Предрассудки в отношении к реформированию школы и инновациям
Предрассудок 2. Жажда «большого скачка». Возникновение данного предрассудка в определенной степени обусловлено предыдущим жизненным опытом многих учителей, когда на уровне государства от них требовали «показухи». А также глубинным личным стремлением педагога, которому хочется убедить, прежде всего себя самого, что школа растет и развивается. Кроме того, особенностями современной социокультурной… Читать ещё >
Предрассудки в отношении к реформированию школы и инновациям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Предрассудок 1. Реформирование процесса обучения — очень сложный процесс и осуществить его возможно только при помощи очень сильных средств. Простые средства неэффективны. В определенной степени возникновение этого предрассудка обусловлено таким фактором, как авторитеты. В частности, пример заслуженных педагогов, посвящавших все свое свободное время детям (А. С. Макаренко, В. Л. Сухомлинский, Януш Корчак и др.). Учитель не надеется до них дотянуться и возникает предрассудок о том, что не следует и вообще что-либо предпринимать.
Негативное влияние этого предрассудка на педагогическую деятельность проявляется в том, что педагоги не пытаются что-либо изменить в своей деятельности или при реформировании «перепрыгивают через две ступеньки».
«Простые средства действительно неэффективны, если пытаться решить с их помощью невыполнимые задачи», — пишет А. М. Сидоркин.
По мнению автора, для преодоления данного предрассудка необходимо, прежде всего, составить для себя реально достижимую программу-минимум введения инноваций в свою деятельность.
Предрассудок 2. Жажда «большого скачка». Возникновение данного предрассудка в определенной степени обусловлено предыдущим жизненным опытом многих учителей, когда на уровне государства от них требовали «показухи». А также глубинным личным стремлением педагога, которому хочется убедить, прежде всего себя самого, что школа растет и развивается. Кроме того, особенностями современной социокультурной ситуации, когда все вокруг, явно или неявно, в разных выражениях требуют от руководства и педагогического коллектива школы перестроек, обновлений, изобретений и нововведений.
Проявление данного предрассудка в деятельности педагогов описано А. М. Сидоркиным: «…маленькая удача служит материалом для больших обобщений. Вы знаете, мы сейчас очень активно работаем над вертикальными связями между детьми разных возрастов. Вот, например, провели дискотеку шестых и одиннадцатых классов». Каждое дело, каждая новинка, возникающая, как правило, совершенно случайно, без анализа положения в конкретной школе, йотом, задним числом, выдастся за целое направление в работе. Случай принимается за тенденцию, единичное — за закономерное. Жажда «большого скачка» рано или поздно превращается в имитацию скачка — возникают образцовые ситуации, клубы, праздники, открытые уроки, которые никак или почти никак не связаны с общим положением дел"[1].
Негативное влияние данного предрассудка проявляется в создании ложного образа школы не только в общественном мнении и у проверяющих, но и у самих педагогов школы. Организация успеха «напоказ» идет в ущерб действительному анализу положения дел.
Предрассудок 3. Реформирование школы состоит прежде всего в реформировании процесса обучения. Источником реформ являются разнообразные проявления отчуждения ребенка от школы: жалобы детей на скуку и однообразие школьной жизни, конфликты с учителями и внутри детской среды. То есть детей и родителей не удовлетворяет качество жизни школьников, а не качество подготовки выпускников. Однако реформирование школы сводится к изменениям только в процессе обучения. «…И в обучении есть проблемы: репродуктивность, убогость материальной базы, большие классы. Но эти проблемы не носят принципиального характера, во всяком случае, их решения, в общем-то, известны. Они „просто“ требуют денег и времени», — пишет А. М. Сидоркин[2].
Но, несмотря на очевидность сказанного, реформы школы сводятся к микроскопическим, но конкретным изменениям в процессе обучения (например, введение 12-летнего обучения), а не столь конкретные проблемы внутришкольных отношений в большинстве случаев остаются нерешенными.