Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования выражается в том, что в нем: экспериментально подтверждена целесообразность проведения интегрированных уроков изобразительного искусства в соответствии с методическими рекомендациями по планированию и проведению таких уроков. Автором разработаны программы «Изобразительное искусство для 5−9 классов», «История изобразительного искусства для факультативных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
    • 1. 1. Определение процессуально-психологической основы творческой деятельности
    • 1. 2. Дидактическое обоснование обучения изобразительному искусству в средней школе
    • 1. 3. Теоретические основы обучения изобразительному искусству в 5 — 9 классах
  • ГЛАВА II. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В 5−9 КЛАССАХ
    • 2. 1. Методика преподавания интернированных уроков изобразительного искусства и авторская программа
  • История искусства. 5−9 классы"
    • 2. 2. Форма организации внеклассной работы
    • 2. 3. Описание и обобщение результатов исследования
    • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА III. АВТОРСКИЕ ПРГОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТЕТИЧЕСКИХ И ГУМАНТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В 5−9 И 10−12 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 3. 1. Программа по истории мировой культуры в 9 — 12 классах
    • 3. 2. Программа по истории изобразительного искусства для факультативных занятий в 5 — 9 классах

Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного школьного образования является приведение учебного и воспитательного процессов в последовательную и согласованную систему. Важнейшей ступенью осуществления этой задачи является упорядочение ранее изученных учащимися знаний, умений и навыков, ибо школьники нередко, обладая достаточно глубокими знаниями учебных дисциплин, не могут определить логическую и содержательную связь между ними и тем самым формировать их целостную систему.

Введение

в учебный план средней школы преподавания такого предмета как «История мировой культуры» во многом позволяет решить задачу систематизации знаний учащихся, поскольку по своей сути предполагает актив ное осуществление интеграции знании на основе широкого использования материалов всеобщей истории, религии, философии, литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, театра, кино и других видов искусства.

Наши исследования показывают, что к началу изучения предмета «История мировой культуры» у старшеклассников в знаниях гуманитарных дисциплин обнаруживается диспропорция, как в количественном, так и в качественном отношении. Если ученики 5−9 классов достаточно свободно ориентируются в материалах литературы и истории, то их знания в области истории искусства и музыки фрагментарны, поверхностны, что негативно сказывается в выработке системы понятийно-категориального аппарата этих дисциплин в 10 -12 классах. Как показала практика одной из причин такого положения дел является недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

Систематизация знаний школьников является проблемой, требующей согласованного исследования специалистов смежных областей знаний, на основе выработки общего методического подхода. В предлагаемой работе рассматривается один из аспектов этой многогранной проблемы.

Анализ литературы по проблеме интегрированного обучения и методике проведения интегрированных уроков показал, что в современной отечественной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению М. И. Фролова (194) именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения учащимся необходимо заново учится применять полученные знания на практике.

Интегрированные уроки, являются эффективной формой используемые для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока — дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства — синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Одним из предметов школьного образования, позволяющих интегрировать знания и тем самым способствовать развитию творческих способностей, является «Изобразительное искусство». В связи с этим определена тема исследования. «Роль и место интегрированных уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах».

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей учащихся занимались многие исследователи — Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоц-ци, в том числе и отечественные — К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и д.р.

В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественнонаучных, обществоведческих, технических дисциплин. Однако проблема изучения искусствоведческих общественных дисциплин на интегративной основе, где базовым являются эстетические категории, недостаточно исследована. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема формирования художественно-эстетических знаний и развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления. В настоящее время преимущественно действуют следующие программы по изобразительному искусству, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации:

— «Изобразительное искусство. 1−9 классы» составленная авторским коллективом под научным руководством B.C. Кузина, 1994 г.

— «Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 классы научный руководитель Б. М. Неменский 1994 г.

Содержание программы «Изобразительное искусство. 1−9 классы» (под редакцией Кузина B.C.) включает эстетическое восприятие и практическую художественную деятельность, реализующая во всех основных видах занятий: рисование с натуры и на темыиллюстрированиидекоратированном рисованиелепкаусвоение основ дизайна искусствознания. Важное значение в данной программе придается изобразительной грамоте.

В программе интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 классы» (под редакцией Неменского Б.М.) развитие восприятия и практическая деятельность представлены в единстве. Постижение явления художественной культуры связано с практической деятельностью учащихся. Большое внимание уделяется духовному развитию ребенка.

Однако на наш взгляд в указанных программах недостаточно используются возможности предмета изобразительного искусства в целях повышения творческой активности учащихся.

Разработаны также содержательный «Сборник программ интегрированных уроков 1−11 классы» и «Программа интегрированного курса «Искусства» под редакцией Н. М. Сокольниковой, рассчитанный на школы с углубленным изучением эстетического цикла.

При разработке и научном обосновании путей решения поставленной проблемы, конечно же учитывалось то, что уже сделано в области осуществления межпредметных связей в современной школе и проанализирован передовой опыт российской педагогической практики в области проведения интегрированных уроков. Разработана программа и учебное пособие А.И. Вла-сенкова которое включает в себя программы и содержание работы по интегрированному обучению русского языка и литературе русской словесности по классам и предусматривает дифференцированный подход в обучении.

Разработан также учебник для 1 класса авторским коллективом под руководством профессора А. А. Столяра для школ Белоруссии, где новшеством является широкое использование различных игр в процессе обучения.

Разработкой методики интегрированного обучения младших школьников на уроках математики и информатики по теме «Координатная плоскость» занимался коллектив педагогов в составе А. Г. Гладких, О. А. Богданова, С. А. Милютина.

Серию интегрированных уроков «Этика плюс изобразительное искусство» для учащихся 2 класса разработали и провели учителя школы № 4 г. Ярославля Е. С. Колбовская и Т. М. Жарикова.

Интегрированные уроки информатики и изобразительного искусства проводили также учителя гимназии № 8 г. Казани В. Н. Кузницова и С. Х. Якупова.

Разработан и детально проанализирован авторским коллективом Е. В. Жигайло, Е. Ю. Казанской, Т. Т. Вождай под руководством доктора педагогических наук, профессором А. П. Тряпицкой курс интегрированных уроков творчества (музыка-чтение-изо). Этот курс является частью комплекса программ для начальных классов с эстетической образовательной направленностью. В этот комплекс входят программы: «Музыка», интегрированные уроки «Литература — музыка», «Английский язык — музыка».

Несмотря, на то, что по вопросам интегрирования знаний выполнен ряд исследований и предложена методика проведения уроков, обеспечивающих взаимодействие различных учебных дисциплин, в этой области остается еще не мало нерешенных проблем. Одной из них является проблема взаимосвязи и взаимодействия сразу трех, наиболее художественных предметов — изобразительного искусства, литературы и музыки. Использование полихудожественного воздействия на уроках тематического рисования в 5−9 классах с целью развития творческих способностей школьников и формирования их целостного мироощущения — это сторона проблемы еще недостаточно освещена в научной литературе.

Таким образом, налицо противоречие между необходимостью изучения.

Изобразительбного искусства" на интегративной, многопредметной основе и отсутствием научно-методической базы для такого изучения. Необходимость решения этого противоречия определило проблему исследования. Она сформулирована нами следующим образом: «Каковы роль и место интегрированных уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей учащихся 5−9 классов».

Решение этой проблемы стало целью нашего исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс формирования творческих способностей учащихся 5−9 классов посредством интегрированных уроков изобразительного искусства.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические предпосылки интеграции знаний учащихся в преподавании гуманитарно-обществоведческих и художественноэстетических дисциплин.

2. Определить роль уроков изобразительного искусства в развитии полиморфного стиля мышления, как необходимого качества личности для интегрирования разнородных знаний.

3. Разработать систему средств и методов интегрирования знаний смежных учебных предметов на уроках изобразительного искусства.

4. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования авторской программы «Изобразительное искусство для 5—9 классов» в усвоении учащимися знаний и подготовки изучения материала «Мировой художественной культуры».

5. Раскрыть педагогические условия определяющие действенность влияния интегрированных уроков на развитие творческих способностей школьников.

Цель и задачи исследования

определили его гипотезу, которая выражается в предположении о том, что процесс формирования творческих способностей учащихся активизируется, если:

— проводить интегрированные уроки с использованием материалов изобразительного искусства, музыки и литературы;

— соблюдать единство художественного языка изобразительного искусства, музыки и литературы;

— обеспечить педагогические условия для проведения творческой активности учеников как эвристической деятельности;

— использовать специально разработанную программу изучения «Изобразительное искусство, для 5−9 классов».

Методологической основой исследования явилось учение о гармоническом развитии личности, а также труды, идеи классиков и современных ученых философов, педагогов, психологов (Я.А. Коменского, К. Д. Ушинского, К. Г. Юнга, В. А. Сухомлинского, JI.C. Выготского, С. Т. Шацкого, Д.С. Лихачева).

Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы и литературы по различным отраслям знаний: философии, педагогике, психологии, искусствоведению, культурологии, этнографии, а также учебных программ и методических пособийцеленаправленное педагогическое наблюдение за творческим процессом учащихсяконстатирующий и формирующий педагогический экспериментрейтинг, количественный и качественный анализ результатов экспериментаисследовательские беседы с учителями и учащимися, тесты и др.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась непосредственно автором в 1987 — 2000 г. г, будучи учителем визуального искусства и истории культуры в 1987;2000 гг. на базе средней школы г. Зилупе в 5 — 9 классах и 10−12 классах.

Исследовательская работа проводилась в три этапа.

Первый этап (1987;1992 гг.): педагогические наблюдения за творческой работой учеников, изучение специальной литературыапробация различных методик, проведение уроков в контрольных и 'экспериментальных классахнакопление практического материалапервичный анализ результатов исследования.

Второй этап (1992;1998 гг.): разработка исходных позиций научно-педагогического исследования, организация формирующего экспериментаапробация содержания, форм и методов проведения уроков изобразительного искусства и истории культуры, разработанных автором на основе научно-методических рекомендаций.

Третий этап (1998;2000 гг.) завершение опытно-экспериментальной работы, обработка и анализ данных, оформление диссертации.

Научная новизна, теоретическая значимость работы заключается в следующем: выявлены теоретические предпосылки интеграции знаний учащихся в преподавании гуманитарных и художественно-эстетических дисциплинразработана и апробирована система средств и методов интегрирования знаний и развития творческих способностей учащихся 5−9 классов на уроках изобразительного искусствараскрыты педагогические условия определяющих действенность влияния интегрированных уроков на развитие творческих способностей школьников.

Практическая значимость исследования выражается в том, что в нем: экспериментально подтверждена целесообразность проведения интегрированных уроков изобразительного искусства в соответствии с методическими рекомендациями по планированию и проведению таких уроков. Автором разработаны программы «Изобразительное искусство для 5−9 классов», «История изобразительного искусства для факультативных занятий в 5 — 9 классах», «История мировой культуры для 10−12 классов», которые используются в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных школах, а также формы организации внеклассной работы в развитии творческих способностей учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечена адекватностью методики исследования, соответствующей поставленным задачам, многолетней непосредственной экспериментальной работой автора, тщательным анаи лизом большого количества экспериментальных данных, обработанных методом математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в г. Зилупе (1996;98 гг.) — в проведении семинарских занятий в г. Лудзаорганизации «Недели визуального искусства в средней школе», использовании материала истории искусства, музыки и литературы на уроках тематического рисования. Результаты исследования докладывались на зональном семинаре по истории культуры в г. Ре-зенке (1998г.) и на других научно практических конференциях (1996;2000гг).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическое обоснование принципов и условий формирования творческих способностей учащихся посредством интегрированных уроков изобразительного искусства.

2. Система средств и методов целенаправленного интегрирования знаний на уроках изобразительного искусства 5−9 классах.

3. Организационно-педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 5−9 классах в учебно-воспитательном процессе.

4. Авторские программы «Изобразительное искусство для 5−9 классов», «История изобразительного искусства для факультативных занятий в 5 — 9 классах», «История мировой культуры для 10−12 классов», «История изобразительного искусства. Для факультативных занятий в 5 — 9 классах».

5.Формы организации внеклассной работы по эстетическому воспитанию. ч.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В ней содержится 5 рисунков, 2 таблицы, а так же дополнена 10 приложениями.

2.4. Выводы.

В существующей системе образования логическое начало преобладает над образным. В исследовании выявлена возможность гармонизации этих двух начал с помощью искусства.

Настоящее исследование было направлено на определение роли уроков изобразительного искусства в осуществлении межпредметных связей в ходе образовательного процесса в целях подготовки учащихся к более эффективному усвоению содержания предмета «История мировой культуры».

Проникновение искусства во все сферы обучения обеспечивает новую методологию образования.

Содержание школьного образования должно быть направлено не только на овладение приемами художественной деятельности и изучение культуры, но и обеспечить процесс вхождения в него учащихся, давая им возможность быть творцами и носителями культуры.

В результате проведенного исследования были выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы принципы и педагогические условия, позволяющие интегрировать знания учащихся на уроках изобразительного искусства, а также методы, позволяющие активизировать процесс эстетического воспитания в общеобразовательной школе, и были решены поставленные за' дачи.

1. Разработаны теоретические предпосылки интеграции знаний учащихся, проявляющиеся в способности центральной нервной системы к ассоциативной деятельности, что подразумевает участие совокупности органов чувств в восприятии действительности и способствует более глубокому, разностороннему проникновению в сущность любого предмета или явления.

2. В существующих условиях современной общеобразовательной школы изобразительное искусство, как предмет школьного курса обучения, является оптимальным вариантом осуществления межпредметных связей, так как изобразительное искусство синтетично по своей природе, предполагает широкий круг знаний, включающий в себя содержание многих учебных дисциплин и основ наук (физика, биология, математика, литература, история и др.). Из этого следует, что само содержание предмета изобразительного искусства обладает благоприятными возможностями для развития полиморфности мышления, как необходимого качества осуществления интегрирования разнородных знаний.

3. Изучение специальной научно-методической литературы по интере сующей нас теме и личныи многолетний педагогическии опыт позволили определить систему средств и методов интегрирования знаний учащихся в изучении изобразительного искусства. Предлагаемая система обеспечивает оптимальное сочетание классных и внеклассных, школьных и внешкольных форм организации занятий художественной деятельностью, проводимых в виде практически-репродуктивных, теоретических и творческих уроков, когда метод «отсроченного восприятия» дает возможность не только эмоцио.

103 нально, но и осознанно трактовать предложенный материал.

4. В ходе нашего педагогического исследования были выявлены психолого-педагогические условия интеграции знаний учащихся в преподавании гуманитарно-обществоведческих и художественно-эстетических дисциплин. В качестве условий выступают:

— обеспечение активного взаимодействия учебного материала истории, литературы и музыки в ходе проведения интегрированных уроков изобразительного искусства;

— согласование тем уроков истории, литературы, музыки и изобразительного искусства;

— целенаправленное развитие полиморфности мышления и творческой активности на уроках изобразительного искусства;

— акцентирование внимания детей на общности художественного языка изобразительного искусства, литературы и музыки;

— использование в ходе урока современных средств технического обучения, особенно аудиои видеотехники;

• введение в урок творческих и проблемных задач;

— соответствующая квалификация педагога.

5. Использование предлагаемой методики проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и авторской программы «Изобразительное искусство, для 5 — 9 классов» позволило повысить успеваемость учащихся экспериментальных классов на интегрированных уроках изобразительного искусства на 8 — 12% (см. табл.1).

Как показали результаты экспериментальной работы, смена видов восприятия (слухового, визуального) во время интегрированного урока, усиливает эмоциональный тонус учащегося, интерес к изобразительной деятельности и благотворно влияет на проявление ими творческой активности, а также на качество выполняемой работы. Возникающие при этом связи между предметом изобразительного искусства и другими учебными дисциплинами придают эстетическому воспитанию целостность и многогранность, усиливая при этом эффективность обучения.

Существенное значение для усиления эффективности обучения и эстетического воспитания имеют общепедагогические условия результативности учебно-воспитательного процесса, а также условия, непосредственно влияющие на осуществление межпредметных связей, которые рассмотрены выше.

ГЛАВА III. АВТОРСКИЕ ПРГОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭТЕТИЧЕСКИХ И ГУМАНТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В 5−9 И 10−12.

КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Анализ литературы по проблеме культурологизации современного образования и методики преподавания культурологии и истории культуры также показал, что эта проблема в настоящее время активно исследуется, разрабатывается методология и выпущен ряд учебно-методических пособий по этой теме.

Культурологизация является одним из важнейших направлений образования. Профессор А. Ф. Флиер указывает на отсутствие единой общепринятой дефиниции феномена культуры, которое ведет к широчайшему разбросу мнений по поводу объекта и предмета культурологии. В одном случае объектом культурологии становится весь мир искусственных порядков, созданных человеком, а предметом — закономерности, по которым этот мир формируется, функционирует и эволюционирует. В этом случае культурология превращается в некую «супернауку» обо всем человеческом, сверхприродном, претендуя на роль абсолютного интегратора всего философского, социально-научного и гуманитарного знания. Во втором подходе, напротив, объект культурологии сводится лишь к сумме шедевров интеллектуального и художественного творчества. По мнению А. Ф. Флиера культурология (цикл культурологических наук) определяется как одно из интегративных направлений в социально-гуманитарном научном знании, стоящее в одном ряду с историческими, социологическими и психологическими науками.

В сфере нашего исследования — начальный уровень преподавания культурологии в средней школе.

М.А. Полетаевой исследованы существующие учебные пособия по культурологии. В нем указывается на отсутствие необходимого научно.

106 методического обеспечения, на недостаточную разработанность концепции культурологической подготовки, отсутствие нормативных программ курсов, сборников методических материалов, учебной литературы.

В этом исследовании дан анализ структуры и содержания программ по культурологии для 10−11 классов.

Содержание программы П. С. Гуревича «Культурология (человек и культура)» включает в себя: статус культурологии, культура как феномен, генезис культуры, культ и культура, культура Древнего мира, колыбель Европейской культуры, природа и культура, культура и цивилизация, универсальность культуры, типология культур, культура и контркультура, динамика культуры, ядро культуры, святыни разных культур, Эрос и Танатос, равноправие культур.

В содержание программы по культурологии под редакцией Г. В. Драча входят: теория культуры — историческое развитие представлений о культуре, современные культурологические теории, сущность и основные функции культуры, культура и личность, историческая типология культурыистория мировой культуры — начало культуры, культура Древнего мира, культура западноевропейского средневековья, культура эпохи Возрождения и Реформации, культура Нового времени, актуальные проблемы культуры XX векаистория отечественной культуры — культурологические теории в России, со-циодинамика отечественной культуры, своеобразие российской культуры советской эпохи.

Содержание программы Ю. А. Солодовникова включает в себя материал по художественной культуре Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения (6−8 классы).

Структура программы Л. М. Предтеченской «Мировая художественная культура (9−11 классы)»: 9 класс — мировая художественная культура XVIII -50-х гг. XIX века, 10 класс — 60-х гг. XIX — начало XX века, 11 класс — новейшего времени.

Существующие учебники по МХК для средней школы: Емухонова Л. Г. Мировая художественная культура, М., 1998; Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В. Уроки античной культуры. М., 1997; Они же. Культура эпохи Возрождения, М., 1996; Они же. Культура эпохи Просвещения. М., 1996; Юхвидин П. А. Мировая художественная культура (от истоков до XVII в.). М., 1996; Зарец-кая Д. М. Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток. М., 1998; Рябцев Ю. С. История русской культуры. В 2-х тт. М., 1999.

Из представленного обзора видно, что созданы интересные, объективно отражающие суть предмета, и оригинальные учебные пособия и программы. Однако они включают только содержание художественной культуры (отвечая своему назначению и названию), но не затрагивают других аспектов, например, философского и научного.

Предлогаемые в этой главе авторские программы предполагают достаточно подробное изучение истории мировой культур и и изобразительного искусства от первобытности до наших дней, включая по мимо изучения художественной культуры также вопросы развития философскую мысли и науки. Эта попытка рассмотреть культуру в широком смысле слова вызвана помочь учащимся понять взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений культуры, и таким образом частично структуировать знания.

3.1 Программа по истории мировой культуры в 9 — 12 классах.

Экспериментальная программа по истории мировой культуры содержит в себе понятия о культуре и ее видах (151, 92, 195, 224, 225, 229, 239, 241), о истории культуры (8, 9, 12, 13, 14, 23, 24, 25, 29, 43, 44, 47, 48, 49, 57, 58,60, 63, 66, 67, 69, 81, 82, 85, 86, 87, 88, 89, 92, 107, 114, 129, 143, 153, 154,.

158, 163, 166, 162, 168, 171, 178, 187, 188, 190, 196, 200, 216, 230, 237, 246, 249,250), о проблемах и взаимоотношениях культур (2, 3, 21, 22, 30, 51, 56,.

59,61,64, 99, 109, 117, 119, 135, 137, 138, 152, 156, 159, 160, 177, 191,201, 202, 208, 209, 247, 248).

Предлагаемое тематическое планирование учебного материала можно рассматривать как один из возможных вариантов преподавания истории мировой культуры в старших классах средней школы. Его можно использовать в качестве вспомогательного средства для учителя при составлении своей программы преподавания этого предмета.

Эта программа применялась в различных вариациях в течении четырех лет (1993 — 1997 гг.) и в предлагаемом окончательном виде в 1997 — 2000 гг. В Зилупской средней школе Латвии.

Общей целью данного курса является не только ознакомление учащихся с различными культурными явлениями, изложенными в хронологической последовательности, но и определение взаимосвязи и взаимообусловленности культурно-исторических явлений и общественно-исторического развития человечества, понимание этой связи как сложного единства. Изучение истории культуры, универсального по своей сути предмета, предполагает объединение всех полученных учащимися знаний за время обучения в основной школе с целью создания, насколько это возможно, целостной картины мирового развития.

Конкретными задачами предлагаемого курса являются: — помочь понять суть культурно-исторических процессов и их внешние проявления в виде различных художественных направлений и стилей;

— развивать способность учащихся самостоятельного мышления, умения дискутировать, отстаивая и аргументируя свою точку зрения;

— о развивать умение самостоятельно характеризовать, анализировать сопоставлять и сравнивать различные культурные процессы;

— прививать навыки исследовательской работы, умение пользоваться учебным, научным и художественным материалом;

-: способствовать созданию у каждого школьника системы культурных и нравственных ценностей.

Курс рассчитан на 210 учебных часов. В целом структура курса выглядит в 9 классе даются основы теории культуры, и изучается материал истории культуры первобытности, Древнего и классического Востока, античности и средневековья. В 10 классе — материал культуры Возрождения, Реформации, Нового времени, Просвещения. В 11 классе — культура XIX и XX веков.

Учебный материал предлагается излагать в самых различных формах. Это могут быть лекции и семинары в сочетании с беседами, диспутами, турнирами и т. п. В целях более эффективного усвоения знаний желательно использование современных технических средств обучения, особенно видео и аудиокассет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.А. Изображение человека палеолитическом искусстве Евразии. — М., Л.: Наука, 1996. — 223 с.
  2. А.А. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -225 с.
  3. А.А. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981. -64 с.
  4. А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, -1980.225 с.
  5. Античность в культуре и искусстве последующих веков //Советский художник № 4, 1984.- 24 с.
  6. Р. Художник и предметное творчество. М. :Советский художник, 1987.- 232 с.
  7. И. Артамонов В. А. Национальный характер и история. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. М.: Наука, 1990.- 36 с.
  8. Т.И. История русской культуры. М. :Издательский центр, 1996.- 203 с.169
  9. А. Рисунок в средней художественной школе. М.: изд. АХ СССР, 1963.-399 с.
  10. Бахаева-Минасян Н. и др. Художественные открытия Серебряного века русской культуры (констпект интегрированного урока в XI классе) // Искусство в школе, № 2, 1996, с. 16−19.
  11. БедаВ.Г. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981.-237 с.
  12. В.Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. Изд. 2-е. М. :Просвещение, 1981.- 94 с.
  13. Н.А. Кризис искусства. М. :Интерпринт, 1990.-20 с.
  14. Блок об искусстве. М.: Искусство, 1980.- 503 с.
  15. Ш. Цветы зла. Ростов на Дону: 1991.- 46 с.
  16. С.Ф. Желание чуда. М. '.Молодая гвардия, 1981.-222 с.
  17. А. Греческая цивилизация, т. 1, Ростов на Дону: Феникс, 1994.407 с.
  18. А. Греческая цивилизация, т. 2, Ростов на Дону: Феникс, 1994,-418с.
  19. М. Моделирование уроков музыки и мировой художественной культуры //Искусство в школе, № 4, 1995.-С. 24−26.
  20. Э.А. Искусство скульптуры. М.: Искусство, 1968, 268 с.
  21. Д.С. и др. Мифологические и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. JI.: Аврора, 1978.- 158 с.
  22. В.В. Русская средневековая эстетика XI—XVII вв.. М. Мысль, 1992.- 84 с.
  23. Взаимодействие культур Востока и Запада. Под ред. Челышева Е. П. М. :1. Наука, 1987.- 120 с.
  24. Н.А., Николаева Н. С. Малая история искусств: Искусство стран Дальнего Востока. М.: Искусство, Дрезден, Verlag der Kunst, 1979.366 с.
  25. Н.Н. Цвет в живописи. М: Искусство, 1968.- 115 с.
  26. Всеобщая история искусств. Искусство XIX века т.5,. Под общ.ред. Кол-пинского Ю.Д., Яворской Н. В. М.: Искусство, 1964.- 431 с.
  27. Всеобщая история искусств. Искусство XVII—XVIII вв. т.4, Под общ.ред. Колпинского Ю. Д. и Ротенберга Е. И. М.: Искусство, 1963.- 481 с.
  28. Всеобщая история искусств. Искусство Древнего мира, т.1 Под ред. Чего-даева А.Д. М.: Искусство, 1956.- 468 с.
  29. Всеобщая история искусств. Искусство Средних веков, т.2, кн.1, Под общ. ред. Веймарна Б. В., Колпинского Ю. Д. М.: Искусство, 1960.527 с.
  30. Всеобщая история искусств. Искусство Средних веков, т.2, кн.2, Под общ. ред. Веймарна Б. В., Колпинского Ю. Д. М. :Искусство, 1960.509 с.
  31. Всеобщая история искусств. Искусство XX века, т.6, кн.1, Под общ. ред. Веймарна Б. В., Колпинского Ю. Д. М. :Искусство, 1965.- 481 с.
  32. Всеобщая история искусств. Искусство XX века, т.6, кн.2, Под общ. ред. Веймарна Б. В., Колпинского Ю. Д. М.: Искусство, 1966.- 409 с.
  33. Всеобщая история искусств. Искусство эпохи Возрождения. т.З. Под общ.ред. Колпинского Ю. Д. и Ротенберга Е. И. М.: Искусство, 1962.- 533 с.
  34. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 3-е, М: Просвещение, 1991.- 93 с.
  35. Р. Конец нового времени // Вопросы философии, № 4, 1990, -С.-15.
  36. Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. С-Пб: Алетейя, 1995.336 с.
  37. А.Г., Богданова О. А., Милютин С. А. Интегрированное обучение младших школьников на уроках математики и информатики по теме «Координатная плоскость». http://www.vspu.ac.ru/koi/konf/2/23 .txt.
  38. А.С. Как создается скульптура. М.: Искусство, 1965.- 248 с.
  39. Гомер. Илиада и Одиссея (пер. Вересаева В.В.). М.: Просвещение, 1987.398 с.
  40. А .Я. Средневековой мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.- 395 с.
  41. И.Р. Сикейрос. М.: Искусство, 1980.- 248 с.
  42. П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадокс его восприятия. М.: Искусство, 1991, 221 с.
  43. Давний мир в иллюстрациях. Пособие для учителей и студентов. М. :Учпедгиз, 1961.- 265 с.
  44. Г. Сборник (сост. Краснова Г. В.). М.: Искусство, 1982, 207 с.
  45. А.А. Учитесь рисовать. М.,: Изд. АХ СССР, 1961.- 83 с.
  46. Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М.,: АХ СССР, I960.- 282 с.
  47. С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века. М.1. Просвещение, 1985.- 86 с.
  48. Н.А. Краткая история искусств. М,: Искусство, 1985, 319 с.
  49. М.Н. Звездное ожерелье. М.,: Известия, 1968.- 368 с.
  50. Древние цивилизации. Под общ.ред. Бонгард-Левина Г. Н. М.: Мысль, 1989.- 479 с.172
  51. Л.Г. Мировая художественная культура. М.: Просвещение, 1998.- 56 с.
  52. А.Н. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М.,: Советский писатель, 1992, 54 с.
  53. Н. Сопрягая жизнь и душу.: Развитие творческого потенциала личности на уроках мировой художественной культуры и человекове-дения.//Народное образование, № 6, 1996, -С. 91−100.
  54. Д. М. Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток. М. :Просвещение, 1998.- 115 с.
  55. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977, 64 с.
  56. М.Р., Кошман Л. В., Шульгин В. В. История русской культуры. М.: Высшая школа, 1990.- 103 с.
  57. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М: Педагогика, 1978.- 128 с.
  58. Л.Я. Системность качество знаний. М. Знание, 1976, 64 с.
  59. А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М.: Искусство, 1979.- 213 с.
  60. И С. Бах, Моцарт, Шопен, Шуман, Вагнер: биографические повествования (сост. общ. ред. и послесл. Болдырева Н.Ф.). Челябинск: Урал, 1995.- 469 с.
  61. Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М.: Высшая школа, 1994.- 213 с.173
  62. Искусство стран народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Австралия-Египет. Гл. ред. Игансон Б. В. М.: Сов. энциклопедия, т.1, 1962.695 с.
  63. Искусство стран народов мира. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Молдавская ССР-РСФСР. Гл. ред. Игансон Б. В. М.: Сов. энциклопедия, т. З, 1971.- 768 с.
  64. Искусство стран народов мира. Живопись. Скульптура. Графика. Замбия-Мозамбик. Гл. ред. Игансон Б. В. М.: Сов. энциклопедия, т.2, 1965.- 656 с.
  65. Искусство стран народов мира. Руанда-Филиппины. Гл. ред. Игансон Б. В. М.: Сов. энциклопедия, т.4, 1978.- 668 с.
  66. Искусство стран народов мира. Финикия-Япония. Гл. ред. Игансон Б. В. М.: Сов. энциклопедия, т.5, 1981.- 720 с.
  67. История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М. Т., Мальцевой Н. Л. М.: Изобразительное искусство, 1983.- 584 с.
  68. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. Доброколонской М. В. т.т. 1−3, М.: Искусство, 1964.
  69. История русского искусства. Под ред. Раковой М. М., Рязанцева И. В. т.т. 1−2, М.: Изобразительное искусство, 1978.
  70. История советского кино 1931−1941. т.1, Под ред. Абдул-Касымова X. и др. М.: Искусство, 1969.- 755 с.
  71. История советского кино 1931−1941. т.2, Под ред. Абдул-Касымова X. и др. М.: Искусство, 1973.- 511 с.174
  72. История советского кино 1941−1952. т. З, Под ред. Абдул-ЬСасымова X. и др. М.: Искусство, 1975.- 319 с.
  73. История советского кино 1952−1967. т.4, Под ред. Абдул-Касымова X. и др. М.,: Искусство, 1978.- 485 с.
  74. А.К. Акварельная живопись. М.: Искусство, 1968.- 124 с.
  75. Я.А. Избранные педагогические произведения. М.,: Учпедгиз, 1939, Т. 1.
  76. Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986.- 166 с.
  77. А. М. Малая история искусств: Искусство XVIII века. М.: Искусство, Дрезден, Verlag der Kunst, 1977, — 362 с,
  78. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982, 704 с.
  79. Р. Гренландский дневник (ред. Болотникова Н.Я.). М. Мысль, 1969.-311с.
  80. В.К., Анисимов В. П. Актуальные проблемы современной дидактики. ЧГУ:1994, ч.1, 215 е., ч.2, 272 с.
  81. Ковалев А. Г Воспитание чувств. М. :Педагогика, 1971.- 94 с.
  82. Е.С., Жарикова П. Н. Серия интегрированных уроков «Этика + изобразительное искусство» для учащихся 2 класс. http://www.kcn.ru/school/book/informat/lessintegr.html.
  83. С.Т. Мой век. М. Политиздат, 1971.- 86 с.
  84. Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1980.- 120 с.
  85. В. И. Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978.- 125 с.
  86. В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. М.: Искусство, 1985.224 с.
  87. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971,59 с.
  88. B.C. Наброски и зарисовки. М.: Просвещение, 1970.- 168 с.175
  89. B.C. Основы обучения изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1977.- 208 с.
  90. Ю. Голландская живопись XVII-XV1II веков в Эрмитаже. Ленингр. отд.: Искусство, 1988.- 230 с.
  91. Культура и искусство России XIX века. Под ред. Принцева Г. А. Л.:Искусство, 1985.- 254 с.
  92. Культура и искусство России XVIII века. Под ред. Сапунова Б. В. Л.: Искусство, 1981, 220 с.
  93. Культурология. Под науч. ред. Драча Г. В. Ростов на дону: Феникс, 1996.- 575 с.
  94. М.П. Профессия художник. М. :3нание, 1976, 102 с.
  95. Н.С. Умственные способности и возраст. М,: Педагогика, 1971.- 286 с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2 изд. М.: Политиздат, 1975. 30 с.
  97. И.Я., Скаткин И. М. Современный урок. М.: МИРОС, 1992.- 38 с.
  98. Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир, № 8, 1994.-С. 18.
  99. Д.С. Нельзя уйти от самих себя. Историческое самосознание и культура России //Новый мир, № 6, 1994-С. 25.
  100. Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992.- 184 с.
  101. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Просвещение, 1994.- 165 с.176
  102. М.А. Русский язык 1−2 класс // Рабочие материалы для учителей и учащихся. М. Лентос, 1995.- 191 с.
  103. Л.Д. Искусство Древнего Мира. М.: Просвещение, 1984.- 412 с.
  104. Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1981.- 105 с.
  105. Л.Д. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1982.-318с.
  106. Е.П. Эстетика наука о прекрасном. М.: Просвещение, 1982.192 с.
  107. Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение, 1984.- 109 с.
  108. А. Н. Психологическая структура, динамика развития познавательной активности. // Вопросы психологии 1982 № 4, -С. 517.
  109. Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию. Книга для учителя. Из опыта работ М.: Просвещение, 1989.203 с.
  110. Н.В., Мирецкая Е. В. Культура эпохи Возрождения. М.: Просвещение, 1996.-96 с.
  111. Н.В., Мирецкая Е. В. Прочитаем, подумаем, поспорим. Беседы и размышления об искусстве и культуре античности. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.- 318 с.
  112. Н.В., Мирецкая Е. В. Уроки античной культуры. М.: Просвещение, 1997.- 86 с.
  113. Н.В., Мирецкая Е. В. Уроки античной культуры. Учебное пособие для 6−9 классов общеобразовательной школы. Обнинск: Титул, 1996.-335 с.
  114. В.Б. и др. Малая история искусств: Первобытное и традиционное искусство. М. :Искусство, Дрезден, Verlag der Kunst, 1973.- 317 с.177
  115. Мировая художественная культура: Примерные вопросы для проведения итоговой аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений в 1995/96 уч. году // Вестник образования, № 1, 1996, -С.13.
  116. X. Малая история искусств: Искусство Южной и Юговосточной Азии. М.: Искусство, Дрезден, Verlag der Kunst, 1978.- 350 с.
  117. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1974.- 406 с.
  118. А. А., Муранова Н. Ф. Игры с кругами. Интегрированное обучение и развитие мышления в простой игре. http://www.ripc.redline.ru/papers/septfirst/info/3495/02.html.
  119. М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1973.- 444 с.
  120. Л.З. Толстой и Ницше: Проблемы культуры. М.: Знание, 1992.- 64.
  121. В.М. Перспектива в композиции. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1970.
  122. О композиции. Сборник статей. М. :Изд. АХ СССР, 1959.- 208 с.
  123. Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1988.- 171с.
  124. Основы художественного ремесла. Ред. Барадулин В. А. М.: Просвещение, 1987.- 271 с.
  125. Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1979. Письменность. Искусство. Археология. Л.: Наука, 1980.- 487 с.
  126. И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1975, Т.1, с. 334, Т.2, с. 416.
  127. В.Е. Перспектива. М.: Искусство, 1970.- 153 с.
  128. Петровский А, В. Психология неадаптивной личности. М.: РОУ, 1992.187 с.
  129. А.В. Беседа о психологии. М.: Педагогика, 1976.- 19 с.178
  130. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: РТСНЗИИ, 1982.- 104 с.
  131. Поколение русского реализма второй половины XIX века. Под ред. Стернина Г. Ю. М.: Наука, 1990, 138 с.
  132. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. с. 303.
  133. Поп-музыка. Взгляды и мнения. Сб. статей сост. Э.Фрадкина. JI., Советский композитор, 1977.- 80 с.
  134. Постмодернизм и культура//Вопросы философии, № 5, 1993, с. 23.
  135. Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. Исторические очерки. М.Искусство, 1989.- 95 с.
  136. Н.Э. Рисование с натуры. Л. Художник РСФСР, 1978.- 203 с.
  137. . Массовая культура. М.: Прогресс, 1979, — 485 с.
  138. .В. Пространственное построение в живописи. М.: Наука, 1980.- 198 с.
  139. .И. Малая история искусств: Античное искусство. М.: Искусство, Дрезден, Verlag der Kunst, 1972, 356 с.
  140. В.В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992.- 98 с.
  141. Российская ментальность//Вопросы философии, № 1,1994, -С. 30.
  142. Н.Н. Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительного искусства. М.: РТСНЗИИ, 1983.- 8 с.
  143. Н.Н. Учебный рисунок. М.: Просвещение, 1976.- 285 с.
  144. Н.Н., Соловьев С. А. Техническое рисование. М.: Просвещение, 1979.- 157 с.
  145. С.Л. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е, М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  146. Русская архитектура первой половины XV1I1 века. Исследования и материалы. Под ред. Грабаря И. Э. М.: Стройиздат, 1954.- 415 с.
  147. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. Под ред. Стернина Г. Ю. М.: Наука, 1991.- 152 с.
  148. Русский космизм: Антология философской мысли (сост. Семенова З. Г., Гачева А.Г.). М.: Педагогика, 1993.- 91 с.
  149. Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. Назаров М. М.:Столица, 1991, 35 с.
  150. Ю.С. История русской культуры. В 2- томах, М.: Просвещение, 1999.
  151. Сабанов J1. Всеобщая история музыки. М.: Работник просвещения, 1925.- 265 с.
  152. Н.И., Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический фе-номен//Вопросы философии, № 7, 1990, с. 13.
  153. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.- 136 с.
  154. Сокольникова Н. М Основы живописи. Обнинск: Титул, 1996.- 79 с.
  155. Н.М. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996.- 79 с.
  156. Н.М. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996.- 95 с.
  157. Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1996.- 78 с.
  158. А.И. Русский вопрос к концу XX века //Новый мир, № 7, 1994-С.13.
  159. Средневековая Европа глазами современников и историков. Под ред. Филиппова Б. А. М.: Интерпракс, 1994.
  160. Д.Д. Основные эстетические категории. М. Знание, 1974.- 112 с.
  161. В.В. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1978.- 52 с.180
  162. И.М. Акварель. Материалы и способы письма. Минск: Вы-шэйшая школа, 1980.- 102 с.
  163. В.А. Избранные произведения // Духовный мир школьника: Методика воспитания коллектива. Киев: Рад. школа, 1979.- 686 с.
  164. В.А. Избранные произведения // Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Киев: Рад. школа, 1979.- 686 с.
  165. В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988, 304 с.
  166. М.З. Карл Росси: Архитектор, градостроитель, художник. Л.,: Стройиздат, 1980.- 223 с.
  167. А.П., Жигалко Е. В., Казанская Е. Ю., Вождай Т. Т. Курс интегрированных уроков творчества (музыка-чтение-изо), http://www.ipk.edu.yar.ru/institut/parts/library/bibl2/Bibl40.html.
  168. В., Сапоцинский О. Малая история искусств: Искусство средних веков: Византия, Армения и Грузия, Болгария и Сербия, Древняя Русь, Украина и Белоруссия. М.: Искусство, Дрезден, Verlag der Kunst, 1975.-356 с.
  169. В.Н. Малая история искусств: Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европы. М.: Искусство, Дрезден, Verlag der Kunst, 1981,375 с.
  170. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1939, Т. 1, с. 415, Т.2, с. 471.
  171. Г. П. Судьбы и грехи России: Избранные статьи по истории философии и культуры. С-Пб. :София, 1991, Т.1, Т.2.
  172. Г. Я. Дарите людям красоту. М.: Просвещение, 1985.- 263 с.
  173. Ф. Делать фильм. М.: Искусство, 1984.- 287 с.
  174. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1978.- 224 с.181
  175. М.И. Образование будущего: Интегрированное обучение http://www.online.ru/people/57 235/.
  176. Хейзинга И. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М.: Прогресс, 1992.- 578 с.
  177. Хермуф Бидструп: Жизнь и творчество (пер. Косова М.Б.). М.: Искусство, 1988.-359 с.
  178. У. Анализ красоты. Ленингр.отд.: Искусство, 1987.- 239 с.
  179. Ф. Мудрость воспитания. М.: Педагогика, 1979.- 160 с.
  180. Художественное проектирование. Ред. Нешумов Б. В., Щедрин Е. Д. М.: Просвещение, 1979.- 172 с.
  181. Э. Библейские холмы. М.: Правда, 1986, 487 с.
  182. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. Под ред. Гуревича А. Я. М.: Наука, 1990.- 83 с.
  183. В.З. Семь чудес и другие. М. Знание, 1983, 208 с.
  184. Е.В., Козлов Н. Г. Композиция. М.: Просвещение, 1978.- 159 с.
  185. Школа изобразительного искусства. Отв. ред. Угаров Б. С. М.: Изобразительно искусство, 1986, т. 1, 186 с.
  186. Школа изобразительного искусства. Отв. ред. Угаров Б. С. М.: Изобразительно искусство, 1988, т.2, 134 с.
  187. Школа изобразительного искусства. Отв. ред. Угаров Б.С. М. Изобразительно искусство, 1989, т. З, 168 с.
  188. Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974, 76 с.
  189. О. Закат Европы. М.: Просвещение, 1993, т.1, 205 с.
  190. О. Образ и действительность. Петроград: изд-во Л. Д. Френкеля, 1923, 445 с.
  191. Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.:Просвещение, 1979, 191 с.182
  192. A.M. Мастера разных эпох: Избранные историко-художественные и художественные статьи. М.:Советский художник, 1979, 335 с.
  193. Юнг Г. К. Современность и будущее. Минск: Университетская, 1992, 60 с.
  194. Юнг К. Г Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1994, 45 с.
  195. Юнг К. Г. Архитип и символ. М.: Просвещение, 1994, 186 с.
  196. П.А. Мировая художественная культура. М.: Интерпракс, 1995,288 с.
  197. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991, 527 с.
  198. Antal F. Hogarth and his place in European Art. London, 1962.
  199. Arzemju literaturas vesture. Viduslaike un renesanse./Red. Zirmunska V. -Riga: Zvargzne, 1968, 520 1pp.
  200. Asaris G., Strautmanis I. Laikmeta ritmi. Riga: Liesma, 1981, 167 1pp.
  201. Bazin G. Classique, baroque et rococo. Paris, 1965.
  202. Berckenhagen E.A. Graff. Berlin, 1967.
  203. Borevs J. Estetika. Riga, Liesma, 1972, 300 1pp.
  204. Brancis M. Janis Roberts Tilbergs. Riga: Zinatne, 1996, 365 1pp.
  205. Davidsone J. Rigas darzi un parki.- Riga: Liesma, 1988, 159 1pp.
  206. Dreibande E., Trofimovs R. Sergejs Eizensteins. Riga: Liesma, 1970, 152 lpp.
  207. Frankl P. Gothic Architecture. London, 1962.227. http://www.culture.circIe.ru/metod-cult.htm228. http://www/informatika.ru/text/magaz/higher/4−96/2raz-3.htm
  208. Ivanova G., Madre I. Jostu raksti.- Riga: Liesma, 1968, 76 lpp.
  209. Jugendstils. Laiks un telpa: Baltijas juras Valstis 19−20 gs. Mija/Sast. S. Grosa. Riga: Jumava, 1999, 295 lpp.
  210. Kacalova T. Makslas vesturespamati. Riga: Zvaigzne, 1976, 159 lpp.183
  211. Kacalova Т., Petersons R. Makslas vestures pamati. Riga: Zvaigzne, 1997, 137 1pp.
  212. Klavins E. Simbolisms: virzitni un stili. Riga: Latv.encikl., 1994, 14 1. 1pp.
  213. Kubach H.E., Haas W. Der Dom zu Speyer. Mainz, 1972,
  214. Kuns N. Sengrieku miti un varonteikas. Riga: LVJ, 1959, 182 1pp.
  215. Kutal A. Ceske gotike umeni. Praha, 1972.
  216. Lapina M., Bartoseoska V., Zitane L. Seno un viduslaiku kulturas vesture skolam. Riga: RaKa, 1998, 275 1pp.
  217. Lejnieks J. Rigas arhitektura. Riga: Avots, 1989, 253 1pp.
  218. Materiali par literaturi, folkloru, makslu un arhitekturu./Sast. Rozenkalne A. Riga: Zinatne, 1999, 238 1pp.
  219. Modius F., Modius H. Sakrale Baukunst. Berlin, 1963,
  220. Murnieks A. Kulturas vesture vidusskolas. Eksperimentala programma. -Riga, 1994.
  221. Nirolson H. The Age of Reason 1700−1789. London, 1961.
  222. Panofsky E. Renessance un Renacances in Western Art.- Stockholm, 1960.
  223. Rigas Doms./Sast. Buss A. Riga: Liesma, 1966, 64 1pp.
  224. Schralde H. Die romaniche Malerei. Koln, 1963,
  225. Tronskis I. Antikas literaturas vesture. Riga: LVJ, 1954, 440 1pp.
  226. Ugrinovics D. Maksla un religija. Riga, LVJ, 1964, 801 1pp.
  227. Waterhouse E.K. Reynolds. London, 1973.
  228. Wildenstein G. Chardin. Ziirih, 1963.
  229. XX gadsimba arzemju rakstnieki: Bibliogr. Rad. 2 sej./Red. Plesuma V. -Riga: V. Laca LPSR b-ka, 1978.
Заполнить форму текущей работой