Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гуманизация обучения как средство развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей: Общепедагогический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее перспективным в дальнейшей работе по подготовке студентов к процессу гуманизации образования нам представляется технологическая разработка основных и наиболее важных с этой точки зрения компонентов ППК. В соответствии с теорией данного вопроса технологизируемыми считаются наименее персонифицированные компоненты (когнитивный, содержательный, инструментальноый). Это и могло бы стать полем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы гуманизации обучения в педагогическом вузе
    • 1. 1. Исторический анализ состояния проблемы гуманизации образования
    • 1. 2. Сущность и составляющие элементы гуманизации обучения в педагогическом вузе
    • 1. 3. Профессионально — педагогическая культура личности будущих учителей как показатель эффективности гуманизации обучения
  • Глава II. Экспериментальная проверка эффективности гуманизации обучения в развитии профессионально педагогической культуры студентов
    • 11. 1. Результаты и содержание констатирующего эксперимента
  • П. 2. Организация и результаты обучающего эксперимента

Гуманизация обучения как средство развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей: Общепедагогический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уходящее столетие для отечественного образования ознаменовано качественно иным отношением к проблемам гуманизации, которые на сегодняшний день рассматриваются не только как идеология и стратегия для всего образовательного поля, но все больше внедряются в практику школы всех уровней, а частные, конкретные вопросы гуманизации получают технологическую интерпретацию.

Актуальность исследования определяется идеями гуманистической педагогики и рядом факторов. Среди них:

— совершенствование педагогического образования в школе и вузе;

— социальный заказ современного общества на гармонически развитую личность будущего учителя, обладающего высоким уровнем профессиональнопедагогической культуры (ППК), проявляющейся в его деятельности;

— потребность теории и практики педагогической подготовки студентов в педагоге нового типа, умеющего разрабатывать и внедрять гуманистически ориентированные технологии в школе, что неизбежно связано с повышением ППК будущих учителей.

Из актуальности исследования выводятся два противоречия:

— противоречие между потребностью общества в учителе с высоким уровнем педагогической культуры и недостаточной гуманизацией процесса обучения в вузе;

— между необходимостью формирования ППК и отсутствием технологии гуманизации.

Данные противоречия обусловили актуальность проблематики нашего исследования и определили выбор темы: «Гуманизация обучения как средство развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей.» (общепедагогический аспект).

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования — гуманизация обучения как средство развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей.

Цель исследования — выявить взаимосвязь развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей и гуманизации обучения в педвузе.

Гипотеза исследования — гуманизация обучения в педвузе обеспечит более высокий уровень развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей, если:

— данное направление в работе вуза рассматривается как одно из приоритетных;

— определена сущность профессионально-педагогической культуры будущих учителей;

— разработана и внедрена концептуальная модель гуманизации обучения, позволяющая эффективно развивать профессионально-педагогическую культуру будущих учителей;

— определены критерии и уровни профессионально-педагогической культуры будущих учителей.

Указанные выше объект, цель, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие задачи:

— на основе анализа научной философской, психолого педагогической, культурологической литературы определить сущность гуманизации процесса обучения и ее значение для развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей;

— разработать концептуальную модель гуманизации обучения, направленную на развитие профессионально-педагогической культуры будущих учителей;

— предложить диагностический инструментарий выявления уровней профессионально-педагогической культуры будущих учителей.

Теоретико — методологический основой исследования являются:

— история проблемы гуманизации образования: (Аристотель, И. Кант,.

Я.А. Коменский, Т. Мор, М. Монтень, .И.Г. Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Ж. Ж. Руссо Ушинский).

1ирогов, ой, К.д.

— идеи демократизации и гуманизации образования XX века: (Ш.А. Амонашвили, В. П. Бездухов, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская,.

И. Бестужев — Лада, Л. Г. Вяткин, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, Я. Корчак, В. В. Налимов, В. А. Сухомлинский, С. Френе Е. Н. Шиянов).

— идеи подготовки будущих учителей к различным видам педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.М. Дурай-Новакова, Я. Л. Коломенский, Б. Ф. Ломов, Г. К. Паринова, В. Н. Саяпин, Сорокин,.

B.А Сластенин);

— теории профессионально — направленной личности (Л.Н. Захарова, И. Ф. Исаев, М. С. Кобзев, А.Ф. Лазурский);

— философско-педагогические идеи о культуротворческих аспектах образования (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А. Булынина, Л. П. Валицкая,.

C.И. Гессен, Н. Б. Крылова, Ю. И. Тарский, Х. П. Тхагапсоев, А. Е. Чучин.

Русов);

— теории формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. К .Маркова, В.А. Сластенин);

— теоретические положения о сущности педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г. А. Борзовский, Г. И. Железовская, Л. В. Загрекова, М. В. Кларин, И.С. Якиманская);

— теоретические положения о развитии ППК (А.П. Валицкая, Н. Е. Воробьев, Т. В. Иванова, И. Ф. Исаев, В. К. Суханцева, Е.Н. Шиянов).

В соответствии с поставленными задачами исследования нами при менялись достаточно традиционные методы накопления, отбора и систематизации фактического материала, теоретический анализ педагогической литературы.

Кроме того, с учетом специфики темы диссертации мы уделили внимание обобщению передового опыта школ и вузов по проблеме исследованияанкетированию будущих учителейпедагогическому наблюдениюмоделированиюопытно — экспериментальной работеанализу специально отобранных педагогических ситуаций и кейзовтворческим заданиям и проектамтематическим сочинениям и их анализунаписанию педагогических диктантовподготовке творческих выступлений на конференциях и дискуссияхразработке учебнометодического комплекса «Проблемы гуманизации образования» .

Этапы и опытно — экспериментальная база исследования.

Выбранная методологическая база и поставленные задачи определили ход теоретико — экспериментального исследования проблемы, которое проводилось в несколько этапов на базе факультета естествознания, исторического и физического факультетов ПИ СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

Первый этап (1996;1997гг) — исходно — подготовительный. В ходе данного этапа изучалось состояние разработанности исследуемой нами проблемы в педагогической наукекритически анализировалась отечественная и зарубежная психолого педагогическая, философская, культурологическая литератураобобщался имеющийся педагогический опыт гуманизации образованияопределялась тема и главная идея исследования, его объект, предмет, цель, задачи и гипотеза.

Второй этап (1997;1998гг) — теоретико-экспериментальный. В ходе данного этапа на основе анализа теоретической литературы по исследуемой проблеме был детально разработан план эксперимента, подготовлены необходимые дидактические и методические материалы, проведена его констатирующая часть, осуществлялась разработка идеально — целостной модели личности учителя.

Третий этап (1998;2000гг) — завершающий. На данном этапе был проведен обучающий, формирующий эксперимент, читался спецкурс «Проблемы гуманизации образования». Помимо этого проводился анализ и обобщение результатов исследованиякорректировка полученных на первом и втором этапах исследования выводовоформление теоретических и практических материалов исследования, а также внедрение результатов в практику работы вуза и других образовательных учреждений г. Саратова.

Научная новизна и теоретическая значимость исследований заключается в следующем:

1. На научно — теоретическом уровне поставлена и решена проблема развития профессионально-педагогической культуры в условиях гуманизации процесса обучения студентов педвуза.

2. Определено соотношение понятий «гуманизация» и «профессионально — педагогическая культура» .

3. Обоснованы уровни развития профессионально — педагогической культуры будущих учителей, определены их качественные показатели, предложена методика их определения.

4. Разработан спецкурс «Проблемы гуманизации обучения» с блоком практических заданий.

5. Теоретически разработана, научно обоснована и апробирована концептуальная модель гуманизации обучения будущих учителей в | педвузе. | Выявлены психолого-педагогические условия развития | профессионально-педагогической культуры будущих учителей в I педагогическом вузе. |.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработана концептуальная модель гуманизации, которая позволяет мобильно реагировать на изменяющиеся I процессуальные условия развития профессионально-педагогической культуры;

— экспериментально подтверждена возможность интенсификации процесса развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей;

— выводы и практические рекомендации, выработанные на основе результатов данного исследования, служат повышению качества развития профессионально-педагогической культуры студента педагогического вуза;

— выявленный и творчески обоснованный комплекс психолого-педагогических условий может быть учтен в организации процесса развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей в системе гуманитарного образования.

Достоверность и обоснованность выводов обусловлены методологической аргументированностью исходных теоретических положений проведенного диссертационного исследования, глубоким научным изучением и анализом проблемыиспользованием комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, задачам, предмету, а также логике исследованияличным опытом работы диссертанта в школе и вузе. На защиту выносятся:

1. Понятийное обеспечение проблемы развития профессионально-педагогической культуры личности будущих учителей в условиях гуманизации процесса обучения в педагогическом вузе.

2. Концептуальная модель гуманизации процесса обучения будущих учителей в педагогическом вузе.

3. Диагностический инструментарий и критериальные показатели уровня развития профессионально-педагогической культуры будущих учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили с 1996 по 2000 гг. в г. Саратове на заседаниях кафедры педагогики ПИ СГУ, им Н. Г. Чернышевского, на ежегодных научнометодических конференциях, межвузовских научно — практических конференциях и аспирантских семинарах. Автор непосредственно участвовал в разработке программы и проведении опытно — экспериментальной работы по теме диссертационного исследования. Выводы исследования используются в организации учебно — воспитательного процесса преподавателями кафедры педагогики ПИ СГУ, педагогического колледжа г. Саратова и Саратовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Вопросы теории и практики подготовки студентов к гуманизации педагогических отношений в учительской деятельности нашли свое отражение в опубликованных статьях по теме диссертационного исследования.

Структура диссертационного исследования отражает решение основных аспектов изучаемой проблемы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотренная проблема гуманистической направленности развития профессиональнопедагогической культуры будущих учителей позволяет подвести некоторые будущие итоги теоретической и опытно-экспериментальной работы.

1. В научной психолого — педагогической и культурологической литературе понятие гуманизации рассматривается в контексте понятий «культура» и «образование». Поэтому, как нам представляется, закономерно вести всю работу по гуманизации, опираясь на культуру. Вся подготовка будущих учителей к гуманизации педагогического процесса (мы включаем сюда педагогические отношения и общение) должна вестись широким фронтом, то есть не только на дисциплинах психолого-педагогического цикла, но и на всех других, входящих в учебный план педвуза, а также должна получать отражение и во внеаудиторной воспитательной работе. С философской точки зрения, ППК опирается на общую культуру личности. Хотя мы не ставили своей целью изучение общей культуры будущих учителей и связи ее с ППК, проводя экспериментальное обучение по теме нашего диссертационного исследования, мы постоянно сталкивались с тем, что изучение проблем гуманизации образования затруднено и упирается в низкий уровень общей культуры.

2. Непосредственно в самом процессе развития профессионально-педагогической культуры у будущих учителей следует исходить из оптимального сочетания теоретического аспекта обучения с практическим.

3. Наиболее приемлемой формой обучения является спецкурс, но не в его классическом виде, как цикл лекций, а в модернизированном облике, когда он вбирает в себя и такие формы занятий, как дискуссии, конференции, практикумы по анализу кейзов, выполнение и защиту индивидуальных творческих проектов, выходы на свободную педагогическую практику и т. п. и проводится как целостный учебный комплекс.

4. Перестройка сознания и повышение уровня теоретического педагогического мышления, как показало проведенное опытно-экспериментальное обучение, происходит медленно. Более результативной оказалась работа по выработке педагогической технологии у студентов, в частности, совершенствование инструментального компонента ППК, работа над обучением технологии гуманистического внепредметного речевого общения. Однако хотелось бы предостеречь от однобокого увлечения педагогическими технологиями, когда при обучении им игнорируется теоретический компонент подготовки. Без знания соответствующей теории при изменении парадигмы воспитания и образования учитель окажется беспомощным.

5. Наиболее перспективным в дальнейшей работе по подготовке студентов к процессу гуманизации образования нам представляется технологическая разработка основных и наиболее важных с этой точки зрения компонентов ППК. В соответствии с теорией данного вопроса технологизируемыми считаются наименее персонифицированные компоненты (когнитивный, содержательный, инструментальноый). Это и могло бы стать полем для новых теоретических и экспериментальных исследований в педагогике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Аверин НА. Педагогическая практика: опыт и перспективы // Педагогика. — 1991. — № 10. — С.93−96.
  2. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985 г. — 448 с.
  3. М.К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход.- М.:3нание, 1992.-78 с.
  4. Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии: Межвуз. сб. науч. тр./Калуж. гос. пед. ин-т им. К. Э. Циалковского. Ярославль, 1989.-134с.
  5. Ш. А. Гуманно личностный подход к детям /Акад. пед. и соц. наук- Мое. психолого — социальн. ин-т. — М.: Воронеж: ин-т практ. психологии- МОДЭК, 1998. — 544 с.
  6. Ш. А. Единство цели. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  7. Ш. А. Личностно гуманная основа педагогического процеса. — Минск: Университетское, 1990. — 560 с.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496с.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан, ин-та, 1988. -238 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казан, ин-та, 1996. -567с.
  11. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Изд-во Казан, ин-та, 1998. -318с.
  12. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост.П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987, — 559 с.
  13. Антология педагогической мысли России второй половины XIXначала XX века / Сост.П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990.- 607 с.
  14. А. Содействие ребенку развитие личности. // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. — М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. — С.39−44.
  15. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. АПН СССР, Врем. науч. исслед. коллектив «Школа Госкомитета по нар. образованию» /Под ред. О. С. Газмана, Л. И. Романовой. М, 1989 — 150с.
  16. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Худож. лит., 1972- 470 с.
  17. Н.А. Самопознание: Опыт филос. автобиогр. М.: Мысль, 1991. -320 с.
  18. Р. Развитие Я- концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ ст. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  19. М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы// Педагогика.-1996. № 4. — С.23−27.
  20. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С.21−25.
  21. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования// Педагогика. 1996. — № 1. — С.9−11
  22. М.Н., Берулава Г. А. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск, 1996−115с.
  23. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191с.
  24. В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия// Педагогика. 1993. — № 5. — С. 16−25.
  25. Бестужев Лада И. В. Народное образование: философия против утопии/Вопр. философии. — 1995. — № 11. — С.117−120.
  26. Бестужев Лада И. Поворот школы к человеку// Нар. образование. — 1995. -№ 8−9, — С.117−120.
  27. B.C. Культура: Диалог культур (опыт определения). // Вопр. философии. 1989. — № 6. — С.34
  28. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введ. вдвадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.- 413 с.
  29. B.C. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы. // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С.66−73.
  30. К.О., Кочетков И. В. Школа учебы и школа творчества// Научно исследовательская работа в системе подготовки учителей инновационного типа: Сб. тр. /ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1990.-С.2430.
  31. В.И. Педагогическая технология, М., 1991. -15с.
  32. М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах.// Магистр.- 1992. -Май. -С. 16−17.
  33. М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века // Педагогика. 1996. — № 4. — С.7275.
  34. Е.Бодина, К. Ащеулова. Педагогические ситуации // Воспитание школьников .- 1999.-№ 1. С. 22−25.
  35. Д. Индивидуальные стили обучения / Перспективы гуманитарного развития в средней школе. Докл. Рос.-Амер. конф./ Под ред. М. С. Мацковского, Р.Штейермана. -М., 1992. С. 63−71.
  36. В. Главный ресурс человеческой свободы// Новые ценности образования. М.: Инноватор.- 1996, — Вып. 5.- С.6−14.
  37. В.А., Слободчиков В. И. и др., Проектирование профессионального педагогического образования .// Педагогика,-1997. № 4 — С.66−68.
  38. Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры. // Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. Ростов н/Д.: РГПИ.-1989. С. 3−20.
  39. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников. // Педагогика,-1991. № 1.- С. 50−56.
  40. Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры// Основные положения концепции воспитания визменяющихся условиях. Ростов н/Д.: РГПИ, 1993−32 с.
  41. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа .// Образование в поисках человеческого смысла. Ростов н/Д., 1995. — С. 11−26.
  42. Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях.//Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д., 1995.-С.47−61.
  43. Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы, — Ростов н/Д., 1997, — 28с.
  44. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования//Педагогика.-1997.-№ 4.-С.11−17.
  45. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность.// Педагогика, — 1999, — № 3.-С.37−43
  46. Е. В. Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.: Учеб. пособие. -Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. 560 с.
  47. Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования// Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. Сб. науч.тр. / Под ред. Т. Г. Браже. СПб.: ИОВ РАО, 1992. -85с.
  48. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика.-1993.-№ 5.-С.12−15.
  49. Л.П. Гуманизация и демократизация воспитательного процесса// Пути совершенствования общеобразовательной школы: Материалы IX Обл. пед. чтений/Редкол.: Л. Г. Вяткин (отв.ред.) и др. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.-С.30−38.
  50. А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании/ Alma Mater.-1997.-№ 6.-С.22−25.
  51. П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. / Вступ. ст .B.C. Агеева.-М.: Прогресс, 1990.-192с.
  52. А.П. Современные стратегии образования- варианты выбора.//Педагогика.- 1997, — № 2. С.3−8.
  53. А.П. Философские основания современной парадигмы образования.// Педагогика, — 1997.-№ 3. С. 15−20.
  54. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса// Педагогика.-1998.-№ 4.-С.12−18.
  55. Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. М.: Педагогика, 1989,-182с.
  56. М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы. -Москва: МГПИ, 1988.-148с.
  57. Величие здравого смысла: Человек эпохи просвещения: Кн. для учителя/Сост. С. Я. Карп.-М.: Просвещение, 1992.-287с.
  58. И.П. Цель одна- дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение, 1990.-159с.
  59. Н.Е. и др. О педагогической культуре будущего учителя// Педагогика. -1992. № 1 — 2. -С. 66−70.
  60. Л.Г. Перестройка подготовки учителей в университете// Подготовка учителей в вузе. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. -1. С. 10 -18.
  61. Л.Г., Катыникова О. Б., Дружкин А. В., Актуальные проблемы воспитания молодежи: Учеб. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.-72с. (Сер. Основы педагогики, Вып. З).
  62. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы.//Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. — № 2.1. С. 16−45.
  63. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.//Новые ценности образования. -М.: Инноватор, 1996. -№ 6. -С. 10−39.
  64. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. — № 5 — 6. -С. 3−18.
  65. .С. Философия образования для XXI века: В поисках практико- ориентированных образоват. концепций/ Ин-т теории образования и педагогики. М.: Изд-во Совершенство, 1998. — 616с.
  66. С. И. Основы педагогики: Введ. в прикладную философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. — 448 с.
  67. В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие.- СПб.: Санкт-Петер. ун-т, 1992.-151с.
  68. Т.И., Гончаров И. Ф. Когда учитель властитель дум: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
  69. Т.И. Уроки истории уроки жизни. — М.: Педагогика, 1986. 129 с.
  70. А.Х. Философия эпохи Возрождения, М.: Высшая школа, 1980−368с.
  71. А. Формирование человека: записки о педагогике. М.: Педагогика, 1983. 224 с.
  72. А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. -М.: Просвещение 1991, — 172с.
  73. Гуманизация воспитания в современных условиях /Сб. науч. тр. под ред. О. Г. Газмана, И. А. Костенчука, — М.: Инноватор, 1995. -115 с
  74. Гуманизация образования: проблемы, опыт, перспективы: Тез. докл. регион, научн.- практ. конф. (март 1993). Омск, 1993. — 127 с.
  75. Гуманизация образования // Общественные науки и современность. 1992. — № 2. — С.74−80.
  76. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени: Сб. науч. тр. -М.: АПН СССР, 1990.-200с.
  77. Гуманитарное знание: сущность и функции. Межвуз. сб./Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб.:Санкт — Петер, ун-т, 1991. — 149с.
  78. В.И. Гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования.// Развитие личности в образовательных системах южно- российского региона. Ростов и/Ц., 1998. -С.85
  79. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986, — 240с.
  80. В. Е. Жданович Ю.А. Сущность культуры. Ростов и/Ц., 1979.-263с.
  81. B.C. Практические работы учащихся с позиции педагогической технологии// Педагогика. -1993. № 3.- С.29−33.
  82. С. В. Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социал.- полит, журн. -1995. -№ 6.-С. 107−115.
  83. А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М., 1999, — 200 с.
  84. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956 — 374с.
  85. О. Образование в России: вчера, сегодня, завтра // Alma mater.- 1992. № 4−6.- С.24−32.
  86. Л.Н., Клочковская Р. Д. Философская культура и стиль мышления учителя// Проблемы формирования философской культуры в педвузе: Сб. науч. тр. Саратов, 1989. — С.44−49.
  87. Е.Г. Осмысление студентами субъективного отношения к педагогической деятельности как фактор становления гуманистической направленности педагога: Автореф. канд. дис. -Саратов, 1994.-16с.
  88. С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Ист. пед. очерк. — М.: Педагогика, 1987, — 152с.
  89. Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры// Педагогика. 1995. — № 2. — С.55−60.
  90. Г. И., Елисеева А. В. Педагогика саморазвития творческой личности. Саратов: Изд-во Лицей, 1997. — 140с.
  91. Закон об образовании РФ. -М.: Просвещение, 1992. -27с.
  92. Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.- М.: Просвещение, 1997.-215с.
  93. Л.В. К определению понятия «культура» // Проблемыфилософии: Респ. межвед. науч. сб. /Отв. ред. А. А. Лысенко. Киев, 1978. — Вып. 43. — С.58−64.
  94. Е.Ю. Педагогическая культура и культурно -образовательная ситуация.// Педагогика. 1999. — № 3. — С. 69−73.
  95. В.П. Образование. Мышление. Культура. «Новое педагогическое мышление». М., 1989. — 342 с.
  96. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.-30с.
  97. В.П. О целях и ценностях образования// Педагогика, 1997. № 5.-С.З-16.
  98. М.В. Пять шагов к себе: О самовоспитании. М.: Просвещение, 1992. — 175с.
  99. Идеи гуманной педагогики: Ист, — пед. аспект/ Под ред. В. В. Макаева. Пятигорск, 1993. -214 с.
  100. Из опыта гуманизации образования в петербургской школе: Аналит. отчет/Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб, 1993.- 101с.
  101. Э.В. Философия и культура: Сборник. М.: Политиздат, 1991. — 462с.
  102. Е.Н. Герой нашего урока. М: Педагогика, 1991. -288с.
  103. Е.Н. Минувших дней итог. -Л.: Лениздат, 1991−124с.
  104. Г. Л. Образование и культура: поиски временного соответствия. М., 1992. -188с.
  105. Е.Н. Путь к ученику. М.: Просвещение, 1988. -223с.
  106. Е.Н., Мертенс С. В. Давайте соберемся. Новые возможности урока общения .- М.: Школа- Пресс, 1994. 128с.
  107. И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ, 1986.-200 с.
  108. И.Ф. Культурологический подход как методологическое основание разработки содержания педагогического образования// Преподаватель.- 1999. № 5. С. 41−43.
  109. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990−79с.
  110. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.:1. Педагогика, 1990. 142с.
  111. И. Собр. соч: В 8 т., М.: Чоро, 1994,-т.4. -629с.
  112. В., Новак Т. Сам себе психолог, -СПб.: Питер, 1994.220с.
  113. И.Ф. Культура и общество/ Социально-политический журнал 1995.-№ 3.-С.73−82.
  114. М.В. Педагогическая технология. М.: Знание, 1989.126с.
  115. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (анализ зарубежного опыта). М: Знание, 1991. — 77 с.
  116. М. Технология образования или педагогическая технология// Перспективы. Вопр. образования. М., 1983. — № 2. -С. 7879.
  117. В.И., Сова А. Я. Гуманизация образования и развитие средств трудового воспитания// Тенденции и перспективы развития средств обучения на период до 2005, / Сб. науч. тр. -М., 1990. С. 5763.
  118. Я. А., Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. -413 с.
  119. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание -М: Политиздат, 1984.-335 с.
  120. Кон И. С Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988. 271с.
  121. Кон И. С. Социализация и воспитание молождежи// Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. -С. 191−205.
  122. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства.// Вопр. философии. 1996.-№ 10.- С.46−57.
  123. Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1966. -470с.
  124. И. Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов, 1997. -215 с.
  125. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов, 1997.-158с.
  126. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической психологии. Ростов, 1997. -250 с.
  127. Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной среды в вузе. -М., 1994. 28с.
  128. Л.И., Рябов Л. П. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента. — М., 1993. — 28с.
  129. С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -С. 356−376.
  130. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М.: Высшая школа, 1990.- 142с.
  131. Н.Б. Социокультурный контекст образования// Новые ценности образования. -М.: Инноватор, 1995. № 2. -С.67−103.
  132. Н.Б. Введение в круг культурологических проблем образования// Новые ценности образования. М.: Инноватор.- № 4.1996.-154с.
  133. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. — 303с.
  134. Н.И. Дидактические условия реализации гуманистической направленности инженерно -педагогического образования в педвузе. Автореф. Канд. дис. — Волгоград, 1996. — 22с.
  135. С.В. Педагогика личности: Учеб. пособие. 4.1. -Ростов н/Д., 1995. 167с.
  136. С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя.// Педагогика, — 1997. № 5. — С. 108−115.
  137. Культурология XX век: Словарь. СПб: Университетская книга, 1997.-640 с.
  138. А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. М.: Педагогика. — 479с.
  139. .Т. Философия воспитания . Спецкурс: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей: Юрайт, 1995 — 513с.
  140. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей: Юрайт, 1999.-523с.
  141. Личностно ориентированные педагогические технологии в системе профессионального образования в высшей школе.//Сб. науч.тр. -Нижний Новгород, 1997. — 123 с.
  142. Т.С. Творческая атмосфера условие гуманизации учебного процесса //Педагогика, — 1991. — № 12 — С.70−73.
  143. С.Н. Жизнь моя школа, или Право на творчество. -М.:Новая школа, 1995. — 240с.
  144. А.Н. Сущностные характеристики гуманно личностной педагогики // Преподаватель. — 1998. — № 2. — С. 16−18.
  145. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико -методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  146. Мелик -Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможности// Вопр. психологии. 1989. — № 5. — С.11−18.
  147. В.Б. Век образования (Человечество на рубеже XXI века). -М.: Педагогика, 1990. 176 с.
  148. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии// Педагогика. 1997. — № 6. — С.26−31.
  149. В.И. Самореализация личности как социальный аспект: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1990. — 170с.
  150. В.В. Экзистенциальный вакуум и пути его преодоления// Alma Mater.- 1997. № 3. — С.20−24.
  151. Научно исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа: Сб. тр. студентов и молодых специалистов / ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 1990. — 111с.
  152. Национальные ценности образования: история и современность.1. М., 1996, — 119с.
  153. Л.М. Гуманизация и демократизация воспитательного процесса// Пути совершенствования общеобразовательной школы. -Саратов, 1992. С.68−72.
  154. Новое педагогическое мышление: Сб ст. / Под ред А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. -279 с.
  155. Новые ценности образования.- М.: Инноватор, 1996. Вып. 4118с.
  156. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития: Сб .тр./ Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1986.277с.
  157. Образование в поисках человеческих смыслов.//Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д., 1995. — 115с.
  158. О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития// Высшее образование в России. 1994. — № 2. -С.45−50.
  159. Очерки истории школы и педагогики за рубежом: Учеб. пособие. -М., 1989. ч. 2 (XVIII-XX в) — 264с.
  160. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие./ Под ред.С.А. Смирнова- М.:Академия, 2000.- 512с.
  161. Педагогика: Учеб. пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998, — 640с.
  162. Педагогика наших дней: Сб/Сост. и авт. предисл: В. П. Бедерханова. Краснодар: Кн. — изд-во, 1989. — 416с.
  163. Педагогическая энциклопедия. М.: Просвещение, 1968. — т.2.1. С.558−559.
  164. B.C. Сократ. М.: 1980. — 268с.
  165. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. 543с.
  166. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. -М.: Педагогика, 1981. т.2 — 416с.
  167. В.А. Идея «Я- мир» в развитии личности// Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995. — № 3. -С. 27−37.
  168. И.П. Педагогика. -М.: Просвещение, 1996. -432с.
  169. Подготовка учителей в вузе.//Сб. науч. тр. Саратов: Изд-во СГУ, 1992. — 118 с.
  170. Подготовка студентов и повышение квалификации педагогических кадров в условиях гуманизации школы: Межвуз. сб. науч. тр./Отв.ред. В. П. Бездухов.- Самара, 1992. 123с.
  171. Проблемы формирования философской культуры в педвузе. -Саратов: Изд-во СГУ, 1989 214 с.
  172. Психология: Словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1990. — С.351.
  173. Развитие творческой активности учащихся. В. А. Сухомлинский и современность: Материалы науч. практ. конф.-М., 1996 — 126с.
  174. Разумный В. А Система образования на рубеже третьего тысячелетия.-М., 1996. -228с.
  175. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1995.-622с.
  176. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994. -480с.
  177. А.Н. Культорологический смысл содержания образования/ Соц.- полит, журн. 1995. — № 3. — С. 173−178.
  178. .Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: 1981. -т.1 С. 24.
  179. Г. Культура духовность — профессия// Высшее образование в России.-1996, — № 2. — С. 114- 117.
  180. Г. И. Теория, методика и технология обучения// Педагогика. 1999, — № 1. — С. 19−24.
  181. В.В. О методологических основах гуманизации образования // Формирование личности. 4. II Волгоград: Перемена, 1992. С.7−13.
  182. М.П. Педагогические технологии. СПб., 1996.- 217 с.
  183. В.А. Профессиональная культура учителя. М., 1993.323с.
  184. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учеб. пособие, М.:
  185. Школа- Пресс, 1998. 513 с.
  186. Словарь по этике/ Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1983.-c.246.
  187. С. Технологии в образовании// Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 109 -112.
  188. Современное университетское образование: Проблемы и перспективы. Саратов, 1994. -134с.
  189. С. Педагогика для всех. // Педагогика для всех. -Краснодар, 1989. С.327−380.
  190. В.А. Как воспитать настоящего человека? -М.: 1990.-258с.
  191. В.В. Самосознание личности. М. Педагогика: Изд-во1. МГУ, 1983. -286с.
  192. Л.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 3−11.
  193. Толстой Л. Н .Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.543 с.
  194. В.И. Национальные духовные традиции и будущее российского образования// Педагогика. 1998. — № 2. С, — 5−10.
  195. Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров// Педагогика. 1998. — № 1. — С.66−72.
  196. Философский энциклопедический словарь./ Под ред. С. С. Аверинцева и др. М.: Просвещение, 1989. — С. 139.
  197. А. Культурология в системе образования// Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С.39−46.
  198. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
  199. Человек античности: Идеалы и реальность: Серия философы ипедагоги о личности и воспитании/ Сост.: В. И. Исаева и И. Л. Маяк. -М.: Просвещение, 1992. 391с.
  200. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний Мир эпоха Просвещения. — М.: Просвещение, 1991. -239с.
  201. Чучин Русов А. Е. Образование и культура// Педагогика. — 1998.1. С.9−18.
  202. Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М., 1991. — 32с.
  203. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога// Педагогика. 1991. — № 9. — С. 80−84.
  204. Е.Н. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя. М.: Ставрополь, 1991. — 190с.
  205. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М.-1999. С. 288.175
Заполнить форму текущей работой