Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Портрет нашего потребителя (контекст 2)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение профессиональной квалификации по профилю основной деятельности. Этот мотив наиболее распространен. Поэтому от системы профессионального образования и образовательного учреждения люди ожидают, в первую очередь, профессионального совершенствования, изменения и развития собственной деятельности и профессии. Чаще всего такие обучающиеся ожидают от образовательного учреждения и от тьютора… Читать ещё >

Портрет нашего потребителя (контекст 2) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • • Кто приходит в систему ДО?
  • • Информационная обеспеченность
  • • Ожидаемые результаты

Кто приходит в систему ДО?

В какой-то мере мы уже представили себе обучающегося в ДО — это человек, который вместе с нами испытывает влияние всех рассмотренных выше тенденций. Он вовлечен в процессы информатизации, глобализации, превращения организаций в гибкие структуры, поиска идентичности и другие. И все же среди многих таких людей есть те, кто непосредственно вовлекается в систему ДО.

  • • Попробуем понять следующее.
  • • Что влечет такого человека в образовательные процессы ДО?
  • • С какими намерениями он приходит в образовательное учреждение ДО?
  • • Чем он выделяется среди других людей и по каким признакам?
  • • Как он приходит в ДО?
  • • Какие факторы влияют на него так, что это отражается на его поведении в образовательной среде?

Рассмотрим обучающихся в ДО как потенциальных потребителей результатов вашего труда более детально и с нескольких точек зрения (рис. 1.8).

Возможно, такой всесторонний взгляд позволит отчетливее представить ожидания обучающегося от образования в системе ДО и выдвинуть ряд требований к деятельности тьютора.

1. Социальный статус

Среди обучающихся в системе профессионального ДО можно встретить представителей различных социальных слоев и групп. И все же чаще других образовательными услугами ДО пользуются люди определенного социального статуса — те, которых можно отнести к так называемому «среднему классу». Традиция выделять «средний класс» восходит к Аристотелю, указавшему, что к этому социальному слою относятся граждане, которые:

  • • зарабатывают на жизнь своим трудом, но не бедны;
  • • выполняют в обществе стабилизирующую функцию и избегают крайностей;
  • • заинтересованы в политическом и экономическом развитии государства.
Точки зрения на обучающегося в ДО.

Рис. 1.8. Точки зрения на обучающегося в ДО

Статистические данные в России на начало 2001 г. характеризуют средний класс такими цифрами:

  • • имеют высшее образование — 70%,
  • • являются руководителями или собственниками предприятий — 38%,
  • • средняя доля расходов на питание в бюджете — 25%,
  • • среднее число членов семьи — 3 человека,
  • • средняя площадь квартиры — 65 кв. метров,
  • • сбережения делают 60% представителей этого класса, откладывая от 10 до 30% дохода.

В настоящее время социология, как и многие другие гуманитарные науки, испытывает понятные трудности в объяснении стремительно изменяющейся реальности. В результате основным и часто единственным используемым критерием, например, социальной стратификации людей оказывается уровень их дохода. Если исходить из этого, то наш потребитель выглядит примерно так (табл. 1.2):

Как правило, доходы нижнего сегмента среднего класса ненамного превосходят прожиточный уровень. По этой причине, в частности, за обучение зачастую платит организация, в которой работает обучающийся в ДО.

Структура доходов различных групп среднего класса (в России на 2001 г.).

Показатель

Средний

(нижний)

Средний

(ядро)

Средний

(верхний)

Доля в населении страны, %.

9,0.

4,5.

1,7.

Доля в потреблении, %.

Ежемесячный доход на члена семьи, долл.

>150.

>250.

>400.

Другой важной социальной характеристикой клиентов системы профессионального ДО является, на наш взгляд, уровень их образования. В основном это люди с высшим образованием и лишь незначительная часть — с незаконченным высшим или средним специальным образованием.

Задание

Попробуйте кратко охарактеризовать обучающегося в системе профессионального ДО как человека, учитывая его социальный статус.

Из этой социальной характеристики ДО можно сделать, например, следующие выводы.

  • • Наш клиент — труженик на работе и в аудитории.
  • • Наш клиент — в основном успешный труженик.
  • • Наш клиент — весьма активный труженик, который точно знает, зачем и что он делает, и примерно — зачем пришел в образовательное учреждение.
  • • Наш клиент — уже имеет опыт обучения и образования в других образовательных системах.
  • • Наш клиент — труженик, видящий перспективу и работающий на нее.

Каковы же профессиональные особенности нашего клиента как труженика?

2. Профессиональный статус

В зависимости от профиля образовательного учреждения клиент системы профессионального ДО, безусловно, имеет особые профессиональные черты.

Так, например, представители гуманитарных профессий несколько отличаются от монтажников-высотников и военных. И все же если широко рассматривать профессиональное образование, то речь пойдет о руководителях различного уровня.

В табл. 1.3 приводятся некоторые данные обследования Международного института менеджмента ЛИНК (2001 г.).

Характеристика управленческого уровня клиентов образовательного учреждения ДО.

Управленческий уровень обучающихся

Процентное соотношение

Президент, директор фирмы, филиала.

Руководитель группы менеджеров.

Руководитель функционального направления.

Руководитель группы сотрудников.

Не руководитель.

Не работает.

Видно, что эти данные характеризуют клиентов учреждения ДО, занимающегося профессиональной подготовкой и переподготовкой в области менеджмента. Однако следует иметь в виду, что первые учреждения ДО во многих странах занимались именно подготовкой специалистов-управленцев и получили наибольшее распространение как таковые. В этом есть закономерность. Не правда ли?

Задание

Попробуйте еще раз кратко охарактеризовать нашего клиента, учитывая его профессиональный статус.[1][2]

о разном. У каждого из них особый культурный след в сознании и разное отношение к тому, о чем вы будете говорить с ними.

• Клиент может быть как моложе, так и значительно старше тьютора. Для многих тьюторов эта разница (особенно вторая) превращается в серьезный психологический барьер, мешающий свободному проявлению их способностей.

Вы готовы к этому?

Обсудим мотивы, побуждающие к образованию.

4. Мотивы обучения

У каждого человека, входящего в систему ДО, мотивы могут быть совершенно различными. В основном многие мотивы осознаются настолько хорошо, что могут быть выражены явным образом. Это используется образовательными учреждениями для уточнения ожиданий клиентов на «входе» в ДО. Однако в процессе обучения у людей появляются представления о подсознательных мотивах, которые неявно побуждали их к образованию. Это тоже интересное явление. Охарактеризуем кратко все мотивы — явные и неявные. Основными мотивами к обучению можно считать следующие.

  • Повышение профессиональной квалификации по профилю основной деятельности. Этот мотив наиболее распространен. Поэтому от системы профессионального образования и образовательного учреждения люди ожидают, в первую очередь, профессионального совершенствования, изменения и развития собственной деятельности и профессии. Чаще всего такие обучающиеся ожидают от образовательного учреждения и от тьютора прямых консультаций.
  • Повышение эффективности управления людьми. Этот мотив направлен на поиск образовательных программ широкого профиля, основанных на технологии принятия разнообразных решений, в том числе нетривиальных. Подобный мотив побуждает людей к высокой активности в обучении как при освоении теории, так и на практике.
  • Перспективы карьеры. Люди, сознающие этот мотив, ждут от образования не только пополнения знаний и умений. Они надеются также на получение новых контактов, конкурентных преимуществ перед другими, дополнительных возможностей в приложении своих сил.
  • Получение образования для расширения кругозора. Люди с таким мотивом наиболее восприимчивы и терпимы практически к любым образовательным программам. Им важен уровень качества образовательного процесса.
  • Получение диплома об окончании образовательного учреждения. Люди с такими мотивами меньше ориентированы на практический характер образования и предпочитают те программы и курсы, которые предлагают более легкие условия получения соответствующих документов. От образовательного процесса они ожидают надежности в выполнении соответствующих обязательств учреждением ДО.
  • Потребности в общении, деловые связи. Люди с такими мотивами активно выбирают и поддерживают образовательные программы, основанные на обилии групповых техник. Лучшим тьютором для них будет тот, кто создает широкие коммуникативные пространства и не нагружает теорией.

В табл. 1.4 приведен один из наиболее распространенных вариантов распределения мотивов обучающихся к своему образованию.

Таблица 1.4

Распределение мотивов людей к обучению в системе профессионального ДО.

Мотивы обучения в системе профессионального ДО

Процентное соотношение

Повышение эффективности управления.

Перспективы карьеры.

Получение образования.

Повышение квалификации.

Получение диплома ОУ

Потребности в общении, деловые связи.

Направило руководство.

7,2.

Весьма правдиво и симптоматично выглядит и последний в этой таблице мотив — «Направило руководство». Большинство мотивов является стабильным по времени, хотя некоторые изменения происходят закономерно. Наиболее заметное изменение за последние два года произошло в соотношении числа клиентов ДО, которых можно отнести к «пионерам» и более консервативным группам. Так, доля людей, ориентированных на самые современные программы, уменьшилась почти вдвое и, соответственно, увеличилась доля «последователей». В табл. 1.5 приведены некоторые результаты опросов.

Таблица 1.5

Результаты опроса клиентов ДО о программах обучения.

Предпочитаемые программы обучения

Процентное соотношение

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Содержащие самые современные данные, даже если изучение связано с дополнительными затратами.

Современные, но апробированные.

Классические, хорошо проработанные.

Особой разницы не вижу.

Важность этой характеристики связана с тем, что мотивация к обучению людей, лично заинтересованных в образовании и оплативших его, как правило, значительно выше других. Так, согласно данным заполняемой при поступлении анкеты, оплату за обучение осуществляют:

  • • сами обучающиеся — 35%,
  • • семья — 5%,
  • • фирма по инициативе обучающегося — 30%,
  • • фирма по собственной инициативе — 25%,
  • • другие источники — 5%.

Наиболее низка мотивация тех, кто учится не по своей инициативе, а они тоже становятся вашими клиентами.

Задание Даже поверхностный анализ мотивов говорит о том, что у каждого обучающегося есть свои особые ожидания от обучения в образовательном учреждении, от программ и форм обучения.

Представьте себе некоего 27—35-летнего человека, имеющего образование и опыт практической деятельности, который пришел в образовательное учреждение ДО по своим мотивам.

Каковы могут быть его ожидания от обучения?

В зависимости от мотивов человек может рассчитывать на один из следующих вариантов стратегий своего обучения в образовательном учреждении.

  • • Изучение большого объема разнообразных дисциплин с целью фундаментальной подготовки (полноценное образование).
  • • Освоение ограниченного объема наиболее востребованных знаний и навыков (нацеленность на эффективность обучения).
  • • Получение твердых навыков в ограниченной сфере деятельности (специализация).
  • • Повышение уровня владения знаниями (развитие).
  • • Освоение оптимального набора дисциплин и уровней развития (целенаправленное образование).
  • • Получение базового образования, а затем дополнительное обучение для решения конкретных практических задач (ориентация на результат).

Реальные ожидания обучающихся еще разнообразнее, что создает серьезные проблемы и для образовательного учреждения, и для тьютора, которому приходится все это учитывать.

Не менее сложная задача и у обучающихся — трудно выбрать программы обучения и подходы вследствие разнообразия и собственных мотивов, и возможностей, которые создают специально для них образовательные учреждения.

В такой ситуации удовлетворенность от обучения во многом будет зависеть от помощи, которую может оказать обучающемуся тьютор.

Кроме того, выбранная программа обучения существенно повлияет на решение клиента продолжить обучение в данном образовательном учреждении.

5. Что привлекает в ДО?

Рассуждая о мотивах обучения, мы специально не выделяли особенности ДО. Мы говорили лишь о мотивах профессионального образования. Что же привлекает людей именно в образовательных учреждениях ДО? Согласно опросам, основными привлекательными свойствами образовательных учреждений ДО являются следующие.

  • • Продуманная программа обучения, ориентированная на разнообразные образовательные потребности.
  • • Практическая направленность обучения в системе ДО.
  • • Хорошие учебные материалы, ориентированные на интенсивные техники освоения дисциплин.
  • • Активные групповые занятия в комфортном коммуникативном пространстве.
  • • Индивидуальный подход к обучающимся, проявляющийся в основном в отношении к ним персонала образовательного учреждения и тьюторов.
  • • Общая атмосфера организации ДО, проникнутая принципами ДО.
  • • Удобство дистанционной технологии образования для занятых людей.
  • • Качество обучения, обеспечиваемое тьюторами и всем организационным механизмом учебного заведения.

Согласитесь, многие из этих свойств образовательного учреждения ДО повысили бы статус любого вуза.

Задание Вы как человек взрослый являетесь носителем тех самых ожиданий, о которых мы здесь говорим.

Попытайтесь определить, что для вас первично в образовательном учреждении, в котором вы решились бы продолжить свое образование. Расставьте приоритеты в приведенном выше перечне привлекательных свойств учреждения ДО.

На рис. 1.9 мы предлагаем вариант расстановки приоритетов клиентами образовательных учреждений ДО.

Приоритеты обучающихся в привлекательных свойствах образовательного учреждения ДО.

Рис. 1.9. Приоритеты обучающихся в привлекательных свойствах образовательного учреждения ДО

Интересный показатель привлекательности образовательных учреждений ДО представляет статистика каналов, по которым люди узнают о системе ДО и попадают в аудиторию. Оказывается, доля поступающих на обучение по рекомендациям коллег и знакомых доходит до 90%.

Это говорит о разном, но в том числе и о том, что многие стороны ДО не удается достаточно отразить в официальных приглашениях к обучению.

Это те стороны ДО, которые можно прочувствовать только на собственном опыте: атмосфера организации, качество образования, характер отношений. Огромное влияние на эти факторы может оказать тьютор.

6. Ключевой фактор

Клиент ДО, как и любой человек, подвержен влиянию множества различных внешних и внутренних факторов. Одним из ключевых факторов, влияющих на поведение обучающегося в системе ДО, является организация, в которой он работает1.

Тьютор будет прав, полагая, что конечным потребителем в цепочке «движение образовательных услуг» окажется компания, даже если она не поддерживает непосредственно обучение своего работника.

В процессе своей деятельности тьютору необходимо ориентироваться и на удовлетворение потребностей компаний, в которых работают обучающиеся. Особенно важно это при обучении корпоративных учебных групп.

Важность организаций как потребителей результатов деятельности тьютора связана с тем, что во-первых, именно они являются основным источником финансирования обучения и, во-вторых, в них используются и «прорастают» здания, навыки, способности, полученные при обучении.

Надо помнить, что потребности компаний существенно отличаются от потребностей отдельных обучающихся, на которых в основном ориентированы образовательные услуги и программы ДО.

Каковы задачи этих организаций? В табл. 1.6 приведен перечень основных задач организаций, целенаправленно обучающих свой персонал в образовательных учреждениях ДО.

Таблица 1.6

Основные задачи организаций, в которых работают клиенты учреждений ДО2

Основные задачи организации.

Приоритеты.

Лидерство на рынке.

Поддержание культуры ориентации на качество.

Выход на новые рынки.

  • 1 Орехов В. Д. Маркетинговые подходы к качеству образовательных услуг. В сб.: «Система обеспечения качества в дистанционном обучении». Вып. 1. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.
  • 2 По данным исследований МИМ ЛИНК.

Основные задачи организации

Приоритеты

Борьба с конкурентами.

Поддержание быстрых темпов роста.

Модернизация технического оснащения.

Стабилизация деятельности.

Выход из кризисных состояний.

Другое.

Влияние организаций на обучение своего персонала в образовательных учреждениях ДО проявляется порой неожиданно:

  • • оказывается, что программы учреждений ДО развивают обучающихся сверх ожиданий руководителей, что нередко противоречит потребностям организаций, в которых они работают;
  • • многие компании-потребители образовательных услуг заинтересованы в том, чтобы их работник изучил один-два курса, но не получал квалификацию. При этом их привлекают долгосрочные учебные программы различного уровня и профиля для персонала различных категорий;
  • • когда мотивы к обучению работников расходятся с задачами организаций, в которых они работают, возникают конфликты, которые поразному отражаются на имидже образовательного учреждения;
  • • в компаниях возникает потребность в обучении сотрудников в разных городах по единым программам. Это характерно для крупных сетевых компаний. Пока эта потребность проявляется слабо, видимо, вследствие недостаточного уровня развития рынка в странах СНГ;
  • • компании не стремятся оплачивать обучение линейных менеджеров, а топ-менеджерам, как правило, не подходят долговременные программы.

Эти и некоторые другие обстоятельства ставят перед образовательными учреждениями ДО и тьюторами особые задачи. Как вы думаете, какие?

  • [1] На наш взгляд, здесь важно то, что клиент ДО — прежде всего, человек, чья профессиональная деятельность связана: • с людьми, • со стремлением несколько превзойти свое окружение, • с активизацией разнообразных амбиций, • с карьерой, • с повышением профессионального статуса.
  • [2] Возраст В отличие от очного образования возрастной состав клиентов ДОзначительно шире, что обусловлено непрерывностью профессионального образования. Возраст обучающихся в МИМ ЛИНК: до 25 лет — 21%, 25—34 года — 40%, 35—49 лет — 36%, 50 лет и более — 3%. Для тьютора это означает следующее. • Возраст обучающихся может различаться на 20 и более лет. С 20-летним периодом истории связывают такое понятие, как «поколение», поэтому нужно быть готовым работать с группой, объединяющейпредставителей разных поколений. Иногда можно увидеть за одной"партой" отца (мать) и дочь (сына). Они не только говорят и думают
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой