Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические особенности и средства формирования антистрессорного поведения менеджеров банка в условиях финансового кризиса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В условиях финансового кризиса роль оптимального функционирования человека в управлении производством является актуальной психологической проблемой развития знаний о профессиональной надежности. Работа в стрессогенных условиях предполагает мобилизацию психологических и физиологических резервов сотрудника. К числу отрицательных факторов, снижающих эффективность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Психологические и физиологические закономерности поведения человека в экстремальных условиях деятельности
    • 1. 1. Антистрессорное поведение и профессиональная успешность человека в экстремальныхусловиях. .деятельности
    • 1. 2. Психологические закономерности формирования антистрессорного поведения.,
    • 1. 3. Рефлексия как базовое психологическое качество антистрессорного поведения
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. Психологический анализ деятельности менеджеров банка в условиях финансового кризиса
    • 2. 1. Психологический анализ условий деятельности менеджеров банка
    • 2. 2. Содержание деятельности менеджеров банка в условиях финансового кризиса
    • 2. 3. Квалификационные требования к менеджерам банка в кризисных условиях деятельности
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. Экспериментальное исследование антистрессорного поведения менеджеров банка
    • 3. 1. Этапы экспериментального исследования и методическое обеспечение
    • 3. 2. Выявление психологических характеристик и особенности антистрессорного поведения профессионально успешных менеджеров банка
    • 3. 3. Формирование навыка саногенной рефлексии у менеджеров банка с агрессивным типом антистрессорного поведения
    • 3. 4. Исследования результатов формирующего эксперимента
  • Выводы по главе 3

Психологические особенности и средства формирования антистрессорного поведения менеджеров банка в условиях финансового кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях финансового кризиса роль оптимального функционирования человека в управлении производством является актуальной психологической проблемой развития знаний о профессиональной надежности. Работа в стрессогенных условиях предполагает мобилизацию психологических и физиологических резервов сотрудника. К числу отрицательных факторов, снижающих эффективность деятельности, относятся возникновения неадекватных функциональных состояний. В этой ситуации могут быть чрезвычайно действенными предлагаемые способы формирования антистрессорного поведения. Стало очевидным, что если мы хотим обеспечить успешность профессиональной деятельности сотрудника, то нужно определить психологическую «стоимость» выполняемой им деятельности и уровень функционального комфорта [223,с.28−23] исследование посвящено раскрытию закономерностей и разработке психологических средств формирования эффективного антистрессорного поведения менеджеров банка с целью повышения профессиональной успешности и удовлетворенности трудом в условиях финансового кризиса. Необходимость разработки психологических средств для оценки и формирования антистрессорного поведения сотрудников банка диктуется тремя важными обстоятельствами. Во-первых, стиль совладания со стрессом — антистрессорное поведение, традиционно рассматривается как профессионально важная черта в напряженных условиях труда [24−28,51,56−58,85, 99,136,140−142]. Во-вторых, индивидуальный стиль совладания со стрессом определяет возможность развития психосоматических заболеваний [206, 246,248,252]. В-третьих, некомпенсированное воздействие интенсивных стресс-факторов приводит к разнообразным психическим нарушениям — депрессия, неврозы и синдром посттравматического стресса [45,237,251].

Несмотря на многочисленность подходов к изучению вопросов формирования совладающего со стрессом поведения, в психологии труда и эргономике недостаточно разработаны методы, связанные с психологическими средствами формирования эффективного антистрессорного поведения. Что касается исследований антистрессорного поведения профессионально успешных менеджеров банка в условиях финансового кризиса, то оно недостаточно разработано. Вместе с тем, не представляется возможным рассматривать особенности антистрессорного поведения сотрудников без взаимосвязи психологических и физиологических качеств с уровнем их профессиональной успешности и удовлетворенности трудом. Практическая значимость исследования закономерностей влияния психологических и физиологических факторов антистрессорного поведения на профессиональную успешность и удовлетворенность деятельностью менеджеров банка обусловлена наличием противоречия между необходимостью внедрения психологических средств формирования антистрессорного поведения сотрудников банка в условиях финансового кризиса и отсутствием опыта их практического применения. Внедрение психологических средств откроет новые возможности для повышения успешности профессиональной деятельности менеджеров банка в экстремальных условиях деятельности.

Разработанность проблемы исследования. Результаты исследований отечественных и зарубежных авторов [6,55,114,134,244,250] по проблеме совладающего со стрессом поведения, выполненные на представителях ряда профессий (военные, сотрудники органов внутренних дел, психологи, психотерапевты, педагоги, юристы и др.) позволили отметить неразрывную связь стиля совладающего со стрессом поведения и успешностью деятельности. Отмечена значимость когнитивной теории преодоления стресса и достаточно слабую его разработанность в отношении специалистов финансовой сферы-менеджеров банка. Выполнение сложных служебных задач в условии финансового кризиса, частое негативное воздействие рынка, высокая нервно-психическая нагрузка, обусловливают высокий уровень профессиональной деформации личности менеджера в виде агрессивности, депрессивности, обеднения эмоциональной сферы, смещения мотивационных и морально-нравственных ценностей и, как следствие, неудовлетворенность деятельностью. Это, в свою очередь, приводит к снижению эффективности профессиональной деятельности сотрудников банка, функционального комфорта в повседневных и, особенно, стрессовых ситуациях и определяет необходимость оценки и формирования у сотрудников банка эффективного антистрессорного стиля поведения. Решение вопроса о том как, в зависимости от объёма и качества рефлексии в эмоционально значимой ситуации, осуществляется выбор антистрессорного поведения, позволит расширить и углубить научные представления о значении когнитивной сферы менеджеров банка в регуляции совладающего со стрессом поведения и его функциональном комфорте.

Объект исследования — антистрессорное поведение менеджеров банка в экстремальных условиях деятельности.

Предмет исследования — психологические особенности и средства формирования антистрессорного поведения менеджеров банка в условиях финансового кризиса.

Цель исследования — выявить эффективные психологические методы коррекции антистрессорного поведения для повышения удовлетворенности деятельностью и профессиональной успешности менеджеров банка в условиях финансового кризиса.

Гипотеза исследования-, саногенная рефлексии, как фактор коррекции антистрессорного поведения в условиях финансового кризиса, влияет на психоэмоциональное состояние, степень удовлетворенности деятельностью и профессиональную успешность менеджеров банка.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы реализовывались в процессе последовательного решения следующих задач исследования'.

1. Проанализировать состояние проблемы профессиональной успешности и особенности совладающего со стрессом поведения в экстремальных условиях деятельности.

2. Изучить психологическое содержание деятельности менеджеров банка в условиях финансового кризиса, составить аналитическую профессиограмму.

3.Определить психологические и физиологические особенности антистрессорного поведения профессионально успешных менеджеров банка и разработать структурную модель стилей антистрессорного поведения.

5.Разработать психологический метод и средства формирования эффективного антистрессорного поведения менеджеров банка в условиях финансового кризиса.

6. Провести формирующий эксперимент по апробации разработанного метода.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: основные положения системного подхода в психологии труда [51,85,104,136, 177−178,222], концепция функционального комфорта [223], общепсихологические теории развития личности и ее профессионального самоопределения [11,42,132,145,156,193,196,209]- теории системного менеджмента [44, 86,125,121].

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме совладания человека с психологическим стрессом и уровнем профессиональной успешности в экстремальных условиях деятельности.

2. Методы оценки проявления антистрессорного поведения, включающие бланковые и инструментальные тесты для выявления группы стресс-риска и особенностей защитного поведения (механизмов психологических защит), защитного стиля мышления (качество рефлексии при стрессе) и степени истощения функциональных ресурсов (антистрессорные реакции и уровни реактивности).

3. Психологический анализ деятельности для составления аналитической профессиограммы менеджеров банка и дополнительных квалификационных характеристик сотрудников банка с помощью специализированных анкет-интервью.

4. Методы многомерной статистики данных эмпирического исследования (показатели описательной статистики, параметрические и непараметрические критерии групповых различий, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ, метод SAS).

Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие менеджеры Сбербанка г. Москвы общей численностью 230 человек. Специалисты банка разных служб и отделов — 142 человекаменеджеры и топ менеджеры — 88 человек, из них профессионально успешных в деятельности менеджеров банка — 77 человек.

Этапы исследования:

1. Аналитико-методический этап (2006;2007г.г.) осуществлялся анализ разработанности проблемы в психологической литературе, степень её актуальности для науки и практики.

2. Экспериментальный этап (2008;2009г.г.) проводились констатирующие, формирующие и контрольные исследования эффективности формирования антистрессорного поведения сотрудников банка.

3. Обобщающий этап (2009;20 Юг.г.) проводился качественный и количественный анализ, обобщались полученные результаты исследования.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Раскрыто психологическое содержание понятий «антистрессорные реакции» и «уровни реактивности» при стрессе во взаимосвязи с качеством рефлексии, напряженностью механизмов психологических защит, уровнем удовлетворенности и профессиональной успешности в деятельности менеджеров банка.

2. Разработаны квалификационные требования к менеджерам банка в условиях финансового кризиса для создания многоуровневой модели стилей антистрессорного поведения. На базе концептуального и эмпирического анализа деятельности выделены основные компоненты в структуре личности менеджеров банка. Вкладом в развитие психологии труда и эргономики является выявление стилей эффективного антистрессорного поведения менеджеров банка по напряжению механизмов психологической защиты, что позволило определить и описать качественную направленность субъективного отношения к затруднениям в деятельности. Выделены и дополнены степени истощения функциональных ресурсов для обеспечения деятельности менеджеров банка — реакции на стресс и уровни реактивности организма, как ведущие факторы, определяющие группу стресс-риска дезадаптивного поведения.

3. Разработана и апробирована авторская методика по формированию эффективного антистрессорного стиля поведения в экстремальных условиях деятельности на базе Мобильного Кабинета эмоционального здоровья (см. приложение 5). Формирование навыка саногенной рефлексии позволит развить эмоциональную устойчивость и создать предпосылки для снятия дискомфорта в деятельности.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена детальной теоретической проработкой существующих подходов к изучению антистрессорного поведения человека, углубленным психологическим анализом деятельности и копинг-поведения во взаимосвязи с уровнем профессиональной успешности и удовлетворенностью трудом. Разработкой многоуровневой модели стилей антистрессорного поведения менеджеров банка с обоснованием наиболее эффективного стиля. Выявлением системообразующего фактора, влияющего на уровень профессиональной успешности и удовлетворенность деятельностью менеджеров банка в экстремальных условиях труда. Репрезентативностью выборок испытуемых, обоснованным подбором бланковых и инструментальных методик. Достоверностью результатов статистического анализа в экспериментальных и контрольных группах и их соответствием целям и задачам исследования. Получением патента на разработанную авторскую методику по формированию навыка саногенной рефлексии с целью коррекции неэффективных стилей антистрессорного поведения в мобильной среде самообучения КИП-М (компьютерная интерактивная поддержка обучения мобильной связью).

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении психологии труда и эргономики теорией саногенной рефлексии и стилях антистрессорного поведения для коррекции отрицательных функциональных состояний, как динамическом многомерном явлении, характеризующемся наличием иерархии взаимодействий в направлении: «качество рефлексиифункциональное состояние — профессиональная успешность». Разработана модель и выявлена структура взаимосвязей между компонентами психоэмоционального состояния, механизмами психологической защиты и качеством рефлексии сотрудников банка, которая играет ведущую роль в формировании разного уровня индивидуальной реакции на стресс.

Практическая значимость исследования.

1. Разработанная модель стилей антистрессорного поведения может быть использована в ситуациях, требующих объективной оценки и коррекции эффективности поведения сотрудника в экстремальных условиях деятельности, с учетом уровня его функционального комфорта, работоспособности и профессиональной успешности.

2. Апробирована методика по формированию навыка саногенной рефлексии для коррекции антистрессорного поведения менеджеров банка, которая позволяет выявлять адаптационные резервы и предупредить неэффективное поведение при стрессе. Одновременно показано влияние примитивных механизмов психологической защиты на формирование реакции на стресс низких и средних уровней реактивности с риском развития психосоматических нарушений. На основании разработанной модели стилей антистрессорного поведения и коррекционной методики по формированию саногенной рефлексии может осуществляться прогноз профессиональной успешности сотрудников банка в затрудненных условиях деятельности.

3. Оценка стилей антистрессорного поведения менеджеров банка позволит выявить индивидуально-специфичные нарушения в системе регуляции психоэмоционального состояния и осуществить целенаправленную коррекцию этого поведения.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования докладывались на отраслевых научно-практических российских и международных конференциях: «Euromedica -2007», «Euromedica — 2008» и «Euromedica — 2009» (Ганновер, Германия 2007;2009) — «Интеграция личности в современную среду самообучения» (общественная палата РФ, Москва, 2009г) — на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета клинической психологии МИМСР (Москва, 2007) — на 3-ей Всероссийской конференции «Потенциал личности: комплексная проблема» (Новосибирск, Россия, 2008), на десятой межвузовской научно-методической конференции МГИУ (Москва, 2008), на всероссийской межвузовской конференции «Современные методы психотерапии и психологического консультирования ИГУМО (Москва, 2009) и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Антистрессорное поведение является системным образованием, отражающим индивидуальный стиль совладания со стрессом, включающий психологические и психофизиологические параметры структуры личности сотрудника.

2. Формирование стилей антистрессорного поведения менеджеров банка в условиях финансового кризиса обусловлена: а) выраженностью когнитивно-аффективной составляющей (качеством рефлексии и напряжением механизмов психологической защиты при стрессе) — б) степенью истощения физиологических ресурсов (реакцией и уровнем реактивности на стресс) — в) уровнем профессиональной успешности и удовлетворенности трудом.

3. Выявление антистрессорных реакций и уровней реактивности организма делает возможным разделение менеджеров банка по группам с учетом значений параметров блока дополнительных ключевых квалификаций.

4. Многоуровневая модель стилей антистрессорного поведения позволяет объективно дифференцировать сотрудников банка с различным состоянием напряженности. При стрессе и низких уровнях реактивности у менеджеров банка обнаруживается выраженная тенденция к патогенной рефлексии, примитивным механизмам психологической защиты и неудовлетворенности деятельностью.

5. Методика по формированию навыка саногенной рефлексии позволяет корректировать «агрессивный» стиль антистрессорного поведения менеджеров банка, изменяя качество рефлексии, реакцию и уровень реактивности, психоэмоциональное состояние, удовлетворенность деятельностью и профессиональную успешность.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 24 работы общим объемом 9.5 п.л. из них 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАКом, 2-а Патента РФ на изобретение, 5 авторских свидетельств на произведение.

Структура и объем диссертации

Структура диссертации отражает логику исследования, состоит из введения, 3-х глав, выводов, библиографического списка и приложений. Основной текст диссертации составляет 143 страницы, иллюстрирован 13-ю таблицами, 2-мя диаграммами, 2-мя рисунками и приложениями с результатами статистической обработки данных. Библиографический список содержит 255 наименований, в том числе 23 на английском языке.

Выводы по 3 главе:

Ставилась задача возможности коррекции агрессивного стиля антистрессорного поведения менеджеров банка (стиль 3) экспериментальной группы, путем формирования у них навыка саногенной рефлексии. Обучение саногенной рефлексии проводилось по авторским технологиям (см. приложение 4) в условиях социально-психологического тренинга, как наиболее эффективной формы саморазвития.

По результатам исследования показателей общей рефлексии менеджеров выявлено, что после проведения курса по формированию навыка саногенной рефлексии, у менеджеров экспериментальной группы произошло увеличение объема саногенной рефлексии и уменьшение объема параметров патогенной рефлексии («агрессия против других», «агрессия против себя»).

Анализ психоэмоционального состояния, менеджеров экспериментальной группы показал, что после прохождения курса по формированию навыка саногенной рефлексии у них достоверно уменьшились негативные эмоции переживания, по мере значимости: тревожность, агрессивность, утомляемость, угнетенность, раздражительность и достоверно увеличилась активность. Что касается показателей сон, аппетит, работоспособность по скорости и по времени, то выявлено достоверное понижение их в экспериментальной группе, что вызывает противоречие между полученными результатами исследования и личном мнении менеджеров. Было отмечено, что в экспериментальной группе достоверно уменьшились негативные эмоции переживания, такие как: страх неудач (- 6,4 при р<0,0001) — гнев (- 4,1 при р<0,0001) — печаль (-2,1 при<0,005). Что говорит о снижении отрицательного эмоционального фона в жизнедеятельности менеджеров банка при неизмененных положительных эмоциях: сочувствие, удивление, интерес и радость.

После проведения тестового опроса по анкете было выявлено, что параметры степени удовлетворенности деятельностью у контрольной группы менеджеров имеет статистически значимое снижение (t=2,87, р=0,007), в то время как данный показатель в экспериментальной группе менеджеров банка показывает увеличение, хоть и не статистически значимое, что позволяет нам говорить о влиянии обучения саногенной рефлексии на удовлетворенность менеджеров банка от деятельности.

Проведенный этап исследования подтвердил гипотезу о том, что саногенная рефлексия, являясь психологической характеристикой эффективного антистрессорного поведения менеджеров банка стиль 2) и корректирует физиологические и психологические параметры агрессивного антистрессорного поведения (стиль 3) в сторону улучшения удовлетворенности деятельностью менеджеров и улучшению физиологических и психологических параметров дополнительного блока ключевых классификаций менеджеров банка, способствующих профессиональной успешности и функциональному комфорту специалиста. Соответственно, может являться средством формирования эффективного антистрессорного поведения менеджеров банка в кризисных условиях деятельности.

В результате проведения формирующего эксперимента доказано, что:

Психоэмоциональное состояние в кризисных условиях деятельности активизируется когнитивными структурами личности и зависит от особенности рефлексии, что влияет на физиологические и психологические параметры антистрессорного поведения менеджеров банка.

— Саногенная рефлексия, как когнитивный механизм совладания со стрессом, является средством формирования эффективного антистрессорного поведения и положительно влияет на удовлетворенность деятельностью и профессиональную успешность менеджеров банка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При профессиографическом анализе деятельности менеджеров банка в условиях финансового кризиса был разработан блок дополнительных ключевых квалификаций и создана многоуровневая модель стилей антистрессорного поведения. На базе концептуального и эмпирического анализа обосновано выделение основных компонентов модели.

Эргономический аспект данной работы включал в себя использование теории функционального комфорта, в частности закон «соответствия» внешних и внутренних средств деятельности, а также определение цены деятельности. По психофизиологическим параметрам дополнительного блока ключевых квалификаций было установлено, что профессиональная успешность деятельности менеджеров банка наиболее реально достигается при низкой психофизиологической цене деятельности, что обеспечивает достаточно высокий уровень работоспособности и удовлетворенности деятельностью на протяжении длительного времени. В результате проведенного исследования установлена взаимосвязь между физиологическими и психологическими параметрами антистрессорного поведения менеджеров банка (индекс напряжения, антистрессорные реакции и уровни реактивности, качество рефлексии, напряженность механизмов психологических защит, уровень удовлетворенности и профессиональной успешности в деятельности).

В результате проведенного исследования:

Определены психологические и психофизиологические характеристики эффективного стиля антистрессорного поведения сотрудников банка и стандартное отклонение механизмов психологических защит в стрессовых условиях деятельности.

— Впервые разработана и апробирована методика по формированию эффективного антистрессорного поведения в экстремальных условиях деятельности на базе Мобильного Кабинета эмоционального здоровья (см. приложение 5).

— После проведенного коррекционного курса по формированию навыка саногенной рефлексии выявлено, что уровень воздействия на «агрессивный» стиль антистрессорного поведения менеджеров банка закономерно связан с качеством рефлексии. Преобладание саногенной рефлексии в когнитивном защитном профиле обеспечивается наличием антистрессорных реакций организма с высоким уровнем реактивности и минимизацией степени субъективно испытываемой психоэмоциональной напряженности. Полученные результаты подтверждают, что с ростом объёма саногенной рефлексии у менеджеров с «агрессивным» стилем антистрессорного поведения возрастает психологический потенциал совладания со стрессом за счет большей дифференциации позитивных эмоциональных переживаний (интерес, радость), что влияет на психофизиологические характеристики личности менеджеров банка, изменяя их адаптационный статус — повышая уровень функционального комфорта. В своей совокупности, эти результаты свидетельствуют о высокой конструктивной валидности предложенной коррекционной методики по формированию навыка саногенной рефлексии. Отмечено, что проведенное исследование позволяет обосновать целесообразность коррекции неэффективного антистрессорного поведения менеджеров банка.

На основании обобщения результатов проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Антистрессорное поведение менеджеров банка является системным образованием, отражающим индивидуальный стиль совладания со стрессом, включающий психологические и физиологические параметры дополнительного блока ключевых квалификаций менеджеров.

2. Выявленная на основе профессиографического и психологического анализа деятельности менеджеров банка модель стилей антистрессорного поведения соответствует теоретическим положениям, использованным при ее разработке.

3. Обследованные группы лиц с различными по объективным проявлениям реакциями на стресс и уровням реактивности (группы стресс-риска) обнаруживают значимые различия, что делает возможным выделить стиль антистрессорного поведения в многоуровневую структуру личности менеджера банка.

4. Характерной чертой эффективного антистрессорного поведения менеджеров банка является высокий уровень саногенной рефлексии, напряжение зрелых механизмов психологической защиты и антистрессорных реакций высоких уровней реактивности.

5. К психологическим средствам, повышающим функциональный комфорт сотрудника банка, относится, в частности, формирование навыка саногенной рефлексии, что оказывает положительное влияние на удовлетворенность деятельностью и профессиональную успешность.

6. Анализ зависимостей между показателями психоэмоционального состояния, качеством рефлексии менеджеров банка и рядом характеристик, отражающих профессиональную успешность и удовлетворенность деятельностью в кризисных условиях, подтверждает высокую степень валидности коррекционного курса по формированию навыка саногенной рефлексии.

7. Эффективное антистрессорное поведение нейтрализует влияние психологических стресс-факторов, возникающих в профессиональной среде менеджеров банка и оптимизирует поведение при стрессе.

8. Проведенное исследование подтверждает гипотезу, что саногенная рефлексия, как психологическое средство коррекции антистрессорного поведения, в условиях финансового кризиса, влияет на психоэмоциональное состояние, степень удовлетворенности деятельностью и профессиональную успешность менеджеров банка.

9. Предложенная модель стилей антистрессорного поведения и средства формирования эффективного антистрессорного поведения менеджеров банка могут быть расширены и детализированы с целью повышения точности прогностических оценок, включающих диспозиционные и ситуативные оценки выраженности когнитивно-аффективных комплексов тревоги, депрессии и гнева, а также показателей степени истощения функциональных ресурсов обеспечения деятельности.

Наш подход не исчерпывает всей сложности такого системного явления, каким является антистрессорное поведение. Ситуация в экономике России и в мировой экономике обусловливает необходимость комплексного подхода к этой проблеме, связанной с жизнеобеспечением общества и населения. Анализ показывает многогранность и детерминированность этой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. — 360с.
  2. , Л.М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1974. № 1. — С.1−75.
  3. , B.C. Психология состояний: теория и практика. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2000. — 275 с.
  4. , С.Р. Психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания // Возрастные особенности физиологических систем человека. М.: МГУ, 1990. — С. 35−51.
  5. , В.А. Нейрофизиологические и вегетативные проявления психоэмоционального напряжения у взрослых и детей // Журнал высшей нервной деятельности. 1977. Т. 27. С. 414−416.
  6. Александров, А. А. Психотерапия. — М.: Издательский дом «Питер», 2004.-478 с.
  7. , Т.В., Сороколетова Л. Г. Особенности психофизиологического статуса людей с психологической дезадаптацией и способы психокоррекции // Тез. докл. XVII съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998.-413 с.
  8. , Л.Ф. Психическая саморегуляция активности личности // Психические механизмы регуляции активности: Сб. науч. тр. Новосибир. гос. пед. ун-та. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2001. — С. 26−41.
  9. С.В., Жданько И. М. Пространственные способности операторов авиакосмического профиля и их влияние на успешность профессиональной деятельности // Авиационная и космическая медицина, психология и эргономика. М.: Полет, 1995. — С. 350−378.
  10. , О.Н. Формирование готовности космонавтов к деятельностив нештатных ситуациях: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: Академия, 1998.-22 с.
  11. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Педагогика, 1977.- 380 с.
  12. , А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  13. Л.Я., Деглин B.JI. Слух и речь. М.: Медицина, 1976.218 с.
  14. , Б.И. Психопатология // Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 12. С. 1793−1798.
  15. , Г. Т. Проблемы психологии в космических исследованиях // Инженерная психология. — М.: Наука, 1977. С. 258−265.
  16. Г. Т., Жданов О. И. Человек в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 1992 —№ 2. Т. 13. С. 49−53.
  17. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. -М.: Наука, 1978.-390 с.
  18. Г. Т., Пономаренко В. А. Психологические основы обучения человека-оператора готовности к действиям в экстремальныхусловиях//Вопр. психологии. 1983.— № 1.- С. 23−32.
  19. , Ф.Б. Психическая и психологическая адаптация человека. — М.: Наука, 1988. С. 71−124.
  20. , Ф.Б. Функциональные моторные асимметрии и психомоторные соотношения // Функциональная асимметрия и адаптациячеловека. -М.: 1976. С. 53−56.
  21. .Г., Калашников М. О., Беспалова Е. В. Методическиерекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные подразделения органов внутренних дел. М.: Лаборатория медицинских проблем МВД РФ, 1994. — 120 с.
  22. , В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000.
  23. , В.А. Психологический стресс. -М.: Наука, 1995. С. 96−103.
  24. В.А., Доброхотова Т. А., Федорук А. Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность пилотов // Физиология человека. — 1990. № 6. Т. 16.
  25. В.А., Обознов А. А., Турзин П. С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психологический журнал. 1998. — № 5. Т. 19. -С. 38−53.
  26. В.А., Покровский БЛ. Профессиональный психологический отбор авиационных специалистов // Авиационная медицина. — М.: Медицина, 1986.-С. 352−356.
  27. , Ю.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психологический журнал. 2003. — № 1.Т. 24.-С. 91−102.
  28. А.А., Глушко А. Н., Науменко Е. Б., Булыко В. И., Чермянин СВ. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов// Военно-медицинский журнал. 1994. — № 11. — С. 41−46.
  29. Н.Н., Доброхотова Е. Д. Функциональные асимметриичеловека. М.: Медицина, 1988. — 360 с.
  30. , Ю.Ю. Смысложизненные ориентации личности как фактор профессиональной успешности сотрудников частных охранных предприятий и служб безопасности : автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 22 с.
  31. А.Биллингс и Р.Моос. Способы совладания со стрессовой ситуацией. Торгово-издательский дом DiaSoft. М.: СПб. — Москва, 1984. — 302 с.
  32. , Р. Развитие Я-конценции и воспитание. — М., 1986. 422 с.
  33. , В. В. Энергия эмоций в общении. М., 1996. — 260 с.
  34. А.В. Психофармакология эмоций. М.: Изд-во МГУ, 1976. -315 с.
  35. , А.В. Экспериментальная нейрофизиология эмоций. — М.: Изд-во МГУ, 1972. 216 с.
  36. , Г. М. Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией // Сибирский учитель.2001-. № 3. — С. 17−23.
  37. В.П., Волков В. Н., Колос И. В., Назаренко Ю.В., Калманов
  38. Е.Б. Особенности психического состояния сотрудников органов внутренних дел, работающих в экстремальных условиях. Домодедово: РИПК МВД России, 1992.-20 с.
  39. Л.И., БеребинМ.А., Косенкова Н. И. О системном подходе к оценке психической адаптации // Обозр. психиатр, и мед. психол. 1994. — № 3.- С. 16−25.
  40. , Ф.Е. Психология переживания (анализ преодолениякритических ситуаций). — М.: 1984, -200 с.
  41. Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Н. Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля, СПб., 1998. —48с.
  42. Вейл, П. Теория системного менеджмента. М.: Москва, 1993. — 146с.
  43. Н.Е. Синдром выгорания. Учебное пособие. М.: Ось 89, 1999.- 176 с.
  44. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Советское радио, 1974. — С. 14−47.
  45. , Н.В. Особенности психологических конфликтов и копинг-поведения у лиц, обращающихся за психологической консультативной помощью : автореф. дисс,. канд. исихол. наук. СПб., 1994. — 24с .
  46. , А.Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1972. — 22 с.
  47. Л.Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. М.: Филантроп, 2002. — 196с.
  48. , Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии //Вопросы психологии. -1993.-№ 4, — С. 61−68.
  49. , А.Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов. М.: Изд-во МГИУ, 2009. -205 с.
  50. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975. — 205 с.
  51. Л.П., Звоников В. М. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Проблемы управления состоянием человека-оператора. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 286 с.
  52. Л.П., Пономаренко В. А. Психические состояния и надежность деятельности оператора // Вопросы кибернетики: Эффективность деятельности оператора. М.: 1982. — С. 145−156.
  53. , P.M. Психологические защиты. М.: Наука, 2007. — 227 с.
  54. К.М., Матвеев В. Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее преодоления // Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Наука, 1966. — С. 63−95.
  55. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. — М.: Наука, 1970. — 328 с.
  56. , К.М. Психологическая диагностика. — М.: Изд-во МГУ, — С. 237.
  57. , Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  58. , Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект пресс, 2000. — 247 с.
  59. , Н.Н. Стрессоустойчивость как индивидуальная особенность // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Российское психологическое общество, 1998.-С. 129−151.
  60. , Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 368 с.
  61. Рене Декарт. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науке. М.: Библиотека фонда развития психологической культуры, 1978. — 144 с.
  62. , Т.А. Формирование копинг поведения и его роль в профилактике психогенных расстройств : Дисс.канд. психол. наук- -СПб., 1997- 211с.
  63. Т., Голдфрид М. Стратегия разрешения проблем. М.: Наука, 1997, — С. 213−224.
  64. , Л.Г. Системная детерминация саморегуляции и психического состояния человека// Тр. интапсихологии РАН. 1997. № 2. — С. 191 199.
  65. , Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Психические состояния. СПб.: Питер, 2001.- С. 28−38.
  66. , Л.А. Функциональная межполушарная асимметрия человека в динамике обучающего тренинга: дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1996.
  67. Л.Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. 1983. С. 38−57.
  68. Л.Г., Семикин В. В., Щедров В. И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния//Психол. журн. 1994. — № 6. Т. 15.-С. 28−38.
  69. Л.Г., Щедров В. И., Семикин В. В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М., 1994. — С. 100−119.
  70. , Т.А. Эмоциональная патология . — М.: Медицина, 1974. -160 с.
  71. , С. А. Психологический синдром профессионализма // Ананьевские чтения: Б. Г. Ананьев и комплексные исследования в психолгии: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения 2003″. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. — С. 131−133.
  72. , С.А. Психология профессионализма: интегративный подход // Вестник Красноярского государственного университета. Вып. 6. Гуманитарные науки. Красноярск, 2004. — С. 170−176.
  73. М.И., Кандыбович JI.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск: Университетское, J 985. С. 296−297.
  74. М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. № 1. — С. 21−30.
  75. , В.Д. Типы латеральности и их связь с успешностью и обучением // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990.-С. 99−100.
  76. , П.Н. Нейрофизиологические механизмы психомоторной регуляции функционального состояния // Проблемы нейрокибернетики: диагностика и коррекция функциональных состояний / Под ред. Г. А. Кураева. Ростов-на-Дону: РГУ, 1989. 128 с.
  77. , П.Н. Психомоторная активность. Ростов-на-Дону: РГУ, 1988. — 128 с.
  78. , П.Н. Моторная память человека // Моделирование и стимулирование человеческой памяти. МНЕМО 89 / Под ред. С. Мырчева. Варна, 1989. — С. 42−61.
  79. , О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., Флинта, 2003.-335 с.
  80. , Н.Г. Негативные психические состояния в деятельности сотрудников СОБР и пути преодоления их последствий: автореф. дис.. канд. психол. наук. Тверь: ТГУ, 1997. 25 с.
  81. , Е.М. Аналитическая профессиограмма, как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник МГУ. Серия 4. Психология. 1989. — № 3.
  82. , Н.В. Защитные позиции личности // Труды ЛСГМИ. Л., 1961. Т. 64, — С. 212.
  83. , Е.П. Дифференциальная психология. СПб. гПитер, 2001. — С. 298.
  84. , Е.П. Функциональная асимметрия в эволюционном аспекте // Вестник ЛГУ. 1964. — № 21. — С. 88−96.
  85. , Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений //
  86. Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. — С. 89−120.
  87. И.Кант. Критика чистого разума. М.: Наука, 1999. — 137с.»
  88. , М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы ОВД: дис.. канд. психол. наук. — М, 1996.
  89. , Т.С. Психология управления. М.: Феникс, 1996. — 143с.
  90. Китаев-Смык, JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  91. , В.Н. Механизмы формирования функционального состояния. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1991. — 67 с.
  92. В.Н., Ермаков П. Н. Социальная агрессия: природа и проявления. Психофизиологический подход к проблеме // Серийные убийства и социальная агрессия. Ростов-на-Дону, 2001. С. 249−252.
  93. В.Н., Ермаков П. Н. Электроэнцефалограмма и функциональные состояния человека. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1998. -С. 149−175.
  94. , А.И. Опыт построения психологической теории управления // Психологический журнал. 2008. — № 4.
  95. , Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д. 1996.
  96. В.Н., Москвин В. А., Чуприков А. П. Толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия. Киев, 1986. Вып. 15.- С. 45−57.
  97. В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты // Асимметрия мозга и память. Пущино, 1987.-С. 47−53.
  98. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: КГУ, 1969. 178 с.
  99. А.Г., Мясищев В. Н. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — С. 167−172.
  100. Кок, Е. П. Зрительные агнозии. Л.: Медицина, 1973. 374 с.
  101. ПО. Колышкин, В. В. Диагностика краткосрочной адаптации человека// Успехи физиологических наук. 1999. — № 30(4). — С. 28−38.
  102. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. психол. 1989. — № 5. — С. 18−26.
  103. , О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980. 180 с.
  104. , Д.А. С обнаженным оружием // Милиция. 1992. — № 8. — С. 18−21.
  105. Ф.П., Парин В. В., Душков Б. А. Космическая биология и медицина. М.: Просвещение, 1975. — 340 с.
  106. И.О., Андреев Н. В., Хохлова Н. Г., Долгополов СВ.
  107. Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УВР ГУК и КП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. — 308 с.
  108. , Б.С. Межполушарные взаимодействия // Вопросы психологии. 1983. — № 6. — С. 114−120.
  109. , М.А. Психология и безопасность. Таллин, 1981. 447 с.
  110. , Т.Л. Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы. М.: Букинистическое издание, 2008. — 254 с.
  111. , А.И. Активность, направленность и саморегуляция в психологической структуре индивидуальности человека // Психология ипсихофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1987. — С. 32−51.
  112. , В.Н. Интуиционистская теория типов. М.: Наука, 1986. — 244с.
  113. , Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — СПб.: Медицина, 1984. 256с.
  114. , М.А. Способность к саморегуляции функциональных состояний как прогностический показатель успешности служебной деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов: дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
  115. , А.Н. Характеристика и анализ плана. М.: Политиздат, 1991.-304 с.
  116. Л. Ланг. Теория системного менеджмента // Проблемы современного менеджмента. М.: Экономика, 1999. — С. 85−95.
  117. , Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 164 с.
  118. Н.Д. Проблемы психических состояний // Вопр. психол. -1955.- № 2.-С. 18−20.
  119. , Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1972. — № 6. — С. 23−25.
  120. , А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. 2000. — № 3. — С. 4−21.
  121. , А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1994. — 200 с.
  122. А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 63−74.
  123. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  124. , В.П. Адаптационная доминанта // Вестник РАМН. 1998. № 10.-С. 44−59.
  125. А.В., Либина Е. В. Дифференциальная психология. Природа стиля человека // Экспериментальная психология. — М.: Прогресс, 1998. — 278с.
  126. , B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: Справочное пособие. — Л.: Медицина, 1986. 280 с.
  127. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  128. , В.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга. Дис.канд.психол. наук. — М.: Наука, 1989.-78 с.
  129. , А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Педагогика, 1973. 374 с.
  130. , А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. — С. 16−24.
  131. , В. Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов-летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки : автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1964.-22 с.
  132. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.-С. 23−48.
  133. В.Л., Покровский Б. Л. Летчик и современная война. -М.: Политиздат, 1976. 102 с.
  134. , В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиол. человека. — 1998.- № 4.-С. 7−13.
  135. , В.И. Функциональные состояния оператора // Эргономика. Принципы и рекомендации. — М., 1970. Вып. 1. — С. 39−53.
  136. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности -М.: Педагогика, 1986. -309с.
  137. , B.JI. и др. Методики псиодиагностики в спорте. — М .: Просвещение, 1990.- 76с.
  138. , Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов // Очерки психологии труда. — М.: Наука, 1974.-С. 5−118.
  139. , Е.В. Мобильный кабинет эмоционального здоровья. Москва, М.: Ресурс. 2009. — 82с.
  140. , В.И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов // Вопр. психол. 1997. — № 6. — С. 30−38.
  141. , В.И. Личностные аспекты стилевой саморегуляции // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов, 25−28 июня 2003 года: В 8 т. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. Т. 5. С. 486−487.
  142. , С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности: дис. д-ра психол. наук. — М.: ПроСофт, 2003, 335с.
  143. , В. А. Индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопросы психологии. 1988. № 6. — С. 43−59.
  144. , Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга: автореф. дисс. .канд. нсихол. наук. СПб., 1998.- 24с.
  145. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1976. — 120 с.
  146. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности/УПсихологический журнал. — 1997 — № 5 С. 20−30.
  147. , В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психологии // Психология индивидуальных различий (Тексты). — М.: Наука, 1982.-С. 39−52.
  148. , В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии//Вопросы психологии. 1971.—№ 6.— С. 13−26.
  149. , В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Наука, 1966. С. 377.
  150. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М.: Наука, 1976. — 336 с.
  151. , Т. А. Состояния нервно-психического напряжения: авто-реф. дис. докт. психол наук. Л., 1984. — 32 с.
  152. , Н.И. Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности // Методические указания. — М. —: МОРФ, 1995, — 115 с.
  153. , А.Е., Рабинович Л А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974. — № 3. — С 59−70.
  154. , Д.В. Об экспериментальном исследовании некоторых расстройств личности и эмоциональной сферы // Психология и медицина. -М.: Медицина, 1978. С. 345−349.
  155. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Наука, 1997. — С. 320.
  156. , Ю.М. Саногенное мышление . М.: Просвещение 2005.
  157. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. —228 с.
  158. , Ю.М. Личность и индивидуальность. М.: Изд-во Импринт-Гольфстрим, 1997. — 28 с.
  159. , Ю.М. Когнитивно-Эмотивный тест. М.: Просвещение, 1999.-25с.
  160. , Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Изд-во Импринт-Гольфстрим, 2003. 178 с.
  161. , Ю.М. Поведение, его структура и функции. М.: Изд-во Импринт-Гольфстрим, 1999. — 28 с.
  162. , А.Б. Склонность и профессия. М.: Изд-во Импринт-Гольфстрим, 1981. — 57 с.
  163. , И.П. Рефлекс цели. J1.: Госиздат, 1927. С. 422−431.
  164. , И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гигтенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 2124.
  165. , А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. М., 1996.- 244 с.
  166. , Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1974. С. 186−187.
  167. , И.А. К проблеме организации эмоциональных процессов // Вопросы психологии. 1980. — № 2. С. 65.
  168. , К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.
  169. К.К., Шварц Л. М. Очерки психологии для летчиков. М.: Воениздат, 1948.- 191 с.
  170. , В. А. Психический обзор в практике профессионального обучения. — М.: Наука, 1985. 28 с.
  171. , Е.И. Тревога как фактор развития личности: дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2002.
  172. , А.К. Общие и частные аспекты проблемы работоспособности человека // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б. Ф. Ломова. М: Наука, 1985.-С. 100−117.
  173. Рабочая книга психолога таможенного органа. М.: РТА ГТК РФ, 1998. С. 49−53.
  174. , Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности. — М.: Высшая школа, 1999. С. 19−23.
  175. , И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблемы индивидуализации и ее социально-филосовский смысл. М.: Политиздат, 1984.— 141с.
  176. , М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США // Психологический журнал. 1987. — № З.-С. 19−31.
  177. B.C., Аршавский. В. А. Предотвращение тревожных состояний. М.: Высшая школа, 1984. — 182 с.
  178. В.И., Левочкина И. А. Функциональное состояние при монотонной работе и силе нервной системы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М: Педагогика, 1972. Т. 7. — С. 194−222.
  179. , В.И. К вопросу о проявлении силы нервной системы при разных видах монотонной работы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 9. М.: Изд-во Московского университета, 1977. — С. 28−39.
  180. Е.С. 99 популярных профессий. СПб.: Питер, 2003. — 359с.
  181. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты //Генезис, Функционирование. Диагностика. Мытищи. 1996. -139с
  182. , С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.688 с.
  183. Н.М., Бодров В. А. К понятию работоспособности летного состава // Военно-медицинский журнал. 1983. — № 3. — С. 49−52.
  184. , В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
  185. , Е.В. Особенности психологической готовности к труду в условиях проблемных ситуаций // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1996. 228 с.
  186. , Г. Очерки об адаптационном синдроме. М, 1960. — 350 с.
  187. , Г. Стресс, без дистресса. М.: Наука, 1979. — С. 277.
  188. , Ю.С. Резервные возможности личности. М.: Наука, 1974. — 197 с.
  189. , П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. — М.: Наука, 1970.- 141 с.
  190. , П.В. Эмоции // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Российское психологическое общество, 1998. — С. 45−54.
  191. Н.А., Ялтонский В. М. Конинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств //Обозр. психит. и мед. Психол. 1994— № 1, — С. 63−74.
  192. , Б.Н. Воля и саморегуляция в спортивной деятельности// Мир психологии. 2000. — № 3. — С. 266−274.
  193. , В.Н. Экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений/ЯТсихопедагогика в правоохранительных органах. 2002. — № 2 (18). С. 32−42.
  194. , Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ: Методическое руководство. М.: ВНИИИМТ, 1990.-471 с.
  195. , Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. М.: Просвещение, 1975. 230 с.
  196. В.В., Туровская З. Г. Помехоустойчивость психической деятельности человека// Космическая биология и медицина. 1968. — № 3. -С. 33−45.
  197. К.В. Нормальная физиология. — М.: Наука, 2003. 312с.
  198. , В.А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами. М.: Наука, 2003. — 315 с.
  199. Н.В., Лазебная Е. О., Зелснова М. В., Агарков В. А., Мис-ко Е.А. Психологические характеристики лиц, переживших военный стресс // Тр. ин-та психологии РАН. 1997. — № 2. С. 254−262.
  200. , Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. Психология индивидуальных различий: Тексты // Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-С. 32−39.
  201. , А.Н. Формирование специальных свойств личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: дис. канд. психол. наук: Казанский государственный технический университет, 2000. — 297 с.
  202. , А.Е. Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях // Психопедагогика, в правоохранительных органах. 1998. № 1(9). — С. 54−57.
  203. , В.Д. Психологическая готовность сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. Домодедово, 1997.-35 с.
  204. , В.А. Личные механизмы совладания (копинг-поведение) и зашиты в процессе психотерапии //Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990. — С. 60−61.
  205. , Е.Х. Регуляция эмоционального состояния // Психологический журнал. 2001. № 2. — Т. 22. 2001. — С. 57−65.
  206. , Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -420 с.
  207. , А.А. Доминанта как фактор поведения // Учение о доминанте. Собр. соч. Т. 1. JI.: Издательство ЛГУ, 1950. С. 293−315.
  208. П. Эмоции // Экспериментальная психология. М.: Политиздат, 1975. Вып. V.-C. 111−195.
  209. , А.В. Профессионально важные качества менеджеров банка// Экономический журнал. 1980. — № 3. Т. 14. — С. 38−46.
  210. , М.В. Особенности показателей электрической активности мозга при высоком уровне тревожности // Тез. докл. XVII съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998. — С. 123.
  211. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое аген-ство, 1997. — 295 с.
  212. , Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека. Учебное пособие. М.: Изд-во Таглимат, 1996. — 167с.
  213. , Л.Д. Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды. Учебное пособие для ВУЗОВ. М.: Изд-во «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2009. — 311 с.
  214. , Е.И. Механизмы защиты и механизмы совладания. М.: Наука, 1992.-С. 83−91.
  215. , О.А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена ксоревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 3−13.
  216. , Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. М., 1995. — 33 с.
  217. , О.А. Эмоции в спорте. М.: ФиС, 1962. — 90 с.
  218. , Г. С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции. М: ВНИИ МВД России, 2001. — 218 с.
  219. , Н.И. ФМАс и толерантность к эмоциональному стрессу // Журнал неврологии и психиатрии. Киев, 1986. — № 3. Т. 12. — С. 56−64
  220. , В.Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. — № 3. Т. 1. — С. 33−46.
  221. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психологический журнал. 1996. Т. 17-№ 1. С. 19.
  222. Шубенко-Шубина И. Е. Особенности и прогностическое значение теменной дисфункции при сосудистых заболеваниях головного мозга в зависимости от стороны поражения // Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Т. 75. Вып. 12. С. 1776−1780.
  223. , Е.Б. Психофизиологические детерминанты индивидуальной устойчивости человека к экстремальным воздействиям // Тез. докл. XVII съезда физиологов России. Ростов-на-Дону, 1998. С. 86−87.
  224. Эверли Дж. С, Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М.: Медицина, 1985.-401 с.
  225. , A.M. Копинг поведение и механизмы психологической защиты у больных неврозами // Обозр. психиатр, и мед. психол. — 1996-№ 3.- С. 35−38.
  226. , В.А. О связи психических состояний и свойств личности// Психические состояния / Под ред. А. А. Крылова. JL, 1980. — С. 17−23.
  227. Аррееу J.R., Trumbull. Vigilant and nonvigilant coping strategies and psychophysiological stress reactions during stress and emotion. // Society, Stress and disease, vol JL London: Oxford University Press, 1971.
  228. Basowits H., Persky H., Korehm Sh., Grinker R. Anxiety and stress: An interdisciplinary study of a life situation/N.Y.: Mc Grow Hill, 1955.
  229. Billing A.G., Moos R.H. The Human Factor in Aircraft Accidents. L., 1969,-p. 152
  230. Blak R.A. Critical incident debriefing for law enforcement personel: A model// Critical incident in Policing: Revised. Washington, DC, 1991. P. 23
  231. Campbell R/ Asymmetries in interpreting and expressing a posed facial expression. Cortex, V. 14, № 3, — p. 327−342.
  232. Chischolm R.F., KasI S.V., Eskenazi B. The nature and predictors of job-related tension in a crisis situation: Reactions of nuclear workers to the three mile island accident // Acad. Management, 1983, vol. 26(3), p. 385−405
  233. Davidson R., Schwartz G., Saron S., Bennet J., Goleman D. Frontal versus pariental EEG asymmetry during positive and negative affect. Psychophysiology, 1979, v. 16, № 2 — p. 202−203.
  234. Endler F, Parker S. Parsing affective space: Perspectives from neuropsychology and psychophysiology. Neuropsychol., 1993, 7, 464.
  235. Kahn R.L. Conflict, ambiguity and overload: Three elements in job stress // Occupation stress. Springfield, 1974, p. 47−61.
  236. Kovach D., Halmiova O. Is there a direct correlation between emotional stability and strength of nervous system? Stud. Psychology 1973, vol. 15, -№ 4, — p. 1−7.
  237. Lazarus R.S. Psychological stress and coping process. N. Y: McGraw, 1966.-29 P.
  238. Lazarus R.S. Patterns of adjustment. N. Y: McGrau-FIill, 1976.
  239. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm //L.A. Bond, J. C Rosen (Eds). Competence and coping during adulthood. — Hanover. — 1980. 35 p.
  240. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping//Europ. J. Personality. 1987.-V. l.-P. 141−169.
  241. Olffetal N. Transactional theory and research on emotion and coping//Europ. J. Personality. 2005. — V. 1. — P. 141−169.
  242. Sacreim H.A., Gur R.C. Lateral asymmetry in intensity of emotional expression. Neuropsychologia, 1978, v. 16, — № 4, — p. 473−183.
  243. Plutchik R. Differential right hemispheric memory stirage of emotional and non-emotional faces. Neuropsychologia, 1987, v. 15, — № 5-p. 697−700.
  244. Tucker D.M. Lateral brain function, emotion and conceptualization // Psychol. Bull, 1981. Vol. 89,-p. 19−46.
  245. Vanderwolf C.H., Robinson Т.Е. Reticulo-cortical activity and behavior: A critique of the arousal theory and a new synthesis // Behavioral and Brain Sciences, 1981.-№ 4.
  246. Gilbert C, Bakan P. Visual asymmetry in perception of faces. Neuropsychologic 1973, v. 11, № 3 — p. 355−362.
  247. Hathawey S., Mckinley J. Basic readings on MMP1 in psychology and medicine. Minneapolis. — 195 p.
  248. Hecaen H., Angelergues R. Agnosia for faces (prosopagnosia). Archives of Neurology, 1962, v. 7, № 2 — p. 92−100.
Заполнить форму текущей работой