Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Направления взаимодействия учебной и научно-исследовательской деятельности УРАО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Москве столкнулись с серьезными трудностями, касающимися востребованности выпускников вузов по ряду специальностей. Выпускники инженерных вузов (девушки) не востребованы на рынке труда, они, не найдя работы по специальности, получают дипломы начального профессионального образования по специальностям секретарь-делопроизводитель, референт, работник сферы обслуживания. Руководители же учреждений… Читать ещё >

Направления взаимодействия учебной и научно-исследовательской деятельности УРАО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня образование имеет первостепенное значение в развитии безопасного демократического общества. Это подтверждают всем известные болонские термины (Болонская декларация подписана 19 июня 1999 г.): «Европа знаний», «экономика знаний» как основа современного общества; термины и выражения американской программы «Национальные цели образования»: «образование — показатель качества жизни», «образование — ключ к конкурентоспособности» и так далее.

Какие исследования сегодня востребованы в рамках повышения рейтинга университета, его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг? Как добиться повышения привлекательности университета, его филиалов для абитуриентов?

На наш взгляд, при ответе на эти вопросы необходимо учитывать взаимосвязь учебного процесса и научно-исследовательской деятельности университета, то есть взаимодействие теоретико-прикладных сторон учебной и научной деятельности УРАО в контексте изменяющейся рыночной реальности. На этом пути сегодня видится два подхода:

  • • узкопрофильный, практикоориентированный, связанный с тем, что именно узкая специальность с ориентацией на конкретного потребителя, укороченные сроки обучения заинтересуют абитуриента гарантированным трудоустройством;
  • • энциклопедический, содержание которого обеспечивает высокий общеобразовательный статус выпускника за счет снижения практических занятий в ущерб профилю. Такой подход влияет на мобильность будущего специалиста, возможность его «переучивания» в условиях изменяющейся реальности.

Первый уровень (как форма реализации первого подхода) привлекает гарантированным трудоустройством (возможностью устойчивого профессионального роста и материального благополучия с ориентацией на конкретного потребителя). Студент может прекратить обучение (4 курс, бакалавриат и прочее), работать по специальности и обеспечивать себя материально. При этом существует главный риск, что узкопрофильное учреждение, предприятие, в котором он работает и на интересы которого ориентируется, может быть перепрофилировано, закроется, обанкротится. В этом случае у специалиста возникают трудности с трудоустройством.

Второй уровень (как форма реализации второго подхода) — магистратура — теоретически открывает более широкие перспективы за счет возможной смены профиля деятельности. На первом уровне продуктивна исследовательская идея — практическая ориентированность названного уровня (бакалавриат). Эту идею можно реализовать через прикладное взаимодействие с отраслевыми учреждениями-работодателями, институтами, другими структурами на договорной основе. Это взаимодействие должно обеспечить определение требований к специалисту со стороны работодателя и гарантии трудоустройства выпускников по специальности.

На втором уровне продуктивна исследовательская идея — широкая энциклопедическая подготовка через взаимодействие с институтами РАО, РАН и другими на договорной основе. Это взаимодействие должно обеспечить высокий уровень обучения студентов, привлечение научных кадров высшей квалификации в УРАО (профессорскопреподавательский состав университета, аспиранты, соискатели, слушатели системы повышения квалификации).

Сегодня нет единого мнения среди научно-педагогической общественности, субъектов-потребителей образовательных услуг о том, какие образовательные направления факультетов, какие факультеты и по каким специальностям соответствуют тому или иному подходу. Однако соединить эти подходы в высшем учебном заведении позволяет двухуровневая система подготовки (бакалавриат, магистратура).

19 сентября 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации1. Для государств СНГ, преобладающее большинство которых выразило желание присоединиться к Болонскому процессу, эти позиции неразрывно связаны с созданием единого образовательного пространства.

Основное содержание Болонской декларации заключается в том, что страны-участницы обязуются в течение десяти лет привести свои образовательные системы в соответствие с единым универсальным конструктом. При этом центральными положениями декларации могут быть названы следующие:

  • 1. Переход на двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура. Завершение бакалавриата дает право на занятие вакансий на европейском рынке труда, предполагающих законченное высшее образование.
  • 2.

    Введение

    системы кредитов для оценки уровня освоения курсов.

  • 3. Создание системы признания и эквивалентности академических квалификаций и степеней.
  • 4. Создание «прозрачной» системы оценки качества высшего образования.

Переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура) означает интеграцию образования России в развитую западноевропейскуюсистему университетского образования, в результате которой предполагается:

  • • обеспечение большей мобильности системы образования;
  • • повышение качества подготовки специалистов.

Рассмотрим подходы к постановке исследовательских проблем, решаемых через взаимодействие учебного и научно-исследовательского компонентов деятельности университета.

1. Итак, практико-ориентированный, узкопрофильный подход привлекает возможностью устойчивого профессионального роста будущего специалиста и строгой ориентацией на конкретного потребителя.

На первом этапе реализации такого подхода встает исследовательская проблема участия работодателей в определении требований к специалистам. В первую очередь это касается филиалов, где востребованность специалистов существенно меньше и где необходимо знание специфических требований работодателей к специалисту. Например, в конкретных социально-экономических условиях приходится говорить о специальности не просто менеджера, а менеджера, обладающего набором профессиональных компетенций. учебный научный образование высший Кроме того, сегодня потребность в специалистах (по некоторым направлениям профессиональной подготовки) с дипломом высшего образования снижена. А по ряду специальностей (юристы, экономисты и другие) выпускники университетов в некоторых регионах вообще не востребованы, там чаще не хватает специалистов среднего звена, рабочих специальностей.

Становится понятным, что только через повышение востребованности наших специалистов на рынке труда выпускники и их родители остановят свой выбор на нашем университете. Работодатели же станут участвовать в финансировании учебного процесса, поскольку на выходе они получат качественных, квалифицированных специалистов-профессионалов.

Могут возникнуть возражения особенно со стороны работодателей в регионах, уверенных в том, что из-за безработицы выпускники все равно пойдут к ним. Здесь актуальна исследовательская проблема слияния учебного процесса с конкретными предприятиями, отраслевыми единицами. Для этого в филиалах университета подготовку специалиста необходимо сделать практико-ориентированной. В идеале она должна быть с гарантированным трудоустройством, когда на старших курсах студенты становятся уже работниками государственных и негосударственных учреждений и организаций. Работодатели получают уже адаптированного к конкретным условиям специалиста. Минимизируется при этом, а в лучшем случае совсем устраняется, длительный период адаптации выпускника к работе, который, по оценкам социологов, составляет от полугода до трех лет.

В Москве столкнулись с серьезными трудностями, касающимися востребованности выпускников вузов по ряду специальностей. Выпускники инженерных вузов (девушки) не востребованы на рынке труда, они, не найдя работы по специальности, получают дипломы начального профессионального образования по специальностям секретарь-делопроизводитель, референт, работник сферы обслуживания. Руководители же учреждений образования, которые готовят востребованных специалистов на рынке труда (секретарь-референт, юрисконсульт, турагент и другие), не озвучивают и не показывают дипломы о высшем образовании своих студентов. Причина этого в том, что Департамент образования РФ подписал приказ о запрете выпускникам вузов получать профессиональное образование по другой специальности более низкого уровня.

Еще один пример решения проблемы конкурентоспособности учреждения высшего профессионального образования. Что делать в ситуации, когда студенты вуза, выбрав специальность «по интересам, по зову сердца», понимают, что данная специальность им не позволит обеспечить семью? Университеты предлагают студентам получить в вузе дополнительный диплом по востребованной специальности среднего специального образования. В этом заключается парадокс: студенты идут в вуз ради получения «малой» специальности. И примеров тому множество. В результате:

  • • «большая специальность» (высшее образование) необходима для личности, ее развития, реализации ее личностных потребностей и амбиций;
  • • «малая специальность» (средне-специальное образование) — для обеспечения жизнедеятельности личности, семьи.

Например, высшая военная специальность — офицер ракетных войск, малая — помощник юриста, бухгалтер и так далее.

Анализ подобных механизмов повышения конкурентоспособности вуза, условий их реализации как одного из путей подготовки специалиста — это еще одна актуальная исследовательская проблема.

2. Второй подход к подготовке специалистов в рамках университетского образования включает широкую энциклопедическую подготовку.

По утверждению академика РАО А.М. Новикова2, в настоящее время специалист в течение жизни 4 — 5 раз меняет профессию в связи с изменениями требований рынка. Это возвращает нас к советской системе и предполагает, что высшая школа закладывает энциклопедическое содержание образования и повышает общеобразовательный статус выпускника.

Формирование умений профессиональной мобильности, умений поменять свою специальность — рыночная необходимость. Не узкопрофессиональная подготовка, а широкие знания обеспечат выпускнику конкурентоспособность на рынке труда, быструю адаптацию к новым направлениям трудовой деятельности.

При такой постановке вопроса университет становится привлекательным для абитуриентов. Хотя с нравственных позиций всегда считалось, что приверженность избранному профессиональному пути — одна из главных задач, ценностей профессиональной школы в целом. Но в условиях рыночной экономики этот тезис вызывает серьезные сомнения.

Подобный подход сегодня широко реализуется в вузах России, в частности в Российском химико-технологическом университете им Д. И. Менделеева. Его выпускники имеют максимальные преимущества даже на рынке труда США, именноза счет того, что, в отличие от аналогичных узкопрофильных специалистов, подготовленных в другой стране, наши специалисты, уступая западным выпускникам по конкретному профилю, в самое кратчайшее время добиваются высоких показателей в любом направлении. Способность быстрого «вникания» в проблему — отличительная особенность наших выпускников.

Справедливости ради надо сказать, что серьезную конкуренцию российским специалистам в этом плане составляют выпускники вузов Китая, система образования которого длительное время во многом копировала советскую и базируется на общеобразовательной подготовке в ущерб профильным направлениям.

Второй путь теоретически открывает более широкие возможности, благодаря гибкой смене профиля деятельности. Но, как показывает практика, это не всегда лучший вариант. Получая высокую теоретическую подготовку, выпускник теряет за несколько лет практические навыки и может оказаться невостребованным на рынке труда из-за своих объективно завышенных профессиональных амбиций. Такое положение очень хорошо характеризует известная русская пословица о синице в руках и о журавле в небе… И это еще одна актуальная исследовательская проблема.

На данном этапе развития отечественного университетского образования очевидны преимущества практико-ориентированного подхода в обучении (один из путей — бакалавриат). В чем они состоят? Выпускник бакалавриата (1 уровень), поработав по специальности 2 — 3 года, достигнув серьезных успехов в профессиональной деятельности и ощущая необходимость получения новых знаний для профессионального роста, всегда может продолжить обучение по второму уровню высшего профессионального образования — магистратуре. Это может реализовываться в очных, заочных, в том числе в дистанционных формах. И совсем не обязательно, что в качестве второго уровня он выберет то же направление обучения, которое предлагалось бы ему в случае непрерывного обучения в университете.

Например, бакалавр — преподаватель русского языка и литературы — может стать магистром по специальности «образовательный менеджмент», где более востребованными являются знания управленческого характера.

Следует обозначить существующий риск при построении непрерывного учебного процесса в высшей школе (то есть бакалавриат — магистратура). Риск этот связан с тем, что это может способствовать массовому оттоку специалистов-профессионалов, закончивших магистратуру, за рубеж.

Основания для такого утверждения следующие. Бакалавр, имеющий работу, удовлетворяющую его по многим показателям, будет стараться сохранить ее и развиваться по данному профилю, подниматься по служебной лестнице. На уровне конкретного учреждения или организации он «связан» в определенной мере и экономически, и коммуникативно, и психологически, что называется, «врастает корнями в коллектив». При этом, получая образование второго уровня, личность удовлетворяет интересы своего профессионального роста, то есть осознанно выбирает высший уровень длянаучного и служебного продвижения, реализации творческого потенциала.

Если же студент в рамках непрерывного университетского образования заканчивает сразу и магистратуру, то он практически не сориентирован на конкретную работу в России. Это еще одна обозначенная нами исследовательская проблема. При этом выпускник обладает широчайшими знаниями в определенной образовательной области. Естественно, он думает о начале своей карьеры там, где более выгодные условия (материальные, профессионального роста, организации работы и прочее). А в этом случае, надо признать, что пока более привлекательна работа за рубежом.

По-видимому, выбор того или иного варианта получения образования определяется потребностями рынка труда, профессиональными амбициями, личностными привязанностями, жизненными стратегиями.

Каковы прогнозы развития такой системы подготовки в УРАО?

С одной стороны, с коммерческих позиций любому негосударственному учреждению выгодно осуществлять непрерывную подготовку с первого по второй уровень. Но это поверхностный взгляд на проблему, так как четкие гарантии трудоустройства уже после четырех лет обучения могут сделать вуз более привлекательным для абитуриентов и их родителей.

Ведь на самом деле магистр — это не самоцель высшей школы. И в процессе перехода на двухуровневую систему количество студентов, обучающихся на втором уровне, вероятнее всего, резко сократится. Следовательно, необходимо обеспечить больший приток абитуриентов на первый уровень обучения.

С другой стороны, важно так построить учебный процесс, чтобы выпускники первого уровня, проработав по специальности несколько лет и ощутив объективную потребность в повышении своего образовательного статуса, вернулись бы в магистратуру нашего же университета. Им надо предоставить возможность получения специальности в соответствии с профессиональными и личностными интересами, но не обязательно в соответствии с профилем бакалавра.

В этом случае, при правильной организации работы, востребованность второго уровня не только вернется на исходные позиции, но и повысится. Такое построение учебного процесса потребует серьезнейшего повышения уровня преподавания. Ведь основным контингентом магистратуры станут не студенты, а профессионалы, выдвигающие конкретные требования к своей подготовке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой