Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Привлечение большего количества людей, влияющих на развитие общества — из политики, бизнеса, культуры к решению проблем атипичных семей, на основании общечеловеческих духовных ценностей как возможности формирования действительно гуманного общества, стремящегося себя поддерживать и развиваться в здоровом высоко духовном русле. Популяризация идеи о том, что благотворительность для бизнесменов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения ценностных ориентаций типичной семьи и семьи с ребенком-инвалидом
    • 1. Ценностно-системный подход как основа исследования ценностных ориентаций в семье
    • 2. Ценностные ориентации и иерархия ценностей типичной семьи и семьи с ребенком-инвалидом
  • Глава 2. Основные направления гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом в современных условиях жизни общества
    • 1. Особенности семьи с ребенком-инвалидом и специфика ее взаимодействия с социальной средой
    • 2. Сравнительный анализ отличий потребностей, интересов и смысложизненных ценностей семьи с ребенком-инвалидом и типичной семьи
    • 3. Направления адаптации семьи с ребенком-инвалидом к иерархии ценностей социума

Особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Актуальность исследования ценностей семьи, в которой живет ребенок-инвалид, обусловлена следующими обстоятельствами: по оценке Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) к началу двадцать первого века число инвалидов в мире достигло примерно 650 млн. человек. Ряд организаций, включая ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕВ, считают, что численность инвалидов по отношению ко всему населению Земли составляет около 10%.' Учитывая тот факт, что на количество инвалидов в населении каждого региона влияют многие факторы (состояние окружающей среды, охраны труда, медицины, профилактики инвалидности, родовспоможения и, в конечном итоге, уровень жизни в целом), можно предположить, что в России в настоящее время проживает приблизительно 15 млн. инвалидов.

По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья населения Российской Федерации» в 2002 году впервые инвалидами было признано 82,6 человека на 10 тыс. населения. В 2002 году число детей-инвалидов в возрасте от 0 до 15 лет от всех заболеваний, по данным того же доклада, составило 191,9 человек на 10 тысяч детей2. Истоки этой инвалидизации теснейшим образом связаны с негативными демографическими процессами в России.

Государством был принят целый ряд решений, в том числе несколько Федеральных Программ, одной из них является «Социальная поддержка инвалидов», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации N 59 от 16.01.95 г. В стране создан институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов. Серьезным достижением в этой области является организация в России многопрофильных государственных реабилитационных центров, разнообразных по организационному принципу.

1 См.: Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. — Саратов, 1996.

2 См.: Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. — Саратов, 1996. 3 и по механизму финансирования. Анализ результатов многих реализованных проектов и программ показал их невысокую эффективность при значительной финансовой затратности. Не все реабилитационные центры имеют возможность грамотно работать с семьей в целом. И родители, и специалисты сосредотачивают все усилия, в основном, на ребенке, стремясь, тем самым, «довести ребенка до условной нормы». Но развитие семьи при этом становится несколько однобоким, деформированным, в том числе и в ценностном отношении.

Из всего вышесказанного следует, что одним из главных аспектов жизни семьи и работы с семьей должен являться ценностный аспект, так как тогда влияние мер, направленных на помощь, реабилитацию и развитие семьи с ребенком-инвалидом будет более успешным. Если основные ценности и их иерархия в семье с ребенком с особенностями развития будут приближены к обычной семье, то можно считать, что реабилитационный процесс для данной семьи проходит успешным образом.

Применительно к семье следует остановиться на тех ценностях, которые наиболее актуальны и значимы для индивидуумов как членов семьи и как выразителей интересов семьи.

Такие ценности можно сформировать по группам: Жизненно важные — здоровье, дети, продолжение рода, жизньСоциальные — семья как ценность, забота о членах семьиМатериальные — работа как источник доходов, жильеДуховные — любовь, доверие, дружба и др.

Что же такое семья с точки зрения ценностей, которыми руководствуются люди, создающие ее?

Во-первых, в семье формируется личность на основе базовых личностных характеристик (заданных как биологически, так и сформированных в результате воспитания родителями) и фундаментальных ценностных предпочтений (сформированных семьей и культурной средой, в которой проживает семья). От того, какие ценности будут заложены в ребенка, зависят качественные характеристики гражданина России. Очевидно, что раз это так, то в семье человек должен находить для себя что-то, что давало бы ему силы, комфорт, защищенность и что-то еще, что для каждого человека может быть индивидуально. То есть, семья должна представлять для человека определенную ценность, причем такую, которую не может ему дать другая система отношений (например, жизнь в одиночестве, отношения в коллективе на работе).

Во-вторых, само социальное самочувствие семьи зависит от набора тех ценностей, на которые она ориентируется.

В-третьих, семья — это своего рода место, где человек может (и должен!) чувствовать себя в безопасности, и в окружении людей, дающих ему эту безопасность. В экзистенциальной модели представлений о человеке безопасность является одним из условий развития и активности человека как индивидуума, как члена своего общества.

В-четвертых, семья — это показатель социального статуса человека. От того, насколько успешно функционирует его семья как коллектив, можно судить и о самом человеке как о лидере данного коллектива, и ценности его семьи для других семей.

В-пятых, семья — это коллектив, состоящий из представителей разных поколений, в которых ценности, стереотипы поведения, культурное наследие имеют свое развитие и динамику (жизненный цикл). Следует учитывать и то, что люди, вступающие в брак, являются представителями своих семей, что запускает определенные механизмы взаимодействия «культур» каждой из семей.

Таким образом, семья выступает важным социальным институтом, имеющим типичный набор ценностей и их иерархию в процессе жизни. Однако эта иерархия меняется, если в семье появляется ребенок-инвалид. Исследование динамики иерархии ценностей представляется важной не только практической, но и теоретической задачей, ибо от ее понимания и решения зависят и социальная политика государства, и возможности атипичной семьи приблизиться к семьям типичным.

Семьи с ребенком-инвалидом относятся к категории социально-незащищенных семей, к ним же относятся и некоторые другие семьи, для которых государство разработало ряд мер для их поддержки. Таким семьям гораздо труднее занимать высокие статусные позиции, как вследствие финансовых проблем, так и вследствие нарушения связей, возникающих в семье на почве появления ребенка-инвалида. Исследование ценностных ориентаций таких семей является актуальной задачей современной социологии.

Степень разработанности проблемы.

Социологические вопросы семьи всегда занимали важное место в научной литературе. Диапазон воззрений на семью в истории человеческой мысли весьма велик: от Платона, для которого в идеальном государстве жены и дети должны быть общие, до «Семейного кодекса Российской Федерации», регулирующего семейно-брачные отношения в современных условиях. За редким исключением, во все времена и у всех народов семья рассматривалась как ценность, а семейные ценности были приоритетными. Среди наиболее ярких представителей мировой культуры, разделявших такой подход, можно назвать Конфуция, Аристотеля, Августина Аврелия, Канта, Гегеля, Маркса, Энгельса, В. Соловьева, Н. Бердяева и других.

В подавляющем большинстве исследований рассматривалась среднестатистическая типичная семья, структура и состав которой характеризовали культуру законы и культуру общества. Семья атипичная, то есть такая, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ребенок-инвалид), стала рассматриваться и изучаться социологами и другими исследователями лишь в последнее время.

Вопросов истории семьи как общественного института, касались такие авторы научных традиций социальной мысли XIX в. как Л. Г. Морган.

Древнее общество"), Ф. Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства») др.;

В то же время, несмотря на, казалось бы, исчерпывающее осмысление данной проблематики, внимание ученых к ней не только не ослабевает, а, наоборот, в последние годы возрастает.

Ценности семьи исследуются повсеместно. Из зарубежных источников можно упомянуть следующие: Ф. и Д. Гис «Брак и семья в средние века» — М., 2002; А. Карлсон «Общество — Семья — Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход» — М., 2003; П. Бергер «Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе» — Вестник Московского Университета, серия 18, Социология и политология, 2003, N 3.

В отечественной социологической традиции в конце XIX — начале XX вв. наблюдалась первая волна всплеска интереса к научному осмыслению развития института семьи (М.Ковалевский, П. Сорокин). Такие работы, как монографии С. И. Голода «Эволюция семьи и брака: историко-социологический анализ» (1997), Л. Карцевой «Российская семья на рубеже двух веков» (2001) и другие позволяют пронаблюдать семью в динамике исторического развития. А потребность в осмыслении социальных процессов, которые происходили в семейно-родственных отношениях и которые вызвали коренные трансформации и семье в конце XIX — начале XX вв., привела к всплеску научного интереса к исследованию семейной динамики в то время.

Проблему адаптации человека к его окружению исследовал Г. Спенсер, который рассматривал общество как социальный организм и соответственно адаптацию индивидов как постоянное достижение равновесия организма (индивида) со средой (обществом).

Содержание адаптационных процессов и их место в общественной жизнедеятельности рассматривалось также в трудах таких представителей классической социологии, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

Дюркгейм3 не использовал термин «адаптация», он изучал приспособление внутренней организации человека к существующим нормам (подчинение индивида нормам).

М.Вебер4, признавая роль социальной нормативности, обратил в то же время внимание на вопрос соответствия или несоответствия социальных норм интересам и ожиданиям человека.

Индивид ищет наиболее подходящие для него нормы среди социальных ценностей и также самостоятельно видоизменяет и творит их. Вебер рассматривает их как целерациональное, так и ценностно-рациональное поведение, причем в таком варианте приспособление человека к обществу также является источником социального прогресса. Однако описанная М. Вебером деятельность, построенная на достижении индивидуального блага и применения без учета интересов других индивидов могла нарушать равновесие общества. Т. Парсонс рассматривает процесс взаимодействия общества и индивида как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных в систему. Этот процесс построен на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды.

Поэтому, в соответствии с его представлениями, адаптация — это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества (гомеостаз).

Под гомеостазом понимается равновесие социального организма или системы, восстанавливающих свое стабильное состояние, невзирая на внешнее воздействие.

Но общество представляет собой только относительную стабильную систему. В силу этого адаптация индивида осуществляется также противоречиво и конфликтно. Р. Мертон5 рассмотрел индивидуальные пути.

3 Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения. — Социологические исследования, 1991, № 2.

4 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии\ Избранные произведения. — М., 1990.

5 Мертон Р. Социальная теория и социальная струюура\ Социологические исследования, 1992, №№ 2,3. адаптации индивида к обществу, исходя из фактора принятия или непринятия им ценностей данного общества и путей их достижения.

Автор рассматривает адаптацию индивидов и как приспособления к нормам общества, и как бунт против них. Его типология, в рамках которой только конформизм не является девиантным, а все остальные варианты демонстрируют формы отклоняющегося поведения, очень наглядно, хотя и несколько упрощенно, показывает механизмы девиации.

На основе работ отечественных авторов, Л. Р. Король выделила такие аспекты адаптации:

— адаптация как процесс приспособления к новой среде;

— как результат приспособительного процесса;

— как способ достижения каких-то целей и приобретения пользы для индивида;

— как достижение равновесия между субъектом и средой, как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида.

В.Франкл6 оспаривал идею адаптации и говорил, что человеку требуется борьба за какую-то цель, идею, достойную его.

Адаптироваться необходимо не только индивиду, но и группе (семье, например). Адаптация — это процесс активного движения поиска путей, а не только приспособление.

Что касается современной российской семьи, то здесь нельзя не упомянуть влияние западных процессов развития общества на российского человека. Социалистическое общество, в котором выросло и сформировалось не одно поколение, да и во многом вся история русского народа на первый план выводит доминирование общественных интересов над личными. Так как семья — это тоже своего рода маленькое общество, то доминирование общественного в семье над личными интересами каждого члена семьи также.

6 В Франкл. Человек в поисках смысла. — М., 1993 является важным фактором. На Западе же тенденция к индивидуализации личности, к независимости, к личной свободе ведет к еще большему усугублению данной проблемы. Современная молодежь стремится создавать семьи, основываясь не на коллективных, а на личностных интересах. Ценности при этом могут оставаться те же самые, но акцент смещен в сферу личных интересов.

Ценностные ориентации как основа философии жизни индивида были изучены М. Рокичем7. Он разработал методику изучения ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности — цели и ценности-средства. Получила известность и диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, в которой понятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентаций интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований, в том числе Д. А. Леонтьевым.

У классиков теории повседневности рассматриваются такие системные ценности как патриотизм, любовь к Родине, мораль. Эти ценности можно отнести к надсемейным, хотя, безусловно, при выборе партнера ими нельзя не руководствоваться. Повседневные ценности, бытовые и все, что под этим понимается — забота о родных, детях, благоустройство жилья, работа, секс и.

7 Д. А. Леонтьев Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени.

Интернет др. выходят здесь на первый план, так как именно эта сфера, по их учению, приобретает для индивидов особую значимость. Давно уже стало понятным, что только лишь при достижении определенного уровня комфорта в. личной, а также и в семейной жизни, человек может быть адекватно и гармонично социально активным в надсемейных сферах жизни общества.

У. Томас и Ф. Знанецкий в своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918;1920) представили теорию, ядро которой — понятие социальной ситуации, включающее в себя три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности) — установки индивида и группыопределение ситуации действующим лицом. Главное внимание в названной работе уделено анализу соответствия второго и третьего элементов. Если определение ситуации индивидом не совпадает с групповыми ценностями, то возникает социальная дезинтеграция, порождающая многие болезни современного общества. Определение ситуации на групповом уровне дает представление о нормах, законах, ценностях. Определение ситуации индивидом, исходя из его собственных установок и нормативных (ценностных) предписаний группы, свидетельствует о его приспособляемости к ней, о степени конформности индивида.

А.Г. Здравомыслов привлек внимание к взаимосвязи трех важнейших понятий: потребности, интересы, ценности. Ценностное восприятие, по его мнению, действительно порождает мотивацию действий и поступков. Вслед за У. Томасом и Ф. Знанецким, и М. Рокичем ценности рассматривали Q.

Н.И.Лапин и Л. А. Беляева .

В настоящее время внимание к проблемам успешного функционирования семьи усиливается. Появилось значительное количество работ социологов, психологов, медиков, посвященных самым разнообразным, в том числе и аксиологическим, аспектам семьи.

8 Н. И. Лапин и Л Л Беляева Ценности современного мира — М., 1994.

В работах Н. Г. Аристовой, М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомысловой, Г. И. Климантовой, Л. Р. Король, Н. И. Лапина, А. В. Носковой, И. В. Родиной, Т. В. Фомичевой, Т. Н. Юдиной и др. рассматриваются вопросы истории и современности семьи, а также семейные ценности, включая аспекты формирования семейных ценностей современной молодежи, современной российской семьи и семьи с ребенком-инвалидом.

По мнению Э. Гидденса9, появление постсовременной семьи ознаменовано сменой идеала любви. Романтический идеал, связанный с продолжающимися на протяжении всей жизни супружескими отношениями и экономической зависимостью женщины от мужчины, сменился идеалом «чистых отношений» в которых на первое место выходит ценность интимности, предполагающая эмоциональную открытость друг другу и даже равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, вообще не строятся с целью брака или сожительства. Совместная жизнь продолжается до тех пор, пока сохраняется взаимная эмоциональная удовлетворенность.

В противовес авторам, наблюдающим тенденцию к актуализации ценностей семьи, А. Хохшильд10 считает, что семья вытеснена на периферию, некогда заниматься семьей, акцент сместился на работу. Его работа датирована 1997 годом, что вполне отражало состояние американской социальной жизни того времени.

Современные исследования, проведенные российским исследователями, более полно отражают картину жизни (включая и ценности) и положения в обществе социально-дезадаптированных и типичных семей. По данным, представленным Г. И. Климантовой и Т.К. Ростовской11, с 1992 по 2003 гг. число инвалидов в населении России выросло в 2,8 раз, с 3,9 млн. чел. до 11 млн. чел. В 2002 г. насчитывалось Giddens Л. The transformation of intimacy Sexuality lore & erotism in modern society.-Cambridg: Polity press, 1995.

10 Hochshild Л. The time bind. When work becomes home aid home becomes work. — New York: Metropolitan books, 1997. И. И. Климаитова, Т. К. Ростовская. Молодая семья-демографический ресурс России. — М.: Изд-во РГСУ, 2008 более 600 тысяч детей-инвалидов, численность которых за предшествующие 10 лет выросла в 4,6 раз.

Российские медики пришли к выводу, что качество молодых поколений хуже, чем предыдущих.

В работе приведены результаты исследований по количеству браков, разводов, составу семьи, ее характеристик, рождаемости, а также выявлены проблемы молодых семей:

— ошибочные мотивы вступления в брак;

— низкий уровень предбрачной подготовки;

— сохранение уже созданной семьи;

— расширение семьи;

— материально-экономические;

— досуговая деятельность;

— социально-психологические нарушения взаимоотношений.

Вместе с анализом ситуации в работе приводятся и программы поддержки семьи — как российские, так и зарубежные.

Е.И. Холостова в работе «Социальная работа с дезадаптированными детьми"12: отмечает, что для современной жизни такие ценности как дети, любовь, семья и брак являются наивысшими (ценности профессия, образование, родина, свобода стоят на более низких статусных позициях).

В работе «Состояние и перспектива развития семьи. Теоретико.

11 типологический анализ, эмпирическое обоснование" (авторы Голод С., Клецин А.) развитие семьи рассматривается с точки зрения изменения семейных ценностей в историческом процессе. Авторы, а также В. Гуд и Р. Раппопорт говорят о постепенном переходе от традиционной (патриархальной) модели с четко выраженной половозрастной субординацией к детоцентристской (переходной) семье. Для такой семьи характерны «возвышение ценностей частной жизни, эмоциональных.

1гЕ И Холостова'2. Социальная работа с дезадаптированными детьми. Учебное пособие — М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г.

13 Голод С, Клецин, А 13 Состояние и перспектива развития семьи Теоретико-типологический анализ, эмпирическое обоснование. СПб, 1994. отношений и гипертрофированная ценность детей". И затем, в последнее время можно наблюдать тенденцию к формированию «супружеской (эгалитарной) семьи», которая описывается как «личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями (адаптационный синдром, интимность, автономия)».

Формированию семейных ценностей православия посвящена коллективная монография под ред. Г. И.Климантовой14. В ней подробно рассмотрены проблемы духовной и социальной жизни современной России на примере подходов к проблеме семьи русской православной церкви, показаны традиционные ценности российской семьи.

В рамках понятия дезадаптированой семьи вопросы семейных ценностей исследовали Е. И. Зритнева, В. В. Солодников. Работа В. В. Солодникова («Социология дезадаптированной семьи» — СП-б: «Питер», 2007) показывает довольно полную картину состояния жизненных проблем социально-дезадаптированной семьи. Представлена широкая палитра уникальных результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями в данной области знания, описаны основные тенденции в изменении семейных отношений как в России, так и за рубежом, содержащие подробные количественные (в том числе статистические) данные. К сожалению, несмотря на то, что данное издание датировано 2007 годом, о том, что семью с ребенком-инвалидом также можно отнести к социально-дезадаптированной семье, говорится буквально в одном абзаце.

Анализ имеющейся литературы показывает, что специальных исследований по проблеме специфики формирования ценностных ориентаций в семье с ребенком-инвалидом не проводилось. Вместе с тем, можно выделить несколько групп работ, авторы которых рассматривали, Формирование семейных ценностей гравославия (метолики, технологии) Коллективная монография под ред. Г. И. Климантовой — М: Шд-во РГСУ.2006. разрабатывали или затрагивали различные аспекты семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ребенком-инвалидом).

Влияние экономических и социально-политических факторов на формирование ценностных ориентаций семьи в аспекте ценности здоровья анализирует И. С. Ларионова. Связанная с нарушением здоровья ребенка, проблема семейной реабилитации исследована А.Л.Ершовым15. Вслед за американским ученым Г. Доманом, А. Л. Ершов считает, что реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует проводить в семье. В работе представлен научный подход к работе с семьей и подготовке родных к реабилитации ребенка в семье, а не в медицинском учреждении.

Наиболее близкими к теме диссертационного исследования явились работы:

— работа «Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи», проведена И. Э. Ермашенковым (2001 г., МГСУ);

— работа «Управление процессами медико-социальной реабилитации и социализации детей-инвалидов с церебральным параличом», проведенная Т. В. Каграмановой (2003 г., МГСУ);

— работа «Организационная модель комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями», проведенная Н. С. Роберт (2004 г., ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения РФ) — работа «Здоровье как социальная ценность», проведена И. СЛарионовой (2004 г., МГСУ).

В проведенных исследованиях авторы представили обширные статистические данные, подтверждающие тезис о том, что ребенок-инвалид оказывает специфическое воздействие на свою семью. Это воздействие отличается от влияния здорового ребенка по различным параметрам. Как следствие, семья испытывает на себе многофакторный стресс. Авторы.

15 Ершов A JI Семейная реабилитация детей с заболеваниями нервной системы: Пособие для родителей. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2005. приходят к выводу, что необходимы широкомасштабные программы реабилитации как самих детей, так и семей, в которых находится ребенок-инвалид.

Однако многие проблемы, связанные с темой диссертационного исследования, остаются малоизученными и не до конца проясненными. Нет единства в толковании ключевых понятий — «семейная ценность», «ценностная ориентация семьи», «реабилитация семьи с ребенком-инвалидом» и др. Большинство исследователей в качестве объекта своего исследования берут нормальную, типичную семью, ценности которой не всегда совпадают с ценностями семьи атипичной. Тем не менее, поскольку таковые семьи существуют, они не должны выпадать из поля зрения ученых, должен наращиваться поиск путей приближения такой семьи к семье типичной. Но для этого необходим всесторонний анализ специфики формирования ценностных ориентаций атипичной семьи, выработка методологических принципов обеспечения ее нормального функционирования и жизнедеятельности.

Таким образом, данное исследование предполагает занять определенную нишу в теоретическом осмыслении вышеописанных проблем и вопросов. Это позволит представить семью с ребенком-инвалидом более полноценным элементом общества, а понимание проблем атипичной семьи и внимание к ее нуждам со стороны общества даст возможность такой семье быть более успешной в социуме.

Цель исследования — на основе анализа особенностей ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом разработать направления ее адаптации, позволяющих гармонизировать жизнедеятельность семьи с ребенком-инвалидом.

Объект исследования — ценностные ориентации семьи с ребенком.

Предмет исследования — особенности ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом (атипичной семьи).

Задачи исследования:

• Выявить ценностные ориентации семьи в свете ценностно-системного подхода;

• Выявить специфику ценностных ориентаций типичной и атипичной семей;

• Выявить аксиологические особенности семьи с ребенком-инвалидом и показать специфику ее взаимодействия с социальной средой;

• Выявить общее и особенное в потребностях, интересах, смысложизненных ценностях и мотивах поведения семьи с ребенком-инвалидом и типичной семьи;

• Предложить направления гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом и методы сближения иерархий ценностей атипичной и типичной семей.

Теоретико-методологическая база исследования.

В данной работе использовался ряд теорий и методологических подходов, разработанных в классической и современной социологии: структурно-функциональный и системный анализ (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.), социологическая теория социокультурных изменений и методологический принцип, отстаиваемый П. Сорокиным, о нелинейном характере социокультурных изменений. В представленной работе автор опирается на ключевые идеи и парадигмы, нашедшие свое отражение в трудах современных отечественных и зарубежных ученых по аксиологии, тендерной социологии, социологии социальной сферы, позволяющих выявить тенденции в динамике ценностей современной российской семьи.

Особую ценность для исследования имели принципы объективности, единства теории и практики, диалектического анализа предмета исследования, деятельностный и личностный подходы.

Эмпирической базой исследования послужило проведенное в 2006;08 гг. автором исследования интервьюирование родителей типичных семей, проживающих в г. Москве, чьи дети посещают обычный детский сад или обычную школу (N-98 человек), и родителей детей с ребенком-инвалидом (N-152 человека), также жителей г. Москвы. Все семьи были с двумя родителями.

В работе также использовались результаты анализа статистических данных и исследований сфер жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, проведенных Саратовским государственным техническим университетом.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации отражена как в постановке проблемы, так и в ряде новых, и включающих элементы новизны, положений:

• Выявлены ценностные ориентации семьи в свете ценностно-системного подхода;

• Выявлено, что семья с ребенком-инвалидом имеет существенную специфику в ценностных ориентациях;

• Рассмотрены особенности семьи с ребенком-инвалидом и показана специфика ее взаимосвязи с социумом;

• Установлено общее и особенное в потребностях, интересах, смысложизненных ценностях и мотивах поведения типичной и атипичной семей;

• Обозначены направления изменения общественного сознания по гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом в современных условиях, а также уточнены и дополнены методы сближения иерархий ценностей атипичной и типичной семей.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Ценностные ориентации семьи в свете ценностно-системного подхода представляют собой структуру тесно взаимосвязанных элементов предпочтений, интересов, мотивов, потребностей). Такой подход позволяет исследовать ценностные ориентации типичной и атипичной семей, иерархию ценностей в течение их жизненного цикла, а также потребности и специфику межличностных отношений в них. Ценностно-системный подход позволяет выработать наиболее эффективные способы успешного преодоления отторжения социумом атипичных семей.

2. Специфика ценностных ориентаций семьи с ребенком-инвалидом заключается в существенном различии иерархии ценностей, которые выстраиваются по степени значимости и смыслам, вкладываемым в содержание их набора. Ценность «здоровье ребенка» становится доминирующей и соподчиняющей другие ценности в иерархии ценностей атипичной семьи, тогда как в типичной семье эта ценность не несет такой высокой значимости.

3. Существенной особенностью аксиологического содержания жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом выступает ее доминирующая ориентация на здоровье ребенка. Специфика взаимодействия семьи с ребенком-инвалидом с социальной средой заключается в том, что семья идентифицирует себя как отчужденную (атипичную). В результате этого семья испытывает трудности в успешном функционировании в социуме.

4. Общее и специфика в потребностях, интересах, смысложизненных ценностях и мотивах поведения типичной и атипичной семей складываются из портретов личностей (членов семей) их составляющих. Анализ потребностей, интересов, смысложизненных ценностей и мотивов поведения членов семьи позволяют отнести каждого из них к определенному типу личности (гармоничная, дисгармоничная: «серая», инфантильная, психотическая). У ребенка-инвалида ценности и иерархия ценностей, присущие детскому периоду, сохраняются продолжительное время (а нередко и всю жизнь), влияя тем самым на динамику развития и ценностный потрет семьи.

5. Авторский подход к гармонизации жизнедеятельности семьи с ребенком-инвалидом позволяет разнообразить спектр современных направлений эффективной реабилитации семьи с ребенком-инвалидом, выработать оптимальный путь сближения иерархии ценностей атипичной и типичной семей. Ключевым направлением в этом процессе является комплексный средовой подход. Основным содержанием этого подхода выступают методы иппотерапии и арттерапии, ядро и гуманистическую основу которых должны составлять духовные ценности. Использование обозначенных направлений и насыщение методов ценностно-духовной составляющей позволит атипичным семьям успешнее функционировать в обществе.

Научно-практическая значимость исследования.

На основе сделанных в ходе исследования выводов сформулирован ряд теоретических и практических рекомендаций и предложений по организации реабилитационной работы с семьями, в которых есть дети-инвалиды, а также со взрослыми людьми, которые имеют статус инвалида. Рекомендуемые методики прошли испытание в различных медицинских и реабилитационных учреждениях.

Полученные выводы и результаты могут быть использованы при изучении социологических, социально-педагогических проблем обучения детей и взрослых с особенностями развития, а также при организации их социальной адаптации к жизни в социуме. Сформулированный подход и теоретические идеи могут быть полезны при проведении учебных курсов и спецкурсов по социологии и социальной работе, а также в дальнейших исследованиях в области теории ценностей применительно к деятельности социальных работников.

Структура и объем работы определяются задачами и логикой диссертационного исследования, состоящего из введения, двух глав, заключения, двух приложений и списка литературы.

Заключение

.

1. Появление на свет ребенка-инвалида оказывает воздействие на специфику формирования ценностей в семье.

Семья как общественная и социальная единица проходит определенные этапы своего развития. Общество оказывает на семью влияние посредством исторического и культурного наследия, а также политического устройства. Семья, в зависимости от своего состава, а также ресурсов имеет определенный статус в обществе. Этот статус может меняться. Развод супругов, смерть одного из супругов, другие события могут серьезно повлиять на динамику развития семьи. Как следствие, нормальное течение жизни семьи может быть нарушено.

Семьи с ребенком-инвалидом составляют довольно многочисленную группу социально незащищенных семей. Здоровье ребенка является существенным ресурсом для продолжения рода семьи и для обеспечения семьи всем необходимым для развития и процветания. Если ребенок рождается или на первых годах жизни попадает в группу детей с особенностями развития, т. е. в группу детей с сильно нарушенным здоровьем, то нормальное течение развития семьи сильно нарушается. Ресурсные потоки перераспределяются. Связи и отношения между членами семьи также претерпевают существенные изменения. Все эти процессы затрагивают ценности, на основе которых выстраивает свою жизнь каждый член семьи. К обычным кризисам, которые проходит каждый человек в процессе своей жизни как индивид и как член семьи добавляется и кризис ценностей. Как правило, с этим кризисом семье справиться в одиночку достаточно трудно, почти невозможно. В силу того, что ребенок-инвалид,.

160 достигающий возраста, когда обычные дети могут посещать учебные учреждения (сад, школу и затем институт), не может посещать обычные детские учреждения. Он нуждается в специализированных реабилитационных учреждениях, особенно в первые годы жизни и в дошкольный период.

Государство тратит значительные суммы бюджета на поддержание социально незащищенных семей. Тем не менее, в силу того, что таких семей много, помощь, которая в итоге доходит до семьи, как правило, очень мала. Вследствие того, что семья с ребенком-инвалидом часто не имеет возможности вести полноценную жизнь, то все ее члены попадают в своеобразную социальную изоляцию. Родители ребенка-инвалида отличаются от людей из других семей, попадающих в категорию социально-незащищенных (к которым относятся пожилые люди, люди с низким достатком, люди, ведущие девиантный образ жизни). Эти родители, как правило, молоды, хотят и умеют работать, но в силу необходимости постоянного ухода за ребенком вынуждены быть изолированными от активной жизни общества.

Вследствие этого ценностный мир таких людей подвергается серьезному воздействию. Иерархия ценностей атипичной семьи становится отличной от типичной. Помочь родителям и их детям выйти из кризиса призваны реабилитационные учреждения, где не только с детьми, но и с родителями проводятся специальные занятия.

2. Задача общества и государства, учитывая особенности жизни семьи с ребенком-инвалидом и его нужды, организовать реабилитационные меры таким образом, чтобы семья с таким ребенком чувствовала себя полноценным элементом общества. А динамика ценностей такой семьи была бы идентичной динамике ценностей семьи с обычным ребенком.

Для решения этой задачи необходимо внимательное изучение ценностного мира каждого человека и ценностного мира семьи. Анализ иерархии ценностей, а также особенности личности каждого члена семьи позволит специалистам, работающим с семьей, найти правильный подход, составить индивидуальную, уникальную для каждого программу реабилитации. Осуществляя необходимые медицинские мероприятия, необходимо помнить, что душа человека нуждается в духовной пище не меньше, а то и больше, чем во всем остальном. Если у человека правильным образом сформированые основные смысложизненные ценности, то его активность будет иметь позитивный и созидательный характер для себя и для общества.

Использование в работе с человеком и семьей ценностно-системного подхода позволит решать поставленные задачи наиболее эффективно. Для этого необходимо глубокое знание специалистами по реабилитационной работе философских и психологических аспектов процесса формирования личности человека, динамики развития личности в процессе ее жизни.

3. Путями успешной реабилитации семей с ребенком-инвалидом могут быть:

Создание средовых центров реабилитации, опора на методы реабилитации, способствующие максимальному раскрытию личности в соответствии с гуманистическими ценностями, культурой русского народа, формирование у семей с ребенком-инвалидом адекватных представлений о мире и жизни в соответствии с иерархией ценностей, характерной для современной семьи с обычным ребенком (детьми). Привлечение международного опыта в этой сфере.

Введение

в практику института гувернерства. В семье фактически будет появляться еще один член семьи. Желательно, чтобы оплата его труда, хотя бы частичная, осуществлялась за счет государства. Подготовка таких специалистов в соответствующих учебных заведениях, разработка программ # обучения и подготовки таких специалистов.

Привлечение большего количества людей, влияющих на развитие общества — из политики, бизнеса, культуры к решению проблем атипичных семей, на основании общечеловеческих духовных ценностей как возможности формирования действительно гуманного общества, стремящегося себя поддерживать и развиваться в здоровом высоко духовном русле. Популяризация идеи о том, что благотворительность для бизнесменов — естественный, очевидный способ реализации своих духовных ценностей. Направленная на поощрение благотворительности политика государства позволит существенным образом повлиять на отношение к семьям с ребенком-инвалидом здоровой части общества, способствовать повышению степени комфорта бытовой жизни людей в этом нуждающихся. То, что нам дано от природы — здоровье, особенно физическое, может быть не у всех. Но приспособить бытовую жизнь (построить пандусы для колясок, обеспечить современными средствами передвижения тех, кто не может двигаться сам и т. д.) для всех людей — задача тех, кто может это сделать, т. е. здоровых.

Изменение отношения общества здоровых людей к больным. Этому должно способствовать широкая просветительская деятельность, а также разработка более эффективных программ адресной помощи семьям с ребенком-инвалидом. Например, предоставления льгот и помещений для реабилитационных центров, как государственных, так и негосударственных. Открытие интеграционных садов и школ, где процент детей с особенностями развития был бы более высоким, нежели в тех, что существуют сейчас.

Ассимиляция больных людей в общество здоровых путем формирования гармоничного общества, основанного на общечеловеческих ценностях, где духовные, семейные ценности стоят на высших позициях в иерархии ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. М., 1998.
  2. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 1997.
  3. Г. М. и др. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978.
  4. В.Г. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. М.: ИС РАН, 1989. — 180с.
  5. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-255 с.
  6. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1983.
  7. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -С.ЗО.
  8. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — С.17−19.
  9. О.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Формирование гуманистического мировоззрения студентов. Сборник научных трудов. — Смоленск, 1999 .
  10. Ю.Барулин B.C. Социально философская антропология. — М., 1994.
  11. П.Беляева JT.A. Социальная модернизация в России в конце XX века. -М.:ИФ РАН, 1997.- 171 с.
  12. А. Два источника морали и религии. М., 1994.
  13. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М, 1995.
  14. Н. А. Философия неравенства. — М., 1991.
  15. Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. -М., 1999.
  16. Бестужев-Лада И. В. Структура потребностей и социальные качества личности // Исследования сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. Вып.8. М.: ИСИ, 1990-
  17. Бизнес есть бизнес. М., 2005.
  18. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход//Вопросы философии, 1978. № 8.-С.47.
  19. Большая Советская Энциклопедия С. Пб, 1998 г., с. 1082
  20. О.А. Молодежная субкультура: причины возникновения и ценностные ориентации Ростов-на-Дону: Институт нар. хоз-ва, 1990. Деп. в ИНИОН РАН.
  21. М. Психотерапия творческим самовыражением. -М., 1991
  22. М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произв. — М., 1990.
  23. Н. Избранные труды. М., 1991
  24. Ю.Н. Картины мира и типы рациональности \Вебер. Избранные произведения М., 1990.
  25. Н., Стаут У., Тэйлор Д. Биология. М., 1993
  26. Д. Непослушный ребенок. М., 1992.
  27. Д. Теории систем. М., 1940
  28. К. Маленькие дети их матери. М. «Класс», 1999.
  29. К., Бамберри В. Танцы с семьей. -М.: «Класс», 1997.
  30. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
  31. Всеобщая декларация прав человека. Конституция РФ. Ст. 27. Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 23 июня 2003 г.
  32. Л.С. Вопросы детской психологии. С.-П6Д999.
  33. Я.И. Социальное насилие и смысл жизни // Исследование сознания и ценностного мира советских людей в период перестройки общества. Вып. 8. -М.: ИС РАН, 1990.
  34. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990.-240 с.
  35. Н.В.- Сапрунов А.Г. Ценностные ориентации молодежи в сфере правосознания в посттоталитарном обществе. Краснодар-Москва, 1997.
  36. Гражданский кодекс РФ. М., 1998.
  37. JI.K. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. -М., 1992.
  38. .А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы. — М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
  39. П.В. Философия культуры. М., 1994.
  40. К.Х., Комиссарова Г. А. Образование и динамика социокультурных ценностей. М.: Товарищество науч. изд-ва КМК, 2000. — 74 с.
  41. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: Дискриминируемое меньшинство?\Социолог. Исследования, 1992, № 5.
  42. И.Л. Новейшие психотехнологии влияния на людей. -М., 2002.
  43. .И. Эмоция как ценность. 1978.
  44. Г. Если у вашего ребенка повреждение мозга. М., 2007.
  45. .В., Зорская Н. А. Молодежь в ситуации социального перелома // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения / Интерцентр ВИИАН: бюл. М., 1994, № 2.
  46. Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. — 1991. № 2.
  47. И.Э. Влияние ребенка с задержкой психического развития на социально-психологический климат семьи. Автореферат диссертации. М.: МГСУ, 2001.
  48. Ж. «Психиатрия», Т.1, 1990
  49. Закон РФ «О гражданстве» от 28 ноября 1991 г. ст. 1.50.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Актуальные проблемы исторического материализма. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  50. М. Семья и личность. -М.: Прогресс, 1986. 137 с.
  51. О.И., Бобнев- М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  52. Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции. М, 1981.
  53. Г. И., Ляшенко В. П. Философия права. М.: Гардарики, 2007.
  54. М.М. Принципы социальной работы. Психологический журнал. Т.2., М, 1984
  55. И. Сочинения в 6-и т. М.: Мысль, 1965.
  56. С.Н. Социальное управление процессом комплексной реабилитации инвалидов. Автореферат. -М.: МГСУ, 2003.
  57. С.В. Развитие политики государственной социальной поддержки семей с детьми. М, 2003.
  58. И.В. Ценностный мир семьи с ребенком-инвалидом. -Ученые записки РГСУ, № 3, 2008 г., 1п.л. (журнал из перечня ВАК)
  59. И.В. Гуманистические и аксиологические функции иппотерапии. Актуальные проблемы гуманизаци современного социального образования. Материалы Третьих годичных чтений Гуманитарного факультета МГСУ 24−25 января 2004 года.
  60. И.В. Переживание образа лошади в творчестве людей с особенностями в развитии важный этап в иппотерапии. Сборник докладов и выступлений на 3 Международной всероссийской иппотерапевтической конференции 25−28 апреля 2002 г.
  61. И.В. Использование арттерапии для развития партнерства в реабилитационной работе с душевнобольными.- Материалы педагогической конференции МГППУ, 2004 г.
  62. Karpenkova I. Art therapy and ist influense on man in medical riding. 10 INTERNATIONAL CONGRESS OF HIPPOTERPY. Abstracts. France, 2000.
  63. И.В. Творчество и взросление личности в реабилитационном процессе. Ж. «Психология зрелости и старения». — М.: «Центр Геронтолог», № 1, 2001.
  64. И.В. Реабилитационный процесс — направленное воздействие на гармонизацию личности. Ж. «Психология зрелости и старения». М.: «Центр Геронтолог», № 2, 2001.
  65. И.В. Социально-экономическая игра «Город» как вариант организации детского самоуправления. Методические рекомендации. -Калуга, 2001. (В соавторстве)
  66. И.В. Комментарии психолога. Ж. «МАФИА». Московского финансового института финансовой академии. № 2, 2006. (В соавторстве)
  67. М.Н. Социально-духовные ценности и проблемы молодой семьи. Чебоксары, 1999.
  68. Н. НЛП в повседневной жизни. М., 2003
  69. В.А. Проблема ценностей в творчестве: Автореферат диссертации. -М.: МГУ, 1999.
  70. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  71. Конституция Российской Федерации. М., 1991.
  72. Краткая философская энциклопедия. Статья «Принцип». М., 1998.
  73. Краткая философская энциклопедия. Статья «Ценности». М., 1998.
  74. . Не говори ребенку ты плохой. — М., 2003.
  75. В.П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии// Вопросы философии.- 1980.-№ 1.- С. 53.
  76. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования 1993, № 9.
  77. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. редакторы Н. И. Лапин, член-корр. РАН, Л. А. Беляева, к.ф.н. — М.: Эдиториал УРСС, 1996. 221 с.
  78. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Книги с 6 по Ю.-С.-Пб. 2000−2006 гг.
  79. И.С. Здоровье как социальная ценность. Автореферат диссертации. М.: МГСУ, 2004.
  80. И.С. Философия здоровья. М.: Гардарики, 2006.
  81. Л.Д. Практика арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий. С.-Пб, 2003
  82. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции//Вопросы философии. 1996.- № 4.
  83. П.Ф. Семейная жизнь ребенка // Избр. пед. соч. Т.1. — М., 1981.
  84. Л.В. Социальные стереотипы как явление духовной культуры / Философия и сознание. Красноярск, 1995.
  85. Н.О. Ценность и бытие //Бог и мировое зло. М., 1994.
  86. Р. Расколотое Я. М., 2002.
  87. Г. Маскотерапия как метод работы с душевнобольными. — М., 1999.
  88. А.С. Трудовое воспитание. М., 1985.
  89. Е. Преодолеть страх. М., 1996.
  90. М.В. и др. Иппотерапия: эффективный метод реабилитации лиц с умственной отсталостью. — М.2005
  91. Г. В. Принцип ценности человеческой жизни как регулятор нравственных отношений в медицине. Омск, 1997.
  92. С.И. Социальная справедливость в системе ценностных ориентаций современной молодежи России. М., 1996.
  93. JI.C. Государство в ценностном измерении. М., 1998.
  94. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1999.-430 с.
  95. Н.Н. Человек. Среда. Общество. М., 1992.
  96. Моральные ценности и личность. М.: МГУ, 1994. — 120 с. 9 8. Мыс л ивченко А. Г. Феномен внутренней свободы // О человеческом в человеке. М., 1991.
  97. Мэй Р. Мужество творить. М., 2001.
  98. Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. М., 2006.
  99. А.В. Семья в Росси: тысячелетняя история глазами социолога.- М., 2000 г. 102. ОруэллДж. 1984.-М., 1989
  100. Г. И. Молодежь: социокультурные ориентации, проблемы занятости и безработицы, социальной защиты и адаптации // Социальная политика и социология. — 2000. — № 3. — С. 14 32.
  101. Т. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985.
  102. Платон. Диалоги. М., 1986.
  103. А.В. Ценностные аспекты социализации молодежи. Автореф. диссертации канд. филос. наук. М., 1997.
  104. Программа комплексной реабилитации и адаптации детей, подростков и молодых людей инвалидов и их семей «СОЛНЕЧНЫЙ МИР». — М., 2000.
  105. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993.
  106. Развитие и образование особенных детей. Вып.2 М.: РАО, Институт педагогических инноваций РАО, 1999.
  107. Г. Ценности жизни и культурные ценности. Кн. 1−2. -М.: Логос 1912—1913. С. 1−35.
  108. Ф. Основные формы страха. М., 1998.
  109. Н.С. Организационная модель комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями. М, 2004.
  110. К. Групповая психотерапия. М., 1998д 114. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998.
  111. А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. — Киев.: Наукова думка, 1987 156 с.
  112. Саморегулирование и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова.-Л.: Наука, Ленингр. отд-е, 1979 264 с.
  113. Семейный кодекс Российской Федерации. Сборник нормативных документов.
  114. Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. Саратов, 1996.
  115. С самого начала. Чувства родителей, узнавших о диагнозе своего ребенка. Издание фонда «Поддержка гуманитарных программ».
  116. В.И. Ценности и социальная динамика // Наука и ценности. -Новосибирск, 1987.
  117. Л.Н. Нравственно-психологические аспекты духовногоразвития личности. Саранск, 1995.
  118. Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.
  119. З.В. Ценности человеческого бытия. Учебное пособие. — Саратов: СГА права, 2001.
  120. Т.В. Ценности: теоретико-методологические основы анализа // Аспирантский сборник. Вып. 7. — М. — 1999. — С. 3 — 11.
  121. С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Л., 1991.
  122. . Человек в поисках смысла. М., 1990.
  123. В.Н. Иллюзия добра: моральные ценности и религиозная вера. М., 1982.
  124. Хрестоматия по физике. Максвелл, Планк, Эйнштейн М., 1978
  125. К.Э. Избранные труды. — М., 2002
  126. Эффективная защита прав и интересов инвалидов: руководство для инвалидов и их организаций. — Международный союз инвалидов. — Канада, 1998.
  127. Т.Н., Александрова А. В. Социокультурные ценности молодых москвичей // Социальная политика и социология. — 2000. —№ З.-С. 33−41.
  128. Юм Дж. Трактат о человеческой природе. М. Д965.
  129. И. Экзистенциальная психотерапия. М., 2000.
  130. И. Мамочка и смысл жизни. — М., 2002.
Заполнить форму текущей работой