Деятельность Компартии Узбекистана по формированию классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма
![Диссертация: Деятельность Компартии Узбекистана по формированию классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма](https://gugn.ru/work/2501242/cover.png)
Методологической основой для написания диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма. При разработке исходных исследовательских позиций диссертант опирался на документы Коммунистической партии, решения ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Важное значение для разработки проблемы имели выступления руководителей партии… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ О СУЩНОСТИ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ФОНДИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Х
- Раздел П. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОНДИРОВАНИЯ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- Раздел Ш, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА — ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Деятельность Компартии Узбекистана по формированию классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Классовость является главной, важнейшей характеристикой воспитательного процесса. Она вытекает из интересов и положения класса, осуществляющего этот процесс. Заслуга в раскрытии классовой природы воспитания, его конкретно-исторического характера принадлежит К. Марксу и Ф.Энгельсу. Они убедительно показали, что в классовом обществе содержание и методы воспитания носят классовый характер. Решительно выступая против буржуазных идеологов, отрицавших классовую природу осуществляемого ими воспитания, основоположники научного коммунизма писали: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д. Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитаниеони лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса» *.
Классовость воспитания в социалистическом обществе проявляется, прежде всего, в умении личности оценивать общественные события, явления сквозь призму научно понятых интересов рабочего класса в плане выполнения им своей всемирно-исторической миссии. «Наша политика отличается тем, — писал В. И. Ленин сразу после Великой Октябрьской революции, — что мы требуем прежде всего точ2 ной классовой характеристики происходящего». Если идейно-политическое, трудовое, нравственное, правовое, эстетическое и т. д. воспитания выступают в качестве отдельных направлений системы коммунистического воспитания, то классовость представляет собой как бы своеобразный срез каждого из этих направлений.
X. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.
Соч., 2-е изд., т.4, с. 443.
2. Ленин В. И. Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). -Поли.собр.соч., т.31, с. 343.
— 4.
Каждое поколение воспитывается и формируется в новых условиях, поэтому, естественно, что оно имеет новые черты и особенности, чего нельзя забывать в работе среди молодежи, которая не прошла школы классовой, революционной закалки и которая в силу целого ряда обстоятельств вынуждена, как отмечал В. И. Ленин, приходить к социализму не тем путем, не в тех условиях как ее отцы*.
Особенно важно учитывать это в условиях современной идеологической борьбы, в ходе которой классовый противник пытается прежде всего опереться на отсутствие должного политического опыта у молодежи. «Вот почему, — отмечалось на июньском (1983 г.).
Пленуме ЦК КПСС, — надо неустанно заботиться об идейно-нравст2 венной, классовой, трудовой закалке молодежи". Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в материалах апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС3.
Решения Пленума обязывают партийные, общественные организации, вузовские коллективы и органы народного образования усилить классово-партийный аспект во всей образовательной и воспитательной работе. Речь идет в данном случае о необходимости организации такой идейно-воспитательной работы в вузах, в ходе которой у будущих специалистов формировался бы иммунитет к буржуазной пропаганде, любым проявлениям ее в нашей действительности, умения с классовых позиций оценивать явления общественной жизни.
Молодежь в Узбекистане — большая часть населения. А студенчество — наиболее образованная ее часть, призванная в дальнейшем проводить политику партии в трудовых коллективах. Поэтому вопросы воспитания приобретают большое значение в деятельности вузовских партийных организаций." Необходимо помогать, — подчеркива.
1. См. Ленин В. И. Интернационал молодежи (заметка). — Полн.собр. соч., т.30, с. 226.
2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М., 1983, с 55.
3. См. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. — М., 1984, с. 15, 17, 18, 28, 30 и др. лось на Всесоюзном совещании идеологических работников, — нашей молодежи, студентам, лучше понимать и оценивать то, что достигнуто многими годами борьбы партии и народа и что еще предстоит сделать с ее активным участием, прививать с молодых лет трудолют бие и гражданственность .
Реализация поставленных партией задач по совершенствованию классового воспитания молодежи вызывает необходимость более глубокого изучения всей системы воспитания, складывающейся ныне в вузе. Опыт подсказывает, что наиболее успешно решается эта задача на пути сотрудничества студенческой молодежи с рабочим классом, в ходе которого происходит обогащение ее жизненного опыта и углубление жизненных представлений, гражданских позиций. Исследования показывают, вместе с тем, что в этой работе отсутствует пока целеустремленность и последовательность. С учетом возрастающих задач в области воспитания особенно ощутимы недостаточность разработанности принципов организации, форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса. Данная потребность обусловливает и актуальность избранной автором темы исследования.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время заметно возросло внимание к вопросам классового воспитания молодежи. Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в литературе по общим проблемам коммунистического воспитания^.
1. См. Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16−17 октября 1979 г. -М., 1980, с. 34.
2. Афанасьева А. И. Некоторые вопросы классового воспитания молодежи в свете решений ХПУ съезда КПСС. В кн.: ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. -M., 1972; Волкогонов Д. А. Методология идейного воспитания. -M., 1980; Калинин И. П. Коммунистические идеалы: как их утвердить и развить в человеке. — M., 1981; Ковалев С. М. Формирование социалистической личности. — M., 1980; Смирнов ГЛ. Советский человек: формирование социалистического типа личности. -M., 1980; Печенев В. А. Социалистический идеал и реальный социализм. -M., 1984; Ненашев М. Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС: особенности, опыт, проблемы. — M., 1980; Искусство воспродолж. сноски на след.стр.).
— 6.
Ряд аспектов этой проблемы, в том числе, применительно к развитию высшего образования и формированию специалистов в Узбекистане получили освещение в республиканских изданиях*.
Отдельные стороны формирования научного мировоззрения молодежи в целом и, в частности, классовой сознательности студенчества рассматривается в работах Афанасьева В. Г., Иконниковой С. Н.,.
Дмитриева A.B., Лисовского В. Т., Мусаева М. М., Ольховского Е. С. .
Ряд монографий, диссертационных исследований посвящена изучению проблем политического просвещения молодежи, где также анализируется отдельные направления формирования у студенческой молодежи иарксистско-ленинского мировоззрения.
В названных работах затрагиваются отдельные аспекты классового воспитания студенчества, намечаются исследовательские направления. В них вместе с тем явно недостаточно представлен опыт работы партийных организаций по совершенствованию воспитательного процесса и усиления в нем классовых моментов. Работ, обобщающих этот опыт, практически нет.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей работы — проанализировать и обобщить формы деятельности партийных организаций продолж. сноски) питания. -М., 1981; Теория и практика коммунистического воспитания. -М., 1980; Коммунистическое воспитание трудящихся. -М., 1980; Вопросы партийного руководства идейно-воспитательной работой (сб.статей). -М., 1981.
1. Абдурахманов Г. Высшая школа Советского Узбекистана. — Ташкент, 1977; Садыков С. Высшая школа — кузница подготовки кадров. — Ташкент, 1978; Рахманов Н. Развитие педагогического об разования в Узбекистане. — Ташкент, 1977: Шарипов Ф. Народное образование в Узбекистане. — Ташкент, 1977; Из опыта идейно-воспитательной работы Компартии Узбекистана на современном этапе. — Ташкент, 1981; Руководство Компартии Узбекистана коммунистическим воспитанием масс. — Ташкент, 1981 и др.
2. См.: Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. -М., 1972; Ольховский Е. С. Коммунистическое вое питание студенческой молодежи. — Л., 197I: Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента. — Л., 1972; Студенчество в общественно-политической жизни. — М., 1979; Мусаев М. Актуальные проблемы коммунистического воспитания студенческой молодежи. — Ташкент, 1974; Каримов Ш. Коммунистическое воспитание студенческой молодежи. — Ташкент, 1983 и др.
— 7 вузов Коммунистической партии Узбекистана по формированию классовс го сознания студенчества на современном этапе. В Узбекистане сейчас 43 вуза, где обучаются около 300 тысяч студентов и работает более 20 тыс. преподавателей, из них одна третья — имеют ученые степени и звания, 60 процентов — коммунисты и комсомольцы. Автор исходил из того, что опыт КПСС по руководству обществом складываем ся из опыта практической деятельности всех ее отрядов, а в работе каждого из них находит конкретное проявление общепартийная политика. Конечно, не всякий местный опыт имеет всеобщее значение. Но его систематическому и глубокому изучению В. И. Ленин уделял большое внимание. Он призывал «еще более и еще более конкретности в изучении местного опыта, деталей, мелочей, практики, делового опыта.'.
В этом смысле опыт работы вузовских партийных организаций Узбекистана по формированию классового сознания у студенческой молодежи заслуживает специального изучения и обобщения. Но автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее освещение всех аспектов этой сложной проблемы. Он поставил перед собой следующие задачи:
— на основе изучения опыта работы Компартии Узбекистана выделить главные направления руководства деятельностью партийных организаций вузов по формированию классового сознания студенческой молодежи, формы обогащения ее политическим опытом рабочего класса, его мировоззрением и традициями;
— изучить, проанализировать и обобщить опыт партийного руководства формированием классового сознания студенчества в процессе учебно-воспитательного процесса, прежде всего в преподавании общественных дисциплин;
— исследовать основные направления деятельности партийных организаций по вовлечению студентов в общественно-политическую.
I. Ленин В. И. Письмо Н.Осинскому. 12 апреля 1922 г. — Полн.собр. соч., т.54, с. 237.
— 8 и производственную жизнь и воспитание у них на этой основе классовой и идейной убежденности, активной жизненной позиции.
Методологической основой для написания диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма. При разработке исходных исследовательских позиций диссертант опирался на документы Коммунистической партии, решения ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Важное значение для разработки проблемы имели выступления руководителей партии и правительства. В диссертации широко использованы документы ХУШ-ХХ съездов Компартии Узбекистана, Пленумов ЦК КП Узбекистана, состоявшихся в 1971;1980 гг. Источниковедческой базой исследования явились документы архива Института истории партии при ЦК КП Узбекистана — Узбекского филиала Института марксизма-ленинизма, партархивовАндижанского, Самаркандского, Ферганского, Ташкентского обкомов КП Узбекистана, Центрального государственного архива УзССР.
В исследовании использованы материалы архивов Министерства высшего и среднего специального образования УзССР, Научно-исследовательского института педагогических наук Министерства просвещения УзССР, ряда институтов республики, а также данные статистических сборников и отчетов различных организаций и учреждений. Привлечены материалы периодической печати, которые существенно пополнили и архивные источники. Значительная часть архивных материалов вводится в научный оборот впервые.
Автором были также использованы материалы анкетного опроса, проведенного социологическими Центрами при Ташкентском, Самаркандском, Андижанском, .Сырдарьинском обкомах Компартии Узбекистана. В работе автор опирался на выводы социологических исследований ученых Узбекистана, Москвы, Ленинграда, Киева и др. Использованы также результаты социологических исследований, про.
— 9 веденных учеными Ташкентского и Самаркандского университетов, Ферганского, Андижанского пединститутов и кафедры идеологической работы АОН при ЦК КПСС. Основные итоги социологических исследований в ряде вузов республики в общем совпадают с результатами подобных исследований в крупных вузовских центрах страны, что дает диссертанту более объективную основу для анализа процесса формирования классового сознания по данной проблеме и соответствующих выводов.
Научная новизна исследования состоит в научном обобщении опыта партийных организаций по формированию классового сознания студенчества, выявлению путей повышения их руководящей роли в этом процессе. Данный подход определяет остальные элементы новизны диссертационного исследования, которые в основном сводятся к следующему: а) в работе раскрывается «классовое воспитание». Подчеркивается, что осознание интересов рабочего класса, его идеологии неразрывно связано с глубоким освоением, будущим молодым специалистом общественно-политического опыта рабочего класса, его коллективистского образа жизни, его традицийб) показаны основные пути оптимизации процесса классового воспитания студенчества в современных условиях: сближение социального опыта студенческой молодежи е опытом рабочего класса, обогащение на этой основе гражданской зрелости молодежиповышение уровня социальной активности и совершенствование форм и методов идейно-политического воспитания в процессе преподавания общественных наук. В работе рассматриваются пути активизации классового воспитания студенческой молодежи, показывается, с одной стороны, как расширение социального опыта студенчества способствует более активному восприятию идеалов рабочего клаоса, его научного мировоззренияс другой, как активизация форм и методов идейно-политической работы обеспечивает углубление содержания самих форм активной деятельности студенческой молодежив) в диссертации содержатся данные опросов мнения студентов, относящиеся к различным аспектам их учебной, практической, общественной работывводятся в научный оборот новые материалы деятельности партийных организаций вузов республики по формированию классового сознания студентов, обосновываются предложения по совершенствованию этой работы.
Практическая ценность исследования. Исследование проводилось с учетом потребностей практики совершенствования классового воспитания студенчества в вузах Узбекистана. В работе анализируется опыт партийных комитетов многих вузов с целью его обобщения и вскрытия недостатков.
Результаты данного исследования могут быть использованы для улучшения классового воспитания в вузах не только Узбекистана, но и других республикони позволят планировать на перспективу различные формы и методы управления классовым воспитанием, оценивать их эффективность. Теоретические положения диссертации и ее основные выводы позволят, на наш взгляд, полнее использовать прогрессивные пути и методы формирования классовых позиций студенчества, целенаправленно влиять на изменение социальных связей в различных сферах жизни рабочего класса и студенческой молодежи.
Практическое значение работы состоит также в том, что ее основные выводы могут быть применены работниками партийных, государственных и общественных организаций, преподавателями вузов в работе по воспитанию классового сознания студенчества. Выводы диссертации могут использоваться преподавателями вузов при разработке курсов основ коммунистического воспитания, программ и.
— II методических рекомендаций для организации исследований в этой области.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались соискателем в докладах и выступлениях на областных научных и научно-практических конференциях: «Великий Октябрь и развитие социалистического образа жизни» (1977) — «ХХУ съезд КПСС и задачи дальнейшего совершенствования преподавания общественных наук» (1976) — использовались при подготовке директивных документов Минвуза Узбекской ССР, отдела науки и учебных заведений Ташкентского обкома Компартии Узбекистана. Некоторые положения и выводы диссертации используются в процессе совершенствования воспитательной работы в ряде вузов Ташкентский области. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в документах обкома, горкомов и райкомов партии области, использовались при подготовке программ в системе комсомольского просвещения, научными работниками.
Данной проблемой диссертант занимается около 10 лет, результаты работы получили освещение в ряде публикаций (статьи в сборниках, в периодической печати и материалах научно-исследовательских конференций). Диссертация обсуждалась на проблемном семинаре кафедры идеологической работы АОН при ЦК КПСС.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящее время, когда советский народ под руководством Коммунистической партии успешно создает материально-техническую базу коммунистического общества, исключительно большое теоретическое и политическое значение имеет разработка проблемы классового сознания студенческой молодежи. Эти задачи с особой актуальностью ставят вопрос о формировании политического сознания и идейно-классового подхода к явлениям общественной деятельности, воспитания молодежи в духе идеалов рабочего класса. В диссертации автор обобщает теоретические и практические итоги исследования, подчеркивает целесообразность дальнейшего углубленного анализа проблем повышения уровня классового сознания как фактора движения общества к социальной однородности.
Перед идеологическими работниками стоит сейчас важная задача — более активно и всесторонне разрабатывать, пропагандировать проблемы возрастания руководящей роли рабочего класса и его партии в процессе строительства коммунизма и на этой основе формирования классовых позиций советских людей. Успех в выполнении этой задачи зависит от того, насколько органично дело формирования коммунистического мировоззрения студенчества связано с общими направлениями идейно-политической работы партии, насколько прочно формы жизнедеятельности студентовучеба, труд, общественно-политическая активность — ориентированы на решения тех больших задач, которые стоят перед страной, перед развитым социалистическим обществом, перед молодежью.
Политическая активность молодежи в условиях современного социалистического общества — это прежде всего целеустремленное сознательное овладение наукой о закономерностях развития мира, человеческого общества, то есть марксистско-ленинским учением.
— 129.
Но формирование специалиста многогранно. Он получает не только специальные знания и навыки их применения, но и вырабатывает трудолюбие, усваивает нормы коллективного труда, овладевает высокой сознательностью и развитым чувством ответственности.
Существенной особенностью идейно-воспитательного процесса молодежи в наши дни является его комплексный, системный характер. Реализация этого принципа может быть достигнута в условиях, когда существует определенная система организации всей учебно-воспитательной и идейно-нравственной работы.
Именно общественные науки составляют методологическую основу тех знаний, которые крайне нужны специалистам для работы агитаторами и пропагандистами, для участия в управленческой деятельности. Поэтому, на наш взгляд, надо сблизить ОГШ и преподавание общественных дисциплин, не смешивая, однако, одно с другим. Надо, в частности, чтобы практические и конкурсные работы по курсам философии, политэкономии и истории КПСС были органически включены в систему общественно-политической практики.
В работе обосновывается необходимость усиления идеологической и организационной работы партийных организаций по углублению понимания молодежью ведущей роли рабочего класса, а также проводится линия, что в процессе организации всех сторон жизнедеятельности студенчества, совершенствования идейно-воспитательной работы в вузе необходимо постоянно укреплять убеждения студентов в том, что их высший долг — это активное участие в борьбе за достижение благородных классовых целей внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства.
Занимать пролетарскую классовую позицию — значит наиболее адекватным образом постигать истину, значит, находясь на.
— 130 стороне главной движущей силы современной истории, органически связывать его постижение с революционной практикой.
В целом процесс формирования классового сознания в условиях развитого социализма, на наш взгляд, заключается в следующем:
— каждый молодой человек должен чувствовать себя частицей рабочего класса, самого передового класса эпохи;
— испытывать чувство солидарности с борьбой трудящихся всей планеты за революционное переустройство мира;
— оценивать все явления через призму интересов рабочего класса, укрепления и дальнейшего развития социалистического строя, созданного в нашей стране в результате многолетней классовой борьбы, труда и усилий рабочего класса и всех трудящихся, возглавляемых Коммунистической партией, бороться против влияния буржуазной идеологии;
— твердо стоять на позициях идеологии рабочего класса, глубоко овладевать теорией марксизма-ленинизма.
Как показывает опыт, развитие и совершенствование всей системы формирования классового сознания студенческой молодежи требует повышения его теоретического уровня. В этом деле ведущая роль принадлежит идейно-воспитательной работе, вооружению студенческой молодежи знанием важнейших проблем современного общественного развития, закономерностей строительства социализма и коммунизма.
Одним из важнейших средств повышения роли общественных наук в формировании идейно-классовой позиции студенческой молодежи является учет профиля вуза. В связи с этим преподавание общественных наук должно строиться с акцентом на повышение общей культуры специалистов, на лучшую подготовку его к решению важнейших проблем в условиях НТР. Наряду с этим в.
— 131 диссертации на основе изучения большого фактического материала выдвинуты конкретные рекомендации о совершенствовании работы партийных организаций в руководстве идейно-политической работой среди студенчества и участием ее в общественно-политической практике в их органическом единстве. В этой связи в работе большое внимание уделяется исследованию вопроса — насколько органично связано дело формирования коммунистического мировоззрения студенчества с общими направлениями идейно-политической работы партии, насколько прочно формы жизнедеятельности студентов — учеба, труд, общественно-политическая активность — ориентированы на решение тех больших задач, которые стоят перед развитым социалистическим обществом.
В работе исследуется существенная особенность идейно-воспитательного процесса в вузах. Здесь речь идет о систематическом характере учебно-воспитательной работы, о важности подхода с научных позиций к планированию идейно-политического воспитания на весь период обучения в вузе. Именно в составлении этих планов должен осуществляться комплексный и дифференцированный подход.
Как показало изучение вопроса формирования идейно-клаособого сознания, комплексный подход должен проявляться в учете социально-экономических, организационных и идеологических факторов в воспитании студенческой молодежи и реализуются в составлении комплексных и перспективных планов идейно-воспитательной работы студентов. Поэтому в работе ставится и решается ряд вопросов по воспитанию коммунистического отношения к учебному труду, совершенствованию научно-исследовательской работы, развитию факультетов общественной профессии, школ молодого лектора, ССО и т. д. В ней высказывается ряд предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию самой работы в области.
— 132 идеологического планирования в вузе, рассчитанной на весь период обучения, с учетом возрастных, профессиональных особенностей, научно обоснованной системы ОПП, улучшения деятельности ФОП.
В работе исследованы дальнейшие перспективы повышения эффективности ОПП и ФОП в гуманитарных и естественно-технических вузах. Для дальнейшего улучшения формирования идейно-классового сознания студенческой молодежи в работе раскрываются вопросы внедрения комплексного подхода на основе более тесного единства идейно-политического, трудового, нравственного воспитания с учетом профиля различных вузов и особенностей Узбекистана.
С нашей точки зрения следует усилить идейно-политическую направленность программы и учебного процесса на ФОП. Особенно это относится к тем вузам, в которых объем преподавания общественных дисциплин значительно меньше, нежели в гуманитарных вузах.
Учитывая важность повышения общественно-политической активности студенчества за время пребывания в вузе, целесообразно создать координационный орган для осуществления руководства всеми формами общественной самодеятельности (ОПП, ФОП и т. д.), в рамках которых происходит формирование классовой сознательности студентов.
На наш взгляд, следует более конкретно определить место и роль таких эффективных форм воспитания как Ленинский зачет, Ленинский урок, ШМЛ, ССО, ФОП, ОПП, различные клубы по интересам, лектории, диспуты, шефская работа и т. д., при этом следует осуществлять индивидуальный подход, учитывать способности, интересы студентов.
— 133.
Ошт работы вузов убеждает, что при постановлении плана идейно-политического воспитания, необходимо учитывать специфику вуза различного профиля и развивать такие формы работы, которые наиболее действенно способствуют формированию идейно-классового сознания молодежи в данных конкретных условиях.
В перспективном плане идейно-воспитательной работы вузовского коллектива необходимо также последовательно соблюдать принцип органического единства идеологического, профессионально-нравственного, эстетического и физического воспитания юношей и девушек.
В настоящее время, когда усиливается борьба между коммунистической и буржуазной идеологией, формирование идейно-классовой зрелости, политической бдительности является важнейшей задачей партийных, комсомольских организаций. Партийные, комсомольские и другие общественные организации, руководя всей сложной, многогранной жизнью вуза, обязаны постоянно совершенствовать формы и методы своей работы, которые должны быть адекватны требованиям жизни. Поэтому в диссертации показаны направления такого совершенствования. Одним из них является, например, использование данных социологических исследований и других методов научного анализа.
Наряду с глубоким изучением весьма разнообразных документов высших учебных заведений Узбекистана автором в этой связи проведены и обобщены социологические исследования в 4—6 учебных заведениях разного профиля. На этой основе сделаны выводы и обобщения, даны конкретные рекомендации, направленные на дальнейшее улучшение формирования идейно-классовых позиций студенческой молодежи в условиях развитого социализма.
Изучение деятельности Коммунистической партии Узбекистана по формированию классовой позиции студенчества позволяет вы.
— 134 сказать некоторые предложения. Реализация их, по нашему мнению, способствовала бы повышению эффективности учебного процесса и воспитания студентов в духе коммунистической сознательности.
Во-первых, в целях совершенствования учебно-воспитательной работы в каждом вузе следует разработать программу научной организации учебного процесса и политико-воспитательной работы — комплекс мероприятий, опирающихся на последние достижения общественных наук и изучение передового опыта.
Во-вторых, успех подготовки высококвалифицированных специалистов во многом определяется систематическим, планомерным образованием. Проблема системной, планомерной подготовки имеет не твлько практическое, но и теоретическое значение и требует научной разработки.
В-третьих, важная роль в формировании классовой сознательности студентов принадлежит преподавателям общественных наук. В этом направлении ведутся поиски эффективных форм в вузах. Воспитательный процесс мог бы быть более глубоким, если объединить в большей мере усилия кафедр, комсомола и научных учреждений, отдельных ученых, изучающих молодежные проблемы.
В-четвертых, остается весьма важным дальнейшее совершенствование учебно-воспитательной работы со студентами во внеурочное время, как по форме ее организации, так и по содержанию, дальнейшего исследования требует вся система организации общественной деятельности студентов в свободное время: факультеты общественных профессий, общественно-политическая практика, различные формы связи вуза с трудовыми коллективами, школы молодого лектора, студенческие строительные отряды и т. д.
— 135.
Итак, главными чертами, которые характеризуют подготовку и воспитание студентов в вузе республики, становится стремление к единству и в организации учебного процесса с организацией общественной практики. Именно это единство становится все в большей мере формирующим фактором, который определяет эффективность утверждения в поведении и сознании молодежи классового отношения к жизни.
Список литературы
- Произведения основоположников марксизмаленинизма
- Маркс К. Коммунизм и Аугсбургская «Au-je^e. 2a?.Uv)(f -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.114−118.
- Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.2−3.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных^ророков. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
- Маркс К. «Образцовое государство» Бельгия. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.5, с.331−334.
- Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.5−110.
- Маркс К. Инструкция делегатам временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.
- Маркс Энгельсу в Манчестер. Лондон, 12 февраля 1870 г, -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.32, с. 364.
- Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Госполитиздат, 1956, с.1−5.
- Энгельс Ф. Недавняя бойня в Лейпциге. Рабочее движение в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.555−558.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322−339.
- Энгельс Ф. Л.Фейербах и конец классической немецкой философии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21.
- Энгельс Ф. Международному Конгрессу студентов-социалистов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с. 482.
- Энгельс Ф. «Воспоминание Иммермана». Из ранних произведений. -М., 1956, с.377−385.
- Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: (Сборник). В 2-х т. -М.: Педагогика, 1978, т.1−2.
- Маркс К., Энгельс Ф. О молодежи: (Сборник). М.: Мол. гвардия, 1972. — 463 с.
- Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
- Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505−550.
- Ленин В.И. Проект заявления редакции «Искры» и «Зари». -Полн.собр.соч., т.4, с.322−333.
- Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения.-Полн.собрвсоч., т.6, с.1−192.
- Ленин В.И. К учащимся средних школ. Полн.собр.соч., т.7, с. 66.
- Ленин В. И. Проект резолюции об отношении к учащейся молодежи. Полн. собр.соч., т.7, с. 253.
- Ленин В.И. Выступление по вопросу об отношении к учащейся молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с. 312.
- Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
- Ленин В.И. Письмо к А.А.Богданову и С. И. Гусеву. 29 января (II февраля) 1905 г. Полн.собр.соч., т.9, с.244−248.
- Ленин В.И. О смешении политики с педагогикой. Полн.собр. соч., тЛО, с.355−358.
- Ленин В.И. Кризис меньшевизма. Полн.собр.соч., т.14, с.149−172.
- Ленин В.И. Студенческое движение и современное политическое положение. Полн.собр.соч., т.17, с.214−220.
- Ленин В.И. Вопрос о партийности среди демократического студенчества. Полн.собр.соч., т.22, с.210−211.
- Ленин В.И. Кому выгодно? Полн.собр.соч., т.23, с.61−62.
- Ленин В.И. Спорные вопросы. Полн.собр.соч., т.23, с.67−88,1*38. Ленин В. И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения. Полн.собр.соч., т.23, с.125−135.
- Ленин В.И. Под чужим флагом. Полн.собр.соч., т.26, с.133−154.
- Ленин В.И. Интернационал молодежи (заметки). Полн.собр. соч., т.30, с.225−229.
- Ленин В. И, Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). -Полн.собр.соч., т.31, с.342−358.
- Ленин В, И. О приеме в высшие учебные заведения РСФСР. Проект постановления Совета Народных Комиссаров. Полн.собр. соч., т.37, с. 34.
- Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с.74−78.
- Ленин В.И. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 года. Полн.собр.соч., т.37, с.430−433.
- Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919 г. Полн.собр.соч., т.38, с. 320.
- Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
- Ленин В. И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
- Ленин В. И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41, с.336−337.
- Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
- Ленин В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. Полн.собр.соч., т.42, с.228−230.
- Х.46. Ленин В. И. Директивы ЦК коммунистам-работникам Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42, с.319−321.
- Ленин В.И. О работе Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42, с.322−332.
- Ленин В.И. Ученикам Каприйской школы. Полн.собр.соч., т.47, с.194−202.
- Ленин В.И. Об идеологической работе: (Сборник). 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1969. 446 с.
- Ленин В.И. О воспитании и образовании: (Сборник) в 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. (Пед.б-ка), т.1−2.
- Ленин В.И. О коммунистической нравственности: (Сборник). 2-е изд., доп. м.: Политиздат, 1975. — 278 с*
- Ленин В.И. КПСС об интеллигенции: (Сборник). М.: Политиздат, 1979. — 295 с.
- Ленин В.И. О молодежи: (Сборник). 2-е изд., доп. М.: Мол. гвардия, 1974. — 653 с.
- Ленин В.И. О науке и высшем образовании (Сборник). Изд.2-е, доп. М.: Политиздат, 1971. — 422 с.
- Документы КПСС и Советского государства
- Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, 23 февр. 3 марта 1981 г.: Стеногр.отчет. — М.: Политиздат, 1981. т.1. — 382 е.- т.2. — 153 е.- т.З. — 536 с.
- ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 фев£- 5 марта 1976 г.: Стеногр.отчет. М.: Политиздат, 1976. т.1. — 472 е.- т.2. — 599 е.- 9 л.ил.
- ХПУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 197I. т.1. — 598 е.- т.2. — 592 с.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.: Юрид.лит., 1980. — 47 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений. Изложение Постановления ЦК КПСС от сентября 1982 г. Коммунист, 1982, № 14, с.3−6.
- О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля1982 г. 31 с.
- О ПО-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.: Политиздат, 1981, т.13, с.531−542.
- О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС от 29 июня 1979 г. КПСС в резолюциях., т.13, с.394−403.
- О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- КПСС в резолюциях., т.13, с.352−368.
- О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. КПСС в резолюциях., т.12, с.425−447.
- О работе в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического
- Еовня преподавания общественных наук. Постановление ЦК СС от 5 июня 1974 г. КПСС в резолюциях., т. П, с.405−4II.
- О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. КПСС в резолюциях., т. П, с.126−134.
- О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве. Постановление ЦК КПСС 14 августа 1967 года. КПСС в резолюциях., т.9, с.342−357.
- Воспитывать пламенных борцов за коммунизм: Документы КПСС, съездов комсомола, ЦК ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи. М.: Мол. гвардия, 1978. — 383 с.
- Дело всей партии: Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва 16−17 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1980. — 319 с.
- КПСС о формировании нового человека: Сборник документов и материалов (I965-I98I). 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1982. — 687-с.
- Работы руководящих деятелей КПСС и Советского правительства
- Черненко К.У. Ленинский стиль работы и коммунистическое воспитание трудящихся. Избранные речи и статьи. -М., 1984, с.277−294.
- Чернвнко К.У. Решения ХХУ1 съезда КПСС ленинизм в действии. Избранные речи и статьи. -М., 1984, с.429−449.
- Черненко К.У. Авангардная роль партии коммунистов. Важное условие ее возрастания. (О единстве идеологической и организаторской работы). Избранные речи и статьи. М., 1984, с.495−518.
- Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС14 июня 1983 года. Избранные речи и статьи. -М., 1984, с.574−601.
- Черненко К.У. Дело всей партии, долг каждого коммуниста. Избранные речи и статьи. М., 1984, с.604−625.
- Черненко К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС Ю апреля 1984 г. -Правда, II апреля 1984 г.
- Андропов Ю.В. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1979. 318 с.
- Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Докл. на совместном торжеств. заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
- Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. м.: Политиздат, 1983. — 31 с.
- ЗЛО. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3.
- Алиев Г. А. Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания: Доклад на Всесоюзн.научн.-практ.конф. 25 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 61 с.
- Алиев Г. А. Речь товарища Г.А.Алиева: (Речь первого секретаря ЦК КП Азербайджана на встрече студентов-первокурсников с парт.-сов. активом республики). Бакинский рабочий, 1980, 27 авг.
- Алиев Г. А. Работу высшей школы Азербайджана на уровень высоких требований. Речь на республиканском совещании работников высших учебных заведений 28 мая 1980 г. — Баку: Азернешр, 1980. — 38 с.
- Брежнев Л.И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М.: Политиздат, 1975−1982. Тт. 1−9.
- Брежнев JI.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1978.
- Гришин В.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1982. 736 с.
- Гришкявичус П. Улучшать подготовку высококвалифицированных специалистов (Докл.первого секретаря ЦК КП Литвы на совещании актива высш. школы республики). Сов. Литва, 1980,29 марта.
- Елютин В.П. Высшая школа на современном этапе. Коммунист, 1976, № 17, с.45−54.
- Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. -М.: Высшая школа, 1980. 560 с.
- Зимянин М. Высшая школа на новом этапе. Коммунист, 1980, № 3, с.15−27.
- Калинин М.И. О воспитании коммунистической сознательности.- М.: Политиздат, 1975. 288 с.
- Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании: Избр. статьи и речи. М: Мол. гвардия, 1956. — 424 с.
- Луначарский A.B. О воспитании и образовании: Сб.статей. -М.: Педагогика, 1976. 636 с.
- Машеров П.М. ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: Докл. на Всесоюзной научн.-прзкт.конф. в Минске (июнь, 1976). М.: Мол. гвардия, 1976. — 48 с.
- Пономарев Б. Современное молодое поколение и коммунисты.- Проблемы мира и социализма, 1973, № 6.
- Рашидов Ш. Р. Отчетный доклад ЦК КП Узбекистана XX съезду Компартии Узбекистана. Правда Востока, 1981, февраля.
- Романов Г. В. Избранные речи и статьи. -М.: Политиздат, 1980. 615 с.
- Суслов М.А. Марксизм-ленинизм и современная эпоха. Речи и статьи. В 3-х т. М.: Политиздат, 1982.
- Щербицкий В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. М.: Политиздат, 1977. — 25 $ с.
- Шеварднадзе Э.А. Коммунистическое воспитание советских студентов на уровень требований ХХУ съезда КПСС: (Выступление первого секретаря ЦК КП Грузии на республиканском студ. активе). — Заря Востока, 1979, 25 мая.
- Периодическая печать (за 1970−1984 гг.)а) Журналы
- Коммунист. Теоретический и политический журнал ЦК КПСС.
- Партийная жизнь. Журнал ЦК КПСС.
- Вопросы истории КПСС. Журнал института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
- Научный коммунизм. Журнал Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
- Вестник высшей школы. Журнал Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
- Современная высшая школа. Международный журнал социалистических стран.
- Коммунист Узбекистана. Орган ЦК КП Узбекистана.
- Общественные науки в Узбекистане.
- Партийная жизнь (Ташкент). Орган ЦК КП Узбекистана.
- Проблемы мира и социализма. б) Газеты (центральные)
- Правда. Орган Центрального Комитета КПСС.
- Известия. Орган Советов народных депутатов СССР.
- Комсомольская правда. Орган Центрального Комитета ВЛКСМ. в) республиканские и местные
- Московская правда. Орган Московского горкома КПСС и Моссовета.
- Ленинградская правда. Орган Ленинградского обкома и горкома КПСС, областншго и городского Совета народных депутатов.
- Советская Белоруссия. Орган ЦК КП Белоруссии, Верховного Совета и Совета Министров БССР.
- Правда Украины. Орган ЦК КП Украины, Верховного Совета и Совета Министров УССР.
- Советская Литва. Орган ЦК КП Литвы, Верховного Совета и Совета Министров Литовской ССР.
- Заря Востока. Орган ЦК КП Грузии, Верховного Совета и Совета Министров Грузинской ССР.420. Бакинский рабочий.
- Казахстанская правда. Орган ЦК КП Казахстана, Верховного Совета и Совета Министрвв КазССР.
- Правда Востока. Орган ЦК КП Узбекистана, Верховного Совета и Совета Министров УзССР.
- Ташкентская правда. Орган Ташкентского обкома компартии Узбекистана, Совета народных депутатов области. г) Вузовские многотиражные газеты
- Автодорожник Орган парткома, комитета ЛКШ Узбекистана, профкома и ректората Ташк. автодорожного института.
- Вперед Орган парткома, профкома, ректората, комитета ЛКСМ Узбекистана и месткома ташк. ин-та инженеров железнодорожного транспорта.
- Медик Орган парткома, ректората, комитета комсомола, профкома Ташк.гос.мед.ин-та.
- Педагог Орган парткома, ректората, комитета ЛКШ Узбекистана Ферганского гос.пед.ин-та им. М.Улугбека.
- Политехник Орган парткома, комитета комсомола, профкома и ректората ТашПИ им. Беруни.
- Советский педагог Орган парткома, ректората, комитета комсомола и профкома СамГУ им. А.Навои.
- Ташкентский университет Орган ректората, парткома, коми тета комсомола, профкома ТашГУ им. В. И. Ленина.
- Текстильщик Орган парткома, ректората, комитета комсомола, профкома Ташк. ин-та текстильной и легкой промышленности.
- Экономист Орган парткома, ректората, комитета комсомола и профкома Ташк. ин-та народного хозяйства.
- Советский агроном Орган парткома, ректората, комитета комсомола и профкома ТашСХИ.
- Материалы архивов и текущего делопроизводства а) документы архивов
- Партархив Андижанского обкома Компартии Узбекистана. Фонд № 3 Андижанский обком КП Узбекистана.
- Фонд № 3173 Андижанский институт хлопководства.
- Партархив Самаркандского обкома Компартии Узбекистана. Фонд № 31 Самаркандский обком КП Узбекистана.
- Фонд № 309 Самаркандский обком ЛКСМ Узбекистана.
- Партархив Ташкентского обкома Компартии Узбекистана.
- Фонд № I Ташкентский обком КП Узбекистана.
- Фонд К? 18 Ташкентский горком КП Узбекистана.
- Фонд № 19 Кировский райком КП Узбекистана.
- Фонд № 83 Куйбышевский райком КП Узбекистана.
- Фонд № 159 Октябрьский райком КП Узбекистана.
- Фонд № 164 Ленинский райком КП Узбекистана.
- Фонд № 24 Ташкентский обком ЛКСМ Узбекистана.
- Фонд № 91 Ташкентский политехнический ин-т им. А.Бируни1. ТашПИ)
- Фонд № 281 Ташкентский государственный университет им. В. И. Ленина (ТашГУ)
- Фонд № 847 Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ)
- Фонд № 953 Ташкентский институт инженеров механизации сельского хозяйства (ТИИШСХ)
- Партархив Ферганского обкома Компартии Узбекистана. Фонд fo I Ферганский обком КП Узбекистана.
- Фонд № 2 Ферганский обком КП Узбекистана. Фонд FI? 75 Ферганский госпединститут им. Улугбека.б) Статистические справочники
- Мир социализма в цифрах и фактах. 1974. Справочник. -М.: Политиздат, 1975.
- Мир социализма в цифрах и фактах. 1975. Справочник. -М.: Политиздат, 1976.
- Мир социализма в цифрах и фактах. 1978. Справочник. -М.: Политиздат, 1979.
- Мир социализма в цифрах и фактах. 1980. Справочник. -М.: Политиздат, I98X.
- Народное хозяйство СССР в 1970 г. Статистический ежегодник ЦСУ СССР. М.: Статистика, 197I. — 823 с.
- Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1981. — 584 с.
- Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1977. — 710 с.
- Народное хозяйство СССР 1922−1982. Юбилейный статистический ежегодник. -М.: Финансы и статистика, 1982. 623 с.
- Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сборник/ЦСУ при Совете Министров СССР. М.: Статистика, 1977. — 448 с.
- Народное хозяйство УзССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. Ташкент, 1977.
- Узбекистан за годы IX пятилетки. Краткий статистический сборник. Ташкент, 1976. в) Текущее делопроизводство
- Абдураззанова Д.А. Трудовой семестр (на узбекском языке). Ташкент: Узбекистан, 1975.
- Ь.г. Абдурахманов Г. Высшая школа Советского Узбекистана. -Ташкент: ФАН, 1974.
- Абдусаттарвв Г. Идейно-политическое воспитание студенчества. партийная жизнь (Ташкент), 1974, № 5.
- Активная жизненная позиция борцов за коммунизм: По материалам Всесоюзной науч.-практ.конф. в Баку. 25−27 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 349 с.
- Агафонов В.П. Вопросы коммунистического воспитания советского студенчества. Научн.докл.высш.школы. — Научный коммунизм, 1976, № 2 (20), с.90−97.
- Актуальные вопросы комплексного подхода к организации коммунистического воспитания студентов высших и учащихся средних специальных -учебных заведений. Казахская респ. научно-метод.конф. 1979. Материалы. -Алма-Ата: КазГУ, 1979, чЛ 178 е.- ч.2 — 227 с.
- Актуальные вопросы методики преподавания общественных наiK и коммунистического воспитания студентов. Сб.статей.
- ГУ им. А.A.Жданова, ин-т повышения квалификации преподав, общ.наук. Редкол.: Г. В. Воронцов (отв.ред.) и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. Вып.1. Кафедры-обществ.наук и формирование коммунистич. мировоззрения студентов. 1979. — IO4 с.
- Актуальные вопросы улучшения подготовки специалистов в ниверситете. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1975. -58 с.
- Актуальные проблемы коммунистического воспитания студенчества: (Материалы республ.конф. Редкол.: Гусев В. В. ?(отв.и др.). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981.
- Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов: Межвузовск.сб. (М-вовысш. и сред.спец. образования СССР, Пробл. совет по вопросам ком. воспитания студенчества при MB и ССО РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
- Амвросов A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. -М.: Политиздат, 1978. 295 с.
- Аношкин И.Ф. Мы интернационалисты. -М., 1980.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 432 с.
- Афанасьева А.И. Молодежь как фактор общественного прогресса. В кн.: Молодежь и общественный прогресс. М., 1974, с.45
- Афанасьева А.И. Некоторые вопросы классового воспитания молодежи в свете решений ХХ1У съезда КПСС. В кн.: ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. — М.: Политиздат, 1972.
- Афанасьева А.И. Коммунистическая идеология: понятие и социальная роль. М.: Знание, 1981. — 62 с.
- Бадмаева С.И. Некоторые вопросы партийного руководства коммунистическим воспитанием студенческой молодежи. В кн.: Проолемы управления идейно-воспитательной работой среди молодежи. -М., 1980, с.130−139.
- Байкова В.Г. Идеологическая борьба КПСС в условиях развитого социализма. М.: Мысль, 1977. — 214 с.
- Белявский Л.М. Деятельность Компартии Узбекистана по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи в годы восьмой пятилетки (1966−1970 гг.). Автореферат. Ташкент, 1976.
- Брудзь А.М. Общественно-политическая практика в вузах УзССР. (Пособие для преподавателей и студентов). Ташкент, 1977.
- Будрейко И.А. Воспитание коммунистического мировоззрения в процессе преподавания философии. В кн.: Теория и практика коммунистического воспитания. — М.: Высшая школа, 1977, с.45−52.
- Васина Э.Л. Ленин об основных принципах коммунистического воспитания студентов. В кн.: Коммунист. воспитание молодежи. Докл. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1975. — 566 с. (науч-но-метод.центр.кафедр обществ. наук МГУ. Октябрьские чтения).
- Вердиева Э. Нравственная грань высшей школы. Коммунист, 1980, № 14, с.68−75.
- Вопросы воспитания, пропаганды и контрпропананды в условиях современной идеологической борьбы. M.: АОН при1. ЦК КПСС, 1980. 163 с.
- Вопросы партийного руководства идейно-воспитательной работой. М.: АОН при ЦК КПСС, 1981. — 167 с.
- Вопросы теории и методов идеологической работы. М.: АОН при ЦК КПСС, вып. X* - 14.
- Воронцов Г. В., Селезнева Л. И. Роль кафедр общественных наук в обеспечении единства процесса обучения и воспитания студенчества. В сб.: Единство обучения и воспитания в процессе преподавания общественных наук. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982, с.19−27.
- Воспитание коммунистической убежденности у студентов технического вуза в процессе учебных занятий. НИИВШ. М., 1978, вып. 18, с. 13−15.
- Воспитательная работа в вузе: Некоторые вопросы теории и практики (С.М.Ковалев, У. Й. Уледов, Ф. Ф. Рябин и др.). -М.: Мол. гвардия, 1976. 175 с.
- Всесоюзное совещание работников высших учебных заведений в Москве, 6−8 февраля 1980 г. Сокр.стеногр.отчет. М.: Высшая школа, 1980. — 351 с. В надзаг.: М-во высш. и сред, спец. образ. СССР.
- Всесоюзный слет студентов. Документы и материалы. М.,
- Вузовская парторганизация: (Передовая). Правда, 1983, 20 января.
- Высшая школа как фактор изменения социальной структуры азвитого социалистическом общества. (Отв.редакторы уткевич М.й., Филиппов Ф.Р.) М.: Наука, 1978. — 272 с.
- Г’лезерман i'.fi. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Мол. гвардия, 1982. — 142 с.
- Горизонты высшей школы (Передовая). Правда, 1981, 4 февраля.
- Данилкина Э.И. Роль семинара по научному коммунизму в процессе формирования политического сознания и социальной зрелости выпускника вуза. В кн.: Семинар — действенная форма обучения и воспитания студенчества. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978, с.31−39.
- Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16−17 октября 1979 г. 1. M., 1980, с. 34.
- ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: По материалам Всесоюз.науч.-практ. конф. в Минске. (Июнь 1976 г.). Под общ.ред.В. А. Медведева.- М.: Мол. гвардия, 1976. 398 с.
- ХХУ съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук: Материалы Всесоюз.совещ. зав.каф.обществ.наук вузов, 21−23 сент. 1976 г. М.: Политиздат, 1977. — 142 с.
- ХХУ1 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук: Материалы Всесоюзн.совещ.заведующих кафедрами обществ. наук вузов. Москва, 14−16 октября 1981 г. М.: Политиздат, 1982. — 63 с.
- Добрица A.B. В авангарде идейного воспитания студенчества.- Вестник высшей школы, 1975, № 6, с.52−56.
- Додонов В.И. Формирование коммунистической убежденности. -М.: Высшая школа, 1975. 204 с.
- Дьяков А.П., Листенгортен B.C., Рахманин B.C. Партийная организация вуза и учебно-воспитательный процесс. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1979. — 177 с.
- Елютин В.П. Высшая школа на современном этапе. Коммунист, 1976, № 17.
- Елютин В.П. Высшая школа общества развитого социализма. -М.: Высш. школа, 1980. 560 с.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
- Ефимов В.Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания. — М.: Мысль, 1977. 66 с.
- Житенов В.А., Лисовский В., Маркаревич Э. Гражданственность позиции: (Сов.молодой человек: социол.-нравств. пробл. воспитания). М.: Мол. гвардия, 1980. — 184 с.
- Идейно-политическое воспитание студенческой молодежи. Сб.научн.трудов. Л., 1973.
- Имомалиев А.И. Формы и методы политико-воспитательной работы со студентами. Ташкент: ФАН, 1972.
- Каримов Ш. Организаторская работа Компартии Узбекистана по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. -В кн.: Руководство Компартии Узбекистана коммунистическим воспитанием. Ташкент- ФАН, 1975.
- Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов.(Роль научно-исследовательской работы в повышении качества подготовки специалистов). -М.: МГУ, 1982. 100 с.
- Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. -М.: Мысль, 1980. 228 с.
- Коммунистические идеалы и становление личности студента. (Е.А.Якуба, А. И. Бурдина, Й. Д. Ковалева и др.). Харьков: Вища школа, 1977. — 200 с.
- Коммунистическое воспитание в процессе преподавания научного коммунизма: (Метод.пособие для преподавателей). Под ред.З. Л. Васиной, Ё. Л. Богиной, И. Ф. Маятникова. -М.: Высш. школа, 1974. 231 с.
- Коммунистическое воспитание: проблемы теории и практики./ Под ред.М. М. Лисенкова. Вып.1. М., 1979, — 122 с.
- Коммунистическое воспитание студентов (В.Г.Антоненко, В. П. Агафонов, А. Д. Бондарь и др.). Киев: Вища школа, 1977. — 213 с.
- Коммунистическое воспитание студентов в процессе преподавания истории КПСС. (Борисов А.И., Буряк П. Д., Гаубих Б. В. и др.). Под ред.С. А. Юдачева. 2-е изд., доп. М.: Высш. школа, 1979. — 368 с.
- Коммунистическое воспитание студентов в преподавании политической экономии. М.: Высш. школа, 1982. — 207 с.
- Коммунистическое воспитание студенческой молодежи. Узбекская республиканская межвузовская научно-методическая конференция. Ташкент, 1974.
- Коммунистическое воспитание студенческой молодежи в свете решений ХХУ съезда КПСС. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. (г.Карши, 1976 г.). Ташкент, 1977.
- Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. (В.Т.Лисовский, В. А. Сухин, И. Н. Селезнев и др.). Л.: Изд-во ЛГУ, I98U. — 248 с.
- Комплексный подход к идейно-воспитательной работе среди студенческой молодежи. Материалы респ.конф. 5−7 декабря 1978 г. Львов: Изд-во Львовск. ун-та, 1978. — с.
- Кочергин А., Дубнов А., Лисс Л. Партийная работа в вузе: (Некоторые вопросы формирования специалистов в условиях научно-технической революции). М.: Политиздат, 1979.
- Кучкаров М.М. Проблемы общественно-политического воспитания студентов в деятельности комсомольских организаций педагогических вузов (на материалах Уз. ССР). Автореферат. Ташкент, 1976.
- Лекция по общественным наукам важнейшая форма обучения и воспитания студентов: (Сб.статей). ЛГУ им. А. А. Жданова, йн-т повышения квалификации преподавателей обществ. наук- Редкол. В. В. Шороков (отв.ред.) и др. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 159 с.
- Лепехин С.М. Ленинские принципы воспитания молодежи. -Л.: Лениздат, 1978. 216 с. 6.7Û-. Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 184 с.
- Мусаев М. Актуальные проблемы коммунистического воспитания студенческой молодежи. Ташкент, 1974.
- Макаренко A.C. О коммунистическом воспитании. Избр.лед. произведения. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1956. — 579 с.
- Маланчук В. Некоторые проблемы воспитания классового подхода к явлениям общественной жизни. В кн.: ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. -М.: Политиздат, 1972.
- Мансуров В.А., Барбанова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М.: Наука, 1981. — 190 с.
- Мартынов М.И. Формирование классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма. (Авторефеат диссертации на соискание ученой степени кандидата илософских наук). Минск, 1977.
- Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М.: Мол. гвардия, 1978.
- Мостовой С.Н. Ленинские принципы идейно-воспитательной работы. М.: Мысль, 1977. — 140 с.
- Мусаев М. Исследуем проблемы воспитания. Вестник высшей школы, 1970, № 9.
- Мусаев М.М. Руководство Компартии Узбекистана коммунистическим воспитанием. Ташкент: ФАН, 1975.
- Мухиадинов М. Комплексный подход в идеологической работе. Партийная жизнь, Ташкент, 1978, № I.
- Мчедлов М. Формирование коммунистического мировоззрения -главное в воспитании нового человека. Коммунист, 1975, № Ю.
- Некоторые вопросы коммунистического воспитания. Сб.статей. Министерство просвещения УзССР, Узбекский НИИ педагогических наук им. Т.Кары-Ниязова. Ташкент, 1976.
- Некоторые вопросы коммунистического воспитания студенчества: Из опыта братских союзов молодежи соц. стран: (Сб.статей). -М.: Мол. гвардия, 1977. 127 с.
- Ненашев М.Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС: особенности, опыт, проблемы. М.: Политиздат, 1980. — 272 с.
- Общественно-политическая практика студентов (Вопросы теории и методики). М.: Высш. школа, 1980. — 157 с.
- Ольховский Е.С. Годы студенческие. Л., 1977.
- О нравственных представлениях студентов. Кишинев: Штиинца, 1977.
- Печенев В.А. Социалистический идеал и реальный социализм. М.: Политиздат, 1984. — 367 с.
- Печенев Б. Революционное единство поколений (о некоторых аспектах формирования классового сознания в развитом социалистическом обществе). Проблемы мира и социализма, 1974, № з.
- Плавич В.П. Формирование научного мировоззрения студенческой молодежи в условиях развитого социализма. Автореферат. Харьков, 1980.
- Платонов Г. В. Марксистско-ленинская философия и частные науки. М.: Высш. школа, 1982. — 190 с.
- Преподавание научного коммунизма и коммунистическое воспитание студентов. Киев: Вища школа, 19/8. — 198 с.
- Преподавание общественных наук: Факторы повышения эффективности и качества. (Маринко И.Л., Штракс Г. М., Иордат-ный Н.Ф. и др.). М.: Высш. школа, 1979. — 247 с.
- Преподаватели высшей школы. (Передовая). Правда, 1980, 23 ноября.
- Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС: По материалам Всесоюз.науч.-практ.конф. в Москве в дек.1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 384 с. (Сер.Актуал.вопр.идеол.работы).
- Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Сб.научн.трудов ТашГУ, № 518. Ташкент, 1976.
- Р^ина Л. Я. Советское студенчество. -М.: Мысль, 1981.
- НО. Турсунмухамедов С. П., Чернышева С. Е. Изменение социального состава студенчества и воспитательная работа в вузах Ташкента. 1973.