Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, за последние 10 лет в высшей школе наметились негативные тенденции, непосредственно касающиеся проблем культуры. Среди них: а) сокращение объемов государственного финансирования вузов, в том числе на содержание студенческих клубов, их художественной самодеятельностиб) сокращение дисциплин культурологического цикла (в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
    • 1. 1. Особенности художественного творчества, его структура и современное состояние проблемы
    • 1. 2. Иностранный язык как фактор развития художественного творчества студентов
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий развития художественного творчества студентов вузов в процессе изучения иностранных языков
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
    • 2. 1. Исходные условия, цель и задачи экспериментальной работы
    • 2. 2. Методика реализации педагогических условий развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе

Развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков в высшей школе определяется целым рядом социально-педагогических факторов. Таковыми являются, с одной стороны, идущие в России демократические преобразования в связи с построением правового государства и гражданского общества, где как никогда остро ощущается необходимость развития культуры, в том числе художественно-эстетической, которая требует пробуждения у людей желания и интереса к самоопределению, самореализации, овладению культурой общения, поведения, досуга, для обеспечения гармонического развития личности, что в полной мере относится и к личности студента.

С другой стороны, изменение общей политической системы в мире, расширение международных связей, контактов, создание в России совместных предприятий с другими иностранными государствами являются объективной причиной повышения интереса к иностранным языкам. В современных условиях их изучение становится жесткой необходимостью и потребностью каждого цивилизованного и культурного гражданина общества, чему активно способствуют коммуникационные и технологические преобразования, идущие одновременно и в Российской Федерации, и в других зарубежных странах. Подобные преобразования вовлекли людей различных профессий, возрастов и интересов в процесс как непосредственного, так и опосредованного общения на иностранном языке. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков, их профессиональная значимость в обществе, включая не только политику, международное право, производство, здравоохранение, культуру, но и образование, в том числе высшее. Все это повлекло за собой усиление роли иностранного языка и мотивации к его изучению, как языку международного общения и как к средству, с помощью которого оказывается возможным обмен духовным наследием народов, его богатством между различными странами и государствами.

В новых условиях изменились и требования к подготовке учителя иностранных языков, лингвиста-преподавателя, который выступает как транслятор духовных ценностей человека, как связующее звено в процессе приема, переработки и передачи иноязычной информации другому поколению. Современный учитель иностранных языков помимо владения ими на достаточно высоком практическом и теоретическом уровне должен обладать знаниями и в области художественно-эстетической культуры стран изучаемого языка, поскольку ее неотъемлемой частью выступают искусство, культура, традиции, нравы и обычаи народов, населяющих эти страны. Отсюда формирование такой культуры у студентов высшей школы становится одной из важнейших задач. В то же время выполнение данной задачи наталкивается на целый ряд объективно существующих реалий, обусловленных следующими причинами.

Во-первых, снижением роли художественного творчества в жизни и деятельности современной студенческой молодежи. Результаты конкретно-социологических исследований в России за последние 7 лет показывают, что более 60% студентов никак не связаны с процессами самодеятельного художественного творчества, с участием в коллективах художественной самодеятельности, что заметно влияет на содержательную сторону досуга молодых людей.

Во-вторых, недостаточное внимание к вопросам художественного творчества, художественного воспитания в системе работы вузов повлекло за собой немало негативных явлений, сказывающихся, прежде всего, на развитии духовной сферы студентов. Речь идет о смещении акцента в образовательном процессе вуза в сторону сугубо профессиональной деятельности в ущерб интересам и культурному саморазвитию личности. Следствием такого подхода в период обучения в высшей школе стали узкопрагматические цели образования, в результате которых оно скорее формирует у человека потребительское отношение к жизни, к учебе, вырабатывает сугубо исполнительские профессиональные черты характера, в противовес творческому и эстетическому отношению человека к действительности, включая общество, природу, труд, экологию и т. д. Сегодня на развитие потребительского отношения студенческой молодежи к миру в целом огромное воздействие оказывает массовая культура, коммерциализированное искусство с присущими им атрибутами алчности, жестокости, насилия, вседозволенности, вульгарности, пошлости, безвкусицы и т. д. Нравственное саморазрушение человека, происходящее вследствие неудержимого стремления людей к материальному обогащению любой ценой и ложному пониманию свободы как вседозволенности, наносит непоправимый ущерб не только окружающему миру, но и самому человеку. Противостоять этому как раз и должно приобщение людей к художественному творчеству, высокому искусству, их наследию и богатству.

В-третьих, за последние 10 лет в высшей школе наметились негативные тенденции, непосредственно касающиеся проблем культуры. Среди них: а) сокращение объемов государственного финансирования вузов, в том числе на содержание студенческих клубов, их художественной самодеятельностиб) сокращение дисциплин культурологического цикла (в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта была включена как обязательная дисциплина только культурология) — в) снижение объема часов на изучение не только культурологии, но и курсов по выбору: мировой художественной культуры, эстетики, теории и истории культуры и др.- г) замена экзамена по данным предметам на зачетд) включение дисциплин художественно-эстетического* блока, кроме культурологии, лишь в курсы по выбору, что заведомо ограничивает их изучение всеми студентами.

В создавшихся условиях перед современной высшей школой встает серьезная задача поиска эффективных средств обеспечения выпускнику вуза получения не только навыков профессиональной деятельности в приобретении им будущей специальности, но и развития его нравственной, художественно-эстетической культуры, приверженность общечеловеческим ценностям. Одним из средств такого развития личности выступает художественное творчество, представляющее собой реализацию сущностных сил и способностей человека через создание общественно значимых художественных ценностей.

Для развития художественно-эстетической культуры студентов, включая художественное творчество, большие резервы содержит в себе иностранный язык. Его изучение способствует формированию межкультурной компетенции студентов, открывает им путь к ценностям цивилизованного мира, ибо само обогащение изучения иностранного языка новыми приемами и средствами, связанными с культурой, с художественным творчеством, повышает уровень знания, интерес к языку, закрепляет их в конкретных материализованных формах.

В связи с вышесказанным прослеживается очевидное противоречие между нарастанием требований к качеству профессиональной подготовки учителя иностранных языков, которая невозможна без овладения межкультурной компетенцией, органично вбирающей в себя теорию и практику художественного творчества стран изучаемого языка, и недостаточной теоретической и методической обеспеченностью такой подготовки лингвиста-преподавателя в условиях высшей школы.

Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность проблемы — поиска эффективных-условий развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков, которая определила тему исследования: «Развитие художественного творчества студентов вузов в процессе изучения иностранных языков».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественного творчества студентов факультета иностранных языков в процессе профессиональной подготовки.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков.

Предмет исследования — развитие художественного творчества студентов факультета иностранных языков в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования — эффективное развитие художественного творчества студентов факультета иностранных языков может быть достигнуто при реализации следующего комплекса педагогических условий:

1) ориентации преподавателей на выработку у студентов факультета иностранных языков навыков художественного творчества в учебном процессе;

2) обеспечения преемственности и взаимодействия в преподавании дисциплин общепрофессионального, гуманитарного и художественно-эстетического циклов;

3) целенаправленной и: систематической организации художественно-эстетических > мероприятий во внеучебное время с учетом профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков;

4) накопления художественных впечатлений у студентов в образовательном процессе вуза посредством дидактических средств.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи диссертационного исследования:

•f 1. Изучить степень разработанности проблемы развития художественного творчества в теории и практике, определить его особенности и структуру.

2. Выявить возможности иностранного языка для развития художественного творчества.

3. Разработать и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса педагогических условий, влияющих на развитие художественного творчества студентов факультета иностранных языков.

4. Разработать методику развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков, а также учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов по совершенствованию рассматриваемого процесса.

Методологическую основу исследования составляют:

— теория творчества и художественного творчества в философии, эстетике (Аристотель, B.C. Библер, Ю. Б. Борев, В. Ванслов, Г. Гегель, А. Ф. Еремеев, А. Ф. Зись, М. С. Каган, И. Кант, О. А. Кривцун, Г. Кун, М. Ф. Овсянников, Л. Н. Столович, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер, Е. Г. Яковлев и др.) — в культурологии (И.А. Арнольдов, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев, Л. Н. Коган, С. П. Мамонтов, В. М. Межуев, А. Я. Флиер и др.) — в психологии (П.П. Блонский,.

Д.Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, 3. Фрейд, А. Шопенгауэр и др.) — в теории эстетического воспитания (Ю.Б. Алиев, А. Ю. Гончарук, Е. С. Громов, Е. В. Дмитриева, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, Л. П. Печко, Б. П. Юсов и др.);

— педагогические аспекты творчества, проблема формирования и развития творческих способностей учащихся в разнообразных видах творческой деятельности (В.И. Андреев, Л. И. Анцыферов, А. А. Бобров, Н. В. Бордовская, В. В. Давыдов, В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, А. А. Реан, Б. М. Теплов, В. П. Ушачев и др.);

— теория коммуникативного, личностно-ориентированного, сознательно-сопоставительного, социокультурного подходов в обучении иностранным языкам (И.Л. Бим, М. Л. Вайсбурд, И. Н. Верещагина, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, О. В. Лешер, Р. П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, Ф. М. Рабинович, Г. В: Рогова, В. В. Сафонова и др.);

— теория межкультурной коммуникации (Е.Е. Анисимова, Н. Д. Гальскова, Т. Г. Грушевицкая, Т. А. Казарицкая, В. В. Ощепкова, В. Д. Попков, А.П. Садо-хин, С.Г. Тер-Минасова, И. И. Халеева и др.).

Исследование проводилось в период 1998 — 2004 гг. в несколько этапов, на каждом из которых применялись различные методы в зависимости от конкретных задач исследования.

На первом этапе (1998 — 1999 гт.) — поисковом — осуществлялся анализ философской, культурологической, эстетической, педагогической и психологической литературы, диссертационных исследований по теме исследования с тем, чтобы сформулировать исходные положения настоящей работы. В эти же сроки был разработан понятийный аппарат, построена рабочая гипотеза, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала. Основные методы исследования: теоретический анализ и синтез при исследовании и обобщении литературных источников по изучаемой проблемеконстатирующий экспериментанкетирование, тестирование.

Второй этап (1999 — 2001 гг.) — экспериментально-аналитическийвключал в себя экспериментальную работу по апробации комплекса педагогических условий эффективного развития художественного творчества студентов I в процессе изучения иностранных языков. В ходе формирующего эксперимента уточнялась гипотеза исследования, разрабатывались и совершенствовались методические средства, корректировались показатели оценки эффективности экспериментальной работы. Основными методами на данном этапе были формирующий эксперимент, диагностические (тестирование, анкетирование и др.), прогностические (экспертная оценка), математические методы обработки экспериментальных данных.

Третий этап (2001 — 2004 гг.) — контрольно-обобщающий — был посвящен обработке, анализу и систематизации данных экспериментальной работы, завершению разработки методики, ориентированной на достижение студентами более высокого уровня развития художественного творчестваосуществлялось внедрение результатов в практику высшей школы. Основными методами в этот период были контрольный эксперимент^ анализ и интерпретация результатов исследованияметоды обработки экспериментальных данных (статистические, графические, математические).

Экспериментальной базой научного исследования проблемы развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков выступали студенты факультета иностранных языков Магнитогорского государственного университета (МаГУ), а также студенты гуманитарного факультета Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова (МГТУ).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков;

— разработана методика развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания признаков понятия художественного творчества, его структурыобоснованы способы развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанное в ходе эксперимента учебно-методическое пособие по развитию художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков может быть использовано в практике работы преподавателей иностранных языков как вузов, так и других типов учебных заведений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются выбором методов исследования, адекватных целям и уровню решения проблемы: развитию художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языковположительными результатами экспериментальной работы на разных этапах исследования, статистической достоверностью полученных результатов.

Основные положения, выносимые на защиту;

L Комплекс педагогических условий, способствующих эффективному развитию художественного творчества студентов. В него входят:

— ориентация преподавателей на выработку у студентов факультета иностранных языков навыков художественного творчества в учебном процессе;

— обеспечение преемственности и взаимодействия в преподавании дисциплин общепрофессионального, гуманитарного и художественно-эстетического циклов;

— целенаправленная и систематическая организация художественно-эстетических мероприятий во внеучебное время с учетом профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков;

— накопление художественных впечатлений у студентов в образовательном процессе вуза посредством дидактических средств.

2. Методика развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков, включающая в себя метод проекта, ролевые, деловые игры, интегрированные уроки, художественно-творческие задания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в МаГУ и МГТУ, посредством публикаций в печати и выступлений с докладами на методическом семинаре в Гете-Институте (г. Штауфен, ФРГ, 1998 г.), на курсах повышения квалификации преподавателей немецкого языка (Динтерал, г. Москва, 1998 г.), на научно-практическом семинаре в Немецком культурном центре им. Гете (г. Москва, 1999 г.), на совещании методических Центров учебной литературы при Гете-Институте (г. Новосибирск, 2001 г.), на научно-практических конференциях: Международной (г. Самара, 2002 г.), Всероссийской (г. Тула, 2002 г.), региональной (г. Тюмень, 2002 г.), межвузовской (г. Магнитогорск: МГТУ, 2002 г.), городской (г. Магнитогорск, Правобережный Центр дополнительного образования для детей, 2004 г.) и др., на заседаниях кафедр немецкого языка МаГУ и иностранного языка МГТУ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, включающего 237 источников, 6 рисунков, 16 таблиц, 5 приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Проведенный нами эксперимент по развитию художественного творчества студентов высшей школы в процессе изучения иностранных языков подтвердил гипотезу исследования и доказал реальную возможность такого развития.

2. В процессе исследования нами было выявлено три уровня развития художественного творчества студентов: репродуктивный (низкий), анализирующий (средний), креативный (высокий)^ В П.2Л дается характеристика каждого уровня. Основными критериями измерения художественного творчества студентов выступают: интуиция, воображение, вымысел, эмоциональность, ассоциативность, которые замерялись с помощью непараметрического метода «хи-квадрат».

3. Формирующий эксперимент показал, что развитие художественного творчества студентов протекает более успешно в рамках специально разработанных форм, средств, методов, приемов, включающих в себя ролевые игры, метод проекта, интегрированные уроки, художественно-творческие задания, а также организацию художественно-эстетических мероприятий, вечеров культуры и искусства.

4. Эффективное развитие художественного творчества, как необходимого фактора повышения профессионального мастерства будущих учителей иностранного языка, существенным образом зависит от выполнения, выделенного нами комплекса педагогических условий:

— ориентации преподавателей иностранного языка на выработку у студентов навыков художественного творчества в учебном процессе;

— обеспечения преемственности и взаимодействия в преподавании дисциплин общепрофессионального, гуманитарного и художественно-эстетических циклов;

— целенаправленной и систематической организации художественно-эстетических мероприятий во внеучебное время с учетом профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков;

— накопления художественных впечатлений в учебно-воспитательном процессе вуза посредством дидактических средств.

5. Доказательством развития художественного творчества в процессе изучения иностранных языков служит стабильная положительная динамика развития всех показателей и критериев художественного творчества студентов вузов. Так, в ЭГ количество студентов с высоким (креативным) уровнем развития художественного творчества увеличилось на 13,0%, в КГ — на 7,6%, со средним (анализирующим) в ЭГ — на 8,4%, в КГ — на 3,2%, а низким (репродуктивным)-уровнем в ЭГ уменьшилось на 21,8%, в КГ — на 10,8%.

6. Проверка гипотезы и статистическая обработка экспериментальных данных с помощью непараметрического критерия «хи-квадрат» показали, что выводы о высокой эффективности предлагаемой методики достоверны, а комплекс педагогических условий, определяющих ее успех, является необходимым и достаточным.

Анализ научной психолого-педагогической, философской, культурологической, искусствоведческой, лингвистической литературы, изучение современного состояния художественного творчества студентов в вузах России, многолетний практический опыт работы автора в должности заместителя декана факультета иностранных языков и преподавателя немецкого языка в вузе, а также организация и проведение экспериментального исследования, направленного на поиск эффективного развития художественного творчества студентов в процессе изучения иностранных языков в условиях высшей школы, показали, что такое развитие возможно.

Оно обусловлено как социокультурными изменениями, происходящими в российском обществе, так и новыми требованиями модернизации отечественного образования, включающими в себя повышение эффективности профессиональной подготовки учителя иностранного языка, способного к иноязычной коммуникациии: вооруженного знаниямиИ- опытом: художественно-эстетической деятельности.

Для доказательства возможности развития художественного творчества в процессе обучения иностранным языкам, мы, во-первых, проанализировали сложившуюся практику работы вузов России по развитию художественного творчества у студенческой молодежи. На основе проведенного анализа, был сделан вывод о том, что проблема развития художественного творчества в процессе изучения иностранных языков в педагогической науке практически не разрабатывалась.

Во-вторых, в результате изучения научной литературы относительно сущности художественного творчества, мы определили его специфические особенности и структуру. Это обусловило выбор критериев художественного творчества студентов, среди которых мы отобрали: воображение, вымысел, интуицию, эмоциональность, ассоциативность.

В-третьих, теоретический анализ содержания художественного творчества и опыт его воплощения в практику учебно-воспитательного процесса МаГУ позволил выявить большие возможности и резервы иностранного языка в деле развития художественного творчества студенческой молодежи, поскольку в самом преподавании предмета «иностранный язык», его содержании большое место занимают вопросы и проблемы культуры и искусства страны изучаемого языка, в том числе, и художественного творчества. Отсюда основным принципом обучения на факультете иностранных языков является принцип обучения языку в неразрывной связи с культурой как иноязычной, так и собственной.

В-четвертых, процессу развития художественного творчества на занятиях иностранного языка в огромной степени могут способствовать метод проекта, ролевая и деловая игры, интегрированные уроки, которые позволяют посредством использования языковых, речевых, лингвострановедческих знаний по предметам общепрофессионального и специального блоков развивать художественное творчество студентов.

В-пятых, определяя возможности и средства иностранного языка для развития художественного творчества, мы выявили комплекс педагогических условий, необходимый для такого развития:

— ориентацию преподавателей на выработку у студентов факультета иностранных языков навыков художественного творчества в учебном процессе;

— обеспечение преемственности и взаимодействия в преподавании дисциплин общепрофессионального, гуманитарного и художественно-эстетического цикловк — целенаправленную и систематическую организацию художественноэстетических мероприятий во внеучебное время с учетом профессиональной подготовки студентов;

— накопление художественных впечатлений у студентов в образовательном процессе вуза посредством дидактических средств.

Все эти условия были теоретически обоснованы и экспериментально проверены в процессе выполнения настоящей диссертационной работы.

В-шестых, была разработана методика развития художественного творчества, включающая в себя целенаправленное и систематическое использование метода проекта, ролевых, деловых игр, интегрированных уроков, а также выполнение студентами специально разработанных нами художественно-творческих заданий.

В-седьмых, подготовлено учебно-методическое пособие по развитию художественного творчества студентов вузов в процессе изучения иностранных языков.

Проведенное исследование было апробировано нами на практике, давшей положительные результаты, и подтвердило, что процесс развития художественного творчества в процессе изучения иностранных языков будет протекать успешно и эффективно при реализации вышеназванных педагогических условий.

Полученные результаты по развитию художественного творчества студентов не исчерпывают своего применения в условиях высшей школы. Они могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе различных типов учебных заведений^ где изучается иностранный язык^.

Данное диссертационное исследование по проблеме развития художественного творчества студентов вузов в процессе изучения иностранных языков может быть продолжено в поиске новых критериев развития художественного творчества студентов, в привлечении новых компьютерных технологий для его развития, в определении влияния художественного творчества на повышение педагогической культуры учителя иностранных языков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем. А. И. Боковикова. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  2. М.О. Об основных параметрах подготовки специалистов-учителей иностранных языков // «Лингвауни — 98″: Матер. III-й междунар. конф. ЮНЕСКО М.: МГЛУ, 2000. — С. 113−116.
  3. .Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. 1976. -№ 2.-С. 23−35.
  4. М.Ю. Клубные объединения как социально-культурные факторы социализациии молодежи // Дети. Молодежь. Общество: Форум 2000. Пленарное заседание. Челябинск, 2000. — 200 с.
  5. Л.А. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255 с.
  6. Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студентов факультетов иностранных языков вузов. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. -128 с.
  7. Аристотель. Поэтика.-М.: ГИХЛ, 1957. -181 с.
  8. E.JI. Психология художественного творчества (личностный подход). -М.: Знание, 1985.-64 с.
  9. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб.: Изд. Ин-та профтехобразования РАО, 1996. -90 с.
  10. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности /дидактическая концепция/. Челябинск: Изд-во ЧГПИ „Факел“, 1995. — С. 116−117.
  11. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1965.-227 с.
  12. А. Творческая эволюция / Пер. с фр. В. Флеровой. — М.: Тера — Книжный клуб, 2001. 3 82 с.
  13. Н.А. Философия творчества, культуры и искусствам В 2т^— М.: Искусство, 1994. Т. I. — 512 с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.-190 с.
  15. B.C. Школа „диалога культур“ // Сов. педагогика, 1988. № 11. — С. 29−34.
  16. Бим И. Л. Шаги 1: Учеб. нем. яз. для 5 кл. общеобраз. учрежд. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 302 с.
  17. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. — С. 5.
  18. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. — 1971. № 1.- С. 144−146.
  19. Болыпой словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 2001. — С. 74.
  20. О.Р. Межкультурные аспекты коммуникативной компетенции на иностранном языке // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе. М., 1991. — С. 40.
  21. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во „Питер“. — 304 с.
  22. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  23. Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 1998. — № 2.- С. 27−28.
  24. В. Развитие у школьников понимания драмы и театра // Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б .Т. Лихачева, Г. Зальмона. М.: Педагогика, 1981. — С. 152−153.
  25. О.В. Красота. Природа. Сущность. Формы. М.: Изд-во „Художник РСФСР“, 1979. — 436 с.
  26. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка на иностранный: Метод, руководство. 3-е изд. — М.: Русский язык, 1983. — 265 с.
  27. Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М. г Изд-во МГУ, 1984. -175 с.
  28. Г. И. и др. Немецкий язык, контакты: Учеб. для 10−11 кл. общеоб-раз. учреждений: Книга для чтения / Сост. Г. И. Воронина, И. В. Карелина. -3-е изд. М.: Просвещение, 2001. — 224 с.
  29. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. -93 с.
  30. Л.С. Психология искусства. М., 1968. — 321 с.
  31. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000. — 165 с.
  32. Н.Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по иностранному языку: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1999.-184 с.
  33. Ш. И. О преемственных и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 4−5 классах. -М., 1961. -С. 5−24.
  34. Н. Эстетика / Пер. с нем. Т. С. Батшцевой, А. В. Дерюгиной и др.- Под ред. А. С. Васильева. М., 1958. — 692 с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Изд-во Искусство, 1968. — Т. 1. — С. 291−307.
  36. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов. М.: Высш. шк., 1982. — 373 с.
  37. .С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002.-512 с.
  38. Г. Избранное: Сб. / Сост. С. С. Аверинцев: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1981.-430 с.
  39. Н.В. О прогрессе искусства. Киев, 1968. — С. 91.
  40. Н.В. Вдохновение и интуиция // Психология, художественного творчества. Минск: Харвест, 1990. — С. 296−320.
  41. Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. — 432 с.
  42. А.Ю. Методика воспитания средствами искусств: Программа и авторизованный курс. М., 1994. — 120 с.
  43. A.M. Собрание сочинений: В 30 т. М.: Гослитиздат, 1953. Т. 24. — С. 467.
  44. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 6 200 100 „Лингвистика и межкультурная коммуникация“. — М., 2000. — 35 с.
  45. Е.С. Художественный образ // Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство. М.: Советский художник, 1984. — С. 85.
  46. Е.С. Природа художественного творчества. — М., 1986. 237 с.
  47. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А. П. Садохина. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003.-352 с.
  48. В. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984. — 184с.
  49. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Пер. с нем. А.В. Михайлова- Вступ. Ст. В. Куренного. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
  50. В. Толковый словарь великорусского языка. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1995. Т. 4. С. 394 — 395.
  51. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  52. Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Сибай: СИ БГУ, 2002. 23 с.
  53. И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.- 190 с.
  54. Дмитриева Е. И^ Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. -1997. № 4. — С. 22−26.
  55. Н.А. Детское творчество. М., 1970. — 203 с.
  56. .И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  57. Е.В. Дидактические основания компьютеризации процесса профессиональной подготовки студентов вуза: Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. — 205 с.
  58. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Саратов: СГУ, 1990. — С. 174 — 175.
  59. А.Ф. Происхождение искусства. Теоретические очерки. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
  60. Играем в кукольный театр: Репертуарный сб. для ст. дошк. / Сост. С.Н. Том-чикова. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002. — 34 с.
  61. Г. Найденыш: Пер. с нем. — М.: Изд-во иностр. лит., 1963. 342 с.
  62. О.Ю. Теория и практика формирования иноязычной профессиональной компетентности специалиста: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Орегбург, 1999.-38 с.
  63. М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК „Петролис“, 1997.-544 с.
  64. Л.М. Творчество слушателя // Музыкальное искусство и творчество слушателя: Учеб. пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 1990. — С. 11- 89.
  65. А.З. Эстетическое воспитание учащихся на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1987. — № 1. — С. 44.
  66. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.-140 с.
  67. И. Сочинения: В 6 т. М.: Изд-во соц.-эконом. лит. „Мысль“, 1966. Т. 5.-563 с.
  68. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во МГ, 1986. — 176 с.
  69. Н.И., Лейзеров H.JL Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984. -112 с.
  70. Т.Е. Подготовка будущих учителей к профессионально-творческой самостоятельной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1995. — 27 с.
  71. Л.Н. Вопросы духовной культуры советских рабочих. Свердловск, 1969.-С. 3−4.
  72. Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный центр „Академия“, 2002. — 256 с.
  73. Э.П. и др. Актуальные проблемы языкового образования в России в XXI веке // Иностранные языки в школе. 2001. — № 2. — С.103.
  74. Я.А. Избр. пед. соч. М., 1999. — С. 287.
  75. В.А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: Изд-во „Феникс“, 1998.-512 с.
  76. Л.С. Воображение и его роль в познании. М.- МГУ, 1979. -144с.91 .Кравченко Л. И. Культурология: Словарь. М.: Академический Проспект, 2000. — С. 206.
  77. К.Е. Творческий процесс // Школьникам об эстетике: Книга для чтения. М.: Просвещение, 1975. — 156 с.
  78. О.А. Эстетика: Учебник. -М.: Аспект пресс, 1998. 430 с.
  79. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. -272 с.
  80. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990.-С. 120.
  81. К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. — М.: Знание, 1986. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. — Сер. Эстетика», № 8).
  82. Культурология. XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 169.
  83. Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. -304 с.
  84. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов / Под ред. А. А. Кывырялга. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982.-274 с.
  85. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  86. Е.В. Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы // Иностранные языки в школе. — 1996. -№ 2.-С.41.
  87. И.И. Игры как прием развития воображения и фантазии на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2003. — № 6. — С. 48.
  88. А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема// Иностранные языки в школе. — 1972. № 1. — С. 24.
  89. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 574 с.
  90. Лернер И. Я- Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  91. О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 1997. -299 с.
  92. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. — 473 с.,
  93. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.- 176
  94. А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Просвещение, 1975.-391 с.
  95. И.А. Лингвострановедческие обучения как способ формирования художественного мышления личности // Теория и практика речевого общения на иностранном языке: Межвуз. сб. науч. тр. Магнитогорск: МГПИ, 1999. -Ч. 2. — С. 59- 66.
  96. П.К., Равинская С. В. Использование произведений живописи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2000. — № 5. — С. 47.
  97. А.А. Обучение иноязычной культуре на занятиях по интерпретации художественных текстов // «Лингва 98»: III-я между нар. конф. -М.: МГЛУ, 2000.-С. 131−135.
  98. С.П. Искусство как чувственная сфера культуры // С. П. Мамонтов. Основы культурологии. 2-е изд., доп. М.: Изд-во РОУ, 1996. — С. 159−171.
  99. К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. М.: Искусство, 1983. Т. 1. -605 с.
  100. А. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. A.M. Татлыдаева. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  101. А. Психология бытия: Пер. с англ. — М: «Рефл-бук" — Киев: «Вак-лер», 1997. -304 с. (Сер. Актуальная психология).
  102. В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982. — № 10. — С. 42−52.
  103. Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. — 144 с.
  104. Методика преподавания немецкого языка в педагогическом вузе: Из опыта работы / А. И. Домашнев, К. В. Вазбуцкая, Н. Н. Зыкова и др. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  105. Н.А. Наука в ценностном измерении // Свободная мысль. 1992.-№ 12.• ¦
  106. Миньяр-Белоручев Р.К., Обеременко О. Г. Лингвострановедение или «иноязычная» культура? // Иностранные языки в школе. — 1993. № 6. — С. 54−56.
  107. А.А. Культурологическая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. — № 5. — С. 11.
  108. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие / Е. А. Маслыко и др. 5-е изд., стер. — Минск: Высш. шк., 1999. — 522 с.
  109. А.Г. Праксиологические основы художественного воспитания студентов в современной высшей школе: Монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2002.-191 с.
  110. А.Г. Самодеятельное художественное творчество студентов и их общение с искусством в условиях современной высшей школы // НАУКА ВУЗ — ШКОЛА: Сб. науч. тр. молодых исследователей. — Магнитогорск: МаГУ, 2002. — Вып. 7. — С. 380 — 390.
  111. А.В. Из опыта работы по проектной методике // Иностранные языки в школе. 2002. — № 1. — С. 18−21.
  112. А.С. Эмоции в нашей жизни. М.: Советская Россия, 1974. — 272 с.
  113. Новые ценности образования: Образование и сообщество / Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: Инноватор, 1996. Вып. 5. — 143 с.
  114. А.И. Формирование социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.- 187 с.
  115. М.Ф. Капитализм и художественное творчество // Эстетика, искусство, человек / Отв. ред. М. Ф. Овсянников, И. С. Куликова, Е. Н. Карцева. М.: Наука. — 1977. — С. 46 — 61.
  116. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская АН, — Российский фонд культуры- 3-е изд., стер. — М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  117. В. Введение в общую дидактику / Пер с польск. Л. Г. Кашуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк., 1990. — 382 с.
  118. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003, -720с.
  119. Л.В. Педагогические приемы организации личностно-ориентированной учебно-познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998, — 18 с.
  120. Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования.- М.: Просвещение, 2000. 173 с.
  121. Е.И. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре // Современные образовательные технологии: Учеб. пособие / Под ред. Г. К. Селевко М.: Народное образование, 1998. — С. 66.
  122. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. — 544 с. (Сер. «Учебники, учебные пособия»),
  123. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин и др. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  124. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 640с.
  125. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов и др.- Подред. С. А. Смирнова. 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-512 с.
  126. Педагогический энциклопедическй словарь /Гл. ред. Б. М. Бим -Бад- Ред-кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебов и др. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  127. . О природе креативности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. -№ 3: — С. 8−17.
  128. Д.И. Сочинения: В 4 т. М., 1956. Т. 3. — С. 93−94.
  129. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — 608 с.
  130. И.П. Педагогика. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. Кн. 1.-574 с.
  131. Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000.- № 2. — С. 3- № 3. — С. 3.
  132. Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2001. — № 2. — С. 14- № 3. — С. 5.
  133. Х.К. Песня в обучении иностранным языкам и иноязычной культуре // «Лингвауни 98"г Матер. III-й междунар. конф. ЮНЕСКО. — М.: МГУ, 2000.-С. 323−324.
  134. Психология творчества / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
  135. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д.:. Изд-во «Феникс», 1998. С. 430.
  136. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1980. 120 с. (Библиотека преподавателя).
  137. Т. Творческое воображение. СПб.: Типография Ю. Н. Эрмаха, 1901. -318с.
  138. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.-224 с.
  139. П. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. -№ 1.-С. 164- 168.
  140. Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.
  141. Е.И. Искусство как средство общения (коммуникативная функция искусства). М.: Знание, 1985. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика- № 8).
  142. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — 2-е изд., доп. и прераб. М.: Просвещение, 1980. — 239 с.
  143. Рубинштейн C. JL Проблемы общей психологии. 2-е изд. / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  144. В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2001. — 108 с.
  145. Г. П. Современные аспекты подготовки специалистов-учителей иностранного языка, и переводчиков в контексте КУЛЬТУРЫ МИРА // «Лингвауни — 98»: Матер, конф. ЮНЕСКО.- М. гМГУ, 2000. — С. 266−269:
  146. Л.В. К проблеме творчества учителя иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1989. — № 6. — С. 13.
  147. И.В. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. — 202 с.
  148. П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.: Союз, 1998. — 560 с.
  149. В.В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. -Воронеж: Истоки, 1992. с. 29.
  150. К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. -1987. № 6.
  151. О.В. Формирование готовности будущего преподавателя иностранных языков к иноязычной коммуникации в условиях поликультурной среды: Дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 176 с.
  152. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. — 264 с.
  153. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  154. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр. / Редкол.: Е. К. Чухман (отв. ред.), А. П. Ершова (отв. ред.) и др. М.: АПН ССС, 1989. — С. 5−14.
  155. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  156. Современный словарь по психологии / Авт.-сост. В. В. Юрчук. Минск: Элайда, 2000. — С. 635.
  157. Е.Н. Подготовка учителя иностранных языков с учетом современных тенденций обновления содержания образования // Иностранные языки в школе. 2001. — № 4. — С. 8.
  158. В.JI. Формы проявления студентами эстетического отношения к искусству // Формирование эстетического отношения к искусству / Отв. ред и сост. В. Г. Бутенко. М., 1991. Т. 6. — С. 11−15.
  159. В.А. Сердце отдаю детям. Минск.: Нар. асвета, 1981. -288 с.
  160. Теоретические основы общего среднего образования / Под ред. В.В. Кра-евкого, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  161. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М., 2000.
  162. Т.А., Пономарева В. В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 6. С. 2−7.
  163. Уайтхед. А» Время и вечность // Коэн М. Р. Американская мысль. -М., 1958.
  164. В. Красота стала товаром // Комсомольская правда. 11 июня. 2000. С. 22.
  165. В.П. Творчество в системе образования. М.: Прометей, 1995. -219 с.
  166. К.Д. Материалы к 3-му т. «Педагогической антропологии» // Собр. соч.: В 10 т. М., 1950. Т. 10. — 425 с.
  167. К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз АПН СССР, 1945. С. 206.
  168. Философско-энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА, 1999. — С. 448.
  169. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  170. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  171. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982. —112 с.
  172. И.И. «ЛИНГВАУНИ» вклад в культуру мира // «Лингва — 98»: Ш-я междунар. конф. — М.: МГЛУ, 2000. — С. 29−38.
  173. Н.В. Формирование профессиональной компетенции будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 24 с.
  174. К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — С. 476.
  175. Р.Н. Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001.-191 с.
  176. Художественное и научное творчество: Сб. ст. / Под ред. С. Мейлаха. -Л. г Наука, 1972. 366 а
  177. А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.- Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 2000. — 320 с.
  178. Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2000. — № 4. — С. 62.
  179. А.С. Творчество: истоки, механизмы, концепция // Гуманит. исследования: Ежегодник. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1988. — Вып. 3.
  180. С.Ф. О создании рациональной методики обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 1990. — № 2. — С. 46.
  181. Е.В. Основные средства и формы эстетического воспитания. Наследие А. В. Луначарского и современность. М.: Просвещение, 1985. — 192с.
  182. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения: В 2 т.: Пер. с нем. Сост. А. В. Гулыга. М.: Мысль, 1989. -636 с.
  183. Ф. Избранные сочинения: Сб. на нем яз. / Сост. А. В. Михайлов. -М.: Радуга, 1984. -592 с.
  184. А. Избранные произведения / Сост. И. С. Нарский. М.: Просвещение, 1993. — 479 с.
  185. Л.В. Преподавание языков в школе: Общие вопросы методики: Учеб. пособие для студентов фил. фак. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательский Центр «Академия», 2002. 160 с.
  186. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  187. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-С. 115−116,344−346.
  188. Эстетическая культура и эстетическое воспитанием Книга для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение. — 1983. — 304 с.
  189. Юнг К. Г. Коллективное бессознательное // Хрестоматия по философии. -М., 1997.-С. 300−303.219., Юсов Б. П. и др. Виды искусства и их взаимодействие / Юсов Б. П. и др. -М.: ИХОРАО, 2001.-211 с.
  190. Е.Г. Эстетика: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999. — 464 с.
  191. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника И Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 28−34.
  192. Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1992.-403 с.
  193. Н.В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999.-18 с.
  194. М.Г. Мотивация и творчество // Проблема научного творчества в современной психологии. М., 1971.- С. 216.
  195. Beile W., Beile A. Themen und Meinungen im Fur und Wider. Inter Nationes 1983, 4. Auflage 1999. 152 S.
  196. Brecht B. Stucke. Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1968 S. 415−530.
  197. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
  198. Dietrich I. Ubungen und Arbeitsformen im Projektunterricht // Handbuch Fremdsprachenunterricht / hrsg. von Karl-Richard Bausch. 3., iiberarb. und erw. Aufl. -Tiibingen- Basel: Franke, 1995. — S. 255.
  199. Interkulturelle Bildung im gesellschaftlichen Widerspruch // Das Argument, 1998, № 2.
  200. Kinder- und Jugendliteratur / Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts «Fremdsprache Deutsch», Klett Internationall. Heft 27 — 2002. — 64 S.
  201. Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation. Opladen, Westdeutscher Verlag, 1996.
  202. Mann T. Der Tod in Venedig. Erzahlungen. Aufbau-Verlag, 1989. — 430 S.
  203. Offen H., Toenheit W. Interkulturelles Lernen in Theorie und Praxis. Ein Handbuch fur Jugendarbeit und Weiterbildubg. Opladen, 1994.
  204. Richt R. Kultur- und Landeswissenschaflen // Handbuch Fremdsprachenunterricht / hrsg. von Karl-Richard Bausch. 3., iiberarb. und erw. Aufl. — Tubingen- Basel: Franke, 1995. — S. 66.
  205. Roht K. Zeit und interkulturelle Kommunikation // Rheinisches Jahrbuch fur Volkskund 33, 1999 / 2000.
  206. Vogel K. Fremdsprachen an Hochschulen // Handbuch Fremdsprachenunterricht / hrsg. von Karl-Richard Bausch. 3., iiberarb. und erw. Aufl. — Tiibingen- Basel: Franke, 1995.-S. 118.
  207. Schiller F. Samtliche Werke. Aufbau-Verlag Berlin, 1981. S. 29−66.1. АНКЕТА АБИТУРИЕНТА
  208. Школа, которую Вы закончили.
  209. Если Вы иногородний, укажите город, село.
  210. Учились ли Вы где-нибудь после окончания общеобразовательной школы? (в лицее, училище, колледже, ПТУ и т. д.)
  211. Какой общественной работой Вы занимались в школе?
  212. Какие кружки художественной самодеятельности были в Вашей школе (училище, лицее)?
  213. Занимались ли Вы ранее в кружках художественной самодеятельности?
  214. Учились ли Вы в музыкальной школе?
  215. Если да, то сколько классов закончили?
  216. На каком музыкальном инструменте Вы играете?
  217. Занимались ли Вы в художественной школе или школе искусств? 14.3анимались ли Вы в каких-нибудь городских танцевальных студиях?
  218. Если да, то укажите, в каких.
  219. Какими способностями, талантами Вы обладаете?
  220. Если Вы не занимались самодеятельным художественным творчеством, то укажите, почему?
  221. Какие коллективы художественной самодеятельности в условиях вуза Вы хотели бы посещать?
  222. Хотели бы Вы в условиях вуза учиться игре на музыкальном инструменте (платно)?
  223. Если да, то укажите, на каком инструменте?1. Благодарим за ответы!
  224. Стихи студентов на заданную рифму «das Herz der Schmerz», написанные на немецком языке в процессе выполнения творческих заданий по предмету «Практический курс иностранного языка"1. Zwei Stimmen
  225. Sieben Tage sind geblieben, Sieben Tage voller Schmerzen. Immer wieder: «Sieben, sieben» -Klingt so hoffmingslos im Herzen.
  226. Na! Was denn! Ist nicht so lange» -Sagt im Kopf die and’re Stimme. «Und warum ist dir so bange? Herz, du brauchst nicht zu glimmen».
  227. Ja, mein Kopf denkt immer richtig, So verniinftig und so logisch! Er halt Nutzen nur fur wichtig Und sieht alles biologisch.
  228. Doch die Seele geht zugrunde. «Sieben Tage sind geblieben». Hundertachtundsechzig Stunden. Ganze Ewigkeit fur Liebe.
  229. Mein Verstand und meine Seele Konnen niemals einig werden. Doch ich setze fort zu zahlen -Ganz allein auf der Erde.1. Евгения Трубченинова ***
  230. Willst du leben mit dem Herzen Uberhaupt ohne Schmerzen? Das ist eine schwere Sache. Und du kannst es doch nicht machen. Nur das Ftihlen dieses Schmerzens Mit der Hilfe uns’res Herzens Macht das Leben reich, sinnvoll, das du spater nennst als toll.
  231. Sie lebte oft mit leichtem Herzen. Und sagte nur: «Ich habe Schmerzen. Ich bin sehr schwach. Ich bin allein.» Und ihr Betriigen des Geliebten Fur sie war eine Spielerei. Vertrug er vieles, aber Ende In solchen Fallen soil doch sein.
  232. Am Himmel entzunden sich Sterne. Und der Schnee bedeckt schnell die Erde, Kinder machen Schneeballschlachten, Heute feiern wir alle Weihnachten.
  233. Unser Drachenjahr geht schon zu Ende. Und es wechselt bald das Jahr der Pferde, Wir bekommen lustig Geschenke. Und verschwindet zeitweilig die Strenge.
  234. An den Turen hangen die Kr&nze, Auf den Tischen brennen die Kerzen. Alle fuhlen das Gliick in den Herzen Und nehmen Abschied vom Jahr ohne Schmerzen.1. Елена Палкина
Заполнить форму текущей работой