Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование обучения на основе ЛСОУ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данной теме нам необходим полный рассказ об одном конфликте, наосновании которого мы будем выводить теорию конфликта: основных и не основных участников, причины и повод, виды и стадии, способы разрешения и последствия. В зависимости от уровня возможностей учащихся план теории конфликта им можно представить в готовом виде, сформировать его в совместной беседе, дать задание составить… Читать ещё >

Проектирование обучения на основе ЛСОУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты анкетирования позволяют дифференцировать темы курса по их наполнению опытом и, в соответствии с этим, выстроить обучение предмету (рис. 29.2).

Алгоритм отбора содержания, форм, методов и приемов обучения в зависимости от обеспеченности темы курса ЛСОУ.

Рис 29.2. Алгоритм отбора содержания, форм, методов и приемов обучения в зависимости от обеспеченности темы курса ЛСОУ.

Опорные уроки использования ЛСОУ

Таким образом, на основе результатов анкетирования мы определили, при изучении каких тем и каким образом можно опираться на опыт учеников. По результатам анкетирования школьников можно проранжировать блоки обществоведческого курса по степени их подкрепления опытом. Обычно они распределяются так: социальная психология, социология, духовная культура, право, экономика, политика. Уроки по социальной психологии и социологии целиком строятся на ЛСОУ.

Структура опорного урока использования ЛСОУ имеет свои особенности — он выстраивается в логике «практика — теория — практика». Сначала анализируется, корректируется, систематизируется личный опыт учащихся по изучаемой теме — т. е. практика переходит в теорию. Затем новые практико-теоретические знания должны быть применены для решения актуальных практических задач. В соответствии с такой логикой с каждого опорного урока учащимся задается два домашних задания: первое — на применение полученных знаний на практике; второе — на актуализацию ЛСОУ по следующей теме.

Рассмотрим реализацию технологии на примере изучения темы «Межличностный конфликт» в 7 классе. Учащимся дается предваряющее домашнее задание — вспомнить любой конфликт, участниками которого они были и о котором они могли бы рассказать в классе. Из диагностических анкет мы знаем, насколько часто учащиеся попадают в конфликтные ситуации, с кем и из-за чего они чаще всего конфликтуют. Эта информация позволит учителю отвечать на вопросы за учеников на основе их анкет, если обсуждение на уроке зайдет в тупик.

На уроках в данной технологии учащиеся спрашиваются только по желанию. Нельзя никого принуждать делиться своим личным опытом. Учащихся можно лишь мотивировать к участию в такой работе, тем более, что опираться на личный опыт им будет необходимо при выполнении нескольких видов заданий ЕГЭ по обществознанию. Обычно ответить хотят несколько учеников. В каждом конкретном случае надо выбрать ученика, который ответит наиболее развернуто, будет работать конструктивно, или организовать фронтальную беседу.

В данной теме нам необходим полный рассказ об одном конфликте, наосновании которого мы будем выводить теорию конфликта: основных и не основных участников, причины и повод, виды и стадии, способы разрешения и последствия. В зависимости от уровня возможностей учащихся план теории конфликта им можно представить в готовом виде, сформировать его в совместной беседе, дать задание составить самостоятельно. Каждый пункт теории обсуждается со всеми учащимися, и они дополняют рассказ вариантами из своего опыта. В результате нам надо выйти на все возможные виды причин и участников, способов протекания и разрешения, роль в жизни человека и общества — т. е. на полную теорию конфликта. В процессе обсуждения используются разные приемы. Наиболее продуктивным является прием мозгового штурма, когда ученики свободно предлагают свои варианты, а потом они анализируются — отбрасываются, объединяются, классифицируются.

Сформулированная в результате теория конфликта должна быть применена на практике. Для этого можно дать домашнее задание разработать правила (памятку) но разрешению конфликта. При проверке домашнего задания на уроке из всех памяток выстраивается одна, после чего дается задание применить ее в любое время и написать отчет в свободной форме с обязательным выводом о том, помогла памятка или нет и почему. Это необязательное отсроченное задание, но всегда находятся ученики, которые с радостью его выполняют.

Особенностью опорного «урока использования ЛСОУ» является слияние функций основных модулей урока: в целях мотивации осуществляется знакомство учащихся с результатами диагностики их опыта по данной проблеме; этот опыт является средством выполнения домашнего задания, проверка которого одновременно выполняет функцию изучения нового материала; новое домашнее задание служит закреплению изученного материала в его практическом применении; обогащенный этой деятельностью опыт ученика становится основой для дальнейшего обучения.

Второй особенностью опорных уроков является наличие специфических затруднений как учителей, так и учащихся при их проведении. Прежде всего, они предъявляют особые требования к психологическим и профессиональным качествам учителя. Все многообразие способов обучения обществознанию па основе систематического и полновесного использования социального опыта учащихся доступно учителям с устойчиво-положительным, проектирующим, творческим, воспитательским, коллективистским, демократическим стилями деятельности и педагогического общения, обладающим широким личным социальным опытом. Для учителя такого типа многие вопросы и методы обучения при составлении поурочного планирования могут оставаться вариативными или открытыми, выбираться по ходу проведения урока.

Можно выделить несколько основных рисков осуществления обучения на «уроке использования ЛСОУ». Во-первых, повышенная эмоциональная, энергетическая и интеллектуальная нагрузка на самом уроке по поддержанию конструктивного хода познавательной деятельности, координации познавательных действий различных учеников, педагогической импровизации и т. д. Для разрешения этой проблемы учителю рекомендуется назначать себе двух помощников: одного — со списком оценок; второго — у доски, фиксирующего предлагаемые в классе точки зрения.

Во-вторых, не все учащиеся принадлежат к экстравертному психологическому типу, соответственно, не все расположены делиться своим социальным опытом и обсуждать его в классе. Для этих учащихся учитель должен предусмотреть возможность продолжать познавательную деятельность, но традиционной схеме с обычной системой оценки ее результатов.

В-третьих, для работы в данной технологии не подходит традиционная система оценивания, а администрация требует накопления нужного числа оценок в журнале. Выходом из этого противоречия будет использование накопительной системы оценки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой