Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профильное обучение как средство социализации учащихся гуманитарных классов общеобразовательной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработанная и предложенная модель гуманитарной социализации учащихся в классах гуманитарного профиля на практике продемонстрировала надежность избранных теоретических обоснований и общих принципов построения. Экспериментальная проверка разработанных критериев по гуманитарной социализации учащихся продемонстрировала их высокую надежность, что позволяет использовать их в практике профильного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 1. 1. Теоретическое обоснование социализации — понятие, содержание, методы
    • 1. 2. Профильное обучение как средство социализации учащихся
    • 1. 3. Особенности социализации учащихся в процессе изучения историкообществоведческих предметов в классах гуманитарного профиля
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
    • 2. 1. Педагогические условия социализации учащихся в историкообществоведческом образовательном процессе
    • 2. 2. Модель социализации учащихся в классах гуманитарного профиля
    • 2. 3. Экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий целенаправленной социализации
  • Выводы по второй главе

Профильное обучение как средство социализации учащихся гуманитарных классов общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: Россия вошла в XXI век, время активных интеграционных процессов, технологического и социального прогресса, новых взаимодействий. Российскому гражданскому обществу и правовому государству нужна качественно новая личность, гармонично вписанная в современные социальные отношения, занимающая активную гражданскую позицию, личность нравственная и всесторонне развитая. Эта потребность обусловлена новыми социальными, политическими, экономическими, культурными, религиозными и другими отношениями, характерными для современного этапа развития общества. Реализации этой цели, стоящей перед Россией, служит целенаправленная и последовательная работа по расширению образовательных программ в области гуманитарного знания. Только нравственная, широко образованная, профессионально грамотная, занимающая активную гражданскую позицию личность, может строить новую Россию — страну, процветающую и уверенно движущуюся по пути прогресса.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и целенаправленную социализацию обучающихся.

Профильное обучение в средней школе является актуальным направлением гуманитарной подготовки в рамках модернизации региональной системы образования национально-государственных субъектов! Российской Федерации.

Государственная политика России в области образования в последние годы, претерпела значительные изменения — идет следующая ступень реформирования образования до 2020 года. Одно из важных направлений этой реформы — изменение целей образования и воспитания, ориентирующих учителей и учащихся на освоение мирового, социально-гуманитарного знания. Важными составляющими этого процесса является гуманизация и гуманитаризация образования: национальные и интернациональные, этнические и гуманистические начала, должны дополнять друг друга в едином процессе социализации учащихся.

Несмотря на довольно устойчивый интерес к проблеме социального становления личности школьника, актуальность работы обусловлена несколькими важными факторами:

— необходимостью определения особенностей социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы;

— объективной потребностью совершенствования процесса социализации школьников в условиях общеобразовательной школы,.

— недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических условий;

— имеющимся воспитательным потенциалом предметов.

Дисбаланс наблюдается между потребностью молодежи быть успешными в обществе и реальными возможностями в достижении этой цели. В этой связи особую актуальность приобретает проблема целенаправленной социализации школьников. Способствовать процессу целенаправленной социализации школьников — это социальный заказ общества и государства школе.

Историко-культурные традиции российского общества не дают иной альтернативы, помимо новой концепции человека и его роли в современном обществе. Поэтому исследование содержания предметов историко-обществоведческого цикла показывает, что оно имеет огромный потенциал для целенаправленной гуманитарной социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля.

Таким образом, социализация учащихся в гуманитарном направлении, ставшая основой реформирования системы образования, является важным компонентом гуманитарного профильного образования.

Проблема социализации личности — одна из немногих, которая находится на стыке нескольких общественных дисциплин и является предметом их изучения. Общетеоретические положенияпроблем социализации личности исчерпывающе представлены в западной социологии. Значительный вклад в развитие ее теории внесли М'. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н: Смелзер, Р.' Мертон. Их работы способствовали утверждению представления о социализации как процессе, в ходе которого формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности.

В российской социологии разработкой проблем социализации личности активно занимались такие отечественные социологи, как Г. М. Андреева, В. И. Добреньков И.С. Кон, А. И. Кравченко, Е. Е. Леванов, Е. Б. Столбун, Ю. Р. Хайруллина, В. А. Ядов.

Начиная с 60-х годов XX века, в отечественной социологии активизируется внимание к профессиональной ориентации, жизненным планам, ценностям молодежи, изучаются мотивационные основы, жизнедеятельность молодого поколения в работах И.В. Бестужева-Лады, Н. М. Блинова, В. Т. Лисовского, Р. Ф. Минкина, М. Н. Руткевича, М. Х. Титмы, В. Н. Шубкина.

В работах A.B. Мудрика процесс социализации рассматривается в сущностном аспекте с социально-педагогических позиций, социализация определена как взаимосвязь социальной адаптации и нравственного самоопределения личности. По наблюдениям Г. М. Андреева, В. Э. Чудновского, Д. И. Фельдштейна установлено, что самые благоприятные предпосылки для самоопределения имеются в подростковом возрасте. Это обусловливает ведущие функции педагогически направленного процесса гуманизации и социализации. Исследователи акцентируют внимание на анализ различных аспектов гуманизации, поиск путей и. форм реализации гуманистических идей в воспитательной практике (М.Н. Берулава, Л. А. Волович, P.A. Валеева, З. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков, E.H. Шиянов).

Однако исследование процесса социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы, не было целью специальных исследований, недостаточно разработаны вопросы" создания педагогических условий социализации учащихся в классах гуманитарного профиля.

Таким образом, обнаруживается ряд противоречий между потребностями в:

— изучении особенностей социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы и отсутствием концептуальных подходов к решению данной проблемы;

— социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью педагогических условий целенаправленной социализации;

— имеющимся воспитательным потенциалом предметов историко-обществоведческого цикла и условиями его реализации.

Проблема диссертационного исследования: каковы педагогические условия социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы?

Актуальность обозначенной проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Профильное обучение как средство социализации учащихся общеобразовательной школы (на примере классов гуманитарного профиля) «.

Цель исследования — выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективной социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы.

Объект исследования — процесс обучения учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогические условия целенаправленной ^ социализации учащихся в классах гуманитарного профиля при изучении, историко-обществоведческих предметов и элективных курсов.

Гипотеза исследования. Процесс социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы при изучении-предметов историко-обществоведческого цикла и элективных курсов будет эффективным, если:

— использовать возможности содержания 1 профильно-ориентированных историко-обществоведческих предметов и элективных курсов для целенаправленной социализации учащихся;

— обеспечить мотивационную включенность учащихся в учебно-познавательную деятельность и реализацию форм и методов обучения в соответствии с их профессиональной направленностью;

— разработать и внедрить в процессе обучения модель социализации учащихся, содержащую дианостико-аналитический, мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и критериально-результативный блокикритерии и уровни диагностики успешной гуманитарной социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать возможности профильного обучения как средства социализации школьников.

2. Раскрыть особенности социализации учащихся в процессе изучения истории и обществознания в классах гуманитарного профиля, уточнить и конкретизировать содержание понятия «гуманитарная социализация».

3. Определить, и научно обосновать педагогические условия1 социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы.

4. Установить критерии: и уровни диагностики успешной социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля-общеобразовательной школы.

5. Разработать и внедрить модель социализации учащихся в процессе изучения историко-обществоведческих предметов и элективных курсов, определить содержание, формы и методы её реализации.

Теоретико-методологическую базу исследования составили философские положения о человеке как высшей ценности общества, системный, личностный и деятельностный подходы к воспитанию, психолого-педагогические теории и концепции: гуманизации образования и воспитания (М.Н. Берулаева, P.A. Валеева, JI.A. Волович, Р. Ш. Маликов, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, E.H. Шиянов) — системности и целостности воспитательного процесса (В.Г. Афанасьев, В. Г. Бочарова, Ю. С. Бродский, Л. И. Новикова, В.Н. Садовский) — воспитывающей и развивающей среды (Р.Б. Вендровская, Ю. С. Мануйлов, С. С. Моложавый, Н. Л. Селиванова, В. Д. Семенов, К. В. Серебрякова, P.A. Фахрутдинова, А. Н. Хузиахметов, В.Н. Шульгин) — ценностного подхода в образовании (И.Д. Багаева Р. Г. Гурова, В. А. Караковский, Т. Н. Мальковская, В. П. Тугаринов, Н. Е. Щуркова, В.А. Ядов) — саморазвития личности как духовно-практической самосозидательной активной деятельности (В.И. Андреев, О. С. Газман, Л. Н. Куликова, П.Н. Осипов) — профильного, профессионального педагогического образования (Е.Е Вяземский, Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М! Митина, О.Ю. Стрелова). I.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования:

— теоретические: изучение и анализ социологической-, психолого-педагогическойлитературы, директивных и нормативных документовs педагогическое моделирование;

— эмпирические: опросы, анкетированиенаблюдение, интервью, рейтинговые оценки, индивидуальные и групповые беседы, изучение педагогического опыта;

— педагогический экспериментметод статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

Исследование осуществлялось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1999 — 2004 гг.) — поисково-теоретический. На данном этапе проведён анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, сформирована терминологическая базаопределен объект, предмет, задачи, гипотеза, методология исследованияразработаны программа и методика проведения опытно-экспериментальной работыпроведена констатирующая часть эксперимента, в ходе которой составлена программа формирующего эксперимента.

Второй этап (2004 — 2007 гг.) — опытно-экспериментальный. На втором этапе проводился формирующий эксперимент: осуществлялось моделирование и реализация педагогических условий, содержания, форм и методов, обеспечивающих целенаправленную социализацию учащихся в процессе преподавания истории и обществознания в классах гуманитарного профиля, разрабатывалась и экспериментально проверялась модель успешной социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы.

Третий этап (2007 — 2009гг.), — обобщающий. В' ходе этого этапа проанализированы и обобщены полученные результаты, уточнены и соотнесены с гипотезой основные теоретические и экспериментальные выводы, активно внедрялись результаты исследования в практику, осуществлялось оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился в профильных гуманитарных классах школ № 24, 78, 52, 139, 40, 68, 18 г. Казани, средней школе № 6 г. Лениногорска. Всего в эксперименте участвовало 590 учащихся образовательных учреждений и 60 учителей истории и обществознания. Эксперимент проводился при совместной работе с директорами, заместителями" директоров по учебной работе, учителями гуманитарных классов по организации профильного обученияв. сотрудничестве с Институтом истории имени Ш. Марджани АН РТ по* вопросам разработки стандартов профильного обучения на региональном уровне, создания методического аппарата к электронным учебникам по истории татарского народа и Татарстанапри подготовке и проведении международных конференций, семинаров, мастер-классов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— уточнено содержание понятия «гуманитарная социализация учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы» ;

— раскрыты особенности социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы;

— определены и научно обоснованы педагогические условия социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы: формирование профильно-ориентированной мотивации, использование возможностей содержания предметов историко-обществоведческого цикла, научно-методическое обеспечение учебного процесса;

— разработана и внедрена модель социализации учащихся в процессе изучения историко-обществоведческих предметов и элективных курсов в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы, содержащая дианостико-аналитический, мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и критериально-результативный блоки;

— определены критерии (когнитивный, ценностный, поведенческий) и уровни (низкий, средний, высокий) диагностики успешной социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля.

Теоретическая значимость исследования^ заключается' в, том, что разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит решение такой значимой педагогической проблемы, как социализация! учащихся в процессе изучения историко-обществоведческих предметов*, и элективных курсов в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования. В процессе проведённого исследования определены и научно обоснованы педагогические условия социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиляопределены критерии (когнитивный, ценностный, поведенческий) и охарактеризованы уровни (низкий, средний, высокий) диагностики успешной социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нём материалы могут быть использованы учителями школ, специалистами системы повышения квалификации работников образования в качестве практической основы для осуществления социализации старшеклассников в профильных гуманитарных классах, в рамках системы подготовки учителя в вузе, при создании новых образовательных программ, учебных материалов, спецкурсов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены изучением, сопоставлением, сравнением и обобщением большого объема теоретической и методической литературы по проблеме исследования, методологическойобоснованностью исходных теоретических позиций, соответствием методов исследования его целям и задачам, репрезентативностью выборки исследования, систематической-проверкой результатов исследования на разных его этапахличным участием диссертанта в экспериментальной работе в качестве учителя истории и обществознания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Целенаправленная гуманитарная социализация учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы, представляет собой сложный процесс усвоения социальных норм и ценностей, влияющих на формирование качеств личности при изучении гуманитарных дисциплин и функционирования в гуманитарно-социализирующей среде, а также освоения социального опыта и его воспроизводство через активное включение в социально значимую деятельность.

2. Эффективность процесса социализации учащихся в профильных гуманитарных классах общеобразовательной школы осуществляется при соблюдении следующих педагогических условий: формирование профильно-ориентированной мотивациииспользование возможностей содержания предметов историко-обществоведческого цикла и элективных курсовнаучно-методическое обеспечение учебного процесса.

3. Модель социализации учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы, которая включает диагностико-аналитический, мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный и критериально-результативный блокикритерии и уровни диагностики успешной социализации учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, обсуждались в ходе выступлений на международных конференциях и семинарах: IV Международный семинар Академии Европейской истории (г.Флоренция, 2005 г.), семинар проекта «Мозаика культур» межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории» и Европейского объединения Ассоциации учителей истории «Евроклио» (г. Казань, 2005 г.), научно-практическая конференция «Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики» (г.Казань, 2007 г.), научно-практическая конференция «Теория и практика непрерывного психолого-педагогического образования: проблемы, поиски, перспективы» (г. Казань, 2009 г.), Международный семинар по истории Холокоста (г. Иерусалим, 2009 г.) — на республиканских научно-практических конференциях: «Вопросы изучения и преподавания истории татарского народа и Татарстана в учебных заведениях» (г. Казань, 2004 г.), XXVII научно-практическая конференция молодых учёных и специалистов ТГТТТУ (г. Казань, 2007 г.), XXVIII научно-практическая конференция молодых учёных и специалистов ТГГПУ (г. Казань, 2008 г.), республиканская научно-практическая конференция «Музей — вуз — школа: грани сотрудничества» (Казань, 2008 г), итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ТГГПУ (Казань, 2009 г.), семинар для творчески работающих заместителей директоров по воспитательной работе школ РТ слушателей курсов ИПКРО по теме «Актуальные проблемы духовно-нравственного и гражданского воспитания учащихся» в рамках подготовки празднования 1000-летия Казани" (г. Казань, 2005 г.), семинар для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» (г.Казань, 2005 г.), семинарпрактикум «Городской День классного руководителя» (г.Казань, 2005 г.), «Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильного образования» (г.Казань, 2005 г.), семинар учителей истории и обществознания Приволжского района г. Казани и студентов исторического факультета ТГГПУ «Формы и методы работы с учащимися по формированию интереса к общественно-историческим проблемам» (г.Казань, 2005 г.), «Использование интерактивных методов обучения на уроках истории» (г.Казань, 2006 г.), «Активизация познавательной деятельности на уроке и во внеурочное время» (г.Казань, 2007 г.), «Игровая деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе предметов историко-обществоведческого цикла» (г.Казань, 2007 г.), «Формы и методы индивидуализированной работы учащихся» (г.Казань, 2007 г.), «Использование информационных технологий на уроках и во внеклассной деятельности обществоведческих дисциплин» (г.Казань, 2007 г.), «Нетрадиционные приёмы изучения истории и обществознания» (г.Казань, 2009 г.), семинар для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ «Социализация учащихся через углубление познавательного интереса к истории, развитие и формирование интеллектуального потенциала, гражданской зрелости в урочной и внеурочной деятельности» (г. Казань, 2007 г.) семинар учителей обществоведческих дисциплин школ Республики Татарстан «Реализация концепции профильного обучения в условиях модернизации образования». (г.Казань, 2008 г.).

Структура диссертации. Реализация целевых установок диссертации и её внутренняя логика определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (216 источников на русском и иностранном языках) и четырех приложений.

Выводы по второй главе.

Происходящие социально-экономические процессы детерминированы качеством гуманитарных знаний всех слоев общества. Историяи обществознание как школьные предметы ориентируют учащихся на успешную социализацию. Изучение истории и обществознания предоставляет учащимся широкие возможности социализации через освоение общественного, экономического и культурного опыта, накопленного многими поколениями людей.

В ходе опытно-экспериментальной работы внедрена разработанная модель целенаправленной гуманитарной социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы в ходе изучения историко-обществоведческого предметов и элективных курсов. Данная модель включает следующие компоненты: задачи, педагогические условия, блоки: диагностико-аналитический, мотивационно-целевой, содержательно-процессуальный, критериально-результативный.

Особое место в модели целенаправленной гуманитарной социализации отводится реализации педагогических условий, обеспечивающих успешность социализации:

— формирование мотивационной включенности учащихся в профильно-ориентированную учебно-познавательную деятельность и реализацию форм и методов обучения в соответствии с их профессиональной направленностью;

— осуществлять реализацию интегрированного содержания базовых историко-обществоведческих предметов и разработанных элективных курсов;

— разработать научно-методическое обеспечение учебного процесса, адекватное целям и задачам обучения в классах гуманитарного профиля.

Реализация и проверка необходимости и достаточности комплекса педагогических условий, осуществлялась на формирующем этапе эксперимента.

Первоепедагогическое условие — формирование профильно-ориентированной мотивации в учебной деятельности, обеспечивающей мотивационную включенность учащихся в учебно-познавательный процесс реализовано посредством введения в учебную деятельность специальных заданий, в качестве которых выступали: проблемная ситуация, ролевая игра, учебный проект. Концептуальной основой разработки первого условия является теория деятельностного подхода.

Реализация данного педагогического условия предполагает, что учебный материал усваивается учащимися в ходе активной поисковой деятельности, в процессе решения проблемно-познавательных задач, что способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу, приобретению умений самостоятельной учебной работы, повышению инициативности на занятиях, развитиюключевых характеристик: активности, самостоятельности, осознанию себя субъектами социального опыта.

Однако предложенное педагогическое условие не является достаточным для эффективности целенаправленной гуманитарной социализации, т.к. несмотря на некоторые положительные сдвиги по всем критериальным показателям, учащиеся не в полной мере осознали себя субъектами познавательной деятельности, у них не сложилось устойчивого положительного отношения к социально значимой деятельности. Соответственно был сделан вывод о необходимости внедрения второго педагогического условия — разработка и внедрение научно-методического обеспечения учебного процесса с использованием форм и методов, адекватных профилю обучения. Теоретическаяразработка и экспериментальная проверка данного педагогического условия является детерминантой модернизации содержания и технологий гуманитарной подготовки в целом и историко-обществоведческого образования в частности. На этапе констатирующего эксперимента выявлено, что преподаватели гуманитарных классов испытывают затруднения при отборе и структурировании современных учебных пособий и отдельных материалов для проведения как базовых предметов, соответствующих ГОС общего образования, так и элективных курсов в контексте гуманитарной профилизации. В настоящее время наблюдается беспрецедентное увеличение различных учебников и учебных пособий по историко-обществоведческим предметам, построенных на различных авторских концепциях и не всегда объективно, а зачастую с новых необоснованных позиций трактующих исторические факты и современные общественно-политические явления. Все это не только не облегчает, но и затрудняет преподавателям выбор учебно-дидактического материала, адекватного гуманитарному профилю обучения. Хотя такое разнообразие авторских позиций согласно проведенному опросу старшеклассников вызывает у них интерес к предмету. В данной ситуации возрастает роль преподавателя как эксперта, способного направить творческий поиск учащихся, привить им навыки критического восприятия информации и побудить учащихся аргументировано высказывать свое мнение по тем или иным общественно-политическим вопросам, что является показателем гуманитарной социализации. Однако, учащиеся в процессе реализации двух предыдущих педагогических условий демонстрировали неумение анализировать, обобщать и экстраполировать знания и навыки, полученные в ходе изучения одного предмета на другие и переводить их в разряд общеучебных знаний и навыков. Кроме того, учащиеся часто демонстрировали низкий уровень межкультурной коммуникации, не всегда проявляли толерантность, а иногда и агрессивное, конфликтное поведение по отношению к представителям иных культурных и этносоциальных общностей. Это было следствием не достаточного знания культурных и этнических особенностей представителей различных национальностей, проживающих на территории Республики.

Татарстан, а так же основ конструктивного1 общения вполиэтническом регионе. В, связи, с этимвозникла необходимость внедрения, еще одного педагогического условия — реализация интегрированного содержания^ базовых историко-обществоведческих предметов с разработанными: элективными курсами, отражающими региональную социокультурную специфику с целью развития у учащихся навыков эффективного поликультурного общения и для принятия учащимися социально значимых образцов поведения.

Все вышеперечисленное способствовало выдвижению третьего педагогического условия — использовать возможности содержания базовых предметов историко-обществоведческого цикла: «Всеобщая история», «История России», «История татарского народа и Татарстана», «Обществознание» с разработанными элективными курсами. Реализация данного педагогического условия возможна по двум дидактическим направлениям: первое, предполагающее отказ от существующих учебно-методических пособий и учебников и создание принципиально новых дидактических средстввторое, предполагающее поэтапное введение в учебный процесс вариативных учебно-методических пособий, наряду с реализацией традиционного содержания учебного предмета. На этапе формирующего эксперимента нами осуществлена поэтапная реализация интегрированного содержания базовых историко-обществоведческих предметов и разработанных элективных курсов. Разработка и внедрение интегрированного содержания базовых историко-обществоведческих предметов с разработанными элективными курсами осуществлялась в контексте современной тенденции глобализации и регионализации образования.

Данные эксперимента показали, чтоу учащихся повысилась уверенность в своих знаниях, а также повысилась их самооценки и способность к конструктивному диалогу и саморефлексии. По окончании работы был проведен контрольный срез, подтвердивший эффективность реализованногоусловия. Комплекс выявленных педагогических условий1 обеспечивает эффективность целенаправленной гуманитарнойсоциализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной" школы в процессе изучения историко-обществоведческих предметов и элективных курсов в условиях гуманитарно-социализирующей среды.

К критериям успешной гуманитарной социализации относятся: когнитивный, ценностный, поведенческий-. Выявлена закономерность, чем большими качествами когнитивной, ценностной и поведенческой характеристики обладает ученик, тем у него более высокий уровень гуманитарной социализации. Выявлено три уровня успешной гуманитарной социализации — высокий, средний и низкий.

Выявленные критерии и уровни диагностики успешной гуманитарной социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы позволили провести экспериментальную часть работы.

Разработанная и апробированная модель успешной целенаправленной гуманитарной социализации учащихся профильных классов на практике продемонстрировала надежность избранных теоретических оснований и общих принципов построения. Экспериментальная проверка разработанных критериев по гуманитарной социализации учащихся продемонстрировала их высокую надежность, что позволяет использовать их в практике профильного обучения для диагностики и мониторинга его результатов. Реализация разработанной модели успешной гуманитарной социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы способствовала совершенствованию данного процесса.

Экспериментальная проверка эффективности реализации педагогических условий социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы показала следующие результаты: В сравнении с данными контрольного класса показатели экспериментального дают следующую общую картину — существенный рост показателей по всем критериям, высокого уровня со снижением" показателей на среднем и низком уровне. Сравнение значений относительного увеличения показателей высокого уровня для когнитивного — 859,1% вместо — 198,55%,. для ценностного критерия^ - 707,58% вместо — 51,47% ш для поведенческого -57,3% вместо-24,87%.

По итогам опытно-экспериментальной работы можно отметить так же следующие результаты. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования выявил количественное увеличение значений критериев целенаправленной социализации учащихся экспериментальных классов гуманитарного профиля по отношению к контрольным классам. Когнитивный критерий. В процессе эксперимента в экспериментальных классах количество учащихся с высоким уровнем возросло на 56,7%, со средним уменьшилось на 34,9%, а с низким на 21,9%. Относительное изменение: высокий уровень — вырос на 859,1%, средний — уменьшился на 51,17%, низкий — уменьшился на 86,9%.

Ценностный критерий. В процессе эксперимента в контрольных классах количество учащихся с показателями высокого уровня возросло на 46,7%, а с показателями среднего и низкого уровней уменьшилось на 20,0% и 27,85%, соответственно. Относительное изменение: высокий уровень — вырос на 869,1%, средний — уменьшился на 30,0%, низкий — уменьшился на 100%.

Поведенческий критерий. В процессе эксперимента в контрольных классах количество учащихся с высоким уровнем возросло на 26,7%, а со средним и низким уменьшилось на 23,3 и 27,85%, соответственноОтносительное изменение: высокий уровень — вырос на 57,3%, среднийуменьшился на 46,6%, низкий — уменьшился на 100%.

Наблюдаемые существенные изменения позволяют обозначить положительную динамику успешности гуманитарной, социализации учащихся экспериментальных класс в системе профильного? обученияСледовательно, можно сделать вывод об эффективности комплекса предложенных педагогических условий, способствующих целенаправленной гуманитарной социализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ состояния проблемы социализации учащихся в классах гуманитарного профиля свидетельствует о том, что в современной" школе-этому вопросу уделяется недостаточное внимание. Вследствие этого" у учащихся не формируется в достаточной степени способность к приобретению знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач.

Под социализацией старших школьников понимается целенаправленное формирование у учащихся социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности учащихся при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта.

Успешная социализация учащихся является сегодня основной педагогической идеей современной школы, которая претворяется в жизнь через процесс обучения и воспитания детей. Социализация является объектом междисциплинарных исследовании. Существуют различные определения этого понятия, построенные на различных концептуальных положениях. В нашем исследовании рассматривается целенаправленная гуманитарная социализация, которая представляет собой сложный процесс усвоения социальных норм и ценностей, влияющих на формирование качеств личности при изучении гуманитарных дисциплин и функционирования в гуманитарно социализирующей среде, а так же освоения социального опыта и его воспроизводство через активное включение в социально значимую деятельность. В исследовании под гуманитарно социализирующей средой понимается открытая динамичная система, адекватно реагирующая на внутренние и внешние изменения, обусловленные как объективными, так и субъективными факторами, а так же обеспечивающая устойчивое чувство комфорта и удовлетворенности от результатов социализации в рамках взаимодействия с ближайшим окружением и артефактами в процессе профильного обучения. Данный" вид социализации является сложным и многофакторным процессом. Ведущая роль в данном процессе отводится5 историко-обществоведческим дисциплинам, так, как именно они дают наибольшее представление обо всех сферах жизнедеятельности общества1.

Анализ процесса организации профильного обучения' в российских школах показывает, что классы гуманитарного профиля позволяют обеспечить наиболее полное удовлетворение индивидуальных наклонностей и способностей учащихся, исключая их перегрузку.

Введение

профильного обучения является одним из механизмов модернизации российского образования, знания, получаемые старшеклассниками, порой не ориентированы на дальнейшее применение в жизни. Профильное образование предполагает мотивацию для дальнейшей социализации ученика.

Процесс социализации имеет определенную структуру и стадии. Одной из наиболее трудных и противоречивых стадий процесса социализации является старший подростковый возраст, соответствующий этапу профильного обучения.

В рамках нашей работы учащиеся старших классов рассматриваются в качестве субъекта социализации. Старший подростковый возраст характеризуется как период качественного развития и становления личности, а также период включения человека в систему общественных отношений, подлинной индивидуальности.

Процесс целенаправленной гуманитарной, социализации на старшей ступени обучения в средней образовательной школе состоит из следующих структурных компонентов: содержательный — определяет содержание и структуру разработанной и апробированной модели социализации учащихся профильных классовоперациональный — представляет выявленные педагогических условия, способствующих успешной социализации: формирование профильно-ориентированной мотивации в учебной деятельности, обеспечивающей мотивационную включенность учащихся в учебно-познавательный процессразработка и внедрение научно-методического-обеспечения учебного процесса с использованием форм и методов, адекватных профилю обученияреализация интегрированного содержания базовых историко-обществоведческих предметов с разработанными элективными курсами.

— оценочный — включает когнитивный, мотивационный и деятельностный критерии социализации.

Комплекс выявленных педагогических условий обеспечивает эффективность целенаправленной социализация учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы в процессе изучения историко-обществоведческих предметов и элективных курсов в условиях гуманитарно социализирующей среды. На основании анализа эмпирических данных можно сделать вывод о необходимости организованных целенаправленных влияний, способствующих изменению отношения учащихся к учебе, активному участию в образовательном процессе, развитию навыков социального взаимодействия.

Разработана и внедрена модель социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы в ходе изучения предметов историко-обществоведческого цикла. Данная модель включает следующие компоненты: задачи, педагогические условия, структуру, состоящую из четырех блоков: 1) диагностико-аналитического 2) мотивационно-целевого 3) содержательно-процессуального 4) критериально-результативного.

Особое место в модели целенаправленной гуманитарной социализации отводится комплексу взаимосвязанных позиций организации образовательно-воспитательного процесса, методов поэтапной реализации педагогических условий, обеспечивающих успешность социализации:

— формирование профильно-ориентированной мотивации в учебной деятельности, обеспечивающей мотивационную включенность учащихся в учебно-познавательный процесс;

— использование возможностей содержания предметов историко-обществоведческого цикла;

— разработка и внедрение научно-методического обеспечения учебного процесса с использованием форм и методов, адекватных профилю обучения.

Обоснован комплекс педагогических условий социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы. Разработанная и апробированная модель предполагает, что предложенные педагогические условия проходят через осознание учащимися себя субъектами социального опыта, развитие мотивов учения, формирование социально значимых образцов поведения.

В качестве критериев успешной социализации были использованы когнитивный, ценностный и поведенческий.

Когнитивный критерий предполагает степень осознания цели социальной деятельности и социального опыта. Мотивационный — отражает отношение личности к конкретному виду социальной деятельности. Деятельностный характеризует участие в социальной деятельности.

На основании выделенных критериев определены уровни социализации: низкий, средний и высокий, которые характеризуются степенью проявления показателей. Низкий уровень характеризуется редким проявлением показателей, средний — достаточным проявлением показателей, высокий — устойчивым проявлением показателей.

Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий социализации учащихся в классах гуманитарного профиля общеобразовательной школы показала следующие результаты: в сравнении с контрольными классами показатели, полученные в экспериментальных классах, дают следующую общую картину — существенный рост по всем критериям высокого уровня со снижением на среднем и низком уровне. При сравнении. величины относительного увеличения высокого, уровня получаем для когнитивного 859,1% вместо 198,55%, для ценностного критерия 707,58% вместо 51,47%-и для поведенческого 57,3% вместо 24,87%.

Как показало наше исследование, по оцениваемым критериям экспериментальные классы имеют показатели выше, чем в контрольных классах.

Разработанная и предложенная модель гуманитарной социализации учащихся в классах гуманитарного профиля на практике продемонстрировала надежность избранных теоретических обоснований и общих принципов построения. Экспериментальная проверка разработанных критериев по гуманитарной социализации учащихся продемонстрировала их высокую надежность, что позволяет использовать их в практике профильного обучения для диагностики и мониторинга его результатов. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике изменения уровней гуманитарной социализации учащихся в классах гуманитарного профиля, и эффективности предложенного комплекса педагогических условий. Проведенное нами исследование по организации элективных курсов по историко-обществоведческим курсам показало, что способность применять полученные знания по данным предметам характеризует наличие у школьников сформированности гуманитарных ценностных ориентаций. Степень сформированности гуманитарных ценностных ориентаций оценивалась по результатам анкетирования школьников на основе анализа занятости учащихся в кружках, секциях, факультативах гуманитарного направления. Увеличилось также количество учащихся, принимающих участие в школьных и внешкольных олимпиадах, улучшилось качество сдачи ЕГЭ" по предметам не только историко-обществоведческого цикла, но и в целом по предметам социально-гуманитарного цикла.

Все поставленные задачи решены, а выдвинутая гипотеза доказана в ходе исследования. Полученные результаты позволяют рекомендовать к использованию предложенный комплекс педагогических условий в классах гуманитарного профиля общеобразовательных школ.

Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы социализации учащихся в классах гуманитарного профиля. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы: социализации учащихся в классах профиля негуманитарной направленности, взаимосвязь семьи и школы в гуманитарной социализации учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , З.А. Дифференциация обучения: сущность и> формы. / З. А. Абасов. //Директор школы, 1999: № 8 — С. 61−66.
  2. , Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер / Пер. с англ., под ред. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. — 420 с.
  3. , Л.М. Концепция школы нового типа, программа ее практической реализации. /Л.М. Аболин, И. Ф. Сибгатуллин, Л. Н Мурысин. Казань, 1995. — 34 с.
  4. , А., Кукушкин, М. Размышления о гуманитарном образовании: международная гуманитарная школа. / А. Адамский., М. Кукушкин // Новые ценности образования: культурные модели школ, 1997. Вып. № 7. — С.157−164.
  5. , Э.А. Профильное образование школьников: опыт и перспективы развития: Ист. аспект. / Э. А. Аксенова // Образование в Сибири, 2002. -К 1. С. 137−146.
  6. Актуальные проблемы профилизации современного образования: опыт, поиски, находки: сборник научно методических материалов. — Казань: РИЦ «Школа», 2007. — 248 с.
  7. , Н. А. Вызов традиции. Как найти свой жизненный путь. / Н. А. Алексютина //Учительская газета, 2007. — № 24. 13 июня.
  8. , Н.Ф. Социальная психология /Алиева Н. Ф. Программа курса, -Екатеринбург. 1996,-26с,
  9. Американская социология. Екатеринбург: Деловая книга, 1997. — 467с.
  10. , Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества /Ш.А. Амонашвили. -М.: Педагогика, 1991. 279с.
  11. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. -384 с.
  12. , А. Психологическое тестирование: в 2-х т. / А. Анастази /Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1. — С.295- 318.
  13. , Г. М. Социальная психология. / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1994.-С. 245.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. М.: Педагогика, 1990. — 607 с.
  15. , Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности (Проблемы психологии личности) / Л. И. Анциферова -М.: Наука, 1982.-147с.
  16. , Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л. К. Артемова // Школьные технологии, 2003. № 4. — С. 22−31.
  17. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  18. , Г. С. Единство деятельности и общения // Принципы материалистической диалектики как теории познания. / Г. С. Батищев -М.: Наука, 1989. С. 194 -210.
  19. , М.М. Эстетика словесного творчества. / М. М. Бахтин. — М., 1986.-497 с.
  20. , Д.А. Личностно ориентированная педагогика. / Д. А. Белухин. -М., 2005,-448 с.
  21. , А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи / А. В. Беляев — Екатеринбург, 1997.- 141с.
  22. , М.Н. Теория и практика гуманизации образования. / М! Н. Берулава. — М.: Гелиос, 2000. — 340 с.
  23. Бим Бад, Б. М: Образование в контексте социализации. / Б. М. Бим — Бад // Педагогика, 1996 — № 1. — С.3−8.
  24. , Н.М. Социология молодежи: достижения, проблемы. Н. М. Блинов // Социс, 1982, № 2.
  25. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / П. П. Блонский. М., 1979. — Т.1. — 287 с.
  26. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества /Д.Б. Богоявленская /отв. ред. Б. М. Кедров. — Ростов.: Ростов, ун-та, 1983. 176с.
  27. , М. Интеграция: дань моде или реальная потребность? / М. Богуславский // Учительская газета, 1998. № 17.-С. 6.
  28. , JI.H. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты. /Л.Н. Божович / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М. Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С 166 170.
  29. , В.А. Актуальное интервью: Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным. / В. А. Болотов // Математика в школе, 2003. № 9. — С.4−8.
  30. , E.JI. Взаимодействие школы и педвуза на пути развития профильного обучения старшеклассников. / E.JI. Болотова //Наука и школа, 2002. № 3. — С. 24−29.
  31. Большой философский словарь: 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 2003.-560 с.
  32. , М.Н. Умение „мыслить веками“. / М. Н. Боровик //Директор школы, 2000. № 8. — С.34−38.
  33. , Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. / Л. П. Буева //Aima mater, 1997. № 4. — C. l 1−17.
  34. , M. Избранное. Образ общества. /М. Вебер. / Пер. с нем. М., 1994.- 702с.
  35. , Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. /Е.Б. Весна // Мир психологии, 200 Г. — № 2. — С. 27−34.
  36. , А.Н. О некоторых проблемах политической социализации личности. Социологические исследования в СССР. /А.Н. Виноградов. -Вып. 1. 1990- 1991 //Реф. сб.-М., 1993.-С. 25−30.
  37. , Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). / Ю. Г. Волков. // Социально-гуманитарные знания, 2000. № 5. С.45−48.
  38. , Т.И. Образование и наука как системообразующие составляющие национальной инновационной системы /Т.И. Волкова //Философия образования, 2004. № 3 (11) — С. 3−8.
  39. , Л.А. Реализация стандартов гуманитарного образования в средней профессиональной школе: проблемы, трудности, ресурсы. / Л. А. Волович // Доклад на Всероссийской научно- практической конференции 21−23 сентября. Казань: ИСПО РАО, 1998, — С. 40−43.
  40. , В.П. Социализация как комплексная культурная трансляция: проблем переходного общества /В.П. Воробьев. Пенза: изд. Пенз. пед. инс-та, 2001.-278 с.
  41. , Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1960. — 321 с.
  42. Высшее образование в XXI: подходы и практические меры. Всемирная конференция по высшему образованию. Заключительный доклад. ЮНЕСКО. Париж., 1998. — 135 с.
  43. , Е.Е. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов / Под.ред. Е. Е. Вяземского М.: ООО „ТИД Русское слово — РС“, 2006. — С. 9−10.
  44. , Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. /Е.Е.Вяземский-М.: Школьная пресса, 2005.-94 с.
  45. , Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления: / Г. Г. Габдуллин. Казань, 2000. — 192 с.
  46. , М.Л. Проблемы социализации школьников. / М. Л. Гайнутдинов Казань. Изд. Форд — Диалог, 1996. — 123 с.
  47. , И.Ш. Интегрированный подход к гуманитарному образованию. / ИЛИ.- Галеева, О. Н. Кочеткова, Н. В. Кляткина, И. А*. Богданова // Преподавание истории в школе, 2000. № 2. — С. 25−28.
  48. , З.Г. Индивидуальный опыт как фактор политической социализации личности / З. Г. Галлеев: Автореф. дисс. канд. полит, наук. -Казань, 1994.- 19с.
  49. Н. Социализация младших школьников: педагогическая реальность и забота воспитателя: Воспитание как способ углубления социал. опыта мл. школьников. / Н. Гебованова // Воспитание школьников, 2003. № 4. — С. 2−7.
  50. , Р. Предпрофильная подготовка-составляющая успешной социализации / Р. Гера // Народное образование, 2008, № 2. — 216 с.
  51. , Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. / Б. С. Гершунский. // Педагогика, 1998. № 2. — С. 49−58.
  52. , С.И. Основы педагогики. / С. И. Гессен. М.: Педагогика, 1995. -344 с.
  53. , Я.И. Творчество: норма или отклонения? /Я. И. Гилинский // Соц. исследование, 1990.-№ 2. С.41−49.
  54. , С.А. Творческая индивидуальность педагога и управление школой./ Гильманов С. А. Тюмень: ИПК, 1996. — 87 с.
  55. , Г. Ваш ребенок „не соответствует“ школе?! / Г. Глейзер. // Народное образование, 1996. -№ 9. С. Л2−15.
  56. , Л.В. Формирование региональной, системы непрерывного профессионального образования. / Л. В. Голуб // Педагогика, 2001. №-3.1. С.48−54.
  57. , М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников / М. И. Губанова // Педагогика, 2002.- № 9. С. ЗО — 32.
  58. , В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки. / В. В. Гузеев. // Школьные технологии, 2002. № 2. — С.3−10.
  59. , В.В. Образовательная технология: от приема до философии. / В. В. Гузеев // Директор школы, 2006. № 4. — С. 19−21.
  60. , Р. Т. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Т. Гурова //Педагогика, 2000. -№ 10. С. 32−38.
  61. , В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы, возможные принципы обучения ближайшего будущего. Возрастная и педагогическая психология. / В. В. Давыдов М., 1992. — С. 109−118.
  62. , В.В. Развитие общения у детей / В. В. Давыдов //Психологическая наука и образование, 1996. № 1. — С. 20−31.
  63. , Э. Социология. Ее предмет, методы, предназначение. М.: Канон, 1995.-352 с.
  64. , О. Профильное образование: проблемы и перспективы / О. Егоров // Народное образование, 2006. № 5. — С.32−36.
  65. Емельянов, Ю: Н. Активные методы социального» обучения ЯО.Н. Емельянов СПб., 1995.-213 с.
  66. , Т.М. Особенности социализации-учащихся средней школы в период общего реформирования системы образования / Т. М. Ермакова -М., МГАПИ-МИПК, 1998. 20 с.
  67. , М.Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении этноисторической памяти /М.Б. Ешич //Вопросы психологии, 2001. — № 4. С. 127−135.
  68. , М.Б. Этничность и этнос как феномен различия и феномен развития / М. Б. Ешич //Мир психологии, 2004. № 3. — С. 24−37.
  69. , В.И., Атаханов, Р. Методология и методика психолого педагогического исследования / В. И. Загвязенский В.И., Р. Атаханов: Учебное пособие. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 208 с.
  70. , Н.В. История Отечества XX начало XXI века / Н. В. Загладин, С. И. Козленко., С. Т. Минаков, Ю. А. Петров: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. — 3-е изд. — М.: Русское слово — РС, 2005. — 480 с.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании». — 2-е изд. М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 75 с.
  72. , И.И. Управление процессом социализации личности, -инновация в воспитании. / И. И. Зарецкая // Инновации и эксперимент, 2008.-№ 2.-С. 12−17.
  73. , Т.И. Роль социологии в ускорении развития- общества /Т.И. Заславская // Социологии, исслед., 1987. № 2 — С. 3−15.
  74. , Е.П. Как происходит социализация Элективный курс для 10 класса / Е. П. Иванова // Образование в современной школе, 2008. — № 8. — С.3−11.
  75. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно методических материалов /Под. ред. Е. Е. Вяземского. — М.: ООО «ТИД Русское слово — РС», 2006. — 264 с.
  76. , Т.А. Формирование мировоззрения и социализация личности / Т. А. Ильина. / Школа, 2000. № 5. С.38−40.
  77. Историческое образование в современной школе: Альманах. М.: Русское слово, 2004. — Вып. 3. — 120 с.
  78. История в профильной школе — цели и задачи. Редакция ОблЦИТ, http://www.websib.ru/ Новосибирская открытая образовательная сеть. 20.01.2006.
  79. , Г. И. Дополнительное образование детей как фактор социализации современной профильной школы / Г. И. Ищук //Образование в современной школе, 2004. — № 10. С.3−8.
  80. , М. М. Национально-региональный компонент в школьном историческом образовании Кабардино-Балкарии (Вторая половина 80-х-90-х гг. XX в.). /М. М. Карданова: Автореф. дисс.к. п. н. Владикавказ, 2002. — С.25.
  81. , А. Школа как институт передачи социального опыта / А. Карпов //Народное образование, 2004. № 2. — С. 47−53.
  82. , В.В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. / В. В. Касьянов, Н. С. Слепцов, Л. В Ревенко. Краснодар, 1994.- 176 с.
  83. , А.И. Саморукова, Е.В. Гуманитарное образование в школе: теория и практика. Молодежь субъект гражданской социализации / А. И. Кириллова, Е. В. Саморукова // Имидж., 2004. — № 5 — С. 23−26.
  84. , С.И. О' профильном обучении в средних общеобразовательных учреждениях / С. И. Козленко // Преподавание истории и обществознания в школе, 2003. № 8. — С. 44−47.
  85. Комплекс межведомственных мероприятий по реализации в 2002 2005 годах Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. // Учительская газета, 2002. -№ 31 — С.3−4.
  86. Кон, И. С. Социология личности /И.С. Кон — М., 1967 354 с.
  87. , А. В основу стандарта положена российская система ценностей / А. Кондаков // Инновационная образовательная сеть, от 29 ноября 2008 с сайта: Эврика eureka net.htm.
  88. , Г. Проектная деятельность как способ социализации школьников / Г. Кононенко // Воспитательная работа в школе, 2007. -№ 3. С. 50−58.
  89. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждена приказом Министра образования № 2783 от 18.07. 2002. Москва // Директор школы. 2002. — № 8. — С. 120−136.
  90. Корнющенко, Д. И Интегральная диалогика интенсивно-креативная технология гуманитарного образования: Опыт сопряжения философии и педагогики. / Д. И Корнющенко // Выступление на IV Российском философском конгрессе, 2001. — 25 мая.
  91. , А.И., Добреньков B-HlСоциология. / А. И. Кравченко, В-И1 Добреньков. М.: Инфра-М, 2007 — 624 с.
  92. Краткий словарь современных понятий и, терминов / Под общ. ред. Макаренко В. А. -М.: Республика, 1995. 312 с.
  93. , Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика, 2003.- № 2. — С. 3−10.
  94. Круглый стол: проблемы исторического образования в школе // Вопросы истории, 2006. № 1. — С 34−38.
  95. , А.Ж. Проблема выявления социальной сущности образования и ее практическое значение / А. Ж. Кусжанова // Теоретический журнал, 2002. № 1. — С. 12−15.
  96. , B.C. Системное развитие школы. / B.C. Лазарева. М.: Пед. общество России, 2002. — 304 с.
  97. , A.A., Щетинова, Ю.А. Цели и задачи обучения истории в профильной школе / A.A. Левандовский, Ю. А. Щетинова.
  98. Методические рекомендации к учебнику «История России. XX начало XXI века. 11 класс» //Имидж История, 2004. — № 8 — С. 23−27.
  99. , Е.Е. Политическая социализация молодежи в условиях идеологического плюрализма / Е. Е. Леванов // Молодежь 89. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР.- М., 1989. — С. 29- 36.
  100. , П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей / П. С. Лернер // Школьные технологии, 2002. № 6.-С. 13−17.
  101. В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование). Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.40−44.
  102. ПО.Макаев, В. В. Поликультурное образование актуальные проблемы современной школы / В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. М. Супрунова // Педагогика, 1999. -№ 4. — С.3−10.
  103. Ш. Макаров, М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков / М. Макаров // Воспитание школьников, 2006. — № 2. — С. 68.
  104. , В.Ш. Актуальные проблемы социализации и социального становления личности / В. Ш. Масленникова //Наука и школа, 1998. -№ 7−8. С.6−12.
  105. , A.B. Профильное обучение как средство социализации выпускников / A.B. Масюк // Профильная школа, 2008. — № 3. — С. 45−47.
  106. , Р. Социальная структура и аномия // Рубеж, 1992- № 2- С.89−105.
  107. , Р.Г. Совершенствование социализации молодых специалистов в условиях гуманитарной среды современного классического университета: направления и подходы. / Р. Г. Минзарипов. // Вестник СамГУ, 2006. № 5/2 (45). — С. 76−82.
  108. , Р.Ф. Политическая социализация молодежи в, условиях трансформации российского общества (на материалах республики Татарстан) / Р. Ф. Минкина. Казань, 2001. — 150 с.
  109. Р.Ф. Методика и техника проведения конкретных социологических исследований / Учебно-методическое пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та, 2009. 32 с.
  110. , Ф.Г. Общественное сознание и самосознание индивида. / Ф.Г. Михайлов-М., 1990. 156 с.
  111. , Е.А. Методики диагностики воспитанности: Учащихся сред, шк. /Е.А. Михайлычев // Школьные технологии, 2003. № 4. — С. 123−127.
  112. , A.B. Социализация и воспитание /A.B. Мудрик. М.: — Пресс, 1997.-356 с.
  113. , A.B., Бодалев A.A., Малькова З. А., Новикова Л. И., Караковский В. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. -М., 1991. 354 с.
  114. , А.П. Синергетика в гуманитарном знании: Предварительные итоги. / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность, 1997 — № 2.-С. 91−97.
  115. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утвержденный Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/.
  116. , А.Ю. О некоторых особенностях организации предпрофильного обучения в Республике Татарстан / А.Ю.Некрасова
  117. Образовательный портал Министерства образовании и науки Республики Татарстан, http://edu.ksu.ru/russian/news/education rt/.
  118. , P.C. Психология: в 3-х кн. / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1995. -Кн. 2.-460 с.
  119. , З.Г. Принцип гуманизма как основополагающий принцип развития современного образования. / З. Г. Нигматов. // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Педагогика. Выпуск № 3. С. 61−70.
  120. , Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности /Н.Д. Никандров //Педагогика, 2007. № 1. — С. 39.
  121. , A.A. О профильном обучении в общеобразовательной школе. / А. А. Никитин // Учитель, ru, 2004, 19 марта. С. 4−6.
  122. , A.A., Земледельцева Ю. В. Проблемы социализации молодежи /A.A. Никитин, Ю. В. Земледельцев //Информатика и образование, 2007. -№ 11. -С. 32.
  123. , JI.A. Развитие внеучебной работы в современных условиях / JI.A. Новикова, А. Д. Дическул // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 15−16 апреля 1998 г.). — Екатеринбург, 1998.-Ч. 1. С. 31−35.
  124. , Е. С сентября 2008 года начнется эксперимент по введению нового школьного стандарта / Е. Новоселова //Российская газета -Федеральный выпуск, 2007. № 4299 от 20 февраля.
  125. , Т. О структуре социального действия. /Т. Парсонс Т. З. — М.: Академический Проект., 2000. — 880 с.
  126. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.:БРЭ, 2002.-420 с.
  127. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1968. — Т. 4.-456 с.
  128. , В.И. Социальная зрелость выпускников школы /П.И. Переведенцев М.: Наука, 1985. — 237 с.
  129. , Е.В. Педагогические условия культурной идентификации учащихся класса с углубленным изучением обществоведческих предметов / Петрова Е. В: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Кострома, 2006.-23с.
  130. , A.B. К психологии активности личности / A.B. Петровский // Вопросы психологии, 1975. № 3. — С 23−27.
  131. , A.B. Развитие личности с позиции социальной психологии /Петровский A.B. //Вопросы психологии, 1984, № 4. — С. 17−20.
  132. М.М. Еще раз о социализации / М. М. Плоткин // Педагогика, 2005-№ 4.-С. 115.
  133. , В. М. Словарь по образованию и педагогике. /В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 511 с.
  134. , Г. И. Профильное образование учащихся опыт и перспективы развития / Г. И. Поташникова // Справочно-библиографические материалы. Самара, 2004. — 124 с.
  135. Проблемы социального развития в условиях формирования рыночных отношений: Материалы Республиканской социологической научно-практической конференции Ред. кол.: Нугаев М. А. (отв. ред.) и др. — Казань., 2003.- 124 с.
  136. , Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники 8−10 класс) /Н.С. Пряжников. М.: ВАКО, 2005. — 288 с.
  137. Психология личности. Тексты. / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М. Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 127- 131.
  138. , В. В. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета // Время новостей, 2008. 11 февр. — № 20.
  139. , А.Г. Школа как социокультурное пространство / А. Г. Радинов // Завуч, 2007. № 3. — С .5.
  140. , Н. В. Из практики гуманистического воспитания (Гуарино да Верона и Леонелло д’Эсте / Н. В. Ревякина // Возрождение: общественно-политическая мысль, философия, наука. Иваново. ИвГУ. 1988. — 181 с.
  141. Региональный опыт организации профильного обучения обсуждение на видеоконференции. 19.10.2007 http://www.tatarinform.ru.
  142. Редько, 3. Профильная школа и профильное образование реальность / З. Редько // Наука и школа в Татарстане, 2002. — № 8. — С. 19−23.
  143. Речь Министра образовании и науки Республики Татарстан на августовском совещании 2007 — 08 уч. года. //Образовательный портал
  144. Министерства образовании и. науки Республики Татарстан, http: // edu.ksu.ru/russian/news/educationrt/.
  145. ,. Н.С. Философия гуманитарного образования / H.G. Розов. М-, 1993:-64с. .
  146. , С. А. Самосознание личности и ее жизненный путь / Рубинштейн С. А. М., Просвещение. 1991. — 73с.
  147. М.Н. Социальная ориентация выпускников основной школы. / М. Н. Рудкевич // Социологические исследования, 1994. № 10.
  148. , Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. 2003. — № 5.-С. 2−7.
  149. , Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. / Ю. В. Сенько: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:• Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.
  150. , С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи. /С.И. Сергейчик // Вестник МГУ. Серия 8, социология, 2002.- С.107 109.
  151. , Г. Н. Образование и развитие человека. / Г. Н. Сериков М.: Мнемозина, 2002. — 416 с.
  152. , Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание. / Л. Ю. Сироткин Самар. пед. ин-т. Самара, 1991. — 243с.
  153. , Н. Социология / Н. Смелзер.: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — I 688с.
  154. Современная американская социология / Под. ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд- во Моск. гос. ун- та, 1994. 296 с.
  155. , К.Э. Геополитика современности и геостратегия России / К. Э. Сорокин. М., 2006. — 378 с.
  156. , П.А. Человек. Цивилизация. Общество./П.А.Сорокин. — М.: Политиздат., 1992.-543 с.
  157. , Е.Б. Проблема социализации и символический интеракционизм Дж. Мида /Е.Б. Столбун // Вестник МГУ. Серия 8, философия. 1976. С. 67−76.
  158. , В.Л. Заметки о русской школе / В. Л. Стоюнин // Антология педагогической мысли России второй пол. XIX начала XX века. — М.: Педагогика, 1990. — С. 82−84.
  159. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях / Справка коллегии Минобразования РФ № 24/1 от 28.12.94.
  160. , Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. / Н. М. Таланчук. — Казань.: Дом печати Республики Татарстан, 1998—135 с.
  161. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8−11 классов общеобразовательных учреждений. / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2000. — 189 с.
  162. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  163. , Е. Об. основных направлениях развития воспитания- в системе: вариативного образования / Ткаченко Е. // Воспитание школьников, 2004. № 5. — С.21−26
  164. , Н.Д. Основные аспекты: политической культуры и социализации американцев. / Н. Д. Тотьмянин // США: Экономика- Политика. Идеология. -М., 1995-№ 1. С. 29−41.
  165. , H.JI. Социализация в профессиональной подготовке государственных служащих / H.JT. Уварова Нижний Новгород, 1998. — С. 95−96.
  166. Учебные планы на 2009/10 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования. Казань: РИЦ «Школа», 2009.-60с.
  167. , Е.В. Развитие социологического мышления как условие социализации школьников /Е.В. Ушакова // Педагогическая мастерская, 2003.-№ 4.-С. 12.
  168. , И. Исследования ученых казанской педагогической школы по проблемам нравственного воспитания / И. Фаткулов // Наука, образование, общество 15.01.2007. URL статьи: http://journal.sakhgu.ru/work.
  169. . P.A. Социально педагогические основы становления личности школьника. / Р. А. Фахрутдинова автореф.. Дис. докт. пед. Наук-Казань, 1999:-38 с.
  170. , П.Н. Философия и интеграция наук / П. Н. Федосеев // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М.: Наука, 1981. — С.-13−35.
  171. , М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира./ М. Ферро М., 2002. — 205 с.
  172. , Ф.Р. Социология образования /Ф.Р. Филиппов М.: Педагогика, 1980 — 197с.
  173. , Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов / Ф. А. Фрадкин // Педагогика, 1995. № 2. — С. 79−83.
  174. , П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология. / П. Фресс, Ж. Пиаже. -М.: Прогресс, 1966. -210 с.
  175. , И. Новый гуманизм / И. Фролов // Новое время, 1989 № 2. -С.29−30.
  176. , Э. Характер и социальный процесс / Э. Фромм // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 48- 55.
  177. , JI.B. Подходы к организации преподавания социально-гуманитарных дисциплин в негуманитарных вузах / JI. В.Хазова. // Социально-гуманитарные знания, 1997. № 3. — С. 17−23.
  178. , Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества / Ю. Р. Хайруллина. Казань.: ИСПЭН АНТ., 1998.-370 с.
  179. , О.Д. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации /О.Д. Халгарова Казань, 1997. -272 с.
  180. , Я.И. Из истории педагогической мысли Татарии / Я. И. Ханбиков Казань, 1967. — 225 с.
  181. , Я.И. Народная педагогика / Я. И. Ханбиков // Педагогическая энциклопедия. М., 1966. — Т.З.* т
  182. , Я.И. История татарской педагогики / Я. И. Ханбиков Казань, 1998.-234 с. 199 * Хузиахметов, А.Н.' Интегративная концепция социализации и" индивидуализации личности школьника / А. Н. Хузиахметов. — Казань, КГПУ. 1997- 146 с.
  183. , А.Н. Проблемы социализации школьников / А. Н. Хузиахметов. Казань.: изд «Мирас». 1994. — 153 с.
  184. , К. Социальная структура и развитие личности: Введение в теорию социализации / К. Хуррельман // Реферативный журнал РАН. Социальные и гуманит. науки. Серия 11, Социология. 1997 № 1. — С.181.203.
  185. , Е. Изучение экономики как способ социализации старшеклассников /Е. Чарушина // Народное образование — № 10. С. 182.191.
  186. , С.Н. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки / С. Н Чистякова // Школьные технологии, 2005. № 1. — С. 101−108.
  187. , С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С. Н. Чистякова. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с.
  188. , В. В. Методика преподавания истории в школе: уроки нового поколения / В. В. Шоган. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 124 с.
  189. , Н. Воспитание поликультурной личности / Н. Шубина // Воспитание школьников. 2007. № 1. — С. 7−15.
  190. , Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия / Н. С. Юлина. // Вопросы философии, 1996. № 10. — С.32−45.
  191. , В. А. Социальная идентичность личности./В.А. Ядов. М., 1994. -235.
  192. , И. С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы / И. С. Якиманская // Директор школы. 1995. № 3. -С. 39−45.
  193. , G. L., & Woolley, М. Е. Assessment tools and strategies. // Children & Schools. 2007. P. 29, 195−198.
  194. Christine G. Mokher and Michael K. Uniting Secondary and Postsecondary Education: An Event History Analysis of State Adoption of Dual Enrollment Policies. // American Journal of Education. February 2009. Vol. 98, pp. 115 118.
  195. Inside Teaching: How Classroom Life Undermines Reform by Mary M. Kennedy. Roger C. Shouse. // American Journal of Education November 2008, Vol. 115, No. 1: pp. 185−188.
  196. Petrides, L. A. Using data to support school reform. //T.H.E. Journal, 2006. P. 33(8), 38−41.
  197. When School Reform Goes Wrong by Nel Noddings. Bets Ann Smith // American Journal of Education. May 2009, Vol. 115, No. 3: pp.' 479−483.
Заполнить форму текущей работой