Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества ДОУ и семьи

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Под сотрудничеством мы понимаем совместную жизнь ребёнка и взрослого, в процессе которой взрослый передаёт ему человеческий опыт в разных его формах, а ребёнок его усваивает, делает своим, т. е. присваивает. Сотрудничество предполагает активную ориентировку ребёнка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний, как на эталон. Особое внимание… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Особенности развития социально-нравственной личности в дошкольном возрасте
    • 1. 1. Дошкольный возраст — период становления первооснов личности
    • 1. 2. Этапы социально-нравственного развития дошкольника
  • Глава 2. Теоретические основы формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества ДОУ и семьи
    • 2. 1. Теоретический анализ процесса формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества ДОУ и семьи
    • 2. 2. Методы и формы формирования социально-нравственной личности дошкольника в условиях сотрудничества ДОУ и семьи
  • Заключение
  • Список литературы

Особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества ДОУ и семьи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наблюдения за играми детей показали, обеспечивая рост содержательности игры и общения каждого ребенка, воспитатели повышали воспитанность ребенка, обеспечивали понимание нравственного опыта, красоты совместной деятельности, взаимовыручки, взаимопонимания. В целостном педпроцессе необходимо соблюдать следующее требование: использовать игру и общение в единстве с целью нравственного воспитания, т.к. сочетание их друг с другом способствует взаимообогащению, а, следовательно, и повышению эффективности этих воспитательных средств. В нормативно-правовых и программно-методических документах подчеркивается важность воспитания нравственной личности. Так в Концепции модернизации российского образования до 2010 г. указывается: «развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственный, предприимчивые люди которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности…"[ 6]. Дошкольное детство благоприятный период для начала развития личности, для начала нравственного развития ребенка. Поскольку в традиционной теории нравственного развития личности дошкольника, да и в практике ДОУ, на этапе дошкольного детства господствующее положение занимал нормативный подход, а в настоящее время проблема нравственного воспитания является актуальной.

Нравственное развитие ребенка рассматривалось как процесс усвоения принятых в обществе моральных норм. Воплощаясь в образах, требованиях и оценках, эти нормы определяют содержание нравственных действий, их мотивацию и нравственное сознание. В этом процессе существенна роль отношений между коллективом и личностью, субъект-объектные отношения. Субъективные причины возникают в некоторых случаях, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей.

К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от ДОУ. Первые возникают, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача — обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с ДОУ родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения, нанося тем самым вред системе дошкольного образования вцелом. Так некоторые воспитатели признаются, что «тушуются» перед родителями, поскольку не уверены в том, как правильно с ними разговаривать, чтобы не сказать лишнего и подать информацию о ребенке в верном ключе. Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в общественные учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных средств пропаганды педагогических знаний, для чего были разработаны достаточно эффективные формы педагогического просвещения. В сложившейся социально-экономической ситуации и модернизации образования этого уже недостаточно[6]. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности дошкольного периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью. Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи сохраняет свою актуальность на всем периоде дошкольного детства. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности воспитанников ДОУ, относятся:

Психотравмирующий характер познавательного общения родителей с ребенком в семье;

Жесткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;

Отсутствие у ребенка самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность;

Боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок. Форсированная целевая специальная подготовка к школе;

Отсутствие познавательной мотивации к учению. Возникающие проблемы приводят к следующим негативным факторам:

Появлению неврозов;

Угасанию самостоятельности и творческой активности;

Снижению умственной активности; искажениям в развитии;

Динамике ухудшения здоровья[16]. Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи означает создание единого образовательного пространства развития ребенка, которое поддерживается как детским садом, так и семьей. Принципы такой работы:

Непрерывность и единство общественного и семейного воспитания;

Системность в работе;

Плановость;Доверие и сотрудничество между педагогами и родителями. Важные условия интеграции:

Корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов;

Ориентация на потребности, интересы семьи и ребенка;

Реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ;Организация жизни ребенка с позиции всестороннего личностного развития;

Развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (в ней ребенок познает разные смыслы человеческих отношений, формируются мотивы других видов деятельности, развивается потребность познания).Существуют несколько индикаторов эффективной работы детского сада с семьей:

Появление у родителей интереса к содержанию занятий;

Возникновение дискуссий по инициативе родителей;

Увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира;

Размышления родителей о правильности используемых ими методов воспитания;

Повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций. Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения и социализации выпускников на последующих ступенях образовательной системы. Работа в инновационном режиме предполагает органичное сочетание оперативных мер и мероприятий с перспективным плановым воздействием. Эффективность инновационной деятельности заключается в рациональном сочетании четырех блоков совместной с родителями деятельности: управленческом, информационном, просветительском, досуговом. Одной из форм работы оказания помощи семье является использование информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных и воспитательных задач. Цель использования информационно-коммуникационных технологий состоит в создании единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и связаны на информационном уровне все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители. Применение данных технологий позволяет в значительной мере популяризировать деятельность МДОУ среди населения города, быть открытым для всех категорий населения, в том числе и для контрольно-надзорных органов. Современные компьютерные технологии позволяют более эффективно, быстро и точно взаимодействовать с родителями, выявить уровень их педагогической компетенции, активизировать культурное сознание, расширить круг общения с социумом. Они ускоряют процесс взаимообогащения знаниями, опытом, полезной информацией по воспитанию и обучению детей, создают активно действующую систему поддержки семейного воспитания[5]. «

Сайт в сети Интернет" - предоставляет родителям возможность получения знания методического, правового и информационного характера. Со страниц данного сайта можно получить сведения о методах сбережения здоровья детей, их безопасности. Обновление и дополнение информации осуществляется один раз в квартал или по потребностям, возникающим в процессе функционирования детского сада."Создание группы «Дошкольный Мир» в социальной сети. Эффективность такой работы обеспечивается налаживанием взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Позволяет осуществлять обмен мнениями по условиям, созданным для развития ребёнка в семье. Для этого необходимо создать систему всеобуча родителей, воспитывающих детей с нормой и проблемами в развитии. Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребёнка, сплочение групп родителей по интересам, психолого-педагогическая поддержка процесса объединения родителей в группу по возникающим проблемам. На этапе организации группы «Дошкольный мир» в системе Интернет в работе с родителями используются методы: беседы, анкетирование, опросы, интервьюирование[10]. Предполагается использование методов интенсивного обучения родителей: фоторепортажи, дистанционные семинары, тренинги, анализ видеоматериалов, которые обогащают содержание и способствуют эмоциональному насыщению детско-родительского общения, повышают уровень педагогической и психологической культуры родителей. Заключение

Под сотрудничеством мы понимаем совместную жизнь ребёнка и взрослого, в процессе которой взрослый передаёт ему человеческий опыт в разных его формах, а ребёнок его усваивает, делает своим, т. е. присваивает. Сотрудничество предполагает активную ориентировку ребёнка на взрослого как на источник социального опыта, нравственных норм поведения, умений и знаний, как на эталон. Особое внимание необходимо обратить на то, что не только взрослый должен хотеть передать всё, что он знает, понимает, всё своё мироощущение, но и ребёнок должен хотеть всё это взять, усвоить. Дети дошкольного возраста ориентированы на взрослого, нужно лишь умело воспользоваться этой направленностью. Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы привел к выводу, современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широко эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание — вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Список литературы

Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6.Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание.

— 2002. — № 9.Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. ;

224 с. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. — 2003. № 1.Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна.

2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003

Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриот». — М.: Аркти, 2003

Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства — в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. — № 3.Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. — М.: Приор-издат, 2002. ;

192 с. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001

Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 78 с. — (Образование в документах и комментариях).Козлова А.

В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. ;

М.: Сфера, 2004 — 112 с. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. ;

М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений.

— М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. — 2001. № 8.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ.

Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина.

— М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 200 с. Нравственное воспитание в детском саду / под ред.

В.Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.

М., 1975

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 8.Рождественская Е. А, Рощина Н. А. Возрастная психология. — М., 1999

Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 6.
  2. Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 9.
  3. Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. — 224 с.
  4. Г., Хитрова Л. Педагогические знания — родителям // Дошкольное воспитание. — 2003. № 1.
  5. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 352 с.
  6. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). — Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  7. Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриот». — М.: Аркти, 2003.
  8. Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства — в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. — № 3.
  9. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. — М.: Приор-издат, 2002. — 192 с.
  10. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка-Пресс. — 2001.
  11. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 78 с. — (Образование в документах и комментариях).
  12. А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: Сфера, 2004 — 112 с.
  13. С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с.
  14. Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
  15. А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. — 2001.- № 8.
  16. А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 200 с.
  17. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой.- М., 1975.
  18. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 8.
  19. Рождественская Е. А, Рощина Н. А. Возрастная психология. — М., 1999.
  20. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 672 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ