Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
Первый этап С2000;2001 гг.) состоял в организационно-методической подготовке экспериментального обучения. На данном этапе изучались и анализировались научные исследования по проблемепроводился анализ содержания обучения будущих педагоговизучался опыт передовой педагогической практики по активизации инновационной деятельности будущих педагоговопределялись возможности обучения инновационной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
- 1. 1. Социальный заказ на подготовку специалиста к инновационной деятельности
- 1. 2. Психолого-педагогические аспекты организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
- 1. 3. Современные подходы к организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
- Выводы
- Глава 2. Педагогические средства проектирования процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
- 2. 1. Моделирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
- 2. 2. Дидактические условия реализации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
- Выводы
- Глава 3. Технология формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования
- 3. 1. Технология организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
- 3. 2. Методика изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
- 3. 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии
- Выводы
Проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования определяется потребностями педагогической науки и практики в поиске путей совершенствования подготовки педагогических кадров в системе среднего педагогического образования, адекватной новым социально-экономическим условиям развития нашей страны, требованиям модернизации образования в Российской Федерации.
Анализ ситуации и изучение потребностей рынка труда в специалистах со средним педагогическим образованием показали необходимость формирования педагога нового типа: исследователя, проектировщика, разработчика новых технологий образования и воспитания.
Решение данной стратегической задачи требует организации подготовки будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования, как наиболее важной ступени, которая, по-прежнему, готовит весомую долю кадров для образовательной сферы и обеспечивает дальнейшее получение специалистом профессиональных знаний на более высоком уровне, способствуя его профессиональному становлению и формированию инновационного потенциала.
Проблемам совершенствования процесса профессиональной подготовки специалиста в системе высшего педагогического образования посвящены исследования В. И. Андреева, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, В. Г. Яркова, А. В. Ястребова и др.- среднего педагогического образованияЕ.Г. Вотиновой, Н. А. Каюмовой, Г. К. Омаровой, Е. Н. Поляковой, С. В. Сердюк, JI.H. Трубиной и др. Общие и специфические особенности инновационной педагогической деятельности отражены в трудах В. Я. Ляудис, JI.C. Подымовой, М. М. Поташника, В. А. Сластенина, Н. Р. Юсуфбековой, О. Г. Хомерики и др. Анализ существующих исследований показал, что вопросы подготовки специалиста к инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования не нашли должного отражения и требуют дополнительного изучения. Особую актуальность приобретает проблема формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования, поскольку готовность к инновационной деятельности, рассматриваемая в рамках данного исследования через овладение будущим педагогом современной методологией педагогического исследования и основами творчества, во многом определяет эффективность профессиональной подготовки специалиста в условиях модернизации образования.
Проблема формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности многоаспектна, но ее решение, прежде всего, связано с необходимостью разрешения основного противоречия: между социальным заказом на подготовку конкурентоспособного специалиста и возможностью его реализовать.
Проведенные исследования и опыт практической работы позволили конкретизировать данное противоречие, рассмотрев его как противоречие между:
— сложившейся системой подготовки педагога в системе среднего педагогического образования и возросшими требованиями к уровню его подготовленностинеобходимостью совершенствования подготовки педагога к инновационной деятельности и недостаточной разработанностью методических основ организации данного процесса.
Разрешение указанных противоречий обусловило выбор темы исследования, проблема которого может быть сформулирована следующим образом: «Каковы теоретические и методические основы проектирования процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования?».
Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и практическая реализация технологии формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.
Объектом исследования является профессиональная подготовка педагога, а его предметом — проектирование процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования готовности специалиста к инновационной деятельности будет эффективней, если:
• разработана и внедрена в систему среднего педагогического образования модель формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности, базирующаяся на современных методологических подходах к подготовке специалиста;
• формирование готовности специалиста к инновационной деятельности осуществляется в условиях учебно-исследовательской профессионально-ориентированной среды, обеспечивающей инновационную направленность учебно-познавательной деятельности студентов в процессе обучения;
• обеспечен на основе специальной технологии непрерывный образовательный процесс с учетом профессиональных задач, решаемых выпускником системы среднего педагогического образования.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были сформулированы следующие задачи:
• Выявить психолого-педагогические особенности формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.
• Осуществить моделирование процесса формирования готовности будущего педагога на основе системно-функционального анализа его инновационной деятельности.
• Определить дидактические условия реализации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности;
• Разработать технологию формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования;
• Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности спроектированной технологии.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теория профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А. П. Беляева, А. Н. Леонтьев, М. И. Махмутов и др.) — принципы дидактики и методики профессиональной подготовки (Б.Г. Ананьев, А. П. Беляева, В. И. Загвязинский, И. Я. Лернер и др.) — дидактические особенности активизации познавательной деятельности обучающихся (В.И. Андреев, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.) — методологические основы моделирования подготовки специалиста (А.А. Кирсанов, А. К. Маркова, Е. С. Смирнова, Н. Ф. Талызина и др.) — методология проектирования образовательных систем (З.Д. Жуковская, Н. В. Молоткова, В. Е. Радионов и др.) — теоретические основы педагогических инноваций (К. Ангеловски, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, В. Я. Ляудис, П. С. Подымова, М. Н. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики, Н. Р. Юсуфбекова и др.).
Существенное значение для проводимого нами исследования имели положения о современной методологии творческой деятельности и развитии творческих личностных качеств педагога (В.И. Андреев, A.M. Матюшкин, Ю. Н. Кулюткин и др.) — об особенностях организации исследовательской деятельности (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, П. Т. Приходько, М. Н. Скаткин и др.) — о формировании готовности специалиста к профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, A.JI. Денисова, Н.К. Со-лопова, Н. В. Молоткова и др.).
В качестве основных методов исследования для решения поставленных задач применялись следующие: теоретико-методологический анализ литературных источниковизучение и обобщение опыта организации педагогического процесса в средней педагогической школеэмпирические методы (наблюдение, анкетирование, собеседование, опрос) — праксиометрические методы (анализ результатов деятельности студентов) — педагогический экспериментмоделированиепрогнозирование и проектированиестатистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование и опытно-экспериментальная работа проводились в Тамбовском педагогическом училище № 2 с 2000 по 2003 год и охватывали студентов 4 курса. Общее число участников эксперимента 170 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап С2000;2001 гг.) состоял в организационно-методической подготовке экспериментального обучения. На данном этапе изучались и анализировались научные исследования по проблемепроводился анализ содержания обучения будущих педагоговизучался опыт передовой педагогической практики по активизации инновационной деятельности будущих педагоговопределялись возможности обучения инновационной деятельности и конкретизировались подходы к организации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности. Были сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования. Был проанализирован социальный заказ системе среднего педагогического образования на уровень подготовки специалиста в условиях модернизации образования РФ.
На втором этапе (2001;2003 гг.) разрабатывалась модель формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельностиразрабатывалась и апробировалась технология и методика формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — определялись цели и задачи спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — разрабатывалась структура спецкурсаосуществлялся отбор содержания спецкурсаопределялись средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения спецкурсаразрабатывалось программно-методическое обеспечение спецкурсапроводился констатирующий и формирующий эксперимент, осуществлялся анализ промежуточных результатов.
На третьем этапе (2003;2004 гг.) обобщались результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности спроектированной технологииуточнялись и детализировались особенности организации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности, совершенствовалась технология ее организацииосуществлялась систематизация, обобщение и статистическая обработка экспериментальных данных, формулировались окончательные выводы по исследованию. Завершено оформление диссертационной работы.
Научная новнзна н теоретическая значимость исследования заключается в:
• обосновании необходимости и целесообразности формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях среднего педагогического образования с учетом реализации как общих методологических подходов, лежащих в основе профессионального образования (личностно-деятельностный и системно-целостный), так и специальных методологических подходов (аксиологический, синергетический, рефлексивный, социально-психологический, креативный, компетентностный), определяющих психолого-педагогические особенности организации данного процесса;
• разработке модели формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования, базирующейся на принципах целостности, системности, открытости, динамичности, самоактуализации, полифункциональностиориентированной на адаптацию студента к реалиям современного образования и инновационной профессиональной деятельности;
• определении дидактических условий реализации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования;
• теоретическом обосновании и разработке технологии формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в рамках изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», обеспечивающей инновационную позицию будущего педагога в процессе овладения им современной методологии педагогического исследования и направленной на формирование инновационного видения профессиональной деятельности с учетом тенденций модернизации образования в РФ и сложившихся социально-экономических условий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная технология организации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» внедрена в практику работы Тамбовского педагогического училища № 2, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова и обеспечивает:
• активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся при изучении спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»;
• формирование готовности будущего специалиста к инновационной деятельности в профессиональной сфере;
• адаптацию будущего специалиста к профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях.
Разработанный учебно-методический комплекс, включающий: учебную программу к спецкурсу «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — учебное пособиеметодические рекомендации к оформлению курсовых работвопросы для проведения промежуточного и итогового контроля знаний позволяет обеспечить более высокую эффективность обучения и уровень готовности выпускников к инновационной деятельности и может быть использован при организации элективных курсов в профильной школе.
На защиту выносятся:
1.Модель формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.
2.Дидактические условия реализации процесса формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.
3.Технология формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».
Апробация и внедрение результатов исследования нашли свое отражение в программе и тематическом плане к спецкурсу «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», в учебно-методическом пособии, в методических рекомендациях к оформлению курсовых работ, научных публикациях и докладах. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета (20 002 004 г.), на VII и VIII межвузовских научных конференциях в ТГУ им. Державина (2002;2003 г.), на VII Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» в Краснодаре, на III международной конференции «Актуальные проблемы современной науки» в Самаре (2002 г.), на Ш Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства» в Нижнем Новгороде (2002 г.), на IV научно-практической конференции «Тенденции, проблемы и направления развития информатизации образования в регионе» в Тамбове (2002 г.), на V международной научно-методической конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» в Сочи (2003 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы преемственности в системе непрерывного педагогического образования в условиях его модернизации» в Тамбове (2003 г.).
Результаты исследования внедрены в организационно-образовательный процесс Тамбовского педагогического училища № 2, Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова.
По теме исследования опубликовано 14 работ общим объемом 7,94 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка основной используемой литературы и приложений.
Выводы.
Спроектированная технология формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования представляет собой доведенную до практического применения модель готовности специалиста к инновационной деятельности.
Особенностью данной технологии является сближение структур учебной, профессиональной и инновационной деятельности с целью формирования у студентов специальных знаний, умений и навыков решения профессионально-ориентированных учебно-исследовательских задач.
Практическая реализация технологии формирования готовности специалиста к инновационной деятельности осуществлена в рамках спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».
Готовность будущих специалистов к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» имеет качественно различные состояния, соответствующие различным уровням готовности. В связи с этим, нами выделены этапы изучения спецкурса, последовательное прохождение которых обеспечивает формирование заданного уровня готовности будущего педагога к инновационной деятельности:
I. Диагностический (изучение и оценка уровня исследовательских возможностей студентов, уровня их познавательного интереса к инновационной деятельности и новому спецкурсу с помощью тестов на определение «чувствительности к проблемам», самооценки способностей к исследовательской деятельности и др.).
II. Вводный (объяснение цели и задач спецкурса как средства подготовки к инновационной деятельности, в частности, к курсовой и научно-исследовательской работе).
Ш. Собственно спецкурс «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», который включает три уровня, соответствующие уровням освоения студентами исследовательской деятельности.
1У.Заключительный (Научно-практическая конференции и защита учебно-исследовательских проектов, курсовых и научно-исследовательских работ).
Методика формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса базируется на основных положениях спроектированной нами технологии в соответствии с адекватным подходом к организации подготовки педагога к инновационной деятельности на каждом этапе обучения в зависимости от поставленных целей и задач.
Практическая реализация авторской методики потребовала разработки учебно-методического комплекса, включающего: учебную программу к спецкурсу «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов" — учебное пособие «Основы учебно-исследовательской деятельности», разработанное в дополнение к спецкурсуметодические рекомендации к оформлению курсовых работвопросы для проведения промежуточного и итогового контроля знаний.
Эффективность процесса формирования готовности к инновационной деятельности при изучении спецкурса обеспечивается методической целесообразностью использования активных методов, форм обучения, инновационного инструментария (ДМИ).
Педагогический эксперимент, организованный и проведенный нами, подтвердил эффективность спроектированной технологии и показал, что данная технология и авторская методика способствуют формированию готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. С учетом глобализации информационных процессов, появлением стандартов повышенного уровня, обновления содержания образования, изменений отношения личности к образованию в целом проблема формирования готовности будущего педагога к инновационной деятельности в условиях системы среднего педагогического образования выступает как новая актуальная тема исследования.
2. Эффективность процесса формирования готовности будущих специалистов к инновационной деятельности обеспечивается посредством реализации современных 'подходов к ее организации: личностно-деятельностного, системно-целостного подходов, аксиологического, синергетического, рефлексивного, социально-психологического, креативного (индивидуально-творческий), компетентностного.
3. В соответствии с выделенными подходами, особенностями инновационной деятельности будущего педагога, содержанием мотивационной, когнитивной, операциональной, эмоционально-волевой компонент готовности, а также квалификационными требованиями государственного образовательного стандарта повышенного уровня для среднего педагогического образования предложена модель формирования готовности специалиста к инновационной деятельности, нацеленная на освоение современной методологии, методов и средств исследовательской деятельности.
4. Определены дидактические условия реализации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности, которые включают: а) Специальную организацию учебно-исследовательской профессионально-ориентированной среды обучения, реализующей целевой компонент, направленный на решение вопросов, связанных с особенностями подготовки педагогов к инновационной деятельности, которая предполагает:
• системную разработку методических принципов, обеспечивающих эффективную реализацию процесса формирования готовности будущих педагогов к инновационной деятельности;
• направленность на активизацию инновационной деятельности студентов. б) Отбор содержания, сочетание форм и методов обучения инновационной деятельности, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня готовности студента к инновационной деятельности. в) Вовлечение студентов в инновационную деятельность в процессе изучения спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».
5. Ведущую роль в организации процесса формирования готовности студента к инновационной деятельности играет, по-нашему мнению, учебно-исследовательская профессионально-ориентированная среда.
6. На основе анализа требований социального заказа к подготовке будущего педагога и реальной практики профессиональной подготовки в системе среднего педагогического образования обоснована необходимость и целесообразность формирования готовности специалиста к инновационной деятельности и разработана технология его организации в процессе изучения будущими педагогами спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов».
Особенностью данной технологии является сближение структур учебной, профессиональной и инновационной деятельности с целью формирования у студентов специальных знаний и навыков решения профессионально-ориентированных учебно-исследовательских задач.
7. Методика формирования готовности специалиста к инновационной деятельности в процессе изучения спецкурса базируется на основных г положениях спроектированной нами технологии, обеспечивает соответствующую структуру и содержание обучения инновационной деятельности.
8. Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки эффективности спроектированной технологии подтвердил значимое улучшение показателей, характеризующих готовность будущего педагога к инновационной деятельности.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе / Под ред. В. Ф. Ломова, К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1989.-С. 11−134.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.
- Аленичева Е.В. Методика подготовки студентов строительных специальностей ВУЗов с использованием современных информационных технологий. Автореферат дисс.канд. пед. Наук. -Тамбов, 1998.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: — В 2-х т. М.: Просвещение, 1980.
- Ангеловски К. Учитель и инновации. — М., 1990.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд-во каз. ун-та., 1988. — 238с.
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -237 с.
- Анохин Н.К. Принципиальные вопросы общей теории функционирования систем // Принципы системной организации функций. — М., Наука, 1973 — С. 5- 61.
- Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. -М.: Ось-98, 2002. 112 с.
- Астафьева Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений. Автореферат дисс.докт. пед. наук.-СПб., 1997.
- Афанасьев В.Г. Педагогическое проектирование реализации образовательного и профессионального планов школьников в малых городах России. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1995 — 18 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.// Избранные пед. труды М.: Педагогика, 1989. — С. 16−209.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1992. — С. 18.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогические аспекты. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. -М.: Высш. шк., 1991.-208 с.
- Беляева А.П. Методика профессионального обучения как педагогическая категория // Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. / ВНИИпрофтехобразования. М: 1987. — С. 76 — 88.
- Берстенева JI.M. Проектирования процесса формирования профессиональной готовности специалиста дошкольного образовательного учреждения в условиях социальной среды. Дисс.канд. пед. наук. Воронеж, 2000.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989. 192 с.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989. -144 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 399с.
- Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика // Сов. педагогика. 1988.- № 6. — С. 51−55.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия //е
- Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 123−128.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления. В сб.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. — М., 1973.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М., 1981. 187 с.
- Божович Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997. — № 2 — С. 14−21
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка /Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. — С.7−44.
- Бойцов Б. и др. С чего начинается качество? // Высшее образование в России. 2000. — № 1. — С. 40−46.
- Борикова Л.В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. Пособие для студ. сред, и высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -128 с.
- Борисова Л.Г., Гурченко В. Н. Социально-педагогические проблемы учительского труда. М., 1976.
- Ботвинников АД Организация и методика педагогических исследований. — М., 1981.
- Бухарин Н.И. Учительство и комсомол. М., 1926. — 46 с.
- Валицкая А.Г. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. — № 2 — С. 3 — 5
- Введение в научное исследование по педагогике: Учеб, пособие для студ. пед. институтов / Под ред. В. И. Журавлева. — М., 1988.
- Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. -М., 1991.
- Вершловский С. Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования. М., 1987.
- Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. — № 2 — С. 55 -60.
- Вифлеемский А. Социально-экономическая природа образовательного комплекса в условиях становления постиндустриального общества // Народное образование. 2002. — № 5. — С. 14.
- Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. — М., 1991. —33 с.
- В.ульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: Изд-во «Магистр», 1995. -112 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93с.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., Т. 3. 1983, Т. 4. 1984 — с. 432, Т 6 -с. 400.
- Высоцкая С.И. Затруднение и проблемные ситуации как средства анализа учебной деятельности, ее дидактического и воспитательного эффектов // Вопр. м-ов пед. исследований / Под ред. М. Н. Скаткина. -М., 1973.-с. 80−103.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1988. -150 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965. -127 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гинецинский В.И. Общее и специфическое в предмете педагогики // Сов. педагогика. 1987. — № 9. — С. 48 — 52.
- Гоголева И.И. Становление субъектной позиции будущего учителя в условиях инновационной деятельности педагогического колледжа : Дис. канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2003.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. -304 с.
- Громцева А.К. Самообразование учащихся средних профтехучилищ // ВНИИпрофтехобразования. — М.: Высш. шк., 1987. 119 с.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1983. 144 с.
- Гурова JI. J1. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 327 с.
- Гурьева J1.C., Заргаров В. А. Скобов К.М. О согласовании звеньев системы образования // Вестник высшей школы. 1989. — № 7. — С. 56−59.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996 — № 1. — С. 18−20.
- Девяткина Г. В. Проектирование учебно-технологических игр в процессе профессиональной подготовки учащихся в новых типах учебных заведений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань., 1996. — 20 с.
- Денисова A.JI. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов. Ташкент, ИПО им. Ибн Сины, 1993. — 195 с.
- Денисова A. J1. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Дисс.докт. пед. наук. -М., 1994. -436 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера. М., 1975.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Дисс. докт. пед. наук. М., 1983.
- Железняк Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -264с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. — М.: Педагогика, 1990.-214 с.
- Забродин Ю.М. Кадровый потенциал российской экономики/Юбщество и экономика. 1997. — № 7−8.- С. 73.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 1981. — С. 79.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.—М., 1995.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. — М., 1987.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987 — 160 с.
- Загвязинский В.И., Закирова А. Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 9 — 14.
- Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Автореф. дисс. докт. пед. наук. СПб, 1995 — 35 с.
- Занина JI.B. Непрерывность как методологическая основа модернизации профессионального педагогического образования // Лингвистический институт E-mail: [email protected]. — РГПУ- 2003.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.
- Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение//Вопр. психологии. 1996.-№ 3. — С. 138−141.
- Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: Педагогика, 1994.
- Исаев И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. Учебное пособие. — Москва Белгород: Изд-во БГУ, 1999. — 224 с.
- Калиновский Ю.И. Психолого-педагогические основы проектирования, реализации и развития региональной системы образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1994 — 17 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.1. Грозный, 1976.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
- Карпова Т.И. Исследование инновационных процессов в образовательной деятельности педагогического колледжа. Дисс.канд. пед. наук. М., 2000.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ отечественного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 — 176 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие/Под. ред. д-ра психол. наук, акад. Ю. М. Забродина. -М., АО «ЦИТП», 1994. 344с.
- Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.- 504 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Кошелева Г. Д. Педагогические условия профессиональной подготовки будущего учителя как субъекта инновационной деятельности. Автореф. канд. пед. наук. Сургут, 2002.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования педагогической науки и педагогической практики // Новые исследования в педагогических науках. -1971.- № 4.
- Краевский В.В. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований / НИИОП. М., 1981. — 85 с.
- Краевский В.В. Преподавание как творческая деятельность / В кн. Дидактика средней школы. — М., 1982. гл. 8.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
- Краевский В.В. Проблемы целостного учебно-воспитательного процесса в средней школе // Советская педагогика 1984. — № 9.
- Краткий психологический словарь / Сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. М: Политиздат^ 1985. — 431 с.
- Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982. — 432 с.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.: Знание, 1991.-80 с.
- Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. 2-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2001. — 320 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. — М., 1985.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-128 с.
- Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 15−21.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. — М., 1970.-140с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика., 1981. — 207 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972.-263с.
- Левитов Н.Д. О психологическом состоянии человека.'М., 1964
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: сущность, структура, перспективы, 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования. Т.2. М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976. — 64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М.: Изд-воРОУ, 1995.-44 с.
- Ломов Б.Ф. Научно-технический прогресс и средства умственного развития человека // Психол. журнал. 1985. — Т.6. — № 6. — С. 8 — 28.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии //Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55 — 63.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
- Мартынюк И.А. Творческий потенциал инженера: Условия и факторы реализации. Киев: Знание, 1988. — 16 с.
- Масленникова В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога. Автореф.докт. пед. наук. Казань, 1996.
- Матюшкин A.M. Проблема развития профессионального и теоретического мышления. В кн.: Новое в теории и практике обучения. -М.: Знание, 1980, с. 3−47.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении, и обучении. М.: Педагогика, 1972.-208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.-368с.
- Методы педагогических исследований / Под ред. В. И. Журавлева. — М., 1972.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В.
- Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 81 с.
- Молоткова Н.В. Методика формирования информационно-технологической составляющей профессиональной культуры учителя. Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 2000.
- Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса. Дисс.докт. пед. наук. Тамбов, 2003.
- Монахов В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 17 — 22.
- Монахов В.М. Технологические основы в проектировании и конструировании ученого процесса. Волгоград, 1995.
- Муратова Е.И. Подготовка специалистов машиностроительного профиля к инновационно-проектной деятельности в условиях высшей школы. Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 2002.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
- Найн А .Я. Инновации в образовании/ ГУ ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ. Челябинск, 1995. — 288 с.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5.
- Наумченко И.Л. Стандартизация образования процесс творческий // Педагогика. — 1997. — № 2. — С. 30 — 33.
- Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт. сост. И. Н. Кузнецов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск., 2000. — 544 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. гзаведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -512 с.
- Немудрая Е.Ю. Формирование инновационных умений у будущегоучителя. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
- Низамов Р.А. Дидактические основы учебной деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1975. 302 с.
- Новикова Л.И. Эстетическая деятельность в системе научно-технической революции. М., 1973. — 71 с.
- Ньюэл А., Шоу Д.С., Сеймон Г. С. Процессы творческого мышления. -М., 1985.
- Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности в развитии творческого потенциала субъекта труда. Автореф. дис. док. филос. наук. М., 1982. — 31 с.
- Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1995. — № 6 — С. 9 — 15.
- Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебное пособие / Авт-сост. А.С. Ховрина- Под ред. Н. К. Солопова Тамбов: Изд-во ТОИПКРО. — 2003. — 85 с.
- Панчешникова Л.М. О системном подходе 'В методических исследованиях. Советская педагогика. 1973. — № 4. — С. 71−81.
- Педагогический словарь. Т.2. — М.: Педагогика, 1960.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997 512 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. -М., 1992.
- Пискунов А.И., Воробьев Г. В. Методы педагогических исследований. — М., 1979.
- Полонский В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 14 — 19.
- Пономарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества. Изд-во «Наука». М. 1983. 335 с.
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления // Под. Ред. А. Н. Леонтьева М., 1960.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976.-280с.
- Плотникова Л.Л. Педагогическое содействие социализации студентов учреждения среднего профессионального педагогического образования. Дисс.канд. пед. наук. — Челябинск, 2003.
- Принципы обучения, основанные на психологии. Собр. соч. в 6-ти томах. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 34. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. — Новосибирск, 1979. -64 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского. М., 1982.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е издание, испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. .д-ра пед наук. СПб., 1996.
- Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Просвещение, 1989.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя/ Вопр. психологии. 1990. -№ 1. — С. 164−168.
- Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. — 276 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Соц. ЭКГИЗ, 1946. -289 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. М.: Педагогический вестник, 1997. — с. 244.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., Наука. 1998.
- Семенова В.П. Системный подход основа педагогического менеджмента // Педагогика, 1994. -№ 1.-С. 14−18.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1994. — 152 с.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии. Теоретические основы и проектирование. СПб., 1998, 331с.
- Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1989.
- Скаткин М.Н. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1986.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. — 1983.- 1600 с.
- Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). М.: Издательство АПК и ПРО, 2001.- 74 с.
- Солопова Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Дисс.канд. пед. наук. Тамбов, 1997.
- Солопова Н.К., Ховрина А. С. Подготовка педагогов к исследовательскойгдеятельности в условиях педагогического училища // Научно-методический журнал «Образование в регионе». — Тамбов: Изд-во ТОИПКРО. 2003. — Вып. 12. — С. 112−117.
- Сосновикова Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психологических состояний человека // Вопросы психологии. № 6. — 1968.
- Спиридонов В.Ф. Роль эвристических средств в развитии процессов решения творческой задачи. Авт. канд. псих. наук. / МГУ им. Ломоносова, фак. психологии. 1992, 24 с.
- Спирин Л. Ф. Педагогический эксперимент в области воспитания: Методы пед. исследований / Под ред. В. И. Журавлева. — М., 1972.
- Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие // Гиргинова Г. Наука и творчество. М.: Прогресс.- 1979.
- Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин). Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1995 — 40 с.
- Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа, № 1(17). Варшава, 1977. — С. 93 — 97.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Тангян С. А. Грамотность в компьютерный век //Педагогика, 1995, № 1.
- Тарасова Д.Ф., Одоевский В. Ф. Об учителе // Начальная школа, 1969. -№ 3.-с. 90−92.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
- Теплов Б.П. Способность и одаренность // Избранные труды: в 2-х томах, т. 1.-М., 1985.
- Толлингерова Д.А. Анализ когнитивного состава задач с помощью вычислительной графики. // Актуальные проблемы современной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983 — 195 с.
- Толлингерова Д.А. Опережающее управление учебной деятельностью: Автореф. дисс. д-ра психол. наук, -М., 1981 35 с.
- Усачева И.В., Ильясов И. И. Формирование учебной исследовательской деятельности. — М., 1986.
- Ховрина А.С. Педагогическое творчество и креативность // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». Тамбов: Изд-во ТГУ им Державина. — 2002. — № 2. — С. 179−182.
- Ховрина А.С. Современные технологии в подготовке специалистов к исследовательской деятельности // Современные системы и технологии обучения: Тез. докл. межвузовской научно-практич. конф. Тамбов: Изд-во ТОИПКРО. — 2004. — С. 170−171.
- Хомерики О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителейобразовательных учреждений / Под. Ред. М. М. Поташника. — М.: Новая школа, 1994.-64 с.
- Чванова М. С., Липский И. А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Моногр. М.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2000 518с.
- Чванова М.С. Актуализация готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в системе переподготовки и повышения квалификации. Автореф.-.канд. пед. наук. М., 1995.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−30.
- Чошанов М.А. Что такое педагогическая технология? // Школьные технологии. 1996. — № 3. — С. 8−13.
- Шадриков В.Д. Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991. -180 с.
- Шадриков В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985.
- Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002 — 304с.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Советская педагогика. — 1990. — № 12. — С. 60−65.
- Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы //Развитие и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975. — С. 131−142.
- Шуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 66 — 70.
- Юдаков С.Г. Методика формирования готовности учащихся школ физико-математического профиля к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды. Дисс.канд.пед.наук. -Тамбов, 1998.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.391с.
- Юсуфбекова Н. Р. О педагогической инноватике // Советская педагогика. 1991. — № 11.
- Юцявичене П.А. Создание модульных программ //Советская педагогика. 1990. -N2.-С. 55−60.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: «Сентябрь», 2000. — 196 с.
- Adam R., Chen D. The Process of Educational Innovation, Lnd, 1981
- Basset G. Innovations in Primary Education, Lnd, 1972.
- Dean R.S. Training technology. //Educational technology, 1988, February, pp 34−35.i
- News from the Center for Children and Technology and the Center for Technology in Education- v.2, n.2. Feb., 1993.
- Nicholls A. Managing Educational Innovations, Lnd, 1988.
- Nuffield Foundation Nuffield Design And Technology: Capability Task File- Resource Task File- Study Guide- Student Book, 1995.
- Pames S.J. Creative Behavior Guidebook, N. Y., 1967.
- Rogers E.M. Diffusions of Innovations. № 4, Free Press, 1983.
- Лекция. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.
- Моделирование это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого 21.1. Проект план, замысел 14.
- Проект серия мероприятий, предназначенных для достижения определенных результатов в рамках ограниченного периода времени 14.
- Проект деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели 14.
- Проект предварительный, предположительный текст какого-либо документа 14.
- Проектировать — разрабатывать, составлять, предполагать, намечать проект 14.
- Проектирование создание образа желаемого будущего 14.
- Проектирование создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений 14.
- Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом 17.
- Технология обучения совокупность форм, методов, приемов и средств достижения ожидаемых результатов при передаче социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса 28.
- JICM конкретная реализация дидактического многомерного инструмента, представление знаний на естественном языке в виде образа -модели 28.
- Дидактические многомерные инструменты — это представление знаний, когда одновременно обеспечивается визуальная, пространственная, системная, иерархическая организация разнородных его элементов 28.
- Опорно-узловой каркас вспомогательный элемент J1CM в виде опорно-узловых координат и матриц 28.
- Смысловая гранула" существенно-значимая порция информации, которую помещают в опорный узел модели 28.
- Микрооператор «рецепт», вопрос или иная ориентировка по заполнению логико-смысловых моделей 28.
- Проектно-технологическая деятельность — конструирование элементов образовательных систем и процессов с использованием дидактических многомерных инструментов 28.1. ПЛАН
- Место моделирования в педагогической и исследовательской деятельности.
- Взаимосвязь моделирования и проектирования.3. Метод проектов.
- Этапы педагогического моделирования и проектирования.
- Дидактические многомерные инструменты, их функции.6. Проектирование ЛСМ.
- МЕСТО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Второй тип — модели мысленные, идеальные. Они сконструированы в форме мысленных образов, существующих только в сознании научного работника. Это, собственно говоря, средство его мышления и он оперирует им в форме мысленного эксперимента.
- Каждое образовательное учреждение характеризуется своей образовательной и организационной моделью. Например, известны следующие образовательные модели.
- Модель смешанных способностей. Создаются группы по когнитивным признакам. Состав классов постоянен, но внутри него создаются временные группы.
- Интегративная модель. Организуется единая группа или класс с множеством возможностей для индивидуальной работы.
- Инновационная модель. Формируются группы смешанных способностей, учитываются несколько критериев. Внутри класса функционируют несколько малых групп, состав которых постоянен.
- Основные принципы моделирования: наглядность, объективность, определенность.
- Процедура построения модели включает этапы:1. создание модели-2. вывод теоретических соотношений и аналитических представлений и зависимостей-3. оценка параметров моделей-4. получение численных предположений-5. уточнение самой модели.
- Только при соблюдении этих условий моделирование как метод научного исследования позволяет объединить в исследовании эмпирическое и теоретическое, т. е. сочетать наблюдение, факты, эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракции.
- ВЗАИМОСВЯЗЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- Проектирование от латинского <
- Характеризуя метод проектов обычно указывают на различные типы проектов.1. Типы проектов:
- Исследовательские — имеют структуру приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
- Часто такие проекты становятся органичной частью исследовательского модулем.
- ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
- В заключении сформулируем основные положения педагогического моделирования.
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ МНОГОМЕРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИХ ФУНКЦИИ
- Главные цели технологизации — снизить трудоёмкость и повысить эффективность подготовительной и обучающей деятельности, уменьшить разброс качества результатов, снизить дискомфорт педагога.
- Одной из главных форм организации дидактических многомерных инструментов координатно-матричного типа являются JICM.6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛСМ
- Логико-смысловые модели (ЛСМ) — новый класс моделей представления информации в многомерных смысловых пространствах. ЛСМ — комбинация опорно-узловых каркасов и микрооператоров, программирующих операции переработки информации.
- Рассмотрим подробнее конструирование JICM на основе опорно-узловой системы координат.
- В условный фокус внимания помещается объект конструирования: тема экспериментального занятия, проблемная ситуация, задача и т. п.
- Определяются основные части темы, например: происхождение изучаемого объекта, его строение и функционирование, которые отображаются на будущих координатах.
- Определяются дополнительные части темы, например: цель и результаты изучения объекта, прикладное значение знаний об объекте, практикумы и тесты и т. п.
- ЛСМ усиливают проектно-технологический подход и позволяют: технологизировать процесс обучения, повысить эффективность опытно-экспериментальной работы, а также совершенствовать профессиональную деятельность.1. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Охарактеризуйте особенности моделирования в педагогической и исследовательской деятельности.
- Укажите роль моделирования в реализации связи педагогической науки и практики.
- Выделите основные виды моделей в педагогической деятельности.
- Должна ли модель того или иного объекта, например урока, полностью соответствовать реальному объекту? '
- В каких случаях конструирование моделей педагогических объектов возможно и полезно и в каких случаях нецелесообразно?
- Охарактеризуйте метод проектов как метод, как дидактическую категорию, как инновационную технологию.
- Перечислите основные типы проектов, укажите особенности исследовательских проектов.
- Назовите «термин-партнер» моделирования, что он обозначает?
- Выделите общее и различное в этапах педагогическое проектирование и моделирование.
- Что такое логико-смысловая модель?
- Выделите основные функции дидактических многомерных инструментов.
- Монахов В.М. Технологические основы в проектировании и конструировании ученого процесса. Волгоград, 1995. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. — М., 1989.
- Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт. — сост. И. Н. Кузнецов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск., 2000. — 544 с.
- Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований.—М., 1989.
- Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М.: Народное образование, 2002 — 304с.