Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теория лексического прототипа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. К. Архипов говорит о ближайшем и дальнейшем лексическом прототипе. К ближайшему ЛП он относит номинативно-непроизводное значение, так как именно оно первым приходит на ум при предъявлении соответствующей формы. Это значение является отправной точкой для вывода остальных ЛСВ слова. Поскольку многие формы могут быть использованы в переносном значении, для вывода содержательного ядра необходимо… Читать ещё >

Теория лексического прототипа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе исследования лежит теория лексического прототипа, подробно описанная И. К. Архиповым в его труде «Язык и языковая личность». (Попова З.Д. Семантико-когнитивный анализ языка. С.24).

Под лексическим прототипом (далее — ЛП) И. К. Архипов понимает единицу наибольшей степени абстракции, инвариант всех лексико-семантических вариантов многозначного слова. Он представляет собой пучок минимальных дифференциальных и интегральных признаков, необходимых для отождествления предмета мысли (Архипов И. К. Язык и языковая личность: учебное пособие. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 264 с.). Еще в 1944 г. Г. Гийом высказал мнение о том, что перед выявлением контекстного значения какой-либо формы необходимо выявить основное значение, которое бы предшествовало любому контекстному значению (Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. С.86). Таким общим значением, предшествующим контекстному, как раз будет лексический прототип, являющийся, следовательно, единицей уровня системы языка.

С одной и той же словоформой у человека может ассоциироваться (на основе опыта его общения) несколько значений, но изначально с этой конкретной формой связывается, прежде всего, одно единственное системное значение. Это системное значение будет являться «лучшим представителем» семантики данной формы на уровне языка, то есть лексическим прототипом. Таким системным значением традиционно бывает первое главное номинативно-непроизводное значение (термин В. В. Виноградова, далее — ННЗ). Это значение чаще всего приводится обывателями при предъявлении им некоторой языковой формы (Архипов И. К. Язык и языковая личность: учебное пособие. С.245). Тем не менее, одно только номинативно-непроизводное значение не является собственно лексическим прототипом.

С учетом вышесказанного следует обозначить основные признаки для определения лексического прототипа:

  • 1) ЛП есть пучок коммуникативно значимых абстрактных узуальных смыслов;
  • 2) ЛП — минимальный пучок интегральных и дифференциальных признаков, которые необходимы для идентификации предмета (понятия);
  • 3) признаки ЛП не могут быть выведены один из другого;
  • 4) ЛП есть содержательный инвариант всех лексико-семантических вариантов (далее — ЛСВ) многозначного слова;
  • 5) содержание ЛП конкретного языка определяется на уровне обыденного сознания (Архипов И. К. Язык и языковая личность. С.124).

Применение теории лексического прототипа становится все более актуальным в свете исследований психолингвистами механизмов речи человека. Согласно предположениям исследователей, человек не может удержать в голове все варианты значений всех известных ему слов. В процессе общения говорящий не подбирает фиксированные в языке значения слов, которые хранятся в его памяти, так, чтобы они соответствовали условиям конситуации (ситуативного контекста), а выдает звуковые (графические) формы знаков, соответствующих формам лексических прототипов, находящихся в его голове. При этом говорящий надеется, что его партнер по коммуникации сможет воссоздать изначально задуманный смысл, используя лексические прототипы, имеющиеся у него в голове, и в соответствие с конситуацией. В свою очередь, слушающий в процессе интерпретации смысла выводит прямые или переносные значения, «прикладывая» ЛП к различным ситуациям. Он использует ту же схему вывода значения с помощью лексического прототипа, что и говорящий (Архипов И. К. Язык и языковая личность. С.123).

И.К. Архипов говорит о ближайшем и дальнейшем лексическом прототипе. К ближайшему ЛП он относит номинативно-непроизводное значение, так как именно оно первым приходит на ум при предъявлении соответствующей формы. Это значение является отправной точкой для вывода остальных ЛСВ слова. Поскольку многие формы могут быть использованы в переносном значении, для вывода содержательного ядра необходимо добавить к первому главному значению компонент сравнения. Расширение значения таким образом представляет еще бомльшую степень обобщения и является семантическим инвариантом всех ЛСВ формы. Такие инварианты высокой степени обобщения получили название дальнейшего лексического прототипа. Основная функция дальнейшего ЛП проявляется в том, что от него формируются все ЛСВ, а также ННЗ полисеманта. Это становится возможным благодаря высокой степени абстракции содержания, что позволяет связать значение с широким кругом явлений, а также удерживать его в долговременной памяти (Архипов И. К. Язык и языковая личность. С.247).

Многие авторы, занимавшиеся проблемой описания лексического значения и его структуры, предлагали различные термины. Результат сопоставления объема признаков, входящих в ЛП, с терминами, предложенными другими исследователями, представлен на рисунке 2:

Теория лексического прототипа.

семантические примитивы (А. Вежбицкая);

номинативно-непроизводные значения (В.В. Виноградов),.

" Ближайшее" значение (А.А. Потебня),.

интенсионал (М.В. Никитин).

интенсионал + импликапионал (М.В. Никитин),.

сигнификат (М.В. Никитин).

Рисунок 2 — Соотношение объема признаков, вкладываемых в термины для описания семантической структуры слова

Важность применения теории лексического прототипа обусловлена еще одним фактором. В процессе общения говорящий и слушающий находятся в условиях так называемого коммуникативного цейтнота, то есть недостатка времени на обдумывание и обработку получаемой (отправляемой) информации. Выведение соответствующего значения на основе лексического прототипа значительно сохраняет время по сравнению с поиском конкретного значения, подходящего к ситуации. Исходя из сказанного, процесс коммуникации может быть представлен следующим образом: говорящий, выдавая одну из форм полисеманта, надеется, что в сознании слушающего будет воспроизведено то же самое содержание, постоянно ассоциируемое с данной формой, то есть инвариант семантической структуры слова (лексический прототип). Чтобы упростить задачу слушающего по выводу задуманного актуального значения, говорящий выстраивает соответствующий языковой контекст. В результате, слушающий может актуализировать нужное значение на основе семиотического комплекса, состоящего из лексического прототипа, языкового и речевого контекста, а также анализа изменений состояния его тела. Время, которое использует говорящий для формирования языкового контекста, оказывается достаточным для вывода актуального значения (Архипов И. К. Язык и языковая личность. С.168).

Дальнейшее изучение и разработка теории лексического прототипа имеет большую практическую значимость для преподавания иностранного языка. Во-первых, данная теория может помочь при объяснении обучающимся таких языковых явлений, как омонимия и полисемия. Анализ совпадения (несовпадения) некоторых значений слова с его лексическим прототипом позволяет провести границу между двумя этими явлениями. Кроме того, теорию лексического прототипа можно применять и в процессе обучения лексике. Традиционно учителями выбирается подход, который предполагает заучивание учащимися актуальных значений слов, которые иногда имеют нечеткие границы, и способов их использования. Однако такой подход не гарантирует долговременное сохранение в памяти всех актуальных значений и усвоение семантической структуры изучаемого слова. В случае обучения на основе исследуемой теории учащимся предъявляется лексический прототип слова и набор наиболее вероятных ситуаций актуализации остальных лексико-семантических вариантов. Задача учителя сводится к тому, чтобы помочь увидеть связь между содержанием ЛП слова и значимыми элементами понятий, входящих в состав отдельных актуальных значений. Таким образом, учащимся становится проще самостоятельно вывести все значения на основе первого самого главного, используя известные им механизмы расширения, сужения, метафоры и так далее. На основе имеющейся у учащихся картины мира формируется умение видеть, в наименовании каких единиц может и не может использоваться ЛП изучаемого слова. Следовательно, у них складывается более реалистичная и полная картина способов функционирования этого слова как единицы номинации (Архипов И. К. Язык и языковая личность. С.129).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой