Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы и средства обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Слово метод греческого происхождения, в переводе на русский язык означает способ, исследование. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В дидактике под методом обучения понимается способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Метод морфологического… Читать ещё >

Методы и средства обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово метод греческого происхождения, в переводе на русский язык означает способ, исследование. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В дидактике под методом обучения понимается способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

Теория методов обучения разрабатывалась такими учеными, как М. И. Махмутов, А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др. Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии с чем методы обучения можно группировать в системы, классифицировать. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку система. Известны десятки таких классификаций. Одна из первых связана с Б. Всехсвятским, который описал две группы методов: 1) передачи готовых знаний и 2) искания (исследовательские). Наиболее устойчивой и удобной для практического использования является классификация по источнику информации (знаний) (Е. Я. Голант и др.):

Таблица

Словесные.

Наглядные.

Практические.

Рассказ Объяснение Беседа Лекция Дискуссия.

демонстрация иллюстрация наблюдение экскурсия.

упражнение лабораторная работа практическая работа.

Классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

  • • объяснительно-иллюстративный;
  • • репродуктивный;
  • • проблемное изложение;
  • • частично-поисковый (эвристический);
  • • исследовательский.
  • • Классификация по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)
  • • методы изучения новых знаний:
  • • методы повторения и закрепления знаний:
  • • методы контроля.

Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов, основанная на теории деятельности (Ю.К. Бабанский):

  • • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Внутри каждой группы имеется совокупность методов.

Выбор методов обучения зависит от:

  • • целей и задач обучения и развития;
  • • содержания изучаемого материала;
  • • реальных учебных возможностей школьников;
  • • имеющихся условий и отведенного для обучения времени;
  • • возможностей учителей и др.

Рассмотрим характеристику методов обучения по источнику получения знаний. К группе словесных методов обучения относятся: объяснение, рассказ, беседа, лекция. Основное назначение методов данной группы — сформировать у учащихся представления и понятия об изучаемых явлениях и процессах и на этой основе сформировать суждения и умозаключения. Достоинство методов — живое слово учителя, его отношение к излагаемому материалу, грамотность и эмоциональность речи, возможность учесть индивидуальные особенности учащихся, сообщение большого количества информации в сжатые сроки, формирование речи учащихся, их словесно-логического мышления, самостоятельности, познавательной активности и т. д. Недостатки — вербализм, опасность отрыва учения от практики, жизни. Характеристику конкретных методов рассмотрим на примере беседы.

Беседа — это вопросно-ответный способ общения, диалог, когда, опираясь на имеющиеся знания, учитель направляет учащихся на самостоятельное овладение новым материалом. Различают следующие виды бесед: вводная, эвристическая, проблемная, катехизическая, контрольная и др. К беседе предъявляются следующие требования:

  • • предварительная подготовка (запас информации);
  • • тщательная отработка вопросов;
  • • наличие возможности коллективного освоения темы;
  • • необходимость комментариев учителя и др.

Основное назначение группы наглядных методов обучения — включить в процесс усвоения материала чувственное восприятие, т. н. первую сигнальную систему, и создать фундамент для абстрактного мышления.

При организации наблюдения учащихся в процессе иллюстрации или демонстрации необходимо выполнять ряд требований:

  • • сформулировать, что наблюдать;
  • • обозначить цель наблюдения;
  • • дать план и схему наблюдения;
  • • провести инструктаж по наблюдению;
  • • обеспечить ценность и яркость демонстрации;
  • • обеспечить видимость предмета для всех учащихся и др.

Основное назначение практических методов — сформировать у учащихся умения и навыки. В основе их формирования лежит выполнение упражнений, т. е. сознательное и многократное выполнение сходных действий, опирающихся на знания с целью закрепления навыков, физиологической основой которых является выработка динамического стереотипа.

В настоящее время идёт поиск новых методов и средств обучения. К их числу можно отнести дидактические игры, обучение по алгоритму, суггестию, интенсивные способы обучения иностранным языкам, информатизацию образования и др. Рассмотрим некоторые из них.

Драматизация в обучении — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).

Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) — перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.

Метод групповой дискуссии — 1) организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.

Метод морфологического анализа — один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных.

Метод фокальных объектов — метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (напр.: «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный — «личность»), можно прийти к оригинальным идеям.

Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1−2, 1−3 и т. д. до 1−7; 2, 2−2 … 2−7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.

Мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storming) — метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.

Театрализация в обучении — инсценировки разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т. п. атрибутами.

Средства обучения — это источник получения знаний и формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, ТСО, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ, СМИ и др. Основные функции — информационная, дидактическая, контрольная.

Таблица. Классификация средств обучения (по В. Оконю)

Средства обучения.

Простые средства обучения.

Сложные средства обучения.

Словесные (учебники и другие тексты) Визуальные (предметы, модели, картины и др.).

Механические приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.).

Аудиальные Аудиовизуальные Автоматические.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой