Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Какие вы молодцы, помогаете своим родным. Ну просто волшебники! — Дети, часто бывает так, что мама уставшая приходит после работы домой? Замечаете ли вы это? Замечаете ли вы, что у мамы грустные глаза? Что можно сделать приятного для мамы? Как вы сможете утешить, успокоить свою маму? (Фея предлагает лекарство от грусти и слез.). Дети, посмотрите внимательно на иллюстрации. Они черно-белые… Читать ещё >

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На следующем этапе можно приступать к формированию социальных навыков на более высокий уровень. Возможно использование различных методов индивидуальной и фронтальной работы: разучивание чистоговорок, загадок, использование интересных игрушек, грамзаписей, диафильмов и видеофильмов, дидактических и сюжетно — ролевых игр.

Наиболее эффективно формирование социальных навыков осуществляется в игровой деятельности.

Комплекс занятий по формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста Занятие № 1.

Цель: обучить детей в зависимости от партнера (учитывая возраст, пол), времени суток (утро, день, вечер) употреблять вариативные слова приветствия и произносить их с соответствующей интонацией; раскрыть значение слова «Здравствуйте»; закрепить умение использовать неречевые средства при приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты).

Методы и приемы: игра, направленная на создание эмоционального настроя; беседа с детьми; проигрывание ситуации; игра, направленная на снятие напряжения.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям игру «Паровозик».

Цель: помочь замкнутым детям вступать в контакт со сверстниками.

  • — Дети, встаньте в круг. Каждый из вас сейчас побудет в роли паровозика, а остальные дети в роли вагонов. «Паровозик» должен кого-нибудь изобразить (человека, животного, птицу), а «вагоны» — повторить за ним и отгадать, кого они изобразили.
  • 2. Появляется Фея: — Здравствуйте, дети! Сегодня утром я пролетала над лесом, в котором первыми проснулись птицы, и они весело щебетали, приветствуя начало дня. Послушайте их. (Запись аудиокассеты с голосами птиц.)
  • — Доброе утро! — птицы запели.
  • -Добрые люди, вставайте с постели,

Прячется вся темнота по углам, Солнце взошло и идет по домам.

  • (А. Кондратьев)
  • — С каких слов начали утро птицы? А вы, какими словами встречаете новый день? А что говорят вам воспитатели, когда вы проснулись?
  • — Давайте разыграем с вами такую ситуацию. Необходимо изобразить, как будят и что говорят вам ваши воспитатели. Давайте определим, кто какую роль будет выполнять. (Распределяют роли, и проигрывается ситуация.)
  • — Какие еще слова приветствия вы знаете?
  • — Какими словами приветствуют других людей?
  • — Дети, посмотрите на эти иллюстрации, как вы думаете, кто первым должен поздороваться? (Иллюстрации с изображением мальчика и девочки, взрослого человека и ребенка.)
  • — Конечно, первыми должны поздороваться мальчик с девочкой, ребенок с взрослым. А вы всегда так поступаете?
  • — Какие слова могут звучать при обращении к знакомым и незнакомым взрослым, к ровесникам? («Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте».)
  • — Какие адресованы ровесникам? («Привет», «Салют».)

Фея: -Дети, а я знаю вот какого мальчика (показывает иллюстрацию). Может, и среди ваших знакомых есть такой мальчик или девочка?

То ли праздник, то ли будни, Повелось с давнишних лет, Что друг другу молвят люди:

  • — Добрый день!
  • — Салют!
  • — Привет!

Скажет так один другому, И обоим веселей.

А Никита возле дома Бродит, словно Бармалей.

И надутый, и сердитый Наш «приветливый» Никита.

От него привета нет, Он припрятал свой привет.

Что в дремучих джунглях слон Головой слону кивает, -;

Отдает и слон поклон.

А как звонко утром летним Берестянка:

«Цвинь-цвинь-цвень!».

— «Добрый день!» — щегол ответит.

Правда, пень молчит как пень.

И надутый, и сердитый Наш «приветливый» Никита.

(Э. Огнецвет) Фея: — Есть ли среди ваших знакомых дети, которые похожи на Никиту? Давайте поможем Никите. Как вы считаете, каким тоном мы должны произносить слова приветствия? (Доброжелательным, ласковым.) А почему? Когда произносим слово «здравствуйте», мы желаем здоровья другим. Когда произносим другие слова приветствия, мы должны показать, что мы рады видеть друг друга, поэтому необходимо улыбнуться, приветливо посмотреть в глаза, так приветствуют друг друга русские люди.

У каждого народа существуют свои традиции приветствия: так, туркмены, когда здороваются, то наклоняются вперед друг к другу, руки при этом свисают как плети; некоторые племена Африки трутся носами; индийцы наклоняются друг к другу вперед, при этом правую руку прижимают к груди и к сердцу; японцы делают поклон, при этом руки держат шпилеобразно.

И у русского народа были разные традиции: наши предки — первобытные пещерные люди — обнимали друг друга; рыцари, мушкетеры правой рукой поднимали забрало шлема; принцессы делали реверанс — полуприседали и наклоняли голову.

  • — Дети, а теперь каждый из вас будет заходить по очереди в группу и приветствовать нас. (Проигрывание ситуации.)
  • — А теперь представьте, что вы превратились в сказочных героев. Вам нужно будет произнести слово «Здравствуйте» так, как бы это сказали хитрая лиса, Кощей Бессмертный, Папа Карло, Дюймовочка, Бармалей…
  • — Как вы думаете, всегда ли тот, кто здоровается, приветливо улыбается, считается вежливым? Послушайте историю про одного ослика. (Показывает куклу и читает стихотворение.)

«Вежливый ослик».

Был ослик Очень вежлив, Воспитанный он был.

Всем улыбался, Кланялся И «Здравствуй».

Говорил.

Потом Он отходил на шаг И говорил:

— Тюлень — тюфяк, А заяц — трус, А лев — дурак, А слон — обжора И толстяк…

Ни разу доброго Словца Он не сказал Ни про кого, ;

И я прошу тебя, Дружок, Не будь похожим На него.

  • (И. Пивоваров)
  • — Дети, вежливый ли был ослик? (Нет.) А почему? Ведь ослик улыбался, кланялся, говорил — «Здравствуй».
  • — Правильно, ребята, воспитанным и вежливым считается тот, кто всегда к своим знакомым или незнакомым остается доброжелательным.

Фея: — Сейчас я вам расскажу необычную историю про одного мальчика. (Дж. Родари «Розовое слово «привет».).

«Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: „Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки“. Потом велел мальчику поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово „у-у-у-ф“, тоже нехорошее слово, затем слово „отстань“, тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое слово „привет“. Положил его в карман и отнес домой, после этого научился говорить хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком».

Фея: — Вот какую интересную историю вы услышали. Какое же слово помогло стать мальчику добрым? Ребята, а с вами происходило такое?

  • — Дети, какие слова приветствия вы сегодня произносили? Как их необходимо говорить при встрече с другими людьми?
  • 3. — А теперь настало время для отдыха. Давайте поиграем в игру «Пылесос и пылинки».
  • — Дети, как у нас пыльно в комнате. Представьте, что пылинки это вы, они летают. (Дети бегают по комнате.) Я буду убирать комнату пылесосом. (Фея имитирует движение включения пылесоса. Дети, кружась, приближаются к Фее и медленно опускаются на пол.)

Фея прощается с детьми до новой встречи.

Занятие № 2.

Цель: научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им помощь; воспитать гуманное отношение к взрослым (сопереживание).

Методы и приемы: игра, направленная на создание благоприятного микроклимата; проигрывание ситуации; подбор цветовой гаммы к иллюстрациям; игра, направленная на расслабление.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает детям игру «Связующая нить».

Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что они хотят для себя, что могут пожелать другим.

Воспитатель: — Дети, а теперь натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие, оказывается, вы дружные в своей группе.

  • 2. Появляется Фея: — Сегодня мне хочется, чтобы вы стали моими помощниками. Я решила превратить вас в волшебников.
  • — Дети, а вы знаете, кто такие волшебники? Какие волшебные вещи помогают им совершать волшебство? Но волшебство можно делать и без них. Как? Хотите узнать?

Стать добрым волшебником Ну-ка попробуй!

Тут хитрости Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить Желанье другого ;

Одно удовольствие, Честное слово!

На клумбе — цветок, Его листья повисли.

Грустит он…

О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится Из лейки твоей.

А что же сестренка Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь Сделай сестренке!

И ты обернулся ретивым конем, Галопом сестренка Помчалась на нем!

Хоть мама Еще не вернулась с работы, Нетрудно узнать Ее думы-заботы:

«Вернусь -;

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо С уборкой возиться опять".

И ты совершаешь Веселое чудо ;

Ковер засверкал, засияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!».

  • (С. Погореловский)
  • — А вы делаете добрые дела родным? Расскажите о своем добром деле. (Каждому ребенку предлагается взять лепесток из корзины и рассказать о своем поступке. Фея собирает лепестки в цветок.)
  • — Вот какой красивый цветок вежливости получился у нас.
  • — Дети, ваша семья — это самое дорогое, что есть у вас на свете. Ее надо любить и беречь. Семьи бывают разные — большие и маленькие. (Фея с детьми рассматривают на стенде фотографии и рисунки.) Главное, в ней живут любящие, заботящиеся друг о друге люди.
  • — Какие вы молодцы, помогаете своим родным. Ну просто волшебники! — Дети, часто бывает так, что мама уставшая приходит после работы домой? Замечаете ли вы это? Замечаете ли вы, что у мамы грустные глаза? Что можно сделать приятного для мамы? Как вы сможете утешить, успокоить свою маму? (Фея предлагает лекарство от грусти и слез.)

Если в доме кто-то плачет, Вы ему скажите, что Ходит ежик по лесу, Барабулька на носу!

Ежик ей ладошкой машет, А она поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою Завтра тоже в лес пойдем И такую барабульку Обязательно найдем.

  • -Вы настоящие помощники у мамы. А вот есть такие дети, которые не замечают, что маме тяжело, что она устала, что ей надо помочь.
  • — Вот эти дети. Узнаете их? (Фея обращает внимание детей на иллюстрации к сказке «Кукушка».)

Беседа по иллюстрации:

  • — Какое настроение у детей? Что они делают? Чем занята мама? Что же произошло?
  • — Дети, посмотрите внимательно на иллюстрации. Они черно-белые. Давайте сделаем их цветными, подберем нужный цвет фона. Необходимо учесть, что желтый, голубой, зеленый означают радость; красный — опасность; серый, черный — печаль. (Дети называют цвета красок, которыми можно раскрасить фон иллюстраций.)
  • — А теперь, волшебники, вы должны показать свое волшебство. Представьте, что мы с вами находимся в одной семье. (Распределение ролей: мама и дочка.)
  • — Уставшая мама пришла с работы, дочке необходимо поднять настроение: рассказать веселое стихотворение, обнять маму, сказать теплые слова…
  • — Вы прекрасно справились с заданием. А есть такие дети, которые огорчают маму. Послушайте, какая история произошла с одним из таких детей:

Я маму мою обидел, Теперь никогда-никогда Из дому вместе не выйдем, Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет, Я тоже не помашу, Она ничего не расскажет, Я тоже не расскажу…

Возьму я мешок за плечи.

Я хлеба кусок найду, Найду я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу!

Я буду ходить по следу, В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку Буду я строить мост.

И буду я главный начальник, И буду я с бородой, И буду всегда печальный И молчаливый такой…

И вот будет вечер зимний, И вот пройдет много лет, И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья Тот самолет прилетит, И выйдет оттуда мама, И мама меня простит!

  • (Э. Мошковская)
  • — Как вы думаете, чем так сильно мальчик обидел маму? Жалеет ли он, что так поступил? На что он надеется? Давайте попробуем с помощью мимики изобразить эту историю. (Стихотворение читается еще раз.)
  • 3. Фея: — Вы сегодня много добрых дел совершили. Спасибо вам. Теперь настало время отдохнуть. (Предлагает детям игру «Насос и мяч». Распределяют роли: Фея — «насос», дети — «мячи». Сначала «мячи» стоят, обмякнув телом на полусогнутых ногах, корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать «мячи», дети начинают распрямляться.)

Занятие № 3.

Цель: закрепить у детей доброжелательное отношение к близким (сочувствие и сопереживание к маленьким детям).

Методы и приемы: игра, направленная на создание психологического микроклимата; рассматривание иллюстраций; проигрывание ситуации; ТРИЗ (сказка-перевертыш); игра, направленная на расслабление.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает игру «Снежный ком».

Цель: воспитать гуманное отношение детей друг к другу посредством осознанного использования имен.

Дети садятся в круг. Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое, третий имя второго, первого и свое и т. д. Можно прибавить какое-то качество (Коля — веселый, нежадный…).

  • 2. Появляется Фея, Она обращается к детям: — Дети, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А в какую, сейчас вы узнаете. (Внимание детей обращается на стенд с иллюстрациями.)
  • — Как называется сказка? Какие главные герои здесь изображены? Кто украл братика у сестрицы Аленушки? Легко ли было ей спасти братца? С кем она встретилась на своем пути? Какой была девочка? Как она вела себя, как отвечала печке, яблоньке, реченьке? Как нужно было поступить девочке, чтобы быстрее найти братца? Правильно: если бы девочка была вежливой, приветливой, то она быстро нашла бы своего брата.
  • — Дети, мы нашли волшебное зеркало. С его помощью в сказке произошла путаница: добрые герои ее стали злыми, а злые, наоборот, добрыми. Интересно, что же произойдет? (Дети сочиняют сказку-перевертыш.)
  • — А теперь надо оживить наши иллюстрации, давайте подберем каждой из них определенный цвет. Какое чувство каждая иллюстрация у вас вызывает? (Дети подбирают цвет к иллюстрациям в соответствии с чувствами.)
  • 3. — В любой сказке добро всегда побеждает зло. А вы, добрые волшебники, тоже можете сделать чудо для своих младших братьев и сестер.
  • — Как зовут их, как вы заботитесь о них? Как вы утешаете их, когда они чем-либо расстроены? А хотите ли вы узнать, как Карлсон успокоил малышку?

«Вдруг где-то поблизости раздался громкий плач грудного младенца. Малыш еще раньше слышал, что кто-то плакал, но потом плач прекратился. Видимо, ребенок на время успокоился, а сейчас снова принялся кричать. Крик доносился из ближайшей мансарды и звучал жалостно и одиноко.

  • — Бедная малютка! — сказал Малыш. — Может быть, у нее болит живот.
  • — Это мы сейчас выясним, — отозвался Карлсон… Он подошел к кроватке, в которой лежал ребенок, и пощекотал его под подбородком своим толстеньким указательным пальцем.
  • — Плюти-плюти-плют! — сказал он шаловливо, затем, обернувшись к Малышу, объяснил: — Так всегда говорят грудным детям, когда они плачут.

Младенец от изумления на мгновение затих, но тут же разревелся с новой силой.

  • — Плюти-нлюти-нлют! -повторил Карлсон… Но закончить ему не удалюсь, так как ребенок опять заплакал.
  • — Плюти-плюти-шпот! — раздраженно прорычал Карлсон и стал трясти девочку. — Слышишь, что я тебе говорю? Плюти-плюти-шпот! Понятно?

Но девочка орала во всю глотку, и Малыш протянул к ней руки.

  • — Дай-ка я ее возьму, — сказал он…
  • — Не плачь, маленькая! -сказал Малыш. — Ты ведь такая милая…

Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей беззубой улыбкой и что-то тихонько залепетала".

  • — Какие же слова утешения использовал Карлсон?
  • — Вспомните, как утешал малыша Данилка? (Он стал вместе с ребенком петь песню, для того чтобы его отвлечь.)
  • — А у вас есть любимая песня?
  • — Успокоить можно не только песней, но и при помощи рисунка. Дети, попробуйте после нашей встречи нарисовать такой рисунок, глядя на который было бы весело не только вам, но и вашим родным.
  • 3. Фея: — Вот и подошла к концу наша встреча. Давайте с вами отдохнем. (Предлагает игру «Каждый спит».)

Фея произносит:

На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит, Тот не двигаясь идет, Тот стоит, раскрывши рот.

(В.А. Жуковский) Фея подходит к фигурам детей, застывшим в разных позах. Она пытается их разбудить, беря за руки, Фея прощается с детьми.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой