Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика туризма в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, изучение данных научных исследований и практического опыта показали, что экскурсии, прогулки, прогулки-походы могут решать различные задачи: ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Основное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств… Читать ещё >

Характеристика туризма в системе физического воспитания детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Место туризма в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которые заканчиваются возвращением к месту начала путешествия.

«Туризм» (от фр. tourisme — прогулка, поездка), по сведениям Большой советской энциклопедии, означает путешествие (поездку, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. К сожалению, данные понятия не являются предельно ясными и не отражают в достаточной степени значения и сущности туризма. Однако из данных определений следует, что туристское путешествие включает два понятия: поездку и поход. Поездка — это путешествие по туристско-экскурсионному, заранее разработанному маршруту с использованием транспорта. Поход — активный способ передвижения туристов по маршруту (пешком, на лыжах, лодках и т. д.). В походах сочетается выполнение познавательных задач с условиями походной жизни (разбивка бивака, преодоление трудностей и т. д.).

Термин «туризм» разными исследователями определяется с разных его сторон, и выделяются характерные особенности этого понятия в их интегральном значении. Определяя сущность туризма в возрастном аспекте, следует привести определение школьного туризма. Под школьным туризмом понимается массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами. Данные определения не отвечают на вопрос: что такое туризм — средство, форма или метод? Более полным представляется определение А. А. Остапца (1985), который видит в туризме «средство гармонического развития детей, подростков и юношей, реализуемое в форме активного отдыха и общественно-полезной деятельности». Данное определение указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая и др.

В теории и практике туризма определены следующие его формы: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия кружков (секций). Существуют и такие формы, как слеты, туристские соревнования, сборы в туристских лагерях.

Под туристской прогулкой понимается непродолжительный по времени (1—4 ч) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания.

Туристская экскурсия рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях.

Туристский поход — это прохождение группы по определенному маршруту активным способом передвижения с целями познания, физического развития, выполнения общественно-полезной и краеведческой работы в пути, определенных спортивно-туристских нормативов, содержательного отдыха.

На основании вышеизложенных терминов и понятий следует вывод о том, что содержание и формы туризма для детей дошкольного возраста не могут быть реализованы в детском саду.

Однако анализ научной литературы показал, что еще в 1940—1950;х гг. в работах исследователей, посвященных физическому воспитанию детей дошкольного возраста, подчеркивается значение использования прогулок и экскурсий в ближайшую природную зону для укрепления здоровья: повышения сопротивляемости организма, удовлетворения потребности в движениях (Л. М. Михайлова, 1940). Полученные данные нашли отражение в опыте работы московских детских садов по использованию дальних прогулок по разным маршрутам со старшими дошкольниками (А. С. Колосова, 1940).

В более поздний период вопрос использования природного окружения для физического развития дошкольников стал рассматриваться несколько глубже и шире. Наряду с оздоровительным влиянием игр и упражнений в естественных условиях исследовалось их влияние на совершенствование двигательных функций детей. Данное направление получило распространение в работах Е. Н. Вавиловой, Л. В. Кармановой, Г. В. Шалыгиной, Н. И. Бочаровой.

Подчеркнем, что экскурсии и прогулки как формы организации туризма, хотя и имели распространение в ДОУ, но не были отражены в программных документах и методической литературе по дошкольному воспитанию.

Впервые в 1980;х гг. авторами учебника по физическому воспитанию дошкольников А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаевой вводится понятие «прогулка и экскурсия за пределы дошкольного учреждения», в более позднем издании его заменяет термин «детский туризм». Г. В. Шалыгиной используется термин «прогулки в природных условиях». Варианты «дальних прогулок», «турпоходов» предлагает М. А. Рунова; Т. И. Осокина рассматривает «простейший туризм» как прогулки за пределы участка на природу с целью закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных условиях. Е. Н. Вавилова раскрывает некоторые вопросы организации «пешеходных и лыжных прогулок», но обоснования данным понятиям не дает.

Впервые с целью физического воспитания детей дошкольного возраста данная форма физической культуры введена в «Методические рекомендации» к «Программе воспитания и образования в детском саду» (1986) и определяется как «прогулка и экскурсия за пределы участка — пешеходная и лыжная».

Имеет смысл уточнить понятия, определяющие сущность прогулок и экскурсий, применяемых в системе дошкольного воспитания. На основании анализа научно-методической литературы выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач.

Более точное понятие, определяющее сущность терминов «прогулка и экскурсия за пределы детского сада», или просто «пешеходная прогулка», дано Н. И Бочаровой. Она считает, что данные термины не в полной мере отражают главную задачу — физическое совершенствование и оздоровление дошкольников. Использование подобных определений, по мнению автора, будет нуждаться в уточнениях и дополнениях. Экскурсии — это прогулки, имеющие определенные образовательные цели и проводящиеся по заранее намеченной тематике.

Как указывалось выше, термин «туризм» — широкое понятие, интегрирующее в себе все возможные способы передвижения (активные и пассивные), средства познания и формы организации деятельности туристов. В связи с этим наиболее приемлемым для системы дошкольного воспитания следует использовать термин «прогулка-поход», предложенный Н. И. Бочаровой. Поскольку «…во-первых, он без дополнений указывает на специфику содержания и задач, решаемых в процессе данной формы; во-вторых, предусматривает выход детей за пределы детского сада; в-третьих, учитывает возраст детей».

Уточнив понятия простейшего туризма, представленного в форме экскурсий, прогулок и прогулок-походов, необходимо представить их место в системе физического воспитания в ДОУ.

Система средств физического воспитания включает следующие виды физических упражнений: 1) гимнастика; 2) подвижные и спортивные игры; 3) спортивные упражнения; 4) простейший туризм. Указанные физические упражнения реализуются в учебной работе, проводимой в виде физкультурных занятий; в физкультурно-оздоровительной работе в режиме дня — утренняя гимнастика, физические упражнения после дневного сна, подвижные игры и физические упражнения на утренней и вечерней прогулках, физкультминутке; в самостоятельной двигательной деятельности, протекающей под наблюдением педагога; в работе с семьей; в активном отдыхе дошкольников, проводимом в виде физкультурного досуга, праздников, дней здоровья, каникул.

Данные специальной литературы дают основание утверждать, что в настоящее время простейший туризм в системе дошкольного физического воспитания применяется только в таких формах организации, как физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых.

В физкультурно-оздоровительной работе простейший туризм представлен в виде утренних и вечерних прогулок на территории участка и за его пределами и занимает небольшое количество времени. Подвижные игры, включаемые в прогулки, достаточно однообразны по тематике, почти отсутствуют игры-эстафеты, спортивные упражнения и упражнения с использованием природных и социальных объектов. В содержание экскурсий включаются двигательные задания малой интенсивности.

Решение задач физического воспитания в ДОУ осуществляется в форме активного отдыха, в котором туризм представлен как дальние пешеходные (лыжные) прогулки в днях здоровья; в туристских эстафетах, туристских полосах препятствий на физкультурных досугах и праздниках.

Таким образом, изучение данных научных исследований и практического опыта показали, что экскурсии, прогулки, прогулки-походы могут решать различные задачи: ознакомление с природой, воспитание бережного отношения к ней, изучение ближайшего социального окружения. Основное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80% времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах. Главной целью всех доступных для дошкольников форм туризма является оздоровление детей.

С учетом имеющихся определений, точек зрения, возраста детей и конкретных задач, решаемых в процессе экскурсий, прогулок, прогулок-походов, нами дано более точное понятие, определяющее сущность терминов «простейший туризм», «дошкольный туризм».

Под дошкольным туризмом понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.

Таким образом, многообразие форм туризма в условиях ДОУ представлено в трех наиболее доступных для детей дошкольного возраста видах: экскурсиях, прогулках, прогулках-походах, осуществляемых в основном в физкультурно-оздоровительной работе и активном отдыхе детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой