Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обзор научной литературы по проблеме изучения и коррекции агрессивного поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Бандура считает, что враждебные образцы поведения перенимаются в обществе из трех источников: семья; субкультура; символическое моделирование, обеспечиваемое средствами массовой информации, особенно телевидением. Таким образом, сторонники этой теории считают, что агрессивность — это продукт простого научения. Она развивается, поддерживается или уменьшается в результате наблюдения сцен агрессии… Читать ещё >

Обзор научной литературы по проблеме изучения и коррекции агрессивного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе

В психологической литературе существует большое много теорий агрессии. Среди них основными являются:

1. Теория влечения (3. Фрейд, К. Лоренц, А. Ардри, В. Макдаугалл);"Агрессивность понимается как враждебность — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред" [55, 57].

В первоначальном варианте психоаналитической теории Фрейда агрессия трактовалась как составная часть так называемого «явлечения» .Фрейд считает, что агрессивность по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека [119].

Такого же мнения придерживается К. Лоренц. Согласно ему, агрессия возникает в результате имеющегося у живого существа инстинкта борьбы за выживание. По мнению Лоренца, энергия агрессивного влечения накапливается в нервных центрах, и когда энергии становится достаточное количество, даже при полном отсутствии раздражителя, может произойти выплеск этой энергии. [57].

2. Фрустрационная теория агрессии.

Эта теория агрессии представлена в монографии Дж. Долларда, Л. Дуба, Н. Миллера, Р. Сирса «Фрустрация и агрессия» (1939) [9]. По их мнению, агрессия это следствие фрустраций, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта. Это реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человек у который ему препятствует. Теория фрустрации утверждает, что агрессия это всегда следствие фрустраций, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию [9].

Э. Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» указывает, что в ситуациях фрустрации важнейшую роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, поэтому не все индивиды отвечают агрессией на фрустрацию. 114, с. 72]. Фромм А. писал: «Под агрессией, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту"[121,144].

3. Теория социального научения.

Ее наиболее видными представителями являются Л. Берковитц и А. Бандура. Б. Скиннер отмечал, что, невзирая на генетические предпосылки, поведение полностью определяется набором «стимулов». По мнению А. Бандуры, большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания определенным моделям [22]. В книге «Агрессия: анализ с позиций теории социального научения», А. Бандура предложил схему основных компонентов комплексного анализа агрессии: это — источник или способ приобретения агрессивных действий; это факторы или побудители стимулирующие возникновение агрессии; это условия, регулирующие исполнение таких действий[102,10]. Люди вообще, и особенно дети, достаточно легко овладевают репертуаром агрессивного поведения, наблюдая за поведением других людей и строя, таким образом, общую стратегию и тактику для своих последующих действий. Если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка [22].

А.Бандура считает, что враждебные образцы поведения перенимаются в обществе из трех источников: семья; субкультура; символическое моделирование, обеспечиваемое средствами массовой информации, особенно телевидением. Таким образом, сторонники этой теории считают, что агрессивность — это продукт простого научения. Она развивается, поддерживается или уменьшается в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека [31].

Подводя итог по теории социального научения, можно отметить, что агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального научения. В этом качестве она является открытой для изменения с помощью различных приемов.

4. Теория влияния.

Представители этой теории Р. Смит, Р. Браун и Дж. Тедеши в своих работах призывают отказаться от употребления самого термина «агрессия» как неадекватного. Они выдвигают новый подход, базирующийся на использовании понятия принудительной силы, с помощью которого им представляется возможным описать виды поведения, некоторые из которых могут быть названы агрессией с точки зрения наблюдателя [102, 31].

В статье «Агрессия и теория социального влияния» Дж. Тедеши[102] отмечал, что термин «агрессия» — это собирательное, используемое индивидом действие. Используя понятие принудительной силы, Дж. Тедеши и другие ученые стремятся объяснить, почему люди применяют различные формы угроз и наказаний в отношениях друг с другом, причиняют вред и т. д. При этом сам термин «агрессия» выступает в роли своеобразного ярлыка, выполняя чисто вспомогательную функцию: способствует пониманию тех действий, в которых используется принудительная сила. [31] Принуждение в данной теории трактуется как одна из форм социального влияния, нужная для того, чтобы сдержать или подчинить других с помощью силы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой