Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и развитие начального образования в Бурятии во второй половине XIX — начале ХХ века, до 1917 года

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определенный вклад в развитие грамотности и просвещения внесла деятельность христианского миссионерства. В литературе эта проблема отражена слабо, выявлены сугубо отрицательные стороны влияния. Анализ архивных и литературных источников показывает, что поставленная миссионерством цель «сделать инородца русским человеком по вере, языку, образу жизни» частично совпадала с интересами бурят, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. БУРЯТИЯ НАКАНУНЕ И ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ И ОТРАЖЕНИЕ ЭТИХ ПЕРЕМЕН В ОБЛАСТИ БУРЯТСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ШКОЛЬНОГО ДЕЛА
  • §-1.Особенности социально-экономической и культурно-образовательной жизни бурятского народа
    • 2. Ламаизм и его влияние на народное образование в Бурятии
    • 3. Осуществление в Бурятии светского начального образования и влияние на этот процесс школьных реформ в России во второй половине XIX века — начале XX века
  • ГЛАВА II. РУССКИЕ И БУРЯТСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ В БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
    • 1. Общественно-педагогическая деятельность и взгляды русских и бурятских просветителей в организации народных школ
    • 2. Воплощение педагогических взглядов русских и бурятских просветителей в развитие народных школ в Бурятии во второй половине XIX — начале XX века

Становление и развитие начального образования в Бурятии во второй половине XIX — начале ХХ века, до 1917 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современная общеобразовательная школа, приобретая национально-региональный характер, требует своего духовно-культурного обеспечения, объективного отражения исторического прошлого. Пройденный советской школой путь показал, что без учета традиций, культуры воспитания невозможно создание национальной школы. Стремление к духовному возрождению особенно сильно проявляется у малочисленных народов России, в частности бурятского народа, которые в силу исторических условий подвергаются сильной ассимиляции, утрачивают свой язык, традиционные обычаи, нравы и уклад жизни, которые, несомненно являются общекультурной ценностью.

Вторая половина XIX — начало XX века характеризуется усиленным развитием самосознания бурятского народа, ростом его потребности в образовании и грамотности. В это время началась разработка и обоснование народной национальной школы, в основе которой была проблема соотношения национального и общечеловеческого.

Анализ этих явлений необходимо проводить с учетом одного из важнейших вопросов — вопроса о взаимодействии национальной самобытности и русского, а через него и западно-европейского культурного влияния.

Начальная школа Бурятии изучаемого периода формировалась на основе специфических особенностей и традиций, восходящих к народной педагогике и к идеям религиозных и светских просветителей, в условиях сосуществования двух мировых религий: буддизма и христианства. Она развивалась под воздействием российской государственности и русской демократической педагогической мысли на фоне своеобразной, собственно бурятской культуры, тесно связанной с религией. К сожалению до настоящего времени целостной картины становления и развития начального образования с учетом указанных особенностей нет.

Начало изучению данной проблемы положили труды авторов: А. А. Дуринова «Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии», Улан-Удэ, 1948 г., А. П. Панчукова «История начальной и средней школы Восточной Сибири», Улан-Удэ, 1959 г., А. П. Сибирского «Из истории учительства Бурятии», Улан-Удэ, 1927 г., Н. С. Юрцовского «Очерки по истории просвещения Сибири», Но-вониколаевск, 1923 г.

Отдельные стороны развития образования и школы в них изложены в очерковой форме, охватывают огромную территорию Восточной Сибири, следовательно, становление бурятской школы отражено достаточно сжато.

Первой, наиболее крупной и обобщающей работой в этой области является монография В. И. Андреева «История бурятской школы (1804−1962 гг.»), Улан-Удэ, 1964 г. На основе широкого использования архивного материала, автор подробно рассматривает динамику численности школ и учащихся, характеризует состав учителей и учащихся, трудности встречающиеся в ходе становления и развития светских школ. Но это исследование преимущественно отражает организационные стороны образовательного процесса, охватывает достаточно большой исторический период, начиная с конца 18 века по современное автору время.

Последней работой по данной проблеме является монография.

Н.К.Елаева «Бурятская школа: история, проблемы и опыт национализации» (Улан-Удэ, 1994 г.). Работа посвящена вопросу коренизации бурятской школы в современных условиях. Проблема коренизации рассматривается на всех исторических этапах, включая рассматриваемый нами период, следовательно, представляет интерес для нашего исследования.

По вопросам, касающимся истории образования в Бурятии изучаемого периода написано ряд диссертационных работ: В. Г. Бальжиева «Роль передовой русской интеллигенции в развитии просвещения бурятского народа», Иркутск, 1973 г., Т. Г. Харнахоевой «Общественная деятельность учителей бурятской школы в дооктябрьский период», JL, 1979, а также две работы, посвященные развитию образования в отдельных районах Бурятии (Ж.Т.Тумунов и В.П.Битуев). Работы содержат богатый фактический материал о просветительской деятельности учителей в первых светских школах, о благотворном влиянии передовой русской интеллигенции на развитие грамотности и просвещения.

Важное значение для анализа социально-экономических особенностей и культурно-исторической атмосферы имеют труды историков Бурятии Асалханова И. А., Егунова Н. А., Залкинда Е. М., Чимит-доржиева Т.Б., Штернберга Л. Я., Ядринцева Н. М. и других, работы буддологов и религиоведов Галдановой Г. Р., Герасимовой К. М., Цы-бикова Г. Ц. и других, а также труды ученых-востоковедов, этнографов, политических деятелей, таких как Барадин Б., Багданов М. Н., Жамцарано Ц., Клеменц Д. П., Куломзин А. Н., Позднеев A.M., Потанин Г. Н., Хангалов М. Н., Щапов А. П. и других.

В последние годы наметилось новое направление исследовательской работы с целью восстановления исторической правды, открытия имен выдающихся бурятских деятелей, незаслуженно оказавшихся в забвении, а также исследования культуры и просвещения Бурятии под влиянием культур стран Центральной Азии, но эти исследования ведутся преимущественно в рамках собственно исторической, но недостаточно в рамках историко-педагогической науки. Имеющийся документальный и архивный материал требует современного осмысления и актуализации.

Из краткого обобщающего анализа работ по исследуемой проблеме видно, что в большинстве своем, они отражают идеологию своего времени и в отношении внешнего влияния носят односторонний характер. Рассматриваемая в этих трудах бурятская школа представлена в отрыве от духовной, в большей степени религиозной культуры народа, недостаточно полно использовано наследие русских и бурятских просветителей прошлого и начала нынешнего столетий.

Таким образом, назрела острая необходимость и потребность в историко-педагогическом анализе и целостном научном освещении процесса становления и развития народной школы в Бурятии, с учетом специфических особенностей, характерных для Бурятии второй половины XIX — начала XX века. Этим и объясняется выбор темы исследования, которая сформулирована следующим образом: «Становление и развитие начального образования в Бурятии во второй половине XIX — начале XX века (до 1911т)» .

Проблема исследования: каков процесс становления и развития начального образования, его взаимосвязь с национальной основой, религией и светским просветительством в пореформенной России и Бурятии?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс становления и развития начального образования в Бурятии в период отмены крепостного права, усиленного развития светского образования как в России в целом, так и на окраинах ее, и, в частности, в Бурятии.

Предметом исследования является влияние, с одной стороны, народных традиций и буддийской религии, а с другой — демократической русской педагогической мысли и педагогических идей светских просветителей на становление и развитие начального образования в Бурятии в изучаемый период.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвигаются следующие задачи:

1. На основе анализа социально-экономических и культурно-образовательных особенностей Бурятии выявить условия становления и развития начального образования.

2. Показать роль ламаизма в процессе становления и развития начального образования в Бурятии.

3. Рассмотреть развитие педагогических идей русских и бурятских просветителей и характер их влияния на становление и развитие светского начального образования в Бурятии.

4. На основе изучения общественно-педагогической деятельности русских и бурятских просветителей второй половины XIX — начала XX века проследить осуществление в Бурятии начального образования и воссоздать его в целостном виде.

Методологической основой исследования служат важнейшие философские положения о всеобщей связи явлений окружающего мира, их движения, о рассмотрении воспитательно-образовательных явлений сквозь призму социокультурного контекста, цивилизационного своеобразиякультурологическая концептуальная идея диалога культур, из которой следует принцип приоритета общечеловеческих ценностейположения диалектики о соотношении общего, особенного и единичного.

Теоретической основой исследования служит разработанная в отечественной науке теория историко-педагогического процесса, отразившаяся в трудах: Гессена С. И., Днепрова Э. Д., Джуринского А. Н., Егорова С. Ф., Жураковского Г. Е., Каптерева П. Ф., Константинова Н. А., Медынского Е. Н., Пискунова А. И., Равкина З. И., Фрадкина Ф. А. и другихработы специалистов, посвященные проблемам начального образования в России: Волкова Г. Н., Ососкова А. В., Солов-кова И.А., Струминского В. Я. и других.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, методы изучения документов, критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, анализ и систематизация выявленных исторических фактов.

В качестве источников исследования использованы опубликованные и неопубликованные материалы по вопросам образования, истории педагогики, этнопедагогики, истории России и Бурятии, истории культуры, правительственной политики, философии. Важной источниковедческой базой исследования стали архивные материалы различных фондов 4 архивов страны: Российского Государственного исторического архива (РГИА), Архива востоковедов СПб отделения института народов Азии АН, Национального Архива Республики Бурятия (НАРБ), Рукописного отдела памятников письменности Востока Бурятского института общественных наук СО РАН.

Диссертационная работа выполнена в несколько этапов:

1.(1994—1995 гг.) — изучение литературы по теме исследования, выявление основной проблемы, разработка программы и теоретических основ исследования.

2. (1995—1996 гг.) — выявление архивных материалов, их анализ, систематизация и обобщение, определение структуры и логики изложения диссертации.

3. (1996;1997 гг.) — уточнение отдельных положений исследования, определение основного содержания и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Во второй половине XIX — начале XX вв. в Бурятии начался усиленный процесс становления начального образования. Начальное образование представлено частными, миссионерскими, дацанскими и государственными школами ведомства МНП и Синода. На становление и развитие начального образования оказали влияние многовековой исторический и культурный опыт, идеи народной педагогики и буддийской религии.

2. Отмена крепостного права и осуществление школьных реформ в России способствовали развитию светского образования и распространению демократических идей в теории и практике школ Бурятии.

3. Носителями демократических идей в развитии начального образования и народной школы в Бурятии явились просветители в лице передовой интеллигенции Сибири — последователей декабристов, ученых-востоковедов и формирующейся национальной интеллигенции, главным образом, учителей бурятских школ.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

— проанализированы социально-экономические и культурно-образовательные особенности, как условие развития начального образования в Бурятии во второй половине XIX — начале XX века;

— переосмыслены и впервые введены в научный оборот печатные источники и архивные материалы, содержащие информацию о взаимосвязи национальной самобытности и просветительства, о благотворном влиянии ламаизма и христианского миссионерства на просвещение бурятского народа;

— с учетом названного воссоздан в целостном виде процесс становления и развития начального образования в Бурятии во второй половине XIX — начале XX века.

Практическая значимость исследования:

— использование содержащихся в диссертации теоретических положений, выводов и обобщений в актуализации новых педагогических идей и разработке национально-регионального компонента концепции отечественной школы;

— включение основных положений диссертации в содержание обучения начальных школ Бурятии;

— разработка и внедрение спецкурса по теме диссертации для студентов факультета педагогики и психологии начального образования Бурятского государственного университета.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам, привлечением документальных и архивных источников.

Внедрение и апробация осуществлялись на заседаниях кафедр педагогики начального обучения МПГУ им. В. И. Ленина в 1996;1997 гг., педагогики и психологии начального обучения Бурятского государственного университета в 1997 г., на конференциях в г. Улан-Удэ (1994г.), г. Елец (1997г.), г. Москва (1996,1997 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Во второй половине XIX века в Бурятии сформировалось просветительское движение. Оно состояло из представителей различных сфер духовной жизни: учителей, деятелей народного образования, ученых-исследователей, духовных лиц, общественно-политических деятелей, которые в процессе своей жизни и разносторонней деятельности, постепенно, с учетом исторических, социальных, политических условий своего времени, сумели реализовать важные задачи школьного обучения и развития педагогических идей.

2. Просветительство в Бурятии было несомненно самобытным. Ее деятели руководствовались потребностями бурятского этноса, включающего:

— знание национальной культуры, истории и традиций;

— овладение русским языком, а через него русской и мировой культурой;

— 157- обширные связи с российскими учеными, представителями сибирской интеллигенции;

— религиозную связь с буддийскими центрами Монголии и Тибета;

— постановку во главу своей деятельности познание своего народа, его просвещение, распространение образованности, прежде всего через создание светских народных школ для первоначального обучения.

3. Вклад просветителей в развитие начальных школ на родном языке следует оценивать как основополагающий. В своей педагогической деятельности они исходили из следующих принципов: принцип народности, культуросообразности, единства национального и общечеловеческого, связи русской и национальной культур, религиозного и светского начал просвещения. На этих же основах создавались учебные пособия: буквари, словари, хрестоматии, которые способствовали лучшему усвоению русского языка с опорой на родной язык. Переводы учебных книг с русского языка и текстов религиозного содержания помимо прикладного значения заложили традиции переводов.

4. Одним из важных факторов, благодаря которому бурятские просветители приобщались к общечеловеческим, демократическим идеям, была русская прогрессивная общественная мысль, проводниками которой были ученые-востоковеды, представители передовой сибирской интеллигенции. Деятельность просветителей в Бурятии являлось звеном общероссийского просветительства, благодаря чему усилилось взаимодействие между жизнью народа и прогрессивными воззрениями эпохи, расширились идейные и культурные связи русского и бурятского народов.

Заключение

.

Проведенное исследование на основе использования архивных источников, опубликованного и неопубликованного материала позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX — начале XX века в Бурятии начался процесс становления и развития начального образования и педагогики и были заложены основы для развития бурятской национальной школы с преподаванием на родном языке.

Анализ социально-экономических и культурно-образовательных особенностей Бурятии способствовал выявлению тех условий, при которых стало возможно становление и развитие начального образования. Бурятия вплоть до Октябрьской революции оставалась сельскохозяйственным краем, в котором ведущую роль продолжало играть экстенсивное животноводство. Большинство народа вело кочевой и полукочевой образ жизни. Переход к оседлому образу жизни шел медленно.

К концу XIX века развитие капиталистических отношений в Центральной России, создание единого национального рынка втягивают в эту орбиту и Бурятию. Проведение же транссибирской магистрали, развитие других отраслей промышленности, появление пролетариата на окраинах способствовали развитию капитализма вширь и ускорили процесс разложения в сельском хозяйстве патриархально-натурального хозяйства.

В Бурятии сохранились и многие пережитки феодально-патриархальных отношений: сословность — нойоны, духовенство, простолюдиныобщинные формы землепользования, огромное влияние ламайского духовенства на многие стороны жизни людей, приниженное положение женщиныпочти сплошная безграмотность социальных низов. По своему характеру общественные отношения были феодальными, переплетенными с остатками патриархальных традиций и обычаев, которые сохранились от более ранней стадии. Одной из важных особенностей доиндустриальной Бурятии является господство буддийской религиозной идеологии. Высокой степени религиозности населения способствовали существующие объективные и субъективные причины: тяжелые экономические условия, зависимость от природных явлений, массовая неграмотность, отсутствие урбанизации. Во многом религиозность вызывалась тем, что жизнь и благополучие человека, его семьи были непредсказуемы, человек жил в постоянной тревоге, а тревогу и беспокойство можно было снять только в дацане. Кроме того буддийское духовенство располагало большими возможностями для влияния на умы населения: большое количество дацанов и духовных лиц, поддержка со стороны царского правительства и администрации, существование школ при дацанах, медицинская помощь со стороны эмчи-лам (лекарей) и др.

До последнего времени деятельность дацанов и ее школ оценивалась в литературе отрицательно. Анализ имеющейся литературы по данной проблеме, изучение архивных материалов позволяют выявить и положительные стороны, которые в конечном счете оказали существенное влияние на развитие культуры и просвещения бурятского народа:

1 .В существующих условиях дацаны были единственными образовательными центрами, хранилищами культурных ценностей. Дацаны сосредоточили в себе предметы искусства, литературу богословского и светского характера. Книги не только привозились из-за границы, но и печатались в дацанских типографиях.

2.Вместе с буддизмом буряты получили монгольскую письменность, которая стала достоянием всех монголоязычных народов. В рассматриваемый период на этой письменности велось делопроизводство, создавалась бурятская литература, в том числе учебная.

3.Широко пропагандируемая ламами религиозная литература, несмотря на свою богословскую направленность, имела выходы на светскую тематику, поднимала проблемы общечеловеческого, гуманно-личностного характера.

4.Глубокие философские идеи буддизма (нравственное и духовное совершенствование, самореализация и другие), хотя были недоступны во многом массе трудящихся, но усвоенные частью ламаистского духовенства, не могли не проникать в гущу народа.

5.Дацанские школы в рассматриваемый период пользовались большой популярностью среди населения, каждая семья стремилась отдать хотя бы одного сына на воспитание в дацан. Обучение было многоступенчатым, на первой ступени обучения осваивались начальная грамота, чтение и перевод молитв на тибетском языке, правила религии. Наиболее способные могли продолжить обучение на последующих ступенях, многие бурятские ламы продолжали обучение в монастырях Тибета и Монголии.

Ученики дацанской школы осваивали многовековой опыт общения с природой, эмпирические знания в различных областях (медицине, астрологии, философии и др.), получали навыки художественных ремесел, приобретали сведения об истории и культуре своего народа, усваивали высокие этический нормы буддизма.

Важным фактором, оказавшим влияние на все сферы социальной и духовной жизни бурят являлось совместное пребывание в едином государстве с русскими и другими народами России, экономические, политические, культурные, религиозные формы воздействия российской действительности способствовали глубоким изменениям в хозяйстве, образе жизни, общественном сознании и психологии бурят.

Определенный вклад в развитие грамотности и просвещения внесла деятельность христианского миссионерства. В литературе эта проблема отражена слабо, выявлены сугубо отрицательные стороны влияния. Анализ архивных и литературных источников показывает, что поставленная миссионерством цель «сделать инородца русским человеком по вере, языку, образу жизни» частично совпадала с интересами бурят, которые в тот период активно стремились постичь и язык, и образ жизни русского народа. Средством решения своих задач миссионеры использовали распространение среди инородцев русской образованности, открывали народные школы, в том числе миссионерские, делали доступной христианско-религиозную литературу, путем переводческой и издательской деятельности.

Дальнейшее развитие капитализма, прежде всего промышленности расширение торговли, рост административного аппарата и усложнение делопроизводства требовало резкого увеличения числа грамотных людей. Отмена крепостного права, последующие школьные реформы открывают более широкий простор для развития системы народного образования. Большую роль в этом сыграли общественная инициатива, рост национального самосознания и повышенное стремление народа к светскому образованию. Изучение документов народного образования, личных архивов учителей характеризует школу рассматриваемого периода как наиболее отсталую, с низким уровнем преподавания, слабой материальной базой, нехваткой учителей и т. д. Но на фоне общей картины образовательного процесса в Бурятии светские начальные школы являются наиболее светлыми точками, дающими надежду на дальнейшее развитие.

Одним из результатов социально-экономических сдвигов явилось усиление социального расслоения населения и появление новых слоев, немногочисленной интеллигенции, которые начали играть все возрастающую роль в духовной жизни общества. Становление просветителей происходило под сильнейшим воздействием самых разнообразных политических, социальных и культурных сил: направленной политики центральных и местных властей, противоборства буддийского и христианского вероучений, потребности сохранения единства с монгольским миром и важности приобщения к русской государственности и культуре, а через нее к культуре европейской.

На формирование просветителей большое влияние оказали русские ученые-востоковеды, учителя и передовая общественность Сибири. Учеными-востоковедами были заложены основы для изучения и сохранения истории, различных сторон национальной культуры. Их работа по созданию учебных книг, словарей, программ, разработка методики обучения заложили основу развития светской педагогики, дали толчок к дальнейшей работе бурятских учителей по созданию учебной литературы для национальной бурятской школы.

К просветителям бурятского народа относятся передовые деятели различных сфер духовной жизни: представители сибирской интеллигенции, учителя, ученые-исследователи, духовные лица, общественные и политические деятели, которые осознали свою духовно-идеологическую миссию, приступили к разработке для своего народа ценностных ориентаций, принципов деятельности и движения от отсталости к прогрессу. И хотя в их деятельности отражались интересы и настроения различного толка — мелкобуржуазные, народно-демократические, религиозные, — их объединяло то, что они на протяжении всей своей жизни реализовали задачи просветительства, включающие:

— 163- деятельность по изучению, сбору и сохранению национальной культуры, их популяризация среди научной общественности и среди народа;

— содействие и активная помощь в становлении учительских кадров, вовлечение их в краеведческую и научную работу;

— переводческая и литературно-публицистическая работа, способствующая обогащению и развитию литературного языка, вовлечению народа в общественную жизнь.

— участие в демократическом и национально-освободительном движении;

— изучение состояния образованности и обучения в бурятских школах;

— содействие открытию бурятских начальных училищ;

— разработка методических основ образования бурятской начальной школы, создание для нее комплекса учебной литературы;

— изучение и использование достижений народной педагогики в начальном образовании.

Исследование охватывает наиболее динамичный период отечественной истории. Изучение проблемы показало, что начальное образование в Бурятии во второй половине XIX — начале XX века развивалось как составная часть общероссийского образовательного процесса и во многом зависело от местных специфических условий и особенностей.

Решающее влияние на становление и развитие начальной школы оказал экономический подъем, реформы в области образования, общественно-педагогическое движение, охватившее Россию и ее окраины и выдающаяся деятельность просветителей.

Диссертационная работа не претендует на всестороннее исследование поставленной проблемы. Мы выделили и решили только.

часть задач, связанной с ее изучением. В перспективе представляется целесообразным провести исследования общественно-педагогической деятельности просветителей персонально, а также изучение системы обучения в миссионерских и церковно-приходских школах.

— 165.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ, 1992. — 128 с.
  2. В.И. Д.П.Давыдов как деятель просвещения Бурятии// Записки Бурят-Монгольского НИИ культуры. T.XII. — Улан-Удэ, 1956. С.24−27.
  3. В.И. Бурятские приходские училища первой половины XIX века. — Иркутск, 1957. 76 с.
  4. В.И. Выдающиеся учителя и просветители Бурятии. -Улан-Удэ, 1961. -92 с.
  5. В.И. История бурятской школы (1804−1962 гг.). -Улан-Удэ, 1964. 567 с.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX века/ Сост. Лебедев П. А. — М.: Педагогика, 1990. — 608 с.
  7. Актуальные проблемы истории Бурятии. Улан-Удэ, 1990. — 98 с.
  8. В.М. Сергей Федорович Ольденбург как руководитель и организатор наших ориенталистов. Записки ИВ АН СССР. -М.-Л., 1936.-С.38−43.
  9. И.А. Социально-экономическое развитие Юго-Восточной Сибири во второй половине XIX века. Улан-Удэ, 1963. -485 с.
  10. Ю.Асалханов И. А. Сельское хозяйство Сибири конца XIX начала XX века. — Новосибирск, 1975. — 391 с.
  11. ЬАтутов П. Р. Национальная школа XXI века //Материалы региональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1994.
  12. П.Р. Этнопедагогические основы профессионального самоопределения молодежи //Этика и этнопсихология в школах Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1994. — С. 36−38.
  13. С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. М., 1979. — 320 с.
  14. С.П. Избранное. Улан-Удэ, 1961. — 366 с.
  15. С.П. Рассказ о моем учителе// Правда Бурятии. 1958. — 16 сентября.
  16. В.Г. Роль передовой русской интеллигенции в развитии просвещения бурятского народа (XVIII-XIX вв.). Дисс. канд. пед. наук. — Иркутск, 1973. — 194 с.
  17. А. Возвращение. Стихи. Иркутск, 1966. — 56 с.
  18. Д. Собрание сочинений. М., 1955.
  19. Банзаровские чтения. Тезисы и доклады научной конференции. Улан-Удэ, 1992. — С.61−120.
  20. . Бурят-монголы. Краткий исторический очерк оформления бурят-монгольской народности. Верхнеудинск, 1925.
  21. . Буддийские монастыри. Ориент, Вып.1. Буддизм и Россия. — СПб., 1992.
  22. С.С. Малые жанры бурятского фольклора. -Улан-Удэ, 1982. 286 с.
  23. К.Д. Семья и брак у бурят. Вторая половина XIX -начало XX века. Новосибирск, 1980. — 224 с.
  24. Д. От священного к светскому. // Этическая мысль. М., 1990.
  25. Н. Гусиное озеро. Статьи, очерк/ Сост. Дугаров Б. -Улан-Удэ, 1991.-112 с.
  26. В.П. История школы Усть-Ордынского автономного округа. Улан-Удэ, 1986. — 175 с.
  27. М.Н. Национальные вопросы и восточные инородцы// Народное хозяйство. 1906. — № 25.
  28. М.Н. Бурятское «возрождение»// Сибирские вопросы. СПб., 1907. — № 3. — С. 34−48.
  29. М.Н. Культурные начинания среди бурят Иркутской губернии// Сибирские вопросы. 1908. — № 23−24.
  30. М.Н. Очередные задачи бурятского просвещения. // Северные зори. -1916. (Подписано Г. Цэренов).
  31. М.Н. Очерки истории Бурят-Монгольского народа. Верхнеудинск, 1926. — 84 с.
  32. Х.Д. Мировоззрение М.Н.Хангалова и его роль в развитии духовной культуры бурятского народа. Дисс. канд. философ. наук. — Алма-Ата, 1980. — 196 с.
  33. Большая советская энциклопедия. Т.2й. М., 1975. — 639 с.
  34. Н.С. Русско-бурятский словарь. СПб., 1865.
  35. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990. — 156 с.
  36. Бурятия от ликбеза до филиала Академии наук/ Сост. Дуга-ров С.Г., Аюрзанайн А. А. Улан-Удэ, 1969. — 415 с.
  37. М. Наука как призвание и профессия// Избранные произведения. М., 1990. — 288 с.
  38. .Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Д., 1934. — 140 с.
  39. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. — 341 с.
  40. Г. Н. Этнопедагогика (Под ред. И.Т.Огородникова). -Чебоксары, 1974. 367 с.
  41. Восточное обозрение. 1984. — № 26.
  42. Выдающиеся бурятские деятели. XVII начало XX века. Вып. 1./ Сост. Ш. Б. Чимитдоржиев и др. — Улан-Удэ, 1994. — 144 с.
  43. Высочайше учрежденная под председательством статс-секретаря Куломзина комиссия для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Материалы. Вып. 5. Исторические сведения. СПб., 1898.
  44. Вопросы историографии Бурятии XIX начала XX века/ Отв. ред. Михайлов Т. М. — Улан-Удэ, 1994. — 79 с.
  45. Г. Р., Герасимова К. М., Дашиев Д. Б. и др. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX века. — Новосибирск, 1983. — 315 с.
  46. Г. Р. Возрастные переходные обряды у монголов и бурят// Материалы V Международного конгресса монголоведов. Ч.З. -М., 1987.
  47. В.И. Религиоведение. Учебное пособие. М., 1995.348 с.
  48. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию/ Отв. ред. Алексеев П. В. М., 1995. — 447 с.
  49. К.М. Ламаизм в Забайкалье во второй половине XIX начале XX века. — Дисс. канд. ист. наук. — Л., 1952. — 230 с.
  50. К.М. Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье в XIX и начале XX вв. Улан-Удэ, 1957. -284 с.
  51. Гирченко В. Этапы революционного движения в Бурят
  52. Монголии// Жизнь Бурятии. 1925. — № 1−2.
  53. П.М. Взаимное влияние русского и инородческого населения Сибири// Землеведение. Кн. 2−3. М., 1902.
  54. .С. Мой дед Жамсаран Бадмаев. Из семейного архива// Правда Бурятии. 1990. — 25 января.
  55. Д. О древних памятниках и могильных остатках аборигенов Забайкалья. Записки СО РГО. Кн.2, 1866.
  56. Д. Поэтические картины. Иркутск, 1871.
  57. Д.Д. История преподавания монгольских языков в учебных заведениях дореволюционной России. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1972. — 260 с.
  58. Д.Д. Педагогическая деятельность Цыбикова Т.II К 100-летию со дня рождения профессор Цыбикова Г. Улан-Удэ, 1976.- 110 с.
  59. У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910 Репр. 1993.-432 с.
  60. Доржи. Тубэд-монгол докия-ну бичиг, тэгубури нэрэс-ун ту-хай. Улан-Батор, 1959. — 88 с.
  61. .Д., Кондратов A.M. Гомбожаб Цыбиков. Иркутск, 1990. — 324 с.
  62. .Д. Народные традиции трудового воспитания у бурят. Дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 1980. — 197 с.
  63. Н.А. Собрание сочинений в 3-х тт. Т.1. М., 1986. — 861 с.
  64. С.Г. Деятели науки и просвещения Бурятии// Советская педагогика. 1975. — № 7. — С.6−11.
  65. А.А. Очерки истории школ и педагогического образования в Бурят-Монголии. Улан-Удэ, 1948. — 123 с.
  66. А.А. Бурятия: путь к автономии и государственности. -М., 1994.
  67. Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ, 1994. — 124 с.
  68. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века.-М., 1984. 149 с.
  69. Н.П. Национальное движение в Бурятии в начале XX века. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1967. — 16 с.
  70. Н.П. Бурятия до присоединения к России. Улан-Удэ, 1990.-96 с.
  71. Ц. О правосознании бурят (к предстоящим реформам)// Сибирские вопросы. 1906. — № 2.
  72. Ц. Буряты и освободительное движение// Сибирские вопросы. 1907. — № 7.
  73. Ц. Бурятское народническое движение и его критика// Сибирские вопросы. 1907. — №№ 21, 23−25.
  74. Зерцало мудрости, разъясняющее принимаемое и отвергаемое по двум законам/ Под. ред. Дугарнимаева Ц. А. Улан-Удэ, 1966. -435 с. 82.3еньковский В. В. История русской философии в 2-х тт. Л., 1991, т.1, ч.1,-220 с.
  75. Из истории просвещения сибирских инородцев// Вестник Европы. № 1−4. — Июль, 1901.
  76. И.И. Материалы о монголах, калмыках и бурятах в архивах Ленинграда. М., 1966. — 345 с.
  77. Иркутские епархиальные ведомости. 1863. — № 15.
  78. История Бурятии. Конец XIX -1941 гг. 4.1. Улан-Удэ, 1993.-76 с.
  79. История Бурят-Монгольской АССР в 2-х тт., т.1. Улан-Удэ, 1954.-349 с.
  80. История Бурятии в вопросах и ответах. Вып.2. Улан-Удэ, 1991.- 125 с.
  81. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5-ти тт. Т.1.-Л., 1968. -483 с.
  82. О.М. О забайкальских бурятах// Казанский вестник. 1829. — 4.28. — С.295.
  83. О.М. Краткая грамматика монгольского книжного языка. Казань, 1835. — С. 180−185.
  84. О.М. Монгольская хрестоматия в 2-х тт. Казань, 1836,1837.
  85. О.М. Монгольско-русско-французский словарь. Т.1. Казань, 1844- Т.2. — Казань, 1846- Т.З. — Казань, 1849.
  86. Ким Н. В. Доржи Банзаров (Биографический очерк). Улан-Удэ, 1992. — 74 с.
  87. О.Н. Введение в теорию воспитания. М., 1994. — 206 с.
  88. Н.Н. Туземная интеллигенция Сибири// Сибирская живая старина. Иркутск. — 1923. — № 1. — С.32−40.
  89. Н.Н. Михаил Николаевич Богданов// Жизнь Бурятии. Верхнеудинск. — 1925. — № 3−4.
  90. Н.А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953. — 205 с.
  91. В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М., 1983. — 245 с.
  92. ЮО.Котвич В. О роли бурятских деятелей в деле просвещения// Восток. Кн.2. 1923.
  93. Ю1.Котвич В. Среди монгольских племен// Восток. Кн.2. 1923.
  94. Ю2.Клеменц Д. А. Из прошлого. Воспоминания. JI., 1925. — 84 с.
  95. Ф.А. Из истории бурятского учительства в Прибайкалье в 50—60-х годах XIX века// Жизнь Бурятии. 1927. — № 4−5.
  96. Ю5.Кудрявцев Ф. А. Из истории народного образования Прибайкалья в первой четверти XIX в.// Жизнь Бурятии. Верхнеудинск, -1926. — № 4−9.
  97. Юб.Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т.2., М., 1958.677 с.
  98. Ю7.Латышина Д. И. Живая Русь. Чтение и жудожество в школе и дома. Ч.1,кн. 1.-М., 1994.-69 с.
  99. Материалы 1-го Учредительного съезда бурятских учителей и деятелей по народному образованию (Май 1906 г.). Устав бурятского союза учителей и деятелей по народному образованию (Утв. 22 мая 1906 г.)// Сибирские вопросы. 1907. — №№ 18,19.
  100. Ю9.Митыпова Г. С. Ацагатский дацан (1825−1937). История, события, люди. Улан-Удэ, 1995. — 61 с.
  101. Ю.Морохоева З. П. Личность в культурах Востока и Запада. -Новосибирск, 1994. 346 с.
  102. Народы Сибири. М.-Л., 1956. — 324 с.
  103. Национально-освободительное движение бурятского народа (Тезисы и материалы, доклады и сообщения). Улан-Удэ, 1989. — 215 с.
  104. ПЗ.Недоспасова Е. И. История педагогического образования в Восточной Сибири (1872−1919). Иркутск, 1949.- 124 с.
  105. Р. Самоучитель, или русская азбука. Казань, 1864.-59 с.
  106. В.А. Клеменд, Семенов-Тяньшанский, Чернышов как исследователи Азии. М., 1915. — 46 с.
  107. Нб.Обручев В. А. Г. Н. Потанин (1835−1929). Жизнь и деятельность. М.-Л., 1947.-68 с.
  108. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX начало XX века/ Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М., 1991. — 448 с.
  109. Очерки истории культуры Бурятии в 2-х тт., т.1. Улан-Удэ, 1972.-353 с.
  110. А.П. Очерки по истории развития школ в Бурят-Монголии. Улан-Удэ, 1938. — 48 с.
  111. А.П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1959. — 512 с.
  112. Педагогическая энциклопедия в 4-х тт. М., 1964.
  113. A.M. Монгольская хрестоматия для первоначального преподавания. СПб., 1900. — 26 с.
  114. A.M. Начальное учение о вселенной. Для чтения бурятским детям. СПб., 1909. — 9 с.
  115. A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1993. — 437 с.
  116. П. Вольные школы (1908−1917). Иркутская ссылка. — М., 1934. — 156 с.
  117. И.И. Д.АКлеменц (Биографический очерк). Иркутск, 1917. — 58 с.
  118. И.И. Россия и Тибет// Новый Восток. Кн.18. 1927.
  119. А.В. Монгольская хрестоматия для начинающих обучаться монгольскому языку. Казань, 1836. — 300 с.
  120. А.В. Арифметика на монгольском языке. Казань, 1936.
  121. А.В. О песнях монгольских// Казанские губернскиеведомости. 28 авг. — 1844. — № 35.
  122. Г. Н. Народы Сибири// Сибирь, ее современное состояние и нужды.- СПб., 1908.
  123. Г. Н. Нужды Сибири// Сибирь, ее современное состояние и нужды. СПб., 1908.
  124. Р.Е. «Пагсам-чжонсан» — памятник тибетской историографии XVIII века. Новосибирск, 1981. — 214 с.
  125. Ринчино Э.-Д. Бато-Далай Очиров// Сибирский торгово-промышленный ежегодник на 1914−1915 годы.
  126. Ринчино Э.-Д. Документы. Статьи. Письма. Улан-Удэ, 1994.-235 с.
  127. В.В. Сумерки просвещения. / Сост. и автор очерка В. Н. Щербаков. М., 1990. — 624 с.
  128. Н. .И.Рерих) Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991.-96 с.
  129. Российское образование: история и современность/ Под. ред. С. Ф. Егорова. М., 1994.
  130. Г. Н. Описание архива У.П.Онгондова. Улан-Удэ, 1959. — 38 с.
  131. Сборник распоряжений МНП. Спб, 1870.
  132. И.И. Инородцы Восточной Сибири. Иркутск, 1913.-89 с.
  133. В.П. За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева. Л., 1925. — 175 с.
  134. И.А. Начальное образование в России второй половины XIX начала XX века. — М., 1993. — 190 с.
  135. И.А. История педагогики: Учебные материалы и методические разработки для ФПК МПГУ. М., 1993. — 87 с.
  136. П.С. Из истории учительства Бурятии// Жизнь Бурятии. Верхнеудинск. — 1927.
  137. Сибирские ведомости. 1907, № 18.
  138. Советская историческая энциклопедия. Т. 14. М., 1973.1038 с.
  139. Социальная структура и образ жизни населения Бурятии. -Улан-Удэ, 1990.- 260 с.
  140. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1993. — 198 с.
  141. В.П. Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири. М., 1891. — 174 с.
  142. С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии. Дисс. канд. пед. наук. М., 1979. — 218 с.
  143. А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. СПб., 1912. -18 с.
  144. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992. — 334 с.
  145. Труды Особого Совещания по вопросам образования Восточных инородцев / Под ред. А.С.будиловича. СПб., 1905. — С.1−148.
  146. .Т. Развитие школьного образования в Агинском бурятском национальном округе (1842−1770). Иркутск, 1973. -364 с.
  147. .Т. Читинский мужской пансион// Записки Забайкальского Филиала ГО СССР. Проблемы краеведения. Вып.7. -Чита, 1972.
  148. ЖТ. Жизнь — ради языка и культуры бурят// Агинская правда. 1989. — 16 января.
  149. Д.Б. Страницы отечественного монголоведения.- 177- Улан-Удэ, 1994. 107 с.
  150. Д.Б. Бурятский ученый-востоковед Галсан Гом-боев (1818−1863). -Улан-Удэ, 1993. 58 с.
  151. С. Религия туземных племен Сибири. М., 1930.-99 с.
  152. Учение Будды. Элиста, 1992. — 220 с.
  153. К.Д. Родное слово// Собр. соч: В 11-ти тт. Т.7. -М.-Л., 1949.- 358 с.
  154. К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Т. 2. М.-Л., 1948. — 655 е.- Т. 9. — М.-Л., 1950. — 628 с.
  155. К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти тт. М.-Л., 1988.
  156. Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. — 155 с.
  157. Ф.А., Плюхова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995. — 159 с.
  158. В. Психотерапия и религия// Человек в поисках смысла. М., 1990. — 468 с.
  159. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М., 1989. — 396 с.
  160. Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов. М., 1989. — 396 с.
  161. М.Н. Собрание сочинений в 3-х тт. Улан-Удэ, 1958.
  162. Хаптаев П. Т Национальное движение в Бурятии в период • первой русской революции. Улан-Удэ, 1938. — 258 с.
  163. Ш. Харнахоева Т. Г. Общественная деятельность учителей бурятской школы в дооктябрьский период. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1979. — 17 с.
  164. Я. Верхнеудинский смотритель Д.П.Давыдов какработник по учебной части// Сибирская летопись. 1917. — № 1−2. -С.38.
  165. П.П. Бурятский ученый Галсан Гомбоев// Буря-тиеведение. -№ 3−4. Верхнеудинск, 1927.
  166. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (До Великой Октябрьской социалистической революции)./ Сост. Егоров С.В.-М., 1986.-432 с.
  167. Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.). Сб.статей. — JL, 1979. — 167 с.
  168. Цыбиков Б. Д Цыбен Жамцарано// Из истории народов Бурятии. Улан-Удэ, 1962. — С. 17−23.
  169. .Д. Подвижник просветительства// Байкал.1990.-№ 1.
  170. ., Туденов Г., Дугарнимаев Ц., Чимитдоржиев Ш. Ученый, просветитель и общественный деятель// Правда Бурятии.1991.-16 апреля.
  171. Г. Ц. Избранные труды в 2-х тт. Т.2. О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Новосибирск, 1981. — 367 с.
  172. Г. Ц. Монгольская письменность как орудие национальной культуры// Бурятиеведение. -№ 1−2. Верхнеудинск, 1928.
  173. Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972. — 484 с.
  174. Н.А. Общеобразовательная школа Восточной Сибири как фактор социокультурного развития края. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996. — 18 с.
  175. Ш. Б. Кто мы — бурят-монголы? Улан-Удэ, 1991.-60 с.
  176. С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи. Дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 218 с.
  177. Н.Г. Избранные философские сочинения в 3-х тт. Т.1.-М., 1950. -596 с.
  178. Г. Ф. Ковалевский — основоположник научного монголоведения в России. Казань, 1956. — 268 с.
  179. Г. Ф. Профессор О.М.Ковалевский. Очерк жизни и научн. деятельности Казань, 1983. — 113 с.
  180. Н.О. Бурятский ученый Галсан Гомбоев// Байкал.- 1982.-№ 1.
  181. Н.О. Монголовед Алексей Бобровников// Байкал. 1988. — № 3.
  182. Н.П. Из переписки О.М.Ковалевского с бурятскими друзьями// Материалы по истории и филологии Центральной Азии. Вып.2. Улан-Удэ, 1965. — 216 с.
  183. Р.А. У истоков мудрости народной. Иркутск, 1994. — 308 с.
  184. Л.Я. Буряты. Формы национального движения в современных государствах. СПб., 1910. — 246 с.
  185. А.С. Казанский период жизни и деятельности Доржи Банзорова. Улан-Удэ, 1956. — 124 с.
  186. А.П. Историко-этнографическая организация русского народонаселения. Сочинения. Т.2., СПб, 1907. 620 с.
  187. Н.С. Очерки по истории просвещения Сибири. Вып.1. Новониколаевск, 1923. — 230 с.
  188. Н.М. Сибирь как колония в географико-этнографическом отношениях. СПб., 1882. — 98 с.
  189. Н.М. Сибирские инородцы. СПб., 1891. — 74 с.
  190. А.В. Павел Львович Шиллинг. М., 1963. — 46 с. архивные материалы
  191. Архив востоковедов Института народов Азии Российской Академии наук. Спб. (АВИНА РАН)209.Фонд 2, on 1, ед. хр. 80 210. Фонд 2, он 1, ед. хр. 100 211. Фонд 2, on 1, ед. хр. 114 212. Фонд 2, он 1, ед. хр. 388
  192. Фонд 28, on 1, ед. хр. 173
  193. Национальный архив Республики Бурятия. Улан-Удэ. (НА РБ).214.Фонд 56, on 1, ед. хр. 30 215. Фонд 56, on 1, ед. хр. 83 216. Фонд 56, on 1, ед. хр. 86
  194. Фонд 56, on 1, ед. хр. 107
  195. Фонд 56, on 1, ед. хр. 119
  196. Фонд 56, on 1, ед. хр. 165 220. Фонд 67, ед. хр. 36 221. Фонд 84, л.20
  197. Фонд 172, опись 1, ед. хр. 309 223. Фонд 211, опись 1, дело 1
  198. Фонд 211, опись 121, дело 49
  199. Фонд 211, опись 1, дело 88 226. Фонд 643, опись 1, дело 7227. Фонд ШСВУУ, дело26, л.39 228.Фонд ВУУ, дело 202, л.317 229.Фонд ВУУ, дело 256, л.449
  200. Российский государственный исторический архив. Спб. (РГИА)
  201. Фонд 91, опись 1, дело 782
  202. Фонд 821, опись 8, дело 1242
  203. Фонд 821, опись 133, дело 424
  204. Фонд 821, опись 133, дело 425
  205. Фонд 821, опись 133, дело 422
  206. Фонд 821, опись 138, дело 115 236. Фонд 1265, опись 10, л.2
  207. Фонд 1373, опись 1, дело 466
  208. Рукописный отдел памятников письменности Востока Бурятского Института Общественных наук СОРАН. Улан-Удэ (РОБИОН)
  209. Фонд 1. д. 11. Архив Учителя Онгодова.
  210. Фонд 1. д. 12. Архив Учителя Онгодова.
  211. Инв.№ 163. Архив Учителя Онгодова.
  212. Инв.№ 550. Архив Учителя Онгодова, т.1, л.77.
  213. Инв. № 367. Архив Хангалова, док. 89.
  214. Инв. № 347. Ламство у Бурят-Монгол.
  215. Инв. № 664. История дацанов в Бурят-Монгольской АССР.
  216. Инв. № 902. Архив Я. А. и Н. С. Болдоновых, док. 14,62, 84.246. Фонд 8, опись 3, дело 11.
Заполнить форму текущей работой