Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и содержание воспитания нравственно ориентированной личности в учреждениях дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целые звенья социальной структуры были разрушены и на смену им не создано эффективного социального аппарата. Фактически заинтересованными в нравственном воспитании молодого поколения остались родители и педагоги. Произошло самоустранение ряда крупнейших организаций и служб от проблемы воспитания подростков. Именно сейчас необходимо восполнить этот искусственный вакуум, используя методы… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 13.00.08. — теория и методика профессионального образования
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель — кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Ю. С. Константинов г. Сходня, Московской области 2002 г
  • Глава 1. Теоретические предпосылки воспитания нравственно ориентированной личности в учреждениях дополнительного образования
    • 1. 1. Теоретический анализ сущности и специфики нравственного воспитания учащихся
    • 1. 2. Воспитательная направленность туристско-краеведческой деятельности
  • Глава 2. Содержание и методические приемы воспитания нравственно ориентированной личности средствами туристско-краеведческой деятельности
    • 2. 1. Формирование содержания воспитания нравственно ориентированной личности в учреждении дополнительного образования
    • 2. 2. Организация деятельности АОЦДЮТиЭ по воспитанию нравственно ориентированной личности
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложения

Структура и содержание воспитания нравственно ориентированной личности в учреждениях дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние общества определяется состоянием и направлением процессов экономического, социального, духовного развития. Состояние духовой сферы общества диктуется доминирующей нормой общения, корректируется традициями и культурой, реализуется членами сообщества на протяжении значительного исторического периода. Оценка баланса нравственно-ценностных параметров раскрывает уровень благополучия в духовно-нравственной сфере общества. Искажения, наступающие в результате дисбаланса в общественно-социальных сферах, приводят к адекватным изменениям в человеческом общении.

Опыт истории развития цивилизованного общества содержит направления и возможности дальнейшего развития нравственности, позволяя определить или предположить положительные или отрицательные результаты и последствия. Оставаясь традиционной, содержание понятия «нравственности» несколько видоизменилось, поскольку трансформировались условия воздействия внешней среды на общественные образования. Влияние на личность имело характер длительного воздействия в педагогической, коммуникационной и информационной плоскостях.

В настоящее время остро встает вопрос о «потерянном поколении» как о поколении с низкими нравственно-духовными запросами и интересами, не всегда способного различить положительные или отрицательные поступки, выделить и провести черту между злом и добром.

Актуальность проблем вытекает из сложившейся в Алматинской области тревожной ситуации. Согласно статистическим данным УВД Алматинской области среди подростков за 2000; 2001 гг. было совершено соответственно 54 и 100 преступлений. Основным видом правонарушений является кража. За 2001 г. в органы внутренних дел было доставлено 2998 подростков (0,9% от общего числа подростков) за различные правонарушения, из них:

• 107 — за совершение уголовно-наказуемых деяний подростками, не достигшими 14-летнего возраста;

• 3- за незаконное приобретение и хранение наркотических веществ.

Экономические, социальные проблемы обостряют вопросы нравственности в обществе. Как и раньше, перед молодым поколением встают проблемы выбора, который касается наиболее значимых аспектов общественного сосуществования. Во-первых, это соотношение личностных ориентиров с нравственными правилами окружения, во-вторых, отношения к самому себе и к своим интересам, в-третьих, отношение к окружающей действительности, и, наконец, отношение к своему будущему, а именно к будущей профессии. Решение задач нравственного воспитания осуществляется в изменившихся внешних условиях, в условиях существования поколений «разных идеологических формаций», разрушения доминирующей идеологии, изменения социальной жизни людей.

Целые звенья социальной структуры были разрушены и на смену им не создано эффективного социального аппарата. Фактически заинтересованными в нравственном воспитании молодого поколения остались родители и педагоги. Произошло самоустранение ряда крупнейших организаций и служб от проблемы воспитания подростков. Именно сейчас необходимо восполнить этот искусственный вакуум, используя методы и содержание педагогического направления. Неоднократное реформирование изменило систему образования и постепенно привело к исчезновению в республике структур, занятых вопросами воспитания. Экономические механизмы значительно усугубили положение и состояние воспитательных учреждений, негативно проявившись в многолетнем процессе выживания объектов дополнительного образования.

Однако потенциал нравственно-духовного воспитания в государстве неограничен т.к. впитал в себя положительные моменты нравственной морали многих народов, проживающих на территории Республики Казахстан. Более 100 народов пополнили духовную сферу казахстанского общества и внесли свои национальные достижения, создав тем самым гибкий и многогранный этнодемографический массив. Общество обладает богатым нравственно-философским источником, который питает нравственную сферу в сложный период развития общества. Анализ традиционно прививаемых нравственных качеств показывает высокую повторяемость таких из них, как человеческое достоинство, уважение к возрастным группам, взаимовыручка, понимание, доброта. Таким образом, основными для всех народов являются качества, направленные на воспитание культурно-ориентированной и творчески-деятельной личности.

Возникает необходимость в создании такой оптимальной воспитательной программы, которая, сохранив достижения предшествующей педагогической школы, одновременно была бы адаптирована к новым социально-экономическим условиям жизни общества и основывалась бы на современном понимании сущности воспитательного процесса. Накопленный в педагогике научно-прикладной материал, отражающий многовековой опыт нравственного воспитания подрастающего поколения, дает объемные, результативные и достоверные данные для проведения аналитических оценок развития личностных качеств. Доступность исторических источников позволяет выделить конкретно педагогический опыт, вычленив в нем эффективные методы и формы воспитания определенных нравственных качеств. Вопросам разработки принципов и приоритетов воспитания нравственности посвящены работы таких современных отечественных педагогов, как О. С. Богданова, И. С. Марьенко, Е. В. Бодаревская, В. М. Коротов, А. В. Зосимовский, С. В. Мягченков, А. В. Мудрик, Н. Е. Щуркова и др.

В развитии теории и практики нравственного воспитания особое место занимают исследования казахстанских ученых. Наиболеехарактерные социально-нравственные аспекты в формировании личности и становлении национальной культуры выражены в работах таких исследователей, как Ж. Аймаутова, Ш. Альжанов, А. Байтурсынов, Ч. Валиханов, А. Кунанбаев, Шакерим Кудайберды-улы. Развитие прогрессивных идей о социальной значимости воспитания нравственности мы находим в работах ряда авторов: К. А. Абишевой, Г. К. Байдельдиновой, А. А. Бейсенбаевой, К. Б. Жарикбаева, К. К. Кунантаевой, И. О. Обидова, В. А. Ким, А. И. Сембаева, С. А. Узакбаевой, Г. А. Уманова, Г. М. Храпченкова. В совершенствование понятийного аппарата вопросов нравственного воспитания внесли свой вклад такие казахстанские ученые, как.

Б.С. Арызханова, JI.K. Керимова, Г. К. Нургалиева, А. П. Сейтешева, Э. А. Урунбасарова, Г. Т. Хайруллин, В. К. Шабельников и др.

Становление внешкольного, а затем дополнительного образования, в рамках которого рассматривается решение проблемы нравственного воспитания, освещено в работах А. К. Бруднова, JI.K. Балясной, В. М. Коротова, В. А. Горского. Представляют значительный интерес научные разработки вопросов туристско-краеведческой деятельности, рассматриваемой в качестве воспитательного средства (А.А. Остапец-Свешников, А. Д. Солдатенков, Ю. С. Константинов и др.).

Преимущество учреждений дополнительного образования заключается в предоставлении возможностей для нравственного воспитания путем активного, неограниченного, эмоционально-деятельного познания окружающего мира и роли человека в окружающей действительности.

Таким образом, с одной стороны, в современной педагогике сконцентрирован значительный научный потенциал для решения вопросов нравственного воспитания, а с другой стороны, теоретическая разработка этого направления осуществлялась в контексте совершенно иной социально-экономической ситуации и была ориентирована, в основном, на систему школьного воспитания, что не позволяет сегодня эффективно применять на практике ранее используемые методы и формы организации нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования.

В связи с этим нами была сформулирована проблема исследования: в чем заключается специфика организации нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Целью исследования является разработка содержания и методики нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования средствами туристско-краеведческой деятельности.

Объект исследования: процесс воспитания нравственно ориентированной личности в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования: структура и содержание воспитания нравственно ориентированной личности в учреждениях дополнительного образования.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность нравственного воспитания и эффективные средства его реализации.

2. Разработать структурно-содержательную модель воспитания нравственно ориентированной личности на основе туристско-краеведческой деятельности.

3. Определить и экспериментально обосновать моделирование процесса воспитания нравственно ориентированной личности средствами туристско-краеведческой деятельности.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что эффективность решения задач нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования может возрасти в том случае, если:

— содержание воспитательных программ будет направлено на максимальное использование потенциала и опыта туристско-краеведческой деятельности (ТКД) для развития нравственных качеств и ценностей на основе включения в себя теоретического, исследовательского и практического элементов;

— воспитательная деятельность будет выстроена в соответствии с моделью воспитания нравственно ориентированной личности средствами туристско-краеведческой деятельности, реализуемой в новых направлениях и движениях;

— формы и методы обучения в системе дополнительного образования будут учитывать комплекс индивидуальных мотивов и личностных интересов, а также общественно-социальных требований.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о противоречии как явлении объективной действительности, как источнике развитияо человеке как наивысшей ценности современной культурыо человеке как субъекте отношенийо деятельности как единственном пути развития личностио субъективно свободном характере формирования отношений.

Теоретической основой исследования являются: положения аксиологических теорий (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев и др.) — психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — социально-психологические и педагогические исследования межличностного общения (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев и др.) — теоретические положения педагогики туризма (М.Я. Виленский, В. А. Горский, В. И. Жолдак, И. В. Зорин, В. А. Кальней, В. А. Квартальное, К. В. Кулаев, А.А. Остапец-Свешников, В. Д. Чепик, С. Е. Шишов и др.).

Для реализации задач исследования применялись следующие методы: анализ педагогической, философской и психологической литературы, методы анкетирования, статистической обработки данных исследований, опытноэкспериментальная работа с целью апробации действенности разрабатываемой модели, анализ результатов деятельности учреждений, в рамках которых разрабатывалось и применялось программно-методическое обеспечение.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Алматинский областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий Республики Казахстан. В эксперименте приняло участие 430 педагогов и учащихся системы дополнительного образования. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1996;1998 гг.). Теоретический анализ литературы, постановка и обоснование проблемы исследования, его цели, задач, гипотез и методов.

Второй этап (1998;2000 гг.). Разработка содержания, структуры и методов воспитания нравственно ориентированной личности средствами туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования. Опытно-экспериментальная проверка созданной модели.

Третий этап (200−2001 гг.). Апробация, обобщение и внедрение результатов исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены особенности воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования: объединение детей разного возраста и разных национальностейучет потребностей и индивидуальных особенностей детейнивелирование социальных различийпредвосхищение будущего развития личности.

2. Выявлена специфика воспитания нравственно ориентированной личности средствами туристско-краеведческой деятельности: видовое и содержательное разнообразие деятельностиучастие в практической деятельности по обобщению и распространению краеведческого материалапрофессиональная ориентация.

3. Выявлена новая модификация методико-технологического оснащения процесса нравственного воспитания: интеграция технологического алгоритма формирования ценностного отношения с интеллектуально-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной и игровой деятельностью.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— проанализированы результаты воспитательной работы, направленной на привитие нравственных, духовных и гуманных качеств подросткам средствами ТКД;

— конструктивная модель воспитания нравственно ориентированной личности в учреждениях дополнительного образования дополнена региональным компонентом;

— разработаны новые направления туристских движений и мероприятий в сфере воспитания духовно-нравственных ценностей на основе уникального сочетания особенностей природной, социально-культурной и этно-национальной среды Алматинского региона.

На защиту выносится:

1. Ведущими тенденциями нравственного воспитания подростков являются:

— учет экономических и социально-культурных условий региона, определяющих формы организации свободного времени и занятости подростков;

— ориентация воспитательного процесса на систему общечеловеческих ценностей;

— организация воспитательного процесса как проживания системы ценностных отношений в разнообразных видах деятельности (познавательной, спортивно-оздоровительной, трудовой, игровой).

2. Комплексная программа деятельности учреждения дополнительного образования (Алматинский областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий) по нравственному воспитанию учащихся с использованием средств туристско-краеведческой деятельности.

3. Организационная модель нравственного воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.

Достоверность результатов исследования обусловлена исходными теоретическими позициями, опирающимися на методологические и теоретические принципы педагогики, теории воспитания личности, теории психолого-физического развития подростка, а также результативностью экспериментальных данных. Полученные результаты подтвердили правильность выдвигаемой гипотезы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, итоги и результаты исследования докладывались на ежегодных республиканских семинарах-совещаниях представителей организаций и учреждений детско-юношеского туризма, на республиканских съездах учителей и работников образования (1998, 2000гг.), межгосударственных конференциях (1994, 1998, 1999 гг.), обсуждались на региональных семинарах и слетах (1997;2000 гг.), на научно-практических конференциях (1998, 1999 гг.), межвузовских конференциях (1997, 2000гг.). Ведущие положения и обобщения опубликованы в сборниках и журналах. Научно-практические результаты предоставлены в администрацию Алматинской области в виде положений, рекомендаций и докладных записок. Результаты учитывались при организации туристско-краеведческой деятельности учреждений дополнительного образования области, приняты к реализации в учебном процессе рядом средних школ области, в том числе гг. Ессика, Талгара, сс. Чилика, Анатольевка, Чунджа.

Заключение

.

Целью нашего исследования является разработка содержания и методики нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования средствами туристско-краеведческой деятельности.

Проведенный анализ показывает, что:

1. Воспитательные программы в учреждениях дополнительного образования отличаются нравственно-гуманной направленностью и имеют черты регионального проявления. На современном этапе развития детско-юношеского и молодежного туризма отмечается острая потребность в создании новых подходов к организации туристско-краеведческой деятельности (ТКД). При разработке и экспериментальной апробации адаптированной под новые экономические условия модели необходимо учитывать факторы:

— внешние условия модели ТДК — отсутствие финансирования;

— внутренние условия — уровень профессиональной подготовки кадров, создание стимулов для проведения мероприятий и т. д. Результативность: переход личности учащегося на новые образовательные, воспитательные, профессиональные, эстетические уровни. Стратегическую направленность и степень адаптации предлагаемых принципов.

2. Качественный анализ воспитательных программ показал, что для решения поставленных проблем необходимо обеспечить следующие позиции:

1. Включение воспитанника в деятельность в учреждении дополнительного образования является процессом, в ходе которого происходят:

• индивидуальная проблематизация личности по отношению к процессу выбора вида деятельности;

• индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно-приемлемым вариантам участия в ней,.

2. Выбирая вид туристской деятельности, а в нем образовательную программу с осознанной познавательной направленностью, учащийся основывается на личностных целевых установках (мотивах).

Развитие воспитательных программ, нацеленных на нравственные элементы, должно происходить в рамках воспитательной системы, адаптивной ребёнку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения воспитательно-образовательной программы.

В свете реализации поставленных в исследовании задач можно сделать следующие выводы:

1. Ретроспективный анализ развития детско-юношеского туризма показывает, что туристско-краеведческая деятельность в системе образования рассматривается как одно из эффективных средств воспитания подрастающего поколения.

На современном этапе развития детско-юношеского туризма отмечается острая потребность в создании новых подходов к организации туристско-краеведческой деятельности при переходе от внешкольного образования к системе дополнительного образования в условиях отсутствия финансирования.

2. Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля имеют реальные возможности решения проблем нравственного воспитания учащихся. Результатом воспитательно-педагогической деятельности является личность учащегося, что подтверждается положительной динамикой развития учащихся за период проведения учебных, спортивно-массовых, оздоровительных мероприятий.

3. Воспитательные программы в учреждениях дополнительного образования отличаются нравственно-гуманной направленностью и имеют черты регионального проявления. Результативность: переход личности учащегося на новые образовательные, воспитательные, профессиональные, эстетические уровни.

4. Качественный анализ воспитательных программ показал, что для решения поставленных проблем необходимо предпринять ряд организационно-методических мер, в том числе и обосновать концептуальные основы процесса функционирования и развития учреждений дополнительного образования. Стратегическая цель определяется необходимостью развития личности учащегося, который является субъектом учебно-воспитательного процесса.

5. Выбирая вид туристской деятельности, а в нем образовательную программу, учащийся основывается на личностных целевых установках. Развитие воспитательных программ, нацеленных на нравственные элементы, должно происходить в рамках воспитательной системы, адаптивной ребёнку, его интересам, социальным запросам, уровню, объему восприятия и усвоения воспитательно-образовательной программы.

6. В процессе реализации воспитательных программ происходит достижение учащимися общекультурной допрофессиональной и методологической компетентности, воспитываются нравственные принципы и ориентиры, определяются целевые установки, соответствующие нравственно-гуманным параметрам общества. Воспитательное развитие обладает чертами поступательного развития и проводится на уровнях: личностном, поведенческом, образовательном.

7. Использование в воспитательном процессе педагогических технологий в сочетании с возможностями туристско-краеведческой деятельности создает ситуации, необходимые для привития нравственных качеств, ценностей и ориентиров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абай Кунанбаев. Полное собрание сочинений в двух томах.- Алма-ата: Галым, 1977.-767 с.
  2. К.А. Человек. Индивид. Личность.- Алматы, Казахстан, 1998.-166 с.
  3. Ю.В. К методам физической подготовки туристов //Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции «Развитие самодеятельного туризма как фактор организации свободного времени населения» М.: 1988. — С.269−271.
  4. М.Е. Дополнительное образование детей: вчера, сегодня, завтра // Внешкольник. 1988. — № 6. — С. 30 — 32.
  5. А.И. Физическая тренировка в туризме: Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1988. — 77 с.
  6. Г. А. Педагогическое руководство формированием жизненных стратегий подростков-воспитанников учреждения дополнительного образования (на примере детского экскурсионно-туристского центра). Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1999. -21 с.
  7. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  8. Г. К. Формирование познавательных интересов у школьников. Алма-ата: Мектеп, 1976. — 80 с.
  9. А.А. Гуманизация образования старшеклассников на основе межпредметных связей. Автореф. дис. .д.п.н. Алматы, 1996. — 34 с.
  10. И.А. Туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 21 с.
  11. И.Н. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки учащихся: Автореф. дис.. кан. пед. наук. Таганрог, 1961.- 20 с.
  12. А.К. Внешкольное дополнительное образование насущное веление времени (проблемы, поиски, решения) //Воспитание школьников. — 1992. — № 3−4.-С. 3−5.
  13. А.К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования // Воспитание школьников. 1997. — № 4. — С. 2−4.
  14. Р.К. Формирование навыков при подготовке инструкторов по туризму. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 24 с.
  15. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Автореф. дис.. д.п.н. Лен-д, 1973. — 36 с.
  16. З.И., Нургалиева Г. К. Логико-структурный курс педагогики.-Алматы: Елем-Ай, 1991. ~ 32 с.
  17. В.П. Избранные педагогические сочинения /Сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  18. Вестник детско-юношеского туризма в России: Ежеквартальный информационно-методический сборник. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1992−2001.
  19. Е.В. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности: Автореф. дис.. канд психол. Наук М., 1998. — 24 с.
  20. Влияние педагогических исследований на гуманизацию и демократизацию учебно-воспитательного процесса обучения в школе и ВУЗе.//Межвузовский сборник/АГУ им. Абая. 1994. — 108 с.
  21. Воспитательная система школы: Сб. ст. / Отв. ред. Л. И. Новикова, М.: Пед. общество РСФСР, 1991. — 132 с.
  22. .З., Поташник М. М. Организатор внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М.: Просвещение, 1983. — 208 с.
  23. Л.С. Собр. соч.: В: т./ Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1982−1985.
  24. В.И. Туризм в школе. 4.1. Уроки туризма: Пособие для учителя. Минск.: Финадо, 1996. — 160 с.
  25. З.И. Цели, задачи и перспективы участия педвузов в подготовке кадров для туристско-краеведческой деятельности школьников // Проблемы детско-юношеского туризма. Научно-методический сборник МАДЮТК. М., 1998.-№ 1.-С. 42−46.
  26. В.А., Журкина А. Я. Педагогические основы развития дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. -№ 1. — С. 4−6.
  27. В.П. Соотношение основных интересов школьников-подростков и их влияние на жизненное самоопределение: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Новосибирск., 1967.-21 с.
  28. С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: Пособие для учителя / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.- 222 с.
  29. Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. -Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1988. 191 с.
  30. В.В. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. -19 с.
  31. Е.Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: Содержание и перспективы развития // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 39−44.
  32. А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. Методические рекомендации. М.: ЦРИБ «Турист», 1983. — 39 с.
  33. Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. М.: Изд. дом Ореал-Лайн, 1998. — 192 с.
  34. Т.А. Профессионально-педагогические функции школьных музеев в региональной системе дополнительного образования (на примере Смоленской области). Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 21 с.
  35. И.В. Образование и карьера в туризме. Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2000. 223 с.
  36. С.А. Педагогические основы начальной подготовки юных туристов-проводников в системе дополнительного образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.- 27 с.
  37. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  38. Избранное наследие И. Алтынсарина. Сост. Калиев С. А. Алматы: Рауан, 1991.-200 с.
  39. П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987. — 94 с.
  40. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  41. В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды. В 5-ти томах. — М.: Финансы и статистика, 1998.
  42. Ким В. А. Методологические и теоретические основы процесса нравственного воспитания учащихся многонациональных школ. Дис.д.п.н.- Алматы, 1992. 340 с.
  43. Э.Н., Константинов Ю. С., Кузнецов Ю. А. Туристские слеты и соревнования. М.: Профиздат, 1984. — 110 с.
  44. А.А. Содержание и нормативы базовой туристской подготовки школьников Ш УШ классов. Автореф. дис.. канд пед. наук. — М., 1990. -25 с.
  45. А.И. Насущные проблемы дополнительного образования // Воспитание школьников. 1997. — № 2.- С.3−7.
  46. А.А. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию учащихся. Автореф. дис.. д.п.н. Алматы, 1996. -49 с.
  47. Кон И. С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-250 с.
  48. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  49. Ю.С. Детский туризм в России. Очерки истории 1918−1998 г. г.-М: 1998.- 176 с.
  50. Ю.С. Теоретические основы программно-методического обеспечения учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1999. — 22 с.
  51. Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000. — 227 с.
  52. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989. — С. 12.
  53. В.В. Пути и формы включения туризма в систему учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. 27 с.
  54. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
  55. Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968.-695 с.
  56. К. Воспитание гарант гражданского мира и общественной нравственности// Вестник НПЦ, — 1992.- Вып.7.- С. 3−8.
  57. В.М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков. Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 1999. 142 с.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  59. В.Г. Формирование познавательных интересов в процессе краеведческой деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1969. -20 с.
  60. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.1. — С. 267−329.
  61. А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996. — 308 с.
  62. А.Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -160 с.
  63. А.Г. Единство учебной и внеучебной деятельности в подготовке детей к безопасному поведению в природной среде. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 24 с.
  64. А.Г. Организация работы и финансирование туристско-краеведческих объединений учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998. — 56 с.
  65. Наследие и современность. Информационный сборник № 2. М.: Институт наследия, 1995. — 135 с.
  66. Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. 1991. — № 11. — С.61−64.
  67. В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. — М.: Тривола, 1996. — 264 с.
  68. Остапец-Свешников А. А. Наука о детско-юношеском туризме в России. // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. Научно-методический журнал МАДЮТК. -М., 1998.-№ 2.-С. 1−6.
  69. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1974.- 172 с.
  70. Остапец-Свешников А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой работы учащихся М.: ЦЦЮТК, 2001.- 96 с.
  71. Основы школьного музееведения. Методические рекомендации. -М.: ДЮЦТТ «Медведково», 1999. 57 с. 78. «Отечество». Альманах. М.: ЦДЮТур МО РФ. №№ 1−6.
  72. Педагогический словарь. В 2-х томах.- М.: Просвещение, 1960.
  73. А.В. Личность, деятельность, коллектив.- М.: Педагогика, 1992.132 с.
  74. И.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970.- 19 с.
  75. Ю.А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.- 18 с.
  76. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Туризм и краеведение. М.: Просвещение, 1982. — 351 с.
  77. Программа курса по подготовке инструкторов школьного туризма. М.: ЦЦЮТур МО РФ, 1997. 13 с.
  78. Региональные особенности организации дополнительного образования детей // Внешкольник. 1998. -№ 1.-С. 24−28.
  79. Н.И. Краевед как первооткрыватель и хранитель памяти // Вестник детско-юношеского туризма в России. 1998. — № 2(26). — С. 16−19.
  80. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, 1998 г.
  81. Н.В. Краеведение как средство связи воспитания с жизнью. Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1965. -20 с.
  82. Л.Г. Руководство развитием самодеятельности школьников в клубных объединениях. Киров, 1993. — 53 с.
  83. Л.Г. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1996. — 35 с.
  84. Ю.С. Краеведческий подход к туристской подготовке школьников в учреждениях дополнительного образования. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 23 с.
  85. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей и молодежи / Составитель Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999. — 232 с.
  86. И.С., Сергеев В. И. Краеведческая работа в школе. М.: Просвещение, 1974. — 80 с.
  87. А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969. 20 с.
  88. А.Е. Краеведческая работа в школе. М.: Учпедгиз, 1954. — 208 с.
  89. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979−1981.
  90. .К. Внешкольное образование в России в конце XIX начале XX в.в. // Советская педагогика. — 1984. — № 4. — С. 98−104.
  91. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В. И. Гонопольский. М.: ФиС, 1987. — 240 с.
  92. Г. С. Очерки истории Российского туризма. СПб.: Изд. дом «Герда», 2000. — 224 с.
  93. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ Сост. В. Я. Струминский, Н. А. Сундуков.-М.: Учпедгиз, 1953.
  94. Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе.-Алма-Ата: Мектеп, 1984. 130 с.
  95. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Библиотека журнала «Директор школы». -М.: Сентябрь, 1998.- 144 с.
  96. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Столица, 1998. 347 с.
  97. М.И. Учителю о воспитанности школьника. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  98. С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. -100 с.
  99. Э.И., Урунбасарова Э. А. Абай и нравственное воспитание молодежи //Вестник НПЦ.- 1992.- Вып.8.- С. 8−10.
  100. Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, перераб., доп. изд. М.: ФиС, 1983. — 144 с. 1. Положение
  101. Об открытых районных соревнованиях по технике туризма среди кружковцев АОЦДЮТиЭ, посвященных 8-летию независимости
  102. Место и время проведения. Районные соревнования учащихся АОЦДЮТиЭ по технике туризма проводятся с 21 по 23 апреля 1998 г. заезд участников 21 апреля по адресу: Енбекшиказахский район, с. Балтабай, п/л «Тулпар».
  103. Руководство соревнований. Общее руководство соревнований и судейство возлагается на инструкторов кружков АОЦДЮТиЭ.
  104. У частники соревнований В соревнованиях по технике туризма принимает участие 1 группа учащихся в составе 9 человек (9+1).
  105. Команду возглавляет руководитель кружка АОЦДЮТиЭ.4,Описание этапов.
  106. Разбивка бивуака (установка палатки, разжигание костра)
  107. Зачет по топографии определить и нарисовать 4 топознака в стандартном масштабе.
  108. Вязка узлов: два определить, два завязать.4. Навесная переправа.
  109. Переправа через реку, овраг по бревну.6. Подъем по склону.7. Спуск по склону.
  110. Преодоление чащобного участка.9. Переноска пострадавшего.
  111. Ю.Туристское ориентирование: азимутальный ход, маршрут по легенде.
  112. Развлекательная программа.1. шахматы, шашки.2. Футбол.3. Волейбол.4. Рыбалка.
  113. Приобретение навыков верховой езды (катание на лошади).6. Дискотека.6. Условия приема.
  114. Заявки на участие в соревнованиях подаются на АОЦДЮТиЭ до 20 апреля 1998 г.
  115. Именная заявка по форме, заверенная направляющей организацией и врачем. Каждая команда должна иметь снаряжение для проживания в полевых условиях (приготовление пищи на костре, проживание в палатке).
  116. Областная туриада проводится в три этапа.1 этап внутришкольный март-май
  117. Он будет проводиться на одной из турбаз или лагерей АОЦДЮТиЭ. РУО должны предоставить сведения по школам о проведении походов, экскурсий (приложение 1), альбом.
  118. Участники туриады. Участники туриады учащиеся школ области от 10−16 лет.
  119. Финансирование.Школьная и районная туриады финансируются за счетпроводящих организаций. Областная туриада: проезд за счет командирующих, питание и награждение за счет АОЦДЮТиЭ, ОблУО и призами.
  120. Наиболее подготовленные участники из команд- победительниц получат правоучаствовать в альпиниаде на пик Жамбыла.1. Примечание.
  121. Материалы районных туриад и заявку на участие в областной необходимо предоставить не позднее 25 июня.
  122. Соревнования проводятся с целью:
  123. Обобщения и пропаганды передового опыта по организации туризма икраеведения, поиска форм учебных мероприятий.
  124. Укрепления деловых связей между учителями школ,
  125. Повышения профессионального туристского мастерства.1. Время и место проведения.
  126. Соревнования проводятся с 27 по 30 мая 1998 г. на областной детской турбазе «Кольсай» Кегенского района, с. Жаланаш.
  127. Команды, занявшие призовые места в отдельных видах соревнований, награждаются дипломами и памятными призами.1. Финансирование.
  128. Проезд участников за счет командирующих организаций. Питание и проживаниеза счет АОЦДЮТиЭ.
  129. Порядок и сроки подачи заявок.
  130. Предварительная заявка об участии в туриских соревнованиях направляется в АОЦДЮТиЭ до 30 апреля 1998 г. по адресу: г. Есик, ул. Алматинская, АОЦДЮТиЭ.
  131. В мандатную комиссию подаются следующие документы:• Именная заявка, заверенная врачом,• Выписка из приказа по райУО о командировании команды на соревнования,• Командировочное удостоверение на всех участников. Руководство соревнованиями.
  132. Подготовку и руководство соревнованиями осуществляет АОЦДЮТиЭ. Судейство возлагается на судейскую коллегию Условия приема.
  133. Команды, прибывшие на соревнования, обязаны иметь с собой снаряжение для ночлега и быта в полевых условиях. Конкурсная программа (обязательная)1. конкурс капитанов. Участвует вся команда во главе с капитаном.
  134. Конкурс слайдфильмов. На конкурс представляется два слайдфильма: о спортивном походе или на свободную тему, связанную с туризмом. Продолжительность слайдфильма 10−12 мин.
  135. Конкурс фотографий. На конкурс представляется 1−2 фотостенда или не более 10 фотографий на туристскую тему.
  136. Конкурс песни. Команда должна представит две песни: одну на туристскую тему и одну на свободную.
  137. Конкурс «Домашнее задание» «Туризм прошлого и будущего». Команда в любой форме представляет туризм прошлого и будущего. Конкурс юмористический.
  138. Конкурс краеведов. В конкурсе принимает участие вся команда. Участники получают карточки, содержащие не менее 30 вопросов о природе, истории, географии Казахстана. Контрольное время 25 минут. Результаты подводятся по максимальному количеству ответов.
  139. Подведение итогов. Награждение призами.9. Закрытие
  140. Работа музеев в школах Алматинской области. Уйгурский район
  141. Создано и работает 20 музеев различного направления:• Краеведческих -7• История быта казахского, уйгурского и русского народов -6• Атакэс 1п-1• Художественного творчества -1.
  142. Имеются музеи, посвященные поэтам И. Бахтин, И. Искандерову, М. Жалилову и народному герою, засуженному учителю РК, участнику ВОВ М. Таипову, академику Г. Садвакасову.
  143. Атакэс 1 п выставляет домашнюю утварь, инструменты, сделанные дедами и отцами живущих ныне селян. Многие дети приобрели навыки по вырезке подделок из дерева.
  144. В 2000 г. открыты музеи в сш. Хамраева и Чарынской сш. Музеи посвящены обычаям традициям уйгурской и казахского народов. Музей создан в рамках программы «Атамекен».
  145. Создано и функционирует 13 музеев. Краеведческих 6, Историко-этнографических- 5.
  146. Имеются музеи, посвященные К. Азарбаеву (сш.15), Макатаева М. (сш13). Время создания музеев с 1997 по 2000 г. в рамках программы «Атамекен» создано 6 музеев. С 1976 г. действует историко-краеведческий музей в сш7.1. Карата л ьский район.
  147. Действует 9 музеев. Краеведческих- 71. Исторических-1
  148. Музей народных музыкальных инструментов-1.
  149. Время открытия школьных музеев 1996—2000 гг. в рамках программы «Атамекен» открыт 1 музей.
  150. Алматинский государственный университет имени Абая. Географо-экологический факультет, кафедра туризма. Типовая программа Для студентов по специальности «Международный туризм» и «Географиятуризм»
  151. Наименование тем лекций по дисциплине
  152. Организация питания туристов" на 2000−2001 учебный год. темы Содержание темы S в* «Я О) ч зв 1 1 2 *
  153. Введение. Цели и задачи курса. Рекомендации по питанию туристов в походах, экспедициях, поездках и т. д. 2
  154. Основы рационального питания туристов. Принцип динамического равновесия между количеством поступающей пищи. Энергии и энергозатраты организма 2
  155. Характеристика продуктов питания. Энергозатраты в походах и их восполнение. 4 1
  156. Питание туристов в одно-двухдневных и многодневных походах. 2
  157. Питание в сложных походах. Рекомендации по составлению режима питания. Организация дневного, горячего питания. Питьевой режим. 4 4
  158. Питание в экстремальных условиях. Использование дикорастущих, съедобных растений плодов, ягод, грибов, продуктов рыбной ловли и охоты. 4 2
  159. Индустрия питания в туризме. Принципы функционирования предприятий питания. 4
  160. Обслуживание посетителей в пунктах питания туристов. Составление меню в туристических походах в зависимости от выхода туризма. 4 4
  161. Туристская посуда, костры, походные кухни. Походная посуда, костровое хозяйство. Походные кострища и туристские печки. 4 2
  162. Итого Зачет 7 семестр 30 15
  163. Наименование тем лекций по дисциплине «Система безопасности и защита туристов"темы Содержание темы Лек ции Сем ина ры
  164. Введение. Цели и задачи курса. Обеспечение безопасности туристов. 2 2
  165. Причины возникновения аварийных ситуации в туризме. Опасности мнимые и действительные. Коэффициент степени риска на всем видам туризма. 4 4
  166. Несчастные случаи в туризме. Ошибки спортсменов -туристов послуживших причинами аварий. Виды аварий в горах. Опасности непогоды и горного климата. 8 4
  167. Факторы, обеспечивающие выживание туристов в походных условиях. Действия по выживанию 4 4
  168. Безопасность в лыжных походах и чрезвычайные ситуации зимних условий. 2 2
  169. Основы безопасности в пешеходных походах. 2 2
  170. Безопасность в водном туризме при сплавах по горным рекам и озерам 2 2
  171. Обеспечение безопасности туристов при пребывании за пределами своего государства 2 4
  172. Снаряжение туристов для страховки и самостраховки в походах и экспедициях 4 4
  173. Поисково-спасательные работы в горах и 2 2чрезвычайных ситуациях. Оказание первой медицинской помощи.
  174. Итого Зачет 7 семестр 30 30
  175. Дисциплина: туризм и охрана природы Количество часов: лекции 26, Лабораторные занятия -12
  176. Тематический план курса «Туризм и охрана природы»
  177. Наименование темы Кол-во лекций Кол-во лаб.1. Введение.
  178. Экологические основы охраны природы 4 2
  179. Из истории охраны природы.
  180. Нормативно-правовая база охраны 4окружающей среды в Казахстане
  181. Значение курса «туризм и охрана природы» в подготовке менеджеров туризма. Роль туризма в сохранении природных объектов Казахстана. Экологический туризм- наиболее перспективное направление в туристской деятельности.
  182. Тема 1. Экологические основы охраны природы.
  183. Связь охраны природы с экологией и другими науками. Основные понятия экологии. Биосфера как среда обитания человека. Учение Вернадского В. И. о биосфере, ноосфере. Понятие о биогеоценозе. Деятельность человека и состояние экосистем.
  184. Тема 2. Из истории охраны природы. Нормативно-правовая база охраны окружающей среды в Казахстане.
  185. Природоохранный кодекс юного туриста.
  186. Уважительное, бережное отношение к природе одно из главных правил поведения туристов. Никогда не забывайте, что в путешествии вы находитесь в гостях у своего верного друга — Природы. Поэтому не делайте ничего такого, что вы сочли бы неудобным в гостях.
  187. Для подвески котелка над костром натягивайте между деревьями тросик или применяйте легкие металлические раздвоенные наконечники, а не деревянные рогульки.
  188. Недопустимо рвать такие редкие для многих мест цветы, как лилии, кувшинки, вырывать кустарники земляники, черники, брусники.
  189. Бережно относитесь ко всем не вредным живым существам: млекопитающим, птицам, рыбам, земноводным. Полезны человеку жабы враги вредных насекомых, змеи — они уничтожают мышевидных, дождевые черви — они вспахивают почву.
  190. Непривычный или некрасивый вид пресмыкающегося, страх перед ним не могут служить основанием для его уничтожения.
  191. В зимнем походе делайте простейшие кормушки и оставляйте там лесным птицам зерно и остатки вещей походной еды: летом птицы помогают человеку, зимой им должен помочь человек. Помните, что почти все птицы полезны!
  192. Не разрушайте муравейники. Муравьи лесные санитары, они уничтожают вредителей, разрыхляют почву, переносят семена растений. Чем больше в лесу муравейников — тем здоровее лес.
  193. Не допускайте всякого рода «татуировку» деревьев, камней и других памятников природы. Только некультурные люди могут позволить себе выцарапать ножом, вырубить топором, нанести краской свои имена, инициалы и другие надписи.
  194. Турист не имеет права равнодушно смотреть на порчу природы, он обязан сделать все для защиты тех мест, где проходят маршруты походов и путешествий.
  195. Охрана природы всенародное дело. Охранять природу — значит охранять Родину.
  196. КОДЕКС ЮНЫХ ТУРИСТОВ-КРАЕВЕДОВ
  197. Живи жизнью своей страны: люби Родину, крепи мир, будь настоящим патриотом-интернационалистом.
  198. Турист трижды проходит маршрут: когда готовит путешествие, когда его проводит, когда подводит его итоги анализирует результаты.
  199. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  200. Расширяй и углубляй свои знания, узнай о выдающихся путешественниках, землепроходцах.
  201. Учись быть исследователем.
  202. Повышай туристско-краеведческое мастерство, овладевай всеми походными должностями.
  203. Будь дисциплинированным и ответственным.
Заполнить форму текущей работой