Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование управления затратами образовательного учреждения в условиях нестабильного финансирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C.С.Сатубалдина, Я. В. Соколова, В. И. Ткача, Н. Г. Чумаченко и других. Теоретические аспекты управления отражены в трудах О. В. Козловой, С. Е. Каминицера, Н. А. Саламатина. Из всего многообразия зарубежных экономистов, в первую очередь, в диссертации использованы подходы, предложенные в трудах К. Друри, У. Кинга, Р. Энтони и других. По вопросам региональных особенностей были использованы труды… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Методические и теоретические основы управления затратами образовательного учреяедения
    • 1. 1. Роль управления затратами в финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения
    • 1. 2. Классификация затрат. Принципы и методы управления затратами образовательного учреждения
    • 1. 3. Системный подход в управлении затратами образовательного учреждения
  • 2. Особенности управления затратами образовательного учреждения
    • 2. 1. Анализ и особенности управления затратами в образовательных учреждениях
    • 2. 2. Современный уровень автоматизации управления затратами, ее роль в управлении образовательным учреждением
    • 2. 3. Система показателей управления затратами и ее влияние на эффективность деятельности образовательного учреждения
  • 3. Совершенстовование организации управления затратами образовательного учреждения
    • 3. 1. Модель управления затратами образовательного учреждения
    • 3. 2. Актуальные направления совершенствования управления затратами на основе применения современных компьютерных технологий
    • 3. 3. Информационно-техническое обеспечение, методики и алгоритмы автоматизации модели управления затратами

Совершенствование управления затратами образовательного учреждения в условиях нестабильного финансирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические преобразования в России, связанные с переходом к цивилизованной рыночной экономике, существенно изменили структуру и характер функционирования системы образования.

Применение более семи десятилетий внеэкономического командно-распределительного механизма привело к тому, что образовательные учреждения рассматривались как пассивные получатели бюджетных средств. Считалось, что экономические методы управления, если и могут быть использованы, то только на периферийных участках обслуживания населения, которое, как правило, связывалось только с платными услугами. Все содержание хозяйственной деятельности бюджетных организаций сводилось к исполнению бюджета в соответствии с диктуемыми сверху нормативами затрат. Иными словами, в учреждениях социально-культурной сферы видели нечто противоположное предпринимательским и вообще экономически производительным структурам. [59, 141].

Полностью полагаясь на бюджетное финансирование, в условиях общего экономического кризиса, образовательные учреждения оказались не готовы к новому экономическому механизму функционирования, попали в наиболее сложное финансовое положение.

I Возможность широкого привлечения внебюджетных источников финансирования, внедрение элементов платности обучения, ведение предпринимательской деятельности, дают возможность образовательным учреждениям восполнить дефицит бюджетного финансирования и тем самым наиболее полно удовлетворять совокупный спрос на образовательные услуги. Однако это потребовало формирование принципиально новых подходов и механизмов управления образовательными учреждениями.

Следует отметить, что центр экономической деятельности в условиях рыночной экономики не без оснований перемещается к основному звену (фундаментальной ячейке) всей экономики — предприятию. Это обусловлено тем, что именно в этом основном звене возникают основные проблемы функционирования, апробируются те или иные решения вышестоящих органов, создается основной продукт. Рассмотрение проблем и путей совершенствования функционирования отдельно взятого образовательного учреждения, во взаимосвязи с внешней средой, по нашему мнению, не нарушает принципа системного подхода и дает реальную возможность практической апробации теоретических выводов.

Таким образом, учитывая особенности сферы образования, используя опыт реализации рыночного механизма на коммерческих предприятиях, благодаря законодательному закреплению привлечения дополнительных источников финансирования, необходимо разработать новый экономический механизм хозяйствования образовательных учреждений, основой которого является совершенствование управления затратами, что и определило выбор темы и цель диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Данная проблема имеет определенную проработанность, как в теоретическом, так и практическом плане, для коммерческих предприятий. Это обусловлено тем, что основной закон рынка — конкуренция заставляет коммерческие предприятия обратить самое пристальное внимание на затратный механизм формирования прибыли, что значительно повышает роль управления затратами в достижении их конкурентоспособности. Что касается сферы образования, то рынок образовательных услуг только начинает формироваться и, следовательно, только начинает возникать сама проблема управления затратами в образовательных учреждениях, что говорит о ее явно недостаточной изученности.

Цель и задачи. Цель диссертационной работы состоит в совершенствовании управления затратами образовательного учреждения путем разработки актуальных направлений с использованием современных информационных технологий и компьютерной техники.

Поставленная цель диссертационной работы достигается решением комплекса взаимосвязанных задач:

1. Выявление особенностей функционирования образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и определение роли управления затратами в их деятельности.

2. Формирование системы показателей управления затратами и определение влияния управления затратами на эффективность развития образовательного учреждения.

3. Обоснование модели и разработка актуальных направлений совершенствования управления затратами образовательного учреждения.

4. Разработка автоматизированной системы управления затратами с использованием современных информационных технологий и компьютерной техники.

Объектом исследования является высшее государственное образовательное учреждение в условиях нестабильного финансирования, обеспечивающее народное хозяйство высококвалифицированными специалистами.

Предметом исследования является экономический механизм управления образовательным учреждением, в том числе управление затратами.

Теоретической и методологической основой решения выдвинутых задач являются работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. Многие аспекты анализа управления затрат нашли отражение в работах А. Ф. Аксененко, П. С. Безруких, Л. Т. Гиляровской,.

B.В.Ивашкевича, С. А. Николаевой, Б. Д. Новодворского, В. Ф. Палия,.

C.С.Сатубалдина, Я. В. Соколова, В. И. Ткача, Н. Г. Чумаченко и других. Теоретические аспекты управления отражены в трудах О. В. Козловой, С. Е. Каминицера, Н. А. Саламатина. Из всего многообразия зарубежных экономистов, в первую очередь, в диссертации использованы подходы, предложенные в трудах К. Друри, У. Кинга, Р. Энтони и других. По вопросам региональных особенностей были использованы труды Уральских ученыхэкономистов: Е. М. Козакова, И. М Корнеева, А. Н. Пыткина, Н. М. Ратнер, O.A. Романовой, А. Н. Силина, А. И. Татаркина и других. Отраслевые особенности сферы образования рассмотрены в трудах Ю. С. Васильева, В. В. Глухова, Б. С. Рябушкина, М. П. Федорова, H.A. Хроменкова, В. П. Щетинина, и других.

Инструментом исследования служат общенаучные методы экономического анализа, теория систем, теория принятия решений, методы экономико-математического моделирования.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1. Выявлены особенности функционирования образовательных учреждений в условиях рыночной экономики и определена возрастающая роль управления затратами в осуществлении их деятельности.

2.Сформирована система показателей управления затратами, позволяющая определять влияние управления затратами на эффективность развития образовательного учреждения по следующей схеме: эффективность управления затратами —> качество образовательного процесса -" престиж образовательного учреждения —" удовлетворение потребности общества в качественных образовательных услугах.

3. Обоснована модель управления затратами образовательного учреждения, представляющая собой линейное неравенство, выражающее приоритетность экономического условия развития и разработаны актуальные направления совершенствования управления затратами образовательного учреждения.

4. Разработана автоматизированная система управления затратами с использованием современных информационных технологий и компьютерной техники.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в следующем:

— предложенные автором направления совершенствования управления затратами дают возможность своевременно и оперативно управлять ресурсами образовательного учреждения в условиях нестабильного финансирования и обеспечивают достаточный уровень конкурентоспособности на рынке образовательных услуг- -/ результаты данного исследования, сформулированные выводы, предложенные рекомендации могут быть использованы, как в методологическом, так и в методическом плане для совершенствования, управления затратами в негосударственных высших учебных заведениях;

— разработанная система управления затратами в учебном заведении, нашла свое отражение в итоговых документах Всероссийского совещаниясеминара высших учебных заведений РФ и вызвала значительный интерес представителей высшей школы других регионов;

— материалы диссертационной работы, в частности методические и теоретические основы управления затратами (подходы, принципы, методы) вошли в курс лекций по экономике, читаемый студентам в Пермском государственном техническом университете и его филиалах.

Апробация работы. Разработанные методики, входящие в состав мероприятий по совершенствованию управления затратами, получили положительную оценку к практическому использованию во всех филиалах ПГТУ.

Основные положения диссертационной работы обсуждались и получили положительную оценку:

— на международной конференции «Энергетика и информатика», Варна (Болгария), 1997;

— на совещаниях ректората ПГТУ 1996, 1997, 1998, 1999;

— на кафедре ЭУП Чайковского филиала ПГТУ 1996, 1997, 1998, 1999;

— в Пермском филиале Института экономики УрО РАН 1999;

— на совещаниях с администрацией филиалов ПГТУ (г. Березники, г. Лысьва).

Основные положения работы отражены в 7 публикациях общим объемом 5,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, на 150 страницах компьютерной верстки, списка использованной литературы из 144 наименований, 16 иллюстраций, 9 таблиц и приложений на 12 страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенных нами исследований методических основ управления затратами, анализа состояния и тенденции развития управленческого учета и внедрения экономических методов хозяйствования в образовательные учреждения сформулированы следующие базовые выводы:

Возрастание роли управления затратами в деятельности образовательного учреждения в условиях рыночной экономики.

Коренные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике создали серьезные проблемы функционирования образовательных учреждений. Эти изменения обусловлены: реконструкцией отношений собственности и всей системы производственных отношенийзаконодательно закрепленной возможностью привлечения дополнительных источников финансированияформированием рынка образовательных услугпоявлением, наряду с государственными, муниципальных и частных учебных заведенийповышением роли высшего образования, в системе подготовки и переподготовки кадров, необходимых для становления рыночных отношений в российской экономике.

Широкое привлечение внебюджетных источников средств дает возможность образовательным учреждениям восполнить дефицит бюджетного финансирования. Однако для этого необходимо формирование нового экономического механизма хозяйствования образовательных учреждений, основой которого, по нашему мнению, является совершенствование управления затратами.

Управление затратами, как специфическую функцию управления, необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода, важность которого обусловлена тем, что он позволяет наиболее адекватно отражать взаимосвязь и взаимозависимость отдельных ее подсистем с целью наиболее эффективного их взаимодействия.

Применение системного подхода к управлению затратами в образовательном учреждении требует решения целого комплекса задач, связанных с особенностями и проблемами переходного периода становления цивилизованных рыночных отношений: от сокращения бюджетного финансирования и необходимости поиска дополнительных финансовых источников до участия в жесткой конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг.

Специфичность ресурсов и услуг, как разновидности насущных общественных благ, особый характер взаимоотношений производителей и потребителей образовательных услуг, создают определенные сложности для управления затратной стороной механизма функционирования образовательного учреждения.

Дополнительная сложность в управлении затратами в образовательном учреждении состоит в том, что экономические механизмы рыночных отношений практически только начинают внедряться в образовательную деятельность. Необходимость формирования цен на дополнительные образовательные услуги, оперативно^ реагирование на возрастающие цены вводимых компонентов (материалы, учебная и методическая литература, компьютерная техника, коммунальные услуги и.т.п.) требуют получения своевременной и объективной информации по составу и структуре затрат, что достигается в рамках управленческого учета. ,*.

Предстоящая реформа образования должна быть направлена на создание нового хозяйственного механизма и преобразования бюджетных учреждений в некоммерческие организации особого типа с развитыми коммерческими формами деятельности, что должно быть сопряжено с необходимостью усиления роли экономических служб высших учебных заведений.

2. Система показателей организации управления затратами и определение влияния управления затратами на эффективность деятельности образовательного учреждения.

Экономическая эффективность системы управления характеризуется ее влиянием на результаты деятельности организации и определяется соотношением результата управления, т. е. достижения целей, поставленных перед коллективом, и затрат на выполнение управленческих функций.

Оценка экономической эффективности системы управления позволяет охарактеризовать состояние управления, его возможность обеспечить получение прироста экономического эффекта при минимальных затратах, связанных с деятельностью управляющей системы.

Влияние управления затрат на эффективность деятельности образовательного учреждения можно сформулировать на основании традиционного понятия эффективности, выраженной соотношением между целью и результатом, между начальным и конечным моментами деятельности.

В силу своего особого функционального назначения в рыночной экономике эффективность образовательного учреждения рассматривать в двух взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах: социальном и экономическом. Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь наиболее зримо проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Это дает гарантию противоречивого единства эффективности хозяйствования и относительно равной доступности для населения образовательных услуг. Таким образом, процесс обеспечения экономической эффективности является основой достижения социального эффекта и направлен на соблюдение следующих главных условий: правильный выбор приоритетов, привлечение достаточных средств и рациональное их использование.

Показатели управления затратами конкретного образовательного учреждения, влияющие на эффективность образовательного процесса, должны рассматриваться с точки зрения оптимального соотношения финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов и их наибольшей отдачи для удовлетворения потребности в качественных образовательных услугах.

Рациональная система управления затратами образовательного учреждения позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся средства. Особый характер образовательных услуг, не позволяющий в полной мере использовать такой рыночный инструмент, как цена, резко повышает роль качества обучения и подготовки квалифицированных кадров, как одного из условий конкурентоспособности образовательного учреждения. Поэтому показателями качества эффективного управления затратами образовательного учреждения по нашему мнению могут выступать как экономические показатели обеспечивающие это качество, так и сами показатели качества образовательного процесса.

Совокупность данных показателей представляет собой систему оценки эффективности управления затратами как всего образовательного учреждения, так и его отдельных структурных подразделений.

Как уже было сказано выше, качественные показатели эффективной деятельности образовательного учреждения целиком зависят от рациональной системы управления затратами, которые характеризуют экономические потенциальные возможности и наоборот. То есть существующая взаимосвязь и взаимозависимость между показателями качества образовательной деятельности и экономическим потенциалом дают возможность каждому сотруднику вносить свой вклад в формирование конкурентоспособного, динамично и стабильно развивающегося учреждения.

Достаточная оснащенность студентов средствами вычислительной техники позволяют наиболее полно использовать весь имеющийся арсенал компьютерных разработок. Полная обеспеченность учебно-методической литературой, высокий уровень профессорско-преподавательского состава создают предпосылки для формирования и развития престижа самого учебного заведения и привлечения новых потенциальных студентов.

Обеспечение достаточного (необходимого) набора студентов, в свою очередь, является условием, как для получения бюджетного финансирования, так и для привлечения внебюджетных источников финансирования на основе контрактной системы обучения, что обеспечивает дальнейший рост качества и эффективности деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, система показателей управления затратами должна быть целиком направлена на создание условий повышения качества образовательной и научной деятельности, стремление к получению достаточно высокой экспертной оценки образовательного учреждения с целью его стабильной и устойчивой деятельности на рынке образовательных услуг.

3. Модель управления затратами и актуальные направления совершенствования управления затратами образовательного учреждения.

Предложенная нами модель управления затратами образовательного учреждения относится к экономико-математической и представляет собой линейное неравенство, которое выражает главное экономическое условие, обеспечивающее образовательному учреждению потенциальную возможность развития.

Данное условие выражается соотношением доходной части бюджета, выступающего в роли средства достижения главной цели образовательного учреждения и расхода, связанного с его получением.

В силу некоммерческого характера образовательных услуг, превышение доходной части бюджета над его расходной частью, по нашему мнению, следует рассматривать не как извлечение прибыли, а как реальную возможность развития образовательного учреждения через ее реинвестирование, что имеет законодательное закрепление в виде льготного налогообложения.

Особенность предложенной модели заключается в том, что управление затратами на основании системного подхода предлагается рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: обеспечение достаточного финансирования (доходной части бюджета) и рациональное расходование средств. Рациональное расходование средств может быть обеспечено с помощью выделения наиболее приоритетных направлений их использования, что очень важно, особенно в условиях нестабильности финансирования, поэтому мы предлагаем подразделить все затраты, связанные с осуществлением деятельности образовательного учреждения на прямые и косвенные (накладные) как «первого», так и «второго порядка». К тому же, согласно существующим требованиям бухгалтерского учета не все затраты, имеющие место при функционировании образовательного учреждения, могут быть отнесены к себестоимости. К таковым, например, нельзя отнести затраты, связанные с обеспечением культурно-воспитательной работы со студентамиуслуги коммунального характера (энергоресурсы, связь, транспорт) в доли бюджетного финансирования, согласно Инструкции ГНС РФ от 20 августа 1998 г. № 48. Следовательно, понесенные расходы должны быть отражены как реинвестирование прибыли.

Таким образом, реализация модели управления затратами образовательного учреждения должна обеспечить вышеуказанное соотношение доходной и расходной части бюджета учреждения. Следовательно, механизм реализации данной модели должен обеспечить возможность влияния на обе части этого соотношения и содержать следующие составные части:

— механизм привлечения дополнительных источников финансирования, составным элементом которого является разработанная система стимулирования персонала образовательного учреждения, выраженная в значительном повышении оплаты труда при выполнении и перевыполнении установленного плана по доходам (имеется в виду внебюджетные источники финансирования);

— механизм регулирования и контроля над своевременным поступлением денежных средств, реализация которого легла в основу разработки персонифицированного учета по оплате за обучение на контрактной основе и позволила значительно стабилизировать финансовое положение образовательного учреждения;

— механизм оптимального расходования средств, реализуется посредством внедрения управленческого учета, выделения центров ответственности, рационального планирования, бюджетирования и контроля над использованием средств;

— механизм стимулирования и применения санкций, практическое применение которого становится наиболее действенным при назначении персональной ответственности за результаты деятельности.

Необходимость совершенствования управления затратами образовательного учреждения предопределена недостаточной разработкой этого вопроса как в экономической научной литературе, так и ведомственной, профессиональной.

Под «управлением затратами» автор понимает основополагающую управленческую функцию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, направленную на правильный выбор приоритетов, привлечение достаточных средств и рациональное их расходование для обеспечения общества качественными образовательными услугами.

Управление затратами" для государственного образовательного учреждения относительно новое явление. Это объясняется следующими факторами:

1) само понятие «управление» до вступления российской экономики в рыночные отношения использовалось в контексте, не предусматривающем самостоятельности на местах. Российским Законом «Об образовании» (статья 32) зафиксировано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет образовательный процесс, подбор и расстановку кадров, научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в пределах, определенных уставом образовательного учреждения и не противоречащих действующему законодательству;

2) отношение к затратам носило формальный, нежели аналитический характер. Работа экономических служб образовательных учреждений заключалась в составлении и представлении смет доходов и расходов в Министерство образования с целью получения бюджетного финансирования.

Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности практически отсутствовал. Централизованное бюджетное финансирование порождало пассивный, иждивенческий подход в управлении ресурсами, как со стороны экономических служб, так и со стороны руководства образовательных учреждений;

3) наименование предметных статей расходов согласно бюджетному экономическому классификатору предусматривает возможность предоставления отчетности по фактическому использованию средств, как в разрезе бюджетного финансирования, так и внебюджетных источников, но никак не управление затратами.

Привлечение дополнительных источников финансирования создает необходимость формирования активной позиции экономической службы образовательного учреждения, заключающейся в реализации и творческом использовании разработанной в диссертации модели и системы показателей эффективного управления затратами.

Основываясь на выполнении общеизвестных функций и задач управления, сформированная система показателей управления затратами, совместно с моделью управления, предполагают разработку актуальных направлений совершенствования управления затратами, основанных на следующих дополнениях и коррективах:

1. Постановка цели управления затратами должна вписываться в разработанный автором приоритет целей (См. рис. 1.7).

2. Организационные аспекты управления затратами требуют:

— уточнения состава затрат и их классификации для обеспечения принятия решений управленческого характера;

— увязку мест возникновения затрат с центрами ответственности;

— выбор системы учета;

— разработку форм, содержания внутрихозяйственной отчетностипериодичности и сроков ее представления.

3. Регулирующая функция должна быть подчинена соблюдению приоритетного экономического условия (см. 1]), обеспечивающего образовательному учреждению потенциальную возможность развития.

4. Стимулирующая функция должна значительно повышать заинтересованность коллектива в достижении общей цели организации.

5. Учетная функция должна максимально использовать весь имеющийся арсенал бухгалтерского учета.

Проведенный нами анализ современного уровня автоматизации управления в образовательных учреждениях выявил относительно низкую степень автоматизации российских учебных заведений. Таким образом, в данном аспекте имеется значительный резерв оперативного реагирования на изменения финансово-хозяйственной ситуации и принятия адекватных управленческих решений.

4. Автоматизированная система управления затратами, информационно-техническое обеспечение и алгоритмы реализации.

Возросшие требования к качеству управления образовательным учреждением, несомненно, связаны с возможность оперативного влияния на процесс функционирования всех подсистем образовательного учреждения. Поскольку процесс управления как образовательным учреждением в целом, так и затратами, связан с обработкой постоянно увеличивающего потока информации, оперативная ее обработка немыслима без использования современных компьютерных технологий.

Функционирование системы управления затратами образовательного учреждения находится в прямой зависимости не столько от нахождения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования, сколько от регулярности их поступления. Одним из главных условий регулярного поступления денежных средств за обучение является организация четкого контроля над оплатой.

Реализация данного подхода с участием автора легла в основу организации персонифицированного учета оплаты за обучение на контрактной основе по методу лицевых счетов в Чайковском филиале Пермского государственного технического университета. Решение данной задачи без внедрения автоматизированной системы учета и контроля, при значительном количестве обучающихся становится проблематичной.

Внедрение компьютерной программы по оплате за обучение позволяет:

— значительно сократить трудозатраты по контролю над поступлением денежных средств за обучение;

— оперативно выявлять отклонения от сроков уплаты и принимать срочные меры для устранения задолженности;

— в необходимых случаях своевременно вносить корректировку в смету расходов, выделяя при этом наиболее приоритетные направления использования финансовых ресурсов-.

— повысить мотивацию коллектива в достижении общей цели.

Внедрение автоматизированного сбора информации об оплате, ее переработка и представление аналитических данных дает возможность оценить состояние по задолженности на любую конкретную дату с целью оперативного реагирования.

Таким образом, в условиях рыночной экономики без внедрения новых экономических методов хозяйствования, основанных на формировании гибкого механизма совершенствовании управления затратами, не возможен процесс функционирования образовательного учреждения. Такой подход создает предпосылки для наиболее эффективного использования имеющихся средств и привлечения достаточного финансирования, необходимого для стабильного функционирования образовательного учреждения. Все это требует усиления экономических служб образовательных учреждений, занятия ими активной позиции для обеспечения основного предназначения образовательных учреждений — удовлетворение общества в качественных образовательных услугах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1 и 2). М.: Изд. гр ИНФА -М, 1996.- 555с.
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Теис, 1996. —48с.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „Об образовании“. // Российская газета. 1996, 23 января.
  4. Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129 ФЗ „О бухгалтерском учете“ .//Финансовая газета. 1996. № 49.
  5. Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“. // Российская газета. 1996, 29 августа.
  6. Федеральный закон РФ „О некоммерческих организациях“. // Российская газета. 1996, 24 января.
  7. Российский статистический ежегодник. / Статистический сборник, Госкомстат России. М., 1995.
  8. Высшее и среднее профессиональное образование в российской Федерации. Статистический справочник. М.:, 1995.
  9. Автоматизированное управление затратами на предприятии./Под общ. ред.В. П. Кустарева. Д.: Машиностроение, 1990. — 226с.
  10. Ю.Аксененко А. Ф., Бобижонов М. С., Паримбаев Ж. Ж. Управленческий учет на промышленных предприятиях в условиях формирования рыночных отношений.- М.: ООО „Нонпарель“, 1994 128с.
  11. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 519с.
  12. Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман ДЖ. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. -М.: Мир, 1979. -535с.
  13. С.А. Математические модели в экономике. -М.: МГУ, 1978. -96с.
  14. М.Бабарыкин C.B. Возникновение и развитие теории бухгалтерского учетазатрат в США и Великобритании. //Бухгалтерский учет № 3, 1997. C.-91−94.
  15. A.C. Шнейдман JI.3. Учетная политика предприятия. М. бухгалтерский учет, 1995 (Библиотека журнала „Бухгалтерский учет“).
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 1994. -288с.
  17. В.Н. Задачи и методы оптимального распределения ресурсов. М.: МАИ, 1981.-34с.
  18. Е.В. Учет затрат в условиях рынка. // Бухгалтерский учет № 4, 1992. с.9−12.
  19. Г. О механизме финансирования системы образования. //Образование в документах № 18, 1996.
  20. П.С. Состав и учет издержек производства и обращения.- М.: ФБК Контакт, 1996.
  21. П.С., Кашаев А. Н. Комиссарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности.- М.: Финансы и статистика, 1989.
  22. Бир Ст. Наука управления. М.: Энергия, 1971. — 112с.
  23. В.А., Глущенко В. Ф. Какое решение лучше? Л.: Лениздат, 1982. — 160с.
  24. В.М. Методические основы управления затратами при международных автомобильных перевозках.: Автореф. дис. канд. экон. наук. -С-Пб., 1998.
  25. Бор М. З. Управление как процесс. Процедуры, методы реализации управленческих решений. М.: МФИ. 1986. -92с.
  26. Ф.П. О методах учета затрат на производство.// Бухгалтерсктй учет № 7,1994-C.40 42.
  27. М.А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие. -М.: ЗАО „Финстатинформ“, 1999 359с.
  28. Вил Р. В. Палий В.Ф. Управленческий учет. М.: ИНФА -М, 1997.
  29. Э.И., Майминас Е. З. Решение: теория, информация, моделирование. -М.: Наука, 1981.-328с.
  30. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Высшая школа. 1994. -286с.
  31. Н.Д., Крылов М. Ф. Совершенствование нормативного метода учета.- М.: Финансы и статистика, 1987.
  32. Дж. Как производится оценка компании. // Проблемы теории и практики управления № 1, 1993. с. 78−81.
  33. Д.Ч. Стандарт кост. Система нормативного учета себестоимости. -Д.: Союзоргучет, 1933.
  34. И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1994. — 685с.
  35. Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М.: Экономика, 1997. -167с.
  36. Н.Б., Минько Э. В., Прохоров В. И. Методы исследования операций в моделировании организационно-экономических задач. М.: Изд-во МАИ, 1992.-240с.
  37. Р. Методы и средства стратегического управления на фирме. // Проблемы теории и практики управления № 3, 1993. с.52−58.
  38. B.C. Организационно-экономические основы управления затратами в нефтегазовой промышленности.: Автореф. дис.канд.экон. наук.-С-Пб., 1998−16с.
  39. A.A. Об учете затрат на производство. // Бухгалтерский учет № 2,1993.-с. 33−36.
  40. A.A. Производственный учет: как реализовать и повысить его контрольные функции. // Бухгалтерский учет № 10, 1993. с. 45−49.
  41. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Рынок, макроэкономическая модель. С.-Пб.: Автокомп, 1992. — 496с.
  42. И.П. Математическое моделирование экономических процессов. -М.: МГУ, 1983. 152с.
  43. К. Введение в управленческий и производственный учет.- М.: Аудит- „Юнити“, 1994−560с.
  44. Л.И., Мильнер Б. З. Системный подход к организации управления. -М.: Экономика, 1983. 224с.
  45. Европейская компания Тасис Постприватизационная поддержка предприятий на Урале. Управление затратами. Пособие. Ноябрь 1995.
  46. В.Н., Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов. М.: Финансы и статистика, 1995. — 267с.
  47. Л. А. Модели управления затратами предприятий.: Автореф. дис. канд. экон. наук.- С-Пб., 1995. 16с.
  48. E.H., Зуев В. М., Колосова Р. П. Коммерциализация высшего образования в России. // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 1993, № 6.
  49. В.И. Основы менеджмента. М.: 1994. -237с.51.3емленченко C.B. Исчисление налога на прибыль бюджетными организациями. // Главбух № 11, 1999 25−34с.
  50. В.Б., Зайцев С. Н. Современные тенденции развития управленческого учета. // Бухгалтерский учет № 12, 1996.
  51. В.Б. Использование данных учета издержек для обоснования заказов и цен. // Бухгалтерский учет № 2, 1992. -с.9−12.
  52. Калькулирование себестоимости продукции в промышленности: Учебное пособие. / Под редакцией проф. В. А. Белобородовой. М.: Финансы и статистика, 1989.
  53. Т.П. Основы управленческого учета. Учебное пособие.- М.: Инфа -М, 1997.
  54. Д., Кинг У. Стратегическое планироапние и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1982. -399с.
  55. Н.Е., Майминас Е. З., Смирнов А. Д. Введение в экономическую ^ кибернетику. М.: Экономика, 1975. -343с.
  56. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере (Шейман И.М., Якобсон Л. И., Демидова Л. С. и др.- М.: Наука, 1995 с.З.
  57. И.Г. Основы управленческого учета.- М.: Финансы и статистика, 1998 -144с.
  58. Л.М. Управленческие аспекты бухгалтерского учета на предприятии. // Бухгалтерский учет № 7, 1996.
  59. О.Н. О распределении косвенных расходов. // Бухгалтерский учет * № 7,1991.-c.6−8.
  60. А.Б., Маркушевич О. Г. Механизм управления предприятием в условиях свободной экономики. С-Пб.: Политехника, 1992. -360с.
  61. Курс экономики. Учебник./ Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФА — М, 1999. -716с.
  62. Курс экономической теории /Под общей редакцией Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. -Киров: АСА, 1994 624с.
  63. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ** ответственности. М.: Финансы и статистика, 1988.
  64. А. Контроллинг. // Журнал для акционеров № 1, 1994. с. 39 -43.
  65. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. С-Пб.: Формика, 1992−384с.
  66. Э. Контролинг как система мышления и управления. М.: Финансы и стативтика, 1993. — 96с.
  67. Т.Н. Учет и финансовый анализ. // Бухгалтерский учет № 8, 1993. -с. 9−10.
  68. М.Л. Иерархические структуры. М.: Мир, 1970. — 180с. ф 71.Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. М.: Финансы и статистика, 1992. -208с.
  69. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ.-М.: Дело, 1994.-702с.
  70. Е.А. Нормативна база в управленческом учете. // Бухгалтерский учет № 5, 1996. с. 61−63.
  71. Мкртчян М, Саркисян Р., Спектор А. Необходимость и факторы переходного периода к ресурсоэкономному развитию. // Российский экономический журнал № 11−12, 1997 -с.49.
  72. В., Важнов А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений. // Экономика и жизнь № 31, 1997.
  73. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка : Система „директ-костинг“. — М.: Финансы и статистика, 1993 -128с.
  74. С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости.- М.: Аналитика — Пресс, 1997.
  75. С.А. Управленческий учет: проблемы адаптации к российской теории и практике. // Бухгалтерский учет № 3,1996 с. 47 -51.
  76. С.А. Учет: какой и для каких целей. // Экономика и жизнь № 4244,46,47., 1996.
  77. В.Д. Бухгалтерский учет производственных ресурсов: Вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1989.
  78. В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. М.: Экономика, 1967. — 374с.
  79. Г. П. Микроэкономика. С-Пб.: Сван, 1992. — 128с.
  80. Организация управления промышленным производством. Учебник. / Под ред. О. В. Козловой и С. Е. Каменицера. М.: Высшая школа, 1980. — 399с.
  81. В.Ф. Основы калькулирования.- М.: Финансы и статистика, 1987 -288с.
  82. В.Ф., Соколов Я. В. Теория бухгалтерского учета. -М.: Финансы и статистика, 1984 279с.
  83. Е.Г. Теория принятия управленческих решений. Киев: КИНХ, 1980.-38с.
  84. Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: опережающее управление. М.: Экономика, 1984. — 167с.
  85. И. Теоретические основы экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1988.
  86. E.H. Проблемы формирования рынка образовательных услуг. // Молодежь, образование, рынок: сб.научн. тр.М.: НИИВО, 1992.
  87. В.Ф. Модель поведения предприятия. М.: Наука, 1991. — 191с.
  88. Принципы бухгалтерского учета./ Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова.-М.: Финансы и статистика, 1993 496с.
  89. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 -2000 годов. // Российская газета. 1997, 12 марта.
  90. А.Н., Фомин В. В. Экономические, социальные, политические проблемы регионального развития и региональная политика. Материалы научно-практич. конф.Перм. ун-т.1997 с. 194−195.
  91. Рахман 3., Шеремет А. Д. Бухгалтерский учет в рыночной экономике.- М.: ИНФА-МД996.
  92. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста. /Под ред. Чл. Корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 637с.
  93. Т.К. Проблемы автоматизации управляющих систем: тезисы докладов региональной научно-практической конференции. Екатеринбург., 1999. с. 83−85.
  94. П. Экономика. М.: НПО „Алгон“, 1998. 232с.
  95. С.С. Учет затрат на производство в промышленности США. -М.: Финансы, 1980. 141с.
  96. В.Т. Маркетинг и ценообразование. // Бухгалтерский учет № 1, 1993.-с. 14−17
  97. E.H. Организация работы бухгалтерской службы бюджетного учреждения. М.: УКЦ „Бюджет“, 1998. — 400с.
  98. Л.И. Учет и распределение косвенных расходов. М.: МЭСИ, 1983.-37с.
  99. Современная экономика /Под общей редакцией Мамедова О. Ю. -Ростов-на-Дону, Феникс, 1998 608с.
  100. Я.В. Бухгалтерский учет в рыночной экономике: история и современность. // Бухгалтерский учет № 1,1991. с. 22−27.
  101. Ю4.Социально-экономический потенциал региона. Проблемы оценки, использования и управления. /Под ред. Чл. Корр. РАН А. И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. -375с.
  102. Справочник проектировщика АСУ ТП. -М.: 1983, -527с.
  103. Юб.Статистический анализ в экономике. / Под ред. Г. ЛГромыко. М.: МГУ, 1992.- 135с.
  104. Статистическое моделирование и прогнозирование. / Под ред. А. Г. Гранберга. М.: ФИС, 1990. — 383с.
  105. Е.А., Стоянова Е. С. Экспертная диагностика и аудит финансово-хозяйственного положения предприятия. М.: Перспектива, 1992 -89с.
  106. Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика.- М.: Перспектива, 1994,1995. 208с.
  107. С.А. Система производственного учета и контроля.- М.: Финансы и статистика, 1988 —223с.
  108. С.А. Учет и контроль издержек производства на капиталистических промышленных предприятиях. Калинин: КГУ, 1978. -82с.
  109. С.А. Учет и контроль себестоимости промышленной продукции в европейских странах членах СЭВ. Калинин: КГУ, 1975. — 122с. Стуков С. А. Учет, анализ и рынок. // Бухгалтерский учет № 2, 1991. — с.20−25.
  110. ПЗ.Стуков С. А. Учет, анализ и рынок. //Бухгалтерский учет № 2, 1991. -с.20 — 25.
  111. И4.Стуков С. А. Экономический анализ и рынок. // Бухгалтерский учет № 3, 1991.-с. 27−31.
  112. С.А. И все-таки производственный, а не „управленческий“ учет. // Бухгалтерский учет № 3, 1997 с. 64−66.
  113. В.М. Экономико математические методы и модели в ценообразовании. Часть 1,2. — С-Пб.: Изд-во ЛФЭИ, 1993. 1ч -180с., 2ч. -144с.
  114. Теория управления социалистическим производством. Учебник./ Под ред. О. В. Козловой. М.: Экономика, 1979. — 368с.
  115. В.А. Аналитический учет: состояние и проблемы. //Бухгалтерский учет № 3,1997. с- 86−88.
  116. В.И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт, — М.: Финансы и статистика, 1994 -144с.
  117. Учет себестоимости в управлении производством. /П.П.Новиченко, А. Д. Карбышев и др. М.: Финансы, 1978. — 126с.
  118. Финансовый менеджмент. / Под общей редакцией Стояновой Е. С. -М.: Перспектива, 1997−574с.
  119. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономикс. М.: Дело, 1993. -863с.
  120. Дж. Основы кибернетики предприятия. М.: Прогресс, 1971. -335с.
  121. П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. 286с.
  122. п. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991. -704с.
  123. Ч.Т., Фостер ДЖ. Бухгалтерский учет: управленческий аспект,-М.: Финансы и статистика, 1995 -416с.
  124. Д., Лоховский Ф. Модели данных. М.: Финансы и статистика, 1985.-344с.
  125. М.А. Перспективы развития учета в России. // Бухгалтерский учет № 10, 1993.-е. 3−9.
  126. Цой П. И. Применение ЭВМ к решению экономических и статистических задач. Тула: 1976. — 72с.
  127. В.Н. Руководителю о принятии решений. — М.: Финансы и статистика, 1991. -240с.
  128. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 1995 — 348с.
  129. Н.Г. Учет и анализ, а промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971. — 240с.
  130. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа предприятия. М.: Инфа -М, 1995. — 75с.
  131. Т.В. Управленческий и финансовый учет. // Бухгалтерский учет № 3, 1996. с. 52 56.
  132. И.П. Моделирование механизма принятия решений (управление производством). М.: Наука, 1976. -276с.
  133. М.Г. Математические методы анализа экономики. М.: МГУ. 1983.-152с.
  134. Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. -352с.
  135. Экономика и организация управления ВУЗом. Учебник./ Под общ. редакцией д.э.н. Глухова В. В., С-Пб.: Изд-во „Лань“, 1999. — 448с.
  136. Экономика образования. Учебное пособие. /Щетинин В.П., Хроменко H.A., Рябушкин Б. С. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998 306с.
  137. Экономика предприятия. Учебник. / Под редакцией Волкова О.И.- М.: Инфа М, 1997 —416с.
  138. Р., Рис. Дж. Учет: ситуации и примеры. Пер. с англ. / Под ред. А. М. Петрачкова. М.: Финансы и статистика, 1993 — 560с.
  139. Т. В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство: Неприбыльный сектор. М., 1994.
  140. В. Г. и др. Экономическая эффективность управленческих решений. Справочник. М.: Знание, 1984. -238с.
  141. А. Управленческий учет. Опыт экономически развитых стран. / Перевод с польского С. Н. Рогозиной, Г. И. Лебедевой. М.: Финансы и статистика, 1991
  142. Министерство образования Российской Федерации1. Расходы
  143. Федерального бюджета в разрезе предметных статей на 1999 год
  144. Пермский государственный технический университет
  145. Министерство, ведомство Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Раздел Образование
  146. Подраздел Высшее профессиональное образование
  147. Целевая статья ведомственные расходы на высшее профессиональное образование Вид расходов Высшие учебные заведения7 514 271
  148. Наименование предметных статей расходов Код Смета 1999 года в том числе:1 кв. 2 кв. 3 КВ. 4 КВ.1. А Б 1 2 3 4 5
  149. Текущие расходы 100 000 68 417 742 12 309 294 30 063 827 6 999 951 19 044 670
  150. Закупки товаров и оплата услуг 110 000 46 963 860 8 940 127 20 207 970 5 102 025 12 713 738
  151. Оплата труда государственных служащих 110 100 33 620 527 6 227 290 14 414 089 3 718 088 9 261 060
  152. Выходное пособие при увольнении 110 130 61 163 11 209 26 300 6 739 16 915
  153. Оплата труда внештатных сотрудников 110 140 842 018 188 928 397 752 111 993 143 345
  154. Начисления на оплату труда (страховые взносы на государственное социальное страхование грахедан) 110 200 12 610 523 2 376 950 5 396 958 1 383 937 3 452 678
  155. Страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации 110 210 1 800 443 334 357 773 086 198 230 494 770
  156. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации 110 220 9 127 076 1 743 887 3 893 637 998 490 2491 062
  157. Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации 110 230 501 034 93 770 214 746 55 064 137 454
  158. Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования 110 240 1 181 970 204 936 515 489 132 153 329 392
  159. Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 110 300 963 963
  160. Канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей 110 310
  161. Медицинские расходы 110 320.- медикаменты и перевязочные средства 110 321
  162. Мягкий инвентарь и обмундирование 110 330- мягкий инвентарь 110 331 — обмундирование (вещевое довольствие).' 110 332
  163. Продукты питания (продовольственное обеспечение) 110 340 963 963- приобретение продуктов питания 110 341 963 963
  164. Прочие расходные материалы и предметы снабжения 110 350
  165. Командировки и служебные разъезды 110 400 •
  166. Прочие расходы на командировки и служебные разъезды 110 420
  167. Оплата транспортных услуг 110 500 •
  168. Прочие транспортные услуги 1 105 501. Оплата услуг связи 110 600
  169. Оплата прочих услуг связи 110 630
  170. Оплата коммунальных услуг 110 700 181 698 181 698
  171. Оплата содержания помещений 110 710
  172. Оплата потребления тепловой энергии 110 720 177 672 177 672
  173. Наименование предметных статей расходов Код Смета 1999 года в том числе:1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 КВ.1. А Б 1 2 3 4 5- оплата отопления и технологических нужд 110 721 177 672, 177 872 — оплата потребления котельио-печного топлива 110 723
  174. Оплата потребления электрической энергии 110 730 4 026 4026
  175. Оплата водоснабжения помещений 110 740
  176. Оплата аренды помещений 110 750
  177. Прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг 111 000 550 149 153 226 396 923
  178. Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря 111 020 *
  179. Оплата текущего ремонта зданий и сооружений 111 030
  180. Прочие текущие расходы 111 040 550 149 153 226 396 923
  181. СУБСИДИИ И ТЕКУЩИЕ ТРАНСФЕРТЫ 130 000 21 453 882 3 369 167 9 855 857 1 897 926 6 330 932
  182. Трансферты населению 130 300 21 453 882 3 369 167 9 665 857 1897 926 6 330 932
  183. Стипендии 130 320 20 323 876 3 80 539 9 797 541 1633 4Г2 5 812 324
  184. Прочие трансферты населению 130 330 1 130 006 288 628 58 316 264 454 518 608
  185. КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 200 000
  186. КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ 240 000
  187. Приобретение оборудования и предметов длительного пользования 240 100
  188. Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений 2 401 201. Капитальный ремонт 240 300
  189. Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капитальный ремонт жилого фонда 240 330
  190. Мероприятия по экономии коммунальных расходов:
  191. По водоснабжению установка водосчетчика ВСКМ-25 Lim экономии: — проведение ревизий сантехнического 7768 м³ оборудования v тариф за 1 м3−417 с НДС, 20%-5.00 руб. 38,872 Зам директора по АХЧ Чичерина СН
  192. По теплоэнергии остекление окон, утепление дверей, окон — регулирование расхода тепла в соответст- 380 Г кал. вии с климатическими условиями тариф-95.95 с НДС-115.14 43,753 Зам директора по АХЧ Чичерина СН
  193. По электроэнергии введение жесткого контроля 157 Мвт за потреблением электроэнергии тариф-0,30 маркировка розеток, рекламные листки 56.520 Зам директора по АХЧ Чичерина СН
  194. По содержанию здания проведение текущих ремонтов здания собственными силами приобретение материалов по сниженным ценам (по взаимозачетам и бартеру) 95,000 Зам директора по АХЧ Чичерина СН
  195. Мероприятия по снижению расходов на аренду помещений:
  196. Рациональное распределение учебного процесса, шах ср. арендная использование аудиторий, проведение занятий в плата в м-ц 85,6 т. р, потоках групп 18% -15,4 т. р. 154,0 Нач. УМО Утева Е. А.
  197. Снижение командировочных расходов:
  198. Использование арендованного транспорта, сокращение Расходов на проживание (использование аренды гостиницы) ср. месячный 1лт экономии: 1,5 т.р. 18,0 Деканы: ФАТ-Лузина К. С. ФЭМ-Котоломова Л. Я,
  199. Мероприятия по экономии прочих расходов:
  200. Использование возможностей приобретения материалов, оборудования для лабораторий ср. месячный 1лт экономии: 8,0 т.р. 80,000 Зам. директора по АХЧ Чичерина СН Зав. лабораториями: Субботин А. Е., Наймушин А. Н., Подать А.М.5 Итого: 486,145
  201. Гл. бухгалтер ???/С?г/ иАЗЯ^ л. П. Шаймордановач'1. Согласовано»
  202. Зам. директора по АХЧ * С.Н. Чичерина
  203. Декан ФАТ /С^у?— К.С.Лузина
  204. Декан ФЭМ {/?^???^ ~ Л.Я. Котоломова1. Нач. УМО КА утева
Заполнить форму текущей работой