Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Итоговые занятия по физике в основной школе в системе предпрофильной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на: международных научно-практических и научно-методических конференциях «Физика в системе современного образования (ФССО)» (Санкт-Петербург, 2003) — «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты» (Чита, 2003) — «Проблемы истории физико-математических наук» (Тамбов, 2004) — всероссийских научных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Предпрофильная подготовка учащихся по физике на современном этапе развития школы
    • 1. 1. Профильное обучение и предпрофильная подготовка в 18 современной школе
    • 1. 2. Выделение итоговых занятий по физике как особого типа 31 современного урока в условиях предпрофильной подготовки
    • 1. 3. Использование теории и практики современного школьного 51 физического образования для организации предпрофильной подготовки на итоговых занятиях по физике
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Теоретические основы разработки методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе в условиях предпрофильной подготовки
    • 2. 1. Психолого-педагогические основы разработки методики 73 проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки
    • 2. 2. Модель методики проведения итоговых занятий по физике в 96 основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Методика проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки
    • 3. 1. Основы методики проведения итоговых занятий по физике в 111 основной школе
    • 3. 2. Реализация методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Педагогический эксперимент
    • 4. 1. Организация педагогического эксперимента
    • 4. 2. Результаты педагогического эксперимента

Итоговые занятия по физике в основной школе в системе предпрофильной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Концепции модернизации российского образования выделяется как приоритетное направление профилизация средней (полной) школы. В связи с этим одной из важнейших задач основной школы на современном этапе становится подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.

Курс физики основной школы на современном этапе развития школы — завершенный курс, включающий сведения из всех разделов физики, обеспечивающий учащихся системой знаний и умений. Он является основой для дальнейшего обучения учащихся в средней (полной) школе.

Система предпрофильной подготовки в традиционном понимании, осуществляемая через курсы по выбору, информационную работу с учащимися, родителями и профильную ориентацию учащихся не позволяет в полной мере использовать возможности учебных предметов, в том числе и физики. Это предопределяет значимость и необходимость поиска новых элементов системы предпрофильной подготовки, которые бы имели отношение к учебному предмету «физика».

Проведенный в процессе диссертационного исследования анализ учебно-методической, учебной литературы, диссертационных работ, а также результаты констатирующего эксперимента показали, что проблема использования возможностей учебного предмета «физика» в системе предпрофильной подготовки в достаточной степени не разрабатывается, что говорит об актуальности темы исследования.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о существовании противоречий:

• между необходимостью осуществления предпрофильной подготовки учащихся на учебных занятиях по предмету и существующей организацией предпрофильной подготовки только посредством элективных курсов, информационной работы и профильной ориентации;

• между значимостью и необходимостью осуществления целенаправленной подготовки учащихся основной школы к выбору профиля и к обучению в средней (полной) школе и недостаточной разработанностью теоретических основ и методики осуществления такой подготовки средствами учебного предмета «физика».

Существование названных противоречий подтверждает актуальность исследования, проблемой которого является поиск ответа на вопрос:

Каким образом можно обеспечить предпрофильную подготовку учащихся основной школы, используя возможности учебного предмета «физика»?

Идея исследования может быть сформулирована следующим образом: целесообразно выделить в системе предпрофильной подготовки учащихся новый элемент — особый тип итоговых занятий по физике, которые будут способствовать подготовке учащихся к выбору профиля обучения и к обучению в средней (полной) школе.

Объект исследования — предпрофильная подготовка учащихся основной школы в процессе обучения физике.

Предмет исследования — предпрофильная подготовка учащихся на итоговых занятиях по физике в основной школе, рассматриваемых как элемент системы предпрофильной подготовки.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки.

Анализ научной, учебно-методической, учебной литературы и нормативных документов, результаты констатирующего эксперимента позволили сформулировать гипотезу исследования.

Если в системе предпрофильной подготовки учащихся основной школы выделить новый элемент — особый тип итоговых занятий по физике и разработать методику проведения этих занятий, то это обеспечит:

1) повышение уровня сформированности у учащихся общеучебных умений, возрастание в структуре мотивации учащихся роли познавательных мотивов и мотивов сотрудничества и тем самым будет способствовать выбору учащимися такой образовательной траектории, как обучение в средней (полной) школе с возможным последующим обучением в вузе;

2) повышение уровня усвоения учащимися знаний по физике, положительную динамику в понимании учащимися значимости учебного предмета «физика», в познавательной активности учащихся и тем самым будет способствовать осознанному выбору значительной группой учащихся профиля обучения, связанного с физикой.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа научной, учебно-методической и учебной литературы выявить возможности учебного предмета «физика» в предпрофильной подготовке учащихся основной школы и обосновать целесообразность осуществления предпрофильной подготовки на итоговых занятиях по физике в основной школе.

3. Выявить возможности использования теории и практики современного школьного физического образования для организации предпрофильной подготовки на итоговых занятиях по физике в основной школе.

4. Определить теоретические основы разработки методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

5. Построить модель методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки.

6. Разработать методику проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента предпрофильной подготовки учащихся.

7. Экспериментально проверить эффективность предложенной методики.

Методологическую основу исследования составляют идеи современной парадигмы образования (фундаментализация, единство и целостность образования, личностно ориентированное образование).

Теоретическую основу исследования составляют:

— работы в области исследования деятельности (JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.);

— работы в области исследования мотивации человека (В.А. Асеев, Л. И. Божович, А. К. Маркова, X. Хекхаузен, А. Т. Цветкова и др.);

— работы в области исследования педагогической интеграции (М.Н. Бе-рулава, А .Я. Данилюк и др.) — работы в области исследования ассоциативной теории умственной деятельности (Ю.А. Самарин и др.);

— работы в области исследования теории содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);

— работы в области личностного подхода в образовании (В.В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

— работы в области исследования системного подхода (А.Н. Аверьянов, З. А. Решетова, В. Н. Садовский и др.);

— результаты теоретических исследований в области теории и методики обучения физике (Л.А. Бордонская, Н. Е. Важеевская, Д. А. Исаев, С.Е. Каме-нецкий, Н. С. Пурышева, A.B. Усова, Н. В. Шаронова и др.);

— работы в области теории и методики отражения науки физики как элемента культуры в современном физическом образовании (Л.А. Бордонская, В. И. Данильчук и др.);

— результаты теоретических исследований в области форм организации учебного процесса (Л.И.Ерунова, Ю. Б. Зотов, Г. Д. Кириллова, М. И. Махмутов и др.) — результаты исследований в области подготовки будущего учителя физики (Л.А. Бордонская, Н. С. Пурышева, Н. В. Шаронова и др.);

— результаты диссертационных исследований по проблемам обобщения и систематизации знаний учащихся по физике, организационных форм обучения физике в школе (И.И. Аникин, В. А. Гидронович, Н. К. Гладышева, М. Д. Даммер, H.H. Дидович, И. С. Карасова, JL С. Хижнякова, Л. Ф. Шакурова и др).

В процессе работы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ (изучение и анализ научной литературы и учебно-нормативных документов, их сравнение и сопоставление) — моделирование при построении методики организации итоговых занятий по физике в основной школепраксиметрический метод (анализ продуктов учебной и учебно-методической деятельности) — педагогический эксперимент с соответствующими измерениями, качественным и количественным анализом его результатов.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2000;2002гг.) осуществлялось накопление эмпирического материала. Проводился анализ диссертационных исследований по изучаемой проблеме, а также сравнительный анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативных документов с целью определения возможностей поиска новых элементов системы предпрофильной подготовки. Определялся тип занятий по физике в основной школе, обеспечивающих предпрофильную подготовку учащихся.

На втором этапе (2001;2003 гг.) производились систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала по теме исследования. Определялись основные идеи, принципы построения модели методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовкинаполнялись конкретным содержанием элементы моделианализировались различные методы, средства, формы обучения, обозначались направления организации деятельности учащихся и учителя на всех этапах проведения итоговых занятий. Разрабатывалась методика проведения итоговых занятий по физике в основной школе, велась опытная апробация основных положений исследования.

На третьем этапе (2002;2005 гг.) выбирались методы диагностики предложенного варианта модели методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки, проводилось корректировка разработанных теоретических положений, их экспериментальная проверка в практике работы школ г. Читы и были получены данные об эффективности предложенного варианта методики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: -выявлены возможности учебного предмета «физика» в предпрофильной подготовке учащихся основной школы, а именно обоснована целесообразность осуществления предпрофильной подготовки на итоговых занятиях по физике в основной школе;

— определены теоретические основы и создана модель методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки, которая отражает содержательно-процессуальный, организационно-методический и организационно-процессуальный аспекты проведения итоговых занятий;

— разработана методика проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки, включающая цели и задачи итоговых занятий, содержание, формы, методы и средства обучения, результат обучения и диагностику результатов обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теории и методики обучения физике в основной школе, а именно в результате исследования:

— уточнено понятие предпрофильной подготовки учащихся;

— расширено представление о типах итоговых занятий по физике в основной школе, введено понятие «итоговые занятия по физике в основной школе как элемент системы предпрофильной подготовки»;

— установлено, что психолого-педагогическими основами разработки методики проведения итоговых занятий по физике в системе предпрофильной подготовки могут являться общепсихологическая теория деятельностиассоциативная теория умственной деятельноститеория мотивации учебной деятельноститеория интеграции содержания образования и др.;

— определены источники обучения физике на итоговых занятиях (содержание курса физики основной школы, содержание предпрофильной подготовки, требования к выпускнику основной школы) — факторы, влияющие на конструирование процесса обучения физике на итоговых занятиях (возрастание роли основной школы на современном этапе развития школы, необходимость осуществления предпрофильной подготовки с использованием возможностей учебного предмета, возрастные особенности учащихся) — подходы (личностный, системный, деятельностный) и принципы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса на итоговых занятиях (отбора, представления и структурирования содержания, ориентации на личность учащегося, взаимодействия участников образовательного процесса);

— разработана модель методики проведения итоговых занятий по физике в * основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки, которая представлена на аспектном уровне (содержательно-процессуальный, * организационно-методический и организационно-процессуальный аспекты) и на уровне методической системы.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— предложен и апробирован вариант методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки, а именно разработано учебно-методическое обеспечение итоговых занятий по курсу физики 8 и 9 класса (тематическое планирование с учетом итоговых занятий, сценарии итоговых занятий различных видов, примеры заданий для учащихся по темам итоговых занятий, методические рекомендации учителям по проведению итоговых занятий) — созданы дидактические материалы к итоговым занятиям по физике в основной школе, предназначенные для учащихся, учителей физики;

— конкретизированы основные направления подготовки будущих учителей физики к проведению итоговых занятий по физике в основной школе. Разработаны учебно-методические материалы для проведения семинарского занятия в курсе «Теория и методика обучения физике» на тему «Организация и проведение итоговых занятий по физике в основной школе».

Внедрение предложенной методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки положительно влияет на подготовку учащихся к выбору профиля обучения и к обучению в средней (полной) школе.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментального преподавания на базе Многопрофильного лицея ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, Областного Многопрофильного лицея № 1, средних школ №№ 9,26,47,48 г. Читы. В эксперименте приняло участие более 250 учащихся.

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на: международных научно-практических и научно-методических конференциях «Физика в системе современного образования (ФССО)» (Санкт-Петербург, 2003) — «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты» (Чита, 2003) — «Проблемы истории физико-математических наук» (Тамбов, 2004) — всероссийских научных конференциях «Качество педагогического образования: молодой учитель» (Тула, 2003) — «Обучение физике в школе и вузе в условиях модернизации системы образования» (Нижний Новгород, 2004) — «Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз» (Москва, 2005) — на XXXIV зональной конференции педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока «Методологические аспекты в профессиональной подготовке учителя физики» (Нижний Тагил, 2001) — межрегиональных, региональных, межвузовских и внутривузов-ских конференциях «Культура и образование: традиции и инновации» (Чита, 2002) — «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2003) — «Новые технологии в обучении физике и математике» (Благовещенск, 2003), а также на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры физики, теории и методики обучения физике ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского.

Работа выполнялась на кафедре физики, теории и методики обучения физике ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского в 2000;2005 гг.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Предпрофильную подготовку учащихся основной школы с использованием возможностей учебного предмета «физика» целесообразно осуществлять на специально организуемых итоговых занятиях по физике, рассматриваемых как элемент системы предпрофильной подготовки.

2. Итоговые занятия по физике в основной школе, позволяющие обеспечить предпрофильную подготовку учащихся должны представлять собой систему занятий:

— целью таких занятий может явиться осуществление предпрофильной подготовки учащихся (подготовка учащихся к выбору профиля обучения и к обучению в средней (полной) школе);

— в содержание итоговых занятий по физике в основной школе в рамках предпрофильной подготовки следует включить вопросы интегративного характера;

— в систему должны войти итоговые занятия по физике в основной школе различные по содержанию (занятия научно-предметного, естественнонаучного, физико-технического, исторического, экологического, общекультурного, комбинированного характера), по формам проведения (занятие в форме пресс-конференции, ролевой игры, семинара, занятие с применением технологии проектной деятельности и др.), по взаимодействию участников образовательного процесса (занятие с ведущей деятельностью учителя, учащихся и др.), по месту в образовательном процессе и широте охвата изученного материала (занятия после темы, раздела, курса физики в целом);

— диагностика результата предпрофильной подготовки на итоговых занятиях по физике в основной школе должна осуществляться с помощью использования метода поэлементного анализа заданий, включенных в тесты открытого типа, контрольные работы для учащихся, праксиметрического метода (анализа продуктов учебной деятельности учащихся) и учета личностных достижений учащихся посредством портфолио.

3. Итоговые занятия по физике в основной школе как элемент системы предпрофильной подготовки расширяют, углубляют, обобщают и систематизируют физические знания учащихсяразвивают общеучебные умения учащихсяспособствуют положительной динамике в понимании учащимися значимости учебного предмета «физика», в познавательной активности учащихсявозрастанию в структуре мотивации учащихся роли познавательных мотивов и мотивов сотрудничестваосознанному выбору учащимися профиля обучения, связанного с физикой.

Основное содержание диссертации Во введении обосновывается актуальность, формулируется объект исследования, его предмет, цель, гипотеза и задачи. Раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов работы, об имеющихся публикациях.

В первой главе «Предпрофильная подготовка учащихся по физике на современном этапе развития школы» на основе анализа философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы обосновывается возможность и необходимость использования учебного предмета в системе предпрофильной подготовки, в частности учебного предмета «физика». На основе анализа результатов исследований, посвященных проблеме организации предпрофильной подготовки учащихся, уточнено понятие «предпрофильная подготовка учащихся».

Введено понятие «итоговые занятия по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки». Показано, что итоговые занятия являются одним из типов современного урока физики в соответствии с классификацией уроков по дидактической цели.

Проведен анализ проблемы использования учебного предмета «физика» в предпрофильной подготовке, результаты которого свидетельствуют о недостаточности разработки указанной проблемы в теории и практике современного школьного физического образования и необходимости специальной работы по выделению новых элементов в системе предпрофильной подготовки, широко и полно использующих возможности учебного предмета «физика». Показано, что в современных исследованиях проблема, связанная с выделением в образовательном процессе основной школы итоговых занятий по физике как элемента системы предпрофильной подготовки, с разработкой методики их проведения исследователями не ставилась, что говорит об актуальности темы исследования.

Во второй главе «Теоретические основы разработки методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе в условиях предпрофильной подготовки» представлено теоретическое обоснование проблемы выделения итоговых занятий по физике в образовательном процессе основной школы как элемента системы предпрофильной подготовки.

На основе анализа психолого-педагогической, научно-методической литературы определены психолого-педагогические основы разработки методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки.

Здесь же приведено описание модели методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки, которая представлена на аспектном уровне (содержательно-процессуальный, организационно-методический и организационно-процессуальный аспекты) и на уровне методической системы.

Третья глава «Методика проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки» посвящена описанию методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки.

В главе сформулированы и раскрыты ведущие идеи методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовкиосновные положения методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовкиописана организация итоговых занятий по физике в основной школе на примере одного из вариантов системы итоговых занятий.

В четвертой главе «Педагогический эксперимент» приведено описание организации, содержания и результатов констатирующего, поискового и обучающего этапов экспериментальной работы.

В Заключении сформулированы выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

В Приложениях приведены сценарии итоговых занятий по физике разных видов, экспериментальные материалы.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Бордонская Л. А., Проклова В. Ю. Заключительные занятия по физике в основной школе как средство обобщения знаний учащихся//Физика в системе современного образования (ФССО-ОЗ): Труды седьмой международной конференции. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — Т.З.-С. 16−18.

2. Проклова В. Ю. Интеграция учебных предметов на уровне содержания материала как основа для разработки обобщающих заключительных занятий по физике// Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты: Материалы международной научно-практической конференции «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты». Часть 2. -Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. — С. 138−142.

3. Проклова В. Ю. Обобщающие заключительные занятия по физике в основной школе как средство предпрофильной подготовки учащихся// Обучение физике в школе и вузе в условиях модернизации системы образования:

Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2004. — С. 116−118.

4. Проклова В. Ю. Подготовка учителя физики к организации и проведению обобщающих заключительных занятий в основной школе// Качество педагогического образования: молодой учитель: Материалы IV Всероссийской конференции: В 3-х т. — Тула: Изд-во тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2003.-Т.З.- С. 115−117.

5. Проклова В. Ю. Формирование и развитие мотивации учащихся как одна из задач обучения физике// Культура и образование: традиции и инновации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Часть И. — Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2002. — С. 87−89.

6. Проклова В. Ю. Формирование мотивации учащихся в процессе обучения физике// Методологические аспекты в профессиональной подготовке учителя физики: Материалы XXXIV зональной конференции педвузов Урала, Сибири и дальнего Востока. — Нижний Тагил, 2001. — С. 116−117.

7. Проклова В. Ю. Обобщающие занятия при обучении физике// Новые технологии в обучении физике и математике: Материалы конференции, посвященной памяти чл.-корр. РАЕН, проф., д. п. н. А. А. Пинского. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. — С. 60−62.

8. Бордонская Л. А., Проклова В. Ю. Обобщающие заключительные занятия по физике исторического характер в основной школе//Проблемы истории физико-математических наук: Сборник тезисов VI Международной конференции. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. — С. 56−57.

9. Проклова В. Ю. Самостоятельная работа студентов в курсе «Теория и методика обучения физике» (на примере практического занятия «Организация и проведение обобщающих уроков по физике»)// Методика вузовского преподавания: Тезисы VI межвузовской научно-практической конференции. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. — С. 252−254.

10. Проклова В. Ю. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы через итоговые занятия по физике// Новые технологии в преподавании физики: Сборник аннотаций научно-методической конференции (НФТП-1У). — М.: МПГУ, 2005. — С. 28−29.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (184 наименования) и 8 приложений. Диссертация содержит 181 страницу основного текста, 26 таблиц, 27 схем, 8 диаграмм. Общий объем составляет 266 страниц.

Выводы по главе 3.

Решение задач, поставленных перед этапом исследования, описанным в третьей главе, позволило сделать следующие выводы.

1. Основные положения методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки формулируется следующим образом:

— целью таких занятий может явиться осуществление предпрофильной подготовки учащихся (подготовка учащихся к выбору профиля обучения и к обучению в средней (полной) школе);

— в содержание итоговых занятий по физике в основной школе в рамках предпрофильной подготовки следует включить вопросы интегративного характера;

— в систему должны войти итоговые занятия по физике в основной школе различные по содержанию (занятия научно-предметного, естественнонаучного, физико-технического, исторического, экологического, общекультурного, комбинированного характера), по формам проведения (занятие в форме пресс-конференции, ролевой игры, семинара, занятие с применением технологии проектной деятельности и др.), по взаимодействию участников образовательного процесса (занятие с ведущей деятельностью учителя, учащихся и др.), по месту в образовательном процессе и широте охвата изученного материала (занятия после темы, раздела, курса физики в целом);

— диагностика результата предпрофильной подготовки на итоговых занятиях по физике в основной школе должна осуществляться с помощью использования метода поэлементного анализа заданий, включенных в тесты открытого типа, контрольные работы для учащихся, праксиметрического метода (анализа продуктов учебной деятельности учащихся) и учета личностных достижений учащихся посредством портфолио.

2. Методика проведения итоговых занятий по физике как элемента системы предпрофильной подготовки включает следующие структурные элементы: цели, задачи, содержание итоговых занятийформы, методы и средства обучения учащихсядиагностику результатов обучения (таблица 14).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе анализа научной, учебно-методической, учебной литературы, выявлено, что в предпрофильной подготовке учащихся наряду с курсами по выбору, информационной работой, профильной ориентацией, необходимо широко использовать возможности учебных предметов, в том числе и учебного предмета «физика».

Установлено, что предпрофильную подготовку учащихся с использованием возможностей учебного предмета «физика» целесообразно осуществлять на специальных учебных занятиях по физике в основной школе — итоговых занятиях.

2. Выявлены возможности использования достижений в области теории и практики современного школьного физического образования для организации предпрофильной подготовки на итоговых занятиях по физике в основной школе, а именно элементы методики проведения обобщающих уроков, методика проведения нетрадиционных уроков, взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе и т. п.

3. Определены психолого-педагогические основы методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки (общепсихологическая теория деятельностиассоциативная теория умственной деятельноститеория мотивации учебной деятельноститеория интеграции содержания образования и др.).

4. Создана модель методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки, представленная на аспектном уровне (содержательно-процессуальный, организационно-методический и организационно-процессуальный аспекты), а также на уровне методической системы.

5. Разработана методика проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки учащихся, включающая цели и задачи итоговых занятийсодержание итоговых занятийформы, методы и средства обучения учащихсярезультат обучениядиагностику результатов обучения.

6. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики проведения итоговых занятий по физике в основной школе как элемента системы предпрофильной подготовки (повышение уровня усвоения учащимися основных элементов знаний, уровня сформированности общеучебных умений, наличие положительной динамики в понимании учащимися значимости учебного предмета «физика», в познавательной активности учащихся, изменение характера учебной мотивации учащихся, осознанный выбор ими профиля обучения).

Все вышесказанное позволяет утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Перспектива дальнейшей работы состоит в исследовании проблемы сочетания итоговых занятий по физике в основной школе и курсов по выбору в предпрофильной подготовке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология/Г. С. Абрамова. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-624с.
  2. А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы/А. Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 1985. 263с.
  3. И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании/И. Алексашина//Народное образование. -2001. № 1. — С. 161−165.
  4. И. И. Повышение роли факультативных занятий в систематизации и обобщении знаний учащихся по физике в средней школе: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/И. И. Аникин. Челябинск, 1983.-183с.
  5. B.C. Значение законов Ньютона: обобщающий урок (9 класс)/В. С. Аннненкова//Физика. Приложение к газете «Первое сентября».-2000.-№ 40. -С. 1−2.
  6. А. А. Систематизация знаний учащихся на уроках физики на основе принципа цикличности: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/А. А. Архипова. Москва, 1983.-232с.
  7. Е. Я., Чернобельская Г. М. О проблемах подготовки учителя для преподавания химии в классах гуманитарного профиля/Е. Я. Аршанский, Г. М. Чернобельская//Наука и школа. 2000. — № 5. — С. 18−24.
  8. Ю. К. Избранные педагогические труды/Сост. М. Ю. Бабан-ский- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 558с.
  9. Н. Н. Из зала Большого театра (итоговое занятие после темы «Свойства звука»)/Н. Н. Барабанов// Физика. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. -№ 22.-С.2−4.
  10. В. О некоторых вопросах интеграции в учебном процессе общеобразовательной школы/В. Белов//Учитель. 2000. — № 6. — С. 46−53.
  11. М. Н. Теоретические основы интеграции образования/М. Н. Берулава. -М.: Изд-во Совершенство, 1998. 192с.
  12. В. А. Переход средней школы на профильное обучение в старших классах/В. А. Болотов//Физика в школе.-2003.-№ 8.-С. 3−8.
  13. Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания/Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич- Под общей ред. Е. В. Бондаревской. М., Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560с.
  14. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования/Е. В. Бондаревская//Педагогика.-1997.-№ 4-С.11−17.
  15. Л. А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: Монография/Л. А. Бор-донская. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002. — 237с.
  16. X. Дидактические основы формирования обобщенных знаний учащихся старших классов в целостном педагогическом процессе: Дис. докт. пед. наук по спец. 13.00.01/Х. Буйдаков Душанбе, 1993.-339с.
  17. В мире подростка /Под ред.А. А. Бодалева.-М. Медицина, 1980 296с.
  18. Н. Е. Обобщающий урок физики (содержательный ас-пект)/Н. Е. Важеевская//Теория и практика обучения физике в современной школе: Сб. науч. тр. М.: Прометей, 1992. — 123с.
  19. Н. Е. Изучение гносеологических основ науки в школьном курсе физики/Н. Е. Важеевская. М.: Прометей, 2001. — 180с.
  20. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации/А. Вербицкий, В. Кругликов//Высшее образование в России. -1998. -№ 1. -С.101−107.
  21. Л. П. Методика заключительного обобщения знаний учащихся по неорганической и органической химии в X классе средней общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/Л. П. Воронина. -Киев, 1978.-187с.
  22. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию/Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. — 488с.
  23. Н. К. Теоретические основы преподавания физики в основной школе: Дис. докт. пед. наук по спец. 13.00.02/Н. К. Гладышева. Москва, 1997.-287с.
  24. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 32 200. Физика. Учитель физики. М., 2000.
  25. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы/М. И. Грабарь, К. А. Краснянская, — М.: Педагогика, 1977. 136с.
  26. С. В. Физика: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С. В. Громов, Н. А. Родина.- М.: Просвещение, 2002.-160с.
  27. С. В., Родина Н. А. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/С. В. Громов, Н. А. Родина.- М.: Просвещение, 1999.-159с.
  28. С. В., Родина Н. А. Физика: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/С. В. Громов, Н. А. Родина, — М.: Просвещение, 2000.-158с.
  29. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе/В. Гузеев//Народное образование. 2002. — № 9. — С. 113−122.
  30. В. Г. Обобщающее повторение курса физики 7−8 классов общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя/В. Г. Гурова. М.: Просвещение 1997.- 96с.
  31. Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования/3. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2001. — 224с.
  32. Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода/Э. Н. Гусинский. -М.: Школа, 1994. 184с.
  33. Е. М., Рыбакова Е. В., Шаронина Е. В. Физика. 8 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 8 класс"/Под ред. Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 2001. — 96с.
  34. Н. И. Формирование теоретических обобщений у учащихся на основе единства системы и метода механики Ньютона в курсе физики седьмого класса: Автореф. дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/Н. И. Гутурова. -Москва, 1999.-17с.
  35. В. В. Виды обобщения в обучении/В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.-424с.
  36. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1986. — 240с.
  37. В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников/В. В. Давыдов, А. К. МарковаУ/Вопросы психологии. -1981. -№ 6.-С. 13−26.
  38. М. Д. Приемы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7−8 классов средней школы: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/М. Д. Даммер. Челябинск, 1990.-218с.
  39. В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. (Личностно гуманитарная парадигма): Монография/В. И. Данильчук. -Волгоград: Перемена, 1996.- 184с.
  40. А. Я. Теория интеграции образования/А. Я. Данилюк. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000. — 440с.
  41. А. Я. Учебный предмет как интегрированная система/А. Я. Да-нилюк//Педагогика. 1997. — № 4.-С.24−28.
  42. Е. А. Нестандартные уроки физики. 7- 11 классы/Е. А. Демченко. Волгоград, 2002. — 112 с.
  43. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М. Н. Скаткина. Просвещение, 1982. — 319с.
  44. Н. Н. Обобщение и систематизация знаний учащихся на основе понятия энергии и закона ее сохранения: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/Н. Н. Дидович. Киев, 1979.-169с.
  45. Э. Д. Образовательный стандарт в контексте обновления содержания образования/Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации.-М., 2002 26с.
  46. Е. А. Теоретические основы обобщения знаний учащихся по физике (в старших классах)/Под ред. Н. С. Пурышевой. Монография. М.: Прометей, 2001. — 145с.
  47. Е. А. Обобщение знаний учащихся по физике в старших классах средней (полной) школы: Дис. докт. пед. наук по спец. 13.00.02/Е. А. Дьякова. М., 2003. — 445с.
  48. В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. -М.: Просвещение, 1991. 192с.
  49. Л. И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения: Кн. для учителя/Л. И. Ерунова.-М.:Просвещение, 1988. -160с.
  50. Д. Мотивация и проблемы в обучении/Д. Журавлев//Народное образование. 2002. — № 9. — С. 123−130.
  51. В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192с.
  52. В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: Автореф. дис. докт. пед. наук по спец. 13.00.02/В. И. Земцова. -СПб., 1995.-37с.
  53. И. А. Педагогическая психология/И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002.-384с.
  54. В. П. О целях и ценностях образования/В. П. Зинчен-ко//Вопросы философии. 1990. — № 1. — С. 33−50.
  55. Ю. Б. Организация современного урока: Книга для учителя/Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Просвещение, 1984. -144с.
  56. И. П. Счастливый случай: два повторительно обобщающих урока — игры. (9, 10 классы)/И. П. Зябкина// Физика. Приложение к газете «Первое сентября».-2000. — № 42.-С. 14−15.
  57. Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики/Л. А. Иванова. -М.: Просвещение, 1983. 160с.
  58. В. А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект -XXI»: Над чем думать, что знать и что делать директору школы/В. А. Извозчиков, Е. А. Тумалева-Подобщ.ред.В. А Извозчикова. М.: Просвещение, 2002. — 108с.
  59. Изучение мотивации детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — 352с.
  60. Е. П. Мотивация и мотивы/Е. П. Ильин. СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512с.
  61. Д. А. Компьютерное моделирование учебных программ по физике для общеобразовательных учреждений: Монография/Д. А. Исаев. М.: Прометей, 2002.- 152с.
  62. М. С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416с.
  63. И. Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности/И. Р. Калмыкова//Образование в современной школе. 2002. -№ 5.-С.23−25.
  64. И. С. Комплексные семинары как формы систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/И. С. Карасова. Челябинск, 1980.-195с.
  65. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения/Г. Д. Кириллова. -М.: Просвещение, 1980. -159с.
  66. И. Г. Книга для чтения по физике: Учеб. Пособие для уч-ся 6−7 кл. сред. шк. /Сост. Кириллова И. Г. М.: Просвещение, 1986.-207с.
  67. Г. С. Проверка грамотности чтения в рамках международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment)/T. C. Ko-валева//Естествознание в школе. 2005. — № 1. -С. 14−18.
  68. Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка/В. Д. Колесов, И. Ф. Мягков.- М.: Просвещение, 1986. 80с.
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Народное образование. 2002.-№ 4.-С. 254−269.
  70. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М.: АС ADEMI А, АПК и ПРО, 2003. — 22с.
  71. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе) (проект)//Народное образование. — 2000.-№ 2.-С.19−27.
  72. О. Н. Традиции и инновации учебного содержания. Монография/О. Н. Крылова. СПб.: Издательство «Аграф», 2004. — 120с.
  73. Н. Г. Суд над статическим электричеством: обобщающий театрализованный урок судебное заседание (8 класс)/Н. Г. Кунцевич// Физика. Приложение к газете «Первое сентября».-2000. — № 42.-С.9.
  74. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3. Возрастная и педагогическая психология/ М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, Е. Я. Гурьянова и др.- Под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. — 176с.
  75. И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики/И. Я. Панина. -М.: Просвещение, 1985. 126с.
  76. И. Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике/И. Я. Панина. М.: Просвещение, 1991. — 223с.
  77. Лебедева Л.И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении/Л.И.Лебедева, Е.В.Иванова/ДИкольные технологии.-2002.-№ 5.-С. 116 120.
  78. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. -304с.
  79. А. Н. Избранные психологические произведения/А. Н. Леонтьев: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1983. Т.1. — 391с.
  80. А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  81. А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения/А.К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов.-М.:Просвещение, 1990.- 192с.
  82. М. И. Современный урок/М. И. Махмутов. М: Педагогика, 1985.- 184с.
  83. А. В. Тепловые явления: Изменение агрегатных состояний: открытый повторительно обобщающий урок (8 класс)/А. В. Мельникова// Физика. Приложение к газете «Первое сентября».-2001. — № 45.-С. 1−2.
  84. Метод проектов в технологическом образовании школьников: материалы Международного семинара.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.- 178с.
  85. Методика преподавания физики в 6−7 классах средней школы. Пособие для учителей/ Под. ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой.-М.: Просвещение, 1972.-416с.
  86. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. Ч. 1 /В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой.-М.: Просвещение, 1980. -320с.
  87. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы. Ч. 2 /В. П. Орехов, А. В. Усова, С. Е. Каменецкий и др.- Под ред. В. П. Орехова, А. В. Усовой.-М.: Просвещение, 1980. -351+ 4 л. илл. с.
  88. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования"//Физика в школе. 2004. — № 6. — С. 18−35.
  89. Е. А. Обобщающие уроки по физике с учетом межпредметных связей/Е. А. Морозова. М.: Изд-во МОС-ДИС «Система», 1991. — 124с.
  90. В. В. Проблема теоретических обобщений в курсе физики средней школы: Дис. докт. пед. наук по спец. 13.00.02/В. В. Мултановский. Киров, 1978.-41 Ос.
  91. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/В. С. Мухина. -М.: Издат. центр «Академия», 1999. -456с.
  92. Настольная книга учителя физики/Сост. В. А. Коровин. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. — 412с.
  93. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проекту/Народное образование.-2000.-№ 2.-С. 14−18.
  94. Т. Г., Пинская М. А., Прутченков А. С. Нужен ли портфолио российскому школьнику?/Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутчен-ков//Методист. 2004. — № 5. — С.41−49.
  95. Т. Г., Прутченков А. С. Организация предпрофильной подготовки в старших классах основной общеобразовательной школы/Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 2005. — 144с.
  96. Новые информационные технологии в системе образования/Е. С. По-лат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева- Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  97. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования Р18А-2000/А. Г. Каспржак, К. Г. Митрофанов, К. Н. Поливанова и др. М.: «Университетская книга», 2005. — 128с.
  98. В. Введение в общую дидактику/В. Оконь. М.: Высшая школа, 1990.-382с.
  99. В. А. Урок в современной школе/В. А. Онищук. М.: Просвещение, 1986. -158с.
  100. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике /Сост. Коровин В. А. -М.: Дрофа, 2001.-64с.
  101. С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникативных технологий/С. В. Панюкова. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120с.
  102. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512с.
  103. А. В. и др. Преподавание физики в 6−7 классах средней школы/А. В. Перышкин, Н. А. Родина, X. Д. Рошовская. -М.: Просвещение, 1985.-256с.
  104. А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/А. В. Перышкин. М.: Дрофа, 2001.-192с.
  105. А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/А. В. Перышкин. -М.: Дрофа, 2002.-192с.
  106. А. В. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. М.: Дрофа, 2002.-256с.
  107. План — график введения профильного обучения на старшей ступени общего образования//Народное образование.-2002.-№ 9.-С.282−283.
  108. А. А., Бексанский О. Е., Кучер Е. Н. Личностно ориентированный подход к обучению физике/А. А. Плигин, О. Е. Бексанский, Е. Н. Кучер// Физика в школе. 2003. — № 4. — С. 59−70.
  109. И. П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов/И. П. Подласый: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. -576с.
  110. В. М. Словарь по образованию и педагогике/В. М. Полонский. М.: Высшая школа, 2004. — 512с.
  111. Пособие для подготовки к аттестационному тестированию. Физика. 9 класс.- М.: Центр тестирования Министерства образования России, 2001.-79с.
  112. Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла: Сборник. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 216с.
  113. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 711 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Дрофа, 2002.-256с.
  114. В. Ю. Оптические явления в природе. Сценарий обобщающего заключительного занятия (ролевой игры). 9 класс/В. Ю. Прокло-ва//Физика. Приложение к газете «Первое сентября». 2005. — № 2. — С. 16−19.
  115. В. Ю. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы через итоговые занятия по физике/В. Ю. Проклова//Новые технологии в преподавании физики: Сборник аннотаций научно-методической конференции (НТПФ IV). — М.: МПГУ, 2005. — С. 28−29.
  116. Психология подростка: Полное руководство/ Под ред. А. А. Реана. -СПб.: Прайм Еврознак- М.: Олма — Пресс, 2003.- 432с.
  117. ПурышеваН. С. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирова-ние/Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002.- 96с.
  118. Н. С. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заве-дений/Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2002.-256с.
  119. Н.С., Важеевская Н. Е. Физика. 7 кл.:Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/Н.С. Пурышева, Н. Е. Важеевская.-М.:Дрофа, 2001.-208с.
  120. Н. С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: Дис. докт. пед. наук по спец. 13.00.02/Н. С. Пурышева. М., 1995. — 490с.
  121. Н. С. Подготовка студентов педвузов к преподаванию физики в дифференцированной школе/Н. С. Пурышева//Наука и школа. 1996. -№ 2.-С. 15−18.
  122. В. Г., Орлов В. А. Основная школа: проблемы обучения и создания учебника нового поколения/В. Г. Разумовский, В. А. Ор-лов//Физика в школе. 2004. — № 5. — С. 28−35.
  123. Российская педагогическая энциклопедия/Гл. ред. В. В. Давыдов: В 2-х т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — А — М. — 608с.
  124. С. JI. Основы общей психологии/С. JI. Рубинштейн- АПН СССР: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485с.
  125. С. Л. Основы общей психологии/С. Л. Рубинштейн- АПН СССР: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1989. Т.2. — 322с.
  126. В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ/В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 279с.
  127. Ю. А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников/Ю. А. Самарин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -504с.
  128. Е. И. Методические основы обобщения и систематизации знаний учащихся в процессе обучения математике в средней школе: Авто-реф. дис. докт. пед. наук по спец. 13.00.02/Е. И. Санина. Москва, 2002.-32с.
  129. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г. С. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  130. В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем/В. В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272с.
  131. Р. Я. Методика управления учебно-познавательной деятельностью учащихся по физике в условиях предпрофильного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/Р. Я. Симонян. Челябинск, 2004.-23с.
  132. В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В. А. Сластенина: В 2ч. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -4.1. -282с.
  133. Современный словарь по педагогике/Сост. Е. С. Рапацевич. Минск: «Современное слово», 2001. — 228с.
  134. Д. С. Знаково символическая наглядность как средство обобщения и систематизации знаний учащихся по физике в средней школе: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/Д. С. Столярчук. — Киев, 1987.-197с.
  135. Теоретические проблемы психологии личности: Сборник статей/Отв. Ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1974. — 319с.
  136. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/Под ред. Т. Г. Новиковой. М: АПК и ПРО, 2003.-1 Юс.
  137. Э. М. Обобщение и систематизация знаний учащихся по механике на основе внутрипредметных связей: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/Э. М. Турчин. Москва, 1984.-255с.
  138. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учите-лей./Сост. Браверман Э. М.- Под ред. Разумовского В. Г.-М.: Просвещение. -1993. -288с.
  139. А. В. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы. Курс лекций/А. В. Усова. Санкт-Петербург: «Медуза», 2002.-157с.
  140. Федеральный компонент государственного стандарта общего образо-вания//Физика в школе. 2004. — № 4. — С. 22−23.
  141. Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков/Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982. — 224с.
  142. Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. 7−11 клас-сы/Сост. М. А. Петрухина. Волгоград: Учитель, 2004. — 117с.
  143. Физика и астрономия: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. A.A. Пинского, В.Г. Разумовского-М.:Просвещение, 2001.-191 с.
  144. Физика и астрономия: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. A.A. Пинского, В.Г. Разумовского-М.: Просвещение, 1997. -303с.
  145. Физика и астрономия: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/Под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. -303с.
  146. В. Школа в профиль/В. Филиппов//Поиск.-2003.-№ 52.-С.4.
  147. Философский словарь/Под ред. Н. Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-719с.
  148. Формирование системного мышления в обучении/Под ред. проф. 3. А. Решетовой. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002. — 344с.
  149. Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — 216с.
  150. В. Е., Лебедева И. Ю. Физика в профильной школе: Пособие для учителя (Серия «Профильное обучение»)/В. Е. Фрадкин, И. Ю. Лебедева. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2005.-159с.
  151. Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителей/Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1987. — 223с.
  152. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем./Х. Хекхаузен: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 406с.
  153. X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем./Х. Хекхаузен: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 391с.
  154. Л. С. Обобщающее повторение в курсе физики средней школы (на примере классов с углубленным изучением физики и прикладной физики): Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/Л. С. Хижнякова. Москва, 1972.-222С.
  155. Л. С., Синявина А. А. Физика: Механика. Термодинамика и молекулярная физика. Учебник для 7−8 классов/Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина. М.: Вита-Пресс, 2000. — 256с.
  156. Л. С., Синявина А. А. Физика: основы электродинамики. Элементы квантовой физики. Учебник для 9 класса/Л. С. Хижнякова, А. А. Синявина. -М.: Вита-Пресс, 2001. 288 с.
  157. А. Т. Технологии формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности у школьников и будущих учителей физики/А. Т. Цветкова. М.: МПУ, 1997. — 233с.
  158. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. М., 2003.-26с.
  159. С. А. Представления о структуре процесса учения и типология уроков/С. А. Чандаева//Преподавание физики в высшей школе: Сборник научных трудов. -М.: Прометей. -1998.-№ 12. -С. 41−47 (90с.).
  160. С. Я. Исследование роли фундаментальных физических идей в содержательном обобщении знаний: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.02/С. Я. Чачин. Ленинград, 1982.-195с.
  161. И. М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 160с.
  162. Г. М., Суханова Н. Ю. Методика решения комплексных учебных химико-валеологических проблем в курсе неорганической химии средней школы/Г. М. Чернобельская, Н. Ю. Суханова//Наука и школа. -2002. № 1. — С.21−31.
  163. Л. Ф. Дидактические основы обобщения естественнонаучных знаний: Дис. канд. пед. наук по спец. 13.00.01/Л. Ф. Шакурова. Уфа, 1997.-170с.
  164. И. В. «Портфолио» педагогическая технология школьной оценки/И. В. ШалыгинаУ/Естествознание в школе. — 2004. — № 2. — С.51−53.
  165. Н. В. Подготовка будущего учителя физики к проверке результатов работы по формированию мировоззрения учащихся/Н. В. Шаронова//Теория и практика обучения физике в современной школе: Сб. науч. тр. -М.: Прометей, 1992. 123с.
  166. А. Интегрированное обучение: за и против/А. Шипицы-на//Народное образование. 1998. -№ 6. — С. 154−156.
  167. . Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура/Под ред. Г. В. Драча. М.: Логос, 2001. — 144с.
  168. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. — 160с.
  169. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя/Г. И. Щукина.-М.: Просвещение, 1986. 142с.
  170. Элективные курсы в профильном обучении /Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита — Пресс, 2004. -144с.
  171. Элективные курсы в профильном обучении/Юфициальные документы в образовании. 2004. — № 2. — С. 82 — 85.
  172. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание"/Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита — Пресс, 2004. — 96с.
  173. Д. Б. Избранные психологические труды/Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 554с.
  174. О. А. Функции интегративных курсов при обучении учащихся основам естественных наук в школе/О. А. Яворук//Наука и школа. 2002. -№ 1.-С. 52−56.
  175. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе/И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  176. Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе: в помощь начинающему учителю/Н. М. Яковлев, А. М. Сохор. М.: Просвещение, 1985.-208с.
  177. А. А. Об интегрированном подходе в обучении/А. А. Ятай-кина//Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 10−15.
Заполнить форму текущей работой