Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия функционирования системы дистанционного обучения в профессиональном лицее

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для реализации ДО в профессиональном лицее создано новое структурное подразделение — центр ДО. Основными направлениями деятельности центра стали: разработка образовательных программ и курсов ДО, организация обучения, научно-методическая и информационно-техническая поддержка учебного процесса, разработка и тиражирование средств обучения. Центр ДО использует частичные права и полномочия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и практика дистанционного образования
    • 1. 1. Теоретико-методологические основы дистанционного образования
      • 1. 1. 1. Понятия и терминология дистанционного образования
      • 1. 1. 2. Эволюция дидактики и организационных форм дистанционного образования
    • 1. 2. Общие тенденции развитие дистанционного образования в мире
    • 1. 3. Дистанционное образование России
      • 1. 3. 1. Особенности становления дистанционного образования в России
      • 1. 3. 2. Структура системы ДйСтанционного образования России
  • Глава 2. Концептуальные основы развития системы дистанционного обучения в профессиональном лицее
    • 2. 1. Перспективы и проблемы развития дистанционного обучения в системе начального и среднего профессионального образования
      • 2. 1. 1. Предпосылки развития дистанционного обучения в системе начального и среднего профессионального образования
      • 2. 1. 2. Проблемы развития дистанционного обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования
    • 2. 2. Стратегия развития системы дистанционного обучения в профессиональном лицее
      • 2. 2. 1. Анализ регионального рынка образовательных услуг и потенциальных потребителей дистанционного обучения
      • 2. 2. 2. Концептуальные положения Программы развития комплексной системы дистанционного обучения в профессиональном лицее
    • 2. 3. Организационные и педагогические основы системы дистанционного обучения в профессиональном лицее
      • 2. 3. 1. Организационно-педагогические основы развития системы дистанционного обучения в профессиональном лицее
      • 2. 3. 2. Организационно-правовые основы деятельности центра дистанционного обучения в профессиональном лицее
      • 2. 3. 3. Организационно-управленческие основы функционирования системы дистанционного обучения
      • 2. 3. 4. Дидактические основы системы дистанционного обучения
      • 2. 3. 5. Структура и основные элементы системы дистанционного обучения
      • 2. 3. 6. Концепция качества дистанционного обучения и управления качеством в системе дистанционного обучения
  • Глава 3. Экспериментальная оценка эффективности системы дистанционного обучения в профессиональном лицее
    • 3. 1. Мониторинг развития качества элементов системы дистанционного обучения
      • 3. 1. 1. Анализ содержания, структуры и качества учебных программ центра дистанционного обучения
      • 3. 1. 2. Анализ содержания, структуры и качества информационно-образовательной среды дистанционного обучения в профессиональном лицее
      • 3. 1. 3. Анализ состояния и качества материально-технической базы центра дистанционного обучения
      • 3. 1. 4. Анализ структуры учебно-методических комплексов (кейсов) и качества компьютерных средств дистанционного обучения
      • 3. 1. 5. Анализ эффективности и качества системы контроля обучения в центре дистанционного обучения
      • 3. 1. 6. Анализ качества кадрового состава центра дистанционного обучения и его потенциальных возможностей
      • 3. 1. 7. Анализ содержания и эффективности образовательного маркетинга в системе дистанционного обучения
    • 3. 2. Оценка эффективности системы дистанционного обучения в профессиональном лицее №

Организационно-педагогические условия функционирования системы дистанционного обучения в профессиональном лицее (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формы организации профессионального образования в учреждениях НПО оказываются неадекватными современным запросам, что порождает объективные противоречия между потребностью граждан различных социальных групп в выборе целей, содержания, режима, сроков, методов и средств обучения с учетом личных и производственных потребностей —с одной стороны, и сохранившимися технократическими подходами к профессиональной подготовке и переподготовке, в которых индивидуальные потребности личности носят вторичный характер — с другойснижением социальной напряженности в регионах, особенно удаленных и малонаселенных (в том числе и Крайнего Севера), за счет осуществления подготовки и переподготовки лиц, обучение которых в традиционной системе затруднено или практически невозможно — с одной стороны, и отсутствием условий для реализации этой цели — с другойпотребностью образовательных учреждений начального профессионального образования в развитии новых информационных технологий обучения, форм организации индивидуальной образовательной деятельности, интерактивных методов управления учебным процессом на базе компьютерных учебно-программных средств — с одной стороны, и отсутствием необходимого теоретического и практического опыта — с другой.

Необходимость разрешения этих противоречий определяет педагогические предпосылки развития системы дистанционного обучения (СДО) в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Актуальность и практическая значимость дистанционного образования подчеркивается их существенными преимуществами: массовость, доступность, открытость, гибкость, гуманизация, демократизация и экономическая эффективность. Особо актуальна реализация дистанционных форм организации обучения для российских районов Севера. приобрели работы в области открытого ДО таких педагогов-исследователей, как Ю. Л. Деражне, Н. Л. Демкина, В. И. Невзорова, Е. В. Филимонова. В их научных трудах отражена высокая значимость и эффективность развития дистанционного обучения в учреждениях НПО и СПО. Вместе с тем, многие принципиальные вопросы, связанные с научно-методологическими подходами к определению моделей и технологий дистанционного обученияобъективных предпосылок и причин, сдерживающих распространение новых технологий в УНПОразработкой организационно-педагогических основ функционирования СДОопределением качества и эффективности ДО в учреждениях профессионального образования недостаточно разработаны.

Все сказанное представляет возможность сформулировать следующую проблему исследования: разработка и реализация концепции развития СДО в профессиональном лицее для повышения качества и доступности профессионального образования, удовлетворения образовательных потребностей обучающихся различных социальных групп населения, достижения экономической эффективности.

Концептуальные подходы к формированию основ развития системы ДО в профессиональном лицее позволили определить цель исследования: реализация системы дистанционного обучения в профессиональном лицее.

Объект исследования: дистанционное обучение в профессиональном лицее.

Предмет исследования: содержание и образовательные технологии дистанционного обучения в профессиональном лицее.

Проведенный анализ проблемы, цели, объекта и предмета исследования позволил сформировать гипотезу диссертационной работы.

Гипотеза исследования: система ДО создаст оптимальные условия для повышения качества, доступности, массовости, экономической эффективности профессионального обучения в лицее, если выполнены следующие организационно-педагогические условия: сформирована стратегия развития системы ДО в профессиональном лицееразработаны научно-организационные, правовые, управленческие и дидактические основы функционирования СДОорганизован и проведен мониторинг качества ДО, получены объективные оценки эффективности системы ДО.

Цель и гипотеза обусловили постановку задач исследования.

Задачи исследования:

1) исследовать проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в профессиональном лицее;

2) разработать организационно-педагогические условия функционирования системы дистанционного обучения в профессиональном лицее;

3) создать комплексную педагогическую систему дистанционного обучения в профессиональном лицее;

4) разработать систему управления качеством в системе дистанционного обучения;

5) оценить эффективность системы дистанционного обучения в профессиональном лицее № 39 г. Ноябрьска.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение философской, педагогической, психологической, экономической отечественной и зарубежной литературы, документов по теме исследования, наблюдение, анкетирование, моделирование педагогического процесса, тестирование, социологические опросы и анализ их результатов.

Важнейшим методом исследования выступила экспериментальная работа по созданию центра ДО и формированию системы дистанционного обучения в профессиональном лицее № 39. Для оценки эффективности СДО проводился комплексный мониторинг основных системных элементов дистанционного обучения.

Теоретико-методологической основой исследования стали концептуальные разработки отечественных и зарубежных экспертов в области организации дистанционного обучения. Основой для теоретического анализа проблем организации дистанционного обучения в профессиональном образовании послужили научные разработки В. П. Тихомирова, в вопросах педагогического обеспечения дистанционного учебного процесса использовались работы Е. С. Полат, идеи телекоммуникационного обеспечения в развитии дифференцированного дистанционного обучения были сформированы при изучении научных трудов И. В. Роберт, понятийно-терминологические и дидактические основы дистанционного обучения были разработаны на основе учебно-методических материалов В. И. Овсянникова.

Основой для реализации дистанционного обучения в профессиональном лицее стал практический опыт ведущих образовательных учреждений России: Института дистанционного обучения (ИДО) в составе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Международного института менеджмента (МИМ ЛИНК), Современного государственного университета (СГУ), центра дистанционного обучения Российского акционерного общества (РАО) «Газпром», Европейской школы корреспондентской обучения (ЕШКО).

Определение педагогических условий, связанных с модернизацией профессионального образования в профессиональном лице было осуществлено на основе работ С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Е. Я. Бутко, А. Т. Глазунова, К. Г. Кязимова, А. Н. Лейбовича, Г. И. Лукина, A.M. Новикова, П. Н. Новикова, И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, Л. Д. Федотовой и др. На основе работ этих и других авторов определялись современные, эффективные формы организации сдо.

Экспериментальная база исследования: профессиональный лицей № 39 г. Ноябрьска. Реализация дистанционного обучения осуществлена в структурном подразделении лицея — центре ДО.

Научная новизна и теоретическая ценность работы:

1. Разработана научная база, выявлены и классифицированы организационно-педагогические условия функционирования системы дистанционного обучения в профессиональном лицее: комплексность информационно-образовательной среды и учебно-методического обеспечения (на основе кейс-технологий и Интернет-технологий), критериальность системы диагностирования качества обучения.

2. Создана и внедрена система управления качеством дистанционного обучения, основанная на международных принципах TQM (тотального управления качеством) и включающая педагогическую, социальную и экономическую оценку эффективности всех структурных элементов системы дистанционного обучения.

3. Определены маркетинговые принципы управления развитием центра дистанционного обучения, основанные на мониторинге образовательных услуг в регионе Крайнего Севера (г. Ноябрьск), качественной и количественной оценке динамики процессов обучения, как основы принятия управленческих решений.

4. Экспериментально апробированы три модели дистанционного обучения — «Кейс-технологии», «Корреспондентское обучение», «Мастер-класс», направленные на организацию группового и индивидуального обучения.

5. Создано 30 учебных программ и курсов ДО по компьютерным специальностям, 80 мастер-классов, по которым ведется обучение в центре ДО.

6. Разработано 17 учебно-методических пособий по основным направлениям системы дистанционного обучения в профессиональном лицеедевять компьютерных учебников и электронных пособий, десять учебных видеопособийвиртуальная библиотека и учебный сайт центра ДО.

Практическая значимость исследования.

Разработанные учебно-методические материалы могут быть использованы учреждениями начального и среднего профессионального образования, центрами ДОинженерно-педагогическими и управленческими работниками профессиональных училищ и лицеев, общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведенийметодическими службами в процессе подготовки и переподготовки преподавателей в области дистанционного обучения. Практико-ориентированная система управления качеством может быть рекомендована для разноуровневых учреждений профессионального образования и службы занятости.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Выводы по третьей главе «Экспериментальная оценка качества и эффективности системы дистанционного обучения в профессиональном, А лицее».

Комплексный мониторинг качества проводится с целью формирования концептуальных положений по достижению эффективности ДО в профессиональном лицее.

Мониторинг качества — комплексное, регулярное наблюдение (отслеживание) состояния СДО с целью изучения динамики происходящих процессов,.

318 их оценки, прогнозирования путей повышения качества элементов ДО и предотвращения причин снижения качественных показателей системных элементов.

Эффективность СДО характеризуется степенью реализации намеченных целей (степени близости к проектируемому результату).

Интегральные показатели качества ДО полностью соответствуют поставленным целям по развитию СДО в профессиональном лицее.

Показатели качества ДО, в целом, характеризуют педагогическую, социальную и экономическую эффективность СДО.

Степень достижения поставленных задач обозначена экспериментальными оценками качества, сумма которых дает общий (числовой) показатель эффективности СДО профессионального лицея.

Суммарная оценка эффективности СДО равна 69 баллам, общий средний показатель — пяти баллам, что, в целом, характеризует данный этап развития СДО как стабильный процесс развития на хорошем среднем уровне качества.

Полученные результаты в оценке качества и эффективности ДО, позволяют скоординировать действия руководства учебного заведения по дальнейшему развитию СДО в профессиональном лицее.

Предложенная система оценки эффективности СДО может быть положена в основу нормативной базы ДО для проведения аттестации, аккредитации и самоанализа результатов образовательной деятельности центров ДО.

Заключение

.

Диссертационное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы. i 1. Сформирована концепция развития СДО в профессиональном лицее. Ее научно-теоретической основой послужили результаты анализа теорий ДО, тенденций развития СДО, опыта ведущих российских учебных заведений ДО, проблем и перспектив ДО в системе НПО и СПО. Научно-практической основой стратегии развития СДО в профессиональном лицее стали результаты маркетинговых исследований регионального рынка образовательных услуг и потенциальных потребителей ДО.

2. Для реализации ДО в профессиональном лицее создано новое структурное подразделение — центр ДО. Основными направлениями деятельности центра стали: разработка образовательных программ и курсов ДО, организация обучения, научно-методическая и информационно-техническая поддержка учебного процесса, разработка и тиражирование средств обучения. Центр ДО использует частичные права и полномочия юридического лица. Он имеет обособленный финансовый балансзаключает договоравыдает своим выпускникам документ государственного или установленного центром образца (удостоверение, свидетельство, сертификат) — устанавливает цены на образовательные и производственные услугиосуществляет прием и увольнение работников центра и совместителейраспоряжается частью дохода и имуществом, приобретенными за счет внебюджетных средствопределяет формы, системы и размер оплаты труда. В центре установлены права и обязанности работников, характер трудовых отношении, социальные гарантии.

3. Сформирована кадровая и организационно-управленческая структура центра ДО. Профессиональная кадровая структура центра, состоит из административного состава (руководитель центра, специалист по рекламе и маркетингу, администратор курсов ДО, бухгалтер), педагогического состава (методистпсихолог, старший разработчик мультимедиа, преподаватели-консультанты,.

320 кураторы, авторы-разработчики курсов ДО), инженерно-технического состава (системный администратор, техник-лаборант), а также производственных отделов (типографии, издательства, видеостудии, Web-лаборатории). В основе управления СДО лежит образовательный маркетинг, с помощью которого осу-i ществляется мониторинг маркетинговой окружающей и внешней среды с целью получения объективных результатов по формированию стратегии развития СДО, организации эффективного взаимодействию работников в решении поставленных задач, диагностике кадрового потенциала центра ДО и его функций.

4. Созданы и апробированы оптимальные организационно-педагогические условия для эффективного развития СДО в профессиональном лицее. Построена универсальная информационно-образовательная и программно-техническая среда. Созданы современные учебные классы, оборудованные мультимедийными компьютерами, проекционной, видео и аудиотехникой, предназначенные для организации индивидуальной образовательной деятельности преподавате-^ лей и учащихся, а также для проведения учебно-практических занятий в центре.

ДО. Организован доступ к базам данных на локальном сервере и в сети Интернет.

В производственных отделах ведется разработка собственных учебно-методических материалов и средств обучения. В центре ДО внедрена технология поэтапного контроля производства и качества выпускаемой продукции. На основе разработанных или приобретенных готовых учебно-методических материалов ведется комплектация «кейсов» для каждого курса ДО. Типовая структура учебно-методического комплекса состоит из программы курса, индивидуального графика обучения, учебного (печатного) пособия, рабочей тетради, электронного учебного пособия на компакт-диске, обучающих видеоматериалов на кассете. Каждый элемент УМК выполняет ряд свойственных функций и задач в соответствии с планами и спецификой изучаемой дисциплины (курса).

Определены типовые схемы организации ДО. Для проведения группового, индивидуального и факультативного обучения в центре разработаны и реализованы следующие модели дистанционного обучения: «Кейс-технологии», «Корреспондентское обучение», «Мастер-класс».

Учебные программы и курсы ДО, ориентированны на подготовку и переподготовку населения по различным компьютерным специальностям. Модульная структура курсов ДО позволяет моделировать содержание обучения. Разработанная центром методика входного контроля позволяет по результатам диагностики формировать индивидуальные программы и графики обучения, соответствующие образовательным возможностям и потребностям личности.

Педагогический фундамент системы дистанционного обучения составляют дидактические принципы ДО, определяющие требования к содержанию, методике и организации процесса обучения в профессиональном лицее. Основными факторами, влияющими на эффективность процесса обучения и качество полученных знаний, являются: глубокая мотивация, индивидуализация и активизация процесса самостоятельной работы обучающихсяструктуризация и систематизация учебного материала, адаптированность к ДОорганизация системы контроля и самоконтроля познавательной деятельности обучающихся.

Учебный процесс в СДО реализуется через дистанционные технологии обучения, основанные на личностно-ориентированных подходах и реализованные с помощью СНИТ и телекоммуникаций. В разработанной классификации средств ДО основными носителями учебной информации стали мультимедийные диски, печатные издания, видеоматериалы, электронные сообщения через списки рассылкисредствами доставки учебной информации являются электронная почта, традиционная почта, факс, телефонсредствами обучения служат компьютерные обучающие программы, слово учителя, печатные учебные пособия, видеопрограммы. Наиболее эффективные формы обучения в СДО лицея в контактный (очный) период — консультации, семинары, лабораторные работы, контрольные мероприятия. В неконтактный период — электронные лекции, консультации по телефону и электронной почте, самостоятельная работа, самоконтроль. Деятельностными методами обучения в СДО лицея стали телекоммуникационные проекты, в которых наиболее полно и органично сочетаются общедидактические методы обучения, интерактивные формы взаимодействия и разнообразные технологии сети Интернет. При текущем контроле используются аудиторные формы, телекоммуникационные методы, компьютерные тесты. Для итоговой аттестации применяются традиционные формы аттестации. Качество образованности личности выпускника оценивается на основе многоуровневых показателей TQM.

5. В профессиональном лицее создана комплексная система ДО. Ее основу составляют педагогические элементы, определяющие условия и процесс обучения. Социальные и образовательные потребности населения формируют содержание обучения в СДО. Экономические показатели эффективности как рентабельность и прибыльность являются основным условием развития СДО.

К педагогическим элементам в СДО отнесены: учебные программы и курсы ДО, информационно-образовательная среда, материально-техническая база, учебно-методический комплекс (кейс), система контроля качества обучения, кадровый состав, образовательный маркетинг. Каждый элемент системы характеризуется целями, задачами, свойствами, функциями и возможностями, определяется критериями качества. Эффективность ДО достигается при постоянном совершенствовании образовательного процесса за счет повышения качества каждого элемента системы ДО.

Созданная комплексная система ДО в профессиональном лицее обладает такими социально значимыми качествами как доступность, открытость, гибкость. В социальной структуре выпусков центра ДО основной контингент составляют работники предприятий (рабочая молодежь), безработное население и студенты лицея. Высокую степень удовлетворенности курсами ДО отмечают граждане, имеющие медицинские ограничения (инвалиды) и проживающие в удаленных поселках ноябрьского региона, обучение которых в традиционном режиме было практически невозможным. Такие социальные категории как работники предприятий и преподаватели лицея, совмещающих свою работу с обучением в центре, также высоко оценили достоинства ДО. Доказано, что данная форма организации обучения эффективна в условиях Крайнего Севера.

Активное развитие СДО в профессиональном лицее получила за счет повышения экономической эффективности обучения: снижения общих затрат в два-три раза, экономии трудовых, временных, материальных и денежных ресурсов (как с позиции производителя, так и потребителя образовательных услуг), получения прибыли при увеличении численности контингента и расширении образовательных, коммерческих услуг. Основным источником доходов является деятельность производственных отделов центра. За три года суммарный доход составил более 800 тыс. рублей.

6. В центре ДО создана и реализована концепция качества дистанционного обучения и разработаны основные подходы (принципы TQM) к управлению качеством. Понятие качество образовательной услуги подразумевает ориентацию на потребителя и соотнесено с его требованиями и ожиданиями. Контроль качества строится на основе косвенных показателей (по аналогии с ISO 90 009 004), предусматривающих контроль состояния учебного процесса вместо контроля знаний обучаемых. Тесты и экзамены используются как вспомогательное средство в управлении качеством ДО. Управление качеством реализуется за счет проведения комплексного мониторинга качества ДО.

7. Организован и проведен педагогический мониторинг качества дистанционного обучения в профессиональном лицее. С помощью мониторинга выявлены: динамика происходящих процессов в СДО, их оценка, пути повышения качества ДО и предотвращения причин снижения качественных показателей системных элементов. Оценка результатов мониторинга определяется степенью реализации поставленных целей через определенные педагогические, социальные, экономические показатели качества.

8. Получены результаты анализа эффективности СДО в профессиональном лицее. Анализ полученных экспериментальных оценок позволил установить, что наилучшие показатели качества имеют следующие педагогические элементы в СДО лицея (по степени убывания): материально-техническая обеспеченность, достаточность информационно-образовательной среды, образовательный маркетинг. На стабильном качественном уровне развиты такие элементы как учебные программы и курсы ДО, система контроля качества обучения. Наибольшую тревогу вызывают низкие показатели таких элементов, как: педагогический профессионализм и учебно-методическая обеспеченность. В группе социальных показателей качества ДО на стабильном уровне отмечается доступность и гибкость обучения. Низкую оценку имеет показатель открытости обучения. В группе экономических факторов, обеспечивающих качество ДО, на хорошем уровне развития представлены следующие показатели: дополнительные источники финансирования, снижение стоимости образовательных услуг, экономия средств и времени обучающихся. Низкую оценку имеет такой показатель как массовость.

Разработанная методика оценки эффективности СДО позволяет скоординировать дальнейшую стратегию развитию дистанционного обучения в профессиональном лицее и сформировать нормативную базу центра ДО.

Полученные результаты теоретического и практического исследования дают основание считать, что поставленные задачи выполнены.

Вместе с тем, завершенный этап исследования не исчерпывает рассматриваемые проблемы. Важнейшими направлениями дальнейших исследований являются: создание виртуального представительства ДОразвитие сетевой модели обученияподготовка качественных учебно-методических средств обучения по рабочим (ручным) специальностямсовершенствование методики входного контроляразработка критериев качества знанийразвитие сетевой кооперации с профильными учебными заведения в целях совместного решения проблем ДОподготовка преподавателей и специалистов лицея в области разработки новых дистанционных курсовразвитие всех видов предпринимательской деятельности центра ДОформирование в центре отдела маркетинга и предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Е. Современные социально-экономические проблемы дистанционного образования.http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/dissertations/abramishev d/ab2.asp
  2. А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение».http://www.mesi.ru/ioe/st096.html
  3. А.А., Меркулов В. П., Тараканов Г. В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. 1995, № 1.
  4. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: МЭСИ, 1999.
  5. Антонова Т. Н, Харитонов А. А. Мультимедийный учебник: поиски жанра // Компьютер-пресс. 1999, № 9.
  6. Я.Р. Организационно-педагогическая система управления маркетинговой деятельностью в профессиональном лицее коммерческого профиля: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1998.
  7. Г. В., Горькова О. В. Комплексная психологическая диагностика абитуриентов УПО // Профессиональное образование. 2001, № 4.
  8. A.M., Кревский И. Г. Контроль и оценка качества дистанционного образования: Соображения по разработке нормативной базы к проекту. http: //www. db.informika.ru/do/news/doc/up 3 3. doc
  9. C.A., Мозолин В. П. Методические проблемы применения электронных учебников в телекоммуникационном обучении // Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании. М.: МЭСИ, 2000.
  10. Г. Н., Ефимов Н. Н., Нечаев В. Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов //Дистанционное образование. 1997, № 4.
  11. Я.А. Разработка методических основ экспертизы качества учебных программ и нормативной базы их сертификации: Отчет о науч.-исслед. работе. М.: Альфа МГОПУ, 2001.
  12. Г. В. Экспертно-аналитическая модель учета требований заказчика и мнений заинтересованных лиц при реализации стратегии TQM в образовательной сфере.http://www.tqm.stankin.ru/arch/n02/articles/12.htm
  13. Т.П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху НИТ. -М.: АМО, 1995.
  14. И.Е., Кузнецов Ю. К. Оценка компьютерных программ и информационных технологий обучения // Педагогическая информатика. 1994, № 2.
  15. И.Е. Сборник организационно-нормативных документов по отраслевому фонду алгоритмов и программ. М.: Госкоорцентр, 2000.
  16. А.Т. Точка зрения редактора // Профессиональное образование. -2001, № 9.
  17. А.Т., Зиновьева И. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее: Методическое пособие. М.: АПО, 1999.
  18. А.В., Лузянин В. И., Шамец С. П. Требования к дидактическим материалам для дистанционного обучения: Тез. докл. Всероссийская научно-практическая конференция, 8−11 июня 1997. СПб., 1997.
  19. В.Ф. Компьютерно-ориентированные обучающие технологии в инженерной подготовке. М.: НИИВО, 1998.
  20. Г. А. Схемокурс эффективное средство представления текстовой информации: Тез. докл. Восьмая междунар. конф. ИТО — 2000. — М., 2000.
  21. Н.А. Педагогический менеджмент. М.: МЭСИ, 1997.
  22. Л.П. Организация самостоятельной работы студентов заочников. — М., 1985.
  23. Н.Л. Информационные технологии в профессиональном образовании // Профессиональное образование. 2001, № 4.
  24. Ю.Л. Дистанционное обучение сущность и назначение: Научно-методическое пособие. — М.: ДФГСЗН, 1998.
  25. Ю.Л. Концепция открытого обучения в службе занятости населения. М.: ДФГСЗН, 1997.
  26. Ю.Л. Методы открытого обучения // Профессиональное образование. 2001, № 4.
  27. Ю.Л. Обучающие материалы в системе открытого обучения // Профессиональное образование. 2001, № 6.
  28. Ю.Л. Открытое обучение сущность, назначение, развитие, перспективы: Научно-методическое пособие. — М.: ДФГСЗН, 1997.
  29. Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения: Научно-методическое пособие. М.: ДФГСЗН, 1997.
  30. Ю.Л. Создание и деятельность образовательных учреждений открытого обучения: Научно-методическое пособие. М.: ДФГСЗН, 1998.
  31. Ю.Л. Тьютор в открытом обучении: Учебно-методическое пособие. М.: ДФГСЗН, 1997.
  32. Ю.Л. Учебно-методическое обеспечение открытого обучения: Научно-методическое пособие. М.: ДФГСЗН, 1997.
  33. Ю.Л. Индивидуализация открытого обучения: Научно-методическое пособие. М.: ДФГСЗН, 1997.
  34. А.Ю., Кошелев М. Б., Семикин В. А. Принципы создания электронных учебников // Открытое образование. 2001, № 2.
  35. Дистанционное образование в России и за рубежом. Состояние, потребности и перспективы развития: информационно-аналитический аспект. М.: МГОПУ, 2001.
  36. Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды / В.И. Сол-даткина, Д.Э. Колосова- под ред. В. П. Тихомирова. М.: МЭСИ, 1999.
  37. Дистанционное образование // Словарь профессионального образования. -М: Новь, 1999.
  38. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998.
  39. Дистанционное обучение в центре ДО института общего среднего образования. http://www.ioso.ru/distant/intbook/ch2dop4.htm
  40. Доклад И. П. Смирнова на съезде российских товаропроизводителей // Профессиональное образование. 2001, № 5.
  41. Доклад Н. И. Рыжкова на съезде российских товаропроизводителей // Профессиональное образование. 2001, № 5.
  42. С.А., Толстопятенко А. В. Интернет-технологии и дистанционное образование // Информационное общество. 2000, № 5.
  43. JI.X. О некоторых проблемах разработки электронных учебников // Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании. М.: МЭСИ, 2000.
  44. Запад-восток // Американо-российская газета. 1996, № 14.
  45. И.В. Организационно-педагогические основы маркетинга в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
  46. ЮЛ., Кравец В. В., Кравец О. Я. Проблемы создания дистанционной образовательной сети муниципального вуза с представительствами в регионе // Открытое образование. 2001, № 1.
  47. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века / Под ред. В. П. Тихомирова. М.: МЭСИ, 2000.
  48. М.И., Степанова Т. А., Рожкова О. Ф. Управление НПО на основе данных мониторинга // Профессиональное образование. 2000, № 11.
  49. А.В. Система контроля знаний при дистанционном образовании // Открытое образование. 2001, № 3.
  50. Е.Б., Фридланд А. Я., Фридланд И. А. Учебные материалы для открытого образования // Открытое образование. 2001, № 2.
  51. М. Мультимедиа: Пер. с нем. СПб., 1994.
  52. Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть? http://www.dvgu.ru/meteo/PC/DistantEduc.htm
  53. К.К. Информатизация образования: новые приоритеты. http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH/N-7-html/kolin.html
  54. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988, № 6.
  55. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Дистанционное образование. 1997, № 2.
  56. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования системы образования РФ. http://www.main.vsu.ru/domino/docum.htm
  57. Концепция создания и развития системы дистанционного образования в России. М.: Госкомвуз, 1995.
  58. Э.Н. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров. М.: ВПА, 1976.
  59. А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии. 1996, № 2.
  60. А.П. Дистанционное образование как фактор формирования единого мирового образовательного пространства. Рязань: РГПУ, 1996.
  61. C.JT., Титарев JI.Г. От информационной среды Интернет через информатизацию вуза к виртуальной образовательной среде // Дистанционное образование. 1997, № 1.
  62. Г. И. Концепция модернизации и организационно-экономического механизма региональной системы начального профессионального образования // Профессиональное образование. 2001, № 10.
  63. О.В. Обучение по сетевым технологиям. www.ug.ru
  64. Е.М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. 2000, № 1.
  65. А.С. Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы. http://www.ui.usm.ru/articles.html?article=l 51
  66. А.Ф. Дистанционное образование военнослужащих: некоторые организационные аспекты проблемы. http://www.vedu.ru/info/DO
  67. Менеджмент, маркетинг, финансы: Проспект. Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1996.
  68. Методика применения дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации: Материалы к заседанию Коллегии Минобразования Роси-ии, 26 июня 2002 М., 2002.
  69. А.С. Дистанционное обучение: взгляд изнутри // Открытое образование. 2001, № 2.
  70. И.А. Развитие системы ДО на Дальнем Востоке России // Дистанционное образование. 1998, № 5.
  71. Мультимедиа / Под ред. А. И. Петренко. Калининград: BHV, 1994.
  72. НИТ и политика в области образования: Национ. докл. РФ. XXI международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика» // ИНФО. 1996, № 5.
  73. В.И. Непрерывное профессиональное экономическое образование на основе дистанционных технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: АПО, 2000.
  74. A.M. Построение системы непрерывного образования. М.: АПО, 2000.
  75. И.П. К проекту документа «Контроль и оценка качества дистанционного образования».http://www.db.informika.ru/do/news/doc/up3l.doc
  76. В.Н. Информатизация и система тотального управления качеством. Дистанционное образование в России проблемы и перспективы: Тез. докл. Шестая между нар. конф. по ДО. — М.: МЭСИ, 1999.
  77. В.И., Густырь А. В. Введение в дистанционное образование: Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. М.: Альфа МГОПУ, 2001.
  78. Ю.А., Хатьков Н. Д. Автоматическое формирование индивидуального учебного курса // Открытое образование. 2001, № 5.
  79. Е.Д. Творчество и творческое обучение в сети электронных коммуникаций.http://www.dll.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/self/creatives.ru.html
  80. Е.Н. Агентные технологии в системах дистанционного обучения: Тез. докл. Третья всероссийская научно-практич. конф. М., 2001.
  81. Подготовка кадров управления: Сборник типовых инструкций. М.: РАГС, 1992.
  82. С.А., Панько С. П., Киселева Г. П. Архитектура системы дистанционного образования страны // Дистанционное образование. 2000, № 3.
  83. Е.С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. http://www.corbina.ru/~polat/ concepte.htm.
  84. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999.
  85. Положение о Федеральном экспертном совете по учебным электронным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. http://www.informika.rU/windows/goscom/dokum/doc98/l 646−1 .html
  86. Приказ Минобразования России № 1050 от 30.05.1997 г. «О проведении эксперимента в области дистанционного образования». М., 1997.
  87. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1997.
  88. Проект Отраслевого стандарта Министерства образования России «Контроль и оценка качества дистанционного образования». http://www.db.informika.ru/do/news/doc/up3 6. doc
  89. Л.Д. Формирование образовательного пространства на основе взаимоувязанной сети связи России // Открытое образование. 2001, № 1.
  90. Решение Всероссийской конференции по проблемам нормативно-правового обеспечения системы открытого образования, 31 января 01 февраля 2001 // Открытое образование. — 2001, № 1.
  91. И.В. Современные информационные технологии в образовании. -М.: Школа-Пресс, 1994.
  92. И.В. Виртуальная реальность // Информатика и образование. -1993, № 5.
  93. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  94. В.А., Рубин Ю. Б. Система ДО в МЭСИ // Дистанционное образование. 1996, № 1.
  95. И.Д. Самостоятельная работа слушателя-заочника: элементы организации и методики. М.: ВПА, 1990.
  96. Э.Г., Холина Л. И. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. Новосибирск: НИПКиПРО, 1999.
  97. Г. Б., Афанасьев Ю. А. К проекту документа «Контроль и оценка качества дистанционного образования». http://www.db.informika.ru/do/news/doc/up3 5. doc
  98. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: АПО, 1998.
  99. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО: Всероссийское социологическое исследование. М.: АПО, 2002.
  100. О.Г. Методические аспекты использования мультимедиа технологий в подготовке учителей информатики. http://www.bvtic.ru/cue99M/cv3tna21 ia. html
  101. Л.Г. Регионализация профессионального образования. М.: ИРПО, 1999.
  102. Сообщение о XX Международной конференции МЦДО ЛИНК // Дистанционное образование. 1997, № 1.
  103. М.И., Чванова М. С., Вислобокова М. В. Психолого педагогические проблемы общения при ДО // Дистанционное образование. 1999, № 2.
  104. В.П. Дистанционное обучение: история, экономика и тенденции // Дистанционное образование. 1997, № 2.
  105. В.П., Солдатами В. И. Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды. Седьмая междунар. конф. по дистанционному образованию, 17—18 июня 1999.-М.: МЭСИ, 1999.
  106. В.П. Образование должно быть открытым // Элитное образование. 2000, № 6.
  107. В.П. Реализация концепции виртуальной образовательной среды как организационно-техническая основа ДО // Дистанционное образование. 1997, № 1.
  108. Н.В., Борисова Ю. В., Семенова А. С. Маркетинг образовательного учреждения // Открытое образование. 2001, № 2.
  109. А.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-пресс, 1998.
  110. А.Ю. Компьютерная коммуникация и современное образование // Информатика и образование. 1998, № 4.
  111. Е.В. Технологии дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании // Профессиональное образование. -2001, № 1.
  112. А.В. Эвристическое обучение. М.: МПА, 1998.
  113. А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. 2001, № 2.
  114. Г. М., Шелапутина С. В. Менеджмент качества в вузе. http://www.tqm.stankin.rU/arch/n02/articles/4.htm
  115. В.А. Компьютер в системе образования. http: //www. home s. 1 ine .ru/computer/n -9 8 -9 10/tema-2. htm
  116. А.А. Информационные технологии в образовании: тенденции и эффективность // Открытое образование. 2001, № 5.
  117. С.А. Система обеспечения качества в дистанционном образовании: модель открытого образования как основа организации подготовки менеджеров в дистанционных формах. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.
  118. Электронная газета «Учитель.ги». http://teacher.fio.ru
  119. И.З. Инновации Удмуртского государственного университета в сфере ДО // Дистанционное образование. 2000, № 1.
  120. Вл.А. Маркетинг образовательных услуг в сфере начального профессионального образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 1998.
  121. В.А. Дистанционное обучение в профессиональном лицее // Профессиональное образование (приложение) 2001, № 6.
  122. В.А. К вопросу о понятиях и терминах дистанционного образования: Научно-методическое пособие. Ноябрьск: Центр ДО проф. лицея № 39, 2001.
  123. В.А. Проектирование технологий дистанционного обучения в профессиональном лицее: Научно-методическое пособие. Ноябрьск: Центр ДО проф. лицея № 39, 2001.
  124. Daniel J.S. New horizons for distance education // Symposium on Distance Education, Ankara, Turkey, 5 May 1998. http://www.open.ac.uk/vcs-speeches/turkev.html
  125. Hiltz S.R. Correlates of Learning in Virtual Classroom // International Journal of Man-Machine Studies. 1993, Vol.39.
  126. Gertz M.W., Stewart D.B., Khosla P.K. A Human-Machine Interface of Distributed Virtual Laboratories // IEEE Robotics and Automation Magazine. 1994, Vol.1, № 4.
  127. Global Distance Education (GDENet). http://www.worldbank.org/disted/glossary.html
  128. Keegan D. Path Analysis Of The Concepts In Moore. http://www.itesm.cstudies.ubc.ca/info/research.html
  129. Moore M. Is teaching like retailing? The American Journal of Distance Education, 1999 13(1).http: / / www. aj de .com
  130. Moore M. Learner autonomy: The second dimension of independent learning, 1972. http://www.ajde.com/Documents/learnerautonomy.pdf
  131. Moore M. The Global Distance Education Network // American Journal of Distance Education, Volume 12, Number 3, 1998.
  132. Moore M. Towards a theory of independent learning and teaching, 1973. http://www.ajde.com/Documents/theory.pdf
  133. Peters O. Distance education and industrial production: a comparative interpretation in outline (1967) / in D. Sewart, D. Keegan and B. Holmberg (eds) Distance Education: International Perspectives, London and New York: Croom Helm Routledge, 1983.
  134. Peters O. Recent Remarks By Otto Peters (for the virtual seminar professional development in distance education, jan-march 1997. http://www.fernuni-hagen. De / ZIFF /paplist.htm
  135. The Pennsylvania State University College of Education. http://www.ed.psu.edu
  136. The Hexagon Of Cooperative Freedom: A Distance Education Theory Attuned to Computer Conferencing. http://www.nettskolen.eom/forskning/21 /hexagon.html
  137. Virginia Steiner, Distance Learning Resource Network http://www.wested.org/tie/dlrn
  138. United States Distance Learning Association http://www.usdla.org/html/resources/dictionary.htm
Заполнить форму текущей работой