемент компетентностного подхода, содержащая в себе значение и задачи преподавания физики в школе, формирование положительного отношения к учению, приёмы пробуждения у учащихся интереса к физике, а также проблемность в изучении физики. В этой главе объясняется, как правильно педагогу работать с учащимися, что нужно предпринять, чтобы у ребят появился интерес к изучаемому предмету.

В третьей главе рассматривается организация внеклассной работы по физике, а также различные её виды и формы, приводятся методические рекомендации по их подготовке и проведению.

В четвёртой главе отображена методика проведения внеклассного мероприятия — вечера. В данной игре разработан ряд конкурсов для двух соревнующихся команд. На все конкурсные задания даны подробные решения и ответы.

В пятой главе разработан педагогический эксперимент. Выявлен реальный коэффициент усвоения знаний, как на уроке физики, так и во внеурочное время.

Общий объём дипломной работы составляет 86 страниц. В работе представлено 6 рисунков, 4 таблицы, 3 диаграммы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой