Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет последнему не просто проявлять себя, свое отношение к людям и деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной… Читать ещё >

Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальное развитие человека во многом зависит от его активности в самопроявлении. Последняя во многом определяется его состоянием, тем, в какой степени он адаптирован или дезадаптирован в среде. Чем более комфортно человек чувствует себя в социуме, тем больше он предрасположен к самопроявлению, социальному развитию.

В результате изучения главы 10 студент должен:

знать

  • • сущность адаптации, дезадаптации и реадаптации их место и роль в социальном развитии, социализации человека;
  • • причины дезадаптации, ее проявление и влияние на процесс и результат социализации человека;
  • • взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации;

уметь

• учитывать взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации в социально-педагогической работе с ребенком;

владеть

• знаниями о взаимосвязи адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации; реадаптации и ресоциализации, необходимыми в социально-педагогической работе с ребенком.

Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации, которая характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения общества. Социальная адаптивность человека — состояние наиболее благоприятное для его социализации при проявлении целесообразной активности.

Особое значение имеет социальная адаптация ребенка — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.

Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет последнему не просто проявлять себя, свое отношение к людям и деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различных условиях жизнедеятельности в том числе, к исключительно сложным и неблагоприятным. Адаптационные возможности у каждого человека свои и они значительны. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды жизнедеятельности (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе). Она позволяет человеку накапливать опыт, необходимый для успешной самореализации, социализации. Для ребенка — это наиболее благоприятные естественные и необходимые условия, которые могут быть созданы в семье, детском саду, школе.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях конкретной среды в данный период времени, как отражение степени его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней.

Умение видеть нетипичное проявление ребенка в среде (семье, детском саду, школе, сотрудничестве со сверстниками, на улице) позволяет воспитателю своевременно реагировать на его дискомфортность. Однако, практика свидетельствует, что последний далеко не всегда может сделать это, так как необходимо хорошо знать ребенка и присущее ему своеобразие проявления в различных условиях. Воспитатель должен внимательно изучать причины подобного состояния воспитанника и помочь ему в адаптации, преодолении возникших противоречий, трудностей, что позволит лучше реализовываться в учебе, досуговой деятельности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социального развития, социализации.

Адаптация человека как результат является свидетельством того, в какой степени он приспособлен к условиям среды жизнедеятельности. Для ребенка она указывает на комфортность для него данных условий, что выступает одним их факторов благоприятного самопроявления в развитии и социализации. Это — оценка соответствия (несоответствия) адаптивности ребенка применительно к его возрасту к условиям среды, что позволяет ему наиболее полно проявить себя во взаимоотношениях и поведении, в учебе и играх. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.

Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположенность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависит от индивидуального своеобразия, опыта адаптации, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоактивности.

Предрасположенность человека к адаптации представлена на рис. 10.1.

Предрасположенность человека к адаптации.

Рис. 10.1. Предрасположенность человека к адаптации.

Индивидуальное своеобразие человека — это то, что характерно для него, позволяет ему адаптироваться в той или иной ситуации, и проявляется его качествах и свойствах. С возрастом человек меняется, на его своеобразии сказывается жизнедеятельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям обстановки. В процессе изменения качества и возможности совершенствуются или утрачивают, что сказывается на его приспособляемости.

Опыт адаптации способствует формированию у человека качеств, которые помогают ему быстро вживаться в новые условия той или иной ситуации, приспосабливаться к ней и подобной ей (типичной), что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыта приспособления к новым условиям, тем быстрее происходит адаптация. Опыт позволяет ему сокращать время адаптации к среде и он способен достаточно активно приспосабливаться к условиям, в которых уже был (типичным, сходным).

Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный период жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации, снижает действенность его опыта. Постоянно находясь в одних условиях он с трудом адаптируется к новым. Возникновение такой потребности вызовет у человека определенные трудности. Например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется в детском саду, школе.

Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации, которая сказывается на состоянии человека. При наличии опыта, но отсутствии настроя на самопроявление, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время, настрой может формироваться в процессе самопроявления человека, которое способно его увлекать, стимулируя проявление интереса, желания, устремленности.

Состояние определяет настрой. Оно определяется внутренними (состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом) и внешними (новизной, приятием или неприятием среды) факторами. Состояние бывает благоприятным и неблагоприятным и может меняться в процессе адаптации в зависимости от изменения обстановки и степени самореализации как в позитивную, так и в негативную сторону.

Самоактивность — это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации к среде, позволяя или преодолевать трудности и адаптироваться, или не адаптироваться.

Для ребенка большое значение имеет адаптация в семье, детском саду, школе. В детском саду она позволяет ребенку чувствовать себя в группе естественно и наиболее полно проявлять себя. Для адаптированных детей самоактивность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития, социализации ребенка во многом определяется воспитательной программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребенку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (ссузовской, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.

Адаптация важна и в других условиях. Это:

  • — адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза);
  • — профессиональная адаптация в связи со сменой места работы;
  • — адаптация в после профессиональной сфере (пенсионера).

Каждая из них имеет свое содержание и жизненное значение для человека. Например, адаптация выпускника образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат его приспособления к социальным условиям среды профессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени человек реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигать положительных результатов. В этом нуждается и выпускник, и производство.

Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она характеризует процесс и результат приспособления человека к выполнению определенной деятельности, профессиональных обязанностей и применима к любому человеку, приступающему к какой-либо деятельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зависит от опыта соответствующей деятельности, настроя, состояния, самоактивности и, возможно, временного перерыва в деятельности.

Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживают развитие их адаптационных возможностей. Такие дети, появляясь в новых условиях, испытывают большие трудности в адаптации, а, следовательно, в самореализации, социальном развитии и социализации.

Человек, который приобретает опыт адаптации, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Последнее необходимо ему в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми. В учебе оно обозначает способность обучаемого к гибкой переориентации на содержание, формы и методы обучения, которые используются в образовательном учреждении.

В специальной литературе существует такое выражение как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы) и функциональные изменения нервной и сердечно-сосудистой систем.

Если существует адаптивность, то должно иметь место и противоположное качество. Неадаптивность проявляется в том, что человек испытывает большие трудности в адаптации к новым условиям обстановки, характеру общения и деятельности, преодолеть которые самостоятельно он, как правило, не может.

Адаптация человека во многом зависит от среды. Адаптированность среды характеризует ее приспособленность для естественной адаптации к ней человека (группы). Существуют адаптированные среды, наиболее подготовленные для определенных категорий людей. Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школьного возраста.

Ситуационные адаптационные возможности человека не постоянны. В зависимости от условий, своеобразия и состояния последнего они могут снижаться или повышаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой