Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Методология и методы научного исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом предстоит, во-первых, выявить сензитивные возможности психического развития в каждом возрастном периоде онтогенеза, во-вторых, установить предельные возрастные и индивидуальные возможности детей, подростков в усвоении знаний, формировании навыков, умений, включая определение способов преодоления учебных перегрузок детей; в-третьих, определить условия развития творческих способностей, т… Читать ещё >

Заключение. Методология и методы научного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Напоследок авторы посчитали целесообразным представить заинтересованному читателю обзор приоритетных направлений психолого-педагогических исследований, сделанный, но работам Ш. А. Амонашвили, М. В. Богуславского, А. Я. Данилюка, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, Н. Д. Никандрова, А. И. Савенкова, Д. И. Фельдштейна. Сегодня возникла острая необходимость выработки новой стратегии деятельности ученых и педагогов-практиков, которая обусловлена:

  • 1) многоплановыми преобразованиями, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности людей и ставят огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение человека[1];
  • 2) изменениями, которые произошли во всех сферах российского общества[2];
  • 3) изменениями самого современного человека, его жизненных ритмов, пространства деятельности, отношений между людьми и поколениями[3].

Изменения эти фиксируются в системе разных наук, в том числе в педагогике, психологии и др. В результате открываются новые грани человека как личности и субъекта деятельности. Отсюда возникла потребность системной организации целенаправленного научного поиска приоритетных направлений психолого-педагогических исследований[4].

Первое направление заключается в специальном изучении особенностей функционирования современного человека, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом современном обществе, что открывает возможности для исследований в раскрытии сущности человека и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии[5].

Второе направление состоит в изучении самого процесса развития. В педагогике эта проблема объективно выступает как фундаментальная. Практически все работы педагогов и психологов, связанные с изучением человека, направлены на выявление конкретных закономерностей и на раскрытие общих принципов развития[6]. Однако до сих пор остаются недостаточно теоретически проработанными и экспериментально изученными процессуальные характеристики, структура, эволюционные формы изменений, механизмы и движущие силы прогресса в становлении человека как личности[7].

Третье направление исследований — определение, оценка развития человека как личности, условия и возможности целенаправленного влияния на этот процесс[8].

Четвертое направление психолого-педагогических работ предполагает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов[9]. Здесь наиболее актуальна следующая задача: выяснить и прописать норму личностного развития современного человека, качественно отличающегося от человека прошлого столетия. Предстоит, в частности, установить особенности влияния на когнитивную и мотивационно-потребностную сферы личности современных людей социальных, культурологических факторов, того психологического климата, который создается сегодняшней действительностью[10]. При этом необходимо определить, в какой степени сохранились базовые личностные установки, присущие определенным возрастам; как соотносятся устойчивые характеристики этих возрастов с теми особенностями, которые приобретаются в современной исторической ситуации; выяснить, являются ли новоприобретения структурообразующими в личностном развитии или только фиксируют процессы временного порядка[11].

Пятое направление направлено на работу, но научному определению Детства и как особого состояния социального развития, и как особого слоя общества. При этом важно не только выявить закономерности развития Детства, но и установить их направленность, динамику, интенсивность изменений, приводящих к появлению новых характеристик. Здесь остро необходима и глубинная корректировка периодизации современного Детства как основы модернизации системы образования[12].

При этом предстоит, во-первых, выявить сензитивные возможности психического развития в каждом возрастном периоде онтогенеза, во-вторых, установить предельные возрастные и индивидуальные возможности детей, подростков в усвоении знаний, формировании навыков, умений, включая определение способов преодоления учебных перегрузок детей; в-третьих, определить условия развития творческих способностей, т. е. потенциальных возможностей растущего человека, что позволит обоснованно решать проблемы дифференцированного обучения, воспитания, профессионального самоопределения; в-четвертых, раскрыть «резервы» психического развития современного ребенка[13].

Шестое направление связано с поиском новых критериев «взросления» растущих людей, определением степени, характера их действия и образующих такого взросления: 1) раскрытие предпосылок становления человека как личности; 2) определение характера и особенностей воздействия социальной среды и систем воспитательных воздействий как условий личностного развития[14]; 3) анализ содержания и закономерностей процесса развития человека как личности и как субъекта действия; 4) выявление условий, специфики и механизмов осуществления индивидуализации и социализации в современном мире[15].

Седьмое направление предполагает проведение целенаправленных исследований, направленных на выявление путей, форм и методов организации дифференцированного обучения детей и юношества, возможностей построения учебного процесса в средней школе по индивидуальным учебным планам, определения педагогических, методических, психологических оснований модернизации системы российского образования[16].

Восьмое направление состоит в разработке научных оснований и принципов построения многоплановых и многоуровневых форм развертывания отношений взаимодействия взрослых и детей[17]. Исследование данной проблемы необходимо для установления путей укрепления преемственности поколений. Речь здесь идет о широком социокультурном взаимодействии поколений, что требует разработки и новых методов анализа сложнейших процессов взаимоотношений людей[18].

Девятым направлением выступают исследования в сфере акмеологии, направленные на выявление структуры, характера, специфики, форм выражения и условий оптимизации такого свойственного только человеку явления, как потребность и возможность самоосуществления, заключающаяся в способности быть действенным субъектом, творческие усилия которого принимаются обществом[19].

Десятое направление связано с решением задачи воспитания у детей, подростков, юношества личностных качеств, аккумулирующих в единстве лучшие черты конкретного этноса и общечеловеческих ценностей[20].

Одиннадцатое направление состоит в специальном изучении: 1) психологических условий сочетания существующего информационного прессинга и организованной системы образования детей, молодежи; 2) психологических оснований процесса обучения, требующих раскрытия путей, возможностей выработки у школьников и студентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать в процессе самостоятельного присвоения знаний; 3) теоретически обоснованных и экспериментально проверенных рекомендаций, как, где и до каких пределов должна осуществляться компьютеризация обучения[21].

Двенадцатым направлением выступает разработка научных основ построения учебников и учебных книг нового поколения, выявление их взаимосвязи с новейшими информационными технологиями, включая Интернет[22].

Тринадцатым направлением выступает проблема времени, поскольку учащийся получает разнообразную информацию вне ранжированного времени. Поэтому важно определить: первое — как сейчас дифференцируется время школьника и студента; второе — каким образом нужно его использовать; и третье — как удержать весь накопленный потенциал знаний[23].

Четырнадцатое направление связано с тем, чтобы уметь определять психолого-педагогические условия и механизмы, сущность, структуру учебной деятельности младших школьников, раскрывая, чем отличается она у подростков, чем — у старшеклассников. При этом важно установить, каким должен быть подросток на выходе во взрослую жизнь — не только какими знаниями, умениями, но и какими личностными качествами он должен обладать, т. е. педагоги и психологи должны ответить на вопросы — на основе чего и что именно сегодня надо формировать, развивать в ребенке, подростке, чтобы через ряд лег он стал полноценным субъектом данного общества[24].

Пятнадцатое направление состоит в том, чтобы, опираясь на исследования развития личности[25], раскрыть возможности усиления эмоционально-волевой стабильности растущих людей, с одной стороны, а с другой — восстановления критериев нравственности внутри детского сообщества, что представляет собой чрезвычайно сложную задачу, связанную с разработкой теоретических, эмпирических основ воспитания, противопоставляя их тем сторонам действительности, которые негативно влияют на молодежь, обедняя нравственность, нанося ущерб духовности. Необходимо определить те формы деятельности, которые позволят молодым людям осознать свою значимость, и адекватно отнестись к оценкам других[26].

Шестнадцатое направление исследований составляет работа по определению социальных механизмов поддержания духовного и физического здоровья детей[27]. В этом плане необходим комплексный труд педагогов, методистов, психологов, физиологов, так как речь идет не просто о характере учебной нагрузки, особенностях организации образовательного процесса, отношениях учителей и учащихся, специфике применения новых технологий, а о поиске возможностей оздоровления школьной среды в целом. Особой проблемой выступает эмоциональная неустойчивость самих педагогов-практиков, что отражается и на школьниках[28].

Семнадцатое направление — определение специфики личности и деятельности современного учителя, процессуальных особенностей его развития. Необходим дифференцированный подход, связанный с установлением возрастных различий, со сложным сочетанием традиций и перспективных новаций в системе педагогического образования[29].

Восемнадцатое направление связано с изучением возможностей и механизмов преодоления духовной опустошенности, тревожности растущих людей, поддержка и развитие их социально значимых инициатив гражданско-патриотической направленности[30].

Круг актуальных научных и практических педагогических проблем, конечно, значительно шире перечисленных направлений. В настоящее время перед исследователями и специалистами-практиками открывается бесконечное пространство новых задач, требующих теоретического осмысления и значительных практических усилий.

  • [1] См.: Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века: вызовы информационной эпохи //Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 46—65.
  • [2] См.: Краевский В. В. парадигма науки и тенденции развития образования //Педагогика. 2007. № 1. С. 22—28.
  • [3] См.: Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества // Образование и наука.2013. № 9 (108). С. 3−23.
  • [4] См.: Фельдштейн Д. И. Задачи психолого-педагогической науки как ресурсаразвития современного социума // История и педагогика естествознания.2012. № 2. С. 3−12.
  • [5] См.: Никандров II. Д. Актуальные проблемы образования // Образованиеи наука. 2011. № 2. С. 3—15.
  • [6] См.: Данилюк А. Я., Кондаков А. М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации россии // ИзвестияЮжного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 12. С. 15—27.
  • [7] См.: Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Педагогика. 2010. № 7. С. 3—11.
  • [8] Фелъдштейн Д. И. Особенности ценностно-смысловой сферы // ВестникЯрославского государственного университета им. П. Г. Демидова. 2013. № 3. С. 24.
  • [9] э См.: Богуславский М. В. Учитель и его формирование: исторический опытпередачи образованности и культуры // Проблемы современного образования.2016. № 4. С. 162−166.
  • [10] См.: Никандров IIД. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Социальная педагогика. 2012. № 1. С. 8—17.
  • [11] Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен // Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20.
  • [12] См.: Фельдштейн Д. И. Современное детство: психолого-педагогическиепроблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5.С. 8−11.
  • [13] См.: Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детстваи задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования //Образование и общество. 2009. № 2. С. 79—83.
  • [14] См.: Богуславский М. В. Социокультурные основания современной воспитательной деятельности // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 2. С. 52—59.
  • [15] См.: Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построенияновой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития //Образование и наука. 2010. № 5. С. 3—14.
  • [16] См.: Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Психолого-педагогический поиск. 2011. № 19. С. 7—14.
  • [17] См.: Савенков А. И. Образ ребенка в современной педагогической и психологической пауке // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения.2014. № 4. С. 4−12.
  • [18] См.: Никандров II. Д. Гражданское воспитание в современной России //Научные исследования в образовании. 2013. № 1. С. 18—24.
  • [19] См.: Никандров II. Д. Средства массовой информации и социализация молодежи. СПб., 2008.
  • [20] См.: Никандров II. Д. Традиции в век инноваций // Высшее образованиесегодня. 2013. № 2. С. 11 — 15.
  • [21] См.: Фельдштейн Д. И. Взаимосвязь теории и практики в формированиипсихолого-педагогических оснований организации современного образования //Социальная педагогика в России: науч.-метод, журнал. 2011. № 2. С. 9—20.
  • [22] См.: Богуславский М. В., Лельчицкий И. Д. Современные стратегии развитияроссийского образования в условиях информационного общества // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сборник научныхтрудов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 38—49.
  • [23] Амонашвили Ш. А. Взаимодействие в социальном мире и специфика его действия // Мир психологии. 2008. № 1. С. 8.
  • [24] Амонашвили III., Никитина Л., Соловейчик С. Гуманистическая педагогика: XXI век // Новая газета. 2015. № 112. С. 4.
  • [25] См.: Савенков А. И. Психология воспитания: учеб, пособие для академического бакалавриата., 2016.
  • [26] См.: Даиилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Народное образование. 2010. № 1. С. 39—46.
  • [27] См.: Загвязинский В. ИМанжелей И. В. Общая панорама педагогическогоисследования по проблемам физической культуры и спорта // Теория и практикафизической культуры. 2016. № 3. С. 3—5.
  • [28] Амонашвили Ш. А. Учителя нужно взращивать, а не готовить // РекторВУЗа. 2009. № 8. С. 12.
  • [29] См.: Загвязинский В. И. Личность педагога и перспективы развития отечественного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitatcs. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 145 153.
  • [30] См.: Данилюк А. Я., Куликовская И. Э Развивающее воспитание ребенка: история, методология, теория: монография. Ростов н/Д.: Акадсм-цснтр, 2015.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой