Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культурное возрождение Болгарии (конец XVIII — XIX вв.): русский фактор

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Долгое турецкое иго обрекло болгарский народ на историческое забвение, исчезновение Болгарии с политической карты мира. Народ был лишен основ национальной самоидентичности, опиравшихся на память об историко-культурных, этно-религиозных корнях, питавших национальное самосознание. В условиях угрозы исчезновения национальной письменности, «эллинизации» болгарского языка, утраты церковной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Социокультурные факторы национального возрождения Болгарии
    • 1. 1. Исторические и духовные предпосылки русско-болгарского культурного диалога
    • 1. 2. Формирование и воспитание болгарской интеллигенции
  • Глава 2. Духовные основы возрождения Болгарии
    • 2. 1. Влияние русской болгаристики на пробуждении национального самосознания болгарского народа
    • 2. 2. Роль России в создании национальной системы просвещения

Культурное возрождение Болгарии (конец XVIII — XIX вв.): русский фактор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В начале нового тысячелетия болгарское общество переживает глубокий духовный кризис, обусловленный сменой парадигмы общественно-экономического развития, ценностных ориентиров, активизацией «культурной экспансии», как одной из составляющих современного глобализационного процесса. С особой остротой встаёт дилемма: либо сохранение своей культурно-национальной основы, обусловленной вековыми доминантами духовного развития, либо пассивное следование за иными цивилизационными моделями, утрата национальной идентичности этнических, религиозных и культурных устоев.

Человечество за всю историю своего существования и развития обогащалось культурным взаимодействием, что во многом определило и формирование общечеловеческих ценностей. В тоже время история и современная практика свидетельствует, что это взаимодействие, культурная интеграция могут быть успешными лишь при учёте социокультурной самобытности народов. Это особенно важно учитывать при анализе причин, вызывающих в общественном сознании, особенно народов восточной, евразийской ментальности, антиглобалистские настроения.

Глобализация, которая обусловлена стремлением к унификации кардинальных основ функционирования единой земной цивилизации, усилила внимание к основным центрам мировой культуры, к интеграционным процессам национальных культур вокруг своих «центров притяжения», отличающихся друг от друга прежде всего этнокультурными особенностями. Одним из таких «центров притяжения» национальных культур является евразийский, в ауре которого формировалась и развивалась болгарская культура. В «теле» этого пространства интеграционное культурное взаимодействие исторически обеспечивало болгарской культуре сохранение и развитие её самобытности. Известный болгарский философ Петко Ганчев выделяет «антропосоциоэкологическую» составляющую болгарской нации как отражение взаимодействия элементов географической и экологической среды и этносоциального культурного развития. В этом, по мнению учёного, — ключ к пониманию национальной культуры и национального характера болгарского народа. Он подчеркивает решающее социокультурное влияние евразийского пространства на историческую судьбу болгар.

Болгары как сложившаяся нация сформировались из различных бывших в евразийском пространстве этносов (славянского, угро-финского, туринского). Исторические условия формирования болгарской нации определили её тяготение именно к этому «центру притяжения», особенно когда глобализационные процессы ныне проявляются и, соответственно, воспринимаются как стремление к управлению миром из единого центра, как игнорирование культурно-национальных особенностей.

В болгарском обществе всё больше появляется осознание опасности вовлечения в чуждую историко-культурную среду, усиливается стремление к культурной интеграции прежде всего с близкими по исторической памяти, культурными корнями народами и странами евразийского пространства, особенно с Россией. В этом прослеживается неприятие культурно-ценностной унификации, установления монополярного мира, протест против ориентации правящей элиты лишь на атлантическое направление во внешней и внутренней политике.

Проблема диссертационного исследования исходит из посылов сохранения «смысла исторического существования», «общей исторической судьбы» с народами евразийского пространства, с которыми у болгарского народа общий цивилизационный вектор развития. Его сохранение равнозначно сохранению болгарской идентичности, что созвучно и национальной идее народа. Утверждение этой идеи в обществе способно обеспечить устойчивое развитие страны, не допущения вовлечения её в орбиту чуждых геополитических пространств, пытающихся её ассимилировать. Актуальность проблемы исследования, таким образом, исходит из обозначения тех констант болгарской культуры, которые выражают её постоянство и преемственность как носителя культурной стабильности общества, из потребности культурологического анализа тех факторов, которые обеспечили возрождение национальных основ болгарской культуры.

Болгарская культура получила возможность возрождения её национально-духовных основ, сложившихся в период древнеболгарского общества, лишь параллельно с процессом национально-освободительной борьбы, достижения независимости Болгарии при решающей роли и всемерной поддержке России. Под термином «болгарское возрождение» подразумевается целая эпоха в истории страны, когда началось национально-освободительное движение против турецкого ига, на активизацию которого значительное влияние оказало возрождение культурно-национальных традиций.

Болгарское национальное возрождение начинается в конце XVIII века в эпоху европейского Просвещения, спустя три века после европейского Ренессанса, ибо лишь в этот период в Болгарии начали складываться для этого необходимые предпосылки и условия. Актуальность проблемы исследования и в значимости определения основных предпосылок болгарского возрождения, среди которых прежде всего — общеславянское духовное пробуждение, питавшееся мощными импульсами, исходившими из России, ставшей к XVIII веку мировой империей и общепризнанным центром славянской культуры. Достижение национальной независимости являлось доминантой общественной мысли порабощенных славянских народов, в том числе и болгарского народа. Она основывалась на объединяющих русский и болгарский народ этно-религиозных корнях, отразившихся в схожести ментальных черт культурных традиций, что благотворно повлияло на возникновение и развитие диалога культур двух народов.

Практическое воплощение идей национального освобождения стало приобретать реальную возможность при активизации русско-болгарских культурных связей со второй половины XVIII века под воздействием усиления русского культурного и духовного влияния и помощи России, что явилось определяющим в возрождении болгарской культуры как основной предпосылки национального возрождения страны. Русский фактор — это та составляющая болгарской культуры, которая впитала в себя духовную общность народов России и Болгарии, единую матрицу их ценностно-мировозренческих парадигм, национально-культурной ментальности народов. Русский фактор — это свидетельство неразрывности уз, связавших братские народы в их приверженности православному мировосприятию и мироощущению, отражение надежды и веры народа Болгарии на помощь России в судьбоносный период выбора Болгарией путей своего самостоятельного развития.

Обращение к русскому фактору в возрождении болгарской культуры актуально и в научном и в общественно-политическом плане. Актуальность определена и тем, что в современной болгарской историографии существует тенденция умаления или замалчивания значительного вклада России в развитие болгарской культуры в эпоху возрождения, искажение политических целей российского правительства, русско-болгарских культурных связей. Особое внимание к проблеме связано с насущной потребностью укрепления ослабленных политической конъюнктурой традиционных русско-болгарских обществено-политических и культурных связей.

Усиливающаяся в болгарском обществе дискуссия о национальной идее, национальном самосознании подтверждают тезис о том, что понимание этих важнейших основ национального характера не возможно вне представления о родстве с тем народом, который объединён с болгарами единым этнокультурным полем, с народом, который внес решающий вклад в его национальное освобождение и культурное развитие. Логика исследования исходит из основного тезиса — «общее прошлое» предопределяет и «общее будущее», и в дальнейшем в укреплении дружественных связей с Россией, особенно культурных, заложены гарантии того, что исторически сложившийся диалог двух культур продолжит свое благотворное влияние на их духовное обогащение и развитие.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопрос о русско-болгарских культурных связях не нов в научной литературе. Первые работы, имеющие к нему отношение, принадлежат перу современников и свидетелей возрождения Болгарии, активизации русско-болгарских культурных отношений: В. Априлова1, Н. Барсова2, Н. Попова3, П. Славейкова4 и др. Они в основном касались отдельных аспектов деятельности болгарской эмиграции в Одессе, истории одесского болгарского настоятельства, некоторые авторы обращались к биографии его руководителя Н. X. Палаузова, его роли в национальном возрождении страны. Значительное внимание отводилось помощи России в развитии просвещения в Болгарии, особенно поддержке просветительской миссии Габровского училища. Эта литература содержит интересный фактологический материал, окрашена эмоциональными оценками, признательностью России за её помощь в обучении болгар. Однако основной акцент сделан на роли Одесского настоятельства, активности и инициативе общественных деятелей из среды эмигрантов.

Богатый документальный материал о русско-болгарских культурных связях в эпоху Возрождения наличествует в исторических исследованиях болгарских учёных первой половины XX века. Работы М. Арнаудова5, Н. И. Банкова6, Хр. Гандева7, М. Дринова8, В.

1 Априлов В. Денница новоболгарского образования. — Одесса, 1841.

2 Барсов Н. Тридцатилетие деятельности Одесского настоятельства (1854−1884) и материалы истории освобождения Болгарии. — Одесса, 1895.

3 Попов Н. Славянский пансион в Николаеве // Московские университетские известия. — 1870. — № 9- Он же. Воспитание болгар и южнославянский пансион Т. Н. Минкова в Николаеве. — СПб., 1880- Он же. Из истории славянского благотворительного комитета в Москве. -М., 1871- Он же. Очерки религиозной и национальной благотворительности на Востоке. — М., 1871.

4 Славейков П. Р. Гавровското училище и неговите първи попечители. Цариград, 1866.

5 Арнаудов М. Дух и насоки на българското Възраждане // През вековате. -София, 1838.

6 Банков Н. И. Из история на учебното дело в България. — Ловеч, 1903.

7 Гандев Хр. Фактори на българското възраждане. — София, 1943.

Златарского9, В. Конобеева10, Д. Мишева11, Н. Милева12, П. Никова13, П.

Обрешкова14, Б. Пенева15, М. Попруженко16, К. Раковского17 освещают различные направления русско-болгарских культурных отношений, особенно в образовательной сфере.

Особое место в ряду историков этого времени, в целом в болгарской историографии, принадлежит профессору.

И. Д. Шишманову. Он придерживался необходимости учёта нескольких 0.

Дринов М. Отец Паисий, нововото време, неговата история и учениците// Съчинения на М. С. Дринов. T.I. — София, 1903.

9 Златарский В. Отец Паисий Халендарский. Българска историческа библиотека. T.I. — София, 1929.

10 Конобеев В. Д. Българското национално-освободително движение идеология, программа, развитие. — София. 1976.

11 Мишев Д. Началото на българската пробуда // Церковен архив. Кн. I-II. -София, 1925.

1 «У.

Милев Н. Факторите на българского възрождане // Сборник вчест на проф. И. Д. Шишманов. — София, 1920. 1 ^.

Ников П. Възраждане през църковати. България 1000 години. — София, 1930.

14 Орешков П. Няколко документа за Позвантоглу и Софрани Врачански // Сборник на българскато академия на науките. Кн. III. — София, 1914.

15 Пенев Б. История на новата българска литература. T. II-IV. — София, 1932;1937; Он же. Любен Каравелов, живот-личност-творчество. -София, 1936.

16 Попруженко М. Г. Русия и българского Възраждане. — София, 1929.

17 Раковски К. Страница из българското възраждане // Литературен сборник. Кн. I. Мисъл, 1910.

18 Шишманов И. Д. Паисий и неговата епоха. Мисли върху генезиса на новобългарското възраждане // Списание на Българската академия на науките. Кн. VIII. — София, 1914; Он же. Студии из областта на българското възраждане. В. И. Григорович, неговото пътешествие в Европейска Турция (1884−1885) и неговото отношение към Българите // Сборник на българската академия на науките. Кн. II. — София, 1916; Он же. Първата биография на Априлова // Сборник на българската академия на науките. Кн. XXI. — София, 1926; Он же. Западноевропейското и българского възраждане. Българска историческа библиотека. T.I. -София, 1928; Он же. Увод в историята на българското възрождане. България 1000 години. — София, 1930. факторов болгарского возрождения: личного, религиозного, социального, экономического и фактора иностранного влияния, причём русское влияние на культурное возрождение он выделял особо.

После сентябрьских событий в 1944 г. изменилась проблематика, методы и подходы к историческому исследованию, что было связано с установлением марксистской методологии. Болгарская историография стала основываться на утверждении, что стержнем возрождения страны явилось экономическое развитие, становление капитализма в Болгарии. Поэтому приоритетное влияние уделялось исследованию социально-экономических аспектов, классовой борьбе, революционным событиям. Русское влияние на культурные развитие Болгарии особо связывалось с влиянием революционно-демократических идей, при обличении «захватнической» политики царизма на Балканах, что соответствовало идеологическим установкам19.

Однако проблема русско-болгарских культурных связей оставалась также одной из центральных. В работах по истории образования в Болгарии Ж. Атанасов, О. Обрешков, Н. Генчев и другие уделяли большое внимание помощи России в становлении болгарской национальной школы, подготовке педагогических кадров, деятельности.

19 Ангелов Д. Руси и българи в историята. -София, 1945; Благоев Д. Принос към историята на социализма в Болгария. М., 1944; Генчев Н. Българската национална просвета и русия след кримската война. -София, 1974; Генчев Н. Българската култура ХУ-Х1Х вв.-София, 1988; Коларов В. С перо и слово за българо-советската дружба.-София, 1947; Косев Д. Идеологическо и материалистическо разбиране на българского възрождане // Исторически прегляд. — 1949. — № 3- Косев Д. Лекции по новобългарска история. София, 1951; Натан Ж. Българското възраждане.-София, 1950; Хаджиниколов. Болгаро — руски стопански отношения и връзки до освобождени ето от турско иго // Трудове на висшия иконамически институт «Карл Маркс», — София, 1957. русских воспитанников на Родине20. Воздействию русской литературы на духовное развитие страны посвятили свои работы М. Арнаудов, Г. Бакалов, И. Достян, Р. Русаниев2'.

С 90-х годов, в связи с известными событиями, происшедшими в Болгарии, изменились ряд устоявшихся оценок в методологии и проблематике исследований русско-болгарских отношений. Тем более симптоматичным стало то, что после более, чем десятилетнего умалчивания, вновь появились работы болгарских учёных, которые обратились к истории русско-болгарских культурных связей, к новым фактам русского воздействия на просвещение болгарского народа. Среди них прежде всего необходимо выделить книги Ил. Конева и Н. Генчева .

В русской историографии можно отметить два основных периода, когда учёные активно исследовали русско-болгарские культурные связи. Первый связан с развитием русского славяноведения как комплексной дисциплины (с 40-х гг. XIX в. до Октябрьской революции), второй — с периодом советско-болгарской дружбы (40−80-е гг. XX в.).

В дореволюционной России значительное внимание к русско-болгарским культурным отношениям прежде всего связано с созданием в России науки об истории и культуре Болгарии — болгаристики, с деятельностью Н. В. Берга, О Л. Бодянского, А. Х. Востокова, В. И. Григоровича, М. П. Погодина, И.В. Савельева-Ростиловича,.

20 Чакъров Н., Атанасов Ж. История на българското образование.- София, 1960; Обрешков О. Подготовка на учительски кадри у нас в миналото.-София, 1967.

21 Арнаудов М. О поети и герои на Българското Възрождане.- София, 1965; Бакалов Г. Литературни статии и изследване.-София, 1973; Достян И. С. Българите в руската литература и периодичен печат през първото дясятилетие на XIX в. // Българското Възрождане и Русия.- София, 1981.

22 Конев Ил. Българското Възраждане и Просвещението. Т. З. София, 1998; Генчев Н. Българо-руски культурни общувания през Възраждането. — София, 2002.

И.И. Средневского, а также основателей русской славистики Ф. И. Буслаева, H.H. Муракевича, М. А. Оболенского, М. А. Соловьёва. А. Д. Черткова и др. Особенно велика была роль Ю. И. Венелина в культурном возрождении Болгарии. Его деятельность, научные труды оказали неоценимую помощь культурно-просветительскому процессу в.

23 стране. Русская болгаристика и славистика способствовали документальному воссозданию болгарской истории, формированию новоболгарской письменности и литературы, укреплению культурных связей народов.

Методологический переворот в русской исторической науке после октября 1917 г., идейная переориентация российского славяноведения на марксистскую основу, сложности отношений между Россией и Болгарией в этот период — всё это в комплексе значительно ослабило интерес российских ученых к проблеме. Ситуация изменилась лишь после сентябрьских событий 1944 г. в Болгарии. Н. С. Державин, а затем М. Н. Тихомиров одними из первых в советской историографии привлекли внимание исследователей к русско-болгарским отношениям, культурным связям между народами24.

Болгаристика заняла значительное место в советском славяноведении. Среди многих работ особый интерес представляют исследования И. Д. Зобанова, Э. А. Ивановой, С. А. Никитина, С. В Павловского, Д. Г. Песчаного, К. Поглубко, JI. И. Степановой, А. А. Улумяна, в которых особое внимание уделено покровительственной политике России к болгарской эмиграции,.

23 Венелин Ю. И. Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам. Историческо-критические изыскания. М., 1928; Он же. поддержке её широкой российской общественностью, вкладу России в подготовку интеллигенции, в создание болгарской национальной школы25.

С 90-х годов XX в. появились ряд фундаментальных трудов, рассматривающих историю возникновения русско-болгарских культурных связей, что расширяет представления об исторической предопределённости активной роли России в культурном возрождении Болгарии. Особое внимание привлекают работы Г. Г. Литаврина26, Г. П. Мельникова27, Д. И. Полывянного28. Влиянию Ю. В. Венелина на новоболгарскую литературу, письменность, на просветительскую.

24 Державин Н. С. История Болгарии. M-JI., 1945; Тихомиров М. Н. Исторические связи русского народа с южными славянами // Славянский сборник. М., 1947.

25 Зобанов И. Д. Болгары юга России и национальное болгарское Возрождение в 50−70-е гг. XIX в. — Кишинев, 1981; Иванова Э. А. Формирование и развитие национального самосознания болгар в эпоху национального возрождения. -М., 1960; Никитин С. А. Славянские комитеты в России. -М., 1960; Он же. Очерки истории южных славян и русско-болгарских связей в 50−70-е гг. XIX в. -М., 1970; Павловский C.B. Болгарское национальное Возрождение: учебное пособие. Краснодар, 1988; Песчаный Д. Г. Русско-болгарские культурные связи в 30−40 гг. XIX в. // Из истории русско-болгарских отношений. -М., 1958; Поглубко К. из истории болгаро-русских культурных связей 40−70-х годов XIX в. -Кишинев, 1976; Степанова Л. И. Вклад России в подготовку болгарской интеллигенции в 50−70-е гг. XIX в. -М., 1982; Улумян А. А. Деятели болгарского национально-освободительного движения XVIII—XIX вв. T. 1.-М., 1981.

26 Литаврин Г. Г. Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII вв.).- СПб., 2000.

27 Мельников Г. П. Культура зарубежный славянских народов.-М., 1994.

28 Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневековой Болгарии в контексте византийской славянской общности IX — XV вв.-М., 2000. деятельность интеллигенции посвящена книга «Ю. И. Венелин в болгарском Возрождении» .

Тем не менее, при значительной историографической базе проблема культурного возрождения Болгарии и решающей роли в нем русского фактора далеко не исчерпана. Возникает потребность исследования социокультурных аспектов болгарского возрождения, той роли, которую занимает в нем русский фактор.

Объект исследования — Возрождение Болгарии как социокультурный феномен.

Предмет исследования — особенности культурного диалога России и Болгарии в конце XVIII — XIX вв.

Цель исследования — обоснование решающей роли русского фактора в культурном возрождении Болгарии.

Цель исследования определила его основные задачи:

1. выявить исторические и духовные предпосылки русско-болгарских культурных связей;

2. определить особенности культурного диалога России и Болгарии в эпоху Возрождения;

3. проанализировать роль России в обучении и воспитании болгарской интеллигенции как основной общественной силы национально-освободительного движения;

4. проследить позитивное воздействие русско-болгарского культурного диалога на пробуждение национального самосознания болгар;

5. отразить значение созданной при поддержке России национальной системы просвещения для возрождения Болгарии.

29 Ю. И. Венелин в болгарском Возрождении / Отв. ред. Г. К. Венедиктов.-М., 1998.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы диссертационного исследования было выдвинуто предположение о том, что возрождение Болгарии стало возможно при наличии определённой социально-культурной среды, в формировании которой Россия сыграла решающую роль, оказав всемерную помощь в обучении и воспитании болгарской интеллигенции, пробуждении национального самосознания народа, становлении национальной системы просвещения. Гипотеза исследования исходит из тезиса о том, что русско-болгарский культурный диалог оказал позитивное воздействие на освободительное движение в Болгарии, национальное возрождение страны.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили концептуальные научные разработки теории культуры, национально-культурной специфики, культурной интеграции и взаимодействии, диалога культур. Методологически принципиальными для данного исследования явились научные труды российских учёных А. А. Аронова, А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, В. С. Библера, А. Я. Гуревича, С. Н. Иконниковой, Ю. М. Лотмана, В. Н. Романовой, А. Я. Флиера и др., в которых культурное взаимодействие, диалог культур рассматриваются как возможность плодотворного взаимообогащения культур, обеспечения взаимопонимания различных народов. Принципиальным для обоснования болгарского возрождения как социокультурного феномена явилось утверждение, в частности М. Бахтина, что диалог двух культур возможен только при определённом сближении их культурных кодов, что диалог культур — это проникновение в систему ценностей той или иной культуры, уважение к ним, синтез национально-самобытного и инонационального. В многогранном философско-культорологическом и историческом осмыслении сущности диалога культур особое значение для диссертационного исследования заключено в фиксации того, что диалог культур непосредственным образом связан с реальными факторами общественной жизни. Это стало отправной точкой выявления социокультурных основ болгарского возрождения, условий и предпосылок формирования общественных сил возрожденческого процесса.

Теоретико-методологическими основаниями проведённого исследования явились такие принципы, методы и подходы, которые позволили исследовать проблему диалога культур в конкретно-историческом аспекте:

• философ ско-культуро логический подход, определивший осмысление содержательных аспектов особенностей культурного диалога России и Болгарии в конце XVIIIXIX веках;

• принцип единства логического и исторического в анализе феномена культурного Возрождения Болгарии;

В настоящем исследовании учитывались также положения теории аккультурации, раскрывающие механизм воздействия одной культуры на другую, условия взаимодействия культур, разных по формам и способам жизнедеятельности, которые обеспечивают понимание роли культурных традиций и сохранение этноса, вступившего в контакт с другой культурой.

Методы исследования. В процессе проведения исследования использовались теоретические и эмпирические методы, в соответствии с целью и задачами, поставленными в работе. Осуществлялись реконструкция и моделирование конкретных исторических событий и явлений с позиций системного подходаметоды междисциплинарного исследования, факторный и компаративный анализ, методика сравнительно-исторического анализа, изучение и анализ специальной философской, исторической, культурологической, историко-художественной литературы.

Применена методика эмпирического анализа материалов архивных фондов, явившихся источниками исследования: фонды архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), включающие в себя документы о взаимодействии России и Болгарии в сфере культуры, в частности, в области народного образования, ходатайства о направлении болгарской молодёжи на учёбу в Россию, просьбы о снабжении школ и церквей русской религиозной, научно-методической, учебной и художественной литературой, о положительной реакции российских официальных лиц на эти обращения.

Использованы также материалы Болгарского государственного исторического архива, Народной библиотеки им. Кирилла и Мефодия в Софии (ЦДИА, КМФ), в частности, фонды 3. Княжевского, М. Дринова, Т. Стоянова, Т. Бурмова, а также архива государственного библиотечного института (АДБИ), содержащие обширные данные о материальной помощи России болгарским церквям, школам, об издании русских книг в Болгарии, об обучении болгар в России и их просветительской деятельности после возвращения.

Материалы личного архива Найдена Герова. В нем представлены все виднейшие деятели болгарской науки, искусства, литературы, национально-освободительного движения — В. Априлов, П. Славейков, Н. Рильский, М. В. Дринов, Д. Чинтулов, Н. и С. Палаузовы, братья Ев. и Хр. Георгиевы, Н. Тошков и многие другие, а также представители болгарской интеллигенции, находившиеся на русской дипломатической службе, — С. Филаретов, Н. Дасколов, В. Таракановский, Г. Иошков,.

Н. Чадики. В данный источник включена и обширная личная переписка Н. Герова с русскими учёными, деятелями Славянских комитетов — И. А. Аксаковым, А. Ф. Гильфердингом, М. П. Погодиным,.

Н. А. Поповым, И. И. Средневским, М. Ф. Ширяевым, с дипломатическими чиновниками Министерства иностранных дел Е. П. Бутневым, М. В. Васильчиковым, А. М. Горчаковым,.

H. П. Игнатьевым, А. Б. Лобановым-Ростовским, Е. П. Новиковым, Ю. Д. Ступиным, А. А. Хитрово и др.

Эта методика выразилась в уточнении направлений культурной политики России в Болгарии, выявлении проблем обучения болгар в России, взаимоотношений государственных органов с общественными организациями по вопросам русско-болгарских культурных связей, реализации процесса перестройки системы образования в Болгарии в эпоху Возрождения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

I. Научная новизна диссертационного исследования определяется самой постановкой проблемы, которая в подобном ракурсе не рассматривалась.

2. Осуществлена попытка анализа болгарского возрождения как социокультурного феномена.

3. Впервые вопрос о русско-болгарских культурных отношениях рассматривается в тесной связи с потребностями национально-освободительного движения в Болгарии и внешнеполитическими планами России на Балканах, что позволило обосновать положение о русско-болгарских культурных связях как решающем факторе возрождения Болгарии.

4. Выявлены основные направления культурной политики России в конце XVIIIXIX веках в Болгарии.

5. Обосновано значение исследуемой проблемы для активизации русско-болгарского культурного диалога в современных условиях.

6. В научный оборот вводятся новые документальные материалы, подтверждающие концепцию решающей роли русского фактора в культурном возрождении Болгарии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ дискуссии в болгарской литературе по поводу предпосылок болгарского возрождения показывает, что в его развитии сыграли роль разнообразные факторы, однако исследование источников, исторических фактов и событий неизбежно приводит к выводу, что доминирующим в культурном возрождении Болгарии был русский фактор, многогранная помощь и поддержка России, которая обеспечила формирование социокультурной среды болгарского ренессанса.

2. Русский фактор явился следствием исторически сложившегося диалога культур двух народов, опиравшегося на общность этнорелигиозных корней, языка, национальных традиций.

3. Активизация русско-болгарских культурно-политических связей с конца XVIII способствовала пробуждению национального самосознания болгарского народа, формированию общественных сил возрожденческого процесса.

4. Позитивные результаты укрепившихся русско-болгарских культурных отношений проявились в воссоздании национальных основ болгарской культуры, в ценностно-патриотической направленности деятельности болгарской интеллигенции по объединению общества идеями свободы и независимости, вовлечению широких народных масс в национально-освободительную борьбу.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплексный подход к изучаемой теме может быть положен в основу культурологического, философского, исторического анализа феномена болгарского возрождения, роли и значения русского фактора в культурном возрождении Болгарии, проблем диалога культур в глобальном мировом процессе в научно-исследовательской и образовательных сферах.

Апробация работы. Концептуальные положения работы нашли соответствующее отражение в ряде научных публикаций (статьи в научных изданиях МГУКИ, в российской прессе), в выступлениях на международных научных конференцияхв подготовке различных материалов общественных организаций: в Болгарии «Гражданский форум «Евразия», в России — ассоциация «Родина» (межрегиональный фонд поддержки соотечественников за рубежом), а также международного института интеграционной дипломатии при союзном государстве Беларусь-Россия.

Структура диссертационной работы. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, отражающих существо рассматриваемой проблемы и логику исследования.

Выводы:

1. Возрождение Болгарии — это эпоха пробуждения национального самосознания, осознание народом своей национальной идентичности, своих культурно — исторических корней, включения широких слоёв болгарского общества в национально — освободительное движение.

2. Ведущая роль в этом процессе принадлежит России, деятелям её культуры и науки, особенно русской болгаристике, сыгравшей решающую роль в пробуждении «исторической памяти» болгар, создании новоболгарской литературы и искусства, формировании основных направлений новоболгарской науки — историографии, этнографии, языкознании, фольклористики и др.

27Богоров И. А. Избрани страници и бележки от д-р Стайко Стоянов. — С. 10.

28 Велчев В. Болгари и руси в светлината за движението на славянско единства // Исторически преглед. — 1948;1949. — № 1.

3. Позитивное воздействие активизировавшегося с конца XVIII века русско-болгарского диалога наглядно проявилось в создании системы национального просвещения, той патриотической миссии, которую выполняла в нём воспитанная в русских учебных заведениях болгарская интеллигенция, способствовавшая своей просветительской деятельностью широкому вовлечению народа в процесс национального освобождения.

4. Значительную роль в формировании мировоззрения болгарской интеллигенции сыграла русская литература, её идеалы гуманизма, свободы, патриотизма находили особый отклик в народной среде.

5. Духовное воздействие русской культуры сформировало интеллектуальное ядро национального возрождения Болгарии, вдохновителей и руководителей национально — освободительной борьбы, завершившейся победой при всемерной помощи и поддержке братской России.

Заключение

.

Возрождение Болгарии — это социокультурной феномен, сформировавшийся в определённой культурной и социальной среде. Именно культурное возрождение обеспечило возможность развития страны, восстановление её государственности. Идеи Возрождения получили возможность развития и реализации только с появлением в обществе реальной движущей силы, способной воплотить их в жизнь. Основой этой движущей силы стала интеллектуальная элита общества — болгарская интеллигенция, её культурно-просветительская деятельность, направленная на воспитание духовности, патриотизма, свободолюбия народа. Важнейшей составляющей культурного возрождения явилось развитие национальной системы просвещения, которая восприняла русский опыт и во многом была обеспечена финансовой и дипломатической помощью России, поддержкой широкой российской общественности.

Россия сыграла решающую роль в формировании болгарской интеллигенции, оказывая всемерную помощь и поддержку обучению болгарской молодёжи, приток которой усилился в Россию с конца XIIIначала XIX вв., после победоносных операций в войнах с Турцией. Российские власти осознавали, что победа в битве за влияние на Балканах может быть только при поддержке её устремлений со стороны славянских народов Османской империи, объединённых с Россией приверженностью к православию. Объективно политика России по поддержке и помощи болгарскому народу созвучна была устремлённости болгарской эмиграции в Россию в надежде на её защиту. Широкая эмиграция болгар в Россию с конца XVIII — начала XIX веков положила начало российской государственной политике по обучению и воспитанию болгар, формированию болгарской национальной интеллигенции. Суть этой политики заключалась в том, что подготовка болгарской интеллигенции стала постоянным её направлением. Это проявилось в централизации (в рамках министерства иностранных дел) руководства всеми процессами обучения болгар: подбор кандидатов на свободные вакансии, размещение их по учебным заведениям, обеспечение их стипендиями и т. д.- в установлении тесного контакта русских государственных ведомств с общественными организациями болгарской эмиграции, для выработки общих правил приёма болгарской молодёжи на учебу в России согласования общих принципов и установления единообразного процесса обученияв обеспечении преемственности обучения. С 70-х годов XIX века российской правительство стало учреждать государственные стипендии в специальных учебных заведениях технического профиля, это отвечало запросам общественных организаций и русской дипломатии, а также готовить болгарских учительниц, что стало знаменательным явлением в русско-болгарских культурных связях.

Таким образом, официальные круги России отдавали себе отчет о важности целенаправленной подготовки для Болгарии широкого круга специалистов, стремились последовательно совершенствовать систему подготовки болгарской интеллигенции, более полно удовлетворять потребности страны в специалистах разного профиля, в том интеллектуальном потенциале, который мог обеспечить успех возрождения Болгарии.

Формирование национальной интеллигенции, обеспечившей развитие национальной системы просвещения в Болгарии, воссоздавшей болгарскую письменность и язык, создавшей новою национальную литературу, искусство, науку, воспитавшей в народе стремление к активной борьбе за национальное освобождение — важнейший результат русско-болгарских культурно-политических связей.

Русское культурное влияние оказало идейное воздействие на восстановление национального самосознания, «исторической памяти» народа. Русская славистика, болгаристика способствовали возникновению болгарской литературы, историографии, этнографии, фольклористики, языкознания и других наук, игравших важную мировоззренческую роль в духовном развитии народа, его широкому вовлечению в активную освободительную борьбу.

Долгое турецкое иго обрекло болгарский народ на историческое забвение, исчезновение Болгарии с политической карты мира. Народ был лишен основ национальной самоидентичности, опиравшихся на память об историко-культурных, этно-религиозных корнях, питавших национальное самосознание. В условиях угрозы исчезновения национальной письменности, «эллинизации» болгарского языка, утраты церковной самостоятельности, превращения Болгарии в колонию Константинопольской патриархии, сознательной политики духовного порабощения болгар развитие в России науки об истории и культуре Болгарии — болгаристики, славистики, исследований русскими учеными истоков болгарского языка, письменности, культуры и истории стало отправной точкой становления новоболгарского языка и литературы. Воссоздание страниц болгарской истории, роли болгар в распространении славянской письменности, христианизации Руси способствовало пробуждению «исторической памяти» народа, утверждению исторической тематики в литературных произведениях и драматургии, осознанию значимости культурно-политических связей России и Болгарии.

Труды и деятельность В. И. Григоровича, И. И. Средневского, Н. В. Савельева-Растиловича, А. X. Востокова, Н. В. Берга,.

О. М. Оболенского, Ф. И. Буслаева, М. П. Погодина и особенно Ю. И. Венелина позволили не только восстанавливать культурные традиции болгарского народа, но и стали той духовно-ценностной составляющей болгарской культуры, которая формировала общественное сознание, национальную идею народа — идею свободы и независимости. В реализации этой идеи роль России было особенно велика.

Без моральной и финансовой поддержки со стороны России, целенаправленной деятельности русских дипломатов, отзывчивости широких слоев российского общества на бедственное положение близкого ему православного болгарского народа невозможно было и утверждение в стране национальной системы просвещения, развития светского образования, введения прогрессивных форм обучения.

В то время, когда опасаясь упрочения русско-болгарских культурно-политических связей, расширения влияния на славянские народы Османской империи со второй половины XIX в. во многих странах была установлена цензура на славянские книги, введены ограничения на их перевозку через некоторые европейские государства, наибольшей заслугой русских дипломатических служб, славянских комитетов, болгарских настоятельств в России, деятелей болгарской культуры явилось распространение русской литературы в Болгарии, значительно повлиявшей на патриотическую направленность просветительного процесса в стране. Духовными вдохновителями национально-освободительного движения, его организаторами и активными участниками стали представители болгарской интеллигенции, впитавшие в себя идеи свободы, служения народу и.

Отечеству, пронизывавшие многослойное богатство русской культуры, его литературы.

Обучение и воспитание болгарской молодежи в русских учебных заведениях обеспечило реальную возможность воплощения в жизнь насущной необходимости формирования национальной системы просвещения, светского образования. Именно с 30-х годов XIX в., когда в образовательную сферу стали вливаться новые, обученные в России кадры, духовно обогащенные русской культурой, наметился перелом в школьном образовании.

Образовательная сфера в этот период стала ареной обостренной борьбы западных государств и России за влияние на мировоззрение болгар, борьбы, в которой высветилось стремление западных держав ослабить влияние православия в Болгарии и усилить роль католической церкви. Учитывая, что на просветительском «поле» идет борьба за «душу» народа, его приоритетные, в том числе и религиозные ориентиры, Россия, опираясь на содействие болгарских эмигрантов и поддержку патриотически ориентированной части болгарского общества, особенно выпускников русских учебных заведений, предпринимала действенные меры по оказанию всемерной помощи и поддержке их деятельности по созданию новых форм и методов образования, внедрения прогрессивных просветительских идей, воспринятых ими в России, особенно о значении национального языка в национальной системе воспитания.

Организация светских школ (училищ), училищ взаимного обучения, классных училищ, средних учебных заведений (по типу русских гимназий) осуществлялась по русским образцам, аналогичным функционирующим в русской образовательной системе программам и методикам. У истоков этого процесса были русские воспитанники —.

Н. Рильский, Н. Геров, Б. Петков, Д. Чинтулов, 3. Княжевский, И. Момчилов и многие другие выпускники русский учебных заведений, ставшие известными и авторитетными просветителями, учителями в Болгарии.

Целенаправленная поддержка российских властей, согласованная с ними деятельность болгарских эмигрантов создала возможность широкого распространения русской литературы в Болгарии, перевода её на болгарский язык, издания новых болгарских учебников, учебно-методических материалов.

Роль русской литературы в русско-болгарском культурном диалоге особая. Если в период принятия христианства на Руси староболгарская церковная литература являлась источником распространения в Росси славянской письменности, православного священнослужения, то в период турецкого ига русская литература, особенно церковнославянская, бережно хранившаяся в болгарских монастырях, обеспечила сохранение болгарской письменности, формирование в монастырских обителях духовных пастырей народа.

Деятельность отца Паисия Хилендарского — яркое свидетельство того духовного влияния, которое оказала русская литература на свободолюбивые взгляды этого виднейшего идеолога национального болгарского возрождения.

С конца XVIII века позитивное воздействие русско-болгарского культурного диалога отразилось на расширении потока русской литературы в Болгарию, что проявилось в приоритете русской ориентации при выборе места обучения болгар. Она стала господствующей. С начала складывания национальной системы просвещения русская литература обеспечила возможность её развития, особенно учитывая недостаточность литературы на болгарском языке.

Широкий круг источников подтверждает вывод о том, что русская литература стала той основой, которая позволила болгарским учителям последовательно внедрять новые формы и методы обучения и воспитания и приобщать учащихся к изучению русского языка, знакомству с русскими писателями, их идеями гуманизма, свободы, долга и служения народу, стимулировать их к стремлению дальнейшего продолжения образования в России.

Анализ исследуемых материалов убеждает в выводе о том, что в борьбе за духовное влияние на болгарский народ восторжествовала ценностно-патриотическая направленность просветительской миссии воспитанной на глубинных пластах русской культуры, её литературы болгарской интеллигенции, ориентированной на дальнейшее развитие русско-болгарского культурно-политического взаимодействия.

Историческая правда такова, что без России не состоялось бы создание той общественной силы, которая смогла воодушевить болгарский народ на освободительную борьбу, организовать и возглавить национально-освободительное движение в Болгарии, вселить уверенность в помощь и всемерную поддержку России. Видные участники освободительной борьбы — Хр. Ботев, Л. Каравелов, П. Славейков, Д. Чинтулов, Т. Раковский, 3. Стаянов и многие другие сформировались под влиянием русской культуры, её передовых идей. Русский фактор в формировании мировоззрения многих деятелей освободительной борьбы играл решающую роль.

Память о России как братской стране, внесшей решающий вклад в освобождение Болгарии, не подвержена конъюнктурным попыткам умалить её роль в истории возрождения Болгарии. Исторические документы, факты хранят правду, которую не возможно оспорить или опровергнуть в угоду какому-либо политическому заказу. И такие представители болгарской научной мысли, как П. Генчев, Ил. Конев и их единомышленники, опирающиеся на метод объективного анализа, своими работами, посвященными истории русско-болгарским культурно-политическим отношениям, истории возрождения Болгарии, национально-освободительной борьбы, влияют на осмысление обществом национальной идеи современной Болгарии, важности культурной интеграции с близкой исторически и по этнокультурным корням Россией. Поэтому особо своевременно в болгарском обществе звучат выводы о том, что «.время превратило многие достижения русского участия в болгарских делах и нашего отношения к нему в стойкое чувство близости общественной мысли обоих народов, в их осознании о взаимности в общей истории, культуре и духовности."1.

Актуальность и значимость проблемы исследования подтверждается сохранением признательности болгарского народа к России, его стремления к укреплению связей с ней, что и констатирует патриотически ориентированная научная мысль Болгарии. «Если есть страна, о которой сегодня, накануне XXI века и 120 лет спустя после восстановления болгарской государственности, можно и следует сказать без политических и иных пристрастий, что она не просто занимает определённое место в пространстве болгарского Возрождения, а полностью заполняет и охватывает это пространство грандиозным по своему значению проявлению в судьбоносных для болгар направлениях, то эта страна — Россия».2.

Реалии современной действительности свидетельствуют об усилении культурно-национального противостояния, обусловленного глобализационными процессами, тенденции отдельных национальных.

1 Конев Ил. Указ соч. — С.44.

2 Там же — С. 43. культур активнее интегрироваться в свои «центры притяжения», отличающиеся этнокультурным сходством ментальных черт национального характера народов. Обострение или ослабление конфронтации двух основных центров мировой культуры — восточного и западного, поиски путей выхода на бесконфликтную прямую развития мировой культуры концентрирует внимание на роли культурного диалога, позволяющего снимать напряженность подобного рода. Возможность такого диалога будет реализовываться лишь при осознании равнозначности каждого из этих «центров притяжения», по мере упрочения в них межкультурных связей, что сможет обеспечить бесконфликтный союз национально-самобытных народов и их культур. Идеи культурной интеграции Болгарии в Евразийское пространство с российским центром, всё более распространяются в болгарском обществе, они являются отражением стремления упрочения русско-болгарских культурных связей, неприятия глобализации как культурной интервенции, политической и экономической экспансии.

Исторические условия формирования болгарской нации, государственности народа определили его естественно-объективное тяготение к евразийскому культурному «центру тяготения». Учёт этого особенно важен в современных условиях, когда глобализационные процессы проявляются и в стремлении управления миром из единого центра, игнорирования национально-культурной самобытности отдельных народов и регионов.

История преподаёт уроки народной мудрости в поисках путей мирового сотрудничества и культурного взаимообогащения. В осознании важности культурной интеграции Болгарии в евразийской пространство, необходимости упрочения связей с Россией прослеживается стремление к диалогу различных культурных «центров притяжения», к диалогу, которому активизация русско-болгарских культурных отношений может придать больше позитивных возможностей благоприятного влияния на процесс культурной интеграции. Тенденции возобновления русско-болгарских культурных отношений — это и путь в будущее, в продолжение тех тесных культурных контактов, которые благотворно и спасительно сказались на судьбе Болгарии и позволяют в совместном культурном сотрудничестве конструктивно решать возникающие сложные проблемы на пути формирования общемировой культуры.

Русский фактор" сыграл решающую роль в историческом выборе Болгарией пути её независимого существования. Он явился тем основным социокультурным фактором, который позволил воплотить в жизнь многовековую мечту народа о свободе и сегодня, в условиях глубоко духовного кризиса болгарского общества, он является стимулом консолидации патриотических сил болгарского народа вокруг идеи возрождения духовности нации, сохранения национальных основ языка, образования, воспитания, культурных традиций.

Культурное возрождение Болгарии может явиться основой национальной идеи современной Болгарии.

Не смотря на трудности, переживаемые российским обществом, в памяти болгарского народа остается вера, что Россия сможет преодолеть их и русский народ останется великим народом великой страны, которая протянула братскую руку помощи Болгарии и тем самым вырвала её из мрака небытия. Историческая память, благодарность за спасениеоснова того нравственного императива, который должен, иного пути нет, обеспечить цели современного звучания идей возрождения Болгарии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Взаимодействие культур // Культурология XX век: Словарь.-СПб., 1995.
  2. В. Денница новоболгарского освобождения.-Одесса, 1841.-287 с.
  3. Т. А. Философские проблемы культуры.-М., 1991.180 с.
  4. А. И. Диалог культур: веление времени.-М., 2001.30 с.
  5. А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию.-М.: Изд-во МГИК, 1992.-240 с.
  6. А. А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX XX в.-М.: Изд-во «Центр», 1998.-360 с.
  7. Балл ер Э. А. Взаимодействие культур // Диалектика материального и духовного в жизни общества.-М., 1966.
  8. М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники.-М., 1980.-С.34−47.
  9. Н. Тридцатилетие деятельности Одесского настоятельства (1854 1884) и материалы освобождения Болгарии.-Одесса, 1895.-196 с.
  10. А. Культурология. Теория культур.-М., 1998.-257 с.
  11. БердяевН. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX — начала XX века // О России и русской философской культуре.-М.: наука, 1990.-279 с.
  12. В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) // Вопр. философии.-1989.-№ 6.-С. 31−42.
  13. Болгарская культура в веках: Тезисы докл. науч. конф. (Москва 26−27 мая 1992) / Институт славяноведения и болгаристики РАН.-М., 1992.-128 с.
  14. Болгаро-русские общественно-политические связи. 50−70-е гг. XIX в./ АН МССР.-Кишинев, 1986.-266 с.
  15. О. А., Смирнов П. С. Россия и русские: характер народа и страны.-СПб.: Ленинград, 1992.-144 с.
  16. М. Два образа жизни.-М., 1995.18. Бубер М. Я и ты.-М., 1993.
  17. Ю. И. Древние и нынешние болгаре в политическом, народническом, историческом и религиозном их отношении к россиянам: Историческо-критические изыскания.-М., 1928.
  18. Ю. И. в болгарском возрождении / Отв. ред. Г. К. Венедиктов.-М., 1998.-286 с.
  19. В. И. Очерки путешествия по европейской Турции.-М., 1877.-205 с.
  20. Н. Я. Россия и Европа.-М.: Книга, 1991.-573 с.
  21. Е. Из истории болгаро-русских культурных связей // Гуманитарные науки.- 1997.-№ 4.-С.92−96.
  22. Н. С. История Болгарии.-М.-Л., 1945.
  23. И. Кирилл и Мефодий славянские переводчики.-М., 1825.
  24. Евразийский курс // Философия науки.-1991.-№ 12.-С.98−112.
  25. И. Д. Болгары юга России и национальное болгарское Возрождение в 50−70-е гг. XIX в.-М., 1981.-160 с.
  26. В. И. Болгарская культура 50−70-х годов XIX века // Становление национальной классики: культура народов. Центр и юго-восток Европы в 20−70 гг. XIX в.-М., 1991.-С. 194−232.
  27. В. И. Книга в болгарской культуре эпохи национального Возрождения // Книга в пространстве культуры.-М., 2000.-С.109−118.
  28. Э. А. Формирование и развитие национального самосознания болгар в эпоху национального возрождения: Автореф. дис.. канд. ист. наук. / Ин-т славяноведения и болгаристики.-М., 1985.-21 с.
  29. Э. А. Этническое самосознание болгар на этапе перехода от народности к нации // Сов. этнография.-М., 1987.-№ 2.-С.51−61.
  30. С. Н. Диалог о культуре.-Л., 1987.
  31. И. И. Культура средневековой Болгарии // История культур славянских народов: В 3 т.-М., 2003.-Т. 1. Древность и средневековье.-С.98−157.
  32. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток-запад.-М.:Эксмо-Пресс, 2000.-300 с.
  33. Т. Г. Глобализация общества и противоречия современной культуры // Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции. Ч.1.-М.:МГУКИ, 2002.-С.З-7.
  34. В. Д. Русско-болгарские отношения в 1806—1816 гг.. //Из истории русско-болгарских отношений.-М., 1958.-С. 194−291.
  35. Н. И. Поэзия Добри Чинтулова // Ученые записки института славяноведения. Т. 1У.-М.Д951.-С.305−311.
  36. О. О причинах благоденствия и величия народов // Сын отечества.-1820.-№ 1.-С.11−18.
  37. К. Н. Восток, Россия и славянство. Соч. т.б.-М., 1912.-359 с.
  38. Г. Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII вв.).-СПб., 2000.-478 с.
  39. Н. О. История русской философии.-М.:Высшая школа, 1991.-352 с.
  40. Н. О. Характер русского народа.-М., 1990.-413 с.
  41. Е. П. Изобразительное искусство Болгарии эпохи Национального Возрождения.-М.:Наука, 1975.-207 с.
  42. Е. П. Станислав Доспевский // Искусство.-1952.-№ 5.-С.58−76.
  43. В. М. О национальной идее // Вопр. философии.-1997.-№ 12.-С.З-14.
  44. А. Сношения России с Востоком по делам церковным.-СПб., 1858.-198 с.
  45. С. И. Из истории борьбы болгарских гайдуков против османского ига XV -XVI веках // Сов. славяноведение.-1986.-№ 4.-С.43−51.
  46. А. С. На двух исторических флангах славянской книжной культуры // Книга.-М., 1986.-С. 183−189.
  47. . Болгарское Возрождение.-М., 1946.-318 с.
  48. С. А. Очерки истории южных славян и русско-болгарских связей в 50−70-е годы XIX в.-М.:Наука, 1970.-330 с.
  49. С. А. Славянские комитеты в России.-М., 1960.-342 с.
  50. С. В. Болгарское национальное возрождение: Учебное пособие.-Краснодар, 1988.-70 с.
  51. С.Б. Вольное общество учреждения училища взаимного обучения. М., 1953. — 62с.
  52. Д. Г. Русско-болгарские культурные связи в 30−40-х годах XIX в. // Из истории русско-болгарских отношений.-М., 1958.-С.113−194.
  53. К. Из истории болгаро-русских культурных связей 40−70-х годов XIX в.-Кишинёв, 1976.-226 с.
  54. Д. И. Культурное своеобразие Болгарии в контексте византийской славянской общности IX — XV веков.-Иваново: Изд-во Ивановского гос. ун-та.-2000.-289 с.
  55. Н. Воспитание болгар и южнославянский пансион Т. Н. Минкова в Николаеве.-СПб., 1880.-186 с.
  56. Н. Из истории славянского благотворительного комитета в Москве.-М., 1871.-196 с.
  57. Н. Очерки религиозной и национальной благотворительности на Востоке.-М., 1871.-232 с.
  58. М. Очерки по истории возрождения болгарского народа 1911.-398 с.
  59. РадноваР. Интеллигенция и культура в эпоху формирования болгарской нации // Культура народов центральной и юго-восточной Европы XVIII XIX вв.-М., 1990.-С.59−69.
  60. Ранние славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы.-М., 1910.-510 с.
  61. Л. И. Борьба южных славян за свободу и русская периодическая печать (50−70-е годы XIX века): Очерки / Отв. ред. Мыльников А. С.-Л., 1986.-286 с.
  62. Российская ментальность: Материалы «круглого стола» // Вопр. философии.-1994.-№ 1.-С.З-15.
  63. Россия и освобождение Болгарии.-М.: Изд-во МГУ, 1982.-190с.
  64. СафроноваЕ. В. Найден Геров и Россия: Автореф. дис.. канд. ист. наук.-Воронеж, 1996.-21 с.
  65. А. А. Болгарские колонии в Бессарабии и Новороссийском крае.-Одесса, 1848.
  66. П. А. Человек. Цивилизация. Общество.-М. ¡-Политиздат, 1992.-542 с.
  67. Л. И. Вклад России в подготовку болгарской интеллигенции в 50−70-е гг. XIX вв.-М., 1982.-198 с.
  68. Л. И. Подготовка кадров болгарской интеллигенции в России (50−70-е годы XIX в.) // Сов. славяноведение.-1986.-№ 4.-С.24−33.
  69. ТепловВ. Представители европейских держав в прежнем Константинополе.-СПб., 1896.
  70. В. А. «Русская идея» в контексте национальной идеи // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств.-2004.-№ 3.-С.26−32.
  71. ТопаловЯ. В. Болгарское возрождение XVIII XIX в.: русский фактор // Евразийское обозрение.-2003.-№ 14.
  72. Я. В. Возрождение Болгарии: русский фактор // Российская ментальность: теоретические проблема: Материалы науч. конф., Москва, 15−16 мая 2003 г.-М.:МГУКИ, 2003.-С.161−166.
  73. Я. В. Глобализация и культурно-национальная самобытность // Сохранение и приумножение культурного наследия в условиях глобализации: Материалы межд. научно-практич. конф., Москва, 9−11 дек. 2002 г.- Ч.1.-М.:МГУКИ, 2002.-С. 23−25.
  74. Я. В. Из истории русской болгаристики // Культура русского зарубежья: Материалы науч. конф., Москва, 27 февр. 2003 г.-М.: МГУКИ, 2003.-С.28−33.
  75. ТопаловЯ. В. Путь Болгарии в новом веке // Независимая газета.-2004.-27 июля.
  76. Я. В. Роль России в культурном возрождении Болгарии // Науки о культуре: актуальные проблемы: Материалы межд. научно-практич. конф молодых ученых, Москва, 9−10 дек 2004 г.-М.:МГУКИ, 2004.
  77. М. И. Исторические связи русского народа с южными славянами // Славянский сборник.-М., 1947.-С. 176−196.
  78. А. А. Болгарский народ и русско-турецкая война 1877−1878.-М.:Наука, 1971.-205 с.
  79. А. А. Возрождённая Болгария (К 125-летию освобождения Болгарии) // Славяноведение.-2003.-№ З.-С.83−89.
  80. А. А. Деятели болгарского национально-освободительного движения XVIII -XIX вв. Т.1.-М., 1981.-239 с.
  81. Г. Евразийский соблазн // Новый мир.-1991.-№ 1.
  82. А. Я. Культурология для культурологов: Учеб пособие.-Академический проект, 2000.-496 с.
  83. А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность.-1997.-№ 2.-С.121−146.
  84. Г. В. Евразийский соблазн // Мир России -Евразия: Антология.-М., 1995.-С.354−385.
  85. . Н. Кирилло-мефодиевские традиции в развитии средневековой болгарской культуры // История, культура и фольклор славянских народов.-М., 1988.-С. 159−168.
  86. Ф. П. Русские дорожные заметки о болгарских землях ХУП-ХУШ вв.-М., 1836.-198 с.
  87. Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века.-М., 1986.-271 с.
  88. Д. Руси и българи в историята.-София, 1945.-308 с.
  89. М. Поети и герои на Българското Възраждане.-София, 1965.-376 с.
  90. М. Дух и насоки на българското Възраждане // През вековете.-София, 193 6.-С. 187−199.
  91. X. Глобализация с човешко лице.-София, 2002.-320с.
  92. М. Гавриил Кръстевич.-София, 1914.-405 с.
  93. Бек У. Що е глобализация?-София, 2002.-160 с.
  94. Д. Принос към историята на социализма в България.-М., 1944.-546 с.
  95. БлъсковИ. Р. Спомени из ученическия, учительски и писательския ми живот.-София, 1907.-78 с.
  96. Н. А. Избрани страници и бележки от доктора Стойко Стоянов.-София, 1938.-187 с.
  97. А. Стойко Стоянов предосвобожденчески стихотворци.-София, 1938.-420 с.
  98. Т. Ст. Българо-гръцката църковна разпра.-София, 1920.-620 с.
  99. Н. И. Материали из историята на учебното дело в България.-София, 1905.-386 с.
  100. Д. Избрани произведения.-София, 1978.-338 с.
  101. Гандев Хр. Търговската обмена на Европа с българските землм през XVIII и началото на XIX в.-София, 1944.-168 с.
  102. Хр. Фактори на българското възраждане. Т.2.-София, 1943.-304 с.•
  103. Н. Българо-руски културни общувания през Възраждането.-София, 2000.-330 с.
  104. П. Към философията на българската история.-София, 1990.-280 с.
  105. Н. С. Лекции по българска история.-София, 1946.338 с.
  106. Димитриев. Писма по народното пробуждане «Периодическо списание» Кн. 32−33.-Средец, 1890.-138 с.
  107. ДинековП. София от XIX в. до освобождението на България.-София, 1937.-454 с.
  108. А. Културата на само създава, но и обяснява света, в Тру. Бр. 199/ 1999.-С.9−14.
  109. М. Отец Паисий, неговото време, неговата история и учениците му//Съчинение на М. С. Дринов. Т. 1.-1909.-С.113−137.
  110. В. Съчинение на митрополията.-София, 1938.-470 с.
  111. ЗлатарскиВ. Български въстания и опити за въстания до средата на XIX в. // България 1000 години.-София, 1930.-С.708−735.
  112. В. Отец Паисий Хилендарски // Българска историческа библиотека. 1929. Т. 1.-С. 2−18.
  113. Из архива на Найден Геров. Кн. 1. Кореспонденция с частни лица. Издава Българската академияна на науките.-София, 1911.-1047 с.
  114. JI. Памятники народного быта българ. Съчинен. в 12 т., Т.6.-438 с.
  115. Каравелов J1. Записки за България и за българите.-София. 1930 // Библиотека Бълг. Книжница.-№ 21.
  116. Ил. Българското възраждане и просвещението. Т. З. София, 1988.-520 с.
  117. Р. М. Историята на Габровского училище.-София, 1926.-340 с.
  118. Д. Идеалистическо и материалистическо разбиране на българското възраждане // Исторически перегляд.-1948.-№ 3.
  119. МариновВ. Относно глобализацията и регионализацията в съвеременната световна икономика // Научни тродове УНСС. 1999. -Т.2. — С. 20−24.
  120. С. Василий Евстафиевич Априлов, мощният подвижник на новото образование в Българие.-Одесса, 1888.-198 с.
  121. Н. Факторите на българското възраждане // Сборник в чест на проф. Ив. Д. Шишманов.-София, 1920.-С.120−157.
  122. МишевД. България в миналото. Страници от българската културна история.-София, 1916.-492 с.
  123. Д. Начало на българската пробуда. Кн. I, Н.-София.27 с.
  124. Д. Нашето училище от най-старо време до рибния буквар // Сборник П. Берон.-София, 1926.-С.81−105.
  125. Н. Новобългарската книга и пачатного дело у нас от 1806 до 1877 г. // Сборник на Бъргар. Академия на науките. Кн. XV.-1921.-132 с.
  126. П. Възраждане на българския народ. Църковно-национални борби и постижения.-София, 1929.- 351 с.
  127. П. Възраждане чрез църквата // България 1000 години.-София, 1930.-С. 321−381.
  128. НегенцовХр. Народното възраждане и училището // България 1000 годен.-София, 1930.-С. 228−243.
  129. О. и др. Подготовка на учителски кадри у нас в миналото.-София, 1967.-327 с.
  130. П. Няколко документа за Позвантоглу и Софрони Врагански // Сборник на българската академия на науките. Кн. Ш. София, 1914.-С.1−56.
  131. Паисий Хилендарский. Славянобългарская история / Под ред. Динекова.-София, 1946.
  132. Ив. Българите в източния въпрос до Кримската война. Биб. II. T.II.-1829.-280 с.
  133. . Любен Каравелов живот — личност — творчество.-София, 1930.-321 с.
  134. Р. Христоматия, или благонравие.-Будин, 1837.-87с.
  135. СемавМ. Глобализацията и националната съдва.-София, 2004.-268 с.
  136. П. Габровското училище и неговите първи попечители.-Цариград, 1866.-320 с.
  137. СтаневН. България под иго. Възраждане и освобождение. 1396−1878.-София, 1928.-470 с.
  138. В. Пазар, трансформация, глобализация, нов. световен род.-София, 2002.-396 с.
  139. Ст. Ботъо Петков и Христо Ботев народни учители.-София, 1949.-268 с.
  140. Ю. Глобализация чрез регионални бизнесмрежи // Научен доклад в сборник материали. Вн.2001.-С.20−116.
  141. Хилядолетието Х.-А. Прозорец.-София, 1995.-619 с.
  142. ШишмановИ. Д. Паисий и неговата епоха. Мисли върху генезиса на новобългарското Възраждане // Списание на Българската академия на науките. Кн. VIII.-София, 1914.-С. 1−14.
  143. Ив. Студии из областта на българското възраждане. В. И. Григорович, неговото пътешествие и неговите отношение към българите // Сборник на Българската академия на науките. Кн. IV.-1919.-C. 1−221.
  144. Ив. Първата биография на Априлова // Сборник на Българската академия на науките. Кн. XXI.-1926.-C.33−41.
  145. Ив. Западноевропейското и българското възраждане. Българска историческа библиотека. T.I., Кн.1.-1928.-С.185−193.
  146. ШишмановИ. Д. Увод в историята на българското възраждание//България 1000 години.-София, 1930.-С. 279−319.
  147. ЦвятковАн. Избрани съчинения на Г. С. Раковски. Предговор, избор и бележки от Цвятков.-София, 1946.-144 с.
  148. Н. История на българското образование. Ч.1.-София, 1955.-470 с.
  149. Н., АтанасовЖ. Очерк по история на българското образование.-София, 1952.-320 с.
  150. Ст. Българските читалища преди освобождението принос към историята на българското възраждане,-София, 1930.-683 с.
Заполнить форму текущей работой