Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Деятельность Компартии Узбекистана по формированию классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой для написания диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма. При разработке исходных исследовательских позиций диссертант опирался на документы Коммунистической партии, решения ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Важное значение для разработки проблемы имели выступления руководителей партии… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ О СУЩНОСТИ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ И ОСОБЕННОСТЯХ ЕГО ФОНДИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ. Х
  • Раздел П. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОНДИРОВАНИЯ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Раздел Ш, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА — ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Деятельность Компартии Узбекистана по формированию классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Классовость является главной, важнейшей характеристикой воспитательного процесса. Она вытекает из интересов и положения класса, осуществляющего этот процесс. Заслуга в раскрытии классовой природы воспитания, его конкретно-исторического характера принадлежит К. Марксу и Ф.Энгельсу. Они убедительно показали, что в классовом обществе содержание и методы воспитания носят классовый характер. Решительно выступая против буржуазных идеологов, отрицавших классовую природу осуществляемого ими воспитания, основоположники научного коммунизма писали: «А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д. Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитаниеони лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса» *.

Классовость воспитания в социалистическом обществе проявляется, прежде всего, в умении личности оценивать общественные события, явления сквозь призму научно понятых интересов рабочего класса в плане выполнения им своей всемирно-исторической миссии. «Наша политика отличается тем, — писал В. И. Ленин сразу после Великой Октябрьской революции, — что мы требуем прежде всего точ2 ной классовой характеристики происходящего». Если идейно-политическое, трудовое, нравственное, правовое, эстетическое и т. д. воспитания выступают в качестве отдельных направлений системы коммунистического воспитания, то классовость представляет собой как бы своеобразный срез каждого из этих направлений.

X. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

Соч., 2-е изд., т.4, с. 443.

2. Ленин В. И. Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). -Поли.собр.соч., т.31, с. 343.

— 4.

Каждое поколение воспитывается и формируется в новых условиях, поэтому, естественно, что оно имеет новые черты и особенности, чего нельзя забывать в работе среди молодежи, которая не прошла школы классовой, революционной закалки и которая в силу целого ряда обстоятельств вынуждена, как отмечал В. И. Ленин, приходить к социализму не тем путем, не в тех условиях как ее отцы*.

Особенно важно учитывать это в условиях современной идеологической борьбы, в ходе которой классовый противник пытается прежде всего опереться на отсутствие должного политического опыта у молодежи. «Вот почему, — отмечалось на июньском (1983 г.).

Пленуме ЦК КПСС, — надо неустанно заботиться об идейно-нравст2 венной, классовой, трудовой закалке молодежи". Эти идеи получили свое дальнейшее развитие в материалах апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС3.

Решения Пленума обязывают партийные, общественные организации, вузовские коллективы и органы народного образования усилить классово-партийный аспект во всей образовательной и воспитательной работе. Речь идет в данном случае о необходимости организации такой идейно-воспитательной работы в вузах, в ходе которой у будущих специалистов формировался бы иммунитет к буржуазной пропаганде, любым проявлениям ее в нашей действительности, умения с классовых позиций оценивать явления общественной жизни.

Молодежь в Узбекистане — большая часть населения. А студенчество — наиболее образованная ее часть, призванная в дальнейшем проводить политику партии в трудовых коллективах. Поэтому вопросы воспитания приобретают большое значение в деятельности вузовских партийных организаций." Необходимо помогать, — подчеркива.

1. См. Ленин В. И. Интернационал молодежи (заметка). — Полн.собр. соч., т.30, с. 226.

2. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 г. — М., 1983, с 55.

3. См. Материалы Пленума ЦК КПСС, 10 апреля 1984 г. — М., 1984, с. 15, 17, 18, 28, 30 и др. лось на Всесоюзном совещании идеологических работников, — нашей молодежи, студентам, лучше понимать и оценивать то, что достигнуто многими годами борьбы партии и народа и что еще предстоит сделать с ее активным участием, прививать с молодых лет трудолют бие и гражданственность .

Реализация поставленных партией задач по совершенствованию классового воспитания молодежи вызывает необходимость более глубокого изучения всей системы воспитания, складывающейся ныне в вузе. Опыт подсказывает, что наиболее успешно решается эта задача на пути сотрудничества студенческой молодежи с рабочим классом, в ходе которого происходит обогащение ее жизненного опыта и углубление жизненных представлений, гражданских позиций. Исследования показывают, вместе с тем, что в этой работе отсутствует пока целеустремленность и последовательность. С учетом возрастающих задач в области воспитания особенно ощутимы недостаточность разработанности принципов организации, форм и методов осуществления учебно-воспитательного процесса. Данная потребность обусловливает и актуальность избранной автором темы исследования.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время заметно возросло внимание к вопросам классового воспитания молодежи. Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в литературе по общим проблемам коммунистического воспитания^.

1. См. Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16−17 октября 1979 г. -М., 1980, с. 34.

2. Афанасьева А. И. Некоторые вопросы классового воспитания молодежи в свете решений ХПУ съезда КПСС. В кн.: ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. -M., 1972; Волкогонов Д. А. Методология идейного воспитания. -M., 1980; Калинин И. П. Коммунистические идеалы: как их утвердить и развить в человеке. — M., 1981; Ковалев С. М. Формирование социалистической личности. — M., 1980; Смирнов ГЛ. Советский человек: формирование социалистического типа личности. -M., 1980; Печенев В. А. Социалистический идеал и реальный социализм. -M., 1984; Ненашев М. Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС: особенности, опыт, проблемы. — M., 1980; Искусство воспродолж. сноски на след.стр.).

— 6.

Ряд аспектов этой проблемы, в том числе, применительно к развитию высшего образования и формированию специалистов в Узбекистане получили освещение в республиканских изданиях*.

Отдельные стороны формирования научного мировоззрения молодежи в целом и, в частности, классовой сознательности студенчества рассматривается в работах Афанасьева В. Г., Иконниковой С. Н.,.

Дмитриева A.B., Лисовского В. Т., Мусаева М. М., Ольховского Е. С. .

Ряд монографий, диссертационных исследований посвящена изучению проблем политического просвещения молодежи, где также анализируется отдельные направления формирования у студенческой молодежи иарксистско-ленинского мировоззрения.

В названных работах затрагиваются отдельные аспекты классового воспитания студенчества, намечаются исследовательские направления. В них вместе с тем явно недостаточно представлен опыт работы партийных организаций по совершенствованию воспитательного процесса и усиления в нем классовых моментов. Работ, обобщающих этот опыт, практически нет.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы — проанализировать и обобщить формы деятельности партийных организаций продолж. сноски) питания. -М., 1981; Теория и практика коммунистического воспитания. -М., 1980; Коммунистическое воспитание трудящихся. -М., 1980; Вопросы партийного руководства идейно-воспитательной работой (сб.статей). -М., 1981.

1. Абдурахманов Г. Высшая школа Советского Узбекистана. — Ташкент, 1977; Садыков С. Высшая школа — кузница подготовки кадров. — Ташкент, 1978; Рахманов Н. Развитие педагогического об разования в Узбекистане. — Ташкент, 1977: Шарипов Ф. Народное образование в Узбекистане. — Ташкент, 1977; Из опыта идейно-воспитательной работы Компартии Узбекистана на современном этапе. — Ташкент, 1981; Руководство Компартии Узбекистана коммунистическим воспитанием масс. — Ташкент, 1981 и др.

2. См.: Афанасьев В. Г. Научно-техническая революция, управление, образование. -М., 1972; Ольховский Е. С. Коммунистическое вое питание студенческой молодежи. — Л., 197I: Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента. — Л., 1972; Студенчество в общественно-политической жизни. — М., 1979; Мусаев М. Актуальные проблемы коммунистического воспитания студенческой молодежи. — Ташкент, 1974; Каримов Ш. Коммунистическое воспитание студенческой молодежи. — Ташкент, 1983 и др.

— 7 вузов Коммунистической партии Узбекистана по формированию классовс го сознания студенчества на современном этапе. В Узбекистане сейчас 43 вуза, где обучаются около 300 тысяч студентов и работает более 20 тыс. преподавателей, из них одна третья — имеют ученые степени и звания, 60 процентов — коммунисты и комсомольцы. Автор исходил из того, что опыт КПСС по руководству обществом складываем ся из опыта практической деятельности всех ее отрядов, а в работе каждого из них находит конкретное проявление общепартийная политика. Конечно, не всякий местный опыт имеет всеобщее значение. Но его систематическому и глубокому изучению В. И. Ленин уделял большое внимание. Он призывал «еще более и еще более конкретности в изучении местного опыта, деталей, мелочей, практики, делового опыта.'.

В этом смысле опыт работы вузовских партийных организаций Узбекистана по формированию классового сознания у студенческой молодежи заслуживает специального изучения и обобщения. Но автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее освещение всех аспектов этой сложной проблемы. Он поставил перед собой следующие задачи:

— на основе изучения опыта работы Компартии Узбекистана выделить главные направления руководства деятельностью партийных организаций вузов по формированию классового сознания студенческой молодежи, формы обогащения ее политическим опытом рабочего класса, его мировоззрением и традициями;

— изучить, проанализировать и обобщить опыт партийного руководства формированием классового сознания студенчества в процессе учебно-воспитательного процесса, прежде всего в преподавании общественных дисциплин;

— исследовать основные направления деятельности партийных организаций по вовлечению студентов в общественно-политическую.

I. Ленин В. И. Письмо Н.Осинскому. 12 апреля 1922 г. — Полн.собр. соч., т.54, с. 237.

— 8 и производственную жизнь и воспитание у них на этой основе классовой и идейной убежденности, активной жизненной позиции.

Методологической основой для написания диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма. При разработке исходных исследовательских позиций диссертант опирался на документы Коммунистической партии, решения ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Важное значение для разработки проблемы имели выступления руководителей партии и правительства. В диссертации широко использованы документы ХУШ-ХХ съездов Компартии Узбекистана, Пленумов ЦК КП Узбекистана, состоявшихся в 1971;1980 гг. Источниковедческой базой исследования явились документы архива Института истории партии при ЦК КП Узбекистана — Узбекского филиала Института марксизма-ленинизма, партархивовАндижанского, Самаркандского, Ферганского, Ташкентского обкомов КП Узбекистана, Центрального государственного архива УзССР.

В исследовании использованы материалы архивов Министерства высшего и среднего специального образования УзССР, Научно-исследовательского института педагогических наук Министерства просвещения УзССР, ряда институтов республики, а также данные статистических сборников и отчетов различных организаций и учреждений. Привлечены материалы периодической печати, которые существенно пополнили и архивные источники. Значительная часть архивных материалов вводится в научный оборот впервые.

Автором были также использованы материалы анкетного опроса, проведенного социологическими Центрами при Ташкентском, Самаркандском, Андижанском, .Сырдарьинском обкомах Компартии Узбекистана. В работе автор опирался на выводы социологических исследований ученых Узбекистана, Москвы, Ленинграда, Киева и др. Использованы также результаты социологических исследований, про.

— 9 веденных учеными Ташкентского и Самаркандского университетов, Ферганского, Андижанского пединститутов и кафедры идеологической работы АОН при ЦК КПСС. Основные итоги социологических исследований в ряде вузов республики в общем совпадают с результатами подобных исследований в крупных вузовских центрах страны, что дает диссертанту более объективную основу для анализа процесса формирования классового сознания по данной проблеме и соответствующих выводов.

Научная новизна исследования состоит в научном обобщении опыта партийных организаций по формированию классового сознания студенчества, выявлению путей повышения их руководящей роли в этом процессе. Данный подход определяет остальные элементы новизны диссертационного исследования, которые в основном сводятся к следующему: а) в работе раскрывается «классовое воспитание». Подчеркивается, что осознание интересов рабочего класса, его идеологии неразрывно связано с глубоким освоением, будущим молодым специалистом общественно-политического опыта рабочего класса, его коллективистского образа жизни, его традицийб) показаны основные пути оптимизации процесса классового воспитания студенчества в современных условиях: сближение социального опыта студенческой молодежи е опытом рабочего класса, обогащение на этой основе гражданской зрелости молодежиповышение уровня социальной активности и совершенствование форм и методов идейно-политического воспитания в процессе преподавания общественных наук. В работе рассматриваются пути активизации классового воспитания студенческой молодежи, показывается, с одной стороны, как расширение социального опыта студенчества способствует более активному восприятию идеалов рабочего клаоса, его научного мировоззренияс другой, как активизация форм и методов идейно-политической работы обеспечивает углубление содержания самих форм активной деятельности студенческой молодежив) в диссертации содержатся данные опросов мнения студентов, относящиеся к различным аспектам их учебной, практической, общественной работывводятся в научный оборот новые материалы деятельности партийных организаций вузов республики по формированию классового сознания студентов, обосновываются предложения по совершенствованию этой работы.

Практическая ценность исследования. Исследование проводилось с учетом потребностей практики совершенствования классового воспитания студенчества в вузах Узбекистана. В работе анализируется опыт партийных комитетов многих вузов с целью его обобщения и вскрытия недостатков.

Результаты данного исследования могут быть использованы для улучшения классового воспитания в вузах не только Узбекистана, но и других республикони позволят планировать на перспективу различные формы и методы управления классовым воспитанием, оценивать их эффективность. Теоретические положения диссертации и ее основные выводы позволят, на наш взгляд, полнее использовать прогрессивные пути и методы формирования классовых позиций студенчества, целенаправленно влиять на изменение социальных связей в различных сферах жизни рабочего класса и студенческой молодежи.

Практическое значение работы состоит также в том, что ее основные выводы могут быть применены работниками партийных, государственных и общественных организаций, преподавателями вузов в работе по воспитанию классового сознания студенчества. Выводы диссертации могут использоваться преподавателями вузов при разработке курсов основ коммунистического воспитания, программ и.

— II методических рекомендаций для организации исследований в этой области.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались соискателем в докладах и выступлениях на областных научных и научно-практических конференциях: «Великий Октябрь и развитие социалистического образа жизни» (1977) — «ХХУ съезд КПСС и задачи дальнейшего совершенствования преподавания общественных наук» (1976) — использовались при подготовке директивных документов Минвуза Узбекской ССР, отдела науки и учебных заведений Ташкентского обкома Компартии Узбекистана. Некоторые положения и выводы диссертации используются в процессе совершенствования воспитательной работы в ряде вузов Ташкентский области. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в документах обкома, горкомов и райкомов партии области, использовались при подготовке программ в системе комсомольского просвещения, научными работниками.

Данной проблемой диссертант занимается около 10 лет, результаты работы получили освещение в ряде публикаций (статьи в сборниках, в периодической печати и материалах научно-исследовательских конференций). Диссертация обсуждалась на проблемном семинаре кафедры идеологической работы АОН при ЦК КПСС.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время, когда советский народ под руководством Коммунистической партии успешно создает материально-техническую базу коммунистического общества, исключительно большое теоретическое и политическое значение имеет разработка проблемы классового сознания студенческой молодежи. Эти задачи с особой актуальностью ставят вопрос о формировании политического сознания и идейно-классового подхода к явлениям общественной деятельности, воспитания молодежи в духе идеалов рабочего класса. В диссертации автор обобщает теоретические и практические итоги исследования, подчеркивает целесообразность дальнейшего углубленного анализа проблем повышения уровня классового сознания как фактора движения общества к социальной однородности.

Перед идеологическими работниками стоит сейчас важная задача — более активно и всесторонне разрабатывать, пропагандировать проблемы возрастания руководящей роли рабочего класса и его партии в процессе строительства коммунизма и на этой основе формирования классовых позиций советских людей. Успех в выполнении этой задачи зависит от того, насколько органично дело формирования коммунистического мировоззрения студенчества связано с общими направлениями идейно-политической работы партии, насколько прочно формы жизнедеятельности студентовучеба, труд, общественно-политическая активность — ориентированы на решения тех больших задач, которые стоят перед страной, перед развитым социалистическим обществом, перед молодежью.

Политическая активность молодежи в условиях современного социалистического общества — это прежде всего целеустремленное сознательное овладение наукой о закономерностях развития мира, человеческого общества, то есть марксистско-ленинским учением.

— 129.

Но формирование специалиста многогранно. Он получает не только специальные знания и навыки их применения, но и вырабатывает трудолюбие, усваивает нормы коллективного труда, овладевает высокой сознательностью и развитым чувством ответственности.

Существенной особенностью идейно-воспитательного процесса молодежи в наши дни является его комплексный, системный характер. Реализация этого принципа может быть достигнута в условиях, когда существует определенная система организации всей учебно-воспитательной и идейно-нравственной работы.

Именно общественные науки составляют методологическую основу тех знаний, которые крайне нужны специалистам для работы агитаторами и пропагандистами, для участия в управленческой деятельности. Поэтому, на наш взгляд, надо сблизить ОГШ и преподавание общественных дисциплин, не смешивая, однако, одно с другим. Надо, в частности, чтобы практические и конкурсные работы по курсам философии, политэкономии и истории КПСС были органически включены в систему общественно-политической практики.

В работе обосновывается необходимость усиления идеологической и организационной работы партийных организаций по углублению понимания молодежью ведущей роли рабочего класса, а также проводится линия, что в процессе организации всех сторон жизнедеятельности студенчества, совершенствования идейно-воспитательной работы в вузе необходимо постоянно укреплять убеждения студентов в том, что их высший долг — это активное участие в борьбе за достижение благородных классовых целей внутренней и внешней политики КПСС и Советского правительства.

Занимать пролетарскую классовую позицию — значит наиболее адекватным образом постигать истину, значит, находясь на.

— 130 стороне главной движущей силы современной истории, органически связывать его постижение с революционной практикой.

В целом процесс формирования классового сознания в условиях развитого социализма, на наш взгляд, заключается в следующем:

— каждый молодой человек должен чувствовать себя частицей рабочего класса, самого передового класса эпохи;

— испытывать чувство солидарности с борьбой трудящихся всей планеты за революционное переустройство мира;

— оценивать все явления через призму интересов рабочего класса, укрепления и дальнейшего развития социалистического строя, созданного в нашей стране в результате многолетней классовой борьбы, труда и усилий рабочего класса и всех трудящихся, возглавляемых Коммунистической партией, бороться против влияния буржуазной идеологии;

— твердо стоять на позициях идеологии рабочего класса, глубоко овладевать теорией марксизма-ленинизма.

Как показывает опыт, развитие и совершенствование всей системы формирования классового сознания студенческой молодежи требует повышения его теоретического уровня. В этом деле ведущая роль принадлежит идейно-воспитательной работе, вооружению студенческой молодежи знанием важнейших проблем современного общественного развития, закономерностей строительства социализма и коммунизма.

Одним из важнейших средств повышения роли общественных наук в формировании идейно-классовой позиции студенческой молодежи является учет профиля вуза. В связи с этим преподавание общественных наук должно строиться с акцентом на повышение общей культуры специалистов, на лучшую подготовку его к решению важнейших проблем в условиях НТР. Наряду с этим в.

— 131 диссертации на основе изучения большого фактического материала выдвинуты конкретные рекомендации о совершенствовании работы партийных организаций в руководстве идейно-политической работой среди студенчества и участием ее в общественно-политической практике в их органическом единстве. В этой связи в работе большое внимание уделяется исследованию вопроса — насколько органично связано дело формирования коммунистического мировоззрения студенчества с общими направлениями идейно-политической работы партии, насколько прочно формы жизнедеятельности студентов — учеба, труд, общественно-политическая активность — ориентированы на решение тех больших задач, которые стоят перед развитым социалистическим обществом.

В работе исследуется существенная особенность идейно-воспитательного процесса в вузах. Здесь речь идет о систематическом характере учебно-воспитательной работы, о важности подхода с научных позиций к планированию идейно-политического воспитания на весь период обучения в вузе. Именно в составлении этих планов должен осуществляться комплексный и дифференцированный подход.

Как показало изучение вопроса формирования идейно-клаособого сознания, комплексный подход должен проявляться в учете социально-экономических, организационных и идеологических факторов в воспитании студенческой молодежи и реализуются в составлении комплексных и перспективных планов идейно-воспитательной работы студентов. Поэтому в работе ставится и решается ряд вопросов по воспитанию коммунистического отношения к учебному труду, совершенствованию научно-исследовательской работы, развитию факультетов общественной профессии, школ молодого лектора, ССО и т. д. В ней высказывается ряд предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию самой работы в области.

— 132 идеологического планирования в вузе, рассчитанной на весь период обучения, с учетом возрастных, профессиональных особенностей, научно обоснованной системы ОПП, улучшения деятельности ФОП.

В работе исследованы дальнейшие перспективы повышения эффективности ОПП и ФОП в гуманитарных и естественно-технических вузах. Для дальнейшего улучшения формирования идейно-классового сознания студенческой молодежи в работе раскрываются вопросы внедрения комплексного подхода на основе более тесного единства идейно-политического, трудового, нравственного воспитания с учетом профиля различных вузов и особенностей Узбекистана.

С нашей точки зрения следует усилить идейно-политическую направленность программы и учебного процесса на ФОП. Особенно это относится к тем вузам, в которых объем преподавания общественных дисциплин значительно меньше, нежели в гуманитарных вузах.

Учитывая важность повышения общественно-политической активности студенчества за время пребывания в вузе, целесообразно создать координационный орган для осуществления руководства всеми формами общественной самодеятельности (ОПП, ФОП и т. д.), в рамках которых происходит формирование классовой сознательности студентов.

На наш взгляд, следует более конкретно определить место и роль таких эффективных форм воспитания как Ленинский зачет, Ленинский урок, ШМЛ, ССО, ФОП, ОПП, различные клубы по интересам, лектории, диспуты, шефская работа и т. д., при этом следует осуществлять индивидуальный подход, учитывать способности, интересы студентов.

— 133.

Ошт работы вузов убеждает, что при постановлении плана идейно-политического воспитания, необходимо учитывать специфику вуза различного профиля и развивать такие формы работы, которые наиболее действенно способствуют формированию идейно-классового сознания молодежи в данных конкретных условиях.

В перспективном плане идейно-воспитательной работы вузовского коллектива необходимо также последовательно соблюдать принцип органического единства идеологического, профессионально-нравственного, эстетического и физического воспитания юношей и девушек.

В настоящее время, когда усиливается борьба между коммунистической и буржуазной идеологией, формирование идейно-классовой зрелости, политической бдительности является важнейшей задачей партийных, комсомольских организаций. Партийные, комсомольские и другие общественные организации, руководя всей сложной, многогранной жизнью вуза, обязаны постоянно совершенствовать формы и методы своей работы, которые должны быть адекватны требованиям жизни. Поэтому в диссертации показаны направления такого совершенствования. Одним из них является, например, использование данных социологических исследований и других методов научного анализа.

Наряду с глубоким изучением весьма разнообразных документов высших учебных заведений Узбекистана автором в этой связи проведены и обобщены социологические исследования в 4—6 учебных заведениях разного профиля. На этой основе сделаны выводы и обобщения, даны конкретные рекомендации, направленные на дальнейшее улучшение формирования идейно-классовых позиций студенческой молодежи в условиях развитого социализма.

Изучение деятельности Коммунистической партии Узбекистана по формированию классовой позиции студенчества позволяет вы.

— 134 сказать некоторые предложения. Реализация их, по нашему мнению, способствовала бы повышению эффективности учебного процесса и воспитания студентов в духе коммунистической сознательности.

Во-первых, в целях совершенствования учебно-воспитательной работы в каждом вузе следует разработать программу научной организации учебного процесса и политико-воспитательной работы — комплекс мероприятий, опирающихся на последние достижения общественных наук и изучение передового опыта.

Во-вторых, успех подготовки высококвалифицированных специалистов во многом определяется систематическим, планомерным образованием. Проблема системной, планомерной подготовки имеет не твлько практическое, но и теоретическое значение и требует научной разработки.

В-третьих, важная роль в формировании классовой сознательности студентов принадлежит преподавателям общественных наук. В этом направлении ведутся поиски эффективных форм в вузах. Воспитательный процесс мог бы быть более глубоким, если объединить в большей мере усилия кафедр, комсомола и научных учреждений, отдельных ученых, изучающих молодежные проблемы.

В-четвертых, остается весьма важным дальнейшее совершенствование учебно-воспитательной работы со студентами во внеурочное время, как по форме ее организации, так и по содержанию, дальнейшего исследования требует вся система организации общественной деятельности студентов в свободное время: факультеты общественных профессий, общественно-политическая практика, различные формы связи вуза с трудовыми коллективами, школы молодого лектора, студенческие строительные отряды и т. д.

— 135.

Итак, главными чертами, которые характеризуют подготовку и воспитание студентов в вузе республики, становится стремление к единству и в организации учебного процесса с организацией общественной практики. Именно это единство становится все в большей мере формирующим фактором, который определяет эффективность утверждения в поведении и сознании молодежи классового отношения к жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизмаленинизма
  2. К. Коммунизм и Аугсбургская «Au-je^e. 2a?.Uv)(f -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.114−118.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.2−3.
  4. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных^ророков. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,
  5. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  6. К. «Образцовое государство» Бельгия. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.5, с.331−334.
  7. К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.5−110.
  8. К. Инструкция делегатам временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.16, с.
  9. Маркс Энгельсу в Манчестер. Лондон, 12 февраля 1870 г, -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.32, с. 364.
  10. К. Размышления юноши при выборе профессии. Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М.: Госполитиздат, 1956, с.1−5.
  11. Ф. Недавняя бойня в Лейпциге. Рабочее движение в Германии. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.555−558.
  12. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322−339.
  13. Ф. Л.Фейербах и конец классической немецкой философии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21.
  14. Ф. Международному Конгрессу студентов-социалистов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с. 482.
  15. Ф. «Воспоминание Иммермана». Из ранних произведений. -М., 1956, с.377−385.
  16. К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании: (Сборник). В 2-х т. -М.: Педагогика, 1978, т.1−2.
  17. К., Энгельс Ф. О молодежи: (Сборник). М.: Мол. гвардия, 1972. — 463 с.
  18. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1, с.125−346.
  19. В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505−550.
  20. В.И. Проект заявления редакции «Искры» и «Зари». -Полн.собр.соч., т.4, с.322−333.
  21. В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения.-Полн.собрвсоч., т.6, с.1−192.
  22. В.И. К учащимся средних школ. Полн.собр.соч., т.7, с. 66.
  23. В. И. Проект резолюции об отношении к учащейся молодежи. Полн. собр.соч., т.7, с. 253.
  24. В.И. Выступление по вопросу об отношении к учащейся молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с. 312.
  25. В.И. Задачи революционной молодежи. Полн.собр.соч., т.7, с.341−356.
  26. В.И. Письмо к А.А.Богданову и С. И. Гусеву. 29 января (II февраля) 1905 г. Полн.собр.соч., т.9, с.244−248.
  27. В.И. О смешении политики с педагогикой. Полн.собр. соч., тЛО, с.355−358.
  28. В.И. Кризис меньшевизма. Полн.собр.соч., т.14, с.149−172.
  29. В.И. Студенческое движение и современное политическое положение. Полн.собр.соч., т.17, с.214−220.
  30. В.И. Вопрос о партийности среди демократического студенчества. Полн.собр.соч., т.22, с.210−211.
  31. В.И. Кому выгодно? Полн.собр.соч., т.23, с.61−62.
  32. В.И. Спорные вопросы. Полн.собр.соч., т.23, с.67−88,1*38. Ленин В. И. К вопросу о политике Министерства народного просвещения. Полн.собр.соч., т.23, с.125−135.
  33. В.И. Под чужим флагом. Полн.собр.соч., т.26, с.133−154.
  34. В.И. Интернационал молодежи (заметки). Полн.собр. соч., т.30, с.225−229.
  35. Ленин В. И, Доклад о текущем моменте 24 апреля (7 мая). -Полн.собр.соч., т.31, с.342−358.
  36. Ленин В, И. О приеме в высшие учебные заведения РСФСР. Проект постановления Совета Народных Комиссаров. Полн.собр. соч., т.37, с. 34.
  37. В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г. Полн.собр.соч., т.37, с.74−78.
  38. В.И. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов 18 января 1919 года. Полн.собр.соч., т.37, с.430−433.
  39. В.И. Речь на I Всероссийском съезде коммунистов-учащихся 17 апреля 1919 г. Полн.собр.соч., т.38, с. 320.
  40. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41, с.1−104.
  41. В. И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с.298−318.
  42. В. И. О пролетарской культуре. Полн. собр. соч., т.41, с.336−337.
  43. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.398−408.
  44. В.И. О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны. Полн.собр.соч., т.42, с.228−230.
  45. Х.46. Ленин В. И. Директивы ЦК коммунистам-работникам Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42, с.319−321.
  46. В.И. О работе Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42, с.322−332.
  47. В.И. Ученикам Каприйской школы. Полн.собр.соч., т.47, с.194−202.
  48. В.И. Об идеологической работе: (Сборник). 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1969. 446 с.
  49. В.И. О воспитании и образовании: (Сборник) в 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. (Пед.б-ка), т.1−2.
  50. В.И. О коммунистической нравственности: (Сборник). 2-е изд., доп. м.: Политиздат, 1975. — 278 с*
  51. В.И. КПСС об интеллигенции: (Сборник). М.: Политиздат, 1979. — 295 с.
  52. В.И. О молодежи: (Сборник). 2-е изд., доп. М.: Мол. гвардия, 1974. — 653 с.
  53. В.И. О науке и высшем образовании (Сборник). Изд.2-е, доп. М.: Политиздат, 1971. — 422 с.
  54. Документы КПСС и Советского государства
  55. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  56. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, 23 февр. 3 марта 1981 г.: Стеногр.отчет. — М.: Политиздат, 1981. т.1. — 382 е.- т.2. — 153 е.- т.З. — 536 с.
  57. ХХУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. 24 фев£- 5 марта 1976 г.: Стеногр.отчет. М.: Политиздат, 1976. т.1. — 472 е.- т.2. — 599 е.- 9 л.ил.
  58. ХПУ съезд Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 197I. т.1. — 598 е.- т.2. — 592 с.
  59. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.: Юрид.лит., 1980. — 47 с.
  60. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
  61. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  62. О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений. Изложение Постановления ЦК КПСС от сентября 1982 г. Коммунист, 1982, № 14, с.3−6.
  63. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля1982 г. 31 с.
  64. О ПО-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.: Политиздат, 1981, т.13, с.531−542.
  65. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. Постановление ЦК КПСС от 29 июня 1979 г. КПСС в резолюциях., т.13, с.394−403.
  66. О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- КПСС в резолюциях., т.13, с.352−368.
  67. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. КПСС в резолюциях., т.12, с.425−447.
  68. О работе в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана и Саратовском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского по повышению идейно-теоретического
  69. Еовня преподавания общественных наук. Постановление ЦК СС от 5 июня 1974 г. КПСС в резолюциях., т. П, с.405−4II.
  70. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. КПСС в резолюциях., т. П, с.126−134.
  71. О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве. Постановление ЦК КПСС 14 августа 1967 года. КПСС в резолюциях., т.9, с.342−357.
  72. Воспитывать пламенных борцов за коммунизм: Документы КПСС, съездов комсомола, ЦК ВЛКСМ по коммунистическому воспитанию молодежи. М.: Мол. гвардия, 1978. — 383 с.
  73. Дело всей партии: Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва 16−17 октября 1979 г. М.: Политиздат, 1980. — 319 с.
  74. КПСС о формировании нового человека: Сборник документов и материалов (I965-I98I). 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1982. — 687-с.
  75. Работы руководящих деятелей КПСС и Советского правительства
  76. К.У. Ленинский стиль работы и коммунистическое воспитание трудящихся. Избранные речи и статьи. -М., 1984, с.277−294.
  77. К.У. Решения ХХУ1 съезда КПСС ленинизм в действии. Избранные речи и статьи. -М., 1984, с.429−449.
  78. К.У. Авангардная роль партии коммунистов. Важное условие ее возрастания. (О единстве идеологической и организаторской работы). Избранные речи и статьи. М., 1984, с.495−518.
  79. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС14 июня 1983 года. Избранные речи и статьи. -М., 1984, с.574−601.
  80. К.У. Дело всей партии, долг каждого коммуниста. Избранные речи и статьи. М., 1984, с.604−625.
  81. К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС Ю апреля 1984 г. -Правда, II апреля 1984 г.
  82. Ю.В. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1979. 318 с.
  83. Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Докл. на совместном торжеств. заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  84. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. м.: Политиздат, 1983. — 31 с.
  85. ЗЛО. Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, № 3.
  86. Г. А. Формирование активной жизненной позиции: опыт и актуальные проблемы нравственного воспитания: Доклад на Всесоюзн.научн.-практ.конф. 25 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 61 с.
  87. Г. А. Речь товарища Г.А.Алиева: (Речь первого секретаря ЦК КП Азербайджана на встрече студентов-первокурсников с парт.-сов. активом республики). Бакинский рабочий, 1980, 27 авг.
  88. Г. А. Работу высшей школы Азербайджана на уровень высоких требований. Речь на республиканском совещании работников высших учебных заведений 28 мая 1980 г. — Баку: Азернешр, 1980. — 38 с.
  89. Л.И. Ленинским курсом: Речи и статьи. М.: Политиздат, 1975−1982. Тт. 1−9.
  90. JI.И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. В 2-х томах. М.: Политиздат, 1978.
  91. В.В. Избранные речи и статьи. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1982. 736 с.
  92. П. Улучшать подготовку высококвалифицированных специалистов (Докл.первого секретаря ЦК КП Литвы на совещании актива высш. школы республики). Сов. Литва, 1980,29 марта.
  93. В.П. Высшая школа на современном этапе. Коммунист, 1976, № 17, с.45−54.
  94. В.П. Высшая школа общества развитого социализма. -М.: Высшая школа, 1980. 560 с.
  95. М. Высшая школа на новом этапе. Коммунист, 1980, № 3, с.15−27.
  96. М.И. О воспитании коммунистической сознательности.- М.: Политиздат, 1975. 288 с.
  97. Н.К. О коммунистическом воспитании: Избр. статьи и речи. М: Мол. гвардия, 1956. — 424 с.
  98. A.B. О воспитании и образовании: Сб.статей. -М.: Педагогика, 1976. 636 с.
  99. П.М. ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: Докл. на Всесоюзной научн.-прзкт.конф. в Минске (июнь, 1976). М.: Мол. гвардия, 1976. — 48 с.
  100. . Современное молодое поколение и коммунисты.- Проблемы мира и социализма, 1973, № 6.
  101. Ш. Р. Отчетный доклад ЦК КП Узбекистана XX съезду Компартии Узбекистана. Правда Востока, 1981, февраля.
  102. Г. В. Избранные речи и статьи. -М.: Политиздат, 1980. 615 с.
  103. М.А. Марксизм-ленинизм и современная эпоха. Речи и статьи. В 3-х т. М.: Политиздат, 1982.
  104. В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека. М.: Политиздат, 1977. — 25 $ с.
  105. Э.А. Коммунистическое воспитание советских студентов на уровень требований ХХУ съезда КПСС: (Выступление первого секретаря ЦК КП Грузии на республиканском студ. активе). — Заря Востока, 1979, 25 мая.
  106. Периодическая печать (за 1970−1984 гг.)а) Журналы
  107. Коммунист. Теоретический и политический журнал ЦК КПСС.
  108. Партийная жизнь. Журнал ЦК КПСС.
  109. Вопросы истории КПСС. Журнал института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
  110. Научный коммунизм. Журнал Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
  111. Вестник высшей школы. Журнал Министерства высшего и среднего специального образования СССР.
  112. Современная высшая школа. Международный журнал социалистических стран.
  113. Коммунист Узбекистана. Орган ЦК КП Узбекистана.
  114. Общественные науки в Узбекистане.
  115. Партийная жизнь (Ташкент). Орган ЦК КП Узбекистана.
  116. Проблемы мира и социализма. б) Газеты (центральные)
  117. Правда. Орган Центрального Комитета КПСС.
  118. Известия. Орган Советов народных депутатов СССР.
  119. Комсомольская правда. Орган Центрального Комитета ВЛКСМ. в) республиканские и местные
  120. Московская правда. Орган Московского горкома КПСС и Моссовета.
  121. Ленинградская правда. Орган Ленинградского обкома и горкома КПСС, областншго и городского Совета народных депутатов.
  122. Советская Белоруссия. Орган ЦК КП Белоруссии, Верховного Совета и Совета Министров БССР.
  123. Правда Украины. Орган ЦК КП Украины, Верховного Совета и Совета Министров УССР.
  124. Советская Литва. Орган ЦК КП Литвы, Верховного Совета и Совета Министров Литовской ССР.
  125. Заря Востока. Орган ЦК КП Грузии, Верховного Совета и Совета Министров Грузинской ССР.420. Бакинский рабочий.
  126. Казахстанская правда. Орган ЦК КП Казахстана, Верховного Совета и Совета Министрвв КазССР.
  127. Правда Востока. Орган ЦК КП Узбекистана, Верховного Совета и Совета Министров УзССР.
  128. Ташкентская правда. Орган Ташкентского обкома компартии Узбекистана, Совета народных депутатов области. г) Вузовские многотиражные газеты
  129. Автодорожник Орган парткома, комитета ЛКШ Узбекистана, профкома и ректората Ташк. автодорожного института.
  130. Вперед Орган парткома, профкома, ректората, комитета ЛКСМ Узбекистана и месткома ташк. ин-та инженеров железнодорожного транспорта.
  131. Медик Орган парткома, ректората, комитета комсомола, профкома Ташк.гос.мед.ин-та.
  132. Педагог Орган парткома, ректората, комитета ЛКШ Узбекистана Ферганского гос.пед.ин-та им. М.Улугбека.
  133. Политехник Орган парткома, комитета комсомола, профкома и ректората ТашПИ им. Беруни.
  134. Советский педагог Орган парткома, ректората, комитета комсомола и профкома СамГУ им. А.Навои.
  135. Ташкентский университет Орган ректората, парткома, коми тета комсомола, профкома ТашГУ им. В. И. Ленина.
  136. Текстильщик Орган парткома, ректората, комитета комсомола, профкома Ташк. ин-та текстильной и легкой промышленности.
  137. Экономист Орган парткома, ректората, комитета комсомола и профкома Ташк. ин-та народного хозяйства.
  138. Советский агроном Орган парткома, ректората, комитета комсомола и профкома ТашСХИ.
  139. Материалы архивов и текущего делопроизводства а) документы архивов
  140. Партархив Андижанского обкома Компартии Узбекистана. Фонд № 3 Андижанский обком КП Узбекистана.
  141. Фонд № 3173 Андижанский институт хлопководства.
  142. Партархив Самаркандского обкома Компартии Узбекистана. Фонд № 31 Самаркандский обком КП Узбекистана.
  143. Фонд № 309 Самаркандский обком ЛКСМ Узбекистана.
  144. Партархив Ташкентского обкома Компартии Узбекистана.
  145. Фонд № I Ташкентский обком КП Узбекистана.
  146. Фонд К? 18 Ташкентский горком КП Узбекистана.
  147. Фонд № 19 Кировский райком КП Узбекистана.
  148. Фонд № 83 Куйбышевский райком КП Узбекистана.
  149. Фонд № 159 Октябрьский райком КП Узбекистана.
  150. Фонд № 164 Ленинский райком КП Узбекистана.
  151. Фонд № 24 Ташкентский обком ЛКСМ Узбекистана.
  152. Фонд № 91 Ташкентский политехнический ин-т им. А.Бируни1. ТашПИ)
  153. Фонд № 281 Ташкентский государственный университет им. В. И. Ленина (ТашГУ)
  154. Фонд № 847 Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта (ТашИИТ)
  155. Фонд № 953 Ташкентский институт инженеров механизации сельского хозяйства (ТИИШСХ)
  156. Партархив Ферганского обкома Компартии Узбекистана. Фонд fo I Ферганский обком КП Узбекистана.
  157. Фонд № 2 Ферганский обком КП Узбекистана. Фонд FI? 75 Ферганский госпединститут им. Улугбека.б) Статистические справочники
  158. Мир социализма в цифрах и фактах. 1974. Справочник. -М.: Политиздат, 1975.
  159. Мир социализма в цифрах и фактах. 1975. Справочник. -М.: Политиздат, 1976.
  160. Мир социализма в цифрах и фактах. 1978. Справочник. -М.: Политиздат, 1979.
  161. Мир социализма в цифрах и фактах. 1980. Справочник. -М.: Политиздат, I98X.
  162. Народное хозяйство СССР в 1970 г. Статистический ежегодник ЦСУ СССР. М.: Статистика, 197I. — 823 с.
  163. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1981. — 584 с.
  164. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. М.: Статистика, 1977. — 710 с.
  165. Народное хозяйство СССР 1922−1982. Юбилейный статистический ежегодник. -М.: Финансы и статистика, 1982. 623 с.
  166. Народное образование, наука и культура в СССР. Стат. сборник/ЦСУ при Совете Министров СССР. М.: Статистика, 1977. — 448 с.
  167. Народное хозяйство УзССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. Ташкент, 1977.
  168. Узбекистан за годы IX пятилетки. Краткий статистический сборник. Ташкент, 1976. в) Текущее делопроизводство
  169. Д.А. Трудовой семестр (на узбекском языке). Ташкент: Узбекистан, 1975.
  170. Ь.г. Абдурахманов Г. Высшая школа Советского Узбекистана. -Ташкент: ФАН, 1974.
  171. Г. Идейно-политическое воспитание студенчества. партийная жизнь (Ташкент), 1974, № 5.
  172. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм: По материалам Всесоюзной науч.-практ.конф. в Баку. 25−27 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. — 349 с.
  173. В.П. Вопросы коммунистического воспитания советского студенчества. Научн.докл.высш.школы. — Научный коммунизм, 1976, № 2 (20), с.90−97.
  174. Актуальные вопросы комплексного подхода к организации коммунистического воспитания студентов высших и учащихся средних специальных -учебных заведений. Казахская респ. научно-метод.конф. 1979. Материалы. -Алма-Ата: КазГУ, 1979, чЛ 178 е.- ч.2 — 227 с.
  175. Актуальные вопросы методики преподавания общественных наiK и коммунистического воспитания студентов. Сб.статей.
  176. ГУ им. А.A.Жданова, ин-т повышения квалификации преподав, общ.наук. Редкол.: Г. В. Воронцов (отв.ред.) и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. Вып.1. Кафедры-обществ.наук и формирование коммунистич. мировоззрения студентов. 1979. — IO4 с.
  177. Актуальные вопросы улучшения подготовки специалистов в ниверситете. Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1975. -58 с.
  178. Актуальные проблемы коммунистического воспитания студенчества: (Материалы республ.конф. Редкол.: Гусев В. В. ?(отв.и др.). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1981.
  179. Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов: Межвузовск.сб. (М-вовысш. и сред.спец. образования СССР, Пробл. совет по вопросам ком. воспитания студенчества при MB и ССО РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  180. A.A. От классовой дифференциации к социальной однородности общества. -М.: Политиздат, 1978. 295 с.
  181. И.Ф. Мы интернационалисты. -М., 1980.
  182. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М.: Политиздат, 1972. — 432 с.
  183. А.И. Молодежь как фактор общественного прогресса. В кн.: Молодежь и общественный прогресс. М., 1974, с.45
  184. А.И. Некоторые вопросы классового воспитания молодежи в свете решений ХХ1У съезда КПСС. В кн.: ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. — М.: Политиздат, 1972.
  185. А.И. Коммунистическая идеология: понятие и социальная роль. М.: Знание, 1981. — 62 с.
  186. С.И. Некоторые вопросы партийного руководства коммунистическим воспитанием студенческой молодежи. В кн.: Проолемы управления идейно-воспитательной работой среди молодежи. -М., 1980, с.130−139.
  187. В.Г. Идеологическая борьба КПСС в условиях развитого социализма. М.: Мысль, 1977. — 214 с.
  188. Л.М. Деятельность Компартии Узбекистана по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи в годы восьмой пятилетки (1966−1970 гг.). Автореферат. Ташкент, 1976.
  189. А.М. Общественно-политическая практика в вузах УзССР. (Пособие для преподавателей и студентов). Ташкент, 1977.
  190. И.А. Воспитание коммунистического мировоззрения в процессе преподавания философии. В кн.: Теория и практика коммунистического воспитания. — М.: Высшая школа, 1977, с.45−52.
  191. Э.Л. Ленин об основных принципах коммунистического воспитания студентов. В кн.: Коммунист. воспитание молодежи. Докл. — М.: Изд-во Моск. ун-та. 1975. — 566 с. (науч-но-метод.центр.кафедр обществ. наук МГУ. Октябрьские чтения).
  192. Э. Нравственная грань высшей школы. Коммунист, 1980, № 14, с.68−75.
  193. Вопросы воспитания, пропаганды и контрпропананды в условиях современной идеологической борьбы. M.: АОН при1. ЦК КПСС, 1980. 163 с.
  194. Вопросы партийного руководства идейно-воспитательной работой. М.: АОН при ЦК КПСС, 1981. — 167 с.
  195. Вопросы теории и методов идеологической работы. М.: АОН при ЦК КПСС, вып. X* - 14.
  196. Г. В., Селезнева Л. И. Роль кафедр общественных наук в обеспечении единства процесса обучения и воспитания студенчества. В сб.: Единство обучения и воспитания в процессе преподавания общественных наук. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982, с.19−27.
  197. Воспитание коммунистической убежденности у студентов технического вуза в процессе учебных занятий. НИИВШ. М., 1978, вып. 18, с. 13−15.
  198. Воспитательная работа в вузе: Некоторые вопросы теории и практики (С.М.Ковалев, У. Й. Уледов, Ф. Ф. Рябин и др.). -М.: Мол. гвардия, 1976. 175 с.
  199. Всесоюзное совещание работников высших учебных заведений в Москве, 6−8 февраля 1980 г. Сокр.стеногр.отчет. М.: Высшая школа, 1980. — 351 с. В надзаг.: М-во высш. и сред, спец. образ. СССР.
  200. Всесоюзный слет студентов. Документы и материалы. М.,
  201. Вузовская парторганизация: (Передовая). Правда, 1983, 20 января.
  202. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры азвитого социалистическом общества. (Отв.редакторы уткевич М.й., Филиппов Ф.Р.) М.: Наука, 1978. — 272 с.
  203. Г’лезерман i'.fi. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  204. Н.Ф. Студент: путь к личности. М.: Мол. гвардия, 1982. — 142 с.
  205. Горизонты высшей школы (Передовая). Правда, 1981, 4 февраля.
  206. Э.И. Роль семинара по научному коммунизму в процессе формирования политического сознания и социальной зрелости выпускника вуза. В кн.: Семинар — действенная форма обучения и воспитания студенчества. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978, с.31−39.
  207. Дело всей партии. Материалы Всесоюзного совещания идеологических работников. Москва, 16−17 октября 1979 г. 1. M., 1980, с. 34.
  208. ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: По материалам Всесоюз.науч.-практ. конф. в Минске. (Июнь 1976 г.). Под общ.ред.В. А. Медведева.- М.: Мол. гвардия, 1976. 398 с.
  209. ХХУ съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук: Материалы Всесоюз.совещ. зав.каф.обществ.наук вузов, 21−23 сент. 1976 г. М.: Политиздат, 1977. — 142 с.
  210. ХХУ1 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук: Материалы Всесоюзн.совещ.заведующих кафедрами обществ. наук вузов. Москва, 14−16 октября 1981 г. М.: Политиздат, 1982. — 63 с.
  211. A.B. В авангарде идейного воспитания студенчества.- Вестник высшей школы, 1975, № 6, с.52−56.
  212. В.И. Формирование коммунистической убежденности. -М.: Высшая школа, 1975. 204 с.
  213. А.П., Листенгортен B.C., Рахманин B.C. Партийная организация вуза и учебно-воспитательный процесс. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1979. — 177 с.
  214. В.П. Высшая школа на современном этапе. Коммунист, 1976, № 17.
  215. В.П. Высшая школа общества развитого социализма. -М.: Высш. школа, 1980. 560 с.
  216. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с.
  217. В.Т., Косолапов С. М. Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания. — М.: Мысль, 1977. 66 с.
  218. В.А., Лисовский В., Маркаревич Э. Гражданственность позиции: (Сов.молодой человек: социол.-нравств. пробл. воспитания). М.: Мол. гвардия, 1980. — 184 с.
  219. Идейно-политическое воспитание студенческой молодежи. Сб.научн.трудов. Л., 1973.
  220. А.И. Формы и методы политико-воспитательной работы со студентами. Ташкент: ФАН, 1972.
  221. Ш. Организаторская работа Компартии Узбекистана по коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. -В кн.: Руководство Компартии Узбекистана коммунистическим воспитанием. Ташкент- ФАН, 1975.
  222. Л.Г. Научное творчество студентов.(Роль научно-исследовательской работы в повышении качества подготовки специалистов). -М.: МГУ, 1982. 100 с.
  223. С.М. Формирование социалистической личности. -М.: Мысль, 1980. 228 с.
  224. Коммунистические идеалы и становление личности студента. (Е.А.Якуба, А. И. Бурдина, Й. Д. Ковалева и др.). Харьков: Вища школа, 1977. — 200 с.
  225. Коммунистическое воспитание в процессе преподавания научного коммунизма: (Метод.пособие для преподавателей). Под ред.З. Л. Васиной, Ё. Л. Богиной, И. Ф. Маятникова. -М.: Высш. школа, 1974. 231 с.
  226. Коммунистическое воспитание: проблемы теории и практики./ Под ред.М. М. Лисенкова. Вып.1. М., 1979, — 122 с.
  227. Коммунистическое воспитание студентов (В.Г.Антоненко, В. П. Агафонов, А. Д. Бондарь и др.). Киев: Вища школа, 1977. — 213 с.
  228. Коммунистическое воспитание студентов в процессе преподавания истории КПСС. (Борисов А.И., Буряк П. Д., Гаубих Б. В. и др.). Под ред.С. А. Юдачева. 2-е изд., доп. М.: Высш. школа, 1979. — 368 с.
  229. Коммунистическое воспитание студентов в преподавании политической экономии. М.: Высш. школа, 1982. — 207 с.
  230. Коммунистическое воспитание студенческой молодежи. Узбекская республиканская межвузовская научно-методическая конференция. Ташкент, 1974.
  231. Коммунистическое воспитание студенческой молодежи в свете решений ХХУ съезда КПСС. Материалы республиканской научно-теоретической конференции. (г.Карши, 1976 г.). Ташкент, 1977.
  232. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. (В.Т.Лисовский, В. А. Сухин, И. Н. Селезнев и др.). Л.: Изд-во ЛГУ, I98U. — 248 с.
  233. Комплексный подход к идейно-воспитательной работе среди студенческой молодежи. Материалы респ.конф. 5−7 декабря 1978 г. Львов: Изд-во Львовск. ун-та, 1978. — с.
  234. А., Дубнов А., Лисс Л. Партийная работа в вузе: (Некоторые вопросы формирования специалистов в условиях научно-технической революции). М.: Политиздат, 1979.
  235. М.М. Проблемы общественно-политического воспитания студентов в деятельности комсомольских организаций педагогических вузов (на материалах Уз. ССР). Автореферат. Ташкент, 1976.
  236. Лекция по общественным наукам важнейшая форма обучения и воспитания студентов: (Сб.статей). ЛГУ им. А. А. Жданова, йн-т повышения квалификации преподавателей обществ. наук- Редкол. В. В. Шороков (отв.ред.) и др. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 159 с.
  237. С.М. Ленинские принципы воспитания молодежи. -Л.: Лениздат, 1978. 216 с. 6.7Û-. Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студента. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 184 с.
  238. М. Актуальные проблемы коммунистического воспитания студенческой молодежи. Ташкент, 1974.
  239. A.C. О коммунистическом воспитании. Избр.лед. произведения. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1956. — 579 с.
  240. В. Некоторые проблемы воспитания классового подхода к явлениям общественной жизни. В кн.: ХХ1У съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. -М.: Политиздат, 1972.
  241. В.А., Барбанова К. Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М.: Наука, 1981. — 190 с.
  242. М.И. Формирование классового сознания студенческой молодежи в условиях развитого социализма. (Авторефеат диссертации на соискание ученой степени кандидата илософских наук). Минск, 1977.
  243. Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М.: Мол. гвардия, 1978.
  244. С.Н. Ленинские принципы идейно-воспитательной работы. М.: Мысль, 1977. — 140 с.
  245. М. Исследуем проблемы воспитания. Вестник высшей школы, 1970, № 9.
  246. М.М. Руководство Компартии Узбекистана коммунистическим воспитанием. Ташкент: ФАН, 1975.
  247. М. Комплексный подход в идеологической работе. Партийная жизнь, Ташкент, 1978, № I.
  248. М. Формирование коммунистического мировоззрения -главное в воспитании нового человека. Коммунист, 1975, № Ю.
  249. Некоторые вопросы коммунистического воспитания. Сб.статей. Министерство просвещения УзССР, Узбекский НИИ педагогических наук им. Т.Кары-Ниязова. Ташкент, 1976.
  250. Некоторые вопросы коммунистического воспитания студенчества: Из опыта братских союзов молодежи соц. стран: (Сб.статей). -М.: Мол. гвардия, 1977. 127 с.
  251. М.Ф. Идейно-воспитательная работа КПСС: особенности, опыт, проблемы. М.: Политиздат, 1980. — 272 с.
  252. Общественно-политическая практика студентов (Вопросы теории и методики). М.: Высш. школа, 1980. — 157 с.
  253. Е.С. Годы студенческие. Л., 1977.
  254. О нравственных представлениях студентов. Кишинев: Штиинца, 1977.
  255. В.А. Социалистический идеал и реальный социализм. М.: Политиздат, 1984. — 367 с.
  256. . Революционное единство поколений (о некоторых аспектах формирования классового сознания в развитом социалистическом обществе). Проблемы мира и социализма, 1974, № з.
  257. В.П. Формирование научного мировоззрения студенческой молодежи в условиях развитого социализма. Автореферат. Харьков, 1980.
  258. Г. В. Марксистско-ленинская философия и частные науки. М.: Высш. школа, 1982. — 190 с.
  259. Преподавание научного коммунизма и коммунистическое воспитание студентов. Киев: Вища школа, 19/8. — 198 с.
  260. Преподавание общественных наук: Факторы повышения эффективности и качества. (Маринко И.Л., Штракс Г. М., Иордат-ный Н.Ф. и др.). М.: Высш. школа, 1979. — 247 с.
  261. Преподаватели высшей школы. (Передовая). Правда, 1980, 23 ноября.
  262. Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС: По материалам Всесоюз.науч.-практ.конф. в Москве в дек.1977 г. М.: Политиздат, 1978. — 384 с. (Сер.Актуал.вопр.идеол.работы).
  263. Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Сб.научн.трудов ТашГУ, № 518. Ташкент, 1976.
  264. Р^ина Л. Я. Советское студенчество. -М.: Мысль, 1981.
  265. НО. Турсунмухамедов С. П., Чернышева С. Е. Изменение социального состава студенчества и воспитательная работа в вузах Ташкента. 1973.
Заполнить форму текущей работой