Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Бандура), сюжетно-ролевые, деловые и социализирующие игры, тренинги, соревнования и т. д. (М.А.Викулова, А.Г.Залевская) Вместе с тем, недостаточно изучена возможность развития лидерского потенциала детей как совокупности личностных черт в целом в воспитательно-образовательном процессе и в процессе освоения окружающего мира. Известно, что освоение ребенком окружающего мира в дошкольном детстве… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста
    • 1. 1. Детское лидерство как социально-психологический феномен
    • 1. 2. Исследовательская деятельность как средство развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста
  • Выводы по главе I
  • Глава 2. Изучение эффективности влияния исследовательской деятельности на развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста
    • 2. 1. Изучение начального уровня развития лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста
    • 2. 2. Реализация комплекса педагогических условий развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста
    • 2. 3. Динамика развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста
  • Выводы по главе II

Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. В современных условиях развития российского общества и становления рыночной экономики успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В связи с этим современная педагогическая практика должна опираться на личност-но-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Г. Лебон, Г. Тард, М. Вебер, Г. Лассуэлл, Г. Моска, В. Парето, З. Фрейд, Н. Михайловский и многие другие. В современной западной обществоведческой литературе проблемы лидерства представлены очень широко, их изучают такие известные ученые, как Р. Богардус, Ж. Блондель, Б. Басс, Д. Дженнингс, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Такер, С. Хук, А. Херманн и другие. В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г. К. Ашина, И. В. Волкова, И. Р. Колтуновой, Л. И. Кравченко, Р. Л. Кричевского, • Е. С. Кузьмина, Б. П. Парыгина, А. В. Петровского, Л. И. Уманского и других.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований, посвященных изучению взаимоотношений детей дошкольного возраста (Т.В.Антонова, Л. В. Артемова, Е. А. Аркин, М. А. Викулина, Н. В. Давидович, Н. С. Жеребова,.

A.Г.Залевская, А. С. Залужный, Я. Л. Коломинский, Е. М. Кульчицкая, Л. И. Лисина,.

B.С.Мухина, И. М. Поспехов, О. О. Папир, Т. А. Репина, А. А. Рояк, Т. В. Сенько, Е. О. Смирнова, Р. К. Терещук, Л.И.Уманский), позволяет выделить базисные характеристики детского лидерства, определить специфику лидерства в дошкольном детстве, а также сформулировать основные личностные черты лидера-дошкольника, систематизировать их и представить в виде модели лидерского потенциала личности дошкольника.

Всеми перечисленными исследователями признается важность развития лидерских качеств личности, начиная с дошкольного детства, но проблема своеобразия способов, выявления условий развития лидерского потенциала ак-i туализируется лишь в единичных диссертационных исследованиях.

М.А.Викулина, А.Г.Залевская). Основным условием формирования и развития лидерского поведения называется создание ситуаций, в которых ребенок может j успешно копировать и развивать лидерское поведение в процессе наблюдения.

А.Бандура), сюжетно-ролевые, деловые и социализирующие игры, тренинги, соревнования и т. д. (М.А.Викулова, А.Г.Залевская) Вместе с тем, недостаточно изучена возможность развития лидерского потенциала детей как совокупности личностных черт в целом в воспитательно-образовательном процессе и в процессе освоения окружающего мира. Известно, что освоение ребенком окружающего мира в дошкольном детстве направлено на постижение и исследование его разнообразия, закономерностей (З.И.Васильева, Л. В. Моисеева, Н. Н. Поддъяков, З. И. Тюмасева, А. П. Усова, Г. И.Щукина). Потребность в поиске является врожденной, однако развивается она в прямой зависимости от степени вовлечения ребенка в деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми. В связи с этим мы предполагаем, что организация воспитательно" образовательного процесса, направленная на исследование ребенком своего окружения, включение исследовательской деятельности в процесс развития ребенка имеют основополагающее значение в развитии его лидерского поведения и лидерского потенциала.

Доказано, что исследовательская деятельность способствует повышению адаптивных возможностей организма и стрессоустойчивости (В.В.Аршавский, В.С.Ротенберг), развитию мышления (А.В.Брушлинский, З. И. Калмыкова,.

A.М.Матюшкин, И.С.Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (Б.В.Всесвятский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер,.

B.В.Оконь, Б. Е. Райков, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, К.П.Ягодовский), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В.Кларин, В. Г. Маралов, В.В.Ситаров). Однако возможности исследовательской деятельности не используются в воспитательноI образовательном процессе в системе и не изучались в связи с формированием лидерского поведения ребенка. Следовательно, актуализируется разработка комплекса педагогических условий включения исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного уч-| реждения с целью развития лидерского потенциала в дошкольном детстве.

Таким образом, возникает ПРОТИВОРЕЧИЕ между актуализирующимися потребностями в развитии лидерского потенциала личности ребенка как условия дальнейшего роста его социальной активности в окружающем мире и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий, способствующих успешному осуществлению этого процесса.

Обозначенное противоречие позволило сформулировать ПРОБЛЕМУ исследования: совокупность каких педагогических условий обеспечивает эффективное развитие лидерского потенциала в дошкольном детстве.

Такое понимание проблемы предполагает теоретическое обоснование необходимости развития лидерского потенциала личности ребенка, определение его сущностной характеристики и выявление комплекса педагогических условий, которые бы в наибольшей степени способствовали успешному протеканию процесса развития лидерского потенциала в дошкольном детстве.

В исследовании введено ОГРАНИЧЕНИЕ: решая проблему развития лидерского потенциала личности, мы выбрали возрастную группу старших дошкольников.

Педагогическая значимость и дидактическая ценность целенаправленного воздействия на развитие лидерского потенциала в этом возрасте послужили основанием для определения ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в определении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей.

Учитывая уровень теоретической и методологической разработанности данной проблемы и ее практическую значимость, мы определили объект и предмет исследования.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности.

В основу исследования положена следующая ГИПОТЕЗА: развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста будет успешным, если :

• будет разработана сущностная характеристика понятия «лидерский потенциал» и модель лидерского потенциала личности дошкольника;

• будет разработан и внедрен в воспитательно-образовательный процесс комплекс педагогических условий, направленных на развитие лидерского потенциала дошкольников, где приоритетным является исследовательская деятельность;

• будет разработана программа, ориентированная на развитие лидерского потенциала в дошкольном детстве, содержащая занятия исследовательского характера;

• будет разработан диагностический инструментарий определения уровня развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал дошкольников;

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ :

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования и в качестве теоретико-методологической основы выявить общие закономерности развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал ребенка дошкольного возраста, и возможности исследовательской деятельности в их развитии.

2. Разработать сущностную характеристику понятия «лидерский потенциал» и модель лидерского потенциала личности ребенка дошкольного возраста.

3. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие лидерского потенциала детей.

4. Разработать программу, ориентированную на развитие лидерского потенциала детей, содержащую занятия исследовательского характера.

5. Разработать диагностический инструментарий определения уровня развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал дошкольников.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ И ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили: теории лидерства (А.Адлер, К. Арджирис, Ф. Гальтон, В. Зигерт, М. Ланг, Р. Лайкерт, Д. Макклелланд, С. Митчел, Ф. Фидлер, Р. Эванс) — теории личности (А.Маслоу, З. Фрейд, Э. Эриксон) — общенаучные принципы личностно-ориентрованного подхода к развитию личности (К.А.Альбуханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, К. Роджерс, В. Франкль) — принципы деятель-ностного подхода, конкретизированные в психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, А. И. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Б. М. Теплов и др.) — теория развития личности в системе межличностных отношений (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, М. М. Бахтин, В. Н. Мясищев, А.В.Петровский) — теоретико-методологическое обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, A.B.Запорожец, А. И. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, В. А. Смирнов, Д.Б.Эльконин) — теоретические положения о ведущей роли обучения в зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, Л.В.Занков) — теоретико-методологическое обоснование исследовательской деятельности как технологии обучения и развития личности (В.В.Аршавский, А. В. Брушлинский, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. В. Оконь, В. С. Ротенберг, К. П. Ягодовский, И.С.Якиманская).

Для решения поставленных задач использовались теоретические, эмпирические и социологические МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При выявлении научно-методологических и психолого-педагогических основ изучения проблем лидерства и построении модели лидерского потенциала личности дошкольника использовались историко-логический, сравнительный и системный анализ, моделирование и конструирование, метод аналогии. Для характеристики состояния развития лидерского потенциала в дошкольном детстве наряду с анализом программ привлекались методы наблюдений, анкетирования. В ходе экспериментальной работы сочетались педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, педагогический мониторинг, диагностирование.

Выбранная нами методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый, организационно-подготовительный, этап (1998;1999). Основной задачей данного этапа было изучение и анализ историко-философских, психолого-педагогических отечественных и зарубежных источников. Были определены методологические и теоретические основы исследования, проблема, цель, предмет, объект. Теоретический анализ литературы сочетался с практическим изучением состояния проблемы. На этом этапе были систематизированы и адаптированы методики определения уровня развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал дошкольника, и разработана программа констатирующего эксперимента.

Второй этап, содержательно-технологический (1999;2000). На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент с целью определения исходных данных формирующего этапа эксперимента. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс комплекса педагогических условий, направленных на развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста.

Третий этап, итогово-аналитический (2000;2001). Данный этап был посвящен анализу и теоретическому обоснованию результатов экспериментальной работы, обобщению и описанию результатов исследования, оформлению материалов диссертации.

БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа проводилась в ДОУ № 175, 547 г. Екатеринбурга, № 2 г. Новоуральска. В эксперименте участвовали 112 детей контрольной группы, 112 детей экспериментальной группы, педагоги и учителя начальных классов как эксперты.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в теоретико-методологическом обосновании возможности использования исследовательской деятельности как средства развития лидерского потенциала дошкольниковв разработке сущностной характеристики понятия «лидерский потенциал» и модели лидерского потенциала ребенка старшего дошкольного возрастав определении комплекса педагогических условий успешного протекания процесса развития лидерского потенциала в дошкольном детстве.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в определении, теоретическом обосновании комплекса педагогических условий успешного протекания процесса развития лидерского потенциала у старших дошкольников и их экспериментальной проверкев разработке характеристики уровней развития лидерского потенциала детей дошкольного возрастав систематизации и адаптации методик определения уровня развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов, научно-методических материалов в совершенствовании процесса развития лидерского потенциала в дошкольном детствесистематизированы и адаптированы методики для оперативной диагностики уровня развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал детей старшего дошкольного возрастаразработана программа «Я все могу!», ориентированная на развитие лидерского потенциала детей, содержащая занятия исследовательского характера по освоению окружающего мирарезультаты исследования могут быть внедрены в практику подготовки педагогов дошкольного образования.

ОБОСНОВАННОСТЬ И НАУЧНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями: применением комплекса методов, соответствующих исследуемому объектурепрезентативностью опытно-экспериментальных данныхподтверждением гипотезы исследования результатами статистической обработки экспериментальных данных.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялись в публикациях по теме исследования, в выступлениях на научно-практических конференциях УрГПУ «Образование в период детства как пространство образовательного лидерства» (1998), «Региональный подход в экологическом образовании периода детства» (1999), «Региональная модель подготовки педагогов периода детства» (2000), на международном конгрессе «Экология и здоровье человека» (1999, Самара), на международной конференции «Ребенок в современном мире» (2000, С-Петербург), на методологических семинарах Департамента педагогики и психологии детства и заседаниях кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах Уральского государственного педагогического университета.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Модель лидерского потенциала личности дошкольника, разработанная на основе теорий лидерства и общих закономерностей развития личности в дошкольном возрасте, объединяющая в себе сферы психофизиологического (тип темперамента, здоровье), социального (коммуникативные умения, самостоятельность, адаптивное поведение, инициатива и исполнительность, самооценка), интеллектуального (развитие речи и дивергентного мышления) и эмоционального (умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение сопереживать) развития личности.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие лидерского потенциала детей старшего дошкольного возраста:

• исследовательская деятельность как способ познания окружающего мира и самореализации личности;

• технология развития лидерского потенциала, включающая следующие этапы: эмоционально-мотивационный, операционально-деятельностный, ситуативно-поведенческий;

• мониторинг развития лидерского потенциала детей.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 191 наименование, 3 приложений. Объем диссертации 181 страница- 2 рисунка, 15 таблиц.

Результаты исследования вносят определенный вклад в разработку теории воспитания детей дошкольного возраста: дают возможность обосновать необходимость развития лидерского потенциала, начиная с периода дошкольного детства, и доказывают эффективность разработанных педагогических условий организации данного процесса.

Проведенное исследование обозначило также и круг проблем, требующих дальнейшей разработки: поиск альтернативных средств развития лидерского потенциала в дошкольном детстве и на следующих возрастных этапахвлияние детско-родительских взаимоотношений на развитие лидерского потенциала ребенкаразвитие лидерского потенциала с учетом тендерной принадлежности.

Заключение

.

Таким образом, результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают нашу гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Изучение механизмов проявления активности ребенка и процесса развития лидерского потенциала детей имеет исключительно важное значение для поиска эффективных путей и средств, способствующих становлению активности личности, ее самореализации в настоящем и будущем окружении. Лидерский потенциал — это системное единство естественных и приобретенных характеристик личности, обусловленное возрастным периодом, позволяющее проявлять оптимальную степень активности в жизнедеятельности группы сверстников и способствующее успешному самовыражению и самореализации личности на данном возрастном этапе.

2. Модель лидерского потенциала личности дошкольника, разработанная на основе теорий лидерства и общих закономерностей развития личности в дошкольном возрасте, объединяет в себе сферы психофизиологического, социального, интеллектуального и эмоционального развития личности. Высокий уровень психофизиологического развития предполагает, но не гарантирует достижения личностью статуса лидера. Чтобы быть лидером в группе, кроме оптимальных психофизиологических возможностей индивиду необходим соответствующий требованиям группы уровень социального, эмоционального и интеллектуального развития.

3. Комплекс педагогических условий успешного развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста включает: исследовательскую деятельность как способ познания окружающего мира и самореализации личноститехнологию развития лидерского потенциала, включающую следующие этапы: эмоционально-мотивационный, операционально-деятельностный, ситуативно-поведенческиймониторинг развития лидерского потенциала детей.

4. На основе систематизированных и адаптированных методик определения уровня развития личностных черт, составляющих лидерский потенциал дошкольников, разработана обобщенная характеристика уровней развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста.

5. Разработана программа «Я все могу!», ориентированная на развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста, содержащая занятия исследовательского характера по освоению окружающего мира.

6. Формирующий эксперимент, проведенный в условиях естественного воспитательно-образовательного процесса в экспериментальной группе, позволил исследовать особенности и положительную динамику процесса развития лидерского потенциала детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности, а также заключить, что взаимосвязь межличностного статуса и уровня развития лидерского потенциала ребенка является близкой к функциональной зависимости (г = 0,8).

7. Опытно-экспериментальная работа показала необходимость и достаточность разработанного комплекса педагогических условий для успешного осуществления процесса развития лидерского потенциала детей и доказала широкие педагогические возможности исследовательской деятельности в решении данной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  2. .Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
  3. .Г. Проблемы психологии. Л., 1948.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Метод, пособие. М., 1981.
  5. Г. М., Донцов А. И. Межличностное восприятие в группе. М., 1980.
  6. Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками //Дошкольное воспитание. 1975. № 10.
  7. Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре : Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983.
  8. А.И. Психологические основы товарищества и дружбы детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1951.
  9. Е.А. Дошкольный возраст. М., 1929.ю. Аркин Е. А. Об изучении детского коллектива. М., 1927. п. Артемова Л. В. Организация взаимовлияния детей в игре //Дошкольное воспитание. 1972. № 6. С. 45 51.
  10. Т. Восприятие лидерами межличностных отношений в классе // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 61 65.в.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
  11. М.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  12. Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 24 31.
  13. А.И., Найденская H.B. Планета наш дом: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. М., 1995.
  14. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  15. О.Г. Социология лидерства: методические рекомендации к спецкурсу. Екатеринбург, 1998.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  17. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1961.
  18. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  20. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983.
  21. .А. Паутинка. М., 1995.
  22. H.H. Мы земляне //Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 56−64.- 1995. № 1.С. 51 -63.
  23. М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1990.
  24. .С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М&bdquo- 1996.
  25. И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи //Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л., 1971. С. 17 22.
  26. .В. Проблемы дидактики биологии. М., 1969.
  27. Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  28. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968.зг.Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 101 115.
  29. О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
  30. Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.
  31. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 14−20.
  32. В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.
  33. В.В. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
  34. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб., 1995.
  35. А.Е. Педагогика. Хрестоматия. М., 1985.
  36. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.41 .Емельянова М. Н., Колтунова И. Р. Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста по освоению окружающего мира. Екатеринбург, 1999.
  37. A.A. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.
  38. A.A. Лидер и авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л., 1971. С. 11 16
  39. A.A. Личность и коллектив. М., 1976.
  40. Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
  41. A.B., Неверович Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.
  42. A.B., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
  43. A.B. Психология формирования самооценки. М., 1993.
  44. И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1983.
  45. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. Концепция. /Под ред. С. Л. Новоселовой, Л. Ф. Обуховой, Л. А. Парамоновой, К. В. Тарасовой. М., 1995.
  46. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  47. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  48. Т., Таранкова Н. Мы открываем мир //Дошкольное воспитание. 1996. № 7. С. 47−62.
  49. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  50. С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
  51. С.А. Формирование общественной направленности дошкольников в процессе познания социальной действительности: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1988
  52. В.А. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений // Дошкольное воспитание. 1984. № 7. С. 29−36.
  53. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л., 1987.
  54. Я.Л., Харин С. С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 21 30.
  55. Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. М., 1984.
  56. И.Р. Взгляд на экологическое образование: когнитивный и аффективный аспекты //Образование и детство: XXI век. 2000. № 1. С.2−15.
  57. И.Р. Образование в период детства как пространство образовательного лидерства. /Тезаурус. Екатеринбург, 1999.
  58. И.Р. Социализирующие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Екатеринбург, 1994.
  59. И.Р. Студенческое лидерство. Екатеринбург, 1999.
  60. И.Р. Феномен лидерства в системе образования: теоретико-методологический анализ.//Образование в период детства: XXI век. Екатеринбург, 2000.
  61. В.Н. Социальная активность и пассивность личности. М, 1986.7().Коротаева Г. С., Иофина И. В., Коротаева Е. В. Ситуация успеха как средство развития познавательной активности младших школьников. Екатерину брг, 1992.
  62. Е.Е. Зависимость психологичесокй готовности к школьному обучению от особенностей общения ребенка с окружающими: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981
  63. А.И. Социология. М., 1988.
  64. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
  65. Т.В. Психология технологического мышления. М., 1975.
  66. В.Н., Гарбунер М. В., Соколовская В. В. Детская картина мира //Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 34 39.
  67. В.И. Влияние самостоятельности на становление взаимоотношений в коллективе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1990.
  68. Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. JL, 1974.
  69. Е.С., Семенов В. Е. Социальная психология. Л., 1979.
  70. Е.И. Надситуативная активность и ее исследование в детском возрасте. /Личность и межличностные отношения в коллективе /Под ред. В. А. Петровского. Ульяновск, 1988. С. 105−110.
  71. Е.И. Формирование взаимоотношений детей //Дошкольное воспитание. 1964. № 3. С.34−41.
  72. К. Теория поля в социальных науках. М., 2000.
  73. P.E. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958.
  74. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
  75. Н.С. Особенности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  76. A.A. Психология общения. Тарту, 1974.
  77. А.Н. Избранные психологические труды. М., 1983.
  78. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  79. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1986.
  80. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  81. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  82. И.А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр: Автореф. .дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 1997.
  83. В. Г. Ситаров В.А. Диагностика социальной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1987.
  84. В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М., 1990.
  85. А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6−7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1966.
  86. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  87. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  88. Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания. М., 1963.
  89. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  90. B.C. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1981.
  91. ЮО.Нечаева В. Г. Маркова Т.А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М., 1968.
  92. С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.1020 Всероссийской конференции по программе «Развитие» //Дошкольное воспитание. 1994. № 2. С.3−12.
  93. Образование в период детства как пространство образовательного лидерства: Тез. докл. регион, науч.-практ. конф. /Урал. гос. пед ун-т, Екатеринбург, 1998.
  94. Ю4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  95. Ю9.Папир О. О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993.
  96. Ю.Парыгин Б. П. Основы социально-психологической теории. М., 1971.111 .Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимоотношений в развитии интеллекта детей. М., 1990.
  97. A.B. Общая психология. М., 1986.
  98. Петровский А. В, Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978
  99. Пиаже Ж.-Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
  100. З.Попова Т. П. Мир вокруг нас. // Обруч. 1999. № 3. С. 19 23. пб. Поспехов И. М. Психологическая характеристика избирательных (личностных) отношений между детьми в коллективе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  101. C.B. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Автореферат, Екатеринбург, 1999.
  102. Психологический словарь М., 1983.
  103. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. М., 1998.
  104. Психология масс. Хрестоматия. Самара, 1971.
  105. Психология. Учебник. /Под ред. А. А. Крылова. М., 1999.
  106. Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в дет. саду /Сост. Т. Н. Доронова. М., 1997.
  107. .Е. Пути и методы натуралистического просвещения. М., 1960.
  108. Т.А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М., 1987.
  109. Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.
  110. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М., 1979.
  111. А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений //Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 134−141
  112. B.C., Аршавский B.B. Поисковая активность и адаптация. М&bdquo- 1984.
  113. A.A. Детские конфликты //Дошкольное воспитание. 1977. № 4. С. 13−21- № 5. С. 10−14.
  114. A.A. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада//Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12−19.131 .Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. М., 1957.
  115. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  116. А.Г. Развитие общения детей со взрослыми и сверстниками //Дошкольное воспитание. 1988. № 2. С. 27−36- № 3. С. 24 32.
  117. В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 55 64.
  118. H.A. Наш дом природа. //Обруч. 1999. № 7. С. 19 — 24.
  119. Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя». М., 1999.
  120. В.В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания. //Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 27 35.- № 8. С. 22 — 27.
  121. А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики //Дошкольное воспитание. 2000. № 2. С. 22 32.
  122. А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.
  123. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  124. Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения. //Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 23 28.
  125. Слободчиков В. И, Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  126. Е. О. Калягина Е.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам //Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 50−61.
  127. Е.О. Становление межличностных взаимоотношений в раннем отногенезе //Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 130 141.
  128. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент //Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 139 150
  129. Е.О., Утробина В. Г. Отношение в сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 7 16.
  130. P.A. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  131. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и колледжей. /Под ред. Т. И. Ерофеевой. М., 1999.
  132. В.М. Общение и его средства //Сознание и общение. Фрунзе, 1968.
  133. Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. № 2.С. 68 78.
  134. Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1990.
  135. Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
  136. .М. Избранные труды. М., 1965.
  137. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  138. Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. Кишинев, 1989.
  139. Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986.
  140. O.K. Психология мышления. М., 1984.
  141. Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. П. Торренса: методическое руководство. СПб. 1998.
  142. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1964.
  143. А.П. Общественная жизнь детей в играх //Дошкольное воспитание. 1964. № 5. С. 37−44.
  144. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
  145. A.M. Формирование представлений о многообразии живого мира у детей старшего дошкольного возраста. М., 1987.
  146. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  147. Флэйк-Хобсон К., Робинон Е. Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.
  148. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду /Под ред. В. К. Корытло. М., 1987.
  149. Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте. Учеб. пособие для учителей школ и студентов факультетов начальных классов. М., 1993.
  150. Г. Изучение детских коллективов //Вестник просвещения. 1925. № 9. С. 63 70.
  151. С.А. Некоторые особенности оценочной и самооценочной деятельности первоклассника //Начальная школа. 1982. № 9. С. 9−16.
  152. И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. М., 1997.
  153. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.
  154. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  155. Р.Х. Самолюбие детей. М., 1982.
  156. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
  157. В.Д. Педагогические факторы формирования коммуникативности у студентов педагогического института: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1985.
  158. Т.В. Игровая экология //Вестник АсЭКО. Информ.-методич. Бюллетень ассоциации «Экологическое образование». Выпуск 1. Зима, 1994.
  159. Г. П., Надежина Р. Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей //Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 45 -52.
  160. К.П. Вопросы общей педагогики естествознания. М, 1951.
  161. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1964.
  162. И.С. Развивающее обучение. М., 1968.
  163. П.М. Психология чувств. М., 1958.
  164. В. И. Бояринцев В.П., Конорева Т. С., Изучение психофизиологических возможностей детей к обучению и воспитанию. Свердловск, 1991.
  165. Adler А. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Munchen und Wiesbaden. 1920.
  166. Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect //Parkes С.M., Stevenson-Hinde J. (ed.) The place of attachment in human behavior. N.Y., 1982.
  167. Ainsworth M.D.S. Patterns of infant mother attachment as related to maternal care //Magnusson D., Allen V. (ed.) Human development: An interactional perspective. N.Y.: Academic Press, 1983.
  168. Bowiby J. Attachment and loss. V. 2: Separation. N.Y.: Basic, 1973. 191. Stern D.N. The interpersonal world of the infant. N.Y.: Basic, 1985
Заполнить форму текущей работой