Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования являются: — фундаментальные работы отечественных ученых-педагогов (Ю.К. Бабанско-го, В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.) — современные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выгоцкий, З. Ф. Чехлова, Д. Б. Эльконин и др.) — теория организации самостоятельной познавательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. Теоретико-методологические основы формирования математической культуры студентов экономических специальностей
    • 1. 1. Математическая культура в системе базовой культуры личности
    • 1. 2. Сущность и специфика формирования математической культуры будущих менеджеров
    • 1. 3. Роль предметов математического цикла в профессиональной подготовке будущих менеджеров
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию математической культуры будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 1. Организационно-педагогические условия и факторы формирования математической культуры будущих менеджеров
    • 2. 2. Система формирования математической культуры будущих менеджеров
    • 2. 3. Технология формирования математической культуры будущих менеджеров в образовательном процессе вуза
  • Выводы по главе 2

Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ходе реформы профессионального образования постоянно изменяются требования к специалисту, способному качественно выполнять свою работу. С одной стороны, все больший упор в процессе его подготовки делается на овладение общими, инвариантными для различных видов деятельности знаниями и умениями. С другой стороны, эти требования очень быстро дифференцируются в зависимости от особенностей той или иной деятельности. Подготовка специалиста должна осуществляться таким образом, чтобы он имел возможность при необходимости быстро и качественно овладеть новой специализацией, а иногда и новой специальностью. Большое внимание в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста уделяется совершенствованию его личных качеств.

В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы образования во всем мире. Объясняется это уникальной способностью учебного предмета «математика» в формировании личности. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал математики огромен.

Математическая образованность — это подсистема общей образованности студентов. Изучение математики способствует не только накоплению определенной системы знаний, умений и навыков, но и развитию интеллектуальной сферы учащихся, формированию различных способов мышления. Математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного экономиста. Целью такой подготовки становится готовность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний.

В процессе изучения математики студенты овладевают такими приемами и методами мышления, как индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и конкретизация, классификация и систематизация. Умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения развивает логическое мышление. Средствами математики развиваются волевые качества личности, настойчивость и целеустремленность, познавательная активность и самостоятельность, дисциплинированность.

Воспитание научного мировоззрения является одной из основных задач высшей школы, и в решение этой задачи каждый предмет вносит свой особый и неповторимый вклад. Математика имеет огромные возможности для показа мощи научных методов в познании окружающего мира, выявления значения абстрактного мышления в научных и практических вопросах.

Сближение преподавания математики с нуждами других дисциплин дает широкие возможности для демонстрации места математики и ее понятий в познании человеком природы и общественных явлений.

Важнейшим показателем результативности учебного процесса должно быть «интенсивное умственное развитие всех обучаемых, их непрерывное проникновение в сущность изучаемых предметов, процессов и явлений, возрастание познавательных интересов, стремление к углублению своих знаний и формированию диалектического мышления».

Согласно требованиям авторов теории активизации учебного процесса ставится задача ввести в содержание обучения формирования навыков творческой деятельности, разработку системы проблемных задач по учебным предметам, решение которых студентами будет содействовать развитию у них творческого мышления, познавательной самостоятельности. Основными чертами творческой деятельности, которые следует стремиться прививать студентам в процессе преподавания математики в вузе, является самостоятельный перенос знаний и навыков в новую ситуациювидение новой проблемы в знакомой ситуациивидение новой функции объектанахождения различных способов решения проблемы.

Таким образом, математика обучает, воспитывает, развивает подрастающее поколение, готовит его к продолжению образования в рамках профессиональной высшей школы.

Осознавая роль математики в профессиональной подготовке экономиста-менеджера следует отметить снижение уровня естественно научной и математической подготовки. Так, У. Мнессимер, вице-президент одной из крупнейших корпораций США «United Technologies», отмечает, что «если учесть, что на математике и естественных дисциплинах базируется развитие технологии, то снижение знаний в области указанных наук может поставить под угрозу перспективы экономического развития страны».

Сегодня в фокусе образования оказалось методологическая подготовка студента по каждой дисциплине и прежде всего — по фундаментальным. Особое значение начинают приобретать не только прочность и глубина, но и востребованность фундамента, на котором выстраивается профессиональная подготовка.

Решая вопросы совершенствования профессионального образования и такой его важной составляющей как математическое образование будущих специалистов, необходимо исходить из объективно существующего факта чрезвычайной динамичности системы «наука — образование — производство» .

Будущие специалисты должны обладать умениями и профессиональной мобильностью — оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности, общественной практики в" целом. Это станет возможно, если вуз вооружит выпускника общей интегральной* (междисциплинарной) методологией профессиональной деятельности, т. е. подготовит его как специалиста — методолога, умеющего востребовать и использовать «аппарат» каждой отдельной дисциплины в интегративной (междисциплинарной) связи с другими, как средство решения задач (проблем) в познавательной и профессиональной деятельности.

Повышение качества подготовки специалистов, призванных решать задачи, связанные с функционированием отдельных * сфер жизни общества, требует в современных условиях от обучаемых не только овладения1 определённым содержанием образования, но и развития у них таких личностных качеств и черт характера, как сила воли, ответственность за свои поступки, способность отстаивать свои взгляды и убеждения. Научные знанияэто еще не все, что необходимо современному человеку, чтобы успешно социализироваться, на смену знаниевой парадигмы образования приходит культурологический личностно — ориентированный подход, нацеленный на развитие творческой составляющей каждого человека.

По мнению В. С. Библера: «Передача современных знаний, развитие культуры мышления, нравственной культуры — это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник нашей школы выпускник любого образовательного учреждения.

И естественно, социальные ожидания нашего государства — это появление нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи, владеющего высокой математической культурой.

Студент как будущий специалист за время обучения в вузе должен сформировать у себя математическую культуру, т. е. он должен стать творческой личностью, живущей и работающей в обществе массовой информации во всех сферах человеческой деятельности. Проблема формирования математической культуры у будущих специалистов вызвана недостаточно высоким общим интеллектуальным и культурным уровнем выпускников высшей школы, нарушением принципа гуманизации и гуманитаризации образования в вузах.

В создавшихся условиях важно создать условия для повышения уровня математической культуры студента, выступающей гарантом непрерывного образования через самообразование.

В философских, психологических, социологических и педагогических исследованиях накоплен достаточно обширный материал, являющийся базой для разработки проблемы формирования математической культуры.

Как показывает анализ литературы, понятие «культура» в общефилософском плане рассматривается в работах К.А.Абульхановой-Славской, А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. С. Кагана, Л. Н. Кагана, Э. С. Маркаряна, М. К. Мамардашвили, А. И. Громова, Ю. И. Ефимова, Э. В. Соколова, В. Б. Чурбанова, О. В. Хановой и др.

Общетеоретические направления в изучении исследуемого феномена отражены в работах И. Ф. Исаева, В. А. Сластенина, М. Л. Левицкого, В. К. Розова, Б. П. Шемякина, А. Н. Ходусова, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Ю. К. Васильева, И. Л. Хроменкова и др. Выполненные исследования позволили обосновать культурологический подход к раскрытию сущности математической культуры личности студента, выявить ее структуру и специфику формирования.

Представляют интерес и психологические основы формирования математической культуры. В исследованиях П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. П. Зинченко, И. П. Каменоеда, А. Д. Сазонова, Н. Ф. Талызина, Н. А. Томина, П. И. Чернецова рассматриваются проблемы управления познавательной деятельностью обучаемых, без решения которых невозможно продвижение в поиске эффективных способов формирования математической культуры.

Заслуживает внимания научное направление, исследователи которого рассматривают культуру как проблему изменения самого человека, становления его как творческой личности (ДМ.Бабосов, Б. С. Библер, Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, А. Н. Леонтьев, В. М. Межуев, Л. Б, Сохонь, Э. В. Соколов, И. А. Ильяева, В. Б. Чурбанов и др.). Данный подход открывает широкие возможности в плане исследования проблемы формирования личности, взаимодействия культуры и личности, культуры и творчества, развития индивидуального стиля профессиональной деятельности и т. д.

Проблемам совершенствования математического образования и профессиональной направленности образования посвящены работы В. А. Герлингер, В. А. Далингер, Г. АЛуканкина, И. А. Новик и др.

Вопросы, связанные с оптимизацией процесса обучения, рассмотрены в работах С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, М. М. Поташника, В'.А.Черкасова и др. Проблемы оптимального сочетания форм, методов и средств как условия эффективного обучения и воспитания* представлены в исследованиях А. А. Вербицкого, Т. Т. Зогородной, В. А. Синицкой, В. П. Тарантай и др.

Говоря о математической культуре, нельзя не упомянуть культуру мышления, культуру языка и речи. Эти проблемы разрабатывались такими учеными, как А. В. Бурушлинский, П. Я. Гальперин, А. Н. Холмогоров, Д. Пойа, А. А. Столяр, А. Я. Хинчин и др.

Однако в большинстве отмеченных выше работ недостаточно акцентируется внимание на понятии математической культуры специалиста. Эта проблема приобретает сегодня особенно важное значение в связи с модернизацией высшего образования. Связано это с тем, что профессиональная культура специалиста базируется на его математической культуре, которая в свою очередь является составляющей профессиональной культуры и базовой культуры личности.

При несомненной научной важности отмеченных исследований степень разработанности проблем формирования математической культуры студента на личностном уровне мы считаем недостаточной: требуется уточнить особенности ее содержания на современном этапе, определить критерии и показатели сформированности математической культуры личностивыработать эффективный инструментарий’для ее объективной оценкиопределить роль и значение самообразовательной деятельности будущих специалистов в формировании математической культуры. Как показал анализ литературы, наименее разработанными являются педагогические условия формирования математической культуры студента. До последнего времени в научно-педагогической литературе высшей школы практически отсутствовали педагогические исследования, специально посвященные педагогическим условиям формирования математической культуры будущего менеджера.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы высшей школы, собственной деятельности в качестве преподавателя математики позволил выявить основные противоречия между:

— потребностями^ практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования математической культуры и недостаточной разработанностью указанного процесса в педагогической науке;

— потребностью общества в менеджерах, обладающих высокой математической культурой, конкурентоспособных на рынке труда, и недостаточным уровнем сформированности данной культуры у студентов экономических специальностей.

Проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования математической культуры будущих менеджеров. Актуальность и практическая значимость проблемы, а также её недостаточная научная разработанность и обусловили выбор темы настоящего диссертационного исследования: «Формирование математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе».

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих менеджеров в вузе.

Предмет исследования — процесс формирования математической культуры будущих менеджеров.

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке организационно-педагогических условий, способствующих формированию математической культуры будущих менеджеров.

Гипотеза исследования состоит в том, что формирование математической культуры будущих менеджеров осуществляется эффективнее, если определены критерии и показатели ее сформированности, позволяющие фиксировать динамику ее развития, и выполняются следующие организационно-педагогические условия: усиление роли межпредметных связей в процессе обучения студентовакцентирование внимания на гуманитарном потенциале изучаемой дисциплиныовладение студентами обобщенной структурой решения задачнепрерывное формирование математических знаний и умений студентов в процессе профессиональной подготовкиусиление роли самообразования студентовоптимальное сочетание форм, методов и средств в профессиональной деятельности.

Исходя из цели и гипотезы исследования, мы определили следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и структуру математической культуры будущего менеджера.

2. Выявить организационно-педагогические условия формирования математической культуры.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности математической культуры.

4. Разработать технологию формирования математической культуры будущих менеджеров.

Методологической основой исследования являются методологические подходы, сформированные в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, философии и культурологии, касающиеся общей теории культуры, профессиональной деятельности, теории воспитания личности и формирования деловых качеств, теории развития, творческой личности, проблемного обучениям процессе образования высшей школы.

Методологическая позиция исследования формировалась под влиянием дея-тельностного подхода, при котором культура выступает специфическим способом человеческой жезнедеятельности (Т.В. Боровикова, B.C. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, Э.С. Маркорян). В, рамках этого подхода культура существует и развивается как важнейший способ функционирования общества, как основная форма осуществления специфической человеческой деятельности, включения людей в их взаимодействие с внешним миром и реализации ими своих потребностей, интересов, целей. При этом методологическая позиция автора пересекается с аксиологическим (А.Г. Здравомыслов, C.JI. Франк, Н. З. Чавчавадзе и др:) и социологическим (Э. Дюркгейм, JI. H Коган, П. А. Сорокин и др.) подходами к пониманию культуры.

Большое внимание уделено концепции системности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В: П. БеспалькоТ.А. Ильина, П. И. Пидкасистый и др.) и положениям гуманно-личностно-ориентированной педагогики (Ш:А. Амона-швили, М. Гриндер, К. Г. Селевко, Г. Е. Сенькина, В.Ф. ШаталовИ.С. Якиманская и др.).

Теоретической основой исследования являются: — фундаментальные работы отечественных ученых-педагогов (Ю.К. Бабанско-го, В. П. Беспалько, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др.) — современные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, JI.C. Выгоцкий, З. Ф. Чехлова, Д. Б. Эльконин и др.) — теория организации самостоятельной познавательной деятельности (В.В. Гузеев, В. В. Давыдов, JI.B. Жарова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер и др.) — концепция системно-целостного подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев и др.) — личностно-ориентированный подход к профессиональному образованию (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, Е. А. Крюкова и др.) — деятельностный подход, реализующий принцип единства сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Методы исследования: -теоретические (анализ, синтез, педагогическое моделирование) — -педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, итоговый- -эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ результатов учебной деятельности студентов);

— методы математической обработки статистических данных эксперимента.

База исследования. Работа велась на базе экономического факультета Калужского филиала Российского аграрного университета — МСХА им. К. А. Тимирязева. В опытно-экспериментальную работу было вовлечено 250 студентов и преподавателей вуза. Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе исследования (2002;2003гг.) решались следующие задачи: изучение философской, психологической и педагогической литературы, посвященной проблеме развития математической культуры в учебном процессеизучение и анализ учебно-методической литературы и учебных программпроведение констатирующего эксперимента, основной задачей которого являлось изучение состояния формирования математической культуры в вузеэкспериментальная обработка и поиск критериев и показателей оценивания диагностирования уровней сформированности математической культуры студентов — уточнение выявленной гипотезы.

Второй этап исследования (2003;2004гг.) — разработка содержания основных методик констатирующего этапа экспериментаподбор экспериментальных группизучения математической культуры студентов в процессе учебной и внеучебной деятельностиэкспериментальная работа по технологии формирования математической культуры и последующая локальная диагностика с аналитическим осмыслением полученных результатовстатистическая обработка поступающих данных.

На третьем этапе исследования (2004;2005гг.) — проведение формирующего эксперимента с учетом результатов, полученных в процессе констатирующего этапа экспериментавнедрение разработанной технологии формирования математической культуры студентовфиксирование, обоснование и практическая проверка совокупности педагогических условий реализации разработанной технологиикомплексная проверка эффективности технологииконтрольная диагностика и коррекция полученных данных формирующего этапастатистическая обработка показателей.

Четвертый этап (2005;2008гг.) — анализ опытно-экспериментальной работы, обобщение и систематизация полученных результатов, оформление проведенного исследования в виде кандидатской диссертации.

Достоверность и обоснованность полученных результатов заключается в возможности повторения опытно экспериментальной работы и перенесении технологии в новые педагогические условиярепрезентативности объема выборкииспользовании методов математической статистики и статистической значимости экспериментальных данных и обусловлена применением комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, которое соответствовало целям и задачам работы, воспроизводимостью полученных результатов и результативностью экспериментальных данных, а также их количественным и качественным анализом.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоит в том, что: определены сущность и структура математической культуры, обоснованы организационно-педагогические условия формирования математической культуры будущих менеджероввыявлены критерии, показатели и уровни сформированности математической культуры студентовна их основе осуществлен анализ ее современного состоянияразработана технология формирования математической культуры будущих менеджеров.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику профессионального образования по проблеме формирования математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе. В научном обороте отечественной теории профес сионального образования уточнено понятие математической культуры специалиста. Результаты исследования развивают теоретические положения, раскрывающие реализацию компонентного и функционального подходов к математической культуре. Разработаны критерии уровня сформированности математической культуры будущих менеджеров. Полученные в диссертации данные позволяют вести дальнейшие теоретические разработки формирования математической культуры специалиста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— предложена методика определения уровня сформированности математической культуры в рамках профессиональной подготовки студентов;

— разработана технология реализации организационно-педагогических условий формирования математической культуры будущих менеджеров, которая может использоваться в практике преподавания математики для студентов других специальностейе i i.

— выделенные организационно-педагогические условия формирования математической культуры будущих менеджеров позволяют более эффективно организовать работу преподавателей математики экономических вузов;

— разработанные на кафедре общественных дисциплин спецкурсы «Человеко-ведческая компетентность специалиста», «Культура речевого общения» позволяют усилить гуманитарной составляющей математической культуры в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Математическая культура будущего менеджерацелостное образование, представленное единством мотивационного, процессуально-деятельностного, рефлексивного компонентов, характеризующееся высоким уровнем овладения математическими знаниями и умениями, сформированным ценностным отношением к получаемым знаниям, развитой способностью к рефлексии своей учебной деятельности.

2. Эффективность формирования математической культуры студентов обеспечивается при реализации организационно-педагогических условий.

К содержательным условиям отнесены: усиление роли межпредметных связей в процессе обучения студентов — овладение студентами обобщенной структурой решения задачакцентирование внимания на гуманитарные аспекты в процессе усвоения студентами содержания государственного образовательного стандарта.

Организационные условия включают в себя непрерывное формирование математических знаний и умений у студентов в процессе профессиональной подготовкиорганизацию самообразовательной работы студентов по развитию математической культуры, оптимальное сочетание форм, методов и средств в профессиональной деятельности.

3. В качестве критериев сформированности математической культуры будущих менеджеров выступают: личностно-смысловой (интерес к математической теорииинтерес к математической деятельности) — структурно-логический (уровень развития математического мышления, усвоение ведущих идей, понятийвзаимосвязь понятий и их перенос) — оценочный (рефлексивность в предметной сферерефлексивность в социально-психологической сфере). С учетом выделенных критериев выявлены три уровня сформированное&tradeматематической культуры будущих менеджеров: низкий, средний, высокий.

4. Технология формирования математической культуры будущих менеджеров в процессе обучения в вузе основывается на использовании активных форм и методов работы со студентами, на расширении сферы самостоятельности и творческой активности обучающихся.

Выводы по второй главе:

1 .Формирование математической культуры отвечает всем признакам педагогической системы: имеет четкую педагогическую цель, осознанную моти-вационно-аксиологическую потребность в воспитании студента как субъект — субъектной целостной педагогической системы.

2.Под педагогическими условиями воспитания математической культуры студентов мы будем понимать такую искусственно созданную преподавателем образовательную среду, в которой в тесном взаимодействии представлена максимально приближенная к оптимальной совокупность педагогических факторов, обеспечивающая возможность организации воспитания математической культуры в процессе учебной деятельности.

3. в качестве функциональных компонентов математической культуры нами рассматриваются такие общие функции культуры, как синергетическая (самоорганизующаяся), коммуникативная (культура речи в коммуникативном ее аспекте) и мобилизационная и компоненты-функции: побуждающая (вызывающая интерес к математической деятельности), направляющая (определяющая характер целей информационной деятельности) — мотивационный компонентсозидательная (определяющая системы научной информации, информационных технологий — процессуально-деятельностный компоненткультуро-творческая (переводящая личность в режим саморазвития) — рефлексивный компонент. Структурные компоненты математической культуры будут преломляться в компонентах функциональных. В своем взаимодействии структурные и функциональные компоненты образуют систему математической культуры будущего специалиста.

4.Для объективного установления сформированности математической культуры личности студента того или иного компонента нами выделяются следующие критерии: личностно-смысловой, структурно-логический, рефлексивно-оценочный.

5. Применяя уровневый подход, мы выделили три уровня сформированности математической культуры личности: первый (низший), второй (средний), третий (высший). Они согласуются с уровнями сформированности готовности личности к самообразованию, с овладением обобщенной структурой решения задач, непрерывным формированием математических знаний, умений и т. д.

6. Организационно-педагогическими условиями формирования математической культуры будущих менеджеров являются: усиление роли межпредметных связей в процессе обучения студентов, акцентирование внимания на гуманитарном потенциале изучаемой дисциплины, овладение студентами обобщенной структурой решения задач, непрерывное формирование математических знаний и умений студентов в процессе профессиональной подготовки, повышение роли самообразования студентов в развитии математической культуры, оптимальное сочетание форм, методов и средств в профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы образования во всем мире. Объясняется это уникальной способностью учебного предмета «математика» в формировании личности. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал математики огромен.

Математическое образование следует рассматривать как важнейшую составляющую в системе фундаментальной подготовки современного экономиста. Целью такой подготовки становится готовность студента к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний.

Личностно-деятельностный подход позволяет рассматривать обучение математике с точки зрения математической культуры, которую мы считаем частью профессиональной культуры специалиста.

На понятийном уровне математическая культура личности означает единство математических знаний, убеждений, навыков и норм деятельности поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения культуры общества. Вместе с тем понятие «математическая культура» как бы подчеркивает её связь с духовной культурой личности и профессиональной деятельностью, а также предполагает целостность, как и духовная культура, отдельные аспекты которой привлекают внимание при изучении человека в различные периоды развития человечества.

Специалист, обладающий математической культурой — это человек, не мыслящий своего труда без использования математических знаний и уменийкоторый накопил достаточный опыт работыпсихологически и профессионально готовый спланировать и внедрить новые методы в проектирование своей деятельностиспособный находить новые перспективные сферы применения математических знаний в области своей деятельности. Формирование математической культуры у будущих менеджеров требует, чтобы студенты не только знакомились с общими основами современной математики, но и научились видеть в конкретных математических объектах и технологиях их общие и специфические свойства, чтобы у них формировались умения переносить общематематические знания с одного объекта на другой. Формирование математической культуры предполагает раскрытие своеобразия отражения математикой реального мирасближение методов решения задач, используемых в школе, с методами решения задач в курсе математического анализа, как одной из ведущих дисциплин математического циклаформирование математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности.

Математическая культура будущего менедэ! сера — это сформированная система математических знаний и навыков, и умение использовать их в различных условиях профессиональной деятельности в соответствии с целями и задачами.

Формирование математической культуры отвечает всем признакам педагогической системы: имеет четкую педагогическую цель, осознанную моти-вационно-аксиологическую потребность в воспитании студента как субъект — субъектной целостной педагогической системы. Следует отметить, что педагогическая система в высшей школе существует тогда, когда имеются студенты, испытывающие определенную потребность в данном виде образования, и преподаватели высшей школы, соответствующие цели системы, как определяющему компоненту ее успешного функционирования.

К тому же процесс формирования математической культуры у студентов вузов является педагогической системой, которая успешно функционирует и развивается только при определенных условиях.

Под педагогическими условиями воспитания математической культуры студентов мы будем понимать такую искусственно созданную преподавателем образовательную среду, в которой в тесном взаимодействии представлена максимально приближенная к оптимальной совокупность педагогических факторов, обеспечивающая возможность организации воспитания математической культуры в процессе учебной деятельности.

Результаты эксперимента позволили решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы:

— на основе анализа научной литературы раскрыты основные положения общей педагогики, психологии относительно процесса формирования математической культуры будущих менеджеров, уточнен понятийный аппарат исследования, выявлена специфика формирования математической культуры в экономическом вузе;

— теоретически обоснована, разработана и апробирована экспериментальная педагогическая система обучения математике, направленная на формирование математической культуры будущих менеджеров;

— доказана необходимость реализации следующих организационно-педагогических условий более успешного формирования математической культуры будущих менеджеров: усиление роли межпредметных связей в процессе обучения студентов, акцентирование внимания на гуманитарном потенциале I изучаемой дисциплины, овладение студентами обобщенной структурой решения задач, непрерывное формирование математических знаний и умений студентов в процессе профессиональной подготовки, повышение роли самообразования студентов в развитии математической культуры, оптимальное сочетание форм, методов и средств в профессиональной деятельности.

Результаты проведенной экспериментальной работы подтверждают, что предлагаемая система изучения математики и организационно-педагогические условия способствуют формированию математической культуры будущих менеджеров, создают у них установку развития данного интегративного личностного качества в ходе последующего саморазвития.

Опытно-экспериментальная апробация организационно-педагогических условий формирования математической культуры будущих менеджеров, положительная динамика результатов педагогического эксперимента подтвердили корректность гипотезы, эффективность избранной логики исследования и практическую успешность разработанной модели.

Результаты опытно-экспериментальной работы дают основание утверждать, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены.

Наше исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования математической культуры будущих менеджеров. Вместе с тем его результаты могут быть использованы для определения перспективных направления изучения данной проблемы в будущем. Требуют дальнейшей разработки вопросы выявления закономерностей профессионального становления будущих менеджеров в изучаемом процессе, междисциплинарного подхода в философском и психологическом аспектах математической культуры специалиста-менеджера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. Я. Диалектика человеческой жиз-ниТекст./К.Я.Абульханова-Славская : — М., 1977. С.34
  2. , Ю.П. Радость учить и учитьсяТекст./Ю.П. Азаров М., 1989. — С.15−18.
  3. , Г. Н. Показатели некоторых интеллектуальных умений студента первокурсника и проблема их формированияТекст./Г.Н.Александров // Современная высшая школа. 1979. — С. 7−20
  4. , Н.Г. СамостоятельностьТекст./Н.Г. Алексеев // Педагогическая энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1996. — Т.З. — С.5
  5. , Б.Г. К психологизации студенческого возрастаТекст./Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — С.44−49
  6. Андреев, В. И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой лич-ностиТекст./В.И. Андреев Изд. во Казанского госунивеситета, 1988. — С.36
  7. Анохин, П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональных системТекст./П.К. Анохин. — М., 1978. 400 с.
  8. Анцибор, М. М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплин педагогического циклаТекст./М.М. Анцибор: Монография. М.: Прометей, МПГИ, 1989. — 238 с.
  9. , А.И. Человек и мир культуры. Введение в культуроло-гиюТекст./А.И. Арнольдов. — М.: Изд-во МГИК,
  10. , Р. Этапы развития социологической мыслиТекст./Р.Арон. — М.: Наука, 1993.-С.252
  11. , Т.П. Проблема целей обучения в высшей школе Текст./Т.П.Арташкина. — Владивосток, изд-во Дальневосточного университета, 1994.-42 с.
  12. , О.В. Формирование математической культуры у студентов педагогических вузовТекст./О.В.Артебякина: Дисс. канд.пед.наук. — Челябинск, 1999. 162 с.
  13. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе Текст./С .И.Архангельский. — М.: Высш.шк., 1976. — С.384.
  14. , С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школеТекст./ С. И. Архангельский. — М.: Высш.шк., 1976. — С.200
  15. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методыТекст./ С. И. Архангельский. М.: Высш.шк., 1980. — С.369
  16. , В.Г. Общество: системность, познание и управление Текст. -М., Политиздат, 1980 368 с.
  17. , В.Г. Научное управление обществомТекст./В.Г.Афанасьев. М.: Политиздат, 1973. 390
  18. , Ю.К. Проблема оптимизации обучения математике Текст./ Ю. К. Бабанский // Изучение возможностей школьников в усвоении математики. М.: Изд-во НИИ ВШ МП РСФСР, 1977. — С. 59−74
  19. , Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности Текст./ Ю. К. Бабанский. — М.: Знание, 1981. С.96
  20. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основыТекст./ Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. -С. 192.
  21. , Ю.К. Интенсификация процесса обученияТекст./ Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. С.80
  22. , Ю.К. Избранные педагогические трудыТекст./ Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. С.560
  23. , Е.М. Нравственная культура личностиТекст./Е.М.Бабасов. -Мн.: Наука и техника, 1985. — с.184. Базовая культура личности: Теоретические и методические проблемы: Сб.науч.труд. / Под ред. О. С. Газманова — М.: Изд-во1. A.Л.П. СССР, 1989.-С.150
  24. , В.В. Методика проектирования и технология реализации интегрированной системы формирования квалитативной культуры при подготовке инженеров Текст.: Автореф.дисс.канд.пед. наук/В. В. Бабушкина. — Тольятти, 1999.-24 с.
  25. , Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический ас-пектТекст./Г.А.Балл. М., 1990. С.5
  26. , Э.А. Преемственность в развитии культурыТекст./Э.А.Балллер. -М., 1969.-347 с.
  27. , Р. Развитие «Я концепция» и воспитаниеТекст./Р.Берне. — М.: 1986.-420 с.
  28. , М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образова-нияТекст./М.Н.Берулава // Педагогика, 1996, № 1. С.9−12
  29. , В.П. Слагаемые педагогической техноло-гииТекст./В.П.Беспалько. М.: Педагогика. 1989. 190 с.
  30. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст./
  31. B.П.Беспалько. М.: Педагогика. 1989. — 192 с.
  32. , В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистовТекст./ В. П. Беспалько. М., Высшая школа, 1989. — 144 с.
  33. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обуче-нияТекст./ В. П. Беспалько. М.: Изд-во ин-та проф. образования, 1995. — С.140.
  34. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обуче-нияТекст./ В. П. Беспалько. М.: ИРПОМО РФ, 1995. — С.336
  35. Бестужев-Лада, И.К. К школе XXI века: Размышления социоло-гаТекст./И.К.Бестужев-Лада. — М.: Педагогика, 1988, С. 25.
  36. , B.C. Две культуры. Диалог культур. Опыт определе-нияТекст./В.С.Библер// Вопросы философии. 1989. № 6. — С. 17−23.
  37. , И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхо-даТекст./И.В.Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. 270 с.
  38. , И.В. Проблема целостности и системный подход Текст./ Под ред. Л. В. Блинникова. М., Эдиториал УРСС, 1997. — 448 с.
  39. , Г. А. Дидактические основы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисципли-намТекст. Дисс. докт.пед.наук/Г.А.Бокарева. — Волгоград, 1987. — 390 с.
  40. , Г. А. О диагностике уровня готовности студентов к профессиональной деятельности Текст./ Г. А. Бокарева // Новые исследования в педагогических науках. 1987. — № 2. — С.8−14
  41. , Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентовТекст./ Г. А. Бокарева. Калининград, 1985. — 264 с.
  42. Большая Советская Энциклопедия: Сов. Энциклопедия, 1975, т.21. С.131
  43. , А.В. Субъект: мышление, учение, воображение Текст. — М., 1996.
  44. , Г. М. Формирование математической культуры экономиста в ву-зеТекст.: Автореф.дис. докт.пед.наук/Г.М.Булдык. — Минск, 1997
  45. Вейль, Г. Математическое мышлениеТекст./Г.Вейль: Пер. с англ. / Под ред. Б. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. М.: Наука, 1989. — 400 с.
  46. , А.А., Башхаев Н. А. Развитие мотивации в контекстном обучении Текст./А.А.Вербицкий, Н.А.Башхаев// Альма матер № 1−2. С.47
  47. , С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и моти-выТекст./С.Г.Вершловский. — М.: Педагогика, 1987. — С.183.
  48. , В., Романкова, Л. Социальные технологии в образова-нииТекст. // Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С.28−38.
  49. , М.В. Формирование основ экономической культуры старше-классниковТекст.: Автореф. Дисс.канд.пед.наук/М.В.Владыка. — Белгород, 1998.-С.9−14
  50. И.А. Профессиональные задачи и качество усвоения фундаментальных знанийТекст./И.А.Володарская. Владивосток, 1993. — 201 с.
  51. , Б. Роль математического образования в гуманитаризации образовательного процессаТекст. — Ростов-на-Дону, Финист, 2000. С.6
  52. , JI.C. История развития высших психичесих функций Текст.: Соб.соч. М., 1983. — Т.З.
  53. , JI.C. Педагогическая психологияТекст. М., Педагогика-Пресс, 1999.-331 с.
  54. , О.А. Математика как феномен культурыТекст. — Ереван, 1990.-105 с.
  55. , Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования (социально-философский анализ) Текст. Авто-реф.дисс.канд.фил.наук. Красноярск, 2000. — 13 с.
  56. , П.Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий. Исследование мышления в советской психоло-гииТекст., М: Наука, 1996. — 476 с.
  57. , В.Т. Проблемы преподавания математики в вузах Текст. // Математические методы в технике и технологиях: Тез.докл. XEV Межде-нар.науч.конф. — Смоленск. — 2001 — С.169−172.
  58. , В.Т., Бездомников, B.C. Преподавание математики в свете требований времениТекст.// Кибернетика. Автоматизация. Математика. Информатизация: Сб.науч.труд. Новомосковск., — 2000 — С. 161
  59. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психоло-гииТекст. / Пер. с англ., под общ.ред. Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  60. , JI.В. Технология компьютерной подготовки специалистов экономического профиля в колледжеТекст. Автореф.дисс.канд.пед.наук. — Тольятти: ТОЛПИ, 1998. 22 с.
  61. , Б.В. Математическое образование в вузахТекст. — М., Высшая школа, 1981.- 174 с.
  62. , Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике Текст. — М., Просвещение, 1982. 318 с.
  63. , Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математикеТекст. — М.: Просвещение, 1982. 145 с.
  64. , С.М. Трудности первокурсников: что о них надо знать педагогу высшей и средней школыТекст. Воронеж, 1997. — 68 с.
  65. , И.К. Методология и методы педагогики как наукиТекст. — М., Знание, 1968.
  66. , В.А., Гордилова, О.А. Социальные технологии в контексте новой парадигмы социального познания Текст.// Социальные технологии: Вопросы теории и практики: Тез. Докл. И сообщ. Науч.-практ. Конф., г. Ростов 15 мая 1992 г.-с.22−23.
  67. , С.А. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучении математики Текст. Харьков, 2000.
  68. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Гос. требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высш. образованием по спец. 61 100 Менеджмент организации. — М., 2000.-С.2
  69. , М.И., Краснянская, К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. — М.: Педагогика, 1997. 136 с.
  70. , В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математикеТекст. — М.: Просвещение, 1991.
  71. , В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных и межпредметных свя-зейТекст. Омск, 1993. — 214 с.
  72. , С.В., Купцов, В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образованияТекст. // Социально-политический журнал. 1995, № 6. С.107−112.
  73. , В.В., Канторов, Д.С. Проблема системологии. Проблемы теории сложных системТекст. // Севрадио. — 1976. — С.5
  74. , В.К. Сотрудничество в обучении Текст. — М.: Просвещение, 1991.-192 с.
  75. , В.К., Кандыбович, JI.A. Психология высшей школы. (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) Текст. — Минск, Изд-во БГУ, 1978.-320 с.
  76. , П.М., Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность Текст. — М., 1984.
  77. , И.Д. Межпредметные связи в советской школеТекст. — М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  78. , Л.Н. Понятия обобщенной структуры процесса решения задач. Научные понятия в современном процессе школы и вузаТекст.: Тез. докладов и выступлений на науч.-практ.конф. 18−20 июня 1992 г. — Челябинск: Изд-во Че-ляб.пед.ин.-та, 1992.-С. 125−126.
  79. Зеленова, Л Н., Худяков, В.Н. О математических методах в педагоги-кеТекст.: Тез.докл. Междунар. науч.-практ.конф. — Челябинск: Изд-во Че-ляб.пед.ин.-та, 1995. II ч. — С.7−10
  80. , Г. Философия культурыТекст. — М.: Юрист, 1996. 245 с.
  81. , И.А., Бойденко, Б.Н., Морозова, Н. А. Воспитание — проблема современного образования в России Текст. М., ИЦ проблем качества образования в России, 1998. — 82 с.
  82. , И.А. Педагогическая психологияТекст. — М., Логос, 2000.-382 с.
  83. , В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся Текст. Очерки российской психологии. — М., 1994. — 304 с.
  84. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассниковТекст. -М., Педагогика, 1978. — 128 с.
  85. , Л.Я. Отражение науки в содержании образованияТекст. // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — 249 с.
  86. , B.C. Процесс воспитания и обучения как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследованияТекст.// Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Сб.науч.трудов. — Волгоград, 1976. — С. 1619.
  87. , Г. А. Личностно-ориентированная педагогическая техноло-гияТекст. М., ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 24 с.
  88. , Г. А. От педагогической парадигмы к образовательной Текст. // Высшее образование в России. № 1, 2000. — С.64−69.
  89. , B.C. Методологические основы разработки целостной теории формирования личностиТекст. // Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. — М., 1985.
  90. , И.Г. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вузаТекст. Автореф. дисс.канд.пед.наук. — Волгоград, 1994. —15 с.
  91. , Т.А. ПедагогикаТекст. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
  92. , Т.А. Проблемное обучение понятие и содержание // Вестник высшей школыТекст. — 1976. — № 12. — с.39−49.
  93. , Л.Г. Социология культурыТекст.: Учеб.пособие. — М.: Логос, 1998.-46 с.
  94. , И.Ф. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст. Белгород, 1999. — С.45−49.
  95. , И.Ф. Профессионально педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспектТекст. Москва.- Белгород, 1992.-С.6−20
  96. , И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культурыТекст. // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. — Белгород: Изд-во БГУ, 1996. — С.7−9.
  97. , М.С. Человеческая деятельностьТекст. М., 1974. С.56−72.
  98. , М.С. и др. Культура — философия — искусство Текст. — М.: Знание, 1988.-С.63.
  99. , М.С. Системный подход и гуманитарные знания Текст.: Избранные статьи. JL: Изд-во ЛГУ, 1991. — 384 с.
  100. , В. А. Как все началось Текст. // Информатика и образование. 1990.-1955.-№ 3.-С.7−10.
  101. ЮЗ, — Каймин, В. А. Курс информатики: состояние, методика и перспекти-выТекст. // Информатика и образование. 1990. № 6. — С.26−31.
  102. , И. Собр.соч. в 6 т. М.: Наука, 1986. — Т.6. — С.396.
  103. , Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наукТекст. — М., АН СССР, 1962.-238 с.
  104. , Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии Текст. // Вопросы психологии. — 1984. № 4.
  105. , Л.Н., Сыченков В. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школеТекст. -М.: Высшая школа, 1967. — 143 с.
  106. , Л.Н. Теория культуры Текст. — Екатеринбург: Изд-во Екатеринбург. Ун-та, 1989.-С.212.
  107. , Л.Н. Человек и его судьбаТекст. М.: Мысль, 1988. — С.280.
  108. , Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.-Ж. Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие Текст. / Сост. Кларин В. М., Джуринский Н. А. М.: Педагогика, 1988.-416 с.
  109. Кон, И. С. Открытие «я» Текст. М., 1980.
  110. Кон, И. С. Психология ранней юностиТекст. М.: Просвещение, 1989. — СЛ.
  111. , Н.Б. Формирование культуры будущего специалистаТекст. — М., Высшая школа, 1990. 215 с.
  112. , Н.Б. Формирование культуры будущего специалистаТекст.: Метод.пособие. -М.: Высш.шк., 1990. С. 142.
  113. , Н.Б. Эстетический потенциал культуры Текст. // Культура общения М., 1990. — 197 с.
  114. , В.Т. Проблемное обучение. Истоки, сущность, перспекти-выТекст. М., Знание. / серия Педагогика и психология. — № 1991. — 80 с.
  115. , Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучение Текст.- М., Наука, 1977. 76 с.
  116. , Л.Д. Современная математика и ее преподавание Текст. — М., Наука, 1980.- 170 с.
  117. Культура в информационном пространстве: наследие и современ-ностьТекст.: Материалы конф. студентов и молодых ученых, апр.1997 г. — Краснодар, 1997.-С.146.
  118. , В.А. Технология культуры и автодидактикаТекст. // Информатизация и технологизация социального пространства: Материалы к I Между-нар.симп. по социальным технологиям, 24−25 нояб. 1994 г. — М.: Н. Новгород, 1994. С.56−66.
  119. , Ю.И. Профессионализация математического образованиТекст.
  120. Самара: Самар.гос.техн.ун-т, 2004. — 214 с.
  121. , И.Я. Проблемное обучение Текст. — М.: Знание, 1974. 64 с.
  122. , И.Я. Процесс обучения и его закономерностиТекст. — М.: Знание, 1980. 96 с.
  123. Лернер, И. Я Дидактические основы методов обучениТекст. — М.: Педагогика, 1981.-С. 184.
  124. , И.Я. Дидактические основы методов обученияТекст. М.: Педагогика, 1981.-C.185c.
  125. , А.Н. Деятельность. Сознание. ЛичностьТекст. — М., Политиздат., 1977.-С.328.
  126. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоцииТекст. — Наука, 1994. — С.360.
  127. , Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомерной реконструкцииТекст. // Вопросы философии. — 1996. № 4. — С.15−26.
  128. , Б.Т. Педагогика: Курс лекций Текст.: Учеб.пособие. — М.: Прометей, 1993.-25 с.
  129. , Ю.И. Исследование влияния особенностей рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специали-стаТекст.: Дисс.канд.псих.наук. — СПб., 1998. С. 204.
  130. , Ю.М. Культура и взрыв Текст. -М.: 1992. С. 268.
  131. , Ю.М. Формула человекаТекст. // Учит.газета. 1990. — № 21.
  132. , Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая ха-рактеристикаТекст. Вып.5 (Ученые записки Тарт. ун-та. Вып.284). Тарту, 1971. — С.167−176.
  133. , Т.К. Развитие читательского интереса студентов технического вузаТекст.: Дисс.канд.пед.наук. — М., 1994. С. 144.
  134. Малькова, Т.П., Фролова М. А. Введение в социальную филосо-фиюТекст.: Учеб. пособие для студентов. — М.: Междунар.пед.акад., 1995. -С.192.
  135. , М.К. Как я понимаю философию Текст. М.: Прогресс, 1990. — С.10−19.
  136. , С.Е. Воспитание трудовой технической культуры в шко-леТекст. Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1968. — С.ЗЗО.
  137. , С.Е. Воспитание культуры технического труда в шко-леТекст. — Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1971. — С.120.
  138. , Э.С. Теория культуры и современная наукаТекст. — М., 1983. -С.51−53.
  139. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы тео-рииТекст. — М.: Педагогика, 1975. С. 367.
  140. , Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью Текст. Киев, 1987. — С.112−113.
  141. , Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости Текст. Саранск, 1991.
  142. , В.М. Формирование алгоритмической культуры школьника при обучении математике Текст. -М.: Педагогика, 1978. — 94 с.
  143. , А.Д. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходовТекст. Киев, АН УССР, 1976. — 296 с.
  144. , В.В. Вероятностная модель языкаТекст. М.: Просвещение, 1979.-c.91.
  145. , И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов Текст. // Вестник высшей школы. — 1980. № 9. — с.82−87.
  146. , A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образованияТекст. //Педагогика. — 1998. № 3. — С.126.
  147. , A.M. Профессиональное образование России Текст. — М., ИЦПНПО РАО, 1997.
  148. , Т.А. Педагогические условия формирования у будущих учителей готовности к гуманизации математического образования Текст. Авто-реф.канд.пед.наук. Челябинск, 1999. — 18 с.
  149. , С.И. Словарь русского языкаТекст. М.: Госуд. изд-во // Изд. пятое, испр. и доп. 1989. — С.832.
  150. , О.П. Управление самостоятельной работой студентов Текст. //
  151. Советская педагогика. 1980. — № 9. — с.48−51.
  152. , В.Т. О гуманизации математического образованияТекст. // Высшее образование в России, № 4, 1994. — С.45−53.
  153. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследованиеТекст. — М.: Педагогика. 1980. — 240 с.
  154. , П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификацииТекст. — В кн.: Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: Межвуз.сб.науч.тр. — Пермь: Пермский ун-т, 1979. С.23−24.
  155. , М.У. Организация учебного труда студентов Текст. — Минск: Изд-во БГУ, 1982. 142 с.
  156. Повышение самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении / под ред. В. В. Мерцаловой. М.: Mill И, 1975. — 292 с.
  157. , Е.С. Проблемы образования в канун XXI векаТекст. — М.: ИОСО РАО, Электронный образовательный журнал «Эйдос». 2000, № 3. — С.5−7.
  158. , М.М. Оптимизация педагогического процесса и уроки освоения Текст.// Советская педагогика. — 1991. № 1. — С.45−50.
  159. Проблемы активизации самостоятельной работы студентовТекст.: Межвуз.сб.науч.тр. Пермь: ПТУ, 1979. — 400 с.
  160. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней шко-леТекст. 4.1. -М.: Прометей, 1992. 112 с.
  161. , А.А. Психология изучения личностиТекст. — СПб., изд-во Михайлова В.А." 1999.-288 с.
  162. Реформа и развитие высшего образования: Программный документ. ЮНЕСКО, 1995.
  163. , З.А. Психологические основы профессионально обуче-нияТекст. М.: МГУ, 1985. — 207 с.
  164. , М.И., Байбородова, JI.B., Вульфов, Б.З. и др. Возвращение вос-питанияТекст. // Учительская газета. — 1997. № 48. — С. 11−12.
  165. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., Большая Российская Энциклопедия, 1999.
  166. , JI.C. О мышлении и путях его исследованияТекст. — М., АН СССР, 1958.-12 с.
  167. , JI.C. Проблемы общей психологии Текст. — М., 1973.-416 с.
  168. , JI.C. Основы общей психологии Текст. / Сост. А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. — СПб., М., Харьков, Минск, 1999.-802 с.
  169. , А.Я. Новые информационные технологии в обучении Текст.// Современная высшая школа. 1990. — № 3−4.
  170. , А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования Текст.// Высшее образование в России. — 1994. № 2. — С.29−37.
  171. , B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры бытаТекст.: Автореф.дисс.д.пед.наук. — М., 1997. С. 50.
  172. , В.Н. Основания общей теории системТекст. — М.: Наука, 1974.
  173. , Е.К. О процессе непрерывного формирования информационной культуры личностиТекст. // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез.докл.междунар.научной конф., Краснодар — Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г. — С.222.
  174. , Г. К. Современные образовательные технологииТекст. — М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  175. , Г. Н. Педагогические системы обученияТекст. — Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1980. 96 с.
  176. , Г. Н. Управление педагогическими системами обученияТекст. Челябинск: Изд-во ЧПИ, 1981. — 101 с
  177. , Г. Н. Обучение как условие самоподготовки к профессиональной деятельностиТекст. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. С. 137.
  178. , Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студен-товТекст. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. — 227 с.
  179. , Л.Б. Методика проектирования эргономичной системы экологического образования в технологическом вузеТекст.: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. Тольятти, 1999. — 18 с.
  180. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. — М.: Педагогика, 1971. -200 с.
  181. , М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения Текст. — М.: Педагогика, 1971. — 205 с
  182. , М.Н., Краевский Б. В. Содержание общего образованияТекст. — М., 1981.
  183. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. — М.: Педагогика, 1984. 95 с.
  184. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки Текст. М.: Просвещение, 1976. — С. 160
  185. , В.А., Ильин, B.C. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя Текст.// Межвузовский сборник научных трудов. М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. -С.5−10.
  186. , В.А., Мищенко, А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя Текст. М., Прометей, 1997. — С.200.
  187. , А.В. Факторы успешности обучения студентов математи-кеТекст. //Автореф.дисс.канд.пед.наук. Л., 1975.
  188. , А.А. Управление познавательной деятельностью первокурсников в системе практических занятийТекст.: Дисс.канд.пед.наук. М.: Mill’У, 1992. -247 с.
  189. , А. А. Педагогика математики: Курс лекций Текст. — 2-е изд.перераб. и доп. — Минск: Высшая школа, 1974. — 382.
  190. , А.И. Проблемы фундаментализации и источников содержания высшего образованияТекст. Кострома — Москва: ИЦ, КГТГУ, 1995. — 332 с.
  191. , С.Б. Упражнение в обучении алгебре (6−8 классы) Текст. — М.: Просвещение, 1977. 48 с.
  192. , Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня Текст.// Вопросы психологии. 1993. — № 1. — с.92−101.
  193. , Н.Ф. Теоретическая разработка модели специалистаТекст. — М.: Знание, 1986.-108 с.
  194. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знанийТекст. — М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
  195. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащих-сяТекст. М.: МГУ, — 1987. — 282 с.
  196. , Н.Ф. Формирование познавательной деятельности школьни-ковТекст. М., — 1988. — 173 с.
  197. , О.В. Математическая подготовка будущего учителя начальной школы в вузеТекст.: Дисс.канд.пед.наук. — Орел, 1997. — 213 с.
  198. , Б.М. Психология индивидуальных различийТекст./Б.М.Теплов. -М., 1985, Т.1.-30 с.
  199. , Н.Н., Усова А. В. Методика обучения учащихся умению решать задачи Текст.: Учеб. пособие к спецкурсу. — Челябинск: Изд-во 41 ПИ, 1981.-87 с.
  200. , А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятийТекст.: Дисс. доктора пед. наук/А.В.Усова — М., 1979.-29 с.
  201. , А.В. Дидактические основы формирования у студентов обобщенных умений и навыков // Совершенствование педагогической работы в вузе Текст. -Челябинск, 1979. с.156−157.
  202. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 839.
  203. , X. Мотивация и деятельностьТекст. М., 1986. Т. 1. — 312 с.
  204. Хмель, Н. Д" Иванова, Н. Д. Организация самообразовательной работы студентов Текст. Алма-Ата, 1971. — 48 с.
  205. , В.Н. Методика работы по развитию математической культуры учащихся 111У на уроках математикиТекст./ В. Н. Худяков. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994. -с.88.
  206. , В.Н., Артебякина, О.В. Роль понятийного аппарата в формировании математической культуры учащихся Текст./В.Н.Худяков, О. В .Артебякина // Сборник научных работ преподавателей. — Челябинск, 1995. с.82−84.
  207. , Ш. Х. Самостоятельная работа в самообразовании Текст.// Вестник высшей школы. 1978. — № 22. — с. 13−16.
  208. , Ю.К. Математическая культура и формирование ее составляющих в процессе обученияТекст. — Тольятти, 2001.
  209. Шушилин, А. Т. Проблемы теории творчестваТекст. — М.: Высшая школа, 1989.-144 с.
  210. , В.В. Основы управления качеством образова-нияТекст./В.В.Щипанов. — Тольятти: Изд-во фонда «Развитие через образование», 1998.-100 с.
  211. , Н.Е. Педагогическая технологияТекст. — М.: Ml И У, 1994. — 15 с.
  212. , Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению Текст. В кн.: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. — М., 1962. — С.7−49.
  213. , П.Н. Преподавание математики в школеТекст./П.Н.Эрдниев. — М.: Просвещение, 1978. 303 с.
  214. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельностиТекст. — М.: Наука
  215. , Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов студентов вуза в зависимости от их представлений о целях обучения Текст. Авто-реф.дисс.канд.псих.наук. — Л., 1988. — 24 с.
  216. , П.А. Теория и практика модульного обуче-нияТекст./П.А.Юцявичене. Каунас: Швиеса, 1989. — С.3−209
  217. , В.А. Социологическое исследование. Методология // Программа. МетодыТекст. -М., Наука, 1987. — 132 с.
  218. , В.А. Педагогическая психологияТекст./В.А.Якунин. — Санкт-Петербург, Полиус, 1998. 638 с.
  219. , Ф. Технология обучения в системе высшего образова-нияТекст./Ф.Янушевич. — М.: Высш.шк. 1996. — 133 с.
  220. Tenbruk F.N. Reprasentative kultur // Sozia structur und kultur / Hrsa. Von H. Hagerkamp / Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990.
Заполнить форму текущей работой