Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закономерности процесса самоорганизации семьи заключаются в том, что, во-первых, в самоорганизованной семье, как правило, дети вырастают уверенными, активными и жизнестойкими, способные противостоять жизненным испытаниям, способными к самореализации и самосовершенстованию. Во-вторых, сами дети, став взрослыми, передают эстафету творческого преобразования жизни своим детям, идет социальное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Взаимодействие школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков как социально-педагогическая проблема
    • 1. Сущность и особенности процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков
    • 2. Ведущие тенденции развития практики взаимодействия школы и религиозных организаций в работе с подростками
    • 3. Теоретическое обоснование процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков
  • ГЛАВА 2. Социально-педагогические условия эффективности взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков
    • 1. Совершенствование содержания совместной образовательной деятельности школы и религиозных организаций
    • 2. Внедрение современных технологий совместной деятельности школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков
    • 3. Вариативность организационных форм взаимодействия школы и религиозных организаций в воспитательной работе с подростками

Взаимодействие общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глубинные деформации экономики страны, кризисные явления духовной жизни усилили тенденции трудноразрешимых социальных проблем в подростковой среде, что вызвало потребность в активизации согласованной социально-воспитательной деятельности всех институтов государства и общества.

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена рядом причин.

Во-первых, тенденциями развития современного общества, его ориентаци-Ф ей на открытость, интеграцию, демократизацию отношений, объединение усилий всех субъектов социума на решение задач, способствующих развитию цивилизованного гражданского общества.

Во-вторых, современными социально-экономическими процессами, которые требуют от подрастающего поколения — детей, подростков, юношестваумения выстраивать свои взаимоотношения в условиях разных укладов жизни, конфессиональных нюансов, культурных традиций, социального диалога.

В-третьих, экономическими преобразованиями в стране, изменившимся характером социального заказа к институтам социализации молодого поколения, требованиям к ним обеспечить жизненное, профессиональное, личностное самоопределение, мобильность в условиях многообразия мнений и укладов жизни.

В-четвертых, изменившейся социальной реальностью: ослаблением норм социального контроля, разрыва связей между поколениями, опасностью маргинализации определенной части молодежи, ранней ее алкоголизацией и наркотизацией, ростом бездуховности свободного времяпрепровождения, пассивностью, потребительством,.

Л' с одной стороны, и с другой, — усилением влияния различных религиозных конфессий на духовно-нравственное воспитание молодежи, внесением определенных корректив в содержание социализирующей функции современной общеобразовательной школы.

Светское образование и религиозные организации сосуществуют в одном социальном пространстве, что объективно ставит их в ситуацию диалога (полилога).

С конца 80-х годов XX века ситуация во взаимоотношениях светских и г-' религиозных социальных институтов стала радикально меняться в контексте установления равноправного взаимодействия в формировании духовно-нравственного облика подрастающего поколения, их здорового образа жизни.

Религия предлагает свои ориентиры в личных и общественных вопросах, опираясь на проверенные веками гуманистические принципы человеческого общежития.

Взаимодействие религиозных организаций и государственных, муниципальных образовательных учреждений обусловлено насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. В то же время необходимо определить оптимальные формы взаимодействия светского и религиозного воспитания и образования с целью формирования здорового образа жизни подростков и допустимые границы религиозного вмешательства в образовательный ц процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях.

В контексте изучения проблемы формирования здорового образа жизни подростков в изменяющейся социокультурной среде особый интерес представляют работы философов А. О. Ключарева, В. П. Кожевникова, педагогов A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинского, психологов П. П. Блонского, JI.C. Выготского, Д. Б. Эльконина, социологов И. Б. Назарова, А. П. Платонова, медиков И. П. Павлова, В. П. Кащенко, религиозных философов H.A. Бердяева, В. В. Зеньковского, богословов А. Мешкова, А. Кураева и др. ^ Проведенный в ходе исследования социально-педагогический анализ работ, посвященных проблеме формирования здорового образа жизни, позволил выделить три подхода:

— социологический, рассматривающий развитие проблемы образа жизни детей и подростков в контексте теорий и принципов социальных отношений, представителями которого являются отечественные ученые В. Г. Афанасьев, И. С. Кон, Г. Г. Силласте, А. И. Антонов, С. Н. Щеглова, зарубежные социологи П. Бюхнер, Г. Г. Крюгер, М. Дюбуа, Н. Стефанов;

— социально-педагогический, отражающий проблемы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий в области социально-педагогической работы с детьми, подростками и семьями, представителями которого являются С. А. Рачинский, С. Т. Шацкий, а также современные педагоги В. Г. Бочарова, М. П. Гурьянова, H.A. Катаева, В. Т. Лисовский, JI.B. Баль, C.B. Барканов и др.- ц — психологический, рассматривающий развитие личности в свете новейших концепций психического здоровья, — В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Б. С. Братусь, В. Я. Дорфман, Д. А. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн.

Напрямую относится к проблемам формирования здорового образа жизни ряд важнейших сторон жизнедеятельности религиозных организаций. В религиозных догмах христиан, мусульман, иудеев, индуистов получили закрепление выработанные веками наиболее рациональные правила поведения, общечеловещ ческие ценности, регулирующие общественную жизнь людей. Религия играет значительную социокультурную роль, отвечающую общим закономерностям развития человечества.

Вместе с тем взаимодействие между светской школой и религиозными организациями является внутренне противоречивым процессом.

Анализ научно-педагогической литературы и социально-педагогической практики по исследуемой проблеме позволил выделить ряд противоречий, сдерживающих усилия школы и религиозных организаций в решении проблемы.

А' формирования здорового образа жизни подростков. Это противоречия между:

— готовностью религиозных организаций к взаимодействию со светскими образовательными учреждениями и отсутствием сложившихся традиций, форм, методов такого сотрудничества;

— изменившимися социально-политическими условиями, способствующими взаимодействию различных религиозных конфессий с общеобразовательными учреждениями и психологической и организационной неготовностью последних к такому взаимодействию;

— возможностями религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и организационным и методическим наполнением условий для их реализации в процессе совместной деятельности с общеобразовательной школой.

Одним из направлений разрешения этих противоречий в период модернизации светской школы является изучение практики реализации идей здорового образа жизни подростков и научно-методическое ее обеспечение эффективными средствами взаимодействия школы и религиозных организаций.

Теоретическая неразработанность обозначенной проблемы, ее актуальность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Взаимодействие школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков».

Объект исследования: совместная деятельность школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

Предмет исследования: процесс взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков в условиях модернизации общего среднего образования.

Цель исследования: определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

Гипотеза исследования. Процесс взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков может быть эффективным, если он предусматривает:

— целевую ориентацию общеобразовательной школы, семьи, других социальных институтов и религиозных организаций на взаимодействие в формировании нравственного и физического здоровья подрастающего поколения;

— обновление содержания духовно-нравственного воспитания в изменившейся социокультурной ситуации на основе сотрудничества школы и религиозных структур;

— открытость школы, других светских образовательных институтов для их межинституционального взаимодействия, развития партнерских отношений с религиозными организациями;

— стимулирование воспитательного потенциала социума средствами школы и религиозных организаций с целью создания благоприятных условий для формирования здорового образа жизни подростков.

В соответствии с предметом, целью, гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить историко-педагогические предпосылки взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков и тенденции развития процесса в современных условиях.

2. Определить теоретические положения концепции процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

3. Обосновать содержание и технологии сотрудничества школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

4. Разработать научно-методические рекомендации в адрес общеобразовательных учреждений и религиозных организаций, направленные на их взаимодействие с целью формирования здорового образа жизни подростков.

Методологическую основу исследования составили важнейшие положения отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов, психологов и физиологов о единстве деятельности и сознания, о развитии сознания личности в деятельностио роли социальной среды (социума) в развитии личностио значении совместных воздействий в развитии ценностно-смысловой сферы личности и формировании ее поведения.

Теоретическую базу составили концептуальные социально-педагогические, психологические, медико-социальные положения о здоровом образе жизни, изложенные в трудах A.C. Макаренко, И. П. Павлова, В.А. Сухомлинско-го, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, Д. Б. Эльконина.

Особую значимость для настоящего исследования составили труды ученых, внесших вклад в разработку социально-педагогической теории и личностно ориентированного подхода в воспитании (С.А. Беличева, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, М. П. Гурьянова, A.B. Мудрик, М. М. Плоткин, Г. Н. Филонов, Т.Ф. Яр-кина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки рабочих гипотез использовался комплекс методов исследования: общетеоретических (теоретический анализ научных и литературных источников, сравнительный анализ, синтез научных теорий и идей, обобщение, операции с понятиями) — историко-педагогических (ретроспективный анализ взаимодействия школы и религиозных организаций) — социально-педагогических и социологических (опросы общественного мнения, анкетирование, тестирование, диспуты и обсуждения) — общепедагогических (педагогическое наблюдение, в том числе включенное, опытно-экспериментальная работа, диагностика, беседа, метод экспертных оценок).

Этапы исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 11 лет и включало четыре этапа:

I этап (1983;1998 гг.). Изучены философские, педагогические, медицинские, психологические и религиозные источники по вопросам здорового образа жизни, проведен социально-педагогический анализ научно-методических, нормативных документов по проблемам взаимодействия школы и религиозных организацийисследована специфика взаимодействия образовательных учреждений и церкви в условиях активизации институтов гражданского общества.

II этап (1999;2001 гг.). Разработана программа исследованияосуществлена опытно-экспериментальная работа по совершенствованию содержания и форм взаимодействия общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков.

III этап (2001;2003 гг.). Обоснована концепция взаимодействия общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростковподведены итоги опытно-экспериментальной работы по ее апробации на базе учреждений образования, религиозных организаций и учрежденийпроведен сравнительный анализ участия различных конфессий в социально-педагогической работе в подростковой среде.

IV этап (2003;2005 гг.). Проведены теоретическое обобщение полученных данных в процессе опытно-экспериментального исследования, осуществлен их качественный и количественный анализуточнены теоретические выводы, обоснованы результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работыоформлена диссертационная работа.

База исследования. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ № 12, № 18, № 50, лицея № 3, Первой гимназии г. Оренбурга, общеобразовательной школы № 2 г. Абдулино Оренбургской обл., Православной гимназии имени святого Иоанна Кронштадтского г. Оренбурга, являющейся средним общеобразовательным нетиповым учебным учреждением в составе епархиальной системы религиозного образования, обители милосердия в пос. Саракташ.

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 100 специалистов об* преобразовательных школ и 40 представителей религиозных организаций, 84 семьи учащихся, 680 подростков, включая учащихся из различных категорий семей VI-XI классов общеобразовательных школ, гимназий.

Научная новизна и теоретическая значимость. Определены сущность и особенности взаимодействия школы и религиозных организаций, обоснованы теоретические подходы, составляющие концепцию этого процесса (открытость и ориентация школы на государственно-общественный подход и социальное партнерство с религиозными организациями в едином культурном и образовательном социумекомпетентное и корректное влияние педагогического сооб-* щества на процесс взаимодействия светских социальных институтов — особенно семьи — с религиозными структурами в поликонфессиональном пространствеинтеграция знаний по духовной культуре в учебно-воспитательную деятельность общеобразовательной школыпреемственность и непрерывность совместной деятельности школы и религиозных организаций по формированию здорового образа жизни подростков на основе единых воспитательных целей, задач и реализации специфического потенциала светских и религиозных институтов обществаучет региональных особенностей в процессе взаимодействия образовательных учреждений и религиозных организаций и др.).

Выявлены историко-педагогические предпосылки и тенденции развития современного процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в воспитании подрастающего поколения (возросшие масштабы религиозного образованияинтенсивный поиск эффективных форм взаимодействия светских образовательных учреждений и религиозных структур с целью формирования здорового образа жизни подростковактивное проникновение религии в современное образовательное пространствоактивизация практической деятельности различных религиозных организацийболее широкое приобщение к религии взрослого населения и особенно подрастающего поколениявозрастание авторитета религии на селевосстановление культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения подрастающего поколенияустановление партнерских отношений между школой, религиозными организациями и другими заинтересованными социальными институтами).

Уточнено содержание понятий «взаимодействие школы и религиозных организаций», «здоровый образ жизни подростка» (с позиций философского, социально-педагогического, психологического, медицинского, а также религиозного подходов).

Обоснованы социально-педагогические условия эффективности взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков (востребованность, готовность и компетентность образовательных учреждений в развитии партнерских отношений с религиозными структурамивариативность педагогических подходов в содержании, технологиях и организационных формах сотрудничества школы и религиозных организаций по формированию здорового образа жизни подростков).

Практическая значимость исследования. Определены пути совершенствования содержания совместной образовательной деятельности школы и религиозных организаций на основе социального партнерства в реализации образовательно-воспитательных целей и задач, формировании здорового образа жизни подростков.

Разработаны и на региональном уровне апробированы современные технологии формирования здорового образа жизни подростков (метод проектов, «обучение в сотрудничестве», разноуровневое обучение и др.).

Представлены вариативные формы взаимодействия школы и религиозных организаций в воспитательной работе с подростками, учитывающие специфику действующих в регионе религиозных конфессий.

Разработаны научно-методические рекомендации по взаимодействию общеобразовательных учреждений и религиозных организаций с целью формирования здорового образа жизни подростков.

Разработан и апробирован (на базе философского факультета Оренбургско го государственного университета) курс лекций по исследуемой проблеме.

Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования по реализации системы взаимодействия школы и религиозных организаций могут широко использоваться в формировании новой парадигмы общего среднего образования в вопросах межинституционального сотрудничества в поликонфессиональном образовательном пространстве, применяться в общеобразовательной практике.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными мировоззренческими и научно-педагогическими позициями, основанными на применении комплекса методов исследования, адекватных природе исследуемого объектадлительностью практической работы в данном направлениисопоставлением выводов с ведущими положениями научно-исследовательских работ по проблемам взаимодействия школы с различными социальными институтами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на широкой опытной базе различного типа учреждений системы общего среднего образования и религиозных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области, включая конфессиональные образовательные учреждения.

Материалы использовались в научных докладах и сообщениях на семинарах для специалистов сферы образования и религиозных структур, конференциях гг. Москвы (2002;2005 гг.), Оренбурга (2000;2004 гг.), Самары (2004 г.), Якутска (2003 г.), общероссийских семинарах работников образования, социальной сферы и религии, на региональных проблемных семинарах и совещаниях педагогов, медиков, представителей религиозных организаций, а также в Московском городском психолого-педагогическом университете в 2000;2004 гг.

Апробация результатов осуществлялась через публикации автора, включение исследовательских материалов и выводов в доклады и выступления на научно-практических конференциях, при осуществлении руководства дипломными проектами студентов Оренбургского государственного аграрного университета, гуманитарных вузов гг. Москвы и Самары, при составлении учебных программ спецкурсов и программ практики студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В основе содержания взаимодействия общеобразовательной школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения лежит актуализация нравственных ценностей, установка на физическое, социальное и духовное благополучие в реализации целей и задач учебно-воспитательного процесса, а также потребностей, жизненных целей и перспектив самих подростков.

2. Приоритетным направлением взаимодействия школы и религиозных организаций является интеграция знаний о духовной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений в процессе формирования здорового образа жизни подростков.

3. Формирование здорового образа жизни подростка носит непрерывный характер, включает многообразие методов социально-педагогического взаимодействия школы, семьи, средств массовой информации, социальных учреждений, детских и молодежных объединений с религиозными организациями.

4. Совершенствование партнерских отношений школы и религиозных организаций, внедрение инновационных технологий совместной деятельности, развитие организационных форм в воспитательной работе с подростками выступают важными социально-педагогическими факторами, влияющими на формирование здорового образа жизни подростка.

5. Процесс взаимодействия в формировании здорового образа жизни подростка обеспечивается вариативностью педагогических подходов в сотрудничестве школы и религиозных организаций, возможностью выбора педагогических систем формирования его образа жизни, социокультурной открытостью образо-рательно-воспитательного процесса и степенью акцентуации в нем здорового образа жизни, отношением учащихся и их родителей к содержанию и формам процесса взаимодействия социальных институтов по проблемам здорового образа жизни учащихся.

Личное участие соискателя в получении результатов исследования состоит в теоретической разработке идей и основных положений концепции, в непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы на базе общеобразовательных школ и религиозных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области.

Заключение

.

Существующая сегодня педагогическая практика показывает недостаточность опыта, которым располагают воспитатели при работе с подростками. Подростковый возраст исследуется и характеризуется в аспекте двух периодов социализации человека: 1) как граница детства- 2) как граница взросления. Это предполагает, завершение физического (в частности полового) созревания и достижение социальной зрелости. Переходный период проходит в конкретной социокультурной среде, подросток находится под влиянием общепринятых и специфических (семейных, групповых, этнических, конфессиональных и др.) культурных норм и ценностей.

Только в контексте социальных норм и ценностей может быть определено здоровье личности. Адаптированность личности, как показатель здоровья, определяется ее способностью ориентироваться в том социокультурном пространстве, в котором заданы изначальные условия социального бытия человека, принципиально отличные от естественных (биологических) условий. Основным критерием здоровья становится производительность (продуктивность) человека, степень его вовлеченности в глобальные процессы освоения природного и социального окружения.

Здоровый образ жизни подростка проявляется в виде: адекватной возрасту информированности по вопросам здоровьяпозитивной мотивации к достижению оптимального физического, психического и духовного развитияпотребностей в реализации личностного потенциала- «здоровых», творческих интересов личности к себе и к окружающему мирусоответствующих поведенческих установоквысокой социальной активности и адаптивности к изменяющимся жизненным условиям. Определяется способностью обеспечивать восстановление и сохранение субъективных ощущений позитивного самочувствия в процессе личностного роста и непрерывного взаимодействия с окружающей средой.

Одна из главных задач современного образования, реализуемая в школах и высших учебных заведениях: разумное сочетание в воспитании национально.

123 го, религиозного и общечеловеческого в формировании духовно-нравственного облика личности ученика. Это требует усилий семьи, школы и общественных организаций, в нравственном воспитании подрастающего поколения, в поликонфессиональном пространстве. Образование нельзя считать адекватным современной ситуации, если оно не учит решать проблемы культурного разнообразия.

Образовательное учреждение постепенно сосредотачивает свои обязанности в рамках социально-педагогической функции. Таким образом, выступая в качестве равноправного партнера с другими социальными институтами, образовательное учреждение, как открытый социально-педагогический институт, выполняет в воспитании и образовании функцию педагогического обеспечения, придавая деятельности всех участников воспитательного процесса педагогически направленный характер, устраняя разобщенность в деятельности воспитателей, прежде всего, на личностном уровне.

Светское образование и религиозные организации сосуществуют в одном и том же социальном пространстве, это обстоятельство объективно ставит их в ситуацию диалога (полилога), возможного лишь в практике взаимодействия.

Исследование позволило определить ряд ведущих тенденций развития практики их взаимодействия, суть которых заключается в следующем:

В последние десятилетия XX века в России значительно возросли масштабы религиозного образования. Поэтому для общеобразовательной школы стала актуальной проблема социальной адаптации личности ребенка в поликонфессиональном социуме.

В настоящее время религия все больше проникает в современное образовательное пространство. Актуальность взаимодействия религиозных организаций и государственных, муниципальных образовательных учреждений обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в тенденции восстановления культуросообразности россий.

124 ского образования, духовно-нравственных основ обучения подрастающего поколения в нашей стране.

Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском эффективных форм взаимодействия с различными социальными институтами с целью преодоления сложившихся негативных тенденций. Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования.

Активируют свою деятельность различные, религиозные организации, как существовавшие в стране на протяжении длительного времени, так и относящиеся к «нетрадиционным» религиям.

К началу XXI века сеть религиозных организаций на территории РФ необычайно расширилась, значительно возросло их влияние на сознание и мировоззрение населения, происходит «религиизация», то есть расширение влияния Церкви и религии на сознание и поведение населения, расширяется его религиозность.

Начавшаяся неоконфессионализация подразумевает более широкое, чем в советские времена приобщение или манифестацию приобщения к религии, и характеризуется двумя тенденциями: 1) деатеизацией взрослого населения и 2) приобщением к религиозной вере подрастающего поколения.

Исходные позиции у взрослых и подростков существенно отличаются. Формирование религиозности подростков, то есть приобщение к религии, начинается как бы с «tabula rasa» (чистый лист).

Особенно активная деятельность религиозных организаций развернулась на селе, этому способствовали основные факторы, сдерживающие реформирование села: передел власти и собственности, политизация системы хозяйствованияне адекватные требованиям развития экономики законы, нормы и правила, регулирующие хозяйственную деятельностьотсутствие реформ по демократа* зации институциональной, правовой, политической системвысокие издержки вхождения в рынок и продолжения экономической деятельности и другие.

Актуальность взаимодействия религиозных организаций и государственных, муниципальных образовательных учреждений обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в тенденции восстановления кулътуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения подрастающего поколения в нашей стране. В этих условиях наблюдается возрастание роли религиозного фактора в формировании личности подростка.

Школа и религиозные организации выступают в качестве равноправных партнеров с другими социальными институтами, предавая деятельности всех участников воспитательного процесса педагогически направленный характер, устраняя разобщенность в деятельности воспитателей, прежде всего, на лично* стном уровне. С конца прошлого века ситуация во взаимоотношениях светских и религиозных социальных институтов стала радикально меняться в пользу установления равноправного взаимодействия.

В результате анализа тенденций развития практики взаимодействия школы и религиозных организаций, в частности исследования роли и места религиозного фактора, была сформирована социально-педагогическая концепция взаимодействия школы и религиозных оргаизаций в формировании здорового образа жизни подростков.

Важнейшим условием взаимодействия школы и религиозных организаций является построение системы взаимодействий образовательного учреждения и других социальных институтов (прежде всего семьи, детских и молодежных движений) по использованию духовного потенциала религии (религиозных организаций). В этом плане школа проводит просветительскую, разъяснительную работу с адептами тех или иных религий по направлению (ориентации) воспитательных возможностей религиозных организаций на создание благоприятных условий в семье для развития детей (использования воспитательного потенциала.

126 религиозных организаций в социализации детей через духовное обогащение самих социальных институтов: семьи, молодежных объединений, клубов, центров здоровья и т. д.).

Содержание процесса формирования здорового образа жизни подростков включает в себя развитие интереса к собственному здоровью, систематическое расширение знаний, умений и навыков здорового образа жизниформирование осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких и адекватного поведения, здоровых разносторонних интересов и потребностейстимулов и мотивов к соблюдению норм и правил личной и общественной гигиеныформирование качеств здоровой личности: ответственность, независимость и самостоятельность в суждениях и действиях, нравственность, интеллектуаль-^ ность и т. д.

Процесс взаимодействия общеобразовательной школы и религиозных организаций имеет три привлекательные стороны: во-первых, в нем осуществляется взаимное информирование о воспитательных возможностях каждого из социальных институтовво вторых, идет согласование усилий школы и религиозных организаций в отношении целесообразных действий по работе в детско-юношеской средев-третьих, осуществляются совместные мероприятия, непо-^ средственно влияющие на формирование здорового образа жизни подростков, на основе социально-педагогической концепции их совместной деятельности.

Анализ и обобщение информации о тенденциях развития социокультурной ситуации, социально-педагогической деятельности религиозных организаций, об их позициях по основным проблемам формирования здорового образа жизни подростков, позволили выделить ряд основных условий эффективного взаимодействия: развитие личности старшеклассника, своего рода проектирование его личностных качествразвитие и внедрение личностно-ориентированных Т технологий в процесс взаимодействия школы и религиозных организацийразработка и реализация совместных учебно-воспитательных программразработка и реализация программ профессиональной подготовки и переподготовки кадровстимулирование воспитательного потенциала социума как средство формирования здорового образа жизни подростковсовершенствование содержания.

127 общего и профессионального образования в направлении обеспечения здорового образа жизни подростков.

Необходимо координировать социально-педагогическое воздействие различных социальных институтов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования и внеучебных организаций (медицинских, правовых, религиозных, общественных и т. д.), направленных на решение следующих задач: 1) объединение усилий педагогов, родителей общественных и государственных организаций, негосударственных структур в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения- 2) организация оптимального режима учебной, трудовой деятельности и отдыха учащихсяпланирование и реализация целостной системы нравственно-этического, духовного и физического воспитания учащихся- 3) формирование осмысленного поведения и чувства ответственности за свое здоровье и здоровье близких.

На формирование здорового образа жизни подростков значительное влияние оказывает самоорганизация семьи: во-первых, в процессе самоорганизации семьи имеет наличие у всех членов семьи внутренней самоорганизованности духа, разума и воли, установки на творческое преобразование себя и окружающего мираво-вторых, исследование выявило значимую связь между уровнем семейной самоорганизации со сплоченностью, ответственностью, семейной мотивацией поведения и нравственной устойчивостью при жизнеобеспечении семьив-третьих, этнопедагогические традиции обеспечения процесса самоорганизации позволяют оптимизировать процесс воспитания детей в семьях, формировать положительные качества личности, помогают становлению навыков нравственной самоорганизациив-четвертых, оптимальность самоорганизующейся воспитательной среды семьи обуславливается: созданием благоприятной среды обитания на основе использования принципа приоритетности прав ребенка, возрождения и укрепления общечеловеческих ценностей и традиций воспитания семьи путем создания здоровой нравственно-психологической атмосферы, атмосферы доверия, доброты и любви как гарантии выживания и успеха в воспитании детей.

Закономерности процесса самоорганизации семьи заключаются в том, что, во-первых, в самоорганизованной семье, как правило, дети вырастают уверенными, активными и жизнестойкими, способные противостоять жизненным испытаниям, способными к самореализации и самосовершенстованию. Во-вторых, сами дети, став взрослыми, передают эстафету творческого преобразования жизни своим детям, идет социальное и духовное наследование лучших семейных и родовых традиций, что в целом укрепляет институт семьи, а значит, общества и государства. Таким образом, самоорганизация семьи является определяющим фактором и условием достижения успеха в семейном воспитании, так как укрепляет и динамизирует семью как воспитывающую среду. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой и религиозными организациями, является содействие повышению эффективности семейного воспитания через улучшение самоорганизации семьи, так как это служит залогом стабильности и укрепления семьи как самоорганизующейся системы формирования личности, т. е., основного института воспитания детей.

Процесс формирования здорового образ жизни проводится в форме запланированных совместных действий школы и религиозных организаций, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время — на предотвращение возможных проблем индивидуального развития старшеклассника. Под социально-педагогическим взаимодействием подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно проводимые действия, направленные на: восстановление и дальнейшее развитие способностей личности к адаптации и усвоению социального опытасохранение и развитие способности к самореализации в окружающей социальной средеформирование устойчивых необратимых характеристик социальной активности, адекватной требованиям социума.

Критерии оценки эффективности процесса взаимодействия школы и религиозных организаций в этой области отражают вариативность педагогических подходов в сотрудничестве школы и церквивозможность выбора педагогических систем формирования образа жизни старшеклассникасоциокультурная открытость образовательно-воспитательного процесса и степень акцентуации в нем здорового образа жизниотношение учащихся и их родителей к содержанию и формам процесса взаимодействия социальных институтов по проблемам здорового образа жизни учащихся.

Работа позволила установить актуальные направления дальнейшего исследования проблемы взаимодействия школы и религиозных организаций в формировании здорового образа жизни подростков. В качестве перспективных направлений исследований могут быть выделены следующие: выявление факторов соответствия деятельности школы и религиозных организаций в соотношении с социальным заказом светского обществасоциально-педагогические основы взаимодействия школы и религиозных организаций по месту жительства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Центры духовной педагогики: от интерната к пансиону // р Дошкольное воспитание. № 2, 1994, — С.6−26.
  2. Авиценна (Абу Али ибн Сина). «Канон врачебной науки». Ташкент 1954.-Кн.1.-с.293.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ. — 1990. — 240 с.
  4. Администрация оренбургской области. Управление по информации и общественным связям «Ориентиры». № 1. июль 2004 г. / под. ред Лихтина А. Н. г. Оренбург.
  5. Алкоголь и здоровье населения России. /Под ред. А. К. Демина. М., 1999.
  6. Альмодовар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: состав-^ ление масштабов анализа // Вопр.социол. № 2, 1992. — С. 106−121.
  7. А.Ф., Жукова М. В., Фролова Е. В. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде // Педагогика № 4, 2004. -С. 21−30
  8. Л.П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Человек. Культура. Здоровье: Я становлюсь старше: Пособие для учащихся 5 кл. М., 1998.
  9. А.И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996−302 с.
  10. М. Психология счастья СПб.: Питер, 2003. — 271 с.
  11. КГ. Церковь и демократическая культура: проблема адапта-г ции и конфликты. // Вопросы философии. 2002. — № 1.
  12. JI.B. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети. М., 2000.
  13. JI.B., Ветрова В. В. Букварь здоровья. М. 2000.
  14. А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. М., 1999.
  15. Барт К Христианская община и гражданская община. // Вопросы философии. -2001. -№ 11.
  16. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. -280 с. *у. 17. Беспалько В. П. Проблемы образовательных стандартов в США и России
  17. Педагогика М.: «Педагогика». 1995. -№ 1. С. 89 — 94.
  18. Бестужев-JIada И. В. История твоих родственников: Разговор с молодым поколением. М., 1988.
  19. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1993.
  20. В.М., Воляник М. Н. Антропогенное загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения Восточного Оренбуржья. Оренбург, УрО-.РАН, 19. Д95.- 128 с.
  21. Большая школьная энциклопедия: 6−11кл. /Сост. П.Кошель. М., Изд-во: «Олма Пресс». 2000. — Т.2. — с.681.
  22. В. Современное православие: тенденции эволюции. Симферополь: «Таврия», 1989. -175 с.
  23. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: SVR — Аргус, 1994
  24. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. М., 1999. -184 с.
  25. Бочарова В. Г Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника. Дисс. на соиск. докт. пед. наук М., 1991.-401 с.
  26. Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. -С.49−146. '27. Брязгунов И. П. Беседы о здоровье школьников. — М., 1992.
  27. В.Г., Бубнова Н. В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учеб. пособие для учащихся 9−11 кл. общеобразоват. учреждений и преподавателей-организаторов курса «ОБЖ». М., 1997.
  28. Ю.Е. Организация управления: словарь справочник. М.: Олма-пресс, 2002. — 544 с.
  29. В. Здоровье и стресс. М., 1992.
  30. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: Эталоны, представления, установки. М.: Изд. центр Академия, 2001. 352 с.
  31. Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М.: Педагогика, 1998. —С. 307−333.т33. Веремчук В. И. «К вопросу о взаимодействии военной службы и религии» // социологические исследования. № 12. 2003. с. 84.
  32. В.В. Уроки психологического здоровья. Серия «Психология развития». М., 2000.
  33. Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-на -Дону: Изд-во PI НУ, 1999. -212 с.
  34. Вопросы православной педагогики: выпуск 1 / Под ред. А.Владимирова. -М.: Общество Радонеж, 1992. 78 с.
  35. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы всероссийской конференции (октябрь 1996, г. Зеленоград) / Под ред. О.С. Газ-мана. М., 1996.
  36. Всемирная энциклопедия: Философия. / Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, Минск: Харвест, 2001. — 1312 с.
  37. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994. -80с.
  38. .З. Социальная педагогика в процессе формирования личности // Теория и практика социальной работы- отечественный и зарубежный опыт. /Под ред. В. Г. Бочаровой, Т. Ф. Яркиной. Т.1. — М.- Тула, 1993.-С.59−72.
  39. .Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: УРАО, 1999. — 208 с.
  40. JI.C. Психология развития как феномен культуры //Избранные психологические труды. М., 1996.
  41. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ- СПб.: Университетская книга, 2000. -456 с.
  42. И.А. Атеизм и религии как феномены культуры и воспитания // Советская педагогика, 9/1991, -С.57−61.
  43. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: «Вища школа», 1986, — 200 с.
  44. В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во: С-П Университета, 1992. 154 с.
  45. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка //Мир психологии и психология в мире, 1995. -№ 3. -С. 2128.
  46. М. Кружок по медико-санитарной подготовке в школе. М., 1989.
  47. Государственный Архив Оренбургской области. Ф.6, оп.18, д. 215, 303, 375.
  48. В.В. «Исторический очерк русской школы». М., 1900.
  49. М.Н. «Религиозность, этничность, государственность.» // Этно-панорама № 3. 2000. с. 5.
  50. .М., Мейроян A.A. Что губит нас. О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. М., 1990.
  51. М.П. Социальная педагогика и социальная работа на селе.- М., 1991.
  52. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М., 1994. С. 111.
  53. Детские праздники в школе, в оздоровительном лагере, дома. Подсказки организаторам детского досуга / Сост. Л. Г. Нешерет. М., 2000.
  54. В.В., Стяжкин В. Д. Наркомании и токсикомании. Д., 1990.
  55. А.И. Церковь и политический процесс в современном мире. // Православие и социальное служение. Н.Новгород. 1997. С. 241 — 242,246.
  56. В.Д., Алексеева Л. С., Плоткин М. М. Основные концептуальные подходы к созданию территориальных центров социальной работы с населением / Семья в России, 1999. — № 1. — С. 146−162.
  57. В.И. Педагогика в системе о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 165 с.
  58. М., Никитин А. Спасибо, не курю. М., 1990.
  59. Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14 «Общие требования к содержанию образования»
  60. А.Ф. Церковь и власть: реалии и перспективы взаимоотношений. // Православие и социальное служение. Н.Новгород. 1997.
  61. В.В. Введение в педагогику // Курс лекций М., 1991.
  62. Ю.А. «Проблемы социального развития молодежи в условиях риска»// Социологические исследования. № 4. 2003. с. 45.
  63. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений. С-Пб. 1898. Т. IX
  64. История религий в России: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Трофимчука. -М.: Издательство РАГС, 2001.-591 с.
  65. В.П. «Современные аспекты адаптации». Новосибирск 1987 г.
  66. Католическая энциклопедия. Т.1. М.: Издательство Францисканцев, 2002. 956 с.
  67. В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. (Кн. для учителя). М.: Просвещение, 1992.
  68. М.В. «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта)». Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. -с.3−5.
  69. Классному руководителю / Под ред. М. И. Рожкова. М., 1999.
  70. Клермонт Фен Корт. Обучение Библии в школе // Частная школа, № 2, 1993, с.111−114.
  71. Ю. «Роль религии в формировании духовных основ общества» / Религия и общество: судьбы людей и народов: Материалы молодежно-студенческой научно-практической конференции. Оренбург., Изд. центр ОГАУ2003.-С. 105.
  72. А. О семейном счастии и христианском воспитании. М.: Политиздат, 1997. -129 с.
  73. В.П. Роль православия в этнической истории. // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997.
  74. Колесов Д. В, Эволюция психики и природа наркотизма М., 1991.
  75. Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы. М., 1989.
  76. Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1984.
  77. Комплексная целевая программа Восточного административного округа Москвы на 1999−2001 г. г. «Образование и здоровье». М., 1999.
  78. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопр.психол. 1997.- № 3. -С.69—78.
  79. Константин (Зайцев), архим. Чудо русской истории.// Церковь о государстве.-М., 1993.
  80. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на преиод до 2005 года // Российская газета 13 сентября 2000 года.
  81. Корчак .Я «Педагогического наследие». М.: Изд-во: Педагогика 1991. -С. 53.
  82. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. Пер. с польского -М.: Полит, издат. 1990. 493 с.
  83. Г. И., Дьяконона И. Н. Резервы нашего организма: Книга для
  84. Е. История моей семьи история моей Родины //Москва, 1995,-№ 5,-С. 147−154.
  85. Г. А., Лебедев С. Д. «Концептуальные модели взаимодействия светской и религиозной культур».// Социологические исследования. № 5. 2004. —с.121.
  86. А. «Красивая смерть» // «Московский комсомолец» 2004. 14−21 января.
  87. C.B. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис, 1997. -288 с.
  88. В.В. «Религия, человеческие ценности и смысл жизни ««./Сборник «Христианство и ислам на рубеже веков». Материалы Всероссийской научно практической конференции. Оренбург 1998.-c.254.
  89. Т.А. «Религия и культура / Сборник «Государственно-церковные отношения в России». М., Изд-во: ОПМТ РАГС 1994 г. с. 211.
  90. С.С. Наша Церковь и наши дети. Гл. 5. Учитель. — М., 1993, с.92−103.
  91. А., диакон. Духовная жизнь это практика // Народное образование, 1995, — № 1, — С.28−33.
  92. А., диакон. Изучаем Библию// Народное образование,-№ 7, 1995, -С.60−67.
  93. Курение или здоровье в России? / Под ред. А. К. Демина. М., 1999. .96. Кутьева JI.B. Исповедь учителя // Педагогика, — № 6,1994, — С.63−68.
  94. B.C., Мартиросян Б. П. «Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия"// «Педагогика», 2004, № 4. -с. 16.
  95. A.A., Лебедева И. В., Жузжанов О.Т."Основа развития общества -инвестиции в здоровье человека» Алматы, 1996. -152 с.
  96. .М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учит. М., 1992.
  97. Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей *и молодежи России: комплексное решение проблемы. 2-е изд., доп. — М.: Планета, 2003. — 64 с.
  98. С.Б. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм. // Вопросы философии. 2001. — № 4.
  99. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей. -Психол. журн. 1992, № 2. — С. 107−116.
  100. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  101. П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991.
  102. . Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  103. Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья: Кн. для молодежи. М, .1990.
  104. А.Н. Сотрудник органов внутренних дел в зерцале православия. // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997. — С. 178,177.
  105. A.C. Сочинение: в 7 т. Т. 4. — М., 1957- т.5. — М., 1958.
  106. М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., Изд-во БЕК 1995.
  107. А.Г. Книга для сыновей и пап. М., 1990.
  108. Материалы девятых международных Рождественских образовательных чтений // Православное образование. № 1. М., 2001. — С. 13−22.
  109. Е. К вопросу о современном понимании духовности // Звезда, 1995, № 8,-C.l71−174.
  110. В.М. Православная вера в педагогическом учении К.Д.Ушинского. М., 1994.
  111. И.В. Религия в школе // Советская педагогика, 12/1990, С.36−42.
  112. Методическое пособие Развитие образовательных учреждений как открытых социально-педагогических институтов / под.ред. В.Г. Бочаровой
  113. Мешков Анатолий, прот. Актуальная жизнь Церкви в социальном служении обществу. // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997. -С.70.
  114. Мир детства: подросток /Под ред. А. Г. Хрипковой М.: Из-во: Педагогика, 1982.-432 с.
  115. C.B., Смирнова Е. В. Поликультурное образовательное про-странство./Под общ. ред. Л. П. Погребняк. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003- С. 4.
  116. С.И., Мозохин Д. С. Самоуправляемая деревня М.: Изд-во «Муниципальная власть», 1999. С.20−21.
  117. О.П. Группа риска. М., 1990.
  118. A.B. Социальная педагогика. М., изд-во «Академия».2002.
  119. М. Духовная культура учителя // Народное образование, Д992, № 7−8, с.56−58.
  120. И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90-е годы) // Социологические исследования № 2003. С. 57.
  121. А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод, пособие. М., 2000.
  122. Е.И. Психофизиология. Учебник. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2003.-с.87.
  123. Новые педагогические технологии / Под ред. Е. С. Полат. М., 1997-
  124. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в школьном образовании / Под ред. Е. С. Полат. М., 1999.
  125. A.A. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. М., Изд-во РАГС. 1994. 4.1. с. 100.
  126. Образование и здоровье. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в системе образования // Администрация Оренбургской области. Управление по информации и общественным связям «Ориентиры» 2004. 1 июль
  127. А. Нужен ли христианам спорт. М.: Даниловский благове-стник, 2002. — 96 с.
  128. С.И. «Словарь русского языка». M., 1988.-е. 187.
  129. Д.В. Психология масс СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  130. Определение Святейшего Синода. // «Оренбургские епархиальные ведомости» 1891. № 13
  131. Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательный учреждений. М., 1997.
  132. Основы религиоведения: Учеб. /Ю.Ф. Боругков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др.- Под ред И. Н. Яблокова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2000. — 480 с.
  133. Основы православного образования в России // Педагогика, 1995, № 3, -С.74−89.
  134. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001.- 128 с.
  135. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Российское пед. агенство, 1996. — 602 с.
  136. В.М. Сельской школе государственную поддержку // «Образование в современной школе», 2000. — № 11 — 12. С. 79 — 81.
  137. Л.Г. Образование родителей и школа. М, 1999.
  138. Н.М. Основы социальной педагогики. С.-Пб., 1997. — 120 с.
  139. Г. В. «Избранные философские произведения». М., 1957. Т.З. -с.362.
  140. А. Русский путь- М. 1999.
  141. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2-х книгах. —М.: Просвещение: Владос, 1996. 630 с.
  142. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в РФ. 2000−2001 годы. // Министерство образования Российской Федерации. М.- 2002 г. с. 89.
  143. Н. На пути к справедливости и примирению. // Оренбургская газета.-25.01.2002.
  144. С. Возрождение традиции. // Оренбургские ведомости. -13.03.2001.
  145. JI.A. Грани духовности // Педагогика, 1/1996, С.40−43.
  146. Посоветуйте, доктор! (Все о здоровом образе жизни и долголетии). М., •2000.
  147. Православная библейская герменевтика в педагогическом наследии
  148. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. C.B. Березина, К. С. Лисецкого М.: Изд-во: Ин-та психотерапии, 2003. — 256 с.
  149. Проблемы профессиональной социализации личности. / по ред. JI.M. Митиной. Кемерово, 1996 — 159 с.
  150. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под науч. ред. И .Я. Лернера и И. И. Журавлева, — М., 1994.
  151. В .В. Зеньковский. Педагогика. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. -222 с.
  152. С.Н. Православный взгляд на цивилизацию и социальное служебные Церкви // Православие и социальное служение. Н.Новгород. 1997.
  153. Рабочая книга социального педагога. Часть II: Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования. / Под ред. Масловой Н. Ф. — Орёл, 1995. —С. 56−88.
  154. В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях— М.: Изд-во РАГС, 1998. 100 с.
  155. Развитие сотрудничества между церковью и государством в сфере образования: опыт костромской епархии. Сборник материалов первых Игнатьевских образовательных чтений. Кострома, 1996. — 83 с.
  156. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. — 775 с.
  157. X. Подростково-юношеский возраст: проблемы становления личности./ Пер. с нем. Г. И. Лойдиной, под ред. Т.А. Гудковой/ М.: Мир, 1994 -319 с.
  158. Е.И. Настольная книга практического психолога М., 1998.
  159. Е.И. Психология человека: Книга для школьников М., 1999.
  160. Рожков М. И, Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса вшколе-М., 2000. *
  161. Свенцицкий Валентин, прот. Диалоги. -М., 1993.
  162. Светова 3. Сентябрь начало церковного новолетия // Семья и школа. -№ 9, 1991, — С.16−18.
  163. И.В. Новые философско-социальные идеи РПЦ в конце XIX -начале XX века. // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997.
  164. Словарь-справочник по социальной работе. / Под. ред. Холостовой Е. И. -М.: «Юрист», 2000. с. 337.
  165. Е.Т. Введение в религиозную психологию: Учебное пособие -Самара. Изд. дом «БАХРАХ -М», 2003. 160 с.
  166. Советский энциклопедический словарь. М., Изд-во «Советская энциклопедия». 1987. -С.216.
  167. Современная дидактика: теория — практике / Под ред. И. Я. Лернера и И. И. Журавлева. М., 1994.
  168. Г. Г., Зуева С. П. Развитие личности школьника и проблемы совершенствования образовательного процесса Кемерово: Кем. обл. ИУУ, 1997.- 63 с.
  169. Социальная защита человека: региональные модели / Под. ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. — М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1995.
  170. Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2001. — 192 с.
  171. Социальное партнерство: Словарь-справочник / Под. ред. Кисилева В. Н.- М.: «Экономика», AT и СО, 1999. -с.192−194.
  172. М. Христианство и свободное конституционное государство. // Вопросы философии. 2001. — № 4.
  173. Л. «Методы воспитания в социальной работе»/ «Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт» Под. ред. Т. Ф. Яркиной, Москва-Тула. Изд-во: АСПиСР РФ, 1993. Т.1. -с 147−157.
  174. Степанов Александр, свящ. Благотворительность в социальной политике РПЦ // Благотворительность в социальной политике России. СПб. 2000. — С. 15.
  175. В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972.
  176. Ю.Б. Срыва можно избежать. М., 1990.
  177. Н.Д. «Психология управления: лекции». М., Изд-во «Гэотар-Мед». 2001.-c.282.
  178. Тележин А. К духовности через народный разум // Диалог, 1996, № 2, -С.65−66.
  179. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М., 1983.
  180. Типовое положение об образовательных учреждениях. М.:000 Из-во ACT, 2003.-284 с.
  181. JI.B. Родное слово в духовном развитии личности // Советская педагогика, № 10, 1990, — С. 105−110.
  182. В. С. Методика диагностики психологического здоровья семьи.- М.: МПГУ. 2001.-82 с.
  183. Требования к знаниям и умениям школьников. Дидактическо-методический анализ //Под ред. А. А. Куднецова.—М., 1987.
  184. Л.П. Путь к здоровью и успеху, М., 2002.• 189. Укрепление здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 4−6 апреля 2000 г.). М., 2000.
  185. КГ. Наркомания: мифы и действительность. М., 1990.
  186. В.Г. Когда нет протестантской этики. // Вопросы философии. -№ 10, 2001. -С.46−53.
  187. H.A. Проблемы взаимоотношения Православия и общества вовзглядах A.C. Хомякова // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997.
  188. Феодоров Владислав, прот. Русская Православная Церковь и государство в постсоветском обществе. //Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях. СПб., 1996. — С. 13 — 14,16, 15.
  189. . А. Государство и Церковь: детерминанты политики. //Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях.-СПб., 1996.
  190. Г. Н. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. — М.: Педагогика, 1998. — 60 с.
  191. Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика, 1996. № 6. — С. 35−40.
  192. С.Л. Некоторые аспекты церковно-государственных отношений в России начала XX века. // Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях. СПб., 1996.
  193. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико-социальные аспекты) / A.B. Мартыненко, Ю. В. Валентик. В. А. Полесский и др. М., 1988.
  194. Фрейд.З. Будущее одной иллюзии. М. 1989. с. 105.
  195. Э. Сумерки богов // Сборник Психоанализ и религия.М.1990.-с.192.
  196. И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. М., Изд-во Гардарики. 2001.-c.ll.
  197. А. Отчет Оренбургского епархиального наблюдателя церковноприходских школ об учебно-воспитательном состоянии церковных школ 'епархии за 1911/1912 уч. год // Оренбургские епархиальные ведомости 1913 № 3.
  198. А.Г., Колесов Д. В. Биология. Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. М., 1996.
  199. Христианство и ислам на рубеже веков, материалы Всероссийской научно-практической конференции /Отв. Ред. Рагузин В. Н. Оренбург: Печатный Дом «Димур», 1998. — 312 с.
  200. ЦушерА.М., Пешришина O. JL, Загорская В. Н и др. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 1997.
  201. В.А., прот. Церковное право. М., 1994. — С. 422.
  202. Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви (1917 1997гг.). — М., .1997. T.IX.-C. 531,547, 551.
  203. Что необходимо знать каждой девочке или доверительные беседы о самом важном / Под ред. А.Грачева. М.: Даниловский благовестник, 2002. — 256 с.
  204. Что необходимо знать каждому мальчику / Под ред. А. Грачева. М.: Даниловский благовестник, 2002. — 224 с.
  205. В.И. «Молодежь как субъект социально-экономической трансформации» // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ№ 15 (103). Молодежь в условиях социально-экономической трансформации общества. М., 1999. с 19.
  206. Ю.Н. Закаливание школьников. М., 1985.
  207. Д.В. Социальное служение религиозных объединений в Российской Федерации. // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997.
  208. А.И. Основы этической культуры: Кн. для учит. М., 1999.
  209. Л.Е. О взаимодействии христианства и общества. // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997.
  210. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1999.
  211. Т. Семейный образ жизни и семья в современных условиях // Вест. социальной работы. М.: Союз, МГСУ, 1994. — С.13−16.
  212. И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика № 4,2004. — С.36−42.
  213. Е. Православная педагогика: Уч. Пособие. М.: Православная педагогика, 2001- 560.
  214. П. Опора семьи в «открытой школе» // Социальная работа, 1993,-№ 2/3,-С.18.
  215. С.А. Досуг школьника. М., 1996.
  216. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М., 1994.
  217. КЗ. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты. М., 1993.
  218. Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной жизни // Школьное воспитание, № 2,1994
  219. .П. Православие и российский менталитет. // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997. — С .79.
  220. A.B. «Рыночная» Россия и эффект религиозной энтропии. //Церковь и государство в русской православной и западной латинской традициях.-СПб., 1996.-С. 145.
  221. Д.Б. Психология игры. М., 1999
  222. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Москва 13−16 августа 2000 года. Сборник докладов и документов М. 2000.
  223. В. Разговор по дороге к Храму // Народное образование, № 5, 2001. — С.54−56.
  224. Cardovascular disease in Canada: Heart and Stroke Foundation of Canada. -Ottawa-1993.
  225. Pophem WJ. A twenty-year Perspectives on Educational Objecti-ves//International Jounal of Educational Research. Vol. 11. No 1., 1987.
  226. David F. Robitaille. Pacific Educational Press, Vancouver, Canada, 1996, c, 35.
  227. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: the Social Organization of Culture Difference/ Ed. by F.Barth. Oslo: Universitetsforlaget, 1969.
  228. Berry J.W. Indtradactions to methodology // handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn and Bacon, 1980. Vol. 2: methodology // ed. by. H.C. Trian-dis, J.W. Berry. P. 1−28.
  229. Fumham A., Bochner S. Culture Shock: psychological reactions to unfamiliar environments. L.N.Y. 1986.
Заполнить форму текущей работой