Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психология физического воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Приспособление к этим новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой затрат его функциональных ресурсов. И если эти затраты выходят за пределы резервных возможностей организма, появляется опасность возникновения болезни (Н. М. Амосов, И. В. Давыдовский, В. П. Казначеев и др.). Отсюда вытекает простой вывод о необходимости поддержания в организме оптимального резерва… Читать ещё >

Психология физического воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Здоровье как психолого-педагогическая категория

Определений здоровья существует множество, и если на бытовом уровне оно понимается как отсутствие болезни, то по определению Всемирной организации здоровья его характеризуют как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье человека является целостным, многоуровневым состоянием и его принято рассматривать на нескольких уровнях.

На уровне физиологическом основу здоровья составляет гомеостаз — способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды вопреки постоянно меняющимся внешним условиям. Согласно принципу гомеостаза, здоровье сохраняется, если поддерживается постоянство внутренней среды организма, и, напротив, оно ухудшается, если нарушение гомеостаза носит стойкий характер (В. М. Дильман и др.). Организм человека не находится в состоянии равновесия с окружающей средой, он постоянно приспосабливается к ее непрерывно меняющимся условиям.

Приспособление к этим новым условиям не проходит для организма бесследно. Оно достигается ценой затрат его функциональных ресурсов. И если эти затраты выходят за пределы резервных возможностей организма, появляется опасность возникновения болезни (Н. М. Амосов, И. В. Давыдовский, В. П. Казначеев и др.). Отсюда вытекает простой вывод о необходимости поддержания в организме оптимального резерва адаптационных возможностей. Это порождает превентивный подход к здоровью, где работа по его сохранению сводится к первичной профилактике.

Наряду с важностью профилактических мероприятий, специалисты отмечают, что следует иметь в виду и еще один важный механизм. В основе его также лежат адаптивные реакции, но направлены они не на сохранение функциональных возможностей организма, а на его морфофизиологическое преобразование. В результате этого преобразования повышаются адаптационные возможности организма, а значит — возрастают ресурсы здоровья. Таким образом, наряду с механизмом сохранения здоровья, в организме существует механизм, обеспечивающий его накопление.

В структуру здоровья, кроме рассмотренного выше соматического компонента, входят еще психический и социальный компоненты. Без понимания сущности психического и социального аспектов здоровья невозможно построить целостную концепцию обеспечения жизнедеятельности.

Давно доказано, что возникновение многих соматических расстройств связано с психическим и социальным неблагополучием человека. Здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни, его морально-волевых качеств, ценностных ориентаций и моральных установок, способности адаптироваться к социальной среде (Г. К. Зайцев, В. С. Ротенберг, С. Б. Симичев, Р. А. Тигранян, А. Г. Щедрина и др.).

Здоровье психики, как утверждают специалисты, определяется, по меньшей мере, двумя основными признаками: отсутствием выраженных нервно-психических расстройств и отклонений (неврозов и пограничных состояний), а также наличием резерва психических возможностей, благодаря которому человек и преодолевает неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. В рамках психологического обеспечения жизнедеятельности человека актуальными являются два основополагающих принципа: принцип сохранения психического здоровья и принцип повышения его ресурсов.

Соблюдение принципа сохранения психического здоровья предполагает, что человек стремится поддерживать психическое (душевное) равновесие со средой путем ограждения себя от эмоциональных и информационных перегрузок. Второй принцип реализуется в ориентации на повышение психической устойчивости организма к стрессогенным факторам с помощью специальной подготовки. Сущность последней состоит в совершенствовании механизмов саморегуляции и выработке индивидуального способа укрепления своей психики. Как свидетельствуют исследования, в качестве средств, повышающих психическую устойчивость человека к стрессам, выступают и физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме (П. В. Бундзен, О. М. Евдокимова, Л. Э. Унесталь и др.).

Аналогично психическому социальное благополучие как компонент здоровья, принято рассматривать в аспекте адаптации или приспособления к условиям общественной жизни. В этом случае принцип сохранения здоровья проявляется в механизмах социальной защищенности человека, гарантирующем ему относительное материальное благополучие и стабильность жизнедеятельности (социальное обеспечение, медицинская помощь и т. п.). Принцип повышения резервов здоровья связывается с реализацией права человека на свободное проявление своих биологических и социальных возможностей (Г. К. Зайцев, А. Я. Иванюшкин и др.).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что обеспечение жизнедеятельности человека происходит на трех уровнях: биологическом (физиологическом), психологическом и социальном. Оно достигается благодаря действию двух основополагающих механизмов: сохранения здоровья и повышения его резервов. Эффективность действия данных механизмов зависит от множества разных факторов, по ведущим, по мнению специалистов, является отношение человека к своему здоровью и здоровью других людей (Н. М. Амосов, И. И. Брехман и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой