Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-психологические особенности антикризисного управления в организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С разработкой проблем антикризисного управления (Коротков Э.М., Кирсанов К. А., Кошкин В. И., Попов С. А., Осипов Ю. М. и др.) первоочередное внимание исследователей сконцентрировалось на целях, функциях, фазах или этапах, технологиях, видах и алгоритмах антикризисного управления. В работах последнего десятилетия выделялись исследования антикризисного управления, связанные с работой с персоналом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Проблема организационных кризисов в психологических и социально-психологических исследованиях
    • 1. 2. Социально-психологические аспекты антикризисного управления
    • 1. 3. Социально-психологические характеристики персонала организации как объекта антикризисного управления
    • 1. 4. Методологические и методические основания социально-психологического исследования антикризисного управления

Социально-психологические особенности антикризисного управления в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время наша страна, как и многие другие страны мирового сообщества, находятся в глубоком системном экономическом кризисе. Данный кризис привел к спаду производства, росту инфляции, увеличению безработицы. Кризис охватил практически все отрасли производства, в виду их тесных смежных связей, но особенно те, которые осуществляют свою деятельность без поддержки государства. Все это привело к повышению социальной напряженности, обострению отношений, увеличению конфликтов, что серьезно мешает развитию государства.

Выход из этого системного кризиса, а он, как свидетельствуют объективные показатели, уже наметился, диктует необходимость поиска новых путей и эффективных методов антикризисного управления. При этом если технико-экономические аспекты преодоления кризиса в целом являются хорошо известными (инвестиции, заказы, модернизация производства), то психологические и социально-психологические пути преодоления точно не определены, хотя потребность в них является острой, потому что кризис затронул в первую очередь людей. В то же время, несмотря на очевидную актуальность, количество исследований по социально-психологическим аспектам антикризисного управления не увеличилось, а их теоретическая и практическая значимость не стала выше.

Таким образом, сформировались значимые противоречия: — между высокой потребностью в социально-психологических знаниях об антикризисном управлении и недостаточной социально-психологической разработанностью данной проблемымежду необходимостью развития социально-психологической компетентности субъектов антикризисного управления и отсутствием информационной основы данного развития.

Разрешение данных противоречий обусловило необходимость проведения научных практико ориентированных социально-психологических исследований кризисов и антикризисного управления. Такие исследования должны дать ответы на важные вопросы, касающиеся особенностей состояния сознания людей в ситуации кризисов, их отношений, направленности активности, возможных форм поведения, тревог и ожиданий. Все это даст необходимую информационную основу для антикризисных мер, поможет эффективнее осуществлять антикризисное управление.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблема кризисов и антикризисного управления относительно недавно стала объектом научных исследований, которые на первых этапах отличались обобщенным характером. Анализировалось содержание категории «кризис», выявление закономерностей кризисов, рассмотрение кризисов как этапов развития систем и др. (Богданов А.А., Романов B. JL, Назаретян А. П., Яковец Ю. В. и др.). В дальнейшем кризисы стали рассматривать с системных позиций как экстремальные состояния систем, возникающие вследствие действия комплекса кумулятивных причин негативного характера, в том числе социально-психологических. Это обусловило интерес к изучению психологического и социально-психологического содержания кризисов, в частности, социально-психологических феноменов кризисных организаций (Карпов А.В., Тарасов О. В., Томашевский Т. и др.).

С разработкой проблем антикризисного управления (Коротков Э.М., Кирсанов К. А., Кошкин В. И., Попов С. А., Осипов Ю. М. и др.) первоочередное внимание исследователей сконцентрировалось на целях, функциях, фазах или этапах, технологиях, видах и алгоритмах антикризисного управления. В работах последнего десятилетия выделялись исследования антикризисного управления, связанные с работой с персоналом (Базаров Т.Ю., Малиновский П. В. и др.), условий действия социально-психологических инверсионных феноменов кризисных организацийотчуждения персонала, снижения доверия к антикризисным управляющим (Князев В.Н., Красовский Ю. В., Тарасов О. В. и др.), конфликтов в кризисных организациях (Филиппов А.В.) и др. Исследовались личностнопрофессиональные качества и умения антикризисных менеджеров (Базаров Т.Ю.), организация информационных обменов в антикризисном управлении (Чумиков А.Н.), социально-психологическая компетентность антикризисных менеджеров (Деркач А.А., Игельник М.С.). Была обоснована «психологическая составляющая» антикризисного управления, а так же правомочность выделения собственно социально-психологического управления персоналом кризисной организации в общей системе антикризисного управления (Мануйлов Г. М.).

В то же время социально-психологических исследований самого антикризисного управления персоналом кризисной организации явно недостаточно. Мало внимания уделялось социально-психологическим характеристикам объекта такого управления — персонала кризисной организации, психологическому пространству кризисной организации.

Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность, действие отмеченных противоречий обусловили необходимость проведения специальных исследований, позволили определить цели, гипотезу и задачи.

Цель исследования — выявление социально-психологического содержания и особенностей антикризисного управления организацией.

Объект исследования: деятельность персонала кризисной организации.

Предмет исследования: социально-психологические особенности антикризисного управления в организации.

Гипотеза исследования. Кризис, охвативший нашу страну и многие страны мирового сообщества, обладает свойствами всеобщности и глубины проникновения, поэтому он затронул в той или иной степени многие организации и предприятия. В кризисных организациях обостряются существующие противоречия и возникают новые, повышается число конфликтов, в том числе имеющих разрушительный характер, ухудшается состояние психологического пространства организации: увеличивается напряженность и тревожность, проявляются феномены отчужденного сознания, ухудшается морально-психологический климат, снижается уровень организованности и сплоченности, уменьшается доверие к управляющей системе и друг к другу и пр. Персонал кризисной организации становится психологически сложным объектом управления. Все это негативно сказывается на деятельности кризисной организации, предпринимаемым усилиям для ее выхода из кризиса.

В связи с этим необходимо осуществлять специальное антикризисное управление «человеческой составляющей» организации (персоналом), специально управлять настроениями, состояниями, тревогами, отношениями и др. В виду того, что данное управление направлено на компенсацию и преодоление отмеченных выше негативных социально-психологических проявлений по своему содержанию оно является социально-психологическим антикризисным управлением.

Социально-психологическое антикризисное управление, являясь важной составляющей системы антикризисного управления кризисной организацией, имеет свой объект, функции, принципы, направления и психологическую структуру. Достижение эффективности социально-психологического антикризисного управления кризисной организацией возможно за счет использования возможностей оптимизации, повышения социально-психологической компетентности субъектов антикризисного управления, создания конструктивной информационной среды, повышения уровня информационно-психологической безопасности, рациональной антикризисной кадровой политики.

Задачи исследования.

1. Проанализировать научные подходы и теоретико-методологические основы исследования проблемы антикризисного управления в организации.

2. Изучить социально-психологическое содержание деятельности и взаимоотношений персонала кризисной организации как объекта антикризисного управления.

3. Эмпирически выявить структуру и социально-психологические особенности антикризисного управления организацией.

4. Обосновать критериальный базис для оценки эффективности антикризисного управления и выявить его реальные уровни.

5. Определить социально-психологические факторы эффективного антикризисного управления организацией.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются теория психологии управления, теоретические и прикладные исследования по организационной психологии и психологии управления (Базаров Т.Ю., Гончаров В. В., Журавлев A. JL, Занковский А. Н., Князев В. Н., Китов А. И., Красовский Ю. Д., Огнев А. С., Рубахин В. Ф., Свенцицкий А. Л., Синягин Ю. В., Толочек В. А., Филиппов А. В., Шакуров Р. Х., Шейн Э., Шепель В. М. и др.) — теория и методология социальной психологии (Андреева Г. М., Бодалев А. А., Донцов А. И., Крысько В. Г., Петровская JI.A., Поршнев Б. Ф., Тэджфел Г., Хьюстон М., Шериф М., Шихирев П. Н., Шорохова Е. В. и др.) — теоретические исследования антикризисного управления (Карпов А.В., Кирсанов К. А., Короткое Э. М., Попов С. А., Пригожин А. И., Тарасов О. В. и др.) — исследования профессионализма управления в особых и экстремальных условиях (Деркач А.А., Зазыкин В. Г., Сухов А. Н., Сысоев В. В., Щербина А. В. и др.).

Методы исследования: для решения поставленных задач в диссертационном исследовании применялся комплексный методический инструментарий, включающий теоретический анализ и обобщение, анализ результатов деятельности, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, экспертную оценку, дискуссии.

Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертной оценки проблемы (14 экспертов специалистов и преподавателей, занимающихся проблемами антикризисного управления) — результаты анкетирования (102 респондента — субъекты управленческой деятельности) — результаты собеседований (20 субъектов управленческой деятельности) данные, полученные в процессе наблюдений, обобщения опыта социально-психологических аспектов антикризисного управления.

В ходе исследования решена научная задача, которая состоит в выявлении социально-психологического содержания и особенности антикризисного управления организацией, с учетом которых раскрыта его структура, обоснован критериальный оценочный базис и выявлены уровни эффективной деятельности руководителей и персонала.

Отличие теоретических и эмпирических данных исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что социально-психологическое содержание и особенности антикризисного управления впервые были системно раскрыты и представлены модельно. В работе представлено авторское понимание социально-психологических характеристик антикризисного управления и основных факторов, определяющих его характер. В их структуре выделены цели, мотивы, принципы, функции, социально-психологическое содержание и этапы осуществления антикризисного управления кризисной организацией.

Раскрыто содержание социально-психологических факторов эффективного антикризисного управления. В отличии от предложенных ранее детерминант (А.А.Деркач, А.В.Карпов) в числе ведущих факторов раскрыты психологическая готовность и социально-психологическая компетентность, стиль руководства субъекта антикризисного управления, коммуникативные и отношенческие возможности организации для обеспечения информационно-психологической безопасности.

Впервые раскрывается содержание критериев, показателей и уровней эффективности антикризисногно управления организацией. Отличие эмпирических данных настоящего исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в том, что впервые оно осуществлялось на специфическом контингенте персонала кризисной организации социального профиля и антикризисных управляющих.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Установлено, что персонал кризисной организации является психологически сложным объектом управления, с высоким уровнем дезадаптированности и дезинтегрированности. Это проявляется в неудовлетворенности, отчуждении персонала от организации и деятельности в ней, снижении уровня доверия к субъектам управления, возрастании психической напряженности и тревожности, склонности к стихийным моделям поведения, возрастании межличностных, особенно «вертикальных» конфликтов, циркулировании недостоверной стихийной информации. Для кризисных организаций характерным является также и кризис управленческого сознания и самосознания, проявляющиеся в неадекватной оценке ситуации и реагировании на нее, выборе неэффективного стиля руководства, «передаче ответственности», недостаточному вниманию к роли «человеческого фактора». В кризисных организациях не действуют закономерности, характерные для их нормального функционирования, что негативно сказывается на работе организации, профессиональных и межличностных взаимодействиях в ней.

Показано, что психологическое пространство организации отличается негативной эмоциональной окраской, неустойчивостью, нестабильностью, связано с тревожными ожиданиями. В кризисных организациях циркулирует много слухов, возрастает межгрупповая враждебность, увеличивается число эмоциональных конфликтов, ухудшается морально-психологический климат, что отрицательно сказывается на организованности и сплоченности.

Доказано, что в антикризисном управлении в организации ведущая роль принадлежит «психологической составляющей», которая является собственно социально-психологическим антикризисным управлением. Данное управление является особым видом социально-психологического управления. Социально-психологическое антикризисное управление должно осуществляться в едином комплексе антикризисного управления, в системном и координационном единстве с другими его видами.

Определены и описаны цели, мотивы, объект, субъект, принципы, функции, методы, психологическая структура и содержание, этапы осуществления социально-психологического антикризисного управления кризисной организацией. Обоснована система данного вида управления кризисной организацией, определено ее алгоритмическое основание, раскрыто содержание.

Определены основные социально-психологические факторы, способствующие повышению эффективности социально-психологического антикризисного управления кризисной организацией: повышение социально-психологической компетентности, субъектов антикризисного управления, формирование психологической готовности, создание антикризисной информационной среды, обеспечение информационно-психологической безопасности организации, повышение уровня доверия к субъектам антикризисного управления.

Теоретическая значимость исследования. В научный оборот введены новые данные о социально-психологических характеристиках содержания, особенностей антикризисного управления и факторов, определяющих его эффективность. Разработано критериальное оценочное основание эффективного антикризисного управления, в научный оборот введены новые эмпирические данные.

Обоснована авторская структура эффективного антикризисного управления и апробирована системная концепция исследования социально-психологического содержания и особенностей антикризисного управления путем применения диагностических и методических процедур, скомплексированных в целостную исследовательско-развивающую архитектонику, скомплексированную по цели, технологии и процедурам выполнения.

Практическое значение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для повышения социально-психологической компетентности субъектов антикризисного управления, обучения их социально-психологическому антикризисному управлению, улучшению взаимодействий с персоналом кризисной организации.

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки.

Положения, выносимые на защиту. Кризисы в организациях обладают не только общими свойствами, но и имеют конкретные проявления, в частности, в действии социального, управленческого и социально-психологического кризиса. Соответственно данным видам проявлений кризиса должны специальные виды антикризисного управления.

Антикризисное управление кризисной организацией осуществляется по ряду направлений, среди которых особое место занимает антикризисное управление «человеческой составляющей» организации, то есть ее персоналом. Эффективность антикризисного управления персоналом во многом определяется знанием его характеристик и состояний, что позволяет выбрать адекватные методы и стиль управления.

Как объект управления персонал кризисной организаций является психологически сложным объектом, с высоким уровнем дезадаптированности и дезинтегрированности. Психологическая сложность обусловливается действием социально-психологических факторов и проявляется в высоком уровне тревожности и напряженности, возрастании социальных страхов, действии неадекватных образов кризисной ситуации, ухудшении морально-психологического климата и отношений. Психологическая сложность отражается на психологическом пространстве организации, которое отличается негативной эмоциональной окраской, неустойчивостью, нестабильностью, связано с тревожными ожиданиями. В кризисных организациях преобладает стихийная информация, проявляются социально-психологические феномены отчужденного сознания, возрастает межгрупповая враждебность, увеличивается число эмоциональных конфликтов.

Психологическая сложность персонала кризисной организации, негативное психологическое пространство обусловливают важную роль собственно социально-психологического антикризисного управления. Социально-психологическое антикризисное управление персоналом кризисной организации является особым видом социально-психологического управления. Социально-психологическое антикризисное управление должно осуществляться в едином комплексе антикризисного управления, в системном и координационном единстве с другими его видами.

В результате проведенных исследований была определена система социально-психологического антикризисного управления персоналом кризисной организации: цели, мотивы, смыслы, объект, субъект, принципы, функции, методы, психологическая структура и содержание, методы, этапы осуществления.

Обоснована система данного вида управления кризисной организацией, раскрыто ее содержание, алгоритмический характер ее функционирования.

Существуют социально-психологические факторы, способствующие повышению эффективности социально-психологического антикризисного управления кризисной организацией. Они связаны с повышением социально-психологической компетентности субъектов антикризисного управления, формированием психологической готовности, созданием антикризисной информационной среды, обеспечением информационно-психологической безопасности организации, повышением уровня доверия к субъектам антикризисного управления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры социальной психологии Российского государственного социального университета, на научно-практических конференциях (г.Тамбов,.

2009; г. Москва, 2010; г. Ульяновск, 2010), на Годичных научных чтениях РГСУ (г. Москва, 2009).

Результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе в РГСУ, в Институте антикризисного управления, в институте повышения квалификации РАГС при Президенте РФ.

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику работы ИПК Российского государственного социального университета при подготовке антикризисных управляющих и показали высокую эффективность разработанных практических рекомендаций, что подтверждено соответствующими документами о внедрении. Результаты исследования отражены в семи публикациях соискателя, общий объем которых составляет 19,55 п.л.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Подводя итоги диссертационному исследованию можно сделать вывод о том, что его цели достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена, получены новые значимые научные результаты.

Проблема социально-психологического антикризисного управления кризисной организацией обладает новизной, высокой актуальностью и научно-практической значимостью — эффективное антикризисное управление невозможно без специального управления «человеческой составляющей» организация, несмотря на это ее разработка осуществлялась недостаточно.

Анализ публикаций по проблеме кризисов и антикризисного управления показал, что в кризисных организациях не действуют закономерности, характерные для нормального их функционирования, эти закономерности являются инверсионными, это негативно сказывается на работе организации, профессиональных и иных взаимодействиях в ней.

Персонал кризисной организации является психологически сложным объектом. Психологическая сложность характеризуется возрастанием неудовлетворенности, приводящей к отчуждению персонала от организации и деятельности в ней, снижением уровня доверия к руководству и менеджерам, экстрапунитивным реагированием на экстремальные факторы в условиях кризиса, возрастанием психической напряженности и тревожности, склонностью к стихийным моделям поведения, возрастанием межличностных «вертикальных» конфликтов и конфликтов типа «индивид-группа», циркулированием недостоверной стихийной информации. То есть персонал кризисной организации отличается дезадаптированностью и дезинтегрированностью. Для кризисных организаций характерным является также и кризис управленческого сознания и самосознания, проявляющиеся в неадекватной оценке ситуации и реагировании на нее, выборе неэффективного стиля руководства, «передаче ответственности», недостаточному вниманию к роли «человеческого фактора».

Соответственно психологическое пространство организации отличается негативной эмоциональной окраской, неустойчивостью, нестабильностью, связано с тревожными ожиданиями. В кризисных организациях циркулирует много стихийной информации (особенно слухов), проявляются социально-психологические феномены отчужденного сознания, возрастает аутогрупповая и межгрупповая враждебность, увеличивается число эмоциональных конфликтов.

Проведенный анализ особенностей антикризисного управления организациями показал ведущую роль в нем «психологической составляющей», включающей антикризисную работу с персоналом, базирующаяся на реализации антикризисной кадровой политики, формирование благоприятного морально-психологического климата, повышающего сплоченность, повышение психологической компетентности руководителей для работы в кризисной ситуации, их психологической готовности.

Проведенные исследования позволили доказать, что главной составляющей антикризисного управления персоналом организации является собственно социально-психологическое антикризисное управление. Социально-психологическое антикризисное управление персоналом кризисной организации является особым видом социально-психологического управления. В результате теоретических и эмпирических исследований определены и описаны его цели, мотивы, объект, субъект, принципы, функции, методы, психологическая структура и содержание, этапы осуществления.

Социально-психологическое антикризисное управление, как показал проведенный анализ, является особым видом управления, оно должно осуществляться в едином комплексе антикризисного управления, в системном и координационном единстве с другими видами управления.

Была обоснована система социально-психологического антикризисного управления кризисной организацией, раскрыто ее содержание.

Определены основные социально-психологические факторы, способствующие повышению эффективности социально-психологического антикризисного управления кризисной организацией: повышение социально-психологической компетентности, субъектов антикризисного управления, формирование психологической готовности, создание антикризисной информационной среды, обеспечение информационно-психологической безопасности организации, повышение уровня доверия к субъектам антикризисного управления, проведение социально-психологического аудита.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Психологические механизмы управления и о том, как их использовать. М.: Известия, 2002. 311 с.
  2. B.C., Краева М. Ю., Секач М. Ф., Семья Г. В. Психология безопасности: основы психологической помощи населению. М.: АБОП и СГИ, 2006. 308 с.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. -144 с.
  4. Адаптация персонала к измененной системе труда / Под общ. ред. Л. Г. Лаптева. М.: ИТАР-ТАСС, 1997. 197 с.
  5. Адаптация персонала к измененным условиям деятельности / Под. ред. А.А.Деркача). М.: РАГС, 1998. 314 с.
  6. Айвазян 3., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. № 4. 1999. С.8−15.
  7. М., Мескон М. Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 1992. — 385 с.
  8. В.А. Социальный страх. Свердловск, 1991. — 237 с.
  9. Антикризисное управление / Под ред. Минаева Э. и Панагушина М. М.: Приор, 1998. 198 с.
  10. Антикризисное управление: общие основы и особенности в России / Под ред. И. К. Ларионова. М.: «Дашков и К», 2002.
  11. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. М.: ЮНИТИ, 1997.
  12. Антикризисный менеджмент / Под ред. А. Г. Грязновой. М.: ЭКСМОС, 1999.-362 с.
  13. Антикризисное управление / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА, 2001.-432 с.
  14. Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях / Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1999. С.47−68.
  15. Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. М.: Аспект Пресс, 2007. 278 с.
  16. Т.Ю., Малиновский В. П. Стратегия поведения антикризисного управляющего и формирование рациональной кадровой политики / Прикладная психология. № 2, 1998. — С. 19−31.
  17. И.И. Психологическое содержание управленческих способностей // Прикладная психология и психоанализ. 2002. № 3. С.23−34.
  18. В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2003. — 18 с.
  19. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
  20. П.Г. Служба управления персоналом предприятия. М.: Дело, 1996.-307с.
  21. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИПРАН, 1994. 109 с.
  22. У. Менеджмент в организации. М.: Инфра-М, 1997. 344с.
  23. В.В., Рудык Э. Н. Социальный вектор антикризисного управления // Менеджмент и бизнес-администирование. № 2. 2007. -С.158−172.
  24. В.Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями. М.: СИНТЕГ, 2004. 400с.
  25. И.С., Перелыгин Н. М., Перелыгина Е. Б. Корпоративная безопасность как основа социально-психологической и организационной стабильности. М.: ИЭТ, 2008.-434 с.
  26. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова Ю. М., Петровской JI.A., Соловьевой О. В. М.: Смысл, 1999. -377с.
  27. О.С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Гардарики, 2000. — 296 с.
  28. Д.Б. Кризисные явления на разных этапах карьеры государственных служащих: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.-23 с.
  29. В.А. Системные описания в психологии. JL: ЛГУ, 1986 176с.
  30. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. — 420 с.
  31. Д.Л., Иванцевич Д., Доннели Д. Х. Организации: поведение, структура, процессы. 8-е изд. М.: Инфра-М, 2000. — 662 с.
  32. В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб.: Слово-П, 1994. 148 с.
  33. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. М.: МНИИПУ, 1998. 473 с.
  34. Г. Н., Тихонова Н. В. Медико-социальная и психологическая характеристика безработных. Красноярск, 1996. -116 с.
  35. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Общ. ред. В. П. Иванова. М.: Известия, 2003. 410с.
  36. М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М.: Дело, 1993. — 203 с.
  37. В.В., Зазыкин В. Г. Руководителям о психологии и акмеологии управления. М.: СФГА, 2006. 414 с.
  38. Гычев Психическое здоровье безработных: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Томск, 1997. — 26 с.
  39. Дак Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. М.: Альпина Паблишер. 2003. -320 с.
  40. А.А., Щербина А.В Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М.: МПАКЦ, 1998. 99 с.
  41. А.А., Синягин Ю. В., Морозов А.Н Формирование эффективного стиля управленческой деятельности. М.: РАГС, 1999. -103с.
  42. А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000. 532 с.
  43. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология управления. Казань: РАГС и ЦИТ, 2008.-317 с.
  44. А.А., Лаптев Л. Г. Перелыгина Е.Б. Акмеологическая концепция деятельности кадров управления в кризисных состояниях. М.: АЛЬТЕКС, 2006. 450 с.
  45. Л. Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. — 207 с.
  46. Г. Управление персоналом М.: Бином, 1997. — 432 с.
  47. А.И., Кац И.Я., Равенков А. Н. Антикризисное управление. М.:СГУ, 2005.-316 с.
  48. П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: Вильяме, 2004. — 372 с.
  49. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1996. 327 с.
  50. Е.В., Зазыкин В. Г. Психологические особенности антикризисного PR-управления. Иваново: ИФ СЗАГС и СГИ, 2006. — 71 с.
  51. А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. -607 с.
  52. В.В., Матвеев В. В. Теория управления. Учебное пособие. СПб.: СПб ТУ, 2006. 290 с.
  53. С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М.: Российский салон, 1996. -200 с.
  54. А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: Дисс. доктора психологических наук в форме научного доклада: 19.00.05 М.: ИП РАН, 1999.-132 с.
  55. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Экономика, 1999. 576 с.
  56. В.Г.Зазыкин, И. А. Смирнова Корпоративная культура организации: психолого-акмеологический подход. М.: НИГО, 2005. 127 с.
  57. В.Г., Карпенко А. С. Психологическая компетентность руководителя. М.: ИПК ГС, 2008. 376 с.
  58. В.Г., Мельников А. П. Психология «паблик рилейшнз». — М.: Элит, 2008. 376 с
  59. А.Н. Организационная психология. М.: ФЛИНТА, МПСИ, 2000. 476с.
  60. М.С. Эволюционный взгляд на антикризисное управление // Эффективное антикризисное управление. М., 2001. — С.27−38.
  61. М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. М.: МААН, 2002. — 72 с.
  62. JI.B., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1995. 187 с.
  63. Д., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. М.: Дело. 1993. 304 с.
  64. Информационно-психологическая безопасность. Т. 1−3. М.: Аспект-пресс, 2002.
  65. Т.С. Психология управления. М.: РПА, 1997. 324с.
  66. Кадры управления: проблемы и система работы в России и за рубежом / Под ред. Н. П. Пищулина. М.: РАУ, 1992. — 289 с.
  67. Калинина Н. В, Проблема кризисной ситуации и антикризисного поведения в психологии.// Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции. Ульяновск, 2000. С. 4 13.
  68. А.В. Организационная психология кризисного периода / Прикладная психология. № 2, 1999. — С 2−14.
  69. A.M., Громов А. В., Солдатов А. А. Управление персоналом. Иваново: МО ИГЭУ, 2002. 168 с.• 70. Кибанов, А .Я. Основы управления персоналом. М.: Инфра-М, 2007. — 447с.
  70. К.А., Попов С. А. Антикризисное управление. М.: Собрание, 1999.-336 с.
  71. М.В. Лидерский потенциал антикризисных управляющих: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2003. 25 с.
  72. К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии. — СПб.: ПИТЕР, 2004. — 379с.
  73. А.Г. Руководителю о работнике. Практический аспект изучения личности М.: Экономика, 1988. 91 с.
  74. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. 142 с.
  75. В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1999. — 112 с.
  76. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967.
  77. И.К. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.
  78. В.П. Гносеологические проблемы системного знания. М.: Знание, 1983. — 62 с.
  79. А.Е. Акмеологические условия саморегуляции отрицательных психических состояний госслужащих в особыхусловиях деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005. — 25 с.
  80. В.И. Управление формированием и развитием коллектива. М.: РАГС, 1996. 89 с.
  81. Ю.Д. Управление поведением персонала в фирме.- М.: Дело, 1997. 267 с.
  82. Кричевский P. JL Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. — 384 с.
  83. В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: ПИТЕР, 2003.-416 с.
  84. В.Г. Социальная психология. Учебник для вузов 2-е изд. -СПб.: Питер, 2007. 432 с.
  85. В.Г. Антикризисное управление. М.: Финансы, 1999.
  86. Л.Д. Каким быть руководителю. Л.: ЛГУ, 1986. 187с.
  87. Г., О.Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Т.2. М.: Прогресс, 1981. 512 с.
  88. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995. 442 с.
  89. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-304 с.
  90. М.О. Оценка психологической готовности руководителя к управлению в условиях кризиса: Автореф. дисс. канд. психол. наук: М., 2003.-25 с.
  91. .А., Галахов В. И., Заречкин Е. Ю., Усманов Б. Ф. Человеческие ресурсы корпорации. Стратегия и практика управления. М.: ИКЦ Академкнига, 2005. 670 с.
  92. Т.Н. Технология формирования корпоративного сознания персонала организаций // Акмеология. 1996. — № 2 — С.27−40.
  93. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448 с.
  94. Л.Ю. Развитие и совершенствование организационной культуры руководителями. М.: РАГС, 2004. 48 с.
  95. Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном обществе. М., МАПН, 1998. — 221 с.
  96. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001. 264 с.
  97. Р.В. Социальное управление: кадры и кадровая политика. М.: МГУ, 1986. 141с.
  98. О.Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова и др. М.: Смысл, 1999.-С. 265−281.-377 с.
  99. Менеджеру о менеджменте / Под ред. Л. Г. Лаптева. М.: КванТ, 1997.-307 с.
  100. .З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.
  101. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. СПб.: ПИТЕР, 2002. 512 с.
  102. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2002. 397 с.
  103. Г. С., Касабов А. А. Акмеологическая готовность к управленческой деятельности в особых условиях. М.: МАИ, 2006. — 72 с.
  104. В.И. Психическое здоровье мигрантов и безработных: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Хабаровск, 1998. — 14 с.
  105. Е. Карьера менеджера: психология и управление. СПб.: ПИТЕР, 2002. 320 с.
  106. Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1986. — 112 с.
  107. JI.C. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами. М.: Промедэк, 1992.-288с.
  108. А.Т., Семенов В. Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Л.: ЛГУ, 1987.
  109. И.Н., Носс Н.В Психология управления персоналом предприятия (профессиологические аспекты). М.: КСП, 2002. 234с.
  110. Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: ПИТЕР, 2000. — 448 с.
  111. Общая теория управления / Под ред. Беляева А. А., Варламова К. И., Пищулина Н. П. М.: РАУ, 1994. — 300 с.
  112. Ю.Г., Журавлев П.В Управление персоналом. М.: Финстатинформ, 1997. 878 с.
  113. Основы социально-психологической теории // Под общ. ред. Бодалева А. А., Сухова А. Н М.: МПА, 1995. — 420 с.
  114. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997. 24 с.
  115. Перспективы социальной психологии. 2-е международное издание. -М.: Эксмо, 2001. 688с.
  116. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс. 1986. 312 с.
  117. С.В. Психологическая специфика самопознания личности в кризисный период // Психология личностного роста специалиста. Тамбов: ТГУ, 2007. С. 9−14.
  118. И.В. Развитие внутренних ресурсов личности как условие повышение субъективной оценки качества жизни безработным: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 23 с.
  119. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М., Воронеж: МПСИ, 1998.
  120. О.А. Социальные страхи у населения: источники возникновения, формы проявления, методы компенсации. Оренбург: Администрация Оренбургской области и РАГС, 1997. — 101 с.
  121. Проблемы управления развитием организации. Вып. 1−3. М.: РАГС и ИПК ГС, 2006. 247 с.
  122. Промышленная социальная психология / Под ред. Е.С.кузьмина и А. Л. Свенцицкого. Л.: Лениздат, 1982.
  123. Психологическая компетентность как фактор повышения эффективности деятельности руководителя (сост. Я.И.Украинский). -Киев, 1989.
  124. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1979. — 334 с.
  125. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях / Под ред. Марьина М. И. М.: МВД, 20−01.-308 с.
  126. Психология безопасности // Под ред. А. А. Деркача и Секача М. Ф. М.: РАГС и АГЗ МЧС, 2002. 704 с.
  127. В.П. Руководство персоналом в организации. М.: Аспект Пресс, 1998. 331 с.
  128. Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача и Л. Г. Лаптева. М.: ИП, 2001. 628 с.
  129. Г. А. Когнитивно-волевые особенности совладающего поведения безработных: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2009. -19 с.
  130. В.А. Психологические парадоксы в управлении. М.: Интел-Синтез, 1997. 144 с.
  131. В. Л. Самоорганизация управления в условиях неопределенности // Самоорганизация. Организация. Управление. М.: РАГС, 1995. С.34−49.
  132. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления. М.: Знание, 1973. 99 с.
  133. Е.В. Психологические условия преодоления безработными личностно-профессионального кризиса: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Калуга, 2003. — 23 с.
  134. B.C. Психолого-акмеологические механизмы принятия управленческих решений руководителем в экстремальных условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2008. — 26 с.
  135. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджемент в организациях. М.: Экономика, 1995. 335 с.
  136. С.И., Столяренко А.Д Психология управления. Р-н-Д.: Феникс, 1997.-512 с.
  137. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. 278 с.
  138. М.Ф. Руководитель и коллектив в экстремальных ситуациях: страх, паника и борьба с ними. М.: РАГС, 1998. — 211 с.
  139. В.В. Произвольная саморегуляция функционального состояния в условиях режима непрерывной деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986. 24 с.
  140. A.M. Эффективность профессиональной деятельности руководящих кадров при принятии решений в особых условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., РАГС, 1998. — 25 с.
  141. Ю.В. Руководитель организации и его команда / Ю. В. Синягин. М.: РАГС, 1996. — 111 с.
  142. Н. Японский феномен менеджмента // Риск 1993. -№ 1. — С. 12−19.
  143. Г. В. Управление социальным развитием персонала предприятия. М.: ГАУ, 1994. 112 с.
  144. И.А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. СПб., 2000. 287 с.
  145. Е.А. Личность руководителя. СПб.: СПб ГУ, 2005. — 249 с.
  146. И. А. Система акмеологической культуры организации (психолого-акмеологический аспект). Иваново: ИФ СЗАГС, 2008.-114 с.
  147. И. А. Психолого-акмеологические основы формирования и развития корпоративной культуры организации. М.: КДУ, 2009.-191 с.
  148. А.Г. Социальные аспекты антикризисного управления (на примере Кузбасса): Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2000. — 22 с.
  149. Ю.И. Смысловая саморегуляция и ее влияние на формирование личностной устойчивости субъекта в кризисной ситуации / Потенциал личности: комплексная проблема. Тамбов: ТГУ, 2007.
  150. Н. Современные системы психологии. Психологическая энциклопедия. СПб.: ПРАЙМ-Еврознак, 2003. 384 с.
  151. Н.В. О возможности применения общих акмеологических законов и закономерностей в решении проблемы развития профессионализма кадров управления. М.: МААН и МАИ, 2004. 63 с.
  152. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие / Под ред. Журавлева А. Л. и Хащенко В. А. М.: ИПРАН, 1990. 213 с.
  153. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Под ред. Журавлева А. Л. и Шороховой Е. В. М.: ИП РАН, 1999. 276 с.
  154. Социальная психология личности / Под ред. М. И. Бобневой и Е. В .Шороховой. М.: Наука, 1979. 344 с.
  155. Справочник кризисного управляющего / Под ред. Э. А. Уткина. М.: ЭКСМОС, 1999. 329 с.
  156. О.В. Психологические особенности корпоративной культуры госслужащих. Иваново: МААН, 2008. 107 с.
  157. В., Карнаух И. Практическая психология управления. М.: АСТ-Пресскнига, 2003. 304 с.
  158. О.В. Социально-психологические проблемы и феномены кризисной организации: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 1996.-26 с.
  159. Теория управления / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и
  160. A.П.Панкрухина. М.: РАГС, 2003. 558 с.
  161. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  162. Управление персоналом / Под ред. Задоркина В. И., Склярова
  163. B.Ф. М.: Союз, 1995. 376 с.
  164. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Под ред. Ю. М. Забродина, Н. А. Носова. М.: Магистр, 1996.
  165. Управление персоналом. / Общ. ред. Т. Ю. Базарова и Еремина Б. Л. М.: Юнити, 1998. 276 с.
  166. Управление персоналом. Учебник. 2-е изд., перераб, доп. / Общ. ред. Т. Ю. Базарова и Еремина Б. Л. М.: Юнити, 2003. — 560 с.
  167. Управление персоналом. Учебник. / Общ. ред. А. И. Турчинова. М.: РАГС, 2002. 488 с.
  168. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / Под ред. Марра Р. и Шмидта Г. М.: МГУ, 1993. 469 с.
  169. Э.А. Справочник кризисного управляющего. М.: Эксмос, 1999.-432 с.
  170. Э.П. Личность в психологии и менеджменте: Учебное пособие. М.: ГУУ, 2003. 228 с.
  171. А.В., Князев В. Н., Липинский В. К. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989. 255с.
  172. Т.В. Формирование критического мышления студентов вуза как средства защиты от негативных информационных воздействий в профессиональной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 22 с.
  173. Р. Все о «паблик рилейшнз». М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. 256 с.
  174. В.М. Управление персоналом. СПб.: ПИТЕР, 2002. 342с.
  175. Ценностное сознание личности в период преобразования общества / Под ред. Е. Д. Дорофеева и Л. А. Седова. М.: ИП РАН, 1997.316 с.
  176. В.В. Повышение психической устойчивости государственных служащих к экстремальным ситуациям: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2003. 20 с.
  177. А.В. Социально-психологические особенности реальных настроений россиян. Калуга: МААН, 1999. — 19 с.
  178. А.В. Особенности социальных политических настроений в современных условиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.-24 с.
  179. А.Н. Связи с общественностью. Издание 2-е исправленное и дополненное. М.: Дело, 2001. — 296 с.
  180. . С.В. Управление персоналом в современной организации. М.: Интел-синтез, 1998. 343 с.
  181. А.Ф., Филинова И.М Управленческая психология. М.: Аспект-пресс, 2002. 332 с.
  182. П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН и Академпроект, 1999. 448 с.
  183. А.Ю. Психическое здоровье безработных // Профессиональный потенциал. № 2. 2000. С. 15−27.
  184. У.Р. Введение в кибернетику. М.: Наука, 1959.
  185. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. С. 287−293.
  186. Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио, 1972. 455 с.
Заполнить форму текущей работой