Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию: На материале гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гуманитарное познание, как целенаправленный процесс получения знаний о сущности бытия человека, приобретает в современном мире особую значимость. Ценность гуманитарного познания заключается в его потенциале, который раскрывается в мировоззренческом, методологическом, деятельностном аспектах. Гуманитарное познание ориентирует человека в мире сложных общественных взаимосвязей, наполняет его жизнь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию
    • 1. 1. Основные подходы к изучению ценностных отношений в философских и психолого-педагогических исследованиях.'
    • 1. 2. Сущностные характеристики ценностного отношения к гуманитарному познанию
    • 1. 3. Ценностное отношение к гуманитарному познанию как личностное образование
    • 1. 4. Диагностика формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию., с... '. 4 f
  • Выводы главы.'.'.>.¦
  • Глава 2. Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию в обучении гуманитарным дисциплинам
    • 2. 1. Обоснование модели процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию в обучении гуманитарным дис
    • 0. циплинам
      • 2. 2. Формирование ценностного отношения к гуманитарному познанию на ориентационном, эвристическом и преобразующем этапах эксперимента
      • 2. 3. Динамика формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию в ходе эксперимента
  • Выводы главы

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию: На материале гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью гуманитарного познания в условиях повышающейся активности человека. Необходимость совершенствования современного образования продиктована интенсивностью освоения ценности гуманитарного познания в процессе изучения наук о человеке.

Технологическая оснащенность деятельности человека сопровождается дальнейшим развитием демократических прав и свобод в обществе. Значение этого явления не однозначно для развития цивилизации. Вместе с созданием благоприятных условий для формирования гражданского общества, повышением уровня жизни, расширением сферы потребностей и интересов, возникает угроза использования человеком своих политических, гражданских и технологических возможностей в антигуманных целях.

Гуманитарное познание, как целенаправленный процесс получения знаний о сущности бытия человека, приобретает в современном мире особую значимость. Ценность гуманитарного познания заключается в его потенциале, который раскрывается в мировоззренческом, методологическом, деятельностном аспектах. Гуманитарное познание ориентирует человека в мире сложных общественных взаимосвязей, наполняет его жизнь смыслом, являясь одной из главных форм освоения духовного опыта человечества, позволяет ему наиболее оптимально спроектировать свою деятельность. Человек, осознающий значимость гуманитарного познания для себя и другого, сориентирован на конструктивное преобразование, созидание окружающего мира, на его совершенствование в интересах развития как отдельного человека, так и общества в целом.

Наиболее активно развитие мировоззрения, ценностных ориентации и ценностных отношений происходит в старшем школьном возрасте (Л.И. Божо-вич, И. В. Дубровина, И. С. Кон, A.B. Мудрик, В.А. Петровский). Это обусловлено рядом социальных, психологических, культурно-исторических факторов. Исследователи отмечают, что психологические возможности (качественно новый уровень развития теоретического мышления, становление самосознания) позволяют старшекласснику сделать осознанный выбор относительно своего будущего. В процессе обучения гуманитарным дисциплинам старшеклассник не только усваивает знания содержания учебного материала, но и вырабатывает свое отношение к гуманитарному познанию, учащиеся определяют значимость познавательной деятельности для развития отдельного человека и человечества в целом. В старшем школьном возрасте отношение к основным видам деятельности развивается при активном участии сознания, рефлексии. Однако в массовой педагогической практике отношение к познавательной деятельности по изучению наук о человеке и, как следствие, отношение к гуманитарному познанию вырабатывается старшеклассниками произвольно. При этом необходимо учитывать, что отношение к познавательной деятельности, направленной на изучение гуманитарных наук, определяет отношение к ценностным аспектам гуманитарного познания. Все эти обстоятельства определяют решающую роль предметов гуманитарного цикла в процессе формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе необходимый потенциал для формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию. Однако в современной школьной практике его использование осуществляется спонтанно, что негативно отражается на уровне сформированности у школьников исследуемого личностного образования.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что применяемые в массовой практике учебно-методические комплексы недостаточно сориентированы на формирование ценностного отношения к гуманитарному познанию. Дидактические средства, способствующие осознанию ценностных аспектов гуманитарного познания составляют 7% от общего числа, лишь 21% дидактических средств способствуют развитию творческих способностей старшеклассников, обеспечивающих их становление в качестве свободного и ответственного субъекта гуманитарного познания. Содержание учебно-методических комплексов не позволяет школьнику выразить свое отношение к гуманитарному познанию, оценить его с позиции целесообразности в условиях современных общественных отношений, сравнить его с позициями своих сверстников.

Изучение тенденций развития ценностного отношения старшеклассников к гуманитарному познанию показало снижение значимости этой деятельности в течение второй половины 1990;х годов. По данным 1994 года (B.C. Собкин) познание себя занимает седьмое место среди иных приоритетов, на восьмомполноценное приобщение к культуре. В 1997 году (А.Л. Артюхова) значимость познания снижается до девятого места. Исследование ценностного отношения к гуманитарному познанию, проводимое в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяет сделать вывод о продолжающемся снижении значимости познания. Учащиеся демонстрируют в большинстве случаев (от 69,1% до 72,0%) низкий уровень сформированности ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Таким образом, в массовой педагогической практике не достаточно реализуется потенциал предметов гуманитарного цикла по формированию у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию, значимость которого объективно возрастает.

Актуальность выбранного направления исследования подтверждается противоречиями, которые были определены по итогам анализа состояния массовой практики обучения старшеклассников гуманитарным дисциплинам. Это противоречия между:

— возрастающей ролью гуманитарного познания, необходимостью реализации его ценностных аспектов и отсутствием научно-теоретического обоснования процесса формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию;

— потенциалом гуманитарных дисциплин по формированию ценностного отношения к гуманитарному познанию и недостаточной подготовленностью учителей использовать его для решения этой задачи;

— потребностью старшеклассников реализовать свои способности в процессе той или иной деятельности и недостаточной возможностью ее удовлетворения в процессе обучения гуманитарным дисциплинам.

В педагогической науке процесс формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию не являлся предметом отдельного исследования. Предметом изучения были ценностные отношения, познавательные интересы и потребности, мотивы учебной деятельности.

Так ценностные отношения понимаются как этап развития ценностной ориентации (Т.В. Бондарук, A.B. Кирьякова) — личностное образование (М.Г. Казакина) — отношение личности к ценности (JI.X. Магамадова) — позиция по отношению к миру (H.A. Щуркова) — аспект личностной направленности (З.И. Васильева, Т.Н. Мальковская).

Ценностное отношение к гуманитарному познанию рассматривается в контексте отношения учащихся к учебной деятельности. В теории и практике проблемного обучения (A.B. Брушлинский, И. А. Ильиницкая, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, В. Оконь, М. И. Скаткин,) обращается внимание на самостоятельность учащихся при постановке целей познавательной деятельности, подборе методов решения проблем, оценке и самооценке ее результатов. В развивающем обучении (В.В. Давыдов, Г. Д. Кириллова, А. П. Тряпицына, Д.Б. Эльконин) делается акцент на развитии теоретического мышления, содержательном обобщении, что способствует осознанию старшеклассниками возможностей гуманитарного познания, оценке его методологической значимости. Отношение ученика к изучаемым объектам и явлениям в единстве эмоционального и познавательного отношений исследовалось в рамках изучения познавательных интересов и потребностей (В.Б. Бондаревский, О. С. Гребенюк, B.C. Ильин, Н. Г. Морозова, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина) — мотивов учебно-познавательной деятельности (А.К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, И.А. Рсд-ковец) — взаимосвязи нравственного и интеллектуального воспитания (H.A. Ба-ринова, Д. Б. Богоявленская, Л. М. Ванюшкина, В. П. Панько, С.А. Смирнов).

Таким образом, педагогические исследования проводились с целью изучения отношения старшеклассников к учебной деятельности (развивающее, проблемное обучение), к познанию в рамках формирования познавательных интересов, мотивов учебной деятельности.

Проблема исследования заключается в отсутствии научного обоснования процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования у школьников ценностного отношения к гуманитарному познанию определили выбор темы исследования:

Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию (на материале гуманитарных дисциплин)".

Объект исследования: обучение старшеклассников предметам гуманитарного цикла.

Предмет исследования: формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию в процессе обучения гуманитарным дисциплинам.

Цель исследования: научно обосновать процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию средствами гуманитарных дисциплин.

Гипотеза исследования: процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию будет более эффективен, чем в массовом опыте, если:

— ценностное отношение к гуманитарному познанию будет являться одной из ведущих целей процесса обучения гуманитарным дисциплинам и лкчко-стно-значимым приоритетом старшеклассников;

— логика процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию будет обусловлена спецификой развертывания проблемных ценностно-значимых ситуаций, соответствующих особенностям развития ученика как самостоятельного субъекта гуманитарного познания, целенаправленно осваивающего его ценностные аспекты;

— содержание этапов моделируемого процесса будет определяться уровнем сформированности у учащихся ценностного отношения к гуманитарному познанию;

— в системе средств формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию в рамках проблемных ценностно-значимых ситуаций на всех этапах процесса приоритетными будут аспектные проблемы.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики ценностного отношения к гуманитарному познанию.

2. Определить критерии и уровни сформированности у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

3. Разработать модель процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

4. Экспериментально проверить эффективность процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию средствами гуманитарных дисциплин.

Методологическую основу исследования составили концептуальные идеи целостного педагогического процесса (B.C. Ильин, В. В. Краевский, Н.К. Сергеев), концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков), деятельностный подход к развитию и обучению школьников (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. И. Скаткин, Н.Ф. Талызина), культурологический подход к содержанию образования (Е.В. Бондаревская).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ литературы по проблемам исследования, моделированиеэкспериментальные: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, проективные методики), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследованиякорректной организацией опытно-экпериментальной работыоптимальной количественной базой экспериментаприменением адекватных предмету методов исследования и обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые формирование ценностного отношения к гуманитарному познанию рассмотрено с позиций целостного педагогического процесса и концепции личностно-ориентированного образования. Ценностное отношение к гуманитарному познанию понимается как особого рода отношение к учебной деятельности, в которой старшеклассник осознает личностную и общечеловеческую значимость гуманитарного познания. В работе обоснован процесс формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию в соответствии с логикой последовательного развертывания проблемных ценностно-значимых ситуаций, адекватных природе и динамике развития формируемого личностного образования.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию. Раскрыта специфика и значимость ценностного отношения к гуманитарному познанию как одного из приоритетных личностных образований старшеклассников.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования специфики формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию на различных этапах онтогенезадля разработки научных основ использования ценностного потенциала гуманитарных предметов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке комплексной методики оценки уровней сформированности ценностного отношения к гуманитарному познаниюопределении системы средств формирования данного личностного образования в процессе обучения старшеклассников гуманитарным дисциплинамобеспечении процесса формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию необходимыми дидактическими материалами.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, обсуждались на аспирантских семинарах ВГПУ, 1-й межвузовской гуманитарной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области (Волгоград, 1997), И, III межвузовских исторических чтениях, посвященных памяти профессора Б. С. Абалихина (Волгоград, 1998, 2000), на научно-практической конференции «Личностно-развивающий образовательный процесс: освоение идей и технологий, эффективность внедрения» (Волгоград, 1998), на Российской научно-практической конференции «Инновационные процессы в современном образовании: сущность, опыт, тенденции развития» (Волгоград, 1999 г.), на городской научно-практической конференции «Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике (на основе личностно-ориентированного образования)» (Волгоград, 2000 г.) — Международной конференции «Новые методы в преподавании истории в современной общеобразовательной школе РФ» (Волгоград, 2000).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 10, 11 классов гимназий № 13, средней школы № 17 г. Волгограда.

Внедрение результатов исследования проходила в 10,11 классах гимназии № 1, СШ № 4, СШ № 27, СШ № 3, СШ № 29 г. Волгограда.

Положения, выносимые на защиту.

1. Ценностное отношение к гуманитарному познанию представляет собой интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивой взаимосвязью между сущностными потребностями человека и ценностными аспектами гуманитарного познания, знаниями о гуманитарном познании, осознанностью его личностной и общечеловеческой значимости, проявляющееся в познавательной и практической деятельности.

2. Содержательное наполнение когнитивно-оценочного, личностно-мотивационного и деятельностного компонентов ценностного отношения к гуманитарному познанию обусловлено спецификой гуманитарных дисциплин и особенностями познавательных, эмоционально-мотивационных проявлений учащихся старшего школьного возраста. Выбор критериальных оснований ценностного отношения к гуманитарному познанию определен его компонентным составом. Уровневые проявления ценностного отношения к гуманитарному познанию выступают показателями его сформированности у старшеклассников.

3. Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию включает в себя три этапа. В ходе ориентаци-онного, эвристического и креативного этапа происходит последовательное формирование исследуемого личностного образования соответственно его уровням сформированности. Логика процесса заключается в поэтапном развертывании проблемных ценностно-значимых ситуаций.

Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию эффективен при технологическом оснащении проблемных ценностно-значимых ситуаций системой дидактических средств, среди которых приоритетными являются аспектные проблемы.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1995;1997 гг.) — поисково-теоретический — изучение научного знания по проблеме исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Второй этап (1997;1999 гг.) — опытно-экспериментальный — конструирование процесса формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию и выявление системы средств, обеспечивающих его эффективность, проведение формирующего эксперимента. т /л пллллл V*.

1 ретин этап (кууу-Аюии гг.) — описательно-итоговыи — анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, завершение научного обоснования основных положений исследования, оформление диссертации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, восьми приложений. Основной текст диссертации включает 242 страницы, содержит 21 таблицу, 4 схемы, литература представлена 331 наименованием.

ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

В ходе опытно-экспериментальной работы по конструированию процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию сделаны следующие выводы:

1. В соответствии с уровнями развития ценностного отношения к гуманитарному познанию, возрастными особенностями старшеклассников и спецификой развертывания проблемных ценностно-значимых ситуаций разработана модель процесса формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию, выделены этапы: ориентационный, эвристический, креативный. Каждый из этапов процесса предполагает достижение старшеклассниками определенного уровня сформированности ценностного отношения к гуманитарному познанию. Ориентационный этап сориентирован на закрепление у старшеклассников личностного образования первого уровня сформированности, целью эвристического этапа является достижение второго уровня развития ценностного отношения. Креативный этап направлен на формирование у старшеклассников третьего уровня ценностного отношения к гуманитарному познанию.

2. Повышение уровня сформированности ценностного отношения к гуманитарному познанию у старшеклассников обеспечивается на ориентацион-ном этапе освоением сущностных характеристик гуманитарного познания в историческом субъектеприсвоением ценностных аспектов гуманитарного познания, которое опосредованно деятельностью учителя как субъекта познавательной деятельности на эвристическом этапеосознанной самостоятельной реализацией ценностных аспектов гуманитарного познания на креативном этапе.

3. Развитие ценностного отношения к гуманитарному познанию было обеспечено применением системы дидактических средств: проблемного изложения, сочинений-размышлений, эвристических бесед, карт творческого проектирования аспектных проблем, художественных и исторических текстов и, в качестве приоритетных, аспектных проблем. Они позволили максимально использовать потенциал гуманитарных дисциплин и логики развертывания проблемных ценностно-значимых ситуаций для обеспечения процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключение проследим каким образом происходило решение основных задач исследования по теме: «Формирование у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию (на материале гуманитарных дисциплин)» .

Первой задачей исследования являлось выявление сущностных характеристик ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Ценностное отношение к гуманитарному познанию рассматривается как интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивой взаимосвязью между сущностными потребностями человека и ценностными аспектами гуманитарного познания, знаниями о гуманитарном познании, осознанностью его личностной и общечеловеческой значимости, проявляющееся в познавательной и практической деятельности.

Содержание когнитивно-оценочного, личностно-мотивационного и дея-тельностного компонентов ценностного отношения к гуманитарному познанию обусловлено сущностными чертами гуманитарного познания и психологическими особенностями старшего школьного возраста. Когнитивно-оценочный компонент включает в себя знания сущностных характеристик гуманитарного познания и их оценку. Личностно-мотивационный компонент предоставляет возможность проследить каким образом знания о гуманитарном познании и его оценка спроецированы старшеклассником на его личностное развитие, какие мотивы присвоения ценности гуманитарного познания являются доминирующими. Деятельностный компонент ценностного отношения к гуманитарному познанию отражает взаимосвязь научно обоснованных гуманитарных знаний с целенаправленным преобразованием человеком окружающей действительности.

Вторая задача исследования заключалась в определении критериев и уровней сформированности у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Критериальные основания исследуемого личностного образования обусловлены содержанием когнитивно-оценочного, личностно-мотивационного и деятельностного компонентов.

Изучение особенностей формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию целесообразно осуществлять на основе следующих критериев и показателей ее проявления.

Первый критерий ценностного отношения к гуманитарному познаниюкогнитивно-оценочный — проявляется в следующих показателях:

— полнота знаний сущностных характеристик гуманитарного познания;

— соответствие оценки гуманитарного познания представлению о нем.

Второй критерий ценностного отношения к гуманитарному познанию личностно-мотивационный — проявляется в следующих признаках:

— степень осознанности взаимосвязи личностной и общечеловеческой значимости гуманитарного познания;

— характер мотивов активности в освоении ценностных аспектов гуманитарного познания.

Третий критерий ценностного отношения к гуманитарному познаниюдеятельностный — проявляется в показателях:

— степень осознанности ценностных аспектов гуманитарного познания в контексте их реализации в преобразующей деятельности;

— полнота реализации ценностных аспектов гуманитарного познания в индивидуальной преобразующей деятельности.

На основании специфики уровневых проявлений показателей данных критериев выявлены первый, второй, третий уровни сформированности ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Третьей задачей исследования являлась разработка модели процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Элементы модели описаны в понятиях: «педагогическая ситуация», «этап», «цель», «содержание», «дидактические средства», «взаимодействие», «результат» .

Процесс формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию включает три этапа: ориентационный, эвристический, креативный. Каждый из этапов процесса предполагает достижение старшеклассниками определенного уровня сформированности ценностного отношения к гуманитарному познанию. Ориентационный этап сориентирован на закреплек к ние у старшеклассников личностного образования первого уровня сформированности, целью эвристического этапа является достижение второго уровня развития ценностного отношения. Креативный этап направлен на формирование у старшеклассников третьего уровня ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Повышение уровня сформированности ценностного отношения к гуманитарному познанию у старшеклассников обеспечивается на ориентационном этапе освоением сущностных характеристик гуманитарною познания в историческом субъектеприсвоением ценностных аспектов гуманитарного познания, которое опосредованно деятельностью учителя как субъекта познавательной деятельности на эвристическом этапеосознанной самостоятельной реализацией ценностных аспектов гуманитарного познания на креативном этапе.

Процесс формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию выстроен согласно логике развертывания проблемных ценностно-значимых ситуаций, особенности которых обусловлены возрастными возможностями и потребностями учеников старшего школьного возраста.

Четвертой задачей исследования являлась экспериментальная проверка эффективности процесса формирования у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию средствами гуманитарных дисциплин.

Процесс формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию на ориентационном этапе процесса связан со спецификой использования в обучении старшеклассников гуманитарным дисциплинам аспектных проблем первого уровня сложности, творческое проектирование их решения историческими субъектами в условиях проблемных ценностно-значимых ситуаций. Данные средства способствовали созданию у старшеклассников представлений о сущности гуманитарного познания, осознанию общечеловеческой значимости гуманитарного познания и способствовали осознанию ценностных аспектов гуманитарного познания в контексте их реализации в преобразующей деятельности.

Формирование и закрепление ценностного отношения к гуманитарному познанию второго уровня развития на эвристическом этапе процесса происходило с использованием в проблемных ценностно-значимых ситуациях аспект-ных проблем второго уровня сложности и творческого проектирования их опосредованного решения субъектом современной эпохи. Данные средства способствовали формированию среднего уровня ценностного отношения к гуманитарному познанию.

Аспектные проблемы третьего уровня сложности и творческое проектирование их непосредственного решения старшеклассниками в качестве субъектов-современников способствовали развитию ценностного отношения к гуманитарному познанию высокого уровня сформированности. Данные средства обеспечивали установление соответствия между представлениями о гуманитарном познании и его оценкой, осознанию взаимосвязи его личностной и общечеловеческой значимости, активности в реализации ценностных аспектов гуманитарного познания в преобразующей деятельности.

Используемые дидактические средства позволили эффективно использовать потенциал гуманитарных дисциплин и логику развертывания проблемных ценностно-значимых ситуаций по формированию у старшеклассников ценностного отношения к гуманитарному познанию.

По результатам исследования выдвинутые предположения гипотезы были подтверждены, что позволяет считать предложенный вариант конструирования процесса формирования ценностного отношения к гуманитарному познанию целесообразным. В ходе формирующего эксперимента были получены значимые данные, свидетельствующие об активной динамике изменения данного личностного образования. Средний уровень был достигнут по завершению третьего этапа 59% учеников (35% на начало эксперимента) и высокий уровень — был обнаружен у 31,5% старших школьников (12,3%).

Данное исследование было выполнено в русле изучения проблемы формирования ценностных отношений в обучении гуманитарным дисциплинам и связано с разработкой концепций гуманитарного образования, сориентированного на становление в субъекте учебной деятельности ценностей. Педагогический поиск может быть продолжен в следующих направлениях: раскрытие ценностных аспектов гуманитарного познания в процессе обучения естественно-математическим и гуманитарным дисциплинам в рамках концептуально единой педагогической системыгуманитарное образование в дошкольном возрасте, сориентированное на осознание ценности гуманитарного познанияреализация ценностных аспектов гуманитарного познания в содержании гуманитарного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. А. Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985, — 263 с.
  3. Н. Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения тв орчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971.- 334 с.
  4. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995- - 400 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  6. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  7. Г. С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М.: Политиздат, 1974. -230 с.
  8. С. Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ленинградскою ун-та. Сер. 6. — Вып. 3. — 1988. — Ж26, — С.28−36
  9. А.П. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 117−121.
  10. Ю.Архангельский Л. М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983. -№ 1. — С. 4−17.11 .Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151 с,
  11. А. Г. Образование как расширение возможностей развития личности // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 6−13.
  12. X. М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995, — 22 с.
  13. Т.К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников подростков. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1982. — 80 с.
  14. М. Г. Формирование научного мировоззрения. Рига: Зинатне, 1984.-234 с.
  15. И. В. О развитии познавательного интереса у учащихся средней школы: Материалы 3 Всесоюзного съезда общества психологов СССР. М., 1968.-Т. 2.-С.173−174.
  16. В. С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. -Харьков: Выща шк., 1988. 147 с.
  17. Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. — 183 с.
  18. H.A. Формирование у старших школьников нравственных мотивов познавательной деятельности: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1974. -23 с.
  19. В.В. Соотношение эмпирического и теоретического в познавательной деятельности учащихся: Автореферат дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 1993.-18 с.
  20. Д. Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966. -№ 3. — С. 54−60.
  21. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  22. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики образования // Педагогика. 1994. — № 5.
  23. Е.Д., Волынская J1.M. «Картина мира» и механизмы познания. Душанбе, 1976.
  24. JI.H. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. 1997. — № 3. — С. 104−120.
  25. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону, 1983.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  27. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  28. E.B. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-на-Дону: РПУ, 1995. — 216 с.
  29. Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность (на материале работы ученического научно-исследовательского общества Ломоносовской гимназии Санкт-Петербурга): Автореф.. канд. пед. наук. СПб., 1997. -21с.
  30. Ю.М. Ценность и знание. Природа нравственно-культовых представлений: Автореф. ., док. фил. наук М., 1996.
  31. Н.В. Ситуация выбора -«единица» процесса формирования самостоятельности личности школьника // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: Сб. науч. тр,-4.2, ВГПУ. -Волгоград, 1992, С. 48−58.
  32. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -304 с.
  33. .С. О гуманизме // Вопросы психологии. 1990. — № 6.
  34. В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 261 с.
  35. Дж. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
  36. A.B. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа, 1968. — 104 с.
  37. В.И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII-XIX в.: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. А. Н. Сахарова. М.: Просвещение, 1995. — 304 с.
  38. ГЛ., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 99−105.
  39. И.В. Познание и свобода. М.: Политиздат, 1969. — 215 с.
  40. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства. Челябинск: Б.и., 1997. — 240 с.
  41. Ванюшкина J1.M. Формирование единства когнитивного и эмоционально ценностного компонентов исторического сознания школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. С-Пб., 1994.
  42. А.П. Моральная регуляция поведения личности. Минск: Наука и техника, 1987. — 126 с.
  43. В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. — С. 40−49.
  44. З.И. Воспитание убеждений в процессе обучения: Учеб. пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ, 1981. — 82 с.
  45. Е.Е. Уровни развития познавательных потребностей // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 125−132.
  46. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8−9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 1996. -238 с.
  47. И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. -212 с.
  48. Ю.П. Познание и знания. Рига: Зинатне, 1983. — 309 с.
  49. В.Я. Познание и практика в структуре деятельности. Рига: Зинатне, 1988.-200 с.
  50. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.-283 с.
  51. С.П. Личность в системе нравственных отношений. Минск: Наука и техника, 1988. — 107 с.
  52. A.M. Ценности: проблема обоснования: Дисс.. канд. филос. наук.-М., 1994.- 143 с.
  53. Выготский Л. С, Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 580 с.
  54. Высшие ценности: Сб. ст. -М.: Молодая гвардия, 1971. 192 с.
  55. Е. Е. Стрелова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М.: Русское сло= во, 1997.-224 с.
  56. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Наука, 1986.-276 с.
  57. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 49−57.
  58. .С. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика.- 1992. № 5−6.
  59. .С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 249 с.
  60. М.Р. Познавательная мотивация и развитие личности // Психология личности: теория и эксперимент. М.: МГУ, 1982. — 287 с.
  61. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.- 284 с.
  62. Ф.Ю. Потребности, интересы, ценности как формообразующие факторы ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Карачаевск, 1998.
  63. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 176 с.
  64. Л. А. Потребности и интересы //Советская педагогика. 1939. — № 8−9.-С 129−143.
  65. Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрения. М.: Просвещение, 1986. — 207 с.
  66. В.В. Педагогика отношений. Комсомольск-на-Амуре, 1995. -105 с.
  67. B.C., Урсул А. Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. М.: Знание, 1975. — 64 с.
  68. A.C. Научить думать и действовать. М.: Просвещение, 1991. -175 с.
  69. H.A. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на материале гуманитарных дисциплин): Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 18 с.
  70. JI.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  71. З.И. О нравственных идеалах старшеклассников. Кишинев: Штинца, 1979. — 118 с.
  72. .С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982. — 256 с.
  73. Гуманитарное знание. Сущность и функции. СПб: Изд-во С. Пб. Ун-та, 1991.-148 с.
  74. С. С., Пукшанский Б. Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации/ под ред. Ю. И. Ефимова (РАН СПб. Каф-ра филос-ии). СПб.: Наука, 1994.-87 с.
  75. В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  76. В.В. Проблемы деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — 367 с.
  77. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  78. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 116 с.
  79. A.A., Косулина Л. Г. История России, XX век: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 366 с.
  80. C.B., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политической журнал. 1996. — № 1.
  81. И.А. Обучение подростков постановке учебных задач: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. — 19 с.
  82. Диалектика рефлексивной деятельности и научное познание. Ростов н/'Д: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. -240 с.
  83. Диалектика творческой деятельности. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1989. -140 с.
  84. Дидактика средней школы. J- M.: Просвещение, 1975. -303 с.
  85. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. № 3. — С. 31−45.
  86. В. П. О системе личность // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 36−45.
  87. В. П. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  88. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. -191 с.
  89. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. -М.-Л.: Наука, 1966.
  90. В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции, Саратов, 1981.
  91. Е.Л., Титов А. В. Идеал, справедливость, счастье. -М.: Изд-во МГУ, 1989.-188 с.
  92. А. Взгляд психолога на активность человека . М.: Луч, 1991. — 157 с.
  93. П.Н. История России. Х1Х-началоХХ вв.: Учеб. книга для 8−9 кл. средней школы. -М.: Антиква, 1997. 285 с.
  94. В. Г. Развитие и воспитание интересов старших школьников. Л.: ЛГУ, 1959.- 82 с.
  95. ЮО.Иванов В. П. Человеческая деятельность познание — искусство. — Киев: Наук, думка, 1977. — 251 с.
  96. A.A. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1990. — 237 с.
  97. A.A. Ценности и понимание // Вопросы философии. 1987. — № 3. -С. 31−43.103 .Изард К. Е. Эмоции человека. М.: МГУ. — 1980. — 439 с.
  98. В. С. Проблема воспитания потребности в знании у школьников: Автореф. дис.. доктора пед. наук. М., 1971. — 35 с.
  99. B.C. О специфике гуманитарного знания // Вопросы философии. -1985. -№ 7.
  100. Юб.Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  101. Исследование проблем психологии творчества: Сб. ст./ АН СССР, Институт психологии (отв.ред. Я.А. Пономарев) М.: Наука, 1983. — 336 с.
  102. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности: Сб. науч. трудов М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.
  103. М.С. Проблемы взаимодействия познавательного и ценностного сознания // Наука и ценности: проблема интеграции естественно-научного и со-циогуманитарного знания / Под ред. проф. М. С. Кагана. JL: Изд-во ЛГУ, 1990. -С. 55−72.
  104. Категория активности // Категории материалистической диалектики: Сб. ст./ АН СССР, Ин-т психологии (отв. ред. JI. И. Анциферова) М.: Наука, 1988.-243 с.
  105. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система. -СПб.: Образование, 1996. 135 с.
  106. A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.- 187 с.
  107. А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  108. Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  109. Когнитивная психология: Сб. ст./ Отв. ред. Б. Ф. Ломов М.: Наука, 1986. -204 с.
  110. В.А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. — 190 с.
  111. H.A. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии. Спбю: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
  112. В.Н. Путь к тайке- Беседы со старшеклассниками (о научной картине мира). М.: Педагогика, 1990. -207 с.
  113. О.Т. Гуманитарные аспекты в структуре научного знания. Томск, 1986.
  114. М. О новых методических подходах в современных школьных учебниках истории . Научные труды МГПУ им. В. И. Ленина. М., 1996.
  115. М. О школьных учебниках истории. «Круглый стол» редакции журнала. // Преподавание истории в школе 1994, № 8.
  116. В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания: Сб. ст./ АН ГССР, Ин-т фил-фии. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 64 с.
  117. А.М. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат., 1979. -216 с.
  118. A.M. Познание и деятельность. -М:Политиздат.Л984. 142 с.
  119. Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного познания /У Вопросы философии. 1987. — № 8.
  120. E.K. Жизненный путь и личностное знание // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1991. — С. 5−19.
  121. .С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М., 1983.
  122. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991. -80 с.
  123. В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991, — 192 с.
  124. Кузнецова J1.M. От познавательного интереса к созиданию знаний // Педагогика. 1993. — № 4. — с. 35−39.
  125. Е.И. Познание, язык, культура. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 263 с.
  126. E.H. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат., 1989.-299 с.
  127. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. -М., 1983.
  128. В.Н. Гуманитаризация образования // Преподавание истории в школе. 1989. — № 5. — С. 9−20.
  129. B.C. Воинствующий эмпиризм против развивающего обучения // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 112−116.
  130. Т.С. Этика социальной активности личности. М.: Высшая школа, 1974 .
  131. A.A., Щетинов Ю. А. Россия в XX в. М.: Просвещение, 1996.
  132. B.C. Содержание образования: сущность структура, перспективы. -М.: Высш. школа., 1991. 224 с.
  133. В.А. Познавательное отношение : пути исследования его природы: Автореф. дисс. канд. дед. наук. М., 1978.
  134. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. — 359 с.
  135. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1975. -304 с.
  136. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 576 с.
  137. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. Т. 13. 1992.-№ 2.-С. 110−121.
  138. Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. — 1993. -№ 2.
  139. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15−26.
  140. Лернер И Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. -М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  141. .Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992. — 578 с.
  142. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М.: Педагогика, 1991. 296 с.
  143. Ю.А. Формирование отношения к труду как к ценности у учащихся педучилищ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Армавир, 1998. -20 с.
  144. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 175 с.
  145. Н.М. Категории возможность и действительность. Краснодар: Книж-е изд-во, 1972.
  146. В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984. — 286 с.
  147. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. — 139 с.
  148. М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). -М.: Ad Marginem, 1995. 550 с.
  149. Э. Контуры системы образования будущего // Реферативный журнал, сер. «Философия». 1998. — № 2. — С. 236−240.
  150. Маркова AJC Формирования мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  151. Маркузе Герберт Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994. — 368 с.
  152. .Г. Соотношение знания, незнания и творческого бессмыслия /У Педагогика. 1994. — № 2. — С. 19−22.
  153. C.B. Отчуждение знания в педагогической деятельности: Ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук. Омск, 1997.
  154. Мировоззренческая культура личности / Отв. ред В. П. Иванов. Киев: Наук. думка, 1986. — 295 с.
  155. И.Н. Амбивалетность личности: морально-психологический аспект. М.: Наука, 1991.- 152 с.
  156. В.М. Человек, мораль, воспитание. -М.: Прогресс, 1975. 163 с. 171. Мораль: сознание и поведение / Отв. ред. Н. А. Головко. — М.: Наука, 1986. -208 с.
  157. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титарепко. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 175 с.
  158. Моральный выбор/ Под ред. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1980. -334 с.
  159. Морозова H Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  160. Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 278 с.
  161. М.В. Что такое возможность и как она превращается в действительность. М: Госполитиздат., 1957.
  162. JI.E. Взаимосвязь личностного и надличностного знания // Философские науки. 1982. — № 2. — С.52−58.
  163. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 142−154.
  164. В.Н. Психология отношений. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -356 с.
  165. Наука и ценности: проблема интеграции естественно-научного и социогу-манитарного знания / Под ред. проф. М. С. Кагана. J1.: Изд-во ЛГУ. — 1990. -182 с.
  166. Ю.К. Активность субъекта в познании. М.: Мысль, 1969. — 88 с.
  167. В.И., Каневская М. Е., Пахомова О. Н., Берцалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 180. — № 1. — С. 22−31.
  168. В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига: Зинатне, 1988. — 185 с.
  169. Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С.45−49.
  170. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  171. В.П., Уткин А. И. История России. XX век. 11 класс: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1996. — 496 с.
  172. Т. Информация, отражение, творчество. -М.: Просвещение, 1967.
  173. Л.И. Нравственные ценности нашего современника. М., 1971
  174. Л.И. Твой нравственный идеал. М.: Книга, 1977. -108 с.
  175. О.М. Ценностные отношения: природа и генезис: Дисс.. докт. филос. наук, С-Пб., 1995. — 358 с.
  176. В.П. Исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся: Автореф.. канд. пед. наук. М., 1983.
  177. .А. Язык культуры и генезис знания. Киев: Наук. Думка, 1988. -212 с.
  178. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л.: Изд-во ЛГПИЛ979. — 123 с.
  179. А. К. Развитие мотивов деятельности в процессе осуществления поступков: Тезисы докладов на 2 съезде общества психологов, вып. 2, детская и педагогическая психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  180. H.A. Плач поколения. СПб: ИВО фирма «АРИС», 1993.- 152 с.
  181. А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  182. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  183. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  184. А.И. Творческая активность субъекта в познании. М., 1975.
  185. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  186. К.К. Структура и развитие личности . М.: Наука, 1986. — 254 с.
  187. В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М., 1976
  188. И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания // Социолог. Исследования, 1984. № 4. — с. 29−36.
  189. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. -Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1989. 206 с.
  190. Практика познание — мировоззрение/ отв. ред. А. И. Яценко. — Киев: Наук. Думка, 1980.-371 с.
  191. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. Мухиной B.C. М., 1986.
  192. Проблемы гуманитарного познания. Новосибирск: Наука, Сибирское изд-во, 1986. -333 с,
  193. Проблемы рефлексии / Под ред. Ладенко И. С. Новосибирск: Наука, 1987. -234 с.
  194. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Граждановеде-ние. М.: Просвещение, 1995. — С. 23−46.
  195. Программы для общеобразовательных учреждений. Обществознание. М.: Просвещение, 1994. — 62 с.
  196. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблемы психологии личности. М., 1992.
  197. Психология личности и образ жизни /отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1987. — 219 с.
  198. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  199. Психология творчества: Общая, дифференцированная, прикладная / отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1990. — 222 с. 221 .Психология формирования и развития личности/ отв. ред. Л. И. Анцыферо-ва.-М.: Наука, 1981.-365 с.
  200. Л.П. Формирование нравственных знаний и оценочных суждений в обучении истории: Уч. пособие к спецкурсу. Волгоград: Перемена, 1997.- 130 с.
  201. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры. // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17−22.
  202. А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. -Томск, 1977.
  203. А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. -М.: Политиздат., 1982. 301 с.
  204. И.А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования. Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1986. — 88 с.
  205. Н.И. Психология личности . М.: Ин-т Дружбы Народов, 1987. i 96 с.
  206. У. Познание и мышление. М.: Мир, 1968. — 400 с. 231 .Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ори-ентаций личности. М., 1996. — 144 с.
  207. В.М. Смысл и особенности гуманитарного образования // Соврем. Высш. шк. 1992. — № 1−4.
  208. В.М. Специфика и функционирование естественных, технических, гуманитарных наук. Красноярск, 1989. — 197 с.
  209. А.Н. Культурологический смысл содержания образования // Социально-политический журнал. 1995. — № 3. — С. 173−179.
  210. C.JI. Основы общей психологии. М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1946. — 704 с.
  211. С.Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии / РАН. М.: Наука, 1997. — 463 с.
  212. Л.И. Нравственное воспитание личности . М.: Изд-во МГУ, 1982. — 184 с.
  213. A.A. Социальные ценности и нормы, — 1иев : Наук. Думка, 1976. -152 с.
  214. Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974 .
  215. Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1988. — 61 с.
  216. В.Н. Системный подход к классификации ценностей. М., 1 Р. ТЛ 1 1 г1./у. 1с.
  217. Н.У. Формирование познавательного интереса учащихся в процессе совместной деятельности: Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 1996. -21 с.
  218. В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 67−75.
  219. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.-264 с.
  220. А.Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 304 с.
  221. В.И. О диалектике отношений. Л.:Изд-во ЛГУ, 1983. — 137 с.
  222. Э.П. Общенаучные категории и подходы к познанию. Львов: Вищашк., 1978.-175 с.
  223. Ю.В., Тамарин В. Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  224. Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории): Монография. С.-Петербург-Волгоград: Перемена, 1997. — 166 с.
  225. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  226. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  227. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -96 с.
  228. И.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненной позиции старшеклассника // Актуальные проблемы формирования социальной активности учащихся. M., 1988. — С. 15−24.
  229. С.А. Нравственное развитие подростков в процессе творческой познавательной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1993.
  230. Смирнова Р. А Мировоззренческая детерминация творческой деятельности /'/' Диалектика творческой деятельности. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1989. -С. 43−51.
  231. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ, Москва Амстердам. — М.: Центр социологии РАО, 1994.- 151 с.
  232. В.А. Мировоззрение как выражение смысла человеческого бытия // Человек как философская проблема и мировоззрение. Владимир: Изд-во ВГПИ, 1982.- 142 с.
  233. В.М. Социология нравственного развития личности . М.: Поли-издат., 1986.-218 с.
  234. Соловей J1. А. Практическая природа идеалов познавательной деятельности. -Киев: Зинатне, 1986. -217 с.
  235. Социальная природа познания: теоретические предпосылки и проблемы. -М.: Наука, 1979.-280 с.
  236. С.П. Твои высшие ценности. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988.-159 с.
  237. А.Г. Истина // Философский энциклопедический словарь / Ред-кол.: С. С. Аверинцев и др. 2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.
  238. Становление и структура сознания и познания: Межвуз. сб. науч. труд. -Иваново: Изд-во ИвГУ, 1982. 168 с .
  239. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии // Вопросы психологии. 1985. -№ з.
  240. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. М.: Политиздат., 1985. — 530 с.
  241. А.Н. Жизнь творчество — искусство. — М.: Политиздат, 1985. -415 с.
  242. JI.H. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  243. Н.И. Нравственные идеалы и их формирования у учащихся. -Смоленск: Изд-во СГПИ, 1985. 87 с.
  244. С.А. Человек и ценности в философии Бердяева и Ницше // Вест. Моск. ун-та. 1991. — № 6.
  245. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  246. М.В. Человек. Среда. Потребности: диалектика формирования разумных потребностей. Минск, 1980.
  247. Э.Д. Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М.: Наука, 1976. -343 с.
  248. Теоретические основы содержания общего среднего образования /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  249. Теория познания. В 4 т. Т. 2. Социально-культурная природа познания./ АН СССР. Ин-т философии- Под ред. В. А. Лекторского, Т. И. Ойзермана. М.: Мысль, 1991.-479 с.
  250. А.И. Структуры нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. -280 с.
  251. O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
  252. В.П. Теория ценностей в марксизме . Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.1 л л «
  253. Д.Н. Основные положения теории установки. Тбилиси, 1961. -346 с.
  254. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 262 с.
  255. А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1963.-184 с.
  256. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Общество» // История. 1996. — № 43.
  257. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: ИНТОР, 1994. 128 с.
  258. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  259. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина. СПб: A-cad, 1994. — 406 с. '
  260. Е.Д. Мозг и эмоции. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 179 с.
  261. И. Ценностные ориентации молодежи // Народное образование. -1995. -№ 8−9.
  262. Ценности познания и гуманизация науки /Под ред. Найдыша. М., 1992.
  263. Ценностное сознание личности в период преобразования в обществе. М., 1997.
  264. Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М.: Центр социологии РАО, 1995.- 147 с.
  265. Ценностные ориентации и познавательные интересы школьников: Сб. науч. тр.-М., 1983.
  266. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. М.: Интерпракс, 1994. — 160 с.
  267. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. — 171 с.
  268. Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Фролова. -М.: Наука, 1989. 503 с. 294. Человек и мир человека. — Киев: Наук. Думка, 1977. — 342 с. 295. Человек и общество / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. — М.: Новая школа, 1997. — 199 с.
  269. Человек и общество / Сост. З. Ф. Козлова. Волгоград: Перемена, 1993. — 90
  270. Человек и общество. Ч 1. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для осн. школы / Под ред. JI.H. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Новая школа, 1993.- 176 с.
  271. Человек и общество. Ч 2. Личность, мораль, право: Учеб. пособие для осн. школы /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина, А. И. Матвеева. М.: Новая школа, 1993. — 224 с.
  272. Человек я общество. Современный мир: Учебное пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В. И. Купцова. М.: Просвещение, 1997. — 351 с.
  273. ЗОО.Чеснокова П. П. Проблема самопознания в психологии. М.: Наука, 1977. -143 с.
  274. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. Т. 14. 1993. -№ 5
  275. Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей //Проблемы формирования духовных настроений личности. Научные труды Новосибирского пединститута. Вып. 47. Новосибирск, 1970. — С. 112=153.
  276. B.C. Научное познание как деятельность. М. Политиздат., 1984. — 232 с.
  277. B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методологии, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 9−21.
  278. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. — М.: Мир, 1978.-418 с.
  279. Шиман6вский Д. С. Моральное самосознание. Этико-философский аспект. -Киев: Вища шк., 1986. 141 с.
  280. ЗОВ.Широ C.B. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: Автореф.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. -18 с.
  281. А.Ф. Наука, мировоззрение и моральные ценности. М.: Знание, 1973. -64 с.
  282. Ю.Шишкин А. Ф., Шварцман К. А. XX век и моральные ценности человечества. -М.: Мысль, 1968. -271 с.
  283. ЗП.Шиянов E.H., Котова Н. В. Идеи гуманизации образования в контексте отечественной теории личности. Ростов н/Д: Изд-во Рост Ун-та, 1995. — 314 с.
  284. Г. И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика 1994. № 5. — С.34−36.
  285. . Управление впечатлением. М., 1981
  286. Э. Психическая структура подростка // Педология юности / Под ред. И. Арямова. M.-JL: Гос. Уч. пед. изд-во, 1931.
  287. Н.Б. Исследовательская активность в форме вопросов в разные возрастные периоды // Вопросы психологии 1986. № 1. С.53−59.
  288. А. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1969. -141 с.
  289. Ф.Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-174 с.
  290. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  291. Г. И. Надежная основа обучения //Народное обр-ние. 1973. — № 2.
  292. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  293. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. — 230 с.
  294. H.A. Ценностные отношения // Воспитание школьников. 1999. -№ 3. — С. 17−22.23 .Юрксвич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 83−92.
  295. B.C. Светлая радость познания. М., 1977. — 74 с.
  296. Я и общество. Алма-Ата, 1989. — 304 с.
  297. И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 95 с. 327. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. — М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
  298. C.B. Воспитание у студентов высшей педагогической школы ценностного отношения к теоретическим знаниям по педагогике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 23 с.
  299. М.Г. Системность, гомеостаз и активность организма // Системные исследования: Ежегодник. 1978. -М., 1978. С. 169−184.
  300. JI.B. Порождающие факторы творчества // Диалектика творческой деятельности. Воронеж: Изд-во Вор. ун-та, 1989. — С. 26−42.
Заполнить форму текущей работой