Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические основы отбора содержания правового образования старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующее правовое образование не дает школьникам необходимого по объему и содержанию правового материала, соответствующего требованиям обязательного минимума содержания обществоведческого образования- 3. Реальный уровень правовой культуры старшеклассников крайне низок, что проявляется в незнании ими основных нормативных актов, в пренебрежительном отношении к исполнению законов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Содержание правового образования как необходимый элемент формирования правовой культуры личности
    • 1. Состояние теоретического исследования проблемы
    • 2. Общая характеристика содержания правового образования
    • 3. Принципы и критерии отбора содержания правового образования старшеклассников. Теоретическая модель содержания правового образования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная программа правового образования старшеклассников и результат^.рения
    • 1. Анализ состояния сформированности правовой культуры старшеклассников
    • 2. Характеристика экспериментального варианта программы правового образования старшеклассников- технология реализации правового образования
    • 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению программы правового образования старшеклассников
  • Выводы по главе

Дидактические основы отбора содержания правового образования старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Построение в России правового государства, социально-экономическое развитие страны, демократизация общества, борьба за права и свободы предполагают активную роль человека, обладающего правовой культурой.

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном про странст-ве. Полностью она не совпадает ни с одним из видов культуры (духовной, политической, материальной и др.), создавая своеобразное их сочетание.

Понятие «правовая культура» предполагает оценку качества правовой жизни общества. Уровень правовой культуры является показателем развития общества.

Задачи формирования правовой культуры учащихся, воспитание чувства безусловного исполнения законов непосредственно связаны с проблемами правового образования сегодняшней российской молодежи и требуют поисков путей их эффективного решения.

Правовое образование, своевременно начатое в школе, может не только сформировать у школьников необходимые элементы правовой культуры, но и развить личностные качества, способствующие их социальному становлению.

В настоящее время низкий уровень правовой культуры школьников является не только тормозом на пути становления в России правового государства, но и оказывает серьезное влияние на процесс криминализации ситуации в подростковой среде.

Анализ криминогенной ситуации позволяет говорить о ежегодном росте количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, в том числе особенно тяжких, таких как умышленные убийства, разбои, грабежи и др.

Сложность криминогенной ситуации объясняется недостатками правового воспитания в семье, в школе, в организации досуга молодежи, а также в выборе основных направлений правового образования школьников.

Отсутствие научного подхода к конструированию содержания правового школьно го образования негативно сказывается на процессе дальнейшего становления школьI ника в социальной жизни.

Разброс правового материала по различным предметам и годам обучения не способствует созданию у школьников целостного восприятия предмета «Право», что полностью подтверждается низким качеством их правовых знаний.

Анализ педагогической теории и практики обучения праву в школе показал необходимость пересмотра содержания и организации правового образования школьников.

Существует множество учебных пособий и названий курсов по изучению права. Школам предоставлена полная самостоятельность в решении вопроса о включении или невключении данного предмета в школьную программу. Если включать, то в каком объеме? И кто должен преподавать право? «Эти и многие другие вопросы требуют скорейшего разрешения.

В отечественной научной литературе проблемы правового воспитания несовершеннолетних рассматривались многими учеными. Этим вопросам посвящены исследования A.C. Макаренко, Б. Т. Лихачева, В. М. Обухова, Г. П. Давыдова, Н. И. Элиасберг и.

ДР.

Теоретические основы содержания образования и процесса его конструирования рассматривались в работах B.C. Леднева, В. В. Краевского, Ю.К. Ба-банского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, И. К. Журавлева и др.

Понятия «правовая культура» и «правосознание», их формирование у школьников исследовались в работах В. Д. Зорькина, Г. Н. Филонова, В. И. Каминской, А. Р. Ратинова, Н. М. Кейзерова, В. Г. Подзолкова, А. П. Семиткиной, Т. В. Синюковой, C.B. Широ и др.

Вопросы содержания правового школьного образования и методики преподавания основ государства и права рассмотрены в работах А. К. Котова, Л. С. Бахмутовой, В. В. Бермана, В. О. Мушинского, А. Ф. Никитина, Н. Г. Суворовой, Я. В. Соколова и др.

Психолого-педагогические аспекты работы с подростками освещают Л.М. Зю-бин, Ф. И. Иващенко, А. Е. Ларин, К. К. Платонов, Е. П. Щербаков, A.A. Иванов и др.

Вопросы правового воспитания и правового обучения и их роли в предупреждении правонарушений в подростковой среде отражены в работах В. П. Сальникова, А. И. Долговой, С. А. Заврагиной, Е. В. Кудряшовой, Л. Н. Бережновой, Т. В. Вахромеевой, М. П. Стуровой, А. Д. Гонеева и др.

Философские аспекты формирования правовой культуры личности рассмотрены в работах С. И. Гессена, Б. А. Кистяковского, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого и.

ДРх.

Анализ содержания правового образования вскрывает ряд проблем и недостатков в этой области школьного образования:

— ряд правовых вопросов не раскрывается в полном объеме;

— мало внимания уделяется знаниям понятийного аппарата, в связи с чем выпускники школ практически не знают определений основных государственноI правовых явлений;

— очень мало времени отведено для изучения норм «профилактического характера» из Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, а также для изучения основ отраслевых юридических наук, необходимых школьникам для их дальнейшего социального становления.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии научного подхода к отбору содержания правового школьного образования, что отрицательно сказывается на качестве правовых знаний школьников и формировании их личностных качеств. Налицо ряд противоречий между:

— государственной важностью проблемы правового образования школьников и отсутствием единой политики в этой области, формальным подходом к ее решению;

— содержанием правового образования старшеклассников и необходимостью формирования у школьников личностных качеств, способствующих их социальному становлению;

— предполагаемым и реальным уровнем теоретических знаний школьников, главным показателем чего является низкое качество правовых знаний;

— временем, отпущенным учебной программой для изучения права, и объемом информации, необходимым для получения школьниками должных правовых знаний;

— важностью проблемы содержания правового школьного образования и отсутствием научного подхода к процессу его отбора.

Таким образом, высокая значимость проблемы и недостаточная теоретическая и практическая работа по ее решению определяют выбор темы нашего исследования: «Дидактические основы отбора содержания правового образования старшеклассников».

Цель исследования: обосновать дидактические основы отбора содержания правового образования старшеклассников.

Объект исследования: процесс правового образования старшеклассников общеобразовательных школ.

Предмет исследования: содержание правового образования старшеклассников.

Анализ существующих рабочих программ, тематических планов и учебных пособий по правовому образованию старшеклассников, экспериментальные исследования этого вопроса позволили сформулировать гипотезу нашего исследования.

Гипотеза исследования содержит предположение о том, что если в процессе отбора содержания правового школьного образования использовать следующие дидактические основы:

— факторы (цель правового школьного образования, виды практической деятельности школьников, наличие в школьной программе самостоятельной учебной дисциплины «Основы права»);

— педагогико-правовые принципы отбора содержания правового школьного образования (принцип защиты прав и свобод человека, принцип стимулирования личности к активной жизненной позиции в правоохранительной деятельности, — принцип воспитания уважения к закону и др.);

— критерии, определяющие конкретное содержание правового школьного образования (критерий целостного и системного отражения в содержании правового образования задач формирования гражданина правового государства, критерий научной и практической значимости содержания правового образования и др.), то значительно повысится уровень правовой культуры школьников.

Цель, объект и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние теоретического исследования проблемы отбора содержания школьного образования. Дать общую характеристику теории правового школьного образования;

2. Определить взаимосвязь понятий «правовое воспитание», «правосознание», «правовая культура» с содержанием правового школьного образования;

3. Выявить реальный уровень сформированности правовой культуры старшеклассников общеобразовательных школ, для чего: определить формы проявления правового нигилизма и правового идеализма в молодежной среде и возможности влияния на них содержания правового школьного образования, а также проанализировать состояние криминогенной ситуации в подростковой среде в Тульском регионе и определить характер взаимосвязи содержания правового школьного образования с правомерным поведением школьников;

4. Определить дидактические основы (факторы, принципы и критерии) отбора содержания правового образования, которое оказывает наибольшее влияние на социальное становление и правовое воспитание старшеклассников;

5. Разработать экспериментальную учебную программу правового образования старшеклассников общеобразовательных школ, определить формы и методы организации обучения, предложить технологии реализации. В ходе опытно-экспериментальной работы оценить эффективность этой программы.

Методологической основой исследования являются: учения о государстве и праве (Н.М Коркунов, Н. И. Матузов, A.B. Малько, М. Н. Марченко и др.), положения об определяющей роли деятельности в процессе развития личности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теории правового образования и воспитания (Г.П. Давыдов, В. М. Обухов, А. Ф. Никитин, Н.Г. Суворова) — деятельностиый (И.Ф. Рябко, Г. П. Давыдов), гуманистический (Н.И. Элиасберг), культурологический (А.П. Семитко, В.И. Каминская) подходы к содержанию процесса формирования правосознания, а также концептуальные основы психологии подростков (И.С. Кон, A.B. Леонтьев).

Для решения намеченных задач в процессе диссертационного исследования были использованы следующие методы: анализ документов Правительства РФ,.

— изучение философской, юридической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования,.

— анализ программ, учебников, методических пособий для средней школы по вопросам правоведения,.

— анализ криминогенной ситуации в подростковой среде в Тульском регионе за последние 30 лет,.

— педагогические наблюдения, опросы и анкетирование.

Основным методом исследования стал эксперимент, в ходе которого осуществлялась проверка гипотезы и разработанных учебно-методических рекомендаций по осуществлению правового образования старшеклассников.

В ходе эксперимента применялись также: метод тестирования, метод экспертной оценки и самооценки, психологического обследования, беседы со школьниками, учителями, представителями департамента образования, комитета по делам молодежи, инспекции по делам несовершеннолетних.

Исследование осуществлялось с 1995 по 2001 год и включало в себя следующие этапы:

I этап — диагностический (1995 -1996 гг.): теоретическое изучение проблемы, анализ состояния сформированности правовой культуры школьников, анализ действующих учебных программ, выбор объекта и предмета исследования, определение экспериментальной базы, разработка методики проведения эксперимента;

II этап — созидательный (1997;1998 гг.) — определение дидактических условий правового образования, разработка программы «Основы права» для старшеклассников общеобразовательных школ и необходимых учебно-методических материалов;

III этап — экспериментальный (1999;2001 гг.): проведение эксперимента, систематизация, апробация и оценка полученных данных. Оформление результатов диссертационного исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе муниципальных образовательных школ № 6, 41 г. Тулы, бизнес-лицея и Юридического колледжа РС МПА.

В отдельных видах экспериментальной работы принимали участие студенты старших курсов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Различными видами опытно-экспериментальной работы было охвачено более 700 учащихся, 15 учителей, руководство вышеуказанных учебных заведений, представители департамента образования администрации Тульской области и правоохранительных органов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— предложен новый подход к отбору содержания правового школьного образования, заключающийся в максимальном использовании учебного материала, касающегося в той или иной степени охраны правопорядка, профилактической направленности поведения школьников, повышения их активности в правоохранительной деятельности, формирования личностных качеств подростков для их дальнейшего социального становления;

— применен в процессе отбора содержания школьного образования личностно-деятельностный подход, который позволил выявить закономерность между набором учебных предметов и инвариантной структурой деятельностисделан вывод о необходимости введения в школьные программы самостоятельной учебной дисциплины «Основы права»;

— выявлены особенности и структура содержания правового образования для 9−11 классов общеобразовательных школ;

— обоснованы и определены понятия «правовая культура», «правовое воспитание», «правосознание», установлена их взаимосвязь с содержанием правового школьного образования.

Практическая значимость исследования заключается:

— в разработке на основе предложенных дидактических основ (факторов, принципов и критериев) и внедрении в ряде школ экспериментальной программы правового образования старшеклассников, которая может способствовать формированию у них твердых знаний основ государства и права, активной жизненной позиции в правоохранительной деятельности, способностей самостоятельного социального становления в дальнейшей жизни;

— в разработке необходимых учебно-методических материалов для преподавателей и школьников (пособий, тестов, рабочих тетрадей) — в возможности использования различными учебными заведениями материала проведенного исследования в процессе обучения школьников.

На защиту выносятся:

1. Дидактические основы (факторы, принципы и критерии) отбора содержания правового образования старшеклассников общеобразовательных школ;

2. Экспериментальная программа содержания правового образования старшеклассников, способствующая формированию у них правовой культуры;

3. Положение о положительном влиянии содержания правового школьного образования на состояние криминогенной ситуации в подростковой среде.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются опорой на методологию, теорию педагогики и психологии, качественный анализ экспериментальной работы и внедрение ее результатов в практику работы ряда школ Тульского региона, реализацией методических рекомендаций, их публика-цией и положительной оценкой учителями и школьниками, непосредственным участием автора в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования опубликованы в статьях, учебных пособиях и методических рекомендациях (1999;2001 гг.) и получили одобрение на заседании педагогического совета Юридического колледжа Российской секции международной полицейской ассоциации.

Предлагаемая экспериментальная программа правового образования для школьников 9−11 классов общеобразовательных школ была обсуждена и принципиально одобрена:

— на конференции «Российский патриотизм: истоки, содержание и проблемы современности» (17 марта 2000 г. — школа № 6 г. Тулы);

— на международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и учебный предмет» (26 — 28 сентября 2000 г. — ТГПУ им. Л.Н. Толстого) — на научно-теоретической конференции «Общество и право в новом тысячелетии» (4−5 октября 2000 г. — Тульский филиал Юридического института МВД РФ);

— на научно-практической конференции «Актуальные проблемы российского общества и пути их решения «(1 декабря 2000 г. — Юридический колледж РС МПА);

— на заседании методического объединения преподавателей юридических дисциплин средних специальных учебных заведений Тульской области (1 марта 2001 г. -Юридический колледж РС МПА);

— на международной научно-практической конференции «Милиция/полиция третьего тысячелетия» (15−16 мая 2001 г. — г. Смоленск).

Внедрение результатов исследования¦ Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы школ № 6, 41 г. Тулы, юридических классов школ городов Щекино, Новомосковска и Ефремова Тульской области, а также юридических классов филиалов Юридического колледжа РС МПА, расположенных в городах Петрозаводске (Карелия), Калуге и Смоленске.

Результаты исследования представлены в 7 публикациях.

Выводы по главе 2.

Экспериментальная работа позволила нам сделать следующие выводы:

1. Предлагаемая экспериментальная программа по дисциплине «Основы права», рассчитанная на школьников 9−11 классов общеобразовательной школы, оказала положительное влияние на качество правовых знаний старшеклассников и формирование их личностных качеств (законопослушности и активности в правоохранительной деятельности), что доказано сравнением показателей экспериментальных и контрольных классов;

2. Предложенные учебно-методические материалы по дисциплине «Основы права», рабочие тетради для школьников, контрольные тесты по всем темам повысят доступность правового материала и обеспечат высокое качество правовых знаний. 3. Статистически значимые различия в качестве правовых знаний учащихся экспериментальных и контрольных классов подтвердили наши предположения о влиянии правового образования на качественный уровень правовых знаний, правовое воспитание, а следовательно, и на уровень правовой культуры старшеклассников.

Заключение

.

Правовое образование, умело и вовремя начатое в школе, по нашему мнению, может не только сформировать необходимые основы правовых знаний у школьников, но и развить их личностные качества, активизировать жизненную позицию.

Сегодня же низкое качество правового образования школьников крайне отрицательно сказывается в целом на уровне правовой культуры молодежи, а также является важным фактором в криминализации ситуации в подростковой среде.

Выбор темы исследования объяснялся ее социальной значимостью и отсутствием единой государственной политики в области правового школьного образования. Все попытки решить эту проблему действенных результатов не принесли.

Актуальность проблемы правового образования объясняется тем, что одним из обязательных условий перехода к правовому государству является полноценное правовое образование граждан. Однако рекомендации Общероссийского конгресса по правовым вопросам о создании в школе целостной системы правового образования учащихся до сих пор не воплощены в жизнь.

Известно, что главной целью образования является всестороннее и гармоничное развитие личности. Так как теории структуры личности и структуры ее деятельности приобрели сегодня конкретные черты, появилась возможность для точного определения основных направлений содержания образования. Однако среди этих направлений правовое образование как самостоятельный элемент образования большинством теоретиков не выделяется, что, по нашему мнению, является упущением.

Важной особенностью современного понимания отбора и конструирования I содержания школьного образования является то, что оно должно учитывать не только социальные и исторические особенности, но и личностные, соответствующие многообразным возможностям человека. Поэтому в теоретическом обосновании отбора содержания образования ведущая роль отдается личностно-деятельностному подходу, позволяющему отчетливо проследить закономерную связь между набором учебных предметов и инвариантной структурой деятельности личности.

Содержание правового образования должно исходить из государственных задач по правовому воспитанию личности, способствовать формированию у школьников активной гражданской позиции, а также личностных интересов и особенностей.

Значение проведенной работы подтверждается ее важностью не только в плане теории обучения, но и с позиций воспитания учащихся, формирования у них научного мировоззрения, а также их социального становления.

Объектом исследования стал процесс правового образования учащихся 9−11 классов общеобразовательных школ.

Предметом исследования — содержание правового образования старшеклассников.

В процессе исследования были определены понятия «правовое воспитание», «правосознание», «правовая культура», установлена их непосредственная связь с содержанием правового образования. Рассмотрены понятия «правовой нигилизм» и «правовой идеализм», выделены формы их проявления в молодежной среде.

Правовое образование старшеклассников является важным элементом I формирования их правовой культуры. Только благодаря четкой организации правового образования школьников можно добиться конкретных результатов в их юридическом становлении в обществе, в их культурно-правовом развитии. Требования, предъявляемые обществом к молодежи, к правовому образованию школьников, поставили перед педагогической наукой актуальные задачи по определению дидактических основ отбора содержания правовых фактов и явлений, которые в наибольшей степени отвечают учебно-воспитательным задачам школы.

Исследования в области дидактики отбора содержания правового образования старшеклассников позволили в качестве дидактических основ отбора выделить:

— факторы (цель правового образования, практическую деятельность школьника и наличие самостоятельного учебного предмета «Основы права»);

— педагогико-правовые принципы (наряду с общепедагогическими принципами);

— критерии отбора содержания правового образования.

На основании предложенных факторов, принципов и критериев отбора была создана экспериментальная программа содержания правового школьного образования, которая, по нашему мнению, отвечает требованиям к качеству правовых знаний школьников, способствует формированию у них личностных качеств законопослушания и активности в правоохранительной деятельности, дальнейшему становлению в социопространстве.

В процессе опытно-экспериментальной работы проанализировано состояние I сформированности правовой культуры старшеклассников, определены структура и содержание экспериментальной программы правового образования старшеклассников, предложены технологии ее реализации, подведены итоги опытно-экспериментальной работы по внедрению программы в учебный процесс старших классов общеобразовательных школ.

Состояние криминогенной ситуации в подростковой среде в Тульском регионе, уровень правовых знаний школьников, их отношение к праву и психологические исследования делают вывод об острой необходимости улучшения правового образования школьников, особенно в старших классах. Подтверждается тот факт, что большинство подростков, совершивших преступления, не знали о последствиях своих поступков, формальном равенстве субъектов права перед законом и беспристрастном отношении к ним со стороны власти.

Это позволило сделать выводы о негативном влиянии отсутствия системы правового школьного образования на криминогенную ситуацию в подростковой среде и о крайне низком реальном уровне правовой культуры школьников.

На основе дидактических основ отбора содержания правового образования нами разработана экспериментальная программа правового образования старшеклассников (9−11 классы) общеобразовательных школ, состоящая из трех разделов:

1 раздел — «Основы теории государства и права» (9 класс);

2 раздел — «Ответственность несовершеннолетних по российскому законодательству» (10 класс);

3 раздел — «Основы отраслей права в Российской Федерации» (11 класс).

Для реализации идей экспериментальной программы предложены оптимальные формы и методы правового образования старшеклассников, дидактические средства, а также технологии обучения.

Опытно — экспериментальная работа подвела итоги исследования по определению теоретической и практической значимости внедрения программы правового образования для старшеклассников общеобразовательных школ.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о влиянии правового образования на качество знаний, их усвоение и для доказательства эффективности разработанного нами содержания правового школьного образования мы провели изучение уровня правового образования школьников экспериментальных и контрольных классов, а также опрос учителей, самих школьников и их родителей.

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование проблемы содержания правового школьного образования позволило сделать следующие выводы:

1. Современное содержание правового образования школьников нуждается в качественно новом обосновании и внедрении в практику новых подходов по его отбору;

2. Существующее правовое образование не дает школьникам необходимого по объему и содержанию правового материала, соответствующего требованиям обязательного минимума содержания обществоведческого образования- 3. Реальный уровень правовой культуры старшеклассников крайне низок, что проявляется в незнании ими основных нормативных актов, в пренебрежительном отношении к исполнению законов, попустительстве к совершаемым другими лицами правонарушениям. Это оказывает негативное влияние на состояние криминогенной ситуации в подростковой среде;

4. Современное состояние правового образования требует введения в школьные программы самостоятельной учебной дисциплины «Основы права» и выделения для ее изучения в 9, 10 и 11-м классах ежегодно по 36 часов;

5. Исследование позволило определить и обосновать конкретные дидактические основы (факторы, принципы и критерии) отбора содержания правового образования старшеклассников, которое оказывает положительное влияние на социальное становление и правовое воспитание старшеклассников;

6. На основе предложенных дидактических основ (факторов, принципов и критериев) отбора содержания правового образования создана экспериментальная программа правового образования старшеклассников (9−11 классы) общеобразовательных школ, определены оптимальные формы и методы обучения по этой программе, предложены технологии ее реализации;

7. Экспериментально доказано, что внедрение предлагаемой программы правового образования в некоторых школах г. Тулы и Тульского и ряда других регионов оказывает положительное влияние на качество правовых знаний школьников, повышает уровень усвоения материала, положительно влияет на процесс формирования активной жизненной позиции школьников в правоохранительной деятельности, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.

Так как проблема правового школьного образования сложна и многогранна, исследовать ее в одной работе практически невозможно. В нашем диссертационном исследовании акцент делался лишь на вопросах отбора содержания правового образования старшеклассников общеобразовательных школ. Таким образом, необходима дальнейшая научно-техническая разработка проблемы правового образования молодежи и повышения уровня ее правовой культуры.

Основные положения исследования нашли отражение в следующих публикациях:

Правовая неграмотность как фактор роста подростковой преступности// Человек в социальном мире.- 2000;№.3. С. 29−32. I.

Теория государства и права в схемах и определениях (с дополнениями и изменениями).- Тула, 2000, — 82 с.

Правовой нигилизм и правовой идеализм в молодежной среде. //Человек в социальном мире. — 2000.-№ 4. С. 44−48.

О необходимости и сущности реформирования содержания правового обучения в школе //Педагогика как наука и как учебный предмет — Тезисы докладов международной научно-практической конференции. 26−28.09. 2000 г. — Тула, 2000. С. 173−177.

Психолого-педагогические аспекты формирования правосознания подростков /Милиция-полиция третьего тысячелетия: Материалы международной научно-практической конференции. 15−16.05. 2000 г. — Смоленск, 2001.-С. 31−35.

Кратко об истории правового школьного образования в России //Человек в социальном мире. — 2001.-№ 5. С. 71−72. I.

Принципы отбора содержания правового школьного образования// Человек в социальном мире. — 2001. Приложение. — С.91−97.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ' Алимова, Л. В. Юристом можешь и не быть. Воспитание гражданственности и нравственно-правовой культуры молодежи в библиотеке /Л.В. Алимова// Метод.- библиогр. консультация. — М., 1996.-33с.
  2. , В.К. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие /В.К. Бабаев, В. М. Баринов, В. А. Толстик. М., 1998.
  3. , В.А. Правовое воспитание учащихся /В.А. Балюк. Новосибирск, 1986.
  4. , П.П. Проблемы теории правосознания и правовой культуры /П.П. Баранов. Ростов-на-Дону: РЮИ МВД РФ, 1999.
  5. , П.А. Основные измерители уровня обществоведческой подготовки учащихся /П, А, Баранов /Юбществознание в школе. 1998. — № 2.
  6. , Е.Г. и др. Система правового образования в школе /Е.Г. Бахриновская и др. С-Пб., 1995.
  7. , Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Университетская книга /Э. Берн. ACT, М., 1996.
  8. Ю.Беспалько, В. П. Теория учебника: дидактический аспект/В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1988 .
  9. , Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию /Л.Н. Боголюбов. М.: Дрофа, 2000.
  10. , H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения /H.H. Богомолова. М., 1991.
  11. , H.H. Педагогика/Н.И. Болдырев. М.: Просвещение, 1968.
  12. , А.Б. Теория государства и права /А.Б. Венгеров. М., 1998.
  13. , H.H. Правосознание и правовая культура /H.H. Вопленко.-Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2000.
  14. , Л.С. Психология искусства/Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1987.
  15. , М.Л. Правосознание подростков/М.Л. Гайнер. М.: Магистр, 1998.
  16. , A.A. Феномен правосознания подростка /A.A. Глисков, М. Г. Садовский //Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. — № 1.
  17. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001−2005 годы» //Российская газета.-2001. 12 марта.
  18. , Н.Л. Правосознание и правовая культура /Н.Л. Гранат // Юрист. -' 1998.- № 11−12, — С.2−8.
  19. , C.B. Воспитание правовой культуры у несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук /C.B. Григорьева. -С-П6., 1999.
  20. , П.П. Основы Советского государства и права: Учебник для 8 класса /П.П. Гуреев, Г. П. Давыдов, Э. Б. Мельникова. М.: Просвещение, 1987.
  21. , В.В. Культура, образование, мышление /В.В. Давыдов, В. П. Зинченко //Перспективы./Вопросы образования. 1992.- № 1,2.
  22. , В.В. Концепция общей структуры содержания образования /В.В. Давыдов //Советская педагогика. 1990. — № 1.
  23. , Г. П. Постижение вершин профессионализма /Г.П. Давыдов// Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России на рубеже нового тысячелетия: Тез. докл. М., 2000. — С.8 -13.
  24. , В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986.
  25. , В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 542 с.
  26. , Г. П. Изучение вопросов государства и права в курсе «Обществоведение»: Метод. Пособие /Г.П. Давыдов, Г. С. Карев. М.: Просвещение, 1972.
  27. , Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. д-ра пед. наук/Г.П. Давыдова. М.: 1984.
  28. , Г. П. Правовое воспитание в системе работы школы /Г.П. Давыдов, В. М. Обухов. М.: Педагогика, 1976.
  29. , Г. П. Формирование правосознания и поведения учащихся /Г.П. Давыдов // Теоретические основы отбора правовых фактов и явлений для формирования правосознания и поведения учащихся: Сб. науч. трудов. -М., 1981.
  30. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики, /Под ред. Данилова М. А., Скаткина М. Н. М.: Просвещение, 1975.
  31. , А. Избранные педагогические сочинения /А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956.
  32. , Э.Д. Четвертая школьная реформа в России /Э.Д. Днепров. М.: Интерпранс, 1999.
  33. , А.И. Знать и исполнять закон /А.И. Долгова. М: Юрид. лит., 1987 -224 с.
  34. , А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних /А.И. Долгова. М., 1977.
  35. , А.И. Правосознание молодежи и учет его особенностей в процессе правового воспитания /А.И. Долгова. М., 1976.
  36. , С.А. Правовая культура личности: социально-философский анализ: Автореф. дис.. канд. филос. наук /С.Ж. Желанова. Саратов: Г ос. ун-т, 1995.-18с.
  37. , И.К. Дидактические основы построения учебного предмета общеобразовательной школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1990.
  38. Закон РФ «Об образовании» //Учительская газета. 1992.- 8 августа.
  39. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников /Л.Я. Зорина. М.: Педагогика, 1978.
  40. , Д.Д. Школьный учебник. М., Педагогика, 1983.
  41. , Т.А. Научно-техническая революция и всестороннее развитие личности /Г.А. Ильина // Советская педагогика. 1971. — № 12.
  42. , И.А. О сущности правосознания /И.А. Ильин. М., 1993. I
  43. , В.И. Правосознание как элемент правовой культуры /В.И. Каминская, А. Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. — С.
  44. I. (Ed.) Changing the Curriculum. L., 1968. — P. 8.
  45. , H.M. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы /ИМ. Кейзеров. М., 1983. — С. 113.
  46. , А.Т. Проблемы учебника обществознания /А.Т. Кинкулькин// Обществознание в школе. 1999. № 1.
  47. , A.B. Теория государства и права: Рабочая тетрадь A.B. Клименко, В. В. Румынина. М., 2000.
  48. Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» /Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М., 1998.
  49. , Г. М., Педагогический словарь. /Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. Академия, 2000, С. 175.
  50. , О.Ю. Социально-педагогическая диагностика и развитие мотивационной сферы подростков с аддиктивным поведением. Автореф. дис.. канд.пед. наук /О.Ю. Кондратьев. Владимир, 1999.
  51. , Н.М. Лекции по общей теории права /Н.М. Коркунов. СПб., 1909. -С.7.
  52. , Л.М. Правовое воспитание и социальная активность населения /Л.М. Корниенко. Киев, 1979.
  53. , В.В. Теоретические основы содержания общего среднего, образования. /В.В. Краевский, И. Я. Лернер. -М., 1983.
  54. , В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. /В.В. Краевский //Перемены. 2001. — № 2.
  55. , Н.К. Педагогические сочинения/Н.К. Крупская. М., 1954. — T. III-IV.
  56. , Г. А. Нравственно-правовое воспитание подростков /Г.А. Кузнецов. -Саратов, 1989.
  57. Леднев, B.C. Некоторые пути совершенствования общего среднего
  58. , B.C. Проблемы структуры содержания общего среднего образования: I Автореф. дис.. д-ра пед. наук /B.C. Леднев. М., 1979.
  59. , B.C. Некоторые пути совершенствования общего среднего образования /B.C. Леднев, И. С. Матрусов: Сборник научных трудов НИИ СиМО АПН СССР. М., 1974.
  60. , B.C. Содержание образования. Проблемы структуры /B.C. Леднев. -М.: Просвещение, 1989.
  61. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы t /В.С.Леднев. М.: Высшая школа, 1991.
  62. , О.Э. Три концкпции права. /О.Э. Лейств //Государство и право. 1991. — № 2.бб.Лернер, И. Я. Базовое содержание общего образования /И.Я. Лернер //Советская педагогика. 1991. -№ 11.
  63. , И.Я. Каким должно быть базовое содержание общего образования. Дидактическая концепция /И.Я. Лернер //Педагогический вестник. -1992.-№ 5.
  64. , И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в, учебнике /И.Я. Лернер //Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение.1978.- № 6.
  65. , Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода /Б.Т. Лихачев// Педагогика. 1994. — № 2.
  66. , Б.Т. К вопросу о формировании содержания среднего общего образования /Б.Т. Лихачев //Советская педагогика. 1982. — № 10.
  67. , Б.Т. Основные категории педагогики /Б.Т. Лихачев //Педагогика. -1999. № 1. — С.10 — 19.
  68. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособ. для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК /Б.Т. Лихачев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Прометей, 1998.-464 с.
  69. , А.Е. Психопатия и акцентуации у подростков.
  70. , Л.И. Право и подросток: Социальные, психологические, педагогические аспекты /Л.И. Маленкова. М., 1996.
  71. , А.К. Стратегия формирования мотивации учения /А.К. Марков// Перспектива. /Вопросы образования. -1991.-3.
  72. , Л.В. Пути повышения эффективности реализации дидактических ' принципов в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук /Л.В.1. Михалева. М., 1997.
  73. Молодежь и наука: проблемы и перспективы: 2-я обл. конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция «правоведение». Томск, 1998.
  74. , Т.Д. Теория и практика предупреждения и преодоления дезадаптации подростков: Автореф. дис.. д-ра пед. наук /Т.Д. Молодцова. -Ростов-на-Дону, 1998.
  75. , В.М. Тенденция развития содержания общего среднего образования /В.М. Монахов //Советская педагогика. 1990. — № 2.
  76. , В.М. Дифференциация обучения в средней школе / В. М. Монахов, В. М. Орлов, В. В. Фирсов //Советская педагогика. 1990. — № 8.
  77. , В.О. Азбука гражданина. Учебник для основной школы /В.О. Мушинский. М.: Международные отношения. «Центр гуманитарного образования», 1996.
  78. , Б.К. Дидактические условия конструирования учебного материала в процессе изучения системы теоретических знаний: Автореф.дис.. канд.пед. наук /Б.К. Неворотов. Омск, 1996.
  79. , А.Ф. Граждановедение (Мораль и право). 8 класс: Учебное пособие /А.Ф. Никитин. М.: Изд-во «АСТ-ЛТД», 1997.
  80. , А.Ф. Граждановедение. Пособие для учащихся 5−9 классов, их родителей и учителей /А.Ф. Никитин, Я. В. Соколов. М.: Общество «Знание «РСФСР, 1991.
  81. , А.Ф. О политико-правовой социализации учащихся /А.Ф. Никитин // Обществознание в школе. 1999.- № 3.
  82. , А.Ф. Политика и право /А.Ф. Никитин. М.: Просвещение, 1995.
  83. , А.Ф. Программа факультативного курса «Права человека» /А.Ф. Никитин //Преподавание истории в школе. 1992. — № 3−4.
  84. , А.Ф. Что такое правовая культура? /А.Ф. Никитин. М.: Просвещение, 1988.
  85. , А.Ф. Школьникам о праве. 9 класс общеобразовательной школы /А.Ф.I
  86. , Н.Г. Суворов. М.: Просвещение, 1993.
  87. , П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания /П.И. Новгородцев. М.: Наука, 1996.-268 с.
  88. Обзор состояния правосознания населения в РФ. Состояние правосознания населения и учащихся. Общие замечания/Юсновы государства и права. 1997. № 5. — С.43−46.
  89. Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних.// Материалы межведомственной научно-практической конференции. М.: Академия Управления МВД России, 1999.-192с.
  90. Педагогика /Под ред. С. П. Баранова и В. А. Сластенина. М.: «Просвещение». -1986.
  91. Педагогика: Учебник для пед. институтов/Под ред. Г. Ф. Морозовой. М., 1956. С. 138.
  92. Педагогика школы/Под. ред. И. Т. Огородникова. М.:"Просвещение», 1978.
  93. Педагогика школы/Под. ред. Г. И. Щукиной. М.: «Просвещение», 1977.
  94. Педагогика /Под ред. П. И. Педкасистого. М.: Пед. общ-во России. — 1998. -639с.
  95. , Л.М. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук /Л.М. Перминова. -М., 1995.
  96. , В.Г. Теория и практика формирования правового сознания, студентов /В.Г. Подзолков. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1999.
  97. , В.Г. Формирование правосознания старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук/В.Г. Подзолков. М. — 1987. 17с.
  98. ЮЗ.Подласый, И. П. Педагогика /И.П. Подласый. М.: «Просвещение», 1996.
  99. , К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста /К.Н. Полинованова. //Вопросы психологии. — 1996. — № 1.
  100. Программы общепрофессиональных юридических дисциплин: В 3 ч. М.: Юрид. колледж МГУ, 1995.
  101. , В.Г. Содержание образования: педагогический аспект. /В.Г Разумовский //Советская педагогика. 1989. — № 8.
  102. Российский педагогический словарь: В 2 т. М., Большая Российская энциклопедия, 1999.
  103. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В. В. Давыдов. М. Большая Российская энциклопедия, 1999. -Т.2. «672 с.
  104. , В.П. Правовая культура /В.П. Сальников //Общая теория права: Курс лекций /Под. общ. ред. проф. В. К. Бабаева. Н.Новгород. -1993. — С. 502−503.
  105. ИО.Семитко, А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс/А.П. Семитко. Свердловск. 1990. — С. 50−51.
  106. , А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс /А.П. Семитко. Екатеринбург, 1996.
  107. , В.В. Личностно ориентированное образование /В.В. Сериков//, Педагогика. 1994. — № 5.
  108. ИЗ.Синюкова, Т. В. Правосознание и правовое воспитание /Т.В. Синюкова// Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. Саратов, 1995.
  109. , В.А. Педагогика /В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев. М., 1997.
  110. , Я.В. Права человека: Пособие по курсу Траждановедение» для учащихся, их родителей и учителей /Я.В. Соколов. М., 1993.
  111. , Я.В. Траждановедение. 8−9 классы средней школы /Я.В. Соколов, • В. В. Берман, Е. С. Корольков и др. //Программа для общеобразовательныхзаведений. М.: Просвещение, 1995.
  112. , Я.В. Траждановедение. Этап становления /Я.В. Соколов // Преподавание истории в школе. -1999.- № 3.
  113. , Я.В. Программа курса-модуля «Ответственность за правонарушения». Методика преподавания курса-модуля «Ответственность заправонарушения» /Я.В. Соколов, Е. С. Римар, В. В. Берман, A.C. Прутченков. -t М., 1995.-95с.
  114. , М.Н. Система образования и молодежная преступность / М.Н. Стурова// Педагогика. 1998.- № 6.- С.3−10.
  115. , Н.Г. Школьникам о правах человека /Н.Г. Суворова // Преподавание истории в школе. 1990. — № 3.
  116. , Е.В. Правовое воспитание. Методология и методика /Е.В. Татаринцева. М.: Высшая школа, 1990. — 175 с.
  117. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под. ред. В.В. ¦ Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989.
  118. Теория государства и права /Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. Саратов, 1995.
  119. Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998.
  120. Теория государства и права /Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. -М.: Норма-Инфа, 2000.
  121. Типовое положение образовательных учреждений. //Вестник образования МО РФ, 1994.-№ 12.
  122. Учебно-тематический план и программа проблемного семинара «Формирование правосознания у старшеклассников». Ленинград: АПН СССР, 1990.-18 с.
  123. , К.Д. Избранные педагогические произведения /К.Д. Ушинский. -М.: Просвещение, 1968.
  124. , Г. Н. Воспитание личности школьника/Г.Н. Филонов. М., 1985.
  125. , Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденция развития /Г.Н. Филонов//Педагогика. 1999.- № 8.- С.45−51.
  126. , В.В. Базисный уровень образования /В.В. Фирсов //Веч. средняя школа. 1994.- № 3.
  127. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во «Ось-89», 1996.
  128. , А.Ф. Теория государства и права/А.Ф. Черданцев. М.: Юрайт, 1999 .
  129. , М.И. Политика и право. Рабочая тетрадь /М.И. Шилобод. М.: Дрофа, 2000.
  130. , C.B. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: Автореф. дис.. канд.пед.наук /C.B. Широ. -Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т 2000. 18 с.
  131. , М.А. Методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие /М.А. Шкробова. Омск: Омский гос. пед. ун-т, 1997.
  132. , О. Закат Европы /О. Шпенглер. Новосибирск: Наука, 1993.115.
  133. , Н.В. Правовая установка и социальная активность личности /Н.В. Щербакова. М., 1996.
  134. , Н.И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Авторер. дис.. канд. пед. наук /Н.И. Элиасберг. СП-б., 1998.
  135. , Э. Детство и общество /Э. Эриксон. С-Пб., 1996.
Заполнить форму текущей работой