Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая поддержка как условие адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В критические периоды развития, а подростковый возраст является именно таким, чаще всего возникают процессы нарушения адаптации детей. Младшим подросткам приходится адаптироваться не только к изменениям, происходящим в общественной жизни, но и к внутришкольной ситуации. Переход школьника на ступень основного общего образования (5 класс) несет за собой ряд таких новообразований, как: увеличение… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
    • 1. 1. Сущность психолого-педагогической поддержки в современной науке и школьной практике
    • 1. 2. Возрастные особенности младших подростков в их адаптации в образовательное пространство школы
    • 1. 3. Модель взаимодействия педагогической поддержки и адаптации младших подростков в общеобразовательной школе
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
    • 2. 1. Программа взаимодействия педагогической поддержки и сензитивных особенностей пятиклассников в их адаптации в основную-школу
    • 2. 2. Условия использования педагогической поддержки в адаптации учащихся пятых классов в основной 'общеобразовательнойдиколе'
    • 2. 3. Механизмы влияния педагогической поддержки на адаптацию младших подростков в условиях основной общеобразовательной-школы
  • Выводы по второй главе.!!

Педагогическая поддержка как условие адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность, исследования. Социальные, экономические и политические измененияпроисходящие в последнее время в. России, повлиявшавсе сферы общественной жизнибольнее: всего отразились на5 общеобразовательной школе. Школьники наравне со взрослыми вынуждены: приспосабливаться к нелегким реалиям нашего времени — безболезненно для себя адаптироваться к происходящим вокруг переменам. А реальность сегодня такова, что выпускники школ, как правило, покидают стены образовательных учреждений уже с изрядно ослабленным здоровьем. Школа стала причиной резкого ухудшения здоровья поколений российских граждан, что доказано статистикой. С особой остротой встает вопрос охраны нервно-психического здоровья учащихся. Причина кроется не только в слабой материально-технической базе школы, а в, основном в укоренившемся в российской школе содержании образования и укладе школьной жизни.

В таких условиях проблема здоровья, развития и воспитаниядетей.. .,.. .. имеет важнейшее государственное значение, ибо от уровня здоровья и обра-, зованности зависит трудовой потенциал страны в* ближайшей перспективе. Все это ставит проблему адаптации, а вместе: с нейжпсйхолЬгопедагогической поддержки учащихся в ряд наиболее приоритетных направлений отече «1 1-.А., ственнои педагогики.

Выход российского общества и образования нап^ь/^емо^атазациии гуманизации поставил перед школой вопрос о необходимости перехода к личностно-ориентированному образованию, что предполагает усиление внимания науки и практики к индивидуальности школьника., В Законе РФ «Об образовании» [п.З, ст.2] провозглашена «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Приори-тетнои целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только’к обученности учащихся, но и связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное-благополучие», «самореализация», «защищенность». Концепциямодернизации российского образования, на период до 2010 г: определяет приоритетные цели и задачи, реализация* которых требует организации, адекватной, системы педагогической поддержки учащихсяпятых классов при переходе на ступень основной общеобразовательной школы в условиях изменения в структуре и содержании воспитания. Ведущие идеи личностно — ориентированного образования бросают вызов традиционному образованию «с его переполненными учебными классами, формализмом и обезличенностью учебного процесса»,.

• -. <�• ?.'опп.тт-.':.* ориентированного «исключительно на подготовку производителен матери. • ¦. ,. • ¦ ' I- •! > к -.ч,-'. • альныхценностей». 203, С.8−14].

За последние десятилетия в системе образования России сложилась определенная стратегия поддержки и помощи ребенку в учебновоспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Приоритет стратегии обозначен как «усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения его каждого учащегося» [133, С. 21].

Традиционные идеи, обучения, воспитания и развития, которые содержатся в трудах отечественных педагогов и психологов-(JI.

A.C. Макаренко [110], В. А. Сухомлинский [186] и др.) получили свое развитие в исследованиях последних десятилетии, а именно в личностноориентированном подходе. Педагогическая поддержка в исследованиях Ш. А. Амо-ношвили [10], Е. В. Бондаревской [27], O.G. Газмана" [42]', В! В." Давыдова [51],.

B.А. Караковского [76], А. И. Миронова [127], H.H. Михайловой [128], A.B. Мудрик [130], Л. И. Новиковой [137], A.H. Нюдюрмагомедова [138],. JI.C. Славиной [179], В. И, Слободчикова [181], Р. Чарней [217]: Н. Е. Щурковой [210], Д. Б. Эльконина [212], И. С. Якиманской [215], ВХ’Левина [216] рассматривается как создание условий, способных максимально обеспечить путь продвижения школьника в образовании и жизни,' позволяющих успешно учиться, осваивать навыки учебной деятельности, социально-значимые ценности, норму, культуру поведения, самостоятельно выбирать, свой жизненный путь и реализовывать его.

В работе нами были использованы идеи И. Ф. Лесгафта о целостном характере процесса воспитания, где поведение человека обусловливается" не только, прирожденными свойствами нервной системы, но ¡-и постоянным воспитанием и обучениемидеи JT.C. Выготского, который утверждает, что в обучении нужно опираться не столько на уже достигнутое ребенком (актуальный уровень развития), сколько на развивающиеся и еще не сформировавшиеся процессы (зона ближайшего развития) — идеи Ю. К. Бабанского об оптимизации педагогического процесса как научно обоснованном выборе и осуществлении наилучшего для данных условий варианта задач, содержания, форм и методов обучения и воспитанияидеи A.A. Дубровского о> союзе пегдагогики и медицины, который ввел понятие «лечебной, педагогики», основными принципами которой являются: гуманизм, оптимизм, индивидуальность, личностно-ориентированный подход, успешность, деятельная жизненная позиция ребенка. '.

Мысли о необходимости поддержки растущего человека содержатся в работах известных педагогов и психологов, основывающих свою* теорию и практику на позициях защиты интересов ребенка (Ш.А. Амоношвили, И. П. Иванов, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, К. Д. Ушинский идр.). Однако выделение поддержки в сферу целенаправленной деятельности было осуществлено О. С. Газманом и его сотрудниками из лаборатории проектирования воспитательных систем ИПИР АО. .

Личностно-индивидуальная психолого-педагогическая поддержка школьника при переходе в среднее звено основной школы, определение влияния уровня развития классного коллектива на особенности адаптации учеников помогут разрешить проблему адаптации его к новым условиям, а, следовательно, решить и проблему повышения учебной мотивации. Анализ теоретической психолого-педагогической литературы показывает, что ряд исследователей рассматривает педагогическую поддержку в аспекте гуманного воспитания — Е. А. Александрова [7], Д. В. Григорьев [47], О. М: Кода-тенко [79], В. В. Кулишов [96], Е. А. Павленко [150], JLM. Шипицина [206] и др. Педагогическая поддержка повышения успешной учебной деятельности описана в работах О. С. Газмана [42], Н. Б. Крыловой [90], В. П. Бедерхановой [18], A.B. Ивлевой [72], М. В. Алешина [8], Н.И. Гуткиной* [49] и др. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся определенных категорий рассматривается в работах дагестанских ученых и исследователей — Д.М. Мал-лаева [114], П. О. Омаровой [148], С. Т. Тучалаева [188], А. Б. Курбановой [97] и пр.

Работа с учащимися по дезадаптации в образовательной среде направлена в современной школе в основном на решение проблем, возникающих в процессе отклоняющегося поведения подростков. На наш взгляд, необходимо направлять усилия педагогического коллектива на профилактику деви-антного поведения подростков, на ранее выявление причин уклонения от учебы и нарушения дисциплины. Процесс развития учебной активности школьников неразрывно связан также с оздоровлением эмоционального климата в классном коллективе, социальным статусом каждого учащегося и развитием толерантных отношений. Учитывая, что школа не всегда может изменить природную и социальную среду, окружающую ребенка, можно избрать другие пути адаптации его к окружающей действительности: влияя на все составляющие структуры индивидуальности ребенка, повысить адаптивность личности, способствуя тем самым самореализации личности без ущерба для здоровья. Возможности адаптации разных детей различны. Напряжение физиологических и психологических систем пятиклассника на наш взгляд высокое настолько, что требует дальнейшей разработки методов и t способов психолого-педагогической поддержки со стороны педагогического сообщества.

Гуманистическая педагогика и психология утверждают, что должен рассматриваться не ребенок для деятельности и даже не деятельность для ребенка, а необходимо исповедать принцип индивидуальной деятельности.

Учебную деятельность следует рассматривать как искусство, как выражение индивида, как условие, позволяющее раскрыться и развиться потенциям человека. В раскрытии возможностей и заключается смысл образования.

Ученика надо учить такого, каков он есть, а не «подгонять» его под стандарт образовательной технологии [202]. Индивидуальный подход особенно важен при работе с различными категориями детей: с нарушениями эмоционально-волевой сферы, с нарушениями в учебной деятельности, с определенными физическими и социальными проблемами, с одаренными детьми и пр.

Необходимо, на наш взгляд, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат подростку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. Мухина B.C. отмечает: «важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося» [132, С. 21].

Решение этой задачи и предполагает личностно-ориентированное образование, предполагая развитие в ребенке задатков, полученных им от природы, вооружение школьника наиболее полезным жизненным опытом. Закладывая в фундамент образовательной концепции этот принцип, мы поста вим точку в споре о том, какая’функция школы первичнее — давать знания или формировать духовно-нравственные качества, т.к. духовность во многом держится на знании, а наилучший результат дает образование. Цели обучения, воспитания, развития проектируются, также учитывая свойства личности ребенка, мотивы его деятельности. Лишь когда цель присваивается учеником, переживается им, происходит накопление личного опыта.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, то есть нивелируют стрессоген-ный фактор в учебном процессе, что в свою очередь улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних факторов, то есть способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

В критические периоды развития, а подростковый возраст является именно таким, чаще всего возникают процессы нарушения адаптации детей. Младшим подросткам приходится адаптироваться не только к изменениям, происходящим в общественной жизни, но и к внутришкольной ситуации. Переход школьника на ступень основного общего образования (5 класс) несет за собой ряд таких новообразований, как: увеличение количества учебных предметов и, соответственно, числа учителей, повышенный уровень требований со стороны учителей основной школы, связанное с этим новое межличностное взаимодействие в структуре «учитель — ученик», кабинетная система организации учебного' процесса, повышенные учебные нагрузки, снижение контроля со стороны родителей. Помимо проблем, связанных со школой, у школьников в этот период начинаются проблемы психологического и физиологического развития. Именно в этом возрасте чаще проявляются такие психологические особенности, свойственные дезадаптации детей, как: агрессивность, конфликтность, повышенный уровень тревожности, школо-фобии, склонность к прогулам и другому девиантному поведению (JI.C. Выготский [40], Т. А. Власова [36], В. Е. Каган [73], И. А. Коробейников [85], К. С. Лебединская [100], В. В. Лебединский [98], В. Н. Лозоцева [105], A.B. Петровский [154], В. А. Сухомлинский [186], Т. А. Шамова [204], Г. В. Бур-менская [30]).

По мнению A.C. Арсеньева основой собственно человеческого, личностного развития становится духовная, сознательная сфера, вступающая в конфликт с телесно-эмоциональной и социальной [37, С. 332]. Окончание собственно детства и переход в мир взрослых — оказывается гораздо более сложным, связанным с развитием в сознании младшего школьника критического рефлексирующего мышления в рассудочной’форме. Это и есть определяющее новообразование в его психике, которое создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Следовательно, проблема школьника-подростка должна быть рассмотрена параллельно с точки зрения биологического и психологического развития, изучая их целостно.

Именно в этом переходном возрасте дети остаются без постоянной опеки и внимания взрослых: дети чувствуют одиночество, возникающие проблемы в учении, общении, досуге не решаются. У них возникают первые попытки демонстрации протеста против отсутствия внимания, а порой и безразличия со стороны значимых взрослых, иногда просто соблазн проявить себя, обратить на себя внимание взрослых и сверстников. Единичные пропуски уроков сначала в форме протеста, затягиваются, переходя в систематические, что наряду с отставанием в учебе, выступает, в конечном счете, основанием для зачисления школьника в разряд «трудных». Это, в свою очередь, ведет к ухудшению его отношений с одноклассниками, учителями и родителями, к снижению самооценки, и, как результат, к стойкой неуспеваемости ученика. Теряется связь между классной группой и личностью ребенка, связанной с понижением статуса последнего. Практически доказано, что если ребенок не находит удовлетворения важнейшим социальным потребностям личности в основном коллективе, то он ищет другую социальную группу, где его притязания на высокое эмоциональное благополучие встречают больше понимания [169]. Если классный руководитель вовремя не заметит, пропустят без внимания учителя-предметники, родители, то десоциализация пятиклассника неизбежна и впоследствии труднее вернуть ребенка к нормальной жизни и учебе.

Проблема исследования заключается в увеличении числа детей младшего подросткового возраста, уклоняющихся от учебы, выпадающих изпод контроля школы при переходе в пятый класс основной общеобразовательной школы. Это тем более тревожит педагогическую общественность, что попадая в число «трудных» подростков, они со временем пополняют ряды, с одной стороны, делинквентной молодежи, ведущей противоправный, безнравственный образ жизни, с другой — оказываются вовлеченными в различного рода религиозные объединения, нетрадиционного направления (ваххабизм, сатанизм, адвентисты 7 дня и пр.), тем самым усугубляя и без того достаточно сложную криминогенную обстановку в обществе, и, опять таки, оказываясь вне того же общества. Пока наши школы не располагают ни достаточными научно-методическими ресурсами в этой области, применение которых могло бы воспрепятствовать потере педагогического влияния над школьниками, ни специалистами, которые могли бы помочь педагогам в профилактике «трудных» подростков, в решении вопросов, возникающих у классных руководителей при работе с учащимися 5-х классов.

Республика Дагестан — представляет собой историко-этнографическую область уникальную по своему национальному составу. Процесс смешения разных народностей настолько глубок, что представители всех национальностей, живущих в республике (а их более 30) встречаются не только в городах, но и в крупных населенных пунктах сельской' местности. Педагогические коллективы в городских и сельских школах также являются неоднородными по своему этническому составу. Удаленность многих населенных пунктов от центра, горная местность и другие проблемы вызывают своеобразную изоляцию учащихся и педагогической общественности на местах, что также является препятствием в разработке данной проблемы. Кроме того, как полагает Г. Ш. Пулатова «специфика воспитания в детских объединениях выражается в том, что имея общекультурный характер деятельности, вопросы культурной идентификации остаются без внимания» [168, С.121]. А как отмечает Маллаев Д. М. «общение детей разных национальностей — важнейшее условие адекватного восприятия и приобретения первичного позитивного опыта в области формирования патриотизма и межнационального общения» [112,.

С.24]. Следовательно, управление таким многонациональным коллективом имеет свои особенности. В целях оптимизации учебно-воспитательной деятельности, считает Пулатова Г. Ш., «межличностные и внутригрупповые отношения детей между собой и с педагогом могут приобрести характер со-управления, а результат деятельности обеспечит взаимопонимание, социальную закалку и интеграцию культурных традиций разных народов, способствующих успеху коллективных дел» [168, С. 121].

В условиях региона полагает Акавова С. С. гармоничное развитие ребенка выражается в «формирование менталитета толерантности в человеческих отношениях» [3, С.4]. На наш взгляд интолерантный классный коллектив и как следствие неуспешное взаимодействие с учителями и учащимися является одной из основных причин дезадаптации школьников.

Задачами психолого-педагогического сопровождения на этом этапе являются: адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика деви-антного поведения и наркозависимости. Приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее отношение к миру, деятельности, себе, ее личностная позиция, такие категории как защищенность, духовное и физическое здоровье, социальное благополучие, самореализация, так как «от того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений» [133].

Недостаточно изученными остаются вопросы содержания, формы и способов педагогической поддержки учащихся в условиях адаптации к основной общеобразовательной школе в поликультурной образовательной среде, исследование социальной ситуации развития, влияние регионального фактора, стабилизация этнической идентичности. Педагогическая поддержка пятиклассников в этот период с опорой на воспитание толерантности учащихся, повышение этнопедагогической культуры учителей имеет на наш взгляд свою специфику и требует внимания со стороны психологопедагогического сообщества.

Недостаточность разработки данной проблемы в поликультурных условиях республики, запросы массовой педагогической практики послужили основанием для выбора темы исследования: «Педагогическая поддержка как условие адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе».

Актуальность исследования связана, во-первых, с изучением психолого-педагогических механизмов адаптации учащихся* пятых классовк обучению при переходе из начальной школы в основную, во-вторых, со спецификой психолого-педагогической поддержки в поликультурном образовательном пространстве, что делает исследование достаточно актуальным.

Объект исследования — адаптация учащихся пятых классов в образовательное пространство общеобразовательной школы.

Предмет исследования — педагогическая поддержка как условие адаптации учащихся пятых классов в среднем звене основно школы.

Цель исследования — выявить и обосновать эффективные педагогические условия использования педагогической поддержки в адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: педагогическая поддержка значительно повысит интенсивность адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе при следующих условиях:

— выявлении особенностей младших подростков в переоценке накопленного опыта в начальной школе и способов их самовыражения;

— установлении соответствия педагогических требований и быстро меняющихся педагогических ситуаций, связанных со способами самовыражения учащихся пятых классов;

— модельном представлении взаимодействия способов педагогической-поддержки и условий адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе;

— использовании педагогической, поддержки как средства повышения эмоциональных, интеллектуальных и волевых усилий учащихся до уровня педагогических требований в основной общеобразовательной школе.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности младших подростков в полиэтническом регионе на этапе перехода из начальной в основную общеобразовательную школу.

2. Установить соответствие педагогических требований и потребностей младших подростков в самовыражении в условиях их адаптации в общеобразовательной школе.

3. Смоделировать механизмы влияния педагогической поддержки* на адаптацию учащихся пятых классов в основной школе.

4. Выявить и экспериментально обосновать условия использования педагогической поддержки в ускорении адаптации учащихся пятых классов основное общее образование.

Методологической основой’исследования явилась совокупность следующих подходов:

— использование философских и гносеологических теорий в оценке педагогических ценностей;

— гуманистический, в рамках которого ученик рассматривается в совокупности ценностей общества и самоцелей общественного развития;

— личностно-ориентированный, требующий перевода ученика в позицию субъекта и объекта деятельности и общения;

— субъект-объектный, в подборе и оценке исследуемых факторов и явлений, анализе исследуемых процессов;

— культурологический, рассматривающий педагогический процесс в определенной поликультурной среде образовательного учреждения.

Теоретические основьгисследования составили теории — педагогической поддержки ребенка в образовании (В.П. Бедерханова, О. С. Газман, Н. Б. Крылова и др.), исследования активности личности в деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, В-И: Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов и др.), системный и личностнодеятельно-стный подходы в образовательном процессе (Н.В. Кузьмина, С. А. Маврин, И. С. Якиманская и др.), исследования личности подростков, уклоняющихся от учебной деятельности (A.C. Беличева, Л. С. Славина, В. Г. Степанов и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— положения педагогической аксиологии (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.);

— теории и концепции образовательного, воспитательного пространства (Д.В. Григорьев, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова и др.);

— концепции личностно ориентированного образования и обучения (Е.В. Бондаревская, А. Б. Орлов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез (историографический, моделирование, сравнительно-сопоставительный), обобщения, изучение и обобщение опыта деятельности современной школы, классификация научно-методической литературы с целью обоснования — психолого-педагогических условий адаптации младших школьников в среднем звене общеобразовательной школыэмпирические: педагогический эксперимент с целью проверки выдвинутой гипотезынаблюдение (прямое, косвенное, включенное, самонаблюдение) — диагностирование (тестирование, оценивание) для выявления психологического состояния учащихся 4−6 классовэкспериментальные (констатирующий, формирующий эксперименты) — пракси-метрические (изучение школьной документации и результатов деятельности учащихся) с целью выявления возможностей адаптации пятиклассников и выделения условий, способствующих этомуобсервационные (прямое, косвенное наблюдение) для проверки организационно-педагогических условий психолого-педагогической поддержки пятиклассников в учебном процессестатистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики для определения валидности, надежности полученных результатов, сравнение экспериментальных данных с исходными, шкалирование, педагогическое измерение.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 2003 по 2009 гг. Базой для проведения исследования являлись муниципальные общеобразовательные учреждения — средняя образовательная школа № 34, гимназия № 1 г. Махачкалы, средняя образовательная школа № 19 г. Дербента Республики Дагестан. Исследовательской работой было охвачено 148 учащихся шести классов начальной школы, 191 учащихся 5−7 классов (из их числа были выделены учащиеся, уклоняющиеся от учебной деятельности или испытывающие затруднения в адаптации), 6 учителей 4-х классов, девять классных руководителей и тридцать учителей-предметников, 46 родителей школьников.

На первом аналитико-поисковом этапе (2003 — 2006 гг.) изучалось и анализировалось состояние разработанности представленной проблемы, в теоретическом аспекте, а также современные педагогические технологии, содержащие вопросы психолого-педагогической поддержки учащихся, анализировался опыт практической работы педагогов-новаторов, определялись научно-теоретические подходы и общая концепция исследования, разрабатывались логика эксперимента с целью выявления наиболее эффективных условий психолого-педагогической поддержки учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

На втором этапе (2006 — 2008 гг.) проводилось обобщение опыта деятельности школы, моделирование способов и путей решения проблемы (создание теоретической базы), разработку и внедрение программы реабилитационной помощи «Трудный подросток», создание диагностического инструментария для реализации программы «Психолого-педагогической поддержки младших школьников в условиях перехода в основную образовательную школу».

Третий этап (2008 — 2010 гг.) — реализацияи экспериментальное обоснование программы, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление диссертационных материалов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— предложены критерии эффективности использования, педагогической-поддержки в адаптации учащихся пятых классов в среднем звене основной общеобразовательной школы;

— раскрыты механизмы установления соответствия нормативных педагогических требований и особенностей младших подростков, связанных с самосознанием и самовыражением;

— выявлен потенциал педагогической поддержки как средства мобилизации интеллектуальных и волевых усилий младших подростков в их адаптации в условия основной школы;

— выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного использования педагогической поддержки в процессе адаптации учащихся пятых классов в основную общеобразовательную школу.

Теоретическая значимость исследования:

— понятие педагогическая адаптация расширена до встречной адаптации педагогов по выявлению^ поддержке и развитию волевого, интеллектуального и эмоционального потенциала младших подростков в. выполнении перспективных задач, образования;

— педагогическая поддержка рассмотрена как событийно-гуманная модель соответствия природного потенциала младших подростков и развивающих целей образования;

— определены основные факторы, влияющие на успешность воспитания и обучения младших подростков при переходе из начального звена в основную общеобразовательную школу в условиях полиэтнической среды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— создана программа' «Психолого-педагогическая* поддержка учащихся, пятых классов в условиях их адаптации в. основной общеобразовательной школе;

— выявлены, обоснованы и-рекомендованы условия взаимной адаптации младших подростков и учителей в образовательном пространстве основной школы;

— разработаны педагогические средства взаимодействия родителей, классных руководителей, учителей-предметников и школьных психологов, направленных на педагогическое обеспечение условий формированияуспешной адаптации и развития индивидуальности учащихся пятых классов в основной школе.

Защищаемые положения исследования:

1. На. адаптацию учащихся пятых классов в основную общеобразовательную-школу существенное влияние оказывают сензитивные возрастные особенности младших подростков, выражающиеся, в, самопознании, самовыражении. и-определении своей субъектной позиции в оценке явлений и событий жизни и образовательной среды.

2. На этапе перехода младших подростков в основную общеобразовательную школу целесообразна взаимная адаптация педагогов, классных руководителей, родителей и учащихся к новым условиям педагогического процесса.

3. Педагогическая поддержка становится благоприятным условием адаптации учащихся пятых классов в педагогический процесс основной школы при его использовании как средства мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и волевых усилий учащихся в реализации развивающих задач образования.

4. Эффективными условиями использования педагогической поддержки в адаптации учащихся пятых классов в основную школу являются:

— выявление сензитивных для младшего подросткового возраста особенностей, требующих психолого-педагогической поддержки;

— реализация программы установления соответствия требований образования и возможностей младших подростков;

— обеспечение взаимной адаптации к, новым условиям педагогического процесса в основной школе педагогов, родителей и учащихся;

— разработка средств и выявление механизмов влияния педагогическойподдержки на адаптацию учащихся пятых классов в основной школе.

Достоверность результатов исследования определяется соответствием основных ее положений, поставленным целям и задачам проведенного исследования, применением различных методов исследования и репрезентативностью экспериментальной выборки количества испытуемых, статистической значимостью полученных данных и практическим подтверждением основных положений исследования полученных в ходе научной обработки экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов-исследования. Основные идеи, результаты и выводы исследования обсуждались на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ (2006 — 2009 гг.), на республиканской научно-методической конференции по проблеме совершенствования обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях города (октябрь, 2006 г.), на «Педагогических чтениях» (секция психологов, 2007 г.). Опубликованная программа и методические рекомендации отрабатывались в процессе экспериментальной. работы на базе школ муниципальных образовательных учреждений школа № 34, гимназия № 1 г. Махачкалы, школа № 19 г. Дербента, а также использовалась в учебно-практической^ и воспитательной работе со студентами ДГПУ, на курсах переподготовки педагогических кадров при ДГПУ и повышения квалификации учителей республики при ДИПКПК.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (217 наименований) и 5 приложений. Общий объем диссертации составляет 188 страниц.

Выводы по второй главе:

Таким образом, в ходе экспериментального исследования:

— раскрыта специфика психолого-педагогической адаптации учащихся к условиям основной общеобразовательной школы. Установлено, что её особенность заключается в решении проблем психолого-педагогического и социального характера;

— определено, что одним из условий успешной психологопедагогической поддержки учащихся пятых классов является совместная многоуровневая профессиональная деятельность классных руководителей, педагогов-предметников, школьных психологов, родителей;

— в ходе исследования была разработана адаптации учащихся пятых классов на основе развития толерантных отношений как основного ресурсного обеспечениятак лее была разработана и апробирована программа социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения трудных подростков;

— разработана технология работы с родителями учащихся пятых классов, внедрение которой позволило оптимизировать детско-родительские отношения для успешной адаптации и преодоления трудностей при переходе в основную общеобразовательную школу;

— установлено, что педагогическую поддержку в аспекте адаптации к условиям основной общеобразовательной школы целесообразно осуществлять через системообразующий фактор, включающий причины возникновения адаптационных трудностей, интегративность характеристик учащихся, методики психолого-педагогической адаптации;

— результаты проведенного нами исследования показали, что, как бы не были разнообразны причины, вызывающие проблемы в адаптации, в основе их лежит одна особенность: нарушается равновесие между ребенком и образовательной средой, и наступают затруднения, вплоть до полной невозможности приспособиться^ требованиям этой среды;

— разработанное и апробированное в исследовании психологопедагогическое сопровождение и поддержка выступали как система педагогической, социальной, психологической деятельности, раскрывающей личностный потенциал ученика и обеспечивающей развитие индивидуальности, самостоятельности, включая помощь ребенку, родителям в преодолении педагогических, психологических, личностных трудностей, и создание ситуации успешности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Вопрос преемственности обучения между начальной и основной школой не является новым и практика ее решения остается актуальной. Проведенное нами диссертационное исследование, выполненное на тему «Педагогическая поддержка как условие адаптации учащихся пятых классов в основной общеобразовательной школе» ставило целью разработать модель адаптации младших подростков к условиям основной общеобразовательной школы, определив ее эффективность в образовательном процессе. Исследование позволило сделать ряд утверждений:

1. Становление личности в младшем подростковом возрасте совпадает с быстрой сменой условий школьного обучения на этапе перехода из начального звена в основную общеобразовательную школу, что вызывает накладку внутренних и внешних факторов перестройки отношений.

2. В условиях перехода в основную школу подросткам приходится приспосабливаться к неопределенным, а порой и противоречивым требованиям разных учителей, менять привычный темп и стиль работы, принимать ответственность за самостоятельные действия.

3. Младший подростковый возраст сензитивен для развития субъект-ности личности, что требует поддержки и мобилизации их интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий.

4. Педагогическая поддержка для младших подростков выступает важным фактором повышения их внутренних резервов и субъектной позиции до уровня перспективных требований современного образования.

5. Адаптация учащихся пятых классов в основной школе включает в себя достижения оптимального соответствия условий педагогического процесса и потребностей и особенностей младших подростков.

6. Адаптация на этапе перехода младших подростков в основную школу требует перестройки отношений, как учащихся, так и учителей, классных руководителей, родителей (встречная адаптация взрослых).

7. В переходном периоде педагогические факторы помогают создавать благоприятную внешнюю среду, а психологические — достижения нового уровня развития и мобилизации внутренних резервов младших подростков.

8. Более продуктивными формами педагогической поддержки в адаптации учащихся пятых классов к условиям основной школы выступают: постепенное методическое обогащение мастерства педагогов в проявлении гуманных отношенийстимулирование, мотивация и поддержка внутренних резервов и инициативы учащихсяформирование отношений взаимной поддержки учащихсяучет ситуативных отношений испытания возможностей и претензий учащихся, внедрение элементов соуправления в жизнь детей в школе и вне школы.

9. Эффективными уеловиямшиспользования педагогической поддержки в адаптации учащихся пятых классов в основную школу являются:

— выявление сензитивных длямладших подростков особенностей, требующих психолого-педагогической! поддержки;

— реализация программы установления соответствия требований* образования и возможностей младших подростков;

— обеспечение взаимной адаптации к новым условиям педагогического процесса в основной школе педагогов, учащихся и родителей;

— разработка средств, технологий педагогической поддержки и выявление механизмов их взаимодействия с особенностями младших подростков в адаптационном процессе в основной школе.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы, которая требует дальнейшего изучения, поскольку каждый школьник, сталкиваясь с различными трудностями в процессе адаптации, нуждается в профессиональной поддержке и помощи, ориентированными на его индивидуальные и возрастные особенности, а так же специфику возникшей проблемы. Этот объективно сложный психологический этап взросления требует бережного и внимательного отношения со стороны всех значимых взрослых. По данным психологических исследований, у детей с переходом в основную школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае готовность к поддержке со стороны педагогов и родителей предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни, но и наличие определенных способностей в их преодолении, а также желания разобраться в причине этих трудностей. К сожалению, именно последнее, как показывает практический анализ, в современной школе дети встречают значительно реже.

Следует учесть, что кроме объективной новизны ситуации обучения добавляется субъективный фактор — отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и основной школой по следующим выявленным в пилотажном исследовании аспектам:

— дисбаланс, рассогласование требований и содержательной преемственности между различными ступенями' общеобразовательной системы, особенно начального и среднего звена основной общеобразовательной школы;

— резкое усложнение учебной программы;

— изменение системы контроля и оценки знаний;

— необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу;

— интолерантный классный коллектив, результатом которого является неуспешность взаимодействия с учителями или одноклассниками.

Развитие толерантных отношений во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса является таким обучающим сообществом, в котором легко решаются даже самые трудные проблемы. Поэтому в нашем исследовании одним из показателей уровня адаптации является степень развития толерантных отношений в классе как интегративного показателя, исследование которой необходимо, на наш взгляд продолжить в последующих опытно-экспериментальных работах. Учитывая полиэтническую особенность региона необходимо также более детальное исследование особенностей взаимодействия детей разных национальностей или их реакции на педагогическую поддержку.

Раскрыв специфику психолого-педагогической адаптации учащихся к условиям основной общеобразовательной школе нами определено, что успешность психолого-педагогической поддержки учащихся пятых классов — это результат совместной многоуровневой деятельности всех субъектов педагогического процесса — классных руководителей, педагогов-предметников, школьных психологов, родителей, представителей вспомогательных служб.

Разработанная нами технология работы с родителями пятых классов, позволила оптимизировать детско-родительские отношения для успешной адаптации и преодоления возникающих проблем при переходе в. основную общеобразовательную школу.

Сделанный в. ходе исследования вывод о томчто в, основе-всех проблем адаптации лежит одна особенность: нарушение равновесия между ребенком и образовательной средой, повлекшая за собой невозможность дальнейшего приспособления к требованиям окружающей среды, позволяет заявить, что необходимо рассматривать психолого-педагогическую поддержку не в свете решения уже возникших проблем, а в свете их предупреждения и профилактики. А, следовательно, педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение должны выступать как система педагогической, психологической, социальной деятельности, раскрывающих личностный потенциал учащегося, обеспечивающая развитие его индивидуальности, самостоятельности. Взрослые оказывают в-, этом развитии своевременную помощь в преодолении трудностей педагогического, психологического и социального характера, создавая условия для гармоничного развития ребенка.

Кроме того, считаем целесообразным изучение психологопедагогической поддержки учащихся не только на определенном возрастном этапе (мы его рассматриваем на этапе перехода учащегося из начальной школы в среднее звено основной общеобразовательной школы), а на всех этапах обучения школьника (адаптационный кризис первоклассника, психолого-педагогическое сопровождение учащегося в условиях ЕГЭ и др.).

Результаты теоретической и практической частей диссертационного исследования, апробация описанных в работе методов, а также программа и методические рекомендации «Трудный подросток» позволяют рекомендовать представленные материалы к использованию в деятельности школьных учителей, классных руководителей, психологов и других специалистов образовательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  2. , В.А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. СПб: изд. Михайлова В. А., 1998. — 236 с.
  3. , С.С. Формирование толерантного общения старшеклассников в полиэтнической среде: Дис.. канд. пед. наук. / С. С. Акавова Махачкала.- 2007.- 162 с.
  4. , М. Как преодолеть интеллектуальную пассивность? / М. Акимова // Народное образование. 1998. — № 2. — С. 145−146.
  5. , М.Н. Физическое воспитание учащихся санаторных школ-интернатов / М. Н. Алиев, О. М. Аннамамедов Ашхабад, 1983.- с. 149.
  6. Александрова, Е. А Педагогическая поддержка учения школьников / Е. А. Александрова // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С .104−112.
  7. , М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников: Дис.. канд. пед. наук. / М. В. Алешина Саратов, 1999. — 192 с.
  8. , Ю.Е. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе /Ю.Е. Алешина, A.C. Коноводова // Вопросы психологии 1988. — № 3.-С.64−71.
  9. , Ш. А. Здравствуйте, дети/ Ш. А. Амоношвили. М.: Просвещение, 1985. — 237 с.
  10. П.Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001. 260 с.
  11. , A.A. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке: Автореф. дис. .канд. психол. наук /A.A. Андреев. Л., 1984. — 18 с.
  12. , Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. Анохина // Новые ценности образования. 1996.- № 6. -С. 71−90.
  13. , А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути’к толерантному сознанию /А. Г. Асмолов. М., 2000. — 210 с.
  14. , Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления: Автореф. дис. .канд. психол. наук / Ж. А. Балакшина. -СПб., 1995.- 18 с.
  15. , Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл// Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 92−100.
  16. , В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В. П. Бедерханова // Классный руководитель. 2000.- № 3.- С.39−50.
  17. , Е.Ю. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников/ Е. Ю. Беликова, Е. В. Сазонова, Н. В. Чахмахчева // Классный руководитель.- 2003.- № 1.- С.17−28.
  18. , С.А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева.— М.: Редакционно-изд. центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.-222 с.
  19. , A.C. Ситуация успеха. Как ее создать / A.C. Белкин. — М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  20. , Р. Развитие «Я» концепции воспитания / Берне, Р. — М., 1986.-421 с.
  21. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  22. , Е.Л. Права ребенка в современной России / Е. Л: Болотова. М.: Школьная пресса, 2005. — 96 с.
  23. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997.- № 4. — С.11−17.
  24. , Е.В., Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, C.B. Кульневич. Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
  25. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования /Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2009.-352 с.
  26. , В.П. Деятельность регионального отделения РАО по развитию образования в Южном Федеральном округе / В. П. Борисенков, Е. В. Бондаревская, А. А. Греков // Славянская педагогическая культура. 2003. -№ 2.-С. 3−10.
  27. , Е. Компетентность станет выше / Е. Бреус // Новое образование. 1998.- № 2. — С. 19−26.
  28. , Г. В. Возрастно-психологическое консультирование у детей: Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О.Л. Кара-банова, А. Г. Лидере. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 134 с.
  29. , Ш. Что такое пубертатный период? Психология подростка / Хрестоматия // Сост. Ю. И. Фролов. М.: Роспедагентство, 1997. — С. 57 — 79.
  30. , Л.И. Родители глазами подростка / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. А. Ромицына. 2004. — СПб.: Речь. — 149 с.
  31. , А. Л. Структура психологического синдрома / А. Л. Венгер //Вопросы психологии.- 1994.- № 4.- С. 82−92.
  32. , И.М. Психологические условия перестройки отношения детей к учебной деятельности на рубеже подросткового возраста: Авто-реф. дис.. .канд. психол. наук: / И.М. Вереникина- М., 1998. — 24 с.
  33. , H.H. Развитие интересов учащихся как средство предупреждения их неуспеваемости / H.H. Вербовая, Т. И. Шамова // Сб. науч. ст. Педагогические коллективы школ на пути осуществления всеобщего среднего образования. М.: 1974. — С. 84 — 183.
  34. , Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. 2-ое изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  35. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пед. вузов // Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, A.A. Хвостов. М.: «Академия», 2000. — 624 с.
  36. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
  37. , JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. / JI.C. Выготский. Основы дефектологии/ под ред. Т. А. Власовой. -М.:Педагогика, 1983—368 с.
  38. , JI.C. Педология подростка. Психология подростка: Хрестоматия /JI.C. Выготский.- М.: Роспедагентство, 1997. 542 с.
  39. , Г. М. Проектно-преобразовательная деятельность школьников. / Г. М. Гаджиев. Махачкала, 2002. — 274 с.
  40. , О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей. Основные понятия/ О. С. Газман // Народное образование. 1998. — № 6. — С.108−111.
  41. , О.С. Педагогика Свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XIX века / О. С. Газман //Новые ценности образования. 1996. — № 6.-С. 10−38.
  42. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. и др. М.: Политиздат, 1989.-351 с.
  43. , У. Школы без неудачников / У. Глассер- Общ. ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1991. 184 с.
  44. , И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков: Автореф. дис.. докт. Психол. наук. СПб., 1998. — 46 с.
  45. , Д.В. Социокультурное самоопределение подростка / Д. В. Григорьев // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 42−44.
  46. , О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О. В, Гукаленко: Монография. Ростов н/Д.: изд-во РГПУ, 2003. — 512 с.
  47. , Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Дис.. канд. психол. наук. М., 1983. — 166 с.
  48. , В.В. Учебная деятельность: Состояние и проблемы исследования/ В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1991. -№ 6. — С.5−13.
  49. , В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе образования / В. В. Давыдов // Вопросы психологии.- 1976. № 4. — С.3−15.
  50. , В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1992. — №¾. — С. 14−19.
  51. , А.И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками / А. И. Дедушка. СПб.: Речь, 2004. — 129 с.
  52. , А.И. Психологическая работа с подростковыми группами / А. И. Дедушка. СПб.: Речь, 2008. — 256 с.
  53. Диагностика и развитие компетенции в общении / Ю. Н. Жуков и др. -М., 1990.-104 с.
  54. Документы ООН о детях, женщинах и образовании / Библиотечка журнала «Народное образование» М.: Народное образование, 1995. — № 2. -112 с.
  55. , T.B. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин // Возрастные и индивидуальные особенности младших-подростков. -М., 1967. с.318−336.
  56. , И.В. Формирование личности в переходный, период-от подросткового к юношескому возрасту / И. В. Дубровина. М.: Педагогика, 1987.- 121 с.
  57. , А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А. К. Дусавицкий. М., 1996.-208 с.
  58. , H.H. Рабочая книга практического психолога / H.H. Ежова. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 320 с.
  59. , Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова. СПб.: Речь, 2008. — 198 с.
  60. , Р.П. Детская психология / Р. П. Ефимкина. М., 1995.340 с.
  61. , A.JI. Психологические особенности коллективного субъекта: проблема субъекта в психологической науке / A. JI. Журавлев. -М.: Академический проект, 2000. С. 150.
  62. , Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. 2002.- № 8: — С.99−105.
  63. Российская Федерация. Законы. Закон РФ «Об образовании». — М.: Изд. «Омега-Л», 2008. 98 с.
  64. , И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И.За-гвязинский, И. Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. — 391 с.
  65. , В. Проблемы поддержки детей с особенностями развития / В. Зарецкий // Новые ценности образования. 1996. — № 6 — С. 56−57.
  66. , А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. СПб., 1995. — 125 с.69- Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/ Е. В. Змановская. — М.: «Академия», 2003. — 288 с.
  67. , Е.И. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук./ Е. И. Иванова. Пермь, 2000. -34 с.
  68. , Н. Вхождение в новый возраст и в новые отношения / Н. Иванова, М. Кузнецова // Управление. С. 20−28
  69. , А.Н. Педагогическая поддержка учебной активности школьников младшего подросткового возраста с девиантным поведением социально-пассивного типа: Дис.. канд. пед. наук / А. Н. Ивлева. — Омск, 2004. 247 с.
  70. , В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 89−95.
  71. , Л.В. Взаимоотношения учителя и ученика как фактор успешности обучения / Л. В. Казакова // Сборник тезисов 2-й Ежегодной Всероссийской конференции, 1997. 28 с.
  72. , Г. Ш. Мусульманская система образования в Дагестане / Г. Ш. Каймаразов // Ислам и исламская культура в Дагестане, М., 2001. — С. 116 — 129.
  73. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. — М.: Новая школа, 1993. 80 с.
  74. , Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантно-го поведения подростков в сфере досуга: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Ю. А. Клейберг. СПб., 1995. — 29 с.
  75. , Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе / Е. Г. Коблик. М.: Генезис, 2003. -122 с.
  76. , О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: Дис.. канд. пед. наук / О. М. Кодатенко. Саратов, 1998. -168 с.
  77. Койчуев, А.А.-Дж. Педагогический потенциал- ислама в светских образовательных практиках: монография / А. А.-Дж. Койчуев, В. К. Шаповалов. М.: Илекса- Ставрополь: Сервис-школа, 2008. — 236 с.
  78. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  79. , Т.Е. Проблемы воспитания подростка / Т. Е. Конникова. М., 1972.-32 с.
  80. Конвенция о правах ребенка /Рассмотрение докладов, представленных государствами участниками в соответствии со статьей 44 Конвенции// Вестник образования. 1993. — № 8. — С. 2−61.
  81. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Инновации в образовании, 2002. № 3. — С. 2−33.
  82. , И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития: Автореф. дис. .д-ра. психол. наук. / И. А. Коробейников. М., 1997. — 41 с.
  83. , Л.М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. -СПб.: Речь, 2006.-198 с.
  84. , А.П. Трудный возраст / А. П. Краковский. М., 1966.160 с.
  85. , Г. Г. Психологические особенности деятельности подростков: Автореф. дис. .канд. психол. наук. / Г. Г. Кравцов. 16 с.
  86. , Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержки как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н. Б. Крылова // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 92−103.
  87. , Н.Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? Свободное общение взрослого и ребенка, нацеленных на самореализацию / Н. Б. Крылова // Народное образование. 2000. — № 3. -С. 91−98.
  88. , А.Д. Профилактика школьной дезадаптации (на примере адаптации младших школьников при переходе в среднюю школу) / А. Д. Крымова //Вопросы модернизации педагогического образования. Махачкала.: ДГПУ, 2007 — 104 с.
  89. , А.Д. Толерантность как условие успешной адаптации учащихся А.Д. Крымова // Материали за 5-а международна научна практична конференция, «Honors high school», т. 4. Педагогические науки: София. -2009. 96 с.
  90. , А.Д. Учебная деятельность и творчество: В помощь куратору ДГПУ / Автор состав. А. Ю. Хаппалаев, Б. Г. Ахмедов. — Махачкала- 2006.- 160 с.
  91. , В.В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук / В. В. Кулишов. Краснодар, 2000. — 147 с.
  92. , А.Б. Психолого-педагогическая поддержка в начальном образовании / А. Б. Курбанова. Махачкала: ДГПУ, 2006. — 56 с.
  93. , В.В. Асинхрония развития как фактор психического дизонтогенеза: тезисы Всесоюзной конференции по организации неврологической и психиатрической помощи детям / В. В. Лебединский. М., 1980. -С. 135−137.
  94. , А.Н. Категория деятельности в современной психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.11−15.
  95. , А.Н. Категория деятельности в современной психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1979. — № 3 — С. 11−15.
  96. , Х.Й. Как воспитывает процесс обучения / Х.Й. Лий-метс. М., 1982. — 96 с.
  97. , М.Ю. Изучение проблем адаптации пятиклассников в средней школе как элемент системы преемственности учебного заведения: Образование в Удмуртии. Серия: психология и педагогическая практика, 1996.- 18 с.
  98. , В.Н. Об исследовании особенностей развития самосознания: Проблемы психологии современного подростка / В. Н. Лозоцева. — М., 1982.-С. 82−102.
  99. , В.И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии / В. И. Лубовский // Дефектология. 1987. — № 5. — С. 3−12.
  100. , И. Продленное детство / И. Лушагина // Новое образование.- 1998.- № 2. С.69−75.
  101. , A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана / A.M. Магомедов. Махачкала: Изд. дом «Народы Дагестана», 2005. — 340 с.
  102. , Д. Социальная психология / Д. Майерс, 7-е изд. -СПб.:Питер, 2006. 794 с.
  103. , A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /ред. коллегия: В. Н. Столетов и др./под ред. И. А. Каирова. -М.: Педагогика, 1977. -Т.1 -400 с.
  104. , М.В. Психологические условия школьной адаптации, 1−3 классы. /М.В. Максимова: Дис.. .канд. психол. наук. М., 2004. — 262 с.
  105. , Д.М. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, 3.3. Гасанова М.: СМУР «Academa», 2008.- 144 с.
  106. , Д.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития / Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, А.Н. Магомедо-ва. М.: СМУР «Academa», 2008. — 176 с.
  107. , Д.М. Социальная адаптация умственно отсталых старшеклассников в этнической среде / Д. М. Маллаев, К. Г. Багдуева. — Махачкала, 2007.-с. 132.
  108. , С.А. Целостный процесс воспитания в оценочной деятельности / С. А. Маврин Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995. — 100 с.
  109. , А.К. Психология обучения подростка / А. К. Маркова. — М, 1975. 64 с.
  110. , А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, JI.M. Фридман. М.: Педагогика, 1983. — 65 с.
  111. , Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Ма-расанов. М.: Совершенство, 1998. — 208 с.
  112. , А. Самоактуализация / А. Маслоу// Психология личности. Тесты. М., 1982. — 110 с.
  113. , O.A. Помощь в адаптации к средней школе: психолого-педагогическое сопровождение V- VI классов / А. К. Маркова, Е. А. Львова // Психологическая наука и образование. 2001.- № 3. — С.57−79.
  114. , A.B. Чему и как учить учителей. Тренинги эффективного педагогического общения/А.В.Мерзлякова.-СПб.:Речь. 2007.-296 с.
  115. , A.B. Трудный класс: диагностическая и коррекцион-ная работа / A.B. Микляева. СПб.:Речь, 2007. — 320 с.
  116. , Н.Г. Социально-педагогические проблемы дезадаптированных учащихся в современных школах / Н. Г. Милованова, H.H. Сур-таева // Наука образования: Сб. науч. ст. Выпуск 20.- Омск: изд. ОмГГГУ, 2002. 480 с.
  117. Мир детства: Младший школьник / Сост. A.B. Захарова, В. И. Слободчиков. -М.: Педагогика, 1981.
  118. Мир детства: Подросток / Сост. Б. З. Вульфов, И. В. Гребенников. -М.: Педагогика, 1982.
  119. , Ш. А. Народная педагогика Дагестана: / Ш. А. Мирзоев. Махачкала: Дагучпедгиз. — 1986. — 128 с.
  120. , А.И. Критические периоды детства / А. И. Миронова. -М., 1979.-86 с.
  121. , H.H. К истории педагогической поддержки / H.H. Михайлова, С. Д. Поляков // Классный руководитель. 2000. — № З.-С. 58- 63.
  122. , В.Ф. Психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / В. Ф. Моргун: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1979.
  123. , A.B. Индивидуальная помощь в социальном воспитании / A.B. Мудрик // Классный руководитель. 2000.- № 3. — С.34−39
  124. , М.М. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних детей / М. М. Муртузалиева: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Махачкала, 2005. — 20 с.
  125. , B.C. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество- Учебник для студ. Вузов / B.C. Мухина. М.: «Академия», 2003.-456 с.
  126. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Общее образование для всех и для каждого // Вестник образования.—2009. -№ 8.-С. 18−33.
  127. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров.- М.: Педагогическое общество России, 2000. -304 с.
  128. , И.А. Проблемы отклонений в поведении детей и подростков, их предупреждение и преодоление/ В кн.: Профилактика отклонений в поведении детей и подростков /И.А. Невский. — М., 1988. —С. 18.
  129. , P.C. Психология. В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / P.C. Немов. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512 с.
  130. , Л.И. Педагогика детского коллектива / Л. И. Новикова.-М., 1978.-143 с.
  131. , А.Н. «Основы педагогической экологии» / А. Н. Недюрмагомедов / Монография. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. — 101 с.
  132. Образовательная программа маршрут ученика: Ч. 2/Под ред. Тряпицыной. — Спб., 2000. — 228 с.
  133. , Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. М., 1995, — 360 с.
  134. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — М.: Институт практической психологии, 1996.-224 с.
  135. , Р.В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. М.: «Академия», 2003. — 448 с.
  136. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова// Российская Академия Наук. Институт русского языка им. В: В. Виноградова. 4-е изд., допол. — М.- ООО «ИТ№ ТЕХНОЛОГИИ» 2003. — 944"стр.
  137. Олиференко, Л .Я', и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко М.: «Академия», 2002. — 256 с.
  138. , Д.В. Новая педагогическая психология / Д. В. Ольшанский. М.: Академический проект, «Gaudeamus», 2002. — 528 с.
  139. , П.О. Теория и практика психолого-педагогического сопровождения детей с ранним детским аутизмом и их родителей: Учебно-методическое пособие / П. О. Омарова, Д. М. Маллаев, А. Н. Магомедова. -Махачкала: ДГПУ, 2005.- 71 с.
  140. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- начало XX в. / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф.Г. Пана-чина, Б. К. Тебиева. М.: Педагогика, 1991.- 448 с.
  141. , Е.А. Условия организации педагогической поддержки в процессе саморазвития учащихся начальной.школы / Е. А. Павленко: Авто-реф. дис.. .канд. пед. наук. Омск, 2002. — 22 с.
  142. , В. И. Образовательная* среда как предмет экопсихологии развития. // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12−14 апреля, 2000 г.) М.: Экопсицентр РОСС. С. 177−179.
  143. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2008. — 576 с.
  144. , Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М: Академический проект: Альма Матер, 2005. — 256 с. -(«Gaudeamus»)
  145. , А. В. Быть личностью / A.B. Петровский — М.: Педагогика, 1990. С. 79.
  146. , В.H. Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов / В. Н. Петрунек, JI.H. Таран. М.: Педагогика, 1981, — 96 с.
  147. , В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В. И. Петрушин. М.: Педагогический поиск, 2001.- 160 с.
  148. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
  149. , И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высш. учеб. заведений: в 2 кн. Процесс воспитания. Кн. 2 / И. П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 2003. 256 с.
  150. Подросток: Проблемы воспитания детей в семье / пер. с венг. -М.: Прогресс. 1972.
  151. , К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие / К. Н. Поливанова М.: Академия, 2000. — 184 с.
  152. Правовой статус учителя: сб. нормативно-правовых документов / Комментарии и разъяснения. 2-е изд., испр. и доп. / сост. Е. Л. Болотова. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 96 с.
  153. Прихожан- A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M., Прихожан, H.H. Толстых М.: Знание, 1990. — 79, 1. с.
  154. , A.M. Анализ-причин тревожности в общении со сверстниками у подростков / A.M. Прихожан: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М., 1977.- 19 с.
  155. Программы реабилитации детей с девиантным поведением / ав-тор-сост. Усанова О. М. М.: Эврика, 2003. — 160 с.
  156. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 128 с.
  157. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. H.A. Менчинской М., 1971. -380 с.
  158. Психологические тесты / под ред. A.A. Карелина: в 2 т. М.: ВЛАДОС, 2003.-Т. 1 (312 с.)-2 (248 с.)
  159. , Г. Ш. Педагогическое управление в многонациональных детских объединениях / Г. Ш. Пулатова: Дис. .канд. пед. наук. Махачкала, — 2004, С. 150.
  160. , A.A. Социальная педагогическая психология / A.A. Реан, Я. Л. Коломинский СПб.: Изд. «Питер», 2000. — 416 с.
  161. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  162. Российская педагогическая энциклопедия / Гл.ред. В. В. Давыдов. -М.: Научн. Изд.-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 с.
  163. , С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2./ С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989.- 321 с.
  164. , В.В. Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики) / В. В. Рубцов: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1976. 17 с.
  165. , Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. Л.: ЛГУ, 1990. — 256 с.
  166. Семенов Смирнов, В.П. Homo Amans — Человек любящий.-Апатиты / В.П. Семенов-Смирнов. — Мурманск: Живая Арктика, 2000. — 96 с.
  167. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков М.: «Логос», 1999- 272 с.
  168. , В.А. Формирование коллективистических отношений школьников-подростков в процессе их учебной деятельности / В. А. Синицкая // Ребенок в системе коллективных отношений. — Л., 1972. — с.138−142.
  169. , Л.С. Индивидуальный- подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л. С. Славина — М.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1958. 213 с.
  170. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 15−20.
  171. , В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. -1986. № 6. — С.25−36.
  172. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С. Т. Посоховой. -М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. 671 с.
  173. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю Циркина. СПб.: Питер, 2000. — 752 с.
  174. , В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. М: Институт психологии, 1998. — 243 с.
  175. , Л.Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. Ростов-н/ Д: Феникс, 2006. — 672 с.
  176. , В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Су-хомлинский. — М.: Просвещение, 1981'. -192 с.
  177. , Б.В. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.В. Такман- пер. с англ. М.: «Прогресс»", 2002. — 572 с.
  178. , С.Т. Национальная школа Дагестана: проблемы, опыт и перспективы развития: Монография /С.Т.Тучалаев-Ростов-н/Д., 2001.-214 с.
  179. , Э.В. Программа организации адаптационного периода учащихся пятых классов муниципального образовательного учреждения / Э. В. Устинова // Завуч начальной школы. 2003.- № 5.- С.99−105.
  180. Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
  181. , Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2002.-427 с.
  182. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн, 2-е изд. М.: 2004. — 672 с.
  183. , Д.И. Характер развития деятельности ребенка в онтогенезе и разработка психологических основ воспитания: Проблема психологии современного подростка/под ред. Д. И. Фельдштейна,-М., 1982.-С. 3−18.
  184. , Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8−11 классы / Т. А. Фолькович. М.: ВАКО, 2007.-256 с.
  185. , К. Сплоченность и толерантность в группе / К. Фопель. -М.: Генезис, 2003.- 330 с.
  186. , К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х т. Т.1 / К. Фопель. М.: Генезис, 2003. — 160 с.
  187. , JI.M. Психопедагогика общего образования / JI.M. Фридман. М., «Институт практической психологии», 1997. — 288 с.
  188. , B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / B.C. Цетлин. М.: «Педагогика», 1977. — 120 с.
  189. , Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цукерман. Таня, Сережа, Люда, Антон младшие школьники / А.Р. Мадор-ский, А. З. Зак. -М.: Знание, 1989. — 188, 2. с.
  190. , Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 2001.- № 5. — С.19−34.
  191. , Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников / Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
  192. , В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М., 1992. — 184 с.
  193. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М., 1994.-320 с.
  194. , Т.А. Управление образовательными системами: Учебное пособие /Т.А. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. М.6 Академия, 2006.- 384 с.
  195. , JI.A. Диагностические условия повышения адаптивности образования учащихся с недостатками развития в начальных классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук / JI.A. Шаповалова. Челябинск, 1997. — 24 с.
  196. , JI.M. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / JI.M. Шипицина, И. И. Мамайчук. М.: ВЛАДОС, 2004, 386 с.
  197. Т.А. Справочник социального педагога: 5−11 кл. / Т. А. Шишкович. M.: ВАКО, 2007. — 336 с.
  198. Г. Должны ли дети быть трудными? / пер. с нем. М. Знание. — 1982.
  199. , C.B. Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной в средней школу /C.B. Щепина // Завуч начальной школы. -2006. -№ 1.- С. 90−96.
  200. , Н.Е. Этика школьной жизни / Н. Е. Щуркова, М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
  201. , Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Д.Б.Эльконин, Т. В. Драгунова.-М.: Просвещение, 1967.
  202. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте: избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М.: 1989. С. 60−77.213- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. — СПб.: Летний сад, 2000.-415 с.
  203. , B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек / B.C. Юркевич. М.: Знание, 1986. — 77, 3. с.
  204. , И.С. Принципы активности в педагогической психологии / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1989. — № 6.-С. 189−190.
  205. В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Лабиринт, 2000. — 350с.
  206. Charney R. Teaching children to care//New education valuesA care -support counseling/ R. Charney. — 1996. — № 6 — C. 190−192.
Заполнить форму текущей работой