Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый этап С2000;2001 гг.) состоял в организационно-методической подготовке экспериментального обучения. На данном этапе изучались и анализировались научные исследования по проблемепроводился анализ содержания обучения будущих педагоговизучался опыт передовой педагогической практики по активизации инновационной деятельности будущих педагоговопределялись возможности обучения инновационной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
    • 1. 1. Социальный заказ на подготовку специалиста к инновационной деятельности
    • 1. 2. Психолого-педагогические аспекты организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
    • 1. 3. Современные подходы к организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
  • Выводы
  • Глава 2. Педагогические средства проектирования процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
    • 2. 1. Моделирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
    • 2. 2. Дидактические условия реализации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
  • Выводы
  • Глава 3. Технология формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
    • 3. 1. Технология организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
    • 3. 2. Методика изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
    • 3. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии
  • Выводы

Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется потребностями педагогической науки и практики в поиске путей совершенствования подготовки педагогических кадров в системе среднего педагогического образования, адекватной новым социально-экономическим условиям развития нашей страны, требованиям модернизации образования в Российской Федерации.

Анализ ситуации и изучение потребностей рынка труда в специалистах со средним педагогическим образованием показали необходимость формирования педагога нового типа: исследователя, проектировщика, разработчика новых технологий образования и воспитания.

Решение данной стратегической задачи требует организации подготовки будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования, как наиболее важной ступени, которая, по-прежнему, готовит весомую долю кадров для образовательной сферы и обеспечивает дальнейшее получение специалистом профессиональных знаний на более высоком уровне, способствуя его профессиональному становлению и формированию инновационного потенциала.

Проблемам совершенствования процесса профессиональной подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования посвящены исследования В. И. Андреева, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, В. Г. Яркова, А. В. Ястребова и др.- среднего педагогического образованияЕ.Г. Вотиновой, Н. А. Каюмовой, Г. К. Омаровой, Е. Н. Поляковой, С. В. Сердюк, JI.H. Трубиной и др. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности отражены в трудах В. Я. Ляудис, JI.C. Подымовой, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Н. Р. Юсуфбековой, О. Г. Хомерики и др. Анализ существующих исследований показал, что вопросы подготовки специалиста к инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования не нашли должного отражения и требуют дополнительного изучения. Особую актуальность приобретает проблема формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования, поскольку готовность к инновационной деятельности, рассматриваемая в рамках данного исследования через овладение будущим педагогом современной методологией педагогического исследования и основами творчества, во многом определяет эффективность профессиональной подготовки специалиста в условиях модернизации образования.

Проблема формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности многоаспектна, но ее решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения основного противоречия: между социальным заказом на подготовку конкурентоспособного специалиста и возможностью его реализовать.

Проведенные исследования и опыт практической работы позволили конкретизировать данное противоречие, рассмотрев его как противоречие между:

— сложившейся системой подготовки педагога в системе среднего педагогического образования и возросшими требованиями к уровню его подготовленностинеобходимостью совершенствования подготовки педагога к инновационной деятельности и недостаточной разработанностью методических основ организации данного процесса.

Разрешение указанных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблема которого может быть сформулирована следующим образом: «Каковы теоретические и методические основы проектирования процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования?».

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация технологии формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.

Объектом исследования является профессиональная подготовка педагога, а его предметом — проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования готовности специалиста к инновационной деятельности будет эффективней, если:

• разработана и внедрена в систему среднего педагогического образования модель формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности, базирующаяся на современных методологических подходах к подготовке специалиста;

• формирование готовности специалиста к инновационной деятельности осуществляется в условиях учебно-исследовательской профессионально-ориентированной среды, обеспечивающей инновационную направленность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения;

• обеспечен на основе специальной технологии непрерывный образовательный процесс с учетом профессиональных задач, решаемых выпускником системы среднего педагогического образования.

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были сформулированы следующие задачи:

• Выявить психолого-педагогические особенности формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.

• Осуществить моделирование процесса формирования готовности будущего педагога на основе системно-функционального анализа его инновационной деятельности.

• Определить дидактические условия реализации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности;

• Разработать технологию формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования;

• Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности спроектированной технологии.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А. П. Беляева, А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов и др.) — принципы дидактики и методики профессиональной подготовки (Б.Г. Ананьев, А. П. Беляева, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер и др.) — дидактические особенности активизации познавательной деятельности обучающихся (В.И. Андреев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.) — методологические основы моделирования подготовки специалиста (А.А. Кирсанов, А. К. Маркова, Е. С. Смирнова, Н. Ф. Талызина и др.) — методология проектирования образовательных систем (З.Д. Жуковская, Н. В. Молоткова, В. Е. Радионов и др.) — теоретические основы педагогических инноваций (К. Ангеловски, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. Я. Ляудис, П. С. Подымова, М. Н. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики, Н. Р. Юсуфбекова и др.).

Существенное значение для проводимого нами исследования имели положения о современной методологии творческой деятельности и развитии творческих личностных качеств педагога (В.И. Андреев, A.M. Матюшкин, Ю. Н. Кулюткин и др.) — об особенностях организации исследовательской деятельности (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, П. Т. Приходько, М. Н. Скаткин и др.) — о формировании готовности специалиста к профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, A.JI. Денисова, Н.К. Со-лопова, Н. В. Молоткова и др.).

В качестве основных методов исследования для решения поставленных задач применялись следующие: теоретико-методологический анализ литературных источниковизучение и обобщение опыта организации педагогического процесса в средней педагогической школеэмпирические методы (наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос) — праксиометрические методы (анализ результатов деятельности студентов) — педагогический экспериментмоделированиепрогнозирование и проектированиестатистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование и опытно-экспериментальная работа проводились в Тамбовском педагогическом училище № 2 с 2000 по 2003 год и охватывали студентов 4 курса. Общее число участников эксперимента 170 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап С2000;2001 гг.) состоял в организационно-методической подготовке экспериментального обучения. На данном этапе изучались и анализировались научные исследования по проблемепроводился анализ содержания обучения будущих педагоговизучался опыт передовой педагогической практики по активизации инновационной деятельности будущих педагоговопределялись возможности обучения инновационной деятельности и конкретизировались подходы к организации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности. Были сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования. Был проанализирован социальный заказ системе среднего педагогического образования на уровень подготовки специалиста в условиях модернизации образования РФ.

На втором этапе (2001;2003 гг.) разрабатывалась модель формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельностиразрабатывалась и апробировалась технология и методика формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — определялись цели и задачи спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — разрабатывалась структура спецкурсаосуществлялся отбор содержания спецкурсаопределялись средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения спецкурсаразрабатывалось программно-методическое обеспечение спецкурсапроводился констатирующий и формирующий эксперимент, осуществлялся анализ промежуточных результатов.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности спроектированной технологииуточнялись и детализировались особенности организации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности, совершенствовалась технология ее организацииосуществлялась систематизация, обобщение и статистическая обработка экспериментальных данных, формулировались окончательные выводы по исследованию. Завершено оформление диссертационной работы.

Научная новнзна н теоретическая значимость исследования заключается в:

• обосновании необходимости и целесообразности формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях среднего педагогического образования с учетом реализации как общих методологических подходов, лежащих в основе профессионального образования (личностно-деятельностный и системно-целостный), так и специальных методологических подходов (аксиологический, синергетический, рефлексивный, социально-психологический, креативный, компетентностный), определяющих психолого-педагогические особенности организации данного процесса;

• разработке модели формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования, базирующейся на принципах целостности, системности, открытости, динамичности, самоактуализации, полифункциональностиориентированной на адаптацию студента к реалиям современного образования и инновационной профессиональной деятельности;

• определении дидактических условий реализации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования;

• теоретическом обосновании и разработке технологии формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в рамках изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», обеспечивающей инновационную позицию будущего педагога в процессе овладения им современной методологии педагогического исследования и направленной на формирование инновационного видения профессиональной деятельности с учетом тенденций модернизации образования в РФ и сложившихся социально-экономических условий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная технология организации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» внедрена в практику работы Тамбовского педагогического училища № 2, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова и обеспечивает:

• активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»;

• формирование готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в профессиональной сфере;

• адаптацию будущего специалиста к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях.

Разработанный учебно-методический комплекс, включающий: учебную программу к спецкурсу «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — учебное пособиеметодические рекомендации к оформлению курсовых работвопросы для проведения промежуточного и итогового контроля знаний позволяет обеспечить более высокую эффективность обучения и уровень готовности выпускников к инновационной деятельности и может быть использован при организации элективных курсов в профильной школе.

На защиту выносятся:

1.Модель формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.

2.Дидактические условия реализации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.

3.Технология формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

Апробация и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в программе и тематическом плане к спецкурсу «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», в учебно-методическом пособии, в методических рекомендациях к оформлению курсовых работ, научных публикациях и докладах. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета (20 002 004 г.), на VII и VIII межвузовских научных конференциях в ТГУ им. Державина (2002;2003 г.), на VII Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» в Краснодаре, на III международной конференции «Актуальные проблемы современной науки» в Самаре (2002 г.), на Ш Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства» в Нижнем Новгороде (2002 г.), на IV научно-практической конференции «Тенденции, проблемы и направления развития информатизации образования в регионе» в Тамбове (2002 г.), на V международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» в Сочи (2003 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы преемственности в системе непрерывного педагогического образования в условиях его модернизации» в Тамбове (2003 г.).

Результаты исследования внедрены в организационно-образовательный процесс Тамбовского педагогического училища № 2, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова.

По теме исследования опубликовано 14 работ общим объемом 7,94 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка основной используемой литературы и приложений.

Выводы.

Спроектированная технология формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования представляет собой доведенную до практического применения модель готовности специалиста к инновационной деятельности.

Особенностью данной технологии является сближение структур учебной, профессиональной и инновационной деятельности с целью формирования у студентов специальных знаний, умений и навыков решения профессионально-ориентированных учебно-исследовательских задач.

Практическая реализация технологии формирования готовности специалиста к инновационной деятельности осуществлена в рамках спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

Готовность будущих специалистов к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» имеет качественно различные состояния, соответствующие различным уровням готовности. В связи с этим, нами выделены этапы изучения спецкурса, последовательное прохождение которых обеспечивает формирование заданного уровня готовности будущего педагога к инновационной деятельности:

I. Диагностический (изучение и оценка уровня исследовательских возможностей студентов, уровня их познавательного интереса к инновационной деятельности и новому спецкурсу с помощью тестов на определение «чувствительности к проблемам», самооценки способностей к исследовательской деятельности и др.).

II. Вводный (объяснение цели и задач спецкурса как средства подготовки к инновационной деятельности, в частности, к курсовой и научно-исследовательской работе).

Ш. Собственно спецкурс «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», который включает три уровня, соответствующие уровням освоения студентами исследовательской деятельности.

1У.Заключительный (Научно-практическая конференции и защита учебно-исследовательских проектов, курсовых и научно-исследовательских работ).

Методика формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса базируется на основных положениях спроектированной нами технологии в соответствии с адекватным подходом к организации подготовки педагога к инновационной деятельности на каждом этапе обучения в зависимости от поставленных целей и задач.

Практическая реализация авторской методики потребовала разработки учебно-методического комплекса, включающего: учебную программу к спецкурсу «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — учебное пособие «Основы учебно-исследовательской деятельности», разработанное в дополнение к спецкурсуметодические рекомендации к оформлению курсовых работвопросы для проведения промежуточного и итогового контроля знаний.

Эффективность процесса формирования готовности к инновационной деятельности при изучении спецкурса обеспечивается методической целесообразностью использования активных методов, форм обучения, инновационного инструментария (ДМИ).

Педагогический эксперимент, организованный и проведенный нами, подтвердил эффективность спроектированной технологии и показал, что данная технология и авторская методика способствуют формированию готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. С учетом глобализации информационных процессов, появлением стандартов повышенного уровня, обновления содержания образования, изменений отношения личности к образованию в целом проблема формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования выступает как новая актуальная тема исследования.

2. Эффективность процесса формирования готовности будущих специалистов к инновационной деятельности обеспечивается посредством реализации современных 'подходов к ее организации: личностно-деятельностного, системно-целостного подходов, аксиологического, синергетического, рефлексивного, социально-психологического, креативного (индивидуально-творческий), компетентностного.

3. В соответствии с выделенными подходами, особенностями инновационной деятельности будущего педагога, содержанием мотивационной, когнитивной, операциональной, эмоционально-волевой компонент готовности, а также квалификационными требованиями государственного образовательного стандарта повышенного уровня для среднего педагогического образования предложена модель формирования готовности специалиста к инновационной деятельности, нацеленная на освоение современной методологии, методов и средств исследовательской деятельности.

4. Определены дидактические условия реализации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности, которые включают: а) Специальную организацию учебно-исследовательской профессионально-ориентированной среды обучения, реализующей целевой компонент, направленный на решение вопросов, связанных с особенностями подготовки педагогов к инновационной деятельности, которая предполагает:

• системную разработку методических принципов, обеспечивающих эффективную реализацию процесса формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности;

• направленность на активизацию инновационной деятельности студентов. б) Отбор содержания, сочетание форм и методов обучения инновационной деятельности, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня готовности студента к инновационной деятельности. в) Вовлечение студентов в инновационную деятельность в процессе изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

5. Ведущую роль в организации процесса формирования готовности студента к инновационной деятельности играет, по-нашему мнению, учебно-исследовательская профессионально-ориентированная среда.

6. На основе анализа требований социального заказа к подготовке будущего педагога и реальной практики профессиональной подготовки в системе среднего педагогического образования обоснована необходимость и целесообразность формирования готовности специалиста к инновационной деятельности и разработана технология его организации в процессе изучения будущими педагогами спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».

Особенностью данной технологии является сближение структур учебной, профессиональной и инновационной деятельности с целью формирования у студентов специальных знаний и навыков решения профессионально-ориентированных учебно-исследовательских задач.

7. Методика формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса базируется на основных г положениях спроектированной нами технологии, обеспечивает соответствующую структуру и содержание обучения инновационной деятельности.

8. Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности спроектированной технологии подтвердил значимое улучшение показателей, характеризующих готовность будущего педагога к инновационной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе / Под ред. В. Ф. Ломова, К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1989.-С. 11−134.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.
  3. Е.В. Методика подготовки студентов строительных специальностей ВУЗов с использованием современных информационных технологий. Автореферат дисс.канд. пед. Наук. -Тамбов, 1998.
  4. .Г. Избранные психологические труды: — В 2-х т. М.: Просвещение, 1980.
  5. К. Учитель и инновации. — М., 1990.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд-во каз. ун-та., 1988. — 238с.
  7. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  8. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -237 с.
  9. Н.К. Принципиальные вопросы общей теории функционирования систем // Принципы системной организации функций. — М., Наука, 1973 — С. 5- 61.
  10. А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. -М.: Ось-98, 2002. 112 с.
  11. Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений. Автореферат дисс.докт. пед. наук.-СПб., 1997.
  12. В.Г. Педагогическое проектирование реализации образовательного и профессионального планов школьников в малых городах России. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995 — 18 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.// Избранные пед. труды М.: Педагогика, 1989. — С. 16−209.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1992. — С. 18.
  15. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогические аспекты. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  16. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. -М.: Высш. шк., 1991.-208 с.
  17. А.П. Методика профессионального обучения как педагогическая категория // Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования. М: 1987. — С. 76 — 88.
  18. JI.M. Проектирования процесса формирования профессиональной готовности специалиста дошкольного образовательного учреждения в условиях социальной среды. Дисс.канд. пед. наук. Воронеж, 2000.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989. -144 с.
  21. B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 399с.
  22. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика // Сов. педагогика. 1988.- № 6. — С. 51−55.
  23. В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия //е
  24. Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
  25. Д.Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления. В сб.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. — М., 1973.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. — М., 1981. 187 с.
  27. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. — № 2 — С. 14−21
  28. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. — С.7−44.
  29. . и др. С чего начинается качество? // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 40−46.
  30. Л.В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -128 с.
  31. Л.Г., Гурченко В. Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. М., 1976.
  32. Ботвинников АД Организация и методика педагогических исследований. — М., 1981.
  33. Н.И. Учительство и комсомол. М., 1926. — 46 с.
  34. А.Г. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2 — С. 3 — 5
  35. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб, пособие для студ. пед. институтов / Под ред. В. И. Журавлева. — М., 1988.
  36. А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.
  37. С. Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования. М., 1987.
  38. В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. — № 2 — С. 55 -60.
  39. А. Социально-экономическая природа образовательного комплекса в условиях становления постиндустриального общества // Народное образование. 2002. — № 5. — С. 14.
  40. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. — М., 1991. —33 с.
  41. В.ульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Изд-во «Магистр», 1995. -112 с.
  42. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
  43. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 3. 1983, Т. 4. 1984 — с. 432, Т 6 -с. 400.
  44. С.И. Затруднение и проблемные ситуации как средства анализа учебной деятельности, ее дидактического и воспитательного эффектов // Вопр. м-ов пед. исследований / Под ред. М. Н. Скаткина. -М., 1973.-с. 80−103.
  45. П.Я. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1988. -150 с.
  46. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. -127 с.
  47. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  48. В.И. Общее и специфическое в предмете педагогики // Сов. педагогика. 1987. — № 9. — С. 48 — 52.
  49. И.И. Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа : Дис. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003.
  50. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -304 с.
  51. А.К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ // ВНИИпрофтехобразования. — М.: Высш. шк., 1987. 119 с.
  52. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
  53. Гурова JI. J1. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 327 с.
  54. Гурьева J1.C., Заргаров В. А. Скобов К.М. О согласовании звеньев системы образования // Вестник высшей школы. 1989. — № 7. — С. 56−59.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  56. А. В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996 — № 1. — С. 18−20.
  57. Г. В. Проектирование учебно-технологических игр в процессе профессиональной подготовки учащихся в новых типах учебных заведений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань., 1996. — 20 с.
  58. A.JI. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов. Ташкент, ИПО им. Ибн Сины, 1993. — 195 с.
  59. Денисова A. J1. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Дисс.докт. пед. наук. -М., 1994. -436 с.
  60. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. М., 1975.
  61. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дисс. докт. пед. наук. М., 1983.
  62. Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -264с.
  63. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.-214 с.
  64. Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики/Юбщество и экономика. 1997. — № 7−8.- С. 73.
  65. В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1981. — С. 79.
  66. В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.—М., 1995.
  67. В.И. Педагогическое предвидение. — М., 1987.
  68. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987 — 160 с.
  69. В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 9 — 14.
  70. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб, 1995 — 35 с.
  71. JI.B. Непрерывность как методологическая основа модернизации профессионального педагогического образования // Лингвистический институт E-mail: [email protected]. — РГПУ- 2003.
  72. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
  73. И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение//Вопр. психологии. 1996.-№ 3. — С. 138−141.
  74. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Педагогика, 1994.
  75. И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие. — Москва Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — 224 с.
  76. Ю.И. Психолого-педагогические основы проектирования, реализации и развития региональной системы образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994 — 17 с.
  77. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.1. Грозный, 1976.
  78. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
  79. Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа. Дисс.канд. пед. наук. М., 2000.
  80. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  81. М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ отечественного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 — 176 с.
  82. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/Под. ред. д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. -М., АО «ЦИТП», 1994. 344с.
  83. Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.- 504 с.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  85. Г. Д. Педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя как субъекта инновационной деятельности. Автореф. канд. пед. наук. Сургут, 2002.
  86. В.В. Проблемы научного обоснования педагогической науки и педагогической практики // Новые исследования в педагогических науках. -1971.- № 4.
  87. В.В. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований / НИИОП. М., 1981. — 85 с.
  88. В.В. Преподавание как творческая деятельность / В кн. Дидактика средней школы. — М., 1982. гл. 8.
  89. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
  90. В.В. Проблемы целостного учебно-воспитательного процесса в средней школе // Советская педагогика 1984. — № 9.
  91. Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат^ 1985. — 431 с.
  92. Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982. — 432 с.
  93. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-80 с.
  94. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. 2-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2001. — 320 с.
  95. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — М., 1985.
  96. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
  97. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 15−21.
  98. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. — М., 1970.-140с.
  99. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика., 1981. — 207 с.
  100. Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972.-263с.
  101. Н.Д. О психологическом состоянии человека.'М., 1964
  102. B.C. Содержание общего среднего образования: сущность, структура, перспективы, 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  103. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-304 с.
  104. А.Н. Избранные психологические исследования. Т.2. М., 1983.
  105. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  106. И .Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. — 64 с.
  107. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  108. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  109. И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М.: Изд-воРОУ, 1995.-44 с.
  110. .Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журнал. 1985. — Т.6. — № 6. — С. 8 — 28.
  111. .Ф. Общение как проблема общей психологии //Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  112. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
  113. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 — 63.
  114. А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  115. И.А. Творческий потенциал инженера: Условия и факторы реализации. Киев: Знание, 1988. — 16 с.
  116. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога. Автореф.докт. пед. наук. Казань, 1996.
  117. A.M. Проблема развития профессионального и теоретического мышления. В кн.: Новое в теории и практике обучения. -М.: Знание, 1980, с. 3−47.
  118. A.M. Проблемные ситуации в мышлении, и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
  119. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-368с.
  120. Методы педагогических исследований / Под ред. В. И. Журавлева. — М., 1972.
  121. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.
  122. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 81 с.
  123. Н.В. Методика формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя. Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 2000.
  124. Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса. Дисс.докт. пед. наук. Тамбов, 2003.
  125. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 17 — 22.
  126. В.М. Технологические основы в проектировании и конструировании ученого процесса. Волгоград, 1995.
  127. Е.И. Подготовка специалистов машиностроительного профиля к инновационно-проектной деятельности в условиях высшей школы. Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 2002.
  128. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  129. А .Я. Инновации в образовании/ ГУ ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ. Челябинск, 1995. — 288 с.
  130. А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5.
  131. И.Л. Стандартизация образования процесс творческий // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 30 — 33.
  132. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт. сост. И. Н. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск., 2000. — 544 с.
  133. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. гзаведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -512 с.
  134. Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущегоучителя. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
  135. Р.А. Дидактические основы учебной деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1975. 302 с.
  136. Л.И. Эстетическая деятельность в системе научно-технической революции. М., 1973. — 71 с.
  137. А., Шоу Д.С., Сеймон Г. С. Процессы творческого мышления. -М., 1985.
  138. В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда. Автореф. дис. док. филос. наук. М., 1982. — 31 с.
  139. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1995. — № 6 — С. 9 — 15.
  140. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебное пособие / Авт-сост. А.С. Ховрина- Под ред. Н. К. Солопова Тамбов: Изд-во ТОИПКРО. — 2003. — 85 с.
  141. Л.М. О системном подходе 'В методических исследованиях. Советская педагогика. 1973. — № 4. — С. 71−81.
  142. Педагогический словарь. Т.2. — М.: Педагогика, 1960.
  143. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997 512 с.
  144. В.А. Психология неадаптивной активности. -М., 1992.
  145. А.И., Воробьев Г. В. Методы педагогических исследований. — М., 1979.
  146. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 14 — 19.
  147. Я.А. Исследование проблем психологии творчества. Изд-во «Наука». М. 1983. 335 с.
  148. Я.А. Психология творческого мышления // Под. Ред. А. Н. Леонтьева М., 1960.
  149. Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976.-280с.
  150. Л.Л. Педагогическое содействие социализации студентов учреждения среднего профессионального педагогического образования. Дисс.канд. пед. наук. — Челябинск, 2003.
  151. Принципы обучения, основанные на психологии. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 34. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  152. П.Т. Азбука исследовательского труда. — Новосибирск, 1979. -64 с.
  153. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского. М., 1982.
  154. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е издание, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  155. В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. .д-ра пед наук. СПб., 1996.
  156. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Просвещение, 1989.
  157. Н. Творчество как усиление себя/ Вопр. психологии. 1990. -№ 1. — С. 164−168.
  158. С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 276 с.
  159. С.Л. Основы общей психологии. М.: Соц. ЭКГИЗ, 1946. -289 с.
  160. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. М.: Педагогический вестник, 1997. — с. 244.
  161. Г. К. Современные образовательные технологии. М., Наука. 1998.
  162. В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента // Педагогика, 1994. -№ 1.-С. 14−18.
  163. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1994. — 152 с.
  164. М.П. Педагогические технологии. Теоретические основы и проектирование. СПб., 1998, 331с.
  165. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1989.
  166. М.Н. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1986.
  167. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
  168. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. — 1983.- 1600 с.
  169. Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). М.: Издательство АПК и ПРО, 2001.- 74 с.
  170. Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 1997.
  171. Н.К., Ховрина А. С. Подготовка педагогов к исследовательскойгдеятельности в условиях педагогического училища // Научно-методический журнал «Образование в регионе». — Тамбов: Изд-во ТОИПКРО. 2003. — Вып. 12. — С. 112−117.
  172. Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психологических состояний человека // Вопросы психологии. № 6. — 1968.
  173. В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи. Авт. канд. псих. наук. / МГУ им. Ломоносова, фак. психологии. 1992, 24 с.
  174. Л. Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания: Методы пед. исследований / Под ред. В. И. Журавлева. — М., 1972.
  175. А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие // Гиргинова Г. Наука и творчество. М.: Прогресс.- 1979.
  176. Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин). Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1995 — 40 с.
  177. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа, № 1(17). Варшава, 1977. — С. 93 — 97.
  178. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  179. С. А. Грамотность в компьютерный век //Педагогика, 1995, № 1.
  180. Д.Ф., Одоевский В. Ф. Об учителе // Начальная школа, 1969. -№ 3.-с. 90−92.
  181. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  182. .П. Способность и одаренность // Избранные труды: в 2-х томах, т. 1.-М., 1985.
  183. Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики. // Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983 — 195 с.
  184. Д.А. Опережающее управление учебной деятельностью: Автореф. дисс. д-ра психол. наук, -М., 1981 35 с.
  185. И.В., Ильясов И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности. — М., 1986.
  186. А.С. Педагогическое творчество и креативность // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Тамбов: Изд-во ТГУ им Державина. — 2002. — № 2. — С. 179−182.
  187. А.С. Современные технологии в подготовке специалистов к исследовательской деятельности // Современные системы и технологии обучения: Тез. докл. межвузовской научно-практич. конф. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО. — 2004. — С. 170−171.
  188. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителейобразовательных учреждений / Под. Ред. М. М. Поташника. — М.: Новая школа, 1994.-64 с.
  189. М. С., Липский И. А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Моногр. М.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2000 518с.
  190. М.С. Актуализация готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в системе переподготовки и повышения квалификации. Автореф.-.канд. пед. наук. М., 1995.
  191. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−30.
  192. М.А. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии. 1996. — № 3. — С. 8−13.
  193. В.Д. Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991. -180 с.
  194. В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
  195. Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985.
  196. В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002 — 304с.
  197. B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. — 1990. — № 12. — С. 60−65.
  198. Г. П. Рефлексия и ее проблемы //Развитие и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975. — С. 131−142.
  199. Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 66 — 70.
  200. С.Г. Методика формирования готовности учащихся школ физико-математического профиля к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Дисс.канд.пед.наук. -Тамбов, 1998.
  201. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.391с.
  202. Н. Р. О педагогической инноватике // Советская педагогика. 1991. — № 11.
  203. П.А. Создание модульных программ //Советская педагогика. 1990. -N2.-С. 55−60.
  204. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: «Сентябрь», 2000. — 196 с.
  205. Adam R., Chen D. The Process of Educational Innovation, Lnd, 1981
  206. Basset G. Innovations in Primary Education, Lnd, 1972.
  207. Dean R.S. Training technology. //Educational technology, 1988, February, pp 34−35.i
  208. News from the Center for Children and Technology and the Center for Technology in Education- v.2, n.2. Feb., 1993.
  209. Nicholls A. Managing Educational Innovations, Lnd, 1988.
  210. Nuffield Foundation Nuffield Design And Technology: Capability Task File- Resource Task File- Study Guide- Student Book, 1995.
  211. Pames S.J. Creative Behavior Guidebook, N. Y., 1967.
  212. Rogers E.M. Diffusions of Innovations. № 4, Free Press, 1983.
  213. Лекция. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.
  214. Моделирование это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого 21.1. Проект план, замысел 14.
  215. Проект серия мероприятий, предназначенных для достижения определенных результатов в рамках ограниченного периода времени 14.
  216. Проект деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели 14.
  217. Проект предварительный, предположительный текст какого-либо документа 14.
  218. Проектировать — разрабатывать, составлять, предполагать, намечать проект 14.
  219. Проектирование создание образа желаемого будущего 14.
  220. Проектирование создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений 14.
  221. Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом 17.
  222. Технология обучения совокупность форм, методов, приемов и средств достижения ожидаемых результатов при передаче социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса 28.
  223. JICM конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа -модели 28.
  224. Дидактические многомерные инструменты — это представление знаний, когда одновременно обеспечивается визуальная, пространственная, системная, иерархическая организация разнородных его элементов 28.
  225. Опорно-узловой каркас вспомогательный элемент J1CM в виде опорно-узловых координат и матриц 28.
  226. Смысловая гранула" существенно-значимая порция информации, которую помещают в опорный узел модели 28.
  227. Микрооператор «рецепт», вопрос или иная ориентировка по заполнению логико-смысловых моделей 28.
  228. Проектно-технологическая деятельность — конструирование элементов образовательных систем и процессов с использованием дидактических многомерных инструментов 28.1. ПЛАН
  229. Место моделирования в педагогической и исследовательской деятельности.
  230. Взаимосвязь моделирования и проектирования.3. Метод проектов.
  231. Этапы педагогического моделирования и проектирования.
  232. Дидактические многомерные инструменты, их функции.6. Проектирование ЛСМ.
  233. МЕСТО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
  234. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  235. Второй тип — модели мысленные, идеальные. Они сконструированы в форме мысленных образов, существующих только в сознании научного работника. Это, собственно говоря, средство его мышления и он оперирует им в форме мысленного эксперимента.
  236. Каждое образовательное учреждение характеризуется своей образовательной и организационной моделью. Например, известны следующие образовательные модели.
  237. Модель смешанных способностей. Создаются группы по когнитивным признакам. Состав классов постоянен, но внутри него создаются временные группы.
  238. Интегративная модель. Организуется единая группа или класс с множеством возможностей для индивидуальной работы.
  239. Инновационная модель. Формируются группы смешанных способностей, учитываются несколько критериев. Внутри класса функционируют несколько малых групп, состав которых постоянен.
  240. Основные принципы моделирования: наглядность, объективность, определенность.
  241. Процедура построения модели включает этапы:1. создание модели-2. вывод теоретических соотношений и аналитических представлений и зависимостей-3. оценка параметров моделей-4. получение численных предположений-5. уточнение самой модели.
  242. Только при соблюдении этих условий моделирование как метод научного исследования позволяет объединить в исследовании эмпирическое и теоретическое, т. е. сочетать наблюдение, факты, эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракции.
  243. ВЗАИМОСВЯЗЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  244. Проектирование от латинского <
  245. Характеризуя метод проектов обычно указывают на различные типы проектов.1. Типы проектов:
  246. Исследовательские — имеют структуру приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
  247. Часто такие проекты становятся органичной частью исследовательского модулем.
  248. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  249. В заключении сформулируем основные положения педагогического моделирования.
  250. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МНОГОМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИХ ФУНКЦИИ
  251. Главные цели технологизации — снизить трудоёмкость и повысить эффективность подготовительной и обучающей деятельности, уменьшить разброс качества результатов, снизить дискомфорт педагога.
  252. Одной из главных форм организации дидактических многомерных инструментов координатно-матричного типа являются JICM.6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛСМ
  253. Логико-смысловые модели (ЛСМ) — новый класс моделей представления информации в многомерных смысловых пространствах. ЛСМ — комбинация опорно-узловых каркасов и микрооператоров, программирующих операции переработки информации.
  254. Рассмотрим подробнее конструирование JICM на основе опорно-узловой системы координат.
  255. В условный фокус внимания помещается объект конструирования: тема экспериментального занятия, проблемная ситуация, задача и т. п.
  256. Определяются основные части темы, например: происхождение изучаемого объекта, его строение и функционирование, которые отображаются на будущих координатах.
  257. Определяются дополнительные части темы, например: цель и результаты изучения объекта, прикладное значение знаний об объекте, практикумы и тесты и т. п.
  258. ЛСМ усиливают проектно-технологический подход и позволяют: технологизировать процесс обучения, повысить эффективность опытно-экспериментальной работы, а также совершенствовать профессиональную деятельность.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  259. Охарактеризуйте особенности моделирования в педагогической и исследовательской деятельности.
  260. Укажите роль моделирования в реализации связи педагогической науки и практики.
  261. Выделите основные виды моделей в педагогической деятельности.
  262. Должна ли модель того или иного объекта, например урока, полностью соответствовать реальному объекту? '
  263. В каких случаях конструирование моделей педагогических объектов возможно и полезно и в каких случаях нецелесообразно?
  264. Охарактеризуйте метод проектов как метод, как дидактическую категорию, как инновационную технологию.
  265. Перечислите основные типы проектов, укажите особенности исследовательских проектов.
  266. Назовите «термин-партнер» моделирования, что он обозначает?
  267. Выделите общее и различное в этапах педагогическое проектирование и моделирование.
  268. Что такое логико-смысловая модель?
  269. Выделите основные функции дидактических многомерных инструментов.
  270. В.М. Технологические основы в проектировании и конструировании ученого процесса. Волгоград, 1995. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1989.
  271. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт. — сост. И. Н. Кузнецов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск., 2000. — 544 с.
  272. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований.—М., 1989.
  273. В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002 — 304с.
Заполнить форму текущей работой