Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ВСорСтичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° дошкольного возраста

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ дСтство — возраст, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ благоприятный для развития памяти. Как считал Π›. Π‘. Выготский, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ становится Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ большой ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ своСго становлСния (Выготский Π›.Π‘., 1991). Ни Π΄ΠΎ, Π½ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ с Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самый Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π». Однако ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ дошкольника ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ряд спСцифичСских особСнностСй. Π£ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ…… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ВСорСтичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° дошкольного возраста (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ЗакономСрности психичСского развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста

Π’ дошкольном возрастС быстрыми Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΠ΄Ρ‘Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психичСских процСссов: восприятия, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, вообраТСния, памяти.

ВосприятиС Π² дошкольном возрастС ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ свой ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€: ΠΏΠ΅Ρ€Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ процСссы Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ. ВосприятиС становится осмыслСнным, Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ, Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ. Π’ Π½Π΅ΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ дСйствия — наблюдСниС, рассматриваниС, поиск.

Основная линия развития ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ — ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎ-дСйствСнного ΠΊ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° — ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ‚Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅, являСтся наглядно-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ соотвСтствуСт Ρ€Π΅ΠΏΡ€Π΅Π·Π΅Π½Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Ρƒ (ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСниях) Π² Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π–Π°Π½Π° ПиаТС. Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΎΠ½ Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π» взрослой Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ рассуТдСний.

Π’ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ дСтствС Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс овладСния Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ. К 7 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ язык становится срСдством общСния ΠΈ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ. РазвиваСтся звуковая сторона Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π˜Π½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎ растСт словарный состав Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Как ΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ возрастном этапС, здСсь Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ различия: Ρƒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ словарный запас оказываСтся большС, Ρƒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… — мСньшС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ зависит ΠΎΡ‚ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ с Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠ΅ взрослыС. РазвиваСтся грамматичСский строй Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ 3−5 Π»Π΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π²Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ — ΠΎΠ½ Ρ‚ворчСски осваиваСт ΡΠ·Ρ‹ΠΊΠΎΠ²ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Он Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ ΡƒΠ»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ значСния «Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ…» слов, хотя ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° своСобразно, чувствуСт связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ слова, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΅Π³ΠΎ частСй, ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ смысла. Π‘Π»ΠΎΠ²Π°, создаваСмыС самим Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ языка, всСгда ΡƒΠ·Π½Π°Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π½Ρ‹ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ — ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹. Π­Ρ‚Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚ΡΠΊΡƒΡŽ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ часто Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ словотворчСством (ΠœΡƒΡ…ΠΈΠ½Π° Π’.Π‘., 1975).

Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ дСтство — возраст, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ благоприятный для развития памяти. Как считал Π›. Π‘. Выготский, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ становится Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ большой ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ своСго становлСния (Выготский Π›.Π‘., 1991). Ни Π΄ΠΎ, Π½ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅ этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ с Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самый Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π». Однако ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ дошкольника ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ряд спСцифичСских особСнностСй. Π£ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… дошкольников ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собой Ρ†Π΅Π»ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π΅ Π²Π»Π°Π΄Π΅Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ способами запоминания. Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠ½Ρ‹Π΅ для Π½Π΅Π³ΠΎ события, дСйствия, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ Π·Π°ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎ запоминаСтся ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π», Ссли ΠΎΠ½ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΈΠΊ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ быстро Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ стихотворСния, особСнно ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅: Π² Π½ΠΈΡ… 'Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ Π·Π²ΡƒΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΌΠ΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΡ‹. Π—Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сказки, рассказы, Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈΠ· Ρ„ΠΈΠ»ΡŒΠΌΠΎΠ², ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ сопСрСТиваСт ΠΈΡ… Π³Π΅Ρ€ΠΎΡΠΌ. На ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии дошкольного возраста ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ запоминания ΠΈ ΠΊ 4 — 5 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ своСго развития ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… возрастных этапах.

Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст, ΠΊΠ°ΠΊ писал А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², — это «ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ фактичСского склада личности». ИмСнно Π² ΡΡ‚ΠΎ врСмя происходит становлСниС основных личностных ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ² ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. Π Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ тСсно связанныС Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ивационная сфСры, формируСтся самосознаниС (Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π² А.Н., 1989).

Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΌ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ личностным ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅, считаСтся становлСниС ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСры Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°, которая появляСтся Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ дошкольного возраста ΠΈ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ развиваСтся. ИмСнно с ΡΡ‚ΠΈΠΌΠΈ измСнСниями Π² ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСрС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ становлСния Π΅Π³ΠΎ личности.

ВсС ТСлания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ возраста Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹. КаТдоС ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…, ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΡΡΡŒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, опрСдСляло Ρ†Π΅ΠΏΡŒ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π½Π΅ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎ дСйствий. Если Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ТСлания Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π»ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ оказывался Π² ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ Π½Π΅Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠΈΠΌΠΎΠΉ для Π½Π΅Π³ΠΎ ситуации Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°.

ΠœΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ дошкольника ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π½ΡƒΡŽ силу Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π£ΠΆΠ΅ Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ дошкольном возрастС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈΠ· Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ…. ВскорС ΠΎΠ½ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ свои нСпосрСдствСнныС побуТдСния, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚. Π­Ρ‚ΠΎ становится Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ благодаря Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ «ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ». Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ² для дошкольника — ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Π³Ρ€Π°Π΄Ρ‹. Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ слабый — Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅ (Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ это, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ· ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹), Π΅Ρ‰Π΅ слабСС — собствСнноС ΠΎΠ±Π΅Ρ‰Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΠ±Π΅Ρ‰Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ бСсполСзно, Π½ΠΎ ΠΈ Π²Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ся, Π° Ρ€ΡΠ΄ нСисполнСнных Π·Π°Π²Π΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΊΠ»ΡΡ‚Π² подкрСпляСт Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ личностныС Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΌ слабым оказываСтся прямоС Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ…-Ρ‚ΠΎ дСйствий Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π½Π΅ ΡƒΡΠΈΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°ΠΌΠΈ, хотя ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· Π½Π° Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ взрослыС часто Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ мотивационная систСма Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, присущиС Π΅ΠΌΡƒ, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ этичСскиС Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, принятыС Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅. Он ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ся ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ поступки с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ своС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ этим Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ, Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ этичСскиС пСрСТивания. Π’ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ чувство Π΄ΠΎΠ»Π³Π°, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ простых ситуациях.

К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ дошкольного возраста благодаря интСнсивному ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ самосознаниС Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°. К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ дошкольного возраста Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ становится Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ для Π½Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ школьника, ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ (ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ) Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡ‹ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Ρ‘Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ формируСтся психологичСская ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ная Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚СматичСскому ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ самосознания считаСтся Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ дошкольного дСтства.

Π‘Π°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° появляСтся Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ дошкольного дСтства Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ чисто ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ самооцСнки («Ρ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΉ») ΠΈ Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠ³ΠΎ повСдСния. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ сначала ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ дСйствия Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ — собствСнныС дСйствия, ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ качСства ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ. О ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… качСствах Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ судит, Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ повСдСнию, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ согласуСтся с Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, принятыми Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π΅ свСрстников, ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ Π²ΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ этих ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. Π•Π³ΠΎ самооцСнка, поэтому практичСски всСгда совпадаСт с Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΎΠΉ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго — ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΎΠΉ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… взрослых.

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ практичСскиС умСния, 5-Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ свои достиТСния. К 6 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ сохраняСтся Π·Π°Π²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ самооцСнка, Π½ΠΎ Π² — это врСмя Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ хвалят сСбя ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅. НС ΠΌΠ΅Π½ΡŒΡˆΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΈΡ… ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… успСхах содСрТат ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ΅-Ρ‚ΠΎ обоснованиС. К 7 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ Ρƒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° самооцСнка ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ становится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ.

Π’ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ самооцСнка дошкольника ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ высока, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Π΅ΠΌΡƒ ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π±Π΅Π· сомнСния ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ…Π° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² Π·Π°Π½ΡΡ‚ия ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅.

Для дошкольного ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° половая идСнтификация: Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ осознаСт сСбя ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ прСдставлСния ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… стилях повСдСния. Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΡΡ‚Π°Ρ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, смСлыми, муТСствСнными, Π½Π΅ ΠΏΠ»Π°ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π±ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±ΠΈΠ΄Ρ‹; ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ — Π°ΠΊΠΊΡƒΡ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π΄Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΈΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ Π² Π±Ρ‹Ρ‚Ρƒ ΠΈ ΠΌΡΠ³ΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠΊΠ΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎ-ΠΊΠ°ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ. К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ дошкольного возраста ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ вмСстС, Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ спСцифичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ — Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ для ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ для Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ (ΠœΡƒΡ…ΠΈΠ½Π° Π’.Π‘., 1975).

На ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСго дошкольного дСтства, ΠΈΠ³Ρ€Π° являСтся Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, проходя слоТный ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… дСйствий с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ — замСститСлями Π΄ΠΎ ΠΈΠ³Ρ€ с Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΡŽΠΆΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ. РолСвая ΠΈΠ³Ρ€Π° становится Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰Π΅ΠΉ силой Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

ИмСнно Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ учатся ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ. МладшиС дошкольники Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡƒΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎ-настоящСму ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. По Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π”. Π‘. Эльконина, младшиС дошкольники «ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ рядом, Π° Π½Π΅ Π²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π΅». ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ становится Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ интСнсивным ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΌ дошкольном возрастС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, нСсмотря Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‰ΠΈΠΉ ΠΈΠΌ ΡΠ³ΠΎΡ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΈΠ·ΠΌ, ΡƒΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π·Π°Ρ€Π°Π½Π΅Π΅ Π΄ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ΠΎ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ распрСдСляя Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ. Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ обсуТдСниС вопросов, связанных с Ρ€ΠΎΠ»ΡΠΌΠΈ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΌ Π·Π° Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, становится Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ благодаря Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°ΡΡ‹Ρ‰Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ для Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π˜Π³Ρ€Π° способствуСт ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ общСния со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ управлСния своим ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ — ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ — складываСтся ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ проявляСтся Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π˜Π·ΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ. Π‘ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ трСбования ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ взрослого, ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π½ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» повСдСния Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, взрослый Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дошкольника, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, волю ΠΈ Ρ‚. Π΄. ИмСнно взрослый являСтся ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ совмСстной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΡˆΠ° со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Π‘ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, измСняСтся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ самого Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΊ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠΌΡƒ. Взрослый — ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π΅Ρ† для подраТания, ΠΈ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊ ΠΊΠΎΠΏΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎ Π²ΡΡ‘ΠΌ.

Π˜Π·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Π½Π° ΠΏΡΡ‚ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ дСтскоС общСство, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°: дошкольник Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° выполняСтся совмСстная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡƒΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свою Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π»ΠΈΠ²ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡ‚ΡŒ условия ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ задания ΠΈ Ρ‚. Π΄. И ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ свСрстники Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ критичСски, ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, дСйствия Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. «ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ создаСт условия для развития творчСского, самобытного Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° Π² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΈ Π΄Π»Ρ формирования Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Π΅ своих достиТСний» (Лисина М.И., 1995, Π‘.37).

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста происходит посрСдством Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ всС психичСскиС процСссы (Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, восприятиС ΠΈ Ρ‚. Π΄.), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ происходит личностноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (самооцСнка, самосознаниС, полоролСвая идСнтификация). ОвладСвая Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² ΠΌΠΈΡ€ общСния со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ