Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: На материале муз. 
подготовки учителей нач. кл

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако с этой задачей начальные факультеты справляются, в основном, недостаточно по многим причинам. Во-первых, невысокий уровень музыкально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов объясняется ограниченностью времени, отведенного на индивидуальные занятия по фортепиано. Кроме того, немаловажно и то, что большинство абитуриентов приходит в вуз, не имея специального музыкального… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 1. Проблема отношения и ценности в музыкально-эстетическом воспитании будущих учителей начальных классов
    • 2. Структура ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству. ,
    • 3. Организация и методика констатирующего исследования ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству ,
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
    • 1. Дидактическая система формирования ценностного отношения
    • 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к музыкальному искусству у будущих учителей начальных классов
    • 3. Анализ динамики формирования ценностного отношения студентов к музыке

Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения: На материале муз. подготовки учителей нач. кл (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Формирование духовно-ценностных отношений в подготовке современного учителя является наиболее актуальным среди проблем, стоящих перед обществом и высшей школой. Это связано, прежде всего, с тем, что характер развития начального, среднего и высшего образования во многом определяется социально-экономическими и политическими установками, сложившимися взаимоотношениями между школой, обществом и государством. Любые изменения в общественных или производственных отношениях прямо или косвенно сказываются на всех звеньях системы образования. Это особенно наглядно проявляется в последние годы: утрачены старые идеалы, происходит разрушение многих традиций и устоев. Вместе с тем, как записано во Всеобщей декларации прав человека, «образование должно быть направлено к полному развитою человеческой личности». В числе важнейших задач, по-прежнему, остается гуманитаризация образования и на первый план выходит проблема возрождения духовных ценностей.

Основы всестороннего развития подрастающего поколения закладываются в начальных классах. И потому в области педагогического образования особая роль должна быть отведена подготовке учителей, которым предстоит работать в этом звене.

Одной из задач учебно-воспитательного процесса на факультете начальных классов яшяется формирование готовности студентов к эстетическому воспитанию младших школьников, ибо наряду с учителями музыки, учителя начальных классов призваны решать важнейшие задачи духовно-творческого развитая учащихся, приобщения их к серьезному искусству, воспитания эстетического вкуса.

В психолого-педагогической и методической литературе проблема эстетической подготовки учителя начальных классов средствами искусства относится к числу малоразработанных. Имеются лишь работы, связанные с отдельными аспектами рассматриваемого вопроса. Так, эстетическому воспитанию учащейся молодежи средствами искусства посвящены исследования С. А. Аничкина, Э.Г.Ар-дашировой, А. А. Беляна, М. А. Верба, й.И.Казимирской, Е.В.Квятков-ского, Б. Т. Лихачева, Т. В. Морозовой, Л Л. Печко, В. А. Разумного, А. В. Толстых, Е. М. Торшиловой, Л. В. Школяр, Б. П. Юсова и др. Большой интерес вызывают рекомендации по подготовке студентов педагогических вузов к эстетическому воспитанию учащихся Н.М.Ко-нышевой, Г. А. Петровой.

Общим вопросам музыкального образования посвящены труды Л. А. Баренбойма, Д. Б. Кабалевского, Г. М. Когана, В. Д. Критской, Л. А. Мазеля, Г. Г. Нейгауза, В. АЦ^ВДрманаи др., музыкально-педагогической подготовке учителей музыки — О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Г. м.Цьшина, -В.Н.Шацкой, музыкальному обучению учителей начальных классов — А. Й. Адищева, Г. С. Ригиной, Т. Д. Сусловой, А. Е. Трушина и др.

В работах некоторых исследователей, рассматривающих вопросы музыкального обучения студентов факультета педагогики и методики начального обучения (Т.Л.Беркман, Г. К. Овакумова, В.й. Шарабуров и др.), проанализированы. различные аспекта музыкального образования студентов начфака. Среди них:

— межпредметные связи как одно из условий совершенствования учебно-воспитательного процесса;

— роль взаимосвязи музыкальных дисциплин, их единая направленноеть;

— общее музыкальное развитие в активизации фортепианной подготовки студентов педвуза;

— соединение общепедагогического и специального музыкального образования студентов как основа музыкальной подготовки учителя начальных классов;

— новые пути организации музыкальной подготовки будущего учителя начальных классов, методы формирования навыков игры на фортепиано с учетом имеющегося музыкально-слухового опыта студентов.

Анализ перечисленной психолого-педагогической, методической, музыковедческой литературы показал, что в ней мало конкретизируются вопросы выработки социально-нравственной, жизненной, эстетической и профессиональной позиции будущего учителя начальных классов средствами искусства, не освещаются в полной мере проблемы формирования ценностного отношения учащихся к искусству.

Исследование состояния эстетической подготовленности выпускников факультета начальных классов обнаружило ряд пробелов вузовской подготовки. Для большинства студентов характерно слабое представление о познавательных и воспитательных функциях искусства, о путях использования музыкально-художественных ценностей в учебно-воспитательном процессе.

Практика совершенствования массового музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловливает необходимость значительного улучшения профессиональной подготовки учи целей начальных классов. Одним из критериев высокой квалификации преподавателя музыки является не только умение успешно обучать пеншо, но и способность педагога посредством искусства воспитывать в учащихся личностные качества, социально ценностные черты. В связи со сложностью проблем музыкально-эстетического воспитания школьников, с решением которых сталкивается учитель начальных классов, его музыкальная подготовка должна быть весьма глубокой и разносторонней.

Однако с этой задачей начальные факультеты справляются, в основном, недостаточно по многим причинам. Во-первых, невысокий уровень музыкально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов объясняется ограниченностью времени, отведенного на индивидуальные занятия по фортепиано. Кроме того, немаловажно и то, что большинство абитуриентов приходит в вуз, не имея специального музыкального образования, и им приходится в кратчайшие сроки усвоить достаточно большой по объему, к тому же для них малоизвестный материал" Существует и такая причина, как отсутствие опоры на предшествующий, спонтанно приобретенный музыкальный опыт абитуриентов, добытый в процессе «бытового» общения с музыкой. Использование этого опыта в развитии музыкальной культуры — важное средство активизации музыкально-художественной подготовки студентов. Во-вторых, недостатки в образовании в известной мере связаны и с содержанием ныне действующих программ по предметам музыкального цикла.

К музыкальным дисциплинам относится, в частности, обучение игре на музыкальном инструменте. Содержание и процесс обучения студентов игре на фортепиано во многом не отвечают широким требованиям, предъявляемым к уаителю, ведущему музыкально-эстетическую работу в условиях общеобразовательней, школы.

Данный предмет, преподаваемый по принятой программе (Индивндуальная музыкальная подготовка.М.Д989), не раскрывает в полной мере свой воспитательный потенциал по многим причинам, Во-первых, хотя этот предмет и включен в программу музыкально-художественного цикла, то есть должен представлять собой урок искусства, урок по выработке и привитию учащимся навыков художественного освоения мира, его чаще всего сводят к изучению различных теоретических положений по проблемам музыкознания, повышению исполнительского мастерства и т. д.- во-вторых, занятия лишены личностного смысла, так как при освоении материала не уделяется должного внимания критериям нравственной, эстетической оценки изучаемых музыкальных произведений, ориентации студента на эмоциональную отзывчивость, рефлексиюв-третьих, данная программа составлена без учета художественно-творческих, эмоционально-интеллектуальных возможностей студентовв-четвертых, программа не нацелена на формирование внутреннего мира студента, его ценностных представлений, идеалов.

Понятие «отношение» выступает в качестве фундаментальной категории в ряде наук: философии, эстетике, психологии, социологии, педагогике и др. Современная психология указывает, что формирование человеческой личности есть формирование системы ее отношений к предметам и явлениям объективного мира. Бот почему педагоги считают, что их усилия должны быть направлены, прежде всего, на формирование нравственно-элегических, эстетических и других отношений личности, соответствующих требованиям сегодаяшнегсиня.

Опыт практической работы в педвузе показывает, что в процессе изучения музыкальных произведений на индивидуальных занятиях по фортепиано студента вначале, как правило, затрудняются дать адекватную характеристику тому или иному музыкальному явлению.

При выполнении серии заданий на целостность восприятия и определение уровня развития эмоционально-интеллектуальных и творческих способностей студентов выяснилось, что обучаемые в большинстве случаев руководствуются лишь элементами логического анализа" в их оценках художественных ценностей отсутствует эмоциональная окраска в сочетании с желанием творческого «домысливания» подтекста художественного произведения. В результате широкого использования различных уровней педагогического общения со студентами, опоры на их предшествующий музыкальный «слуховой опыт» (по выражению Б.В.Асафьева) повышается степень осмысления изучаемых музыкально-художественных ценностей, усиливается эмоционально-личностная окраска в их восприятии.

Сказанное выше подтверждает мысль М. С .Кагана о том, что специфика искусства как ценности проявляется в полной мере только тогда, когда искусство входит в сферу духовного общения между людьми, общения, как:

1) коммуникативной связи субъектов;

2) их взаимодействия;

3) взаимного восприятия.

Современная психология разработала самые различные стороны проблемы общений. Ввиду ее многоаспектноети она рассматривается во многих областях психологиисоциальной (А.А.Бода-лев, А. В. Петровский, Е. Дубрович), возрастной и педагогической психологии (М.Й.Лисина, П.й.Гальперин, В. В. Давыдов, Д.Б.Злько-нин, А. А. Леонтьев, В.А.Кан-^алик).

В общении открывается возможность обогащения индивидуального опыта личности. Данная категория рассматривается в работах Б.# Ломова, М. ИЛисиной, М. С .Кагана. В трудах перечисленных авторов анализируются функции, формы общения, однако недостаточно внимания уделяется изучению возможностей общения в процессе эстетического воспитания учащейся молодежи. Между тем, роль общения чрезвычайно велика в формирований мотивационно-ценностной сферы личности будущего учителя, его эстетических идеалов, ориентации, которые складываются в диалектическом противоборстве мнений, позиций и т. д.

Проблема педагогического общения в музыкальной педагоги-ке-одна из менее разработанных. Вместе с тем, опыт известных музыкантов-педагогов (Г.Г.Нейгауза, Г. М. Когана, Н. Е. Метнера и др.) показал определенное влияние форм межличностных контактов на характер усвоения художественнообразного содержания произведений, изучаемых в исполнительском классе.

Анализ существующей системы музыкально-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов выявил существенную недооценку роли общения в учебном процессе и полное отсутствие научно-практических рекомендаций по этому вопросу. Педагогическое общение, как фактор совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителя, несомненно способствует формированию духовной культуры. процесс формирования ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыке как виду искусства является одним из важнейших аспектов развитая общей эстетической культуры выпускников вуза (ТЛ.Беркман, Г. А. Петрова, Г. С.Ригина). Анализ образовательной практики в высшей педагогической школе свидетельствует о том, что наиболее уязвимой в ней сферой является проблема воспитания положительного отношения учащейся молодежи к искусству. Нельзя не отметить, что ослабление престижа, приоритета духовной культуры в современном обществе в обязательном порядке должно было привести (и привело) к равнодушному, а нередко и негативному отношению студентов педвуза к серьезной музыке.

Таким образом, актуальность избранной для исследования темы не вызывает сомнения. Ее изучение бесспорно важно, так как без научно-теоретического обоснования не может быть и эффективной реализации заложенных в ней идей. Вместе с тем, воспитание гармоничной личности, безусловно, предполагает формирование ценностного отношения к явлениям действительности вообще и к искусству, в частности.

Цель исследованияразработка эффективных педагогических путей формирования ценностного отношения к музыкальному искусству у будущих учителей начальных классов.

Объект исследованияпроцесс эстетического воспитания будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования — процесс формирования ценностного отношения к музыкальному искусству на индивидуальных занятиях по фортепиано со студентами факультета педагогики и методики начального обучения.

Гипотеза — процесс формирования у будущих учителей начальных классов ценностного отношения к музыкальному искусству будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: а) проведение целостного анализа музыкального произведения, раскрывающего обцешлоричёские и специфические закономерности музыкального развитияб) ориентация восприятия студентов в процессе постижения художественнообразной сущности изучаемых произведений на музыкально-эстетические ценности, связанные с категорией красотыв) использование приемов активизации умственной деятельности (выделение главного, сравнение, обобщение) — г) внедрение разнообразных форм педагогического общения студентов и преподавателя (беседы, диалога, дискуссии) как форм организации индивидуальных занятий по фортепиано. Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что совокупное использование данных условий и их объединение в дидактическую систему должно способствовать повышению уровня ценностного отношения студентов к музыке, достижению целенаправленного педагогического руководства их художественнооценочной деятельностью.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования;

1. Изучить условия индивидуального музыкального обучения студентов на факультете начальных классов: а) проанализировать содержание программы по предмету «Музыкальный инструмент» — б) изучить опыт по использованию форм педагогического общения (беседы, диалога, дискуссии) в практике преподавания в фортепианных классах.

2. Разработать критерии определения уровней ценностного отношения к искусству у будущих учителей начальных классов.

3. Организовать музыкально-художественную оценочную деятельность студентов, направленную на формирование ценностного отношения к музыке в процессе педагогического общения.

Методологической основой исследования являются теоретические положения социологических и психолого-педагогических наук об отношении человека к явлениям действительности и к искусству, о взаимосвязи ценности и оценки (В.Брожик, О.Г.Дроб-ницкий, А. Г. Здравомыелов, M.С.Каган, H.К.Крупская, 5#ТЛихачев, А. С. Макаренко, В. Н. Мясищев, А. В. Толстых, В. П. Тугаринов, С. Т. Шацкий, В.Й.йдов), об основных категориях эстетики С А. И. Буров, А.§-. Лосев, М.#. Овсянников, В. П. Шестаков и др.). Автор опирался на следующие положения психологии: а) о единстве деятельности и общения (А.А.Водалев, А.А.Леонтьев) — б) о межличностных контактах как форме сотрудничества (Л.С.Рубинштейн) — в) о специфике восприятия искусства и художественноэстетического творчества (Л.С.Выготский, Б. М. Теплов, Е.М.Торшилова) — г) об активизации умственной деятельности (П.Я.Гальперин, В. Ф. Паламарчук, Н.Ф.Талызина)¦ Теоретической базой послужили также некоторые положения музыковедческой науки о восприятии, анализе и оценке музыкального произведения (В.В.Асафьев, Е. Д. Критская, Е. В. Назайкинский, В. Н. Холопова, Т. В. Чередниченко, Г. М.Цыпин). В качестве методологической базы исследования использовались работы современныхи&сЛедовагелейв области музыкознания (А.Г. Костюк, В. В. Медушевский, ^.Н.Холопов), а также музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

I. Теоретические: а) анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой, музыковедческой литературыб) моделирование.

2. Эмпирические: а) анализ учебной документации по предметуб) обобщение личного педагогического опыта автора исследованияв) диагностирование, включающее анкетирование, беседу, наблюдение, тестированиег) эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования ааключаются в следующем:

— охарактеризован феномен ценностного отношения будущих учителей начальных классов к музыкальному искусству;

— определена структура ценностного отношения студентов к музыке;

— разработаны критерии определения уровней ценностного отношения к искусству у будущих учителей начальных классов;

— теоретически обоснована и экспериментально апробирована дидактическая система формирования у студентов ценностного отношения к музыке, определены педагогические условия, которые способствуют развитию ценностного отношения. Беседа, диалог, дискуссия (как формы организации индивидуальных занятий по фортепиано) представляют собой систему обучения, предусматривающую возможность различных творческих ценностных позиций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана методика целенаправленного формирования у студентов ценностного отношения к музыке.

Теоретические положения исследования могут быть использованы преподавателями по фортепиано на факультете начальных классов, а также в качестве дополнительного методического материала при чтении курса «Методика музыкального воспитания» .

Достоверность исследования обеспечена использованием методологических подходов, отражающих фундаментальные положения теорий отношения, ценности и оценки, общения, восприятия? анализов современных философских, социологических, психологических и педагогических работ по проблеме исследованиясовокупностью исследовательских методов, адекватных предмету, объекту и цели исследования.

Апробация исследования и практическое внедрение его осуществлялось: а) в процессе опытноэкспериментальной работы на индивидуальных занятиях по фортепиано на факультете начальных классов Башкирского государственного педагогического институтаб) в ходе выступления автора на научно-практических конференциях в гг. Бирске и Уфе (1993;1994 г. г.)" на республиканской научнометодической конференции в г. Уфе (1995 г.) — в) посредством публикации основных результатов диссертационной работы.

Общие выводы исследования:

1. Гипотетическое предположение о том, что процесс формирования у будущих учителей начальных классов ценностного отношения к музыкальному искусству будет аффективным при соблюдении ряда педагогических условий и их совокупное использование в дидактической системе должно способствовать повышению уровня ценностного отношения, достижению целенаправленного педагогического руководства художественнооценочной деятельностью студентов, получило опытно-экспериментальное подтвреждение.

2. Подтверждено теоретическое обобнование роли педагогического общения (беседы, диалога, дискуссии) как эффективного средства, способствующего формированию ценностного отношения студентов к музыкальному произведению. Успех всей учебно-вос-пительной работы (в том числе и музыкально-эстетического воспитания) во многом зависит от действенности межличностных контактов.' Специфика процесса обучения игре на фортепиано требует активного совместного обсуждения исполняемого произведениями, отстаивания студентами своего личностного отношения к музыкальному сочинению. Это возможно осуществить лишь при свободном обмене мнениями, противопоставлений различных ценностных позиций в условиях диалогического обучения.

3. Установлено, что методика поэтапного формирования музыкально-развитого, полноценного восприятия музыки в условиях диалогического обучения и активизации умственной деятельности способствует гармонизации отношений студентов с искусством, позволяет им преодолеть негативное отношение к серьезной музыке, подняться с репродуктивного уровня на репродуктивно-творческий, а некоторым из них — на творческий уровень./.

4. Выявлены методы обучения, способствующие активизации художественно-оценочной деятельности студентов (метод «заинтересованного наблюдения», метод целостного анализа в соединении с приемами активизации умственной деятельности, метод рриентации восприятия обучаемых на музыкально-эстетические ценности, связанные с категорией красота).

5. Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов формирования ценностного отношения студентов к музыке. Изучения требувт вопросы, связанные,/:с преемственностью в совершенствовании художественнооценочной деятельности будущего учителя начальных классов и младших школьников.

Особый интерес приобретает исследование художественно-эстетических моделей восприятия и оценки музыкального искусства детьми данного возраста, а также особенностей педагогического руководства процессом формирования у них адекватного, творческого, ценностного отношения к музыкальным явления".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исходные данные опытно-экспериментальной работы показали, что музыкально-эстетическая подготовленность студентов факультета начальных классов отличалась неоднородностью и нуждалась в выравнивании по ряду параметров. Констатирующее исследование позволило установить, что уровень развития ценностного отношения к музыкальному искусству у большинства студентов низкий. На протяжении трех лет обучения проявлялась тенденция снижения активности обучаемых в этом виде художественно-оценочной деятельности. В оценочных суждениях многих студентов преобладало отрицание или сомнение в личностной значимости изучаемых музыкально-эстетических ценностей, связанных с категорией красоты. Для них было характерно отсутствие желания посещать индивидуальные занятия по фортепиано, стремление к получению музыкально-теоретических знаний, развитию исполнительских и слуховых навыков.

В некоторых группах студентов, особенно на третьем курсе, не наблюдалась эмоционально-эстетическая удовлетворенность от восприятия произведений музыкальной классики.

Как показал начальный этап эксперимента, часть студентов не обращала внимания на качество исполнения, а к музыкально-эстетическим ценностям того или иного содержательного уровня (фонического, интонационного, музыкально-событийного) относилась индифферентно. Это лишало их возможности эстетически полноценно воспринимать музыкальные явления. Поэтому в ходе экспериментальной работы мы стремились обращать внимание обучаемых на ценностноое значение для авторского замысла всех слоев музыкального произведения. Неумение студентами провести качественный теоретический анализ приводило, соответственно, к искажению музыкального текста при исполнении, что способствовало нарушению законов музыкальной логики, лежащих в основе сочинения.

В ходе экспериментальной работа было выяснено, что существующие недостатки в художественнооценочной деятельности студентов во многом были обусловлены механическим переносом имеющихся у них общеучебных мыслительных навыков на занятиях по фортепиано без учета специфики данного предмета — урока искусе тва.

Мы установили, что необходимым условием адекватного ценностного отношения к музыкальному искусству является развитое, полноценное восприятие. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что, в основном, без стимулирования извне, со стороны педагога, студенты не в состоянии правильно оценить то или иное произведение. Это связано с тем, что для многих студентов было характерно слабое ориентирование в музыкальной драматургии, свойственно неадекватное восприятие художественно-образной сущности произведения, то есть непонимание законов красоты, музыкальной логики анализируемого сочинения.

В ходе формирующей опытно-экспериментальной работы была проверена эффективность предлагаемой нами методики проведения индивидуальных занятий по фортепиано. На всех этапах эксперимента были сделаны срезы на основе критериев и показателей уровней ценностного отношения студентов к музыкальному искусству С см. табл. 15). В итоге нами получены объективные данные, свидетельствующие о качественном изменении в общемузыкальном развитии обучаемых.

Как показали результата эксперимента, организация художественно-оценочно й деятельности студентов по разработанной дидактической системе способствовала достижению наибольшей эффективности педагогического руководства процессом формирования ценностного отношения обучаемых к музыке.

Изучение музыкальных произведений на основе данной дидактической системы создавало благоприятные условия для совершенствования оценочной деятельности студентов: а) для повышения качества восприятияб) для формирования навыков аналитического «обследования» музыкального материалав) для развития творческого мышления (эмоционального, интеллектуального, пространственного).

Важнейшим показателем состояния сформированности ценностного отношения студентов к музыке было появление в конце экспериментальной работы у них умения грамотно оценить логическую обусловленность заложенных в авторском замысле эмоционально-выразительных и фонических изменений в развитии музыкальных об о ечз о яой Ь* I Ь* I.

В ?3 Н-1 и) и) и.

ООО.

Ы I—! И ю 4га I-—! ГО о со ы ы 4=" Риз и и.

— рг Л.

ЧО и! О и и и ооо.

ГО 143 го из Ы го по го ю и го го го го.

ГО Ы го о иэ.

— о 4 Г.

Г35 о ч о ы о со ьч кн.

ВПЗ ^ О ?! к"с к 1−3 о | со ж i i i из из о о.

Ы (-4 из ГО из о го из из о о.

I—I I—4 из ОЧ го из го.

И I—I и! о из ю.

— р

Этапы эксперимента.

Курс из о.

-! |-" I-«.

ОЧ О НН.

1−4 О Ы.

Кол-во студен тов в контрол ных группах.

С тепень ориентирования в интонационной о драматургии ® ф.

К в р X о «.

Степень риентирования в комп-логич. драматургии.

Степень ориентирования в пространственновремени драматурвии из о из о.

1—5 о.

Общий балл.

Коя-во студентов в экспериментальных группах из.

ГО.

Степень ориентирования в интонационной драматургии.

Степень эриентирования в комп.-логич. драматургии.

Степень ориентирования в пространственновремен, драматургии.

Общий балл те р

СА О ы сх р X о те р ы ш ь № к е ф ь р, а а Е ф.

5 о д о.

•-3 р ьэ к те © ла ф о.

54 о ес Я ъ.

Сг1 Я о ч о о.

•-3 р я о и ь-3 р сх ы с р

О! разов.

В результате проведенного исследования студента могли свободно ответить не только на вопрос: «Как (в какой форме) написано данное музыкальное произведение?», но и на вопрос: «Почему оно так написано? Каков авторский замысел с точки зрения законов красоты, музыкальной логики?» .

Выбор определенных методов и форм работы был обусловлен задачами конкретного этапа опытно-экспериментального исследования. В основу эксперимента были положены такие методы, как: а) выполнение творческих заданийб) решение художественно-дидактических и игровых задач. Использование данных методов способствовало развитию комплекса творческих знаний, умений и навыков у обучаемых.

Это привело к достижению значительных результатов: а) удалось систематизировать музыкально-теоретические и эстетические знания студентов в процессе целостного анализа музыкального материалаб) развить слуховые навыки в процессе слушания и исполнения музыкальных произведенийв) активизировать внимание обучаемых к качеству исполнительской интерпретации того или иного сочиненияг) развить навыки чтения с листа, подбора на слухд) сформировать умение гармонизовать несложный песенный материале) развить умение творчески «домысливать «небольшое музыкальное сочинение по заданному отрывкуж) удалось развить интерес к предмету «Музыкальный инструмент» с помощью создания различных игровых ситуаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.П. Социально-психологические средства реализации дифференцированного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию старшеклассников, Авторф, дис.. канд. пед, наук.-М., 1982, — 20 е.-В надзаг: АПН СССР НИИ художественного воспитания.
  2. Алексеева В. Г. Место ценностных ориентации в построении типологии личности // Социологические исследования.- 1980.-И.- С.34−43.
  3. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал.-1984.- Т.5.-№ 75.- С.63−70.
  4. .Г. Психология чувственного познания.- М.:йзд-во АПН РСФСРД960.- 486 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания.- Л.:йзд-во Ленингр. ун-та, 1968, — 338 с.
  6. Анохин П. К. Философский смысл проблемы естественного и искусственного интеллекта // Вопросы философии, — 1971, — f3.-С .5−8.
  7. П.Е. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы.-М.:Наука, 1978.- 400 с.
  8. O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. $ 2119 и Музыка и пение".-М:Просвещение, 1963.- 224 с.
  9. Аристотель.0б искусстве поэзии.- М.:Гослитиздат, 1957.182 с.
  10. Аристотель.Соч. :В 4 т.- Т.4 .-bi.: Мыс ль, 1983 .-830 с.
  11. Архангельский С.й.Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы, — М.:Высш.школа, 1980" — 368 с*
  12. Арчажнмкова 1.Г. Профессия учитель музыки.- М.:Педагогика, 1984.- 107 с.
  13. .В. Вопросы музыки в школе.Л ,-М.:Броквауз-Ефрон, 1936.- 284 с.
  14. .В. Музыкальная форма как процесс, — М,* Л.:Музгиз, 1947.-164 с.
  15. Асафьев Б, В. Критические статьи, очерки и рецензии,-М.-1.: Музыка, 1967.- 300 с.
  16. .В. Музыкальная форма как процесс: Кн.1и 2 /Ред. Вступит. статьи, с.3−18, и коммент.Е. М. Орловой.- 2-е изд.-М.:МузыкаДенингр.отд-ние, 1971.-37о с.
  17. В.В. Избранные статьи о музыкальном просвещениии образовании, — 2-е изд.-М.:Музыка, Ленингр. отд-ние,-1973.-143 с.
  18. Асафьев Б. В, Путеводитель по концертам: Словарь наиболее необходимых терминов и понятий, — 2-е изд.-М.:Сов. композитор Д978, — 200 с.
  19. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом, — М. Политиздат, 1977, — 117 с.
  20. Бабанский Ю. К, Оптимизация процесса обучения.- М.:Педагогика, 1977, — 251 с.
  21. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности,— М.:3нание, 1981, — % с,
  22. Бабанский Ю. К, Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- Просвещение, 1982, — 192 с.
  23. Баренбойм Л .А, Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.- М.:Музыка, 1969, — 288 с.
  24. Г. И. Межличностные контакты педагога и учащихсяв процессе обучения музыке (на материале работы музыкально-исполнительских классов на музыкально-педагогических факультетах): Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М., 1992.-18 с. В надзаг.:МГПУ.
  25. С.Д. Природа искусства.-М.:Политиздат, 1982.-166 с.
  26. Белинский В. Г. Полн.еобр.соч.Т.7.- М.:3нание.
  27. Беляева-Экземплярская С.Н.О психологии восприятия музыки.-М.:Рус.книжник, 1923.-115 с.
  28. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства.-М.:Знание, 1981.- 64 с.
  29. Берхин Н. Б .Специфика искусства.-М.:Знание, 1984, — 64 с.
  30. й.т. Установка и поведение.-М.?Знание, 1968.-48 с,
  31. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения.- М.: Просвещение, 1964.- 547 с.
  32. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-199 с.
  33. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды.-И.:Педагогика, 1983.-271 с.
  34. Большая Советская Энциклопедия- В 30 т. / Гл.ред. А.М.Про-хоров.-3-е изд.-М. ¡-Советская Энциклопедия, 1974.- ТД8* -С.628−629.
  35. й.Б. Эстетика.-М.?Политиздат, 1975.- 175 с.
  36. Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения «Медного всадника».- М: Сов. писатель, I981.-399 с.
  37. Н.В. Диалектика объективного и субъективного в оценочном отношении / на примере эстетической оценки: Автореф. дис.. канд.филос.наук.-Ростов н/Дону- 1975.27 с. В надзаг.: Рост. н/Дону ун-т.
  38. Брожик Б. Эстетика на каждый день.- М.-.Знание, 1991 .-208 с.
  39. Брудный А. А. Психология устного пропагандистского воздействия // Вопросы психологии.1978.- № 1.- С.51−57.
  40. Бурлина Е. А. Учащаяся молодежь как объект музыкального воспитания // Музыка в социалистическом обществе: Сборник ста-тей.Вып.З.Сост. и общая ред. А. А. Фарбштейна.- М.-й.:Музы-ка.- С.53−69.
  41. Буров А#и.Эстетика: проблемы и споры: Метод. основы дискуссии в эстетике.- М.:Искусство, 1975.- 175 с.
  42. В.О. Ценность и оценка.- К.:Наукова думка, 1964.-160 с.
  43. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово.4.2 .Интонация Л.3.Композиция.- М.:Музыка-1978.- 365 с.
  44. Вилюнае В. К. Психология эмоциональных явлений / Под ред. 0.В.Овчинниковой.-М.:Йзд-во Моск. ун-та, 1976.- 142 с.
  45. Воеводин А.П., Ильюшин В.А.О соотношении эстетического и улитарного // Филос.науки.- 1965.- № I.- С .73−81.
  46. Д.П. Формирование целостного музыкального восприятия у студентов педагогических институтов: Автореф. дис.. канд.пед.наук.-КиевД987.- 22 с. В надзаг. НИИ педагогики Украинской ССР.
  47. В.В. Понятие установки, отношения и целостныеориентации в социалистическом исследовании // Философские науки.-1968.- Ш*- С .48−54.
  48. Е.В. Эстетический анализ художественного произведения,— М.:Знание, 1974.- 48 с.
  49. Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа.- М.:Изд-во мГу, 1976.- 284 с.
  50. Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры.- М.:Знание, 1979.- 64 с.
  51. Восприятие и деятельность /Под ред. А, Н.Леонтьева.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 319 с.
  52. Л.С. Избранные психологические ис с ле до вания.-М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956.- 519 с.
  53. Выготский 1.С. Развитие высших психологических функций.-М.: Изд-во AiiH РСФСР, i960.- 500 с.
  54. Л.С. Психология искусства / Под ред. М. ГДрошев-ского.- iVi.:Педагогика, 1987.- 344 с.
  55. Г. п. Познание и оценка в искусстве слова: Автореф. дис.. канд.филос.наук.-Л.- 1973.- 18 с. В надзаг.: Ленинградский ун-т им. А. А. Жданова.
  56. П.й. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР.- М.: Наука, 1962, — С.95−110.
  57. ПЛ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления о советской психологии.- М.:Наука, 1966.- С.236−277.
  58. Гегель Г. В. Эстетика: В 4 т. / Пер. под ред. с предисл.^1. Лифшица, с.1-ХУ1 / .-Т.Искусство, 1968.- 312 с.
  59. J 60. Генезис сенсорных способностей: Сб. трудов под ред. 5.Венгера.-М.:Педагогика,?976.-256 с.
  60. С.С., Гальперин П. В. Специфика эстетического сознания.- М.:Высш.школа Д974.- 101 с.
  61. С.С. 0 природе эстетического творчества.-2-е изд. испр. и доп.-М.:Изд-во МГУ, 1977.- 246 с.
  62. Н.Д. Школьники слушают музыку.М.:Просвещение, 1969.-77 с.
  63. Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации / философский анализ /.-Новосибирск: Наука, 1982.- 256 с,
  64. Давыдов В. В. Виды общения в обучении.- М.:Педагогика, 1972.-423 с.
  65. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.
  66. М.'.Педагогика, 1986, — 280 с.
  67. Демин М. В, Проблемы теории личности / Социально-философский аспект.- М.:йзд-во Моск. ун-та, 1977.-240 с.
  68. Додонов В.И.В мире эмоций.-Киев: Политиздат Украины, 1978.-140 с.
  69. О.Г. Мир оживших предметов. Проблемы ценности и марксистская философия.- М.:Политиздат, 1967.- 351 с.
  70. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг: / Монография/.-М.:Высшая школа, 1980.- 286 с.
  71. М.П. Экспериментальные исследование процессов мышления о оценочной деятельности человека. Автореф. дис.. канд.псих.наук.-М., 1973.- 23 с.-В надзаг.: АПН СССР НИИ общей и пед. психологии.
  72. П.А. Усилить профессионально-педагогическую направленность в обучении студентов // Сов. педагогика.-М. 1984.- № II.- С.63−69.
  73. Иванов В. П. Человеческая деятельность познание-искусство.- Киев: Наукова думка, 1977.- 251 с.
  74. Исследование проблем психологии творчества.-М.:Наука, 1983.-336 с.
  75. Я.В. 0 предмете и методах дидактических исследований.- М.:АПН РСФСР, 1962.- 172 с.
  76. Л.В. Дидактика и жизнь.- М.:Просвещение, 1968.- 175с.
  77. А.В. Психология.- М.:Учпедгиз, 1961, — 228 с.
  78. Л.А. Процесс эстетического отражения.- М. Искусство, 1969.- 175 с.
  79. Здравомыслов А. Г. Потребности, Интересы. Ценности.- М.?Политиздат, 1986.- 223 с.
  80. А.Е. Искусство и эстетика: Введение в искусствоведение.- 2-е изд. переработ, и доп. М.:Искусство, 1 975 447 с.
  81. Зотова 0.И., Вобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / Под ред. Е.В.1орохо-вой.- М.:Наука, 1975.- С.241−254.
  82. А.Б. Прекрасное побуждает доброе. Эстетическое воспитание: Статьи, доклады, выступления.- М.:Педагогика, 1973.- 334 с.
  83. М.С. 0 красоте природы и о природе красоты /Вестник ЛГУ.- 1963.- № 17.- с.40−47.
  84. М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-2-е изд., расш. и переработ.-1.:Изд-во Ленингр. ун-таД971.-766 с.
  85. М.С. Человеческая деятельность / Опыт системного анализа.- М.:Политиздат, 1974.-328 с.
  86. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъективных отношений .М.:Политиздат, 1988, — 399 с.
  87. A.C. Диалектика эстетического процесса.-Киев: Вища школа, 1979.- 116 с.
  88. A.C. Диалектика эстетического процесса. Генезис чувственной-культуры.- Киев: Вища школа, 1982.- 192 с.
  89. Кан-Калик В. А. Педагогическое общение в работе учителей-новаторов // Учителю о педагогической технике. Под ред. Рувинекого Л.й. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  90. Г. Н. 0 роли установки в оценке музыкальных произведений // Вопросы психологии.- 1975.- № 5.- С.63−70.
  91. Н.й. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР.- М. Искусство, I97I.-I60 с.
  92. Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под дед. И.В.Равич-Щербо.- М.:Педагогика, 1987.- 176 с.
  93. Кондаков Н. И. Логический словарь.- М.:Наука, 1 971 658 с.
  94. Т.С. Проблема педагогического общения в процессезанятий музыкой / на материале работы музыкально-исполни-тельеких классов на музыкально-педагогических факультетах / Автореф. дис.. канд.пед.наук.-М.-1989.-16 с.
  95. S.I. Изучение педагогического взаимодействия // Сов. педагогика.- 1991.- № 10.- С.36−42.
  96. Кольцова В. А. Опыт экспериментального изучения познавательной деятельности в условиях общения // Методология и методы социальной психологии. Под ред. Шорохова Е. В., М.:Наука.~ 1977.- С.198−200.
  97. В.С., Яковлев Е. Г. Искусство как форма общественного сознания // Филос. науки.- 1983. № 6.- С.133−144.
  98. Королев Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика.- 1970.9.- С.103−115.
  99. A.M. Теория отражения и творчество.- М. Политиздат, 1971.- 254 с.
  100. Ю8.Костюк А. Г. Восприятие музыки и художестве к рая культура слушателя.-Киев: Наукова думка, 1965.- 123с.
  101. А.Г. Теория музыкального восприятия и проблема социально-эстетической действительности музыки // Музыкальное искусство социалистического общества: Проблемы духовного обогащения личности.- Киев, 1982.- С.18−20.
  102. Т.С. Проблема общения в современной американской школе // Сов. педагогика.- 1991, — М.- С.136−140.
  103. ПГ* Критская Е. Д. Творческое отношение учителя к новой программе «Музыка» // Музыкальное воспитание в школе: Сб.статей.- Вып.16.Сост.О.Апраксина.- М.: Музыка, 1985.- С.20−25.
  104. Е.Д. Музыка в начальных классах. Методическйе пособие для учителя.- М.-Просвещение, 1985 С в соавт.)-140 с.
  105. ИЗ. Критская Е. Д. Посвящение в музыку (в соавт.) // Музыка в школе.- 1990.- № 3.- С. 13−16.
  106. Крупская Н.К., 0 задачах художественного воспитания // Избр. пед.произв.-М.:йзд-во АПН РС#СР, 1955.- С.259−263.
  107. Н.К. Пед.соч.Т.7. Главполитпросвет и искусство.-М.:йзд-во АПН РСФСР, 1959.- 751 с.
  108. Н.К. Педагогические сочинения.-Т.3.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 796 с.
  109. Н.В. Педагог как организатор педагогического взаимодействия // Основы вузовской педагогики.- 1.:Изд-во1енингр.ун-та, 1970.- С.84−102.
  110. Кузьмина Н. В. Методы системного педагогического исследования: Учебн. пособие / Ленингр.гос.ун-т и м. А. А. Жданова.-Л.: Йзд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 172 с.
  111. Е.С. Социально-психологические особенности личности // Социальная психология личности.- Л.:Знание, 1972.-С.8−12.
  112. A.M. О содержании понятий и навык" и «умение» //Сов. педагогика.- 1980.- 13.- С.68−72.
  113. Левчук J.Т.Психоанализ и художественное творчество: критич. анализ.- Киев: ¿-ища школа, Изд-во КГУД982, — 159 с.
  114. A.A. Педагогическое общение.М.гЗнание, 1972.-47с.
  115. А.Н. Проблемы развития психики.-М.:Изд-во МГУ, 1972.- 575 с.
  116. Леонтьев А. Н. Искусство как форма общения //Психологические исследования.-Тбилиси, 1973, — С.213−232.
  117. Леонтьев А. К .Деятельность .Сознание .Личность / А. Н .Леонтьев.-2-е изд.-М.:Политиздат, 1977.-304 с.
  118. Леонтьев А. Н. Деятельность и общение // Вопросы психологии. 1979.- №Х.-С.124−128.
  119. Леонтьев А.к.Развитие личности в труде и общении. // Психология формирования и развития личноети.-^.:Знание, 198I.-290 с.
  120. И. Дидактическая система методов обучения.-М.: Знание, 1976.- 64 с.
  121. И.Е. Процесс обучения и его закономерное ти.-М.: Знание, 1980.-96 с.
  122. И. Процесс и структура человеческого учениц: Пер, с чеш.-М.:Прогресс, 1970.-685 с.
  123. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебн. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  124. .Ф. Категория обучения и деятельности в психологии. // Вопросы философии.- 1979.- № 8, — С.38−45.
  125. Ломов Б. Особенности познавательных процессов в условиях общения. // Психологический журнал.- 1980.- 15.-T.I.-0.26−42.
  126. Лосев ^.#., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.:Искусство, 1965.-251 с.
  127. Лукьянов Б. Г. Эстетическая оценка искусства: Сущность и критерии.- М.:Знание, 1977.-54 с.
  128. A.B. Вопросы социологии музыки.- М.:1927.-, 136 с. (История и яеория искусства / Гос.акад.худож. наук- Вып.9),
  129. Луначарский A.B.B мире музыки. Статьи и речи.М.:Сов.композитор, 1956.- 549 с.
  130. A.B. 0 воспитании и образовании.-^.'.Педагогика, 1976 .-634 с.
  131. A.B. Об искусстве.М.-Искусство, 1982, — 468 с.
  132. А.Р. Ощущение и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии.- Ч.П.-^.:Изд-во Моек. ун-та, 1975.-112 с.
  133. Ляудие В. Й. Структура продуктивного учебного взаимодействия учителя с учащимися. / Под ред.одалева A.A. М: йзд-во МГУ, 1 980 437−52.
  134. МазельЛ.А. 0 мелодии.- М.-Музгиз, 1952.-300 с.
  135. Л.А. Вопросы анализа музыки- Опыт сближения теорет. музыкознания и эстетики.- М. Советский композитор, 1978.352 с.
  136. Мазель &-.А. Статьи по теории и анализу музыки.-М.:Совет~ский композитор, 1982.- 328 с.
  137. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения.- М.: Просвещение, 1984.- 143 с.
  138. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.:Педагогика, 1972.-208 с.
  139. Махмутов М. И. Проблемное обучение.- M.: Педагогика, 1975.-367 с.
  140. В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя: Автореф. дис.. канд.искусств.-М.Д971.- 26 с.
  141. В.В. 0 закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.- М.:Музыка, 1976.-254 с.
  142. В.В. Действенность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки.- М.: Myзыка, 1980.-С.141−155
  143. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1984.- С. 143.
  144. B.C. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы.-М.: Искуссиво, 1985.- 318 с.
  145. А. Теория информации и эстетическое восприятие.-М.: Мир, 1966.- 351 с,
  146. Н.И. Изучение эффективности воспитания, теория и методика.- М.:Педагогика, 1981.- 144 с.
  147. Т.В. Связь некоторых особенностей интеллектуальной и эмоциональной сфер личности с художественными вкусом // Теория эстетического воспитания.-М.:АПН СССР, 1977.-С.90−92.
  148. J57. Музыкальная энциклопедия / Гл. редЖв.Келдыш.-T.I.-^.i
  149. Советская Энциклопедия, 1973.-1072 отб. с ил.
  150. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред.Ю. В. Келдыш.- Т.4.- М.: Советская Энциклопедия, 1978.- 976 с ил.
  151. Музыкальная энциклопедия / Гл, ред. С. Б. Келдыш.- Т.5.-М.: Советская Энциклопедия, 1981, — 1056 с ил.
  152. В.Н. Личность и неврозы.- Л.:йзд~во ЛГУ, 1960.-426 с.
  153. i.A. Понятие установки в общей и социальной психологии.Тбилиси, 1977.
  154. S.B. 0 психологии музыкального восприятия.-М.-.Музыка, 1972.- 283 с.
  155. Назайкинский Е.В. 0 константности в восприятии музыки
  156. Музыкальное искусство и наука: Сб. статей.- Вып.2.-М.: Музыка, 1973.- С.59−98.
  157. Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: Сб. статей / Сост. В. Н. Максимов.- М.: Музыка, 1980.- С.92−111.
  158. Е.В. Логика музыкальной композиции.- М.:Музыка, 1982.- 320 с.
  159. Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки.- М.?Музыка, 1982, — С.195−228.
  160. Е.В. Звуковой мир музыки.- М.:Музыка, 1988.-254 с.
  161. A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания.- М.:Мысль, 1972.-271 с.
  162. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- 4 -е изд.-М.:Музыка, 1982.- 300 с.
  163. Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники.М.:Сов.1. Россия, 1989, — 188 с.
  164. Н.й. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии.-I960.- II, — С.22−30.
  165. B.C. Сократ. М.:Наука, 1984.- 185 с. Изд. 2-е, доп.
  166. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в ВУЗе.- М.:йзд-во МГУ, 1985.- 112 с.
  167. М. Функция художественного образа в историческом процессе // Содружество наук и тайны творчества.- М.: Знание, 1986.- С.61−98.
  168. Никифоров А. С. Познание мира.М.:Сов.Россия, 1989.-188 с.
  169. Новикова <2.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. -М.:Политиздат, 1976.- 287 с.
  170. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г. М. и &-ноуиека Г. М., МГУ, 1987.- 275 с.
  171. A.C. Введение в современное музыкальное мышление. -М.-1.:Гос.муз.изд-во, 1946.- 471 с.
  172. О.Н. Специфика эстетического восприятия.- М.: Высш. школа, 1975.- 224 с.
  173. Основы эстетического восприятия: Учебн. пособие для пед. вузов / Подгот.А. К. Дремов, Д. Ф. Козлова, H.A.Мезенцева и др.-М.:Высш.школа, 1 975 327 с.
  174. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. Петровского А.В.-М.:МГУ, 1986.-291 с.
  175. Н.Д. Об отражении действительности в музыке: / к вопросу о содержании и форме в музыке. Л.:Музыка, Ленингр. отд., 1979.-72 с.
  176. Паламарчук Б.§-. Диалектические основы формирования мышления учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. .докт. пед. наук (13.00.01) .- К., 1984.- 47 с. В надзаг.:Киев, гос.пед.ин-т им. А. М. Горького,
  177. В.Ф. Школа учит мыслить.- 2-е изд., доп. и перераб.-М.:Просвещение, 1987.- 207 с.
  178. Г. И. Восприятие музыкального произведения и его структура // Эстетические очерки.- М.:Музыка, 1967.-Вып.2.-С .191−211.
  179. Г. И. Звучащие образы: (0 музыкальной выразительности).-М.:Знание, 1977.- 112 с.
  180. Г. И. Искусство музыки.- М.:Знание, 1987.-1X2 с.
  181. .Д. Основы социально-психологической теории.М.: Мысль, 1971.- 197 с.
  182. H.H., Татур Ю. Г. Гассель S.M. Комплексный подходк управлению качеством подготовки специалистов // Вестник высш.школы.- 1985.- № 12.-С.17−24.
  183. Песталоции И. Г. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Сост. Ротенберг В.А.М.:Педагогика, 1981, —95 с.
  184. I.A. Воспитание как общение диалог //Вопросы психологии, 1983.-№ 2.- С.85−89.
  185. Познавательные процессы: ощущение, восприятие / Под ред., А. В. Запорожца, В.$.Ломова, В. П. Зинченко.Научно-исследоват.ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР, — М.: Педагогика, 1982.- 336 с.
  186. Г., Ройтерштейн М. И. Как слушать и понимать музыку.- М.:Сов.композитор, 1961, — 30 с.
  187. Н.С. Установка и деятельность // Вопросы психологии." 1972, — № I.- С.3−10.
  188. Проблемызыкального мышления- Сб. статей / С ост. и ред. М. Г. Арановский.- М.-Музыка, 1974.- 336 с.
  189. Программа по музыке / с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1−3 классы.-М.:Просвещение, 1983, — 112 с.
  190. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Межвуз.еб.научн.тр.СмГПЙ им. В.И.Ленина): / Под ред. В. А. Слас танина.-М.:1982.- 180 с.
  191. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К. М. Гуревича. Научн.-исслед.ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР: Педагогика, 1981.-232 с.
  192. Психологический словарь / Айрапетянц А. Т., Альтман Ь. А., Анохин П. К. и др.: Редкол.: В. В. Давыдов и др. -М.педагогика, 1983.- 447 с.
  193. Пясковский И. Б. Логика музыкального мышления. -Киев: Муз. Украина, 1986.-182 с.
  194. В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа. // Вопросы психологии.-1978.- № 2.-^.70−80.
  195. Ражников В. Г. Резервы музыкальной педагогики.-М.:Знание, 1980.- 96 с.
  196. В.А. Эстетическое воспитание.Сущность.Формы, Методы. -М.:Мысль, 1969.-188с.
  197. Революция-искусство-дети. Материалы и документы. М., 1966.- 210 с.
  198. Ржецкий Н. Н. Деятельноетный подход к дидактике. // Сов. педагогика.- 1983.- 15, — С.79−81.
  199. Ребане &-.К. Принципы социальной памяти // Филос. науки,-1977.- i5. C. X03-I08.
  200. Ривин А. Г. Содиалог как орудие ликбеза // Революция и культура, 1930.- С.15−16.
  201. Г. С. Уроки музыки в начальных классах. М.?Просвещение, 1979.- 160 с.
  202. Роджерс й. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии.- 1990. № I.-С.164−168.
  203. Российская Е. И. Искусство как средство общения.- М.?Знание, 1985.- 64 с.
  204. Е.А. Функции музыкальной темы.-Л.?Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977.- 160 с.
  205. Рубинштейн С Д. Основы общей психологии.-2-е изд.-М.: Учпедгиз, 1946.- 704 с.
  206. С.Д. Пролблемы общей психологии (отв.ред. Е. В. Шорохова Изд-ние 2-е.-М.:Педагогика, 1976.-416 с.
  207. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения / Под ред. В. А. Ндова.- Л.:Наука, 1979>— 264 с.
  208. Самохин Б .Н .Эстетическое восприятие: вопросы методологии и критики. М.-Мысль, 1986, — 208 с.
  209. Д.С. К психологическому вопросу об особенностях развития музыкального восприятия: Автореф. дне.. канд.пед.наук.-М., 1974.- 20 с.
  210. М.А. Художественное произведение как структура. .В кн.: Содружество науки и тайны творчества .- Л. Шаука, 1978.- 206 с.
  211. С.С. Теория музыки и современный слушатель // Сов. музыка.- 1961.- i I, — С.56−63.
  212. Сохор А. Н. Воспитательная роль музыки.-Л.:Музыка, Ленингр. отд-ние, 1975.-64 с.
  213. Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки.-Л.:Сов. композитор, 1980.-295 с.
  214. И.В. Музыкальная форма: Учебник.-7-е изд.-М.: Музыка, 1984.-400 с.
  215. Столович.Н.Эстетическая ценность в аспекте социальной детерминации эстетического сознания // Вопросы философии.-1982." 8.- С.66−75.
  216. Столович ?.Н.Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности.- to.:Политиздат, 19*5 .-^15 с.
  217. В.А. Павлышская средняя школа // Избр. произведения: В 5 т./ Редкол. А. Г. Дзеверин /отв.ред. и др.-Киев, 1980.- Т.4.- 0.7−410.
  218. К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма // Генезис сенсорных способностей: Сб. трудов под ред.
  219. Л, А.Венгера.- М.:Педагогика, 1976, — 253 с.
  220. .м. Психологические вопросы художественного воспитания // Сов. педагогика.- 1946.- 16, — С.96−112″
  221. В.М. Психология музыкальных способностей.- М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.- 335 с.
  222. .М. Избранные труды: В 2 т,-т.1.- М.:Педагогика, 1985.- 328 с.
  223. Торичная С. И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Кишенев: 1989.-III с.
  224. В.М. Можно ли поверить алгеброй гармонию? Критический очерк экспериментальной эстетики. М. Искусство, 1988, — 208 с.
  225. В.п. Теория ценностей в марксизме.- Л.:Изд-во ЛГУ, 1968.- 122 с.
  226. Формирование знаний, умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. Гальперина И. Я., и Талызиной Н.§-, М.:йзд-во &-ГУ им. М. ВЛомоносова, 1968,136 с.
  227. Ю.н. К проблеме музыкального анализа // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей .- Вып.6, — М.:Сов.композитор, 1985.-С.130−151.
  228. В.Н. Музыка как вид искусства.- М.-Изд-во Моск. гос.коне.им. П. Й. Чайковского, 1991.- 250 с.
  229. Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учебн.-Просвещение, 1984, — 176 с.
  230. Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М.:Сов. композитор, 1988.- 384 с.
  231. Г. М. Шопен и русская пианистическая традиция.-М: Музыка, 1990, — 96 с.
  232. .С. Музыка и слушатель: Опыт социологического исследования.- М.:Музыка, 1972.- 204 с,
  233. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества.-М.:Педагогика, 1975.- 200 с. 245. '¿-льконин Д.Б. 0 теории начального обучения // Начальное образование.- 1963.- № 4.- С.37−42.
  234. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. ЛабкоЕСкая Г. С.- М.:Просвещение, 1983, — 304 с.
  235. Ядов В.А., Водзинская В. В. Активность личности в социалистическом обществе.- Москва-Варшава, 1974.
Заполнить форму текущей работой