Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование и развитие организационной структуры управления вертикально интегрированной компании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование организационной структуры управления вертикально интегрированной компании должно осуществляться с использованием широкого спектра методов их проектирования с учётом состояния экономической, политической, правовой, технологической, социально-культурной, природно-климатической, географической и демографической среды, разнообразия и сочетания структур различных типов, оптимальное… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Глава 1. Организационная структура управления вертикально интегрированного типа как объект инновационного менеджмента и продукт предпринимательской деятельности
  • Глава 2. Принципы формирования и планирования развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании
  • Глава 3. Тенденции развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании в нефтяной промышленности России
  • РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ
  • Глава 4. Структурирование целей и направлений политики вертикально интегрированной компании
  • Глава 5. Ориентация организационной структуры управления вертикально интегрированной компании на взаимосвязанное и одновременное достижение основных целей
  • Глава 6. Сетевая организация управления взаимосвязанным и одновременным достижением основных целей в структуре вертикально интегрированной компании
  • РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ
  • Глава 7. Анализ методов проектирования организационных структур управления корпоративных систем
  • Глава 8. Организационно — экономическое обоснование структуры управления вертикально интегрированной компании
  • Глава 9. Формирование корпоративного центра вертикально интегрированной компании и развитие его звеньев
  • РАЗДЕЛ 4. ГЛОБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННОЙ КОМПАНИИ
  • Глава 10. Глобальные цели, стратегии и формы выхода национальных компаний на зарубежные рынки
  • Глава 11. Интернационализация и глобализация деятельности национальных компаний как важнейшие факторы современного экономического развития
  • Глава 12. Встраивание заграничных операций в организационную структуру российских вертикально интегрированных нефтяных компаний в условиях глобализации их деятельности

Формирование и развитие организационной структуры управления вертикально интегрированной компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется организационно-экономическими изменениями структуры нефтяной промышленности России, сложившейся в дореформенный период, когда основной задачей являлось содействие механизму реализации приоритетов плановой экономики, а также необходимостью приведения в соответствие с этими изменениями организационных структур управления национальных вертикально интегрированных нефтяных компаний как основы развития нефтегазовой промышленности России в условиях рыночных отношений.

Гибкость управленческих структур, профессионализм менеджеров, ориентированных на конкурентную среду, прогрессивность методов взаимодействия с внутренними и внешними партнёрами должны быть свойственны организационным структурам управления вертикально интегрированного типа в целом и в нефтяной промышленности России как стратегической отрасли топливно-энергетического комплекса в частности.

Однако следует заметить, что рост российских нефтяных компаний нельзя считать органичным по отношению к преобразованиям рыночного типа, когда процессы слияния и продаж ряда структур отвечают требованиям потребителей и мерам государственного регулирования этих процессов, поскольку во многом российские компании сформировались по административным решениям и в ряде случаев объединялись предприятия, не имевшие для этого объективных предпосылок. Об этом свидетельствует, в частности, наличие существенных диспропорций в производственной структуре вновь созданных вертикально интегрированных нефтяных компаний — между добычей нефти, её переработкой, мощностями по нефтепродуктообеспечению и рынками сбыта, что отрицательно сказывается на рентабельности и конкурентоспособности этих компаний как внутри страны, так и за её рубежами.

Кроме того, для большинства российских нефтяных компаний (особенно на начальной стадии их формирования) была присуща форма внутреннего взаимодействия, известная как «мягкий холдинг», при которой дочерние структуры фактически не зависели друг от друга в том смысле, что их производственная деятельность и маркетинг не были согласованы в рамках единого стратегического подхода. Несмотря на то, что эти предприятия и получали определенные преимущества для организации своей деятельности, главная цель — создание и развитие вертикально интегрированной компании, была размыта, что закономерно увеличивало их уязвимость в конкурентной борьбе.

Среди причин, снижающих эффективность функционирования нефтяных компаний, следует отметить административную адресность регионов обслуживания, неразвитость инфраструктуры сбыта и малую степень включения в состав компаний геологических организаций, неэффективность и невысокое качество обслуживания вертикально интегрированными компаниями процесса доведения конечного продукта до потребителя, непроработанность глобальных целей и стратегий развития их организационных структур управления.

Дальнейшее реформирование нефтяной промышленности России должно идти по пути преобразования и развития уже созданных нефтяных компаний посредством адаптации их организационных структур управления к реальным условиям, основным целям и направлениям политики их функционирования.1.

1 См.: Арбатов А. Камо грядеши? Нефтяная промышленность России на пороге новой стадии развития. //Нефть России, 1996, № 8. — С.17−22.

Всем этим определяется актуальность темы диссертационного исследования, его теоретическая и народнохозяйственная практическая значимость.

Уровень научной разработки различных аспектов формирования и развития организационных структур управления вертикально интегрированных компаний характеризуется значительным количеством опубликованных по данной проблеме монографий, статей общей и специальной направленности в России и за рубежом. Важное методологическое значение для разработки исследуемой проблемы имеют исследования российских ученых Л. И Абалкина., В. Ю. Алекперова, А. А. Арбатова, С. И. Долгова, Л. И. Евенко, В. С. Кабакова, С. М. Лисичкина, К. Н. Миловидова, Б. З. Мильнера, Л. В. Мухина, Л. И. Наумова, Н. Я. Петракова, Е. М. Примакова, О. Д. Проценко, Л. Р. Стерлина, В. В. Томилова, И. В. Тулина, Р. Р. Шагиева, В. Е. Хруцкого и др.

Различные аспекты исследуемой проблемы освещены в работах зарубежных ученых Х. Ансоффа, В. Ауриха, Р. Барра, Р. Барри, К. Бартола, А. Гамильтона, Г. Гинтергубера, Д. Кросса, Л. Кампбелла, Б. Карлофа, Ф. Котлера, У. Кинга, М. Коно, М. Портера, Н. Тома, А. Томпсона, Х. Шредера и др.

В работах общего характера особое внимание уделяется проблемам формирования организационных структур управления корпоративных образований, планирования их развития применительно к структурам вертикально интегрированного типа. В исследованиях по проблемам специального характера анализируются методы проектирования организационных структур управления корпоративных образований, их развитие в нефтяной промышленности России и за рубежом.

Вместе с тем решение ряда новых проблем формирования и развития организационных структур управления вертикально интегрированных компаний как составной части системы управления нефтегазовой промышленности ещё не получило завершённого научного обоснования. Целевая ориентация организационных структур управления вертикально интегрированной компании, в том числе на взаимосвязанное и одновременное достижение основных целей, предопределяет необходимость новых подходов к организации процесса формирования и развития таких структур.

Вследствие неточностей методологического порядка, допускавшихся при анализе содержания понятия «организационная структура управления вертикально интегрированного типа» и его структуры, исключения из рассмотрения присущих ему как объекту исследования социально-экономических воздействий, недооценивается значение инновационной инициативы в процессе его формирования и развития как продукта предпринимательской деятельности. Не реализуются общесистемные принципы формирования и планирования развития организационных структур управления в нефтяных вертикально интегрированных компаниях посредством корпоративного интегрированного управления, в том числе за счет планирования развития новых черт и качеств персонала управления. Недостаточно глубокая проработка тенденций развития организационных структур управления вертикально интегрированных нефтяных компаний не позволяет определить формы сознательного использования указанных тенденций, в частности, необходимости глобального развития организационных структур управления по мере интернационализации деятельности нефтяных компаний России.

Современный этап развития нефтяных вертикально интегрированных компаний требует теоретического осмысления и исследования методов проектирования их организационных структур управления, в том числе сетевой организации управления взаимосвязанным и одновременным достижением основных целей в структуре этих компаний, технологий встраивания заграничных операций в их организационные структуры управления в условиях глобализации деятельности.

Цель исследования состоит в том, чтобы решить важную народнохозяйственную задачу — методологически обосновать механизм формирования и развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании в нефтяной промышленности России.

Эта общая цель раскрывается в решении следующих конкретных задач: обосновать концепцию формирования и развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компанииопределить содержание и формы развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании как объекта инновационного менеджмента и продукта предпринимательской деятельности, обосновать принципы формирования, планирования и тенденции её развитияосуществить качественный анализ целей и направлений политики вертикально интегрированной нефтяной компании, обосновать необходимость целевой ориентации её организационной структуры управления, в том числе на взаимосвязанное и одновременное достижение основных целейраскрыть содержание сетевой организации управления взаимосвязанным и одновременным достижением основных целей в структуре вертикально интегрированной компанииисследовать процедуры формирования организационной структуры управления вертикально интегрированной компании, в том числе посредством организационно-экономического обоснования структуры управления и развития звеньев корпоративного центраобосновать объективность процесса глобального развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании в условиях интернационализации её деятельности, выработать предложения по его реализации.

Объектом исследования является процесс формирования и развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании в нефтяной промышленности России.

Предметом исследования служат организационно-экономические и связанные с ними управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании.

Теоретической и методологической основой исследования является диалектика общественного развития, методы анализа и синтеза, системный подход при рассмотрении объекта исследования, структурно-функциональные методы экономического, финансового, статистического анализа, а также достижения научной мысли отечественных и зарубежных учёных, результаты прикладных исследований, программы и концепции по корпоративному развитию и государственному регулированию рыночной экономики.

В исследовании использовалась нормативная база корпоративного бизнеса, фондового и налогового законодательства. Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы НК «ЛУКОЙЛ», данные маркетинговых исследований, в том числе проведённых автором.

Научная новизна работы определяется тем, что соискатель впервые в отечественной экономической литературе осуществил комплексное исследование, анализ сущности и особенностей процесса формирования и развития организационных структур управления нефтяных компаний в переходной экономике России.

К важнейшим результатам, которые, по мнению автора, обладают научной новизной и выносятся на защиту, относятся следующие: разработан концептуальный подход по формированию и развитию организационных структур управления вертикально интегрированных компаний как объекта инновационного менеджмента и продукта (результата) предпринимательской деятельности, учитывающий современные мировые тенденцииосуществлены комплексное исследование и разработка методологических общесистемных принципов формирования и планирования развития организационных структур управления вертикально интегрированных компаний применительно к условиям отечественного нефтяного бизнеса, в том числе: обеспечения устойчивости интегрированного управленияадаптивных изменений в процессе планирования развития организационных структур управленияпроективного планированиявнеэкономической мотивации персонала управления в стратегических полях бизнеса компании и ряд другихвыявлены устойчивые тенденции развития организационных структур управления вертикально интегрированных компаний, в том числе: их целевой ориентациикорпоративного и многокритериального развитияглобальной ориентации развитияобоснованы формы их сознательного использованияобоснована необходимость ориентации организационной структуры управления вертикально интегрированной компании на структурированные цели и направления политики компании, в том числе основные цели и направления политики для определения стратегии, собственно структуры и системы функционирования организационной структуры управленияраскрыт механизм ориентации организационной структуры управления вертикально интегрированной компании на взаимосвязанное и одновременное достижение основных целей посредством обеспечения интегрированного управления в рамках продуктово-рыночных групп, организационных единиц и управленческих функций, реализуемых как на стратегическом, так и на оперативном уровняхобоснована необходимость перехода к сетевой организации управления взаимосвязанным и одновременным достижением основных целей в структуре вертикально интегрированной компаниисистематизированы методы проектирования организационных структур управления, осуществлено организационно-экономическое обоснование структуры управления вертикально интегрированной компании, предложена технология формирования корпоративного центра и развития его звеньеввыработан комплекс научно-практических рекомендаций по глобальному развитию организационной структуры управления вертикально интегрированной компании в условиях интернационализации её деятельности, в том числе систематизированы глобальные цели, стратегии и формы выхода национальных компаний на зарубежные рынкиопределены и сформулированы основные направления встраивания заграничных операций в организационную структуру управления российских вертикально интегрированных нефтяных компаний в условиях глобализации их деятельности.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена самим предметом исследования и определяется прежде всего тем, что содержащиеся в ней методологические положения и рекомендации по формированию и развитию организационных структур управления вертикально интегрированных компаний создают предпосылки для проведения эффективных преобразований в нефтегазовой промышленности России. Выполненные соискателем исследования предполагают систему долгосрочных решений по совершенствованию управления в нефтяных вертикально интегрированных компаниях, что имеет важное народнохозяйственное значение. Основная часть положений и выводов диссертационного исследования используется в ряде отечественных компаний. Проведённый анализ позволяет выявить научную методологию формирования и развития организационных структур управления вертикально интегрированных нефтяных компаний, определить направления ориентации этих структур на основные цели политики компаний, реализовать глобальные цели и стратегии посредством встраивания заграничных операций в организационную структуру управления в условиях интернационализации и глобализации деятельности. Материалы диссертации могут быть использованы в практической деятельности отечественных вертикально интегрированных компаниях, в работах научно-исследовательских организаций и других заинтересованных лиц, оказать эффективное содействие в подготовке и совершенствовании соответствующих учебных курсов в высших учебных заведениях и корпоративных центрах подготовки и переподготовки кадров.

Апробация работы. По проблемам, рассмотренным в диссертации, соискателем опубликовано 18 работ общим объёмом более 15 п.л.

Основные положения докладывались и обсуждались в 1995 -1999г.г. на отечественных научно-практических конференциях, регулярно проводимых Торгово-промышленной палатой РФ, Московским государственным университетом нефти и газа, Российской академией государственной службы при Президенте РФ, НК «ЛУКОЙЛ», а также на международных экономических форумах в Давосе, Женеве, Лондоне и др.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка литературы, использованной при её написании. В методологическом отношении построение диссертации отвечает общему замыслу исследования и логике изложения, ориентированной на рассмотрение устойчивых причинно-следственных связей, детерминирующих процесс формирования и развития организационных структур управления вертикально интегрированных компаний, а также выработку и практическое применение их форм в современном нефтяном бизнесе.

Заключение

.

Всесторонний анализ теории и практики формирования и развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании позволяет сформулировать следующие выводы и рекомендации.

1. В условиях переходной экономики резко повышается роль в преобразовании нефтегазовой промышленности России вертикально интегрированных компаний, призванных осуществлять не только локальное реагирование — на усиление конкуренции на внутреннем рынке, но и глобальное реагирование — на внешнем рынке. Этому должна быть подчинена деятельность по преобразованию их организационных структур управления и, в первую очередь, по их формированию и развитию как объекта инновационного менеджмента и продукта предпринимательской деятельности.

Объективный характер этого процесса обусловлен ситуациями, при которых формирование «пограничной линии» между системойкомпанией и внешней средой определяет инновационная направленность развития структуры управления, в том числе: устранение неопределённости в цикле «производство — сбыт — распределение» посредством эффективного контроллингаограничение конкуренции путём монополизации каналов сбыта и распределенияпреимущества, создаваемые разделением трудабольшая манёвренность корпоративного центра. В их основе лежит механизм внутрихозяйственных операций, «частично заменяющий» рынок, где стадии производства и распределения охвачены одной иерархической системой.

При этом в условиях возможного существования эквивалентности организационных структур управления при адекватном уровне организации и степени сложности решаемых вертикально интегрированными компаниями задач, корпоративный характер и предпринимательский выбор решений по оптимизации развития организационной структуры должен быть направлен на такое перераспределение характеристик и свойств между подсистемами компании и входящими в них элементами, которое бы обеспечивало поддержание её качественного роста в противовес скорости роста на конечный результат.

2. Формирование и планирование развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании должны осуществляться в соответствии с общесистемными принципами этой деятельности, в том числе принципами формирования, а также общими, особенными и единичными принципами планирования развития.

3. В условиях переходной экономики особенно чётко проявляются четыре причинно-следственных связи — тенденции развития организационной структуры управления вертикально интегрированной компании, характеризующие: а) соответствие ОСУ вертикально интегрированной компании её миссии, основным целям и направлениям политики (тенденция целевой ориентации развития ОСУ) — б) согласованность условий функционирования многих участников, предприятий и групп, цели которых соответствуют общим целям вертикально интегрированной компании (тенденция корпоративного развития ОСУ) — в) соответствие параметров, показателей, информации и инструментов интегрированного управления стратегии развития ОСУ вертикально интегрированной компании и системе её функционирования (тенденция многокритериального развития ОСУ) — г) взаимосвязь стратегии развития ОСУ вертикально интегрированной компании и уровня международной конкуренции в конкретном поле бизнеса (тенденция глобальной ориентации развития ОСУ вертикально интегрированной компании).

Данные тенденции тесно взаимосвязаны. Суть этой взаимосвязи в необходимости обеспечения посредством форм сознательного использования указанных тенденций стыковки между элементами триады экономических интересов — собственно российского общества, компании и других хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных контрагентов и конкурентов компании — активных субъектов международного разделения труда.

4. Необходима целевая ориентация ОСУ вертикально интегрированной компании. Ей должны предшествовать структурирование и обоснование основных целей и направлений политики компании для формирования стратегии, структуры и системы её функционирования с последующей ориентацией ОСУ на взаимосвязанное и одновременное достижение основных целей посредством сетевой организации управления данным процессом. Этому должна способствовать единая система параметров, показателей, инструментов и информации интегрированного управления, используемая на стратегическом и оперативном уровнях с использованием таких критериев построения ОСУ, как: а) продукто-во-рыночные группыб) организационные единицыв) функции звеньев вертикально интегрированной компании.

5. Формирование организационной структуры управления вертикально интегрированной компании должно осуществляться с использованием широкого спектра методов их проектирования с учётом состояния экономической, политической, правовой, технологической, социально-культурной, природно-климатической, географической и демографической среды, разнообразия и сочетания структур различных типов, оптимальное использование которых позволяет компании обеспечить эффективное взаимодействие с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия персонала управления и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. При этом могут быть использованы различные подходы к формированию ОСУ, в том числе: нормативно-функциональныйоснованный на моделировании информационных потоков, или функционально-технологическийцелевой подход и подход, базирующийся на методах организационного моделированияподходы, основанные на использовании типовых организационных структур и учёте социально-психологических факторов. л.

При формировании ОСУ вертикально интегрированной компании должны учитываться факторы внешней среды её функционирования, внутриорганизационные факторы и стратегия развития.

Ценность имеют не сами по себе методы, а те знания и опыт, которые формируются в процессе проектирования ОСУ, системы её функционирования и развития.

6. Организационно-экономическое обоснование структуры управления вертикально интегрированной компании должно осуществляться с учётом трёх групп факторов: внешней среды функционированиякомпании как хозяйственного объектацелей, определяемых общей стратегией функционирования и развития компании. Этот процесс должен предполагать: анализ и определение характеристик существующей ОСУвыбор концепции её построения и проектирования с учётом возможных вариантовразработку общей структуры и её звеньевразработку плана внедрения и оценку эффективности оргструктурразработку информационного пакета для инвестора.

7. Формирование корпоративного центра вертикально интегрированной компании и развитие его звеньев осуществляются исходя из факторов, определяющих процесс преобразований, общей концепции построения нефтяных холдингов, производственной структуры компании и существующих моделей корпоративного центра, целей и роли подразделений аппарата управления компании. На этой основе должна отрабатываться общая концепция корпоративного центра с обоснованием создания президентской группы и организационной структуры управления компании в целом.

В соответствии с внутренними особенностями компании осуществляется разграничение между корпоративными структурами финансов и планирования, объединение дочерних предприятий компании в её региональные филиалы — крупные подразделения разведки и добычи нефти («upstream»), а также переработки и сбыта («downstream») в соответствии с принятой международной практикой построения нефтяных компаний.

8. В современных условиях масштабы внешней среды расширились до мирового уровня, а устойчивое развитие нефтяных компаний в большинстве случаев стало немыслимым без выхода на зарубежные рынки. Это требует разработки глобальных целей, стратегий и форм выхода национальных компаний на зарубежные рынки и, как следствие этого, глобального развития ОСУ вертикально интегрированных компаний. На это ориентирует интернационализация и глобализация их деятельности, являющихся внешними факторами экономического развития.

9. Встраивание заграничных операций в ОСУ российских вертикально интегрированных нефтяных компаний в условиях глобализации их деятельности имеет свою специфику: во-первых, по мере расширения деятельности компании на зарубежных рынках и её глобализации изменяются и формы встраивания зарубежных операций в их ОСУво-вторых, в силу динамики роста российских нефтяных вертикально интегрированных компаний не представляется возможным строить их деятельность по упрощённым организационным структурам: выделения зарубежных операций в отдельное подразделениевстраивания зарубежныхопераций в группы, выделенные по видам продукциивстраивания зарубежных операций в региональные группывстраивания зарубежных операций в функциональные группывстраивания зарубежных операций в матричную организационную структуру. Представляется, что чаще всего их ОСУ будут являться смешаннымив-третьих, с целью обеспечения эффективности координации между рассмотренными выше структурами необходимо укреплять кадровый состав на уровне компании группами консультантовобеспечивать ротацию кадров, например, между линейными и штабными должностями, работой на внутренний и внешний рынкиукреплять связи между филиалами, расположенными в одной странев-четвёртых, с учётом варьирования характеристик и стоимости информации от страны к стране с целью снижения уровня неопределённости в процессе подготовки и принятия решений на основе этой информации целесообразно ориентироваться на использование различных форм информационной поддержки, в том числе: индивидуализированных отчётовспециализированных исследованийинформации фирм деловых услугх государственных учреждений за рубежом, международных организаций и агентств, торговых ассоциаций и компаний, занимающихся информационным обслуживаниемв-пятых, принимая во внимание уровень неопределённости и множественность внешних сред, в которых приходится работать зарубежным филиалам компании, необходимо дифференцированно оценивать условия их функционирования, а также корректировать методы их деятельности с точки зрения несовпадения и изменчивости потребностей рынков, на которых они функционируютв-шестых, необходимо ориентироваться на формирование и встраивание в деятельность филиалов за рубежом корпоративной культуры как ценности, образующей «прозрачный» механизм контроля, и прежде всего посредством подготовки и переподготовки сотрудников зарубежных филиалов в корпоративном центре.

10. Полученные в диссертационном исследовании результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшей разработки вопросов теории и практики формирования и развития организационных структур управления нефтяных вертикально интегрированных компаний России, исследования их места и форм реализации в механизмах формирования и развития транснациональных корпораций (ТНК).

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М.: Изд-во полит, лит-ра, 1985.
  2. Э.А., Еракян Б. А. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. Книга 1. М.: НИИУ, 1992.
  3. Р. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. Общ. ред. и пред. В.И. Данилова-Данильяна. М.: Прогресс, 1985.
  4. В.Ю. Вертикально интегрированные компании России. Методология формирования и реализации. М.: 1996.
  5. В.Ю. «ЛУКОЙЛ»: настоящее и будущее. Ресурсный и производственный потенциал компании //Нефть России. N5. — 1998.
  6. Т. и др. Первые шаги к рыночным структурам. О функционировании вертикально интегрированных копаний //Нефть России -N3. 1997.
  7. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Мир, 1991.
  8. И. Стратегическое управление. М.: Прогресс, 1989.
  9. X., Бранденбург Р. Методика проектирования организационных структур. (Внутрифирменное планирование в США). М.: Экономика, 1972.
  10. А. Камо грядеши? Нефтяная промышленность России на пороге новой стадии развития // Нефть России. N8. — 1996.
  11. Aurich W., Schroder H.U. Unternehmenshlanung im Konjunkturverlauf. Munchen. 1977.
  12. Л. А. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991.
  13. JI.А. Моделирование организационных структур. -JL: Изд-во ЛГУ, 1978.
  14. Р. Политическая экономия. T.l. М.: Международные отношения, 1995.
  15. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1998.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Мир, 1973.
  17. Богданов А. А Тектология: всеобщая организационная наука. В 2-х книгах. -М.: Экономика, 1989.
  18. С. С. Искусство управлять. М: Наука, 1991.
  19. Ю.В. Конструирование организационной структуры управления. -М.: Знание, 1982.
  20. А. «Нефтяной фактор» в международных отношениях. Как он помогает отстаивать интересы России // Нефть России. 1996 № 9.
  21. Ю.П. Управление развитием производства: Опыт США. М.: Экономика, 1989.
  22. A.C., Гавриков П. К. Сущность и методы анализа и проектирования организации управления. М.: Экономика, 1986.
  23. А. Спасение России в крупных монополиях. Геополитические интересы России там, где есть её экономические интересы. //Нефть России — 1998, № 12.
  24. О. Об особенностях японского управления (проблемы теории и практики управления). М., 1986.
  25. Дж. Промышленная организация: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1975.
  26. В.Н., Серов В. Н. Организационное проектирование управленческих нововведений. Пермь: Кн. изд-во, 1990.
  27. Galbraith J.K. The New Industrial State. L., 1991.
  28. B.B. Опыт управления на примере фирм «Мацусита», «ИБМ», «Сименс». М.: МНИИПУ, 1998.
  29. Gort М. Diversification and Integration in American Industry, Princeton University Press, 1962.
  30. Г. В. и др. Анализ и формирование организационной структуры промышленного предприятия. Вопр. методологии и методики. Новосибирск, 1983.
  31. .В. Организация управления и планирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. -М: Мир, 1988.
  32. Р.Ф. Совершенствование организационной структуры научно-производственного объединения. JL, 1989.
  33. O.K., Остапчук Л. Г. Программно-целевые формы управления исследованиями и разработками в нефтехимических компаниях капиталистических стран. М.: ЦНИИТЭ- Нефтехим, 1986.
  34. Диалектика познания сложных систем. Под ред. В. С. Тюхтина. М.: Мысль, 1988.
  35. Динамика ресурсов и запасов нефти. Сборник научных трудов. -М.: ИГиРГИ, 1994.
  36. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление?- М.- Экономика, 1998.
  37. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. М., «Дело», 1998.
  38. Л.И. Государство и управление в США. М.: Наука,
  39. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука, 1983.
  40. Л.И. Системный подход к организации управления. -М.: Наука, 1983.
  41. С. Россия: экономическое развитие и императивы глобализации. //МЭиМО № 1. — 1999.
  42. Зачем «ЛУКОЙЛ» стремится в зарубежье. Транснациональные планы компании веление времени // Нефть России. — N2. — 1998.
  43. И.С. Методологические вопросы разработки структур управления. -М: Экономика, 1979.
  44. Н.В., Волкова H.A., Кошевая И. Н. Стратегическое планирование на предприятии. Учебное пособие. М.: Гос. академия управления, 1993.
  45. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. Под. ред. С. Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  46. В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: «Academia», 1988.
  47. В. С. Программно-целевое управление использованием основных фондов в машиностроении. Л.: 1982.
  48. Н.И. Основы менеджмента. М.: ТОО «Остожье», 1999.
  49. Ю.Ф. Методология проектирования организационно-экономических систем управления. М.: Мир, 1991.
  50. В. Деловая стратегия. Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  51. К., Саати Т. Аналитическое планирование организационных систем. М.: Прогресс, 1991.
  52. А.Я. Проектирование функциональных взаимосвязей структурных подразделений производственных объединений. М.: Экономика, 1996.
  53. X., Шмидт К-Д., Босс А. и др. Структурные изменения в мировой экономике и конкуренция по поводу размещения производства. М.: ИНИОН, 1991.
  54. В. Поэлементное нормирование труда специалистов //Социалистический труд. № 6 — 1978.
  55. Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. Общ. ред. О. С. Виханского. М.: Прогресс, 1987.
  56. Р. «ЛУКОЙЛ» расширяет присутствие в Северной Африке // Известия. № 33 (267).
  57. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. Пер. с англ. М.: Джон Уайли энд Санз, 1996.
  58. Ф. Управление маркетингом. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1980.
  59. А. Ключ к конкурентноспособности. Российские нефтяные компании ищут его в менеджменте //Нефть России. N6. -1996.
  60. А. Наступление глобальных кризисов. Справятся ли с ними российские компании? // Нефть России. N4. — 1998.
  61. Г., О.Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Мир, 1981.
  62. М.В. Управление инвестиционным потенциалом региона. Дисс. на соиск. уч. ст. к. э. н. М.: 1998.
  63. А.Р. Проблемы перестройки оргструктур управления производственно-хозяйственными комплексами. М.: Прогресс, 1985.
  64. А.Р., Рудник Б. Л. Моделирование организационных структур (Классификационный подход). М.: Экономика, 1981.
  65. Levitt Т. The Globalization of Markets. //Harvard Business Review, Vol. 61, No. 3.
  66. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИН-ФРА-М, 1997.
  67. Д., Гребенников В., Дементьев В. Путь российских реформ. //Вопросы экономики, № 6. — 1996.68. «ЛУКОЙЛ»: настоящее и будущее. Ресурсный и производственный потенциал компании // Нефть России. N5. — 1998.
  68. Ч. Японская промышленная система. Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1983.
  69. В.В. Предпринимательские сети. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
  70. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М, Русинова и М. Л. Разу. М.:ФКБ-ПРЕСС, 1998.
  71. МерсерД. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  72. М., Такахара Я. Общая теория систем. М.: Прогресс, 1978.
  73. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. Пер. с англ. Под ред. И. Ф. Шахнова. М.: Изд-во «Мир», 1973.
  74. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  75. .З., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983.
  76. Р. Менеджмент: достижение цели. Управление на основе здравого смысла. Планирование личных действий. Пер. с англ. -СПб.: Лик, 1992.
  77. .Г. Анализ качественных признаков и структур. М.: Наука, 1980.
  78. В.Н. Внутрифирменное управление в ФРГ: опыт организации //Вестник машиностроения. № 6. -1990.
  79. А. Множественность организационных структур управления //Вопросы экономики. № 3. — 1990.
  80. Новая технология и организационные структуры. М.: Экономика, 1990.
  81. .Л. Модели формирования организационных структур.-Л.: Наука, 1979.
  82. У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. Пер. с англ. М.: Экономика, 1984.
  83. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. М.: Политиздат, 1991.
  84. Построение аппарата управления на предприятии и в производственном объединении. Межотраслевые методические рекомендации. М.: НИИ труда, 1974.
  85. Проблемы стратегического управления. Новосибирск, 1991.
  86. Производительность труда «белых воротничков». Пер. с англ. Вступ. статья В. В. Зотова. М.: Прогресс, 1989.
  87. B.C. Новые модели управления предприятием// Проблемы теории и практики управления. № 1. — 1990.
  88. B.C. Проблемы формирования и развития структур управления. М.: Наука, 1988.
  89. Рекомендация. Система управления производственным объединением и промышленным предприятием. Разработка, внедрение и совершенствование на основе стандартизации. М.: Изд-во стандартов, 1986.
  90. A.B. Проблемы инвестиций нефтегазового комплекса // Экономика топливно-энергетического комплекса России.- № 8.- 1995.
  91. Г. Наука об исследовании. Пер. с англ. М.: Экономика, 1972.
  92. Системный анализ в экономике и организации производства. -Л.: Политехника, 1991.
  93. М.С. Труд в управлении промышленным производством. -М.: Экономика, 1967.
  94. C.B. Организация управления предприятием. М.: Прогресс, 1992.
  95. Э.А. Основы теории организации. М.:"Аудит", изд. объед. «ЮНИТИ», 1998.
  96. Совершенствование оргструктуры управления предприятий и производственных объединений: межотраслевые рекомендации. М.: 1991.
  97. Совершенствование оргструктуры управления предприятия. -М.: Наука, 1990.
  98. Современные методы внутрифирменного управления в капиталистических странах. М.: Экономика, 1990.
  99. Р.В. Новая информационная технология управления производством. СПб., 1992.
  100. М.В. Стратегия хозяйственного поведения корпораций США. М.: Наука, 1990.
  101. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. Опыт развития и новые явления. -М.: Наука, 1990.
  102. С. Кто владеет «ЛУКОЙЛом»? У нефтяной компании 90 тысяч акционеров в России и за рубежом // Нефть России. N5. -1998.
  103. Дж. Виртуальная корпорация высшая форма сети делового сотрудничества. // Менеджмент в России и за рубежом. -Июль- август. — 1997.
  104. И.М. Системный анализ процессов формирования экономических и организационных структур. Л., 1982.
  105. В.Г. Прогнозирование преобразований организационных структур производства. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  106. Н., Деванна М. А. Лидеры реорганизации. (Из опыта американских корпораций). -М.: Экономика, 1990.
  107. А.А., Стриклнд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ., под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  108. Ф.Е. Проблемы нормирования труда линейных руководителей на промышленном предприятии. Горький, 1983.
  109. А.И. Некоторые тенденции в развитии естественных наук и принципы их классификации //Вопросы философии. № 8. -1961.
  110. Указ Президента РФ от 01.04.95 г. «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний».
  111. Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний. Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
  112. Управление и рынок. М.: Мысль, 1992.
  113. А. Управление это наука и искусство. — М.: Экономика, 1992.
  114. В.Н. Структура аппарата управления промышленных предприятий: сущность, формирование, тенденции. Л., 1975.
  115. JI.K. Организационные структуры: методы диагностики. СПб., 1993.
  116. В.Н. Основы построения организационных систем. -М.: Прогресс, 1991.
  117. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. A.A. Турчака и др. М.: Финансы и статистика, 1997.
  118. И. Основные идеи стратегического менеджмента// Проблемы теории и практики управления. № 2. — 1989.
  119. Н. Н., Thorn N. Innovationen im Unternehmen. //Literatur Berater Wirtschaft, 1979, Hefte 2.
  120. А. Курс предпринимательства. ML, 1993.
  121. В.Е. Современные подходы и структуры управления //США: Экономика. Политика. Идеология-№ 7. 1990.
  122. В.Е. Управленческий потенциал в промышленности США. Отв. Ред. Л. И. Евенко. М.: Наука, 1988.
  123. А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем. -М.: Наука, 1982.
  124. А.Д. Сложные системы. Оптимизация структуры и функционирования. -М.: ИПУ, 1988.
  125. А.Д. Структура сложных систем. М.: Экономика, 1975.
  126. Н.Г. и др. Проектирование организационных структур управления производством. Киев: Наукова думка, 1979.
  127. P.P. Особенности и проблемы управления нефтяными компаниями в переходной экономике. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. д. э. н. М.: 1996.
  128. Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. М: Наука, 1993.
  129. Шахматова Л С. Методология анализа взаимосвязи характеристик объема и субъекта управления. М.: Экономика, 1992.
  130. В.Г. Между стихией и планомерностью: как «работает» монополистическая конкуренция. -М.: Мысль, 1987.
  131. О. Принципы организации управления фирмой. -М.: Прогресс, 1979.
  132. Экономика. Учебник дли экономических академий, вузов и факультетов. /Под ред. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1994.
  133. Ян С. Крулис-Ранда. Глобализация и глобальные стратегии. //Проблемы теории и практики управления. № 2. -1991.
  134. А.Д. Теория искусства управлять. Киев, 1991.
Заполнить форму текущей работой