Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные направления реформ в профессиональном образовании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позднее система профессионально-технических школ пополнилась упрощенными типами учебных заведений, которые также имели свое законодательство (Положение о школах ремесленных учеников (1893); Положение о низших ремесленных школах (1895); Закон о ремесленных и технических учебных мастерских и курсах (1902)). Получили свою законодательную базу и появившиеся в 1903—1907 гг. ремесленные… Читать ещё >

Основные направления реформ в профессиональном образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интересы экономического развития страны, востребованность в квалифицированных кадрах для торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта требовали широкого распространения специального (технического) образования. После долгих ожиданий педагогическая и научная интеллигенция добилась создания специального отделения Ученого комитета по техническому и профессиональному образованию при Министерстве народного просвещения, который принимает к рассмотрению проект «Общего нормального плана промышленного образования» (1884), разработанный Иваном Алексеевичем Вышнеградским (1832−1895). На основе этого проекта было разработано «Положение о промышленных училищах» (1888) и вплоть до 1917 г. оно оставались основой для профессионально-технического образования. По нему устанавливались три типа технических училищ: средние технические, низшие технические и ремесленные училища.

Средние технические заведения имели целью предоставить общее и специальное образование, которое давало право своим выпускникам поступать в высшие специальные (технические) учебные заведения. В средние технические учебные заведения принимались лица с вступительными экзаменами не моложе 10 лет, окончившие курс начального училища. В качестве основных недостатков данного типа учебного заведения является отсутствие единых программ по специальным предметам.

Другим типом технических учебных заведений выступали низшие технические училища. В них принимались подростки не моложе 13 и не старше 15 лет с образованием на уровне начального училища, уездного или приходского училища. В этих училищах существовало три отделения: механико-техническое, химико-техническое, строительно-техническое. Преподаваемые дисциплины: Закон Божий, арифметика, геометрия, физика, химия, механика и др. Также проводились практические работы в мастерских и лабораториях при училищах и на заводах.

Выделялся особый тип профтехнического образования — ремесленное училище. В них знакомили с приемами работы используемыми в различных производствах, формировали знания и умения, необходимые для осознанной в этом производстве профессиональной деятельности. В училище принимались лица, имеющие общее образование нс ниже двухклассного начального училища или сдавшие экзамен в рамках данного курса. В программу ремесленного обучения включались такие предметы как: Закон Божий, русский язык, арифметика, геометрия, физика, технология столярного отделения, технология металлов, рисование, чистописание, техническое черчение, пение, использовались практические занятия в мастерских.

В течение всех 90-х гг. XIX в. возникают новые типы ремесленных учебных заведений: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, сельские ремесленные учебные мастерские. Ремесленные школы имели целью подготовку рабочих по определенным профессиям или специальностям, причем обучение велось преимущественно практическим путем. Кроме самостоятельных технических учебных заведений, специальную подготовку давали ремесленные отделения и классы при общеобразовательных училищах (городских, начальных, уездных и т. д.), ас 1912 г. и при высших училищах.

Позднее система профессионально-технических школ пополнилась упрощенными типами учебных заведений, которые также имели свое законодательство (Положение о школах ремесленных учеников (1893); Положение о низших ремесленных школах (1895); Закон о ремесленных и технических учебных мастерских и курсах (1902)). Получили свою законодательную базу и появившиеся в 1903—1907 гг. ремесленные и профессиональные отделения при общеобразовательных школах. Особенности развития учебных заведений иных отраслей народного хозяйства нашли отражение в таких документах, как «Положение о сельскохозяйственном образовании» (1878); «Положение о железнодорожных училищах» (1886); «Положение о мореходном образовании в Империи» (1902) и др.

Наиболее дальновидные представители правительственных кругов не могли не понимать, успехи экономического процветания страны невозможны без подготовленных специалистов в рамках производства и все это нашло отражение в деятельности обществ и организаций, занимавшихся вопросами образования рабочих. Технические общества имели целью содействовать развитию техники и фабрично-заводской промышленности. Деятельность этих обществ заключалась в анализе предлагаемых проектов и изобретений, в сообщении правительству о желательных законодательных актах, в координации позиции ученых техников и промышленников, в обнародовании новых способов и приемов производства, в устройстве технических учебных заведений, выставок, съездов и т. д.

Студент Санкт-Петербургского технологического института. Фото 1880-х гг.

Студент Санкт-Петербургского технологического института. Фото 1880-х гг.

Первым и наиболее крупным обществом, объединившим представителей техники, науки и промышленности стало Русское техническое общество (РТО) (1866), которое было создано по инициативе группы профессоров и инженеров Санкт-Петербурга, а именно E. Н. Андреева, ?. П. Мижуева, И. А. Анопова, В. Н. БестужеваРюмина и др. При РТО в период конца XIX — начала XX в. были созданы различные группы учебных заведений, а именно: школы специальные, классы черчения и рисования, учебные мастерские, рукодельные классы, подготовительно-профессиональные классы, училища для детей рабочих и др.

Важную роль в привлечении внимания общества к решению вопросов профессионального образования в России сыграли съезды по техническому и профессиональному образованию, которые состоялись в 1889—1890 и в 1895—1896 гг. На съездах были сформулированы принципы профессионально-технического образования, рассмотрены вопросы содержания и методов обучения, отмечена необходимость единого руководства профобразованием в стране. Съезды также пришли к заключению, что в условиях быстрого развития промышленности ремесленное ученичество стало «вырождающейся формой усвоения ремесленных навыков» и должно быть заменено системой специальных профессионально-технических учебных заведений.

По этому вопросу был предложен ряд проектов, наиболее известным из которых был проект члена Русского технического общества Ивана Алексеевича Акопова (1844−1907). По его мнению, такой школой могла бы стать реальная общеобразовательная школа с восьмилетним сроком обучения, с обязательным введением в учебные планы прикладной математики (механики и основ строительного искусства) и ручного труда, который не только позволяет развивать у учащихся определенные умения и навыки, но и способствует лучшему усвоению любого учебного материала, применению полученных знаний на практике.

И. А. Анопов, директор Петербургского ремесленного училища, постоянный член Комиссии по техническому образованию в России.

И. А. Анопов, директор Петербургского ремесленного училища, постоянный член Комиссии по техническому образованию в России.

Школа, по мысли И. А. Анонова, должна обеспечивать доступ в высшие учебные заведения наиболее способным юношам, а остальным давать знания, необходимые для умелого руководства каким-либо делом (например, ведение собственного сельского или городского хозяйства, промышленного предприятия), а также включаться в различные формы деятельности на фабриках, заводах, железных дорогах и т. д. Учебный план такой школы, по проекту И. А. Анонова, должен был содержать изучение иностранных языков, географии, истории, математики, естественной истории, физики, химии. Все предметы он разделял на научные, практические занятия в учебных мастерских и лабораториях, ручной труд (1−3 классы) и искусства.

Таким образом, сближая общеобразовательную и профессиональную школу, И. А. Анопов не упускал из виду взаимосвязь между теорией и практикой, дополняя теоретическое обучение практическими занятиями, проводимыми в учебных мастерских и школьных лабораториях. В учебный процесс он считал необходимым включать трудовую подготовку, которая является важным фактором профессиональной ориентации учащихся. Однако все это были частные инициативы, делавшие попытки реформировать среднюю общеобразовательную школу «снизу» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой